Источник

7. Промысл Божий

«Сказано: «Радость Господня – сия есть сила наша» (Неем. 8:10)» (19–2:115)

В одном из своих очерков, посвященных раскрытию наставлений святого праведного Иоанна Кронштадтского, я приводил уже определение Промысла Божия. И если это определение применено к творениям Кронштадтского Пастыря, то, естественно и прежде всего, оно относится к Богословию Московского Архипастыря. Повторяю его (хорошо было бы запомнить это определение): «Промысл Божий есть непрестанное действие всемогущества, премудрости и благости Божией, которым Бог сохраняет бытие и силы тварей, направляет их к благим целям, всякому добру вспомоществует, а возникающее чрез удаление от добра зло пресекает, или исправляет и обращает к добрым последствиям».

Господь печется о нас «не по нашему достоинству», а по Своему бесконечному милосердию (21:41). Его судьбы «неисоведимы, но всегда премудры и благи» (13:72). «Удивительный вопрос, предлагаете Вы, отец наместник: писать ли об исцелениях, – обращается Святитель к архимандриту Антонию. – О ничтожных делах человеческих пишут, обязаны писать, и писать установленным нарядным образом, а о делах Божиих писать ли? Не даром пророк жаловался, что на дела Господня не взирают (Ис. 5:11–12). Надобно ли, чтобы он и на нас в сем жаловался? В ответе на сей вопрос найдете ответ на вопрос Вами предложенный» (17:23). Господь создает дом души нашей и исполняет ее Своим светом, Своей тишиной (8:93). Господь благословляет соединение душ «в Его имени и в Его радости», посылает «нам Свой истинный мир, который Он оставил Своим верным ученикам» (7:203). Он созидает – Он же властен и разрушить. «Аз соградих, Аз разорю» (Иер. 45:4), – сказано было еще в Ветхом Завете. «Какое страшное решение, – скорбит Святитель и молит: Господи, не разори. Порази елико сие заслужили, но сохрани Твое в Небе. Потряси землю, чтобы мы пробудились, чтобы возопили к Тебе, чтобы Ты услышал наш вопль покаянный и чтобы не до конца прогневался на Небе» (4:624). И Святитель верит: «Отец, из Него же всяко отечество на Небеси и на земли именуется, не оставляет сиротами тех, которые усыновления Ему взыскуют» (4:89). «Бог не предаст – зверь не съест; а если Богу угодно попустить на человека испытание, то Он может сотворить и избытие, а не наше нетерпение или бегство» (4:406).

Если обращают взор на прошедшее – «будет правда», когда его обратят «на милосердные пути Провидения Божия» (13:43). – Святой апостол Андрей Первозванный взял всех верных «в свое покровительство», дабы руководствовать «ко всякому благу и к миру Божию», к внушению словес «истины для сказаний о жизни Церкви, которой Он положил основание» (4:51).

Провидение посылает или великие блага, или испытует и даже отвращает Свое Лицо. – «Все зависит от Его благодати» (7:83). Провидение Божие «не случайно попускает поражающие события» (14:8). «Судьбы Господни премудры и благи во всем, но нельзя видеть без участия скорби, когда души добрые посещаются скорбями, когда деятели верные и полезные царю и царству отторгаются от своей деятельности» (19–2:322). Да даст Господь «и уныние и утешение, и желание жизни и желание смерти – все полагать к стопам Его и принимать от Него всякое даяние благое, и носить в преданности воле Его» (7:83).

Принимая от Бога всякое даяние благое, должно и самим являть деяния благие. – «Бог дает здоровье, чтобы человек действовал, но и берет здоровье, чтобы обеспечить продолжение действования; и посылает болезнь, чтобы человек переносил бездействие в спокойном послушании воле Божией и тем споспешествовал восстановлению здоровья» (13:48). «Не думаю, чтобы совсем нельзя было совместить попечения о здоровье с исполнением должности. Попечение о здоровье во всяком случае должно возлагать на милосердие Божие, но и с нашей стороны не должно отлагать того, что может быть полезно нашему здоровью. Не чудес требовать дерзаем, предаваясь Его попечению, но смиренно просим благословить благотворные средства, которые Он положил в силах природы и которые по нашей возможности и разумению употребляем. Если Бог даровал нам сил на 70 лет, не имеем права истратить их за 7 лет или менее, что может случиться, если совсем бросим попечение о сохранении здоровья, или об укреплении поколебавшегося» (13:50).

