8. Божия Матерь
«Радуйся, Богоблагодатная. Даруй Твою нетленную радость» (10:304).
Святитель Филарет, сказавший много во славу Божией Матери в разных своих трудах – особенно в проповедях, – мало говорит в письмах. Очевидно, полнота славы Пресвятой Девы Марии, уже представленная Святителем, всем была известна и не имелось нужды паки возвращаться. Но и в не многом сказано ярко, выразительно...
Честнейшая Херувимов и славнейшая Серафимов – «образ бесконечно высокий» (29:293). Некогда – при кресте – скорбная – ныне «Отрада» и «Утешение» (5:4). И Святитель учит огорченную матерь «прилежно прибегать к Великой Матери, Которая испытала Матернюю скорбь одна несравненно большую, нежели все матери вместе, когда Единородного и Божественного Сына Своего прежде видела на кресте, нежели во гробе. По предсказательному изречению Симеона, «душу Ее прошло оружие», однако Божественная Благодать нашла врачевство для исцеления Ея; и поскольку благодатное есть Божественно, Божественное бесконечно, то дарованное Ей врачевство не истощено в Ней для Ней одной; но поскольку есть закон духовный, что искушенный сам «может искушаемым помощи» (Евр. 2:18), то скорбная некогда при кресте Матерь Господа обладает ныне неистощимым сокровищем утешения для всякой скорбной матери, прибегающей с верой к Ней, а чрез Нее к Ее Сыну и Богу, посылающему Духа Утешителя от Отца» (16:16; 29:309–310).
Милости Божией Матери по отношению к нам, грешным, неисчислимы. Как правило, они являлись чрез посредство Ее святых икон. «Утешен я, – пишет Святитель, – вестью Борисоглебского женского монастыря. Тиф распространился так, что настоятельница упала духом. Прибегла молебным пением к Божией Матери; и, возвратясь из церкви, нашла лежащую в ее келлии больную сестру в слезах, которая сказала ей, что была со всеми сестрами в церкви, видела, что от иконы Божией Матери светлый облик осенил молящихся сестер, и [Пресвятая Дева] изъявила надежду милости Божией. Больные потом большей частью выздоровели, – а некоторые скончались назидательной кончиной» (10:454). «Еще слышали мы новость... Неподалеку от Ромна (от Москвы ок. 600 верст) явился образ Богоматери, производящий чудеса неслыханные. Во время молитвословия на нем видны были слезы и каплями выходили слова: покайтеся и веруйте. Также слышался голос, который ни с чем сравнить не можно» (12:12).
Святитель Филарет заботится о том, чтобы иконы Царицы Небесной писались со строгим соблюдением церковных канонов – и только такие распространялись. «Крестообразное сложение рук Божией Матери на образе явления Ее, конечно, – замечает Святитель, – не может унизить Ее; но оно не соответствует значению изображения и не дает видящему мысли, сообразной с содержанием изображения» (8:209). «Икона коронования Божией Матери хороша, но меня не так привлекает сие изображение, не по восточному составленное, хотя и благознаменательное» (9:79) «Иконы Парижской Божией Матери раздавать не думаю, так как не думаю, чтобы сие изображение было в числе известных у нас издревле. Кажется, это взято с известной медали, о которой есть примечательные сказания, но которую, сколько мне известно, правительство не позволило внести в Россию. Некто во сне сказал, о сем изображении, что, кажется, и на яву годилось бы. Божия Матерь повсюду едина Божия Матерь, но что даровано нам, тем должно пользоваться преимущественно пред тем, что не нам. Посему не излишне рассудить о том, быть ли сей иконе у Харлампия. Видящие могут приступить с вопросами, не довольно удоборазрешимыми» (8:63–64).
Но хотя Божия Матерь вознесена и высоко, но Она не равна Триединому Богу. «Мы, – утверждает Святитель, – говорим по установлению Церкви: «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу», соединяя равночестные Божественные ипостаси. Но имя Пресвятой Девы, хотя и превознесено, однако не есть равночестно имени Божественному. Потому святая Церковь учит нас говорить: «Спасе, спаси нас», то есть Твоей Божественной благодатью. И также: «Пресвятая Богородице, спаси нас», то есть Твоими молитвами и благодатью Христовой. Но не учит говорить: «Иисусе и Мария, спасите нас» (8:456).
Московский Иерарх радуется, что православные русские люди текут и текут к Божией Матери: «Слава Богу, что много притекающих к Божией Матери и к Преподобному. Да примут и понесут с собой благословение и благодать» (7:293).
Радуется и молится:
«Пречистая Дева Матерь Господня да дарует... чистыми умы и сердцами созерцать таинства Сына Ея и Бога» (8:468).
«Радуйся, Богоблагодатная. Даруй Твою нетленную радость по вере прославляющих Твое на Небо восхождение и притекающих к Тебе с верой» (10:304).