КАК ВНЕШНЕЕ ХРИСТИАНСКОЕ ДЕЛАНИЕ СВЯЗАНО С ВНУТРЕННИМ
По учению св. отцов то проклятие земли, которое было изречено Богом в наказание Адаму и его потомкам, эта казнь роду нашему, и до сих пор лежит на земле, поэтому-то земля сама изобильно произращает разные сорные травы и деревья, не приносящие годных в пищу человеку плодов, а все злаки и растения, которые питают тело человека, приходится выращивать, проливая пот, постоянно пребывая в труде [9, т. 5, с. 206].
Но эта казнь в духовном смысле относится к нашему сердцу. Эта земля – сердце наше, после грехопадения Адамова тоже произращает терния и волчцы, т.е. греховные ощущения и помышления. Чтобы насадить в сердце хлеб небесный – Слово Божие, чтобы оживить его, сделать его способным к духовной жизни, необходим немалый труд, подвиг. Для того чтобы земля могла принять в себя семена, необходимо эту землю возделывать: разрыхлять, переворачивать, умягчать, удалять сорные травы и вычищать их корни; нужны для этого разные орудия – плуги, бороны, лопаты. Точно так и сердце наше нуждается в обработке постом, бдением, поклонами и прочими удручениями тела, чтобы обуздать плотские его влечения и плотские помышления ума. Но если при этом возделывании сердца телесными подвигами оно не будет усваивать Евангельские заповеди, не будет поучаться в них и руководствоваться ими, жить ими, то тогда оно будет еще гораздо более, чем до возделывания, произращать из себя плевелы тщеславия, гордыни и блуда. И земля вспаханная, удобренная, мелко разрыхленная, но незасеянная, с большей силой родит плевелы. Также и наоборот: не засевают семян в невозделанную почву, так и сердце, невозделанное телесными подвигами, с необузданными плотскими влечениями, не может вместить в себя духовного насаждения; кто возьмется за это, тот потрудится напрасно, или даже может впасть в самообольщение и бесовскую прелесть.
Телесные труды существенно нам необходимы. Святые отцы говорят, что телесные труды приводят душу в смирение. Но какое отношение имеют они к расположению души? Авва Дорофей говорит в ответ на этот вопрос:
«Я объясню вам это. Так как душа, по преступлении заповеди, предалась, как говорит святой Григорий, прелести сластолюбия и самозакония и возлюбила телесное, и некоторым образом стала как бы нечто единое с телом, и вся соделалась плотию, как сказано: Не иматъ пребывати дух Мой в человецех сих, зане суть плоть (Быт. 6:3), и бедная душа как бы состраждет телу и сочувствует во всем, что делается с телом. Посему-то и сказал старец, что и телесный труд приводит душу в смирение. Ибо иное расположение души у человека здорового, и иное у больного, иное у алчущего и иное у насытившегося. Также опять иное расположение души у человека, едущего на коне, иное у сидящего на престоле, и иное у сидящего на земле, иное у носящего красивую одежду, и иное у носящего худую. Итак, труд смиряет тело, а когда тело смирится, то вместе с ним смиряется и душа...» [5, с. 48]
Из этих слов хорошо видно, какое должно быть соответствие между внутренним духовным и внешним телесным трудом. Никогда нельзя забывать цель всех наших внешних подвигов: умягчить, смирить наше сердце, сделать его восприимчивым к Слову Божию, затем тут же насаждать в нем семена духовные. При этой обработке почвы сердечной, надо ясно сознавать свою меру, возможности, силы, чтобы распахать столько, сколько можем засеять и сколько будет нам по силам, чтобы вырастить и собрать плоды.