Путь к Богу, к Небесному благу, к свету Христову не простой, но надо идти вперед, не оглядываясь, не поддаваясь недобрым помыслам.

Святитель сетует, что мы сами медленно двигаемся по святому пути и других плохо подвигаем. «Мне кажется печальным знамением, – пишет он к архимандриту Антонию, – что мы, не усиливаясь сами подвинуть людей к Богу, не отверзаем пути и тогда, когда Бог Сам простирает благодеющую руку и являет силу Свою, чтобы привлещи их к Себе» (7:167).

Святой Филарет с архипастырской любовью и настойчивостью – и просит, и увещает:

«Продолжите... молитвы Ваши, чтобы Бог даровал... иметь... и сердце, и дела очищенные по благодати Его» (17:78).

«Христос пришел в мир грешныя спасти (1Тим. 1:15)... Сие вспоминая и греховность свою признав, «приступите к Нему и просветитеся, и лица ваша не постыдятся» (Пс. 33:6), как говорит другой человек Божий» (29:278–279).

«Господь наш Иисус Христос, Иже есть Истина чистая, существенная, святая, Божественная, да примет и от уст, и от сердца Вашего чистое исповедание веры в Него; а всякое слово или помышление хульное да низвергнет на главу отца лжи, оклеветающего, как говорит святой Иоанн, братию нашу день и нощь» (Ин. 8:44; Откр. 12:10) (29:279).

«Когда бывает засуха, нельзя одолеть ее силой, а надобно просить и ожидать от Бога благотворного дождя и терпеть, если Он не поспешает» (29:297).

Нам должно творить «справедливое и полезное по совести» и одновременно – предавать себя в руки Провидения. «Если благословится успехом, слава Богу. Если и к добру направленное по грехам нашим превращено будет – смиримся и осудим свой помысл, а не станем судить других и роптать на них» (15:8). Приложите попечение, какое можете, – учит святой Филарет, – «поручите прочее Тому, Кто печется о всех нас без сравнения более, нежели каждый о себе» (19–1:35). «Меня, – продолжает он же в другом письме, – затрудняет несколько будущее, но я, не могши прояснить его мрачности, успокаиваюсь, отвращая от него взоры, и ожидаю, доколе упадут некоторые лучи, долженствующие показать мне дорогу. Может быть это назовут легкомыслием, но я называю это доверенностью к Провидению. Если я чего-нибудь желаю, и мне встречаются препятствия к достижению предмета желаний – я думаю, что не случай толкнул их против меня, и потому без ропота медлю и ожидаю, что будет далее. – Мне кажется, что несколько лет нерешимости простительнее, нежели минута опрометчивости там, где дело идет о целой жизни. Пусть, кто хочет, бежит за блудящем огнем счастья – я иду спокойно, потому что я нигде не вижу постоянного света» (12:82). Мы нередко жалуемся на поставленные преграды нашим желаниям, «но, перескочив их, может быть, мы бы заплакали» (12:111–112). Поэтому надо вовремя подумать, куда нас несет, а куда уже занесло, «не без крыла Провидения, там и надобно сидеть, или ходить путями правды» (19–1:115). Вмешалась в нашу жизнь воля чужая – и ее надо принять как явление или попущение воли Божией. «Время вам примириться с судьбой Божией, – пишет Святитель архиепископу Алексию, перемещенному из Тулы в Тавриду. – Не без воли Божией сделано то, что сделано. Люди ошибаются, но премудрое Провидение допускает ошибки их так, чтобы направить события согласно с Своими благими намерениями. Случившееся показало, что Вам нужно укреплять дух свой, чтобы не поколебали его внешние ветры. – Укрепитесь помощью Божией и идите путем Вашим, смотря на указания Провидения, а не на действия страстей человеческих, притом более подозреваемые нежели дознанные. И если действовали особые отношения на Тульской епархии некоторых лиц – найдите облегчение в Вашем устранении от такой епархии» (14:226–227). Как советовали святые Отцы? – Перестаньте спорить и сомневаться. – «Бог весть полезное» (8:125). «Вы говорите, – обращается святой Филарет к наместнику Свято-Троицкой Сергиевой Лавры святому Антонию, – что могло случиться с Вашим кучером, что случилось с его кучером, но дело говорит, что с сим случилось, а с Вашим не случилось, потому вероятнее, что и не случилось бы» (8:452). Должно подвигнуться «исполнить понятное, чтобы Господь дал средства уразуметь и не понятное» (7:261). Дело христианина, его подвиг в том, «чтобы не жить миру и себе в страстях, но жить Христу по Его воле и заповедям... Смерть, обыкновенно так называемая, может прийти скорее или медленнее, как будет лучше усмотрено Богом, и никогда нельзя считать ее отдаленной» (21:37). – «Весь живот наш Христу Богу предадим. Предайте Ему просто и Вашу жизнь и Вашу кончину, не определяя ничего догадками. Он знает, что лучше, и милует нас несравненно лучше, нежели мы себя» (19–2:310). «Молитесь, да будет воля Божия; Вы знаете, что нет ничего лучше воли Божией» (7:86). И то, что более всего нам следует помнить, Святитель повторяет, о чем и сам свидетельствует: «Повторяю: будьте спокойны. Можно лишиться земных благодетелей – Промысл Небесный никого не оставляет. Можно расстаться с любезными – Тот, Который один любит каждого из нас более, нежели все люди вместе, всегда с нами. Он благотворит нам и тогда, когда мы не хотим» (12:108).

Христианину подобает быть спокойну при любых жизненных невзгодах – ведь они многому нас учат, а значит – и не бесполезны, если переносятся с Богом. «Не почитай великими твоих личных несчастий», – учит святой Иерарх (10:457). Трудности нам посылает Господь «для блага нашего, хотя мы часто не усматриваем, какое благо и каким образом принесут они. Он не дает искусится паче, еже мощи, и творит со искушением и избытие или освобождение от затруднений. Такими размышлениями успокаивайте дух Ваш и молитвой призывайте милосердие Божие, да преложит печаль на утешение и радость» (12:357). Нам остается одно: «Смиренно предаться в волю Божию» (12:357). И вот как описывает святой Иерарх явления милости Божией при поразившей Москву эпидемии: «Говорили, что опасны собрания народа в церквах и в крестных ходах и представляли в пример город, в котором церкви были заперты. Я обещал некоторые предосторожности – и мне уступили свободу собраний в церквах. А когда по совершении крестных ходов в средине города и около всех церквей, на другой день прибыл государь император, и, следуя, конечно, суждениям врачей, спросил меня, не опасно ли, что я собираю массы народа и становлю на коленопреклоненную молитву на сырой земле, Провидение дало мне возможность тотчас отвечать: Ваше Величество, Господь оправдал церковное действие по крайней мере против сего сомнения; число заболевающих после крестных ходов не больше, а несколько меньше, нежели во дни прежде крестных ходов. Так еще более подтвердилась свобода церковных молитв» (13:44). «Не укоряйте холеру именем злой. Она уважает доброе. В тридцать холерных больниц, или около сего числа, ходили у меня, по чреде, ежедневно, всего до ста священников; и шесть недель холера не трогала ни одного из них. Но не любит она излишней дерзости, ни излишней робости, особенно невоздержания. Следственно: учить осторожности, воздержанию, упованию на Провидение Божие» (19–1:64).

Посещает нас Господь за наши грехи. «И что иное делать, как вопиять к Нему же: согрешихом, беззаконовахом, – но не предаждь нас до конца, Отцев Боже; а при том исправлять нашу жизнь и других увещевать к исправлению» (17:45). Никого не надо винить в наших болезнях, а «принимать их, как посещение Божие для нашего очищения» (21:75). Посетил нас Господь, по судьбам Ему ведомым, да даст нам «с послушанием принять посещение, потом да дарует нам исцеление, по милосердию Своему; если же угодно Ему продлить сие посещение, да поставит скорби такую меру, чтобы она не превысила наше терпение. Исцеление просить не запрещено: только просить надобно не по любви к временной жизни, но чтобы иметь еще время на покаяние» (21:76). Болезнь призывает к бодрствованию – «не хочет, чтобы дремали». Не сетовать и страшиться надо, а поусерднее молиться, уповать на Бога – использовать ее дни во благо (21:52). «Не сетуйте на болезнь, ограничивающую общение с людьми, но извлекайте из нее пользу, приемля ее с послушанием, и тем паче беседуя с Богом, чем менее с людьми» (19–2:312). Почувствовали тягость жизни – возведите «взор к милующему Богу, но жаловаться на тягость жизни не должно. Бог дает и продолжает ее для нашего спасения, следственно – это дар: дарующего благодарить должно, а не жаловаться» (21:62). И уж тем паче не годится падать Духом при земных лишениях. – «Забота об утратах хозяйственных не самая важная. Бог поможет вознаградить их, если благословит важнейшее» (12:359). Что бы ни произошло – долг христианина «смирить свои помыслы и желания под руку Божию» (12:372). Разделяя по родственному скорбь своей матушки – Евдокии Никитичны – и невестки Анны Ксенофонтовны (жена брата священника Никиты Михайловича Дроздова), Святитель утешает: «Прошу вас и Анну Ксенофонтовну мирно принять кончину отрока Иоанна. Не предавайтесь много скорби, которая не может быть полезна. Положите печаль Вашу к стопам Господним. Утишением Вашей скорби окажите послушание Отцу Небесному и принесите угодную Ему жертву. Он взял часть материальных забот, приняв чадо в Свои обители, где нет ни нужд, ни забот, ни опасностей. Для утешения матери он сохраняет другие чада» (12:372–373). «Не предавайтесь много печали; повинуйтесь воле Господа, без сомненья всегда благой и к нашему спасению действующей; уповайте на Него, Отца сирых и Судию вдовиц» (12:359).

Возлагая свои надежды на Промысл Божий, необходимо соблюдать со своей стороны осторожность. «Справедливо, на Бога возлагать надежду о себе и о детях, но сие не исключает осторожного внимания к тому, как лучше детей вести, и обязанности бдительно надзирать за ними. Любовь к ним не должна действовать независимо, а под руководством здравого рассуждения. И доброе сердце детей может быть увлечено на неправый путь. Опытность родительская должна бодрствовать над ними» (12:388).

Высказывает Святитель и православный взгляд на предопределение Божие – особый вид милости Отца Небесного. – «Апостол сказал, что Бог во Христе избрал нас прежде сложения мира (Еф. 1:4). Следственно, Ваш философ, который находит более согласным с логикой то, что Бог не предвидел грехопадения и его последствий, руководствуется не Апостольской логикой. Из тех же слов Апостола видно, что Бог предопределил нас ко спасению, а того не говорит здравое учение, будто Бог предназначил падение Адама. Если проницательный врач предвидел болезнь и приготовил лекарства – из сего нельзя вывести того, что врач предназначил болезнь, или что он виной болезни» (21:23–24).

Раскрыв попечение Божие о нас – Промысл Божий, – и указав на наш христианский долг – быть достойными сего, покориться во всем воле Божией, предаться Ему, – Святитель паки повторяет и воздает славу Богу:

«Положитесь на Бога и успокойтесь. Если же и посетит нас по грехам нашим – да будет воля Его! Да впадем в руце Господни, яко многа милость Его зело! Видите каково время. “И ты ли взыщеши великих? Не ищи! Яко се Аз – глаголет Господь”» (17:70).

«Мир Свой да подаст Он Вам, ... а от Вас Ему слава да восстает рано, как возбуждает праведный Давид» (8:61).

«Слава Богу, указующему тление и еще не низводящему в нетление. Помолитесь на месте смерти и воскресения Господня, да дарует помнить смерть, воскресение и суд» (4:306).

«Слава Богу, хранящему святое место Свое и нас грешных милующему!» (17:76).

«Сказано: “Радость Господня – сия есть сила наша” (Неем. 8:10). Так да будет с Вами ко благу Вашей души и Вашей деятельности» (19–2:115).


Источник: Алфавит духовный. Избранные советы и наставления святителя Филарета Московского / Проф. К.Е. Скурат. Москва : «Ковчег», 2010. — 368 с.

Комментарии для сайта Cackle