К Титу послание Апостола Павла
Время и место написания этого послания неизвестны. Тит, язычник от рождения, по обращении стал сопровождать Апостола в его путешествиях и часто был им посылаем с поручениями по церквам (2Кор.8:12). Из этого послания видно, что он был поставлен в управление церковью в Крите.
Глава 1
Титу, истинному чаду моему в общей нашей вере.
Павел, раб Божий и Апостол Иисуса Христа, к утверждению избранных Божиих в вере и познании истины, приводящей к благочестию,
в надежде вечной жизни, которую неложный в слове Своем Бог обещал прежде вековых времен,
а в свое время явил слово Свое в проповеди, мне поверенной по повелению Спасителя нашего Бога –
Благодать, милость и мир от Бога Отца и Господа Иисуса Христа Спаса нашего.
Качества пресвитера
Для того и оставил я тебя в Крите, чтобы ты довершил недоконченное и поставил по всем городам пресвитеров, как я заповедал тебе, –
из таких, кто непорочен, муж одной жены, детей имеет верных, незазорных в распутстве или в своеволии.
Ибо епископ должен быть непорочен, как Божий домостроитель, не дерзок, не гневлив, не пьяница, не драчлив, не корыстолюбец,
но страннолюбив, к добру усерден, целомудрен, справедлив, благочестив, способен воздерживать себя.
Держался бы истинного слова, согласного с учением, так чтобы мог он и наставлять в здравом учении и противников обличать.
О лжеучителях
Есть много и непокорных, пустословов и обманщиков, особенно из обрезанных.
Таким следует заграждать уста: они развращают целые домы, уча чему не должно, из постыдной корысти.
Из них же один Критянин стихотворец сказал: «Критяне всегда лживы, злые звери, утробы ленивыя»41.
И верно это слово. И потому обличай их строго, чтобы здравы были в вере,
и не слушали бы Иудейских басен и того, что заповедуют люди, отвращающиеся от истины.
Чистому все чисто, а для оскверненных и неверных нет ничего чистого, но осквернены в них ум и совесть.
Говорят, что знают Бога, а делами отрекаются от Бога, потому что сами скверны и своевольны и негодны ни на какое доброе дело.
Глава 2. Попечение пастыря о пастве
Ты же говори о том, что́ сообразно с здравым учением.
Чтобы старцы были трезвенны, степенны, целомудренны, крепки в вере, в любви, в терпении.
Чтобы старицы носили одежду приличную святым, не были клеветницы, не предавались пьянству, учили бы добру,
вразумляли бы молодых любить мужей, любить детей,
быть целомудренными, чистыми, попечительными о доме, добрыми, покорными мужьям своим, да не порицается слово Божие.
Юношей также увещевай быть целомудренными.
Во всем показывай собою образец добрых дел, в учительстве искренность, честность, степенность;
слово здравое, не укоризненное, чтобы противник посрамлен был, не имея ничего сказать о нас худого.
Рабов учи повиноваться своим господам, угождать во всем, не прекословить,
не красть, но оказывать всю добрую верность, чтобы были во всем украшением учению Спасителя нашего Бога.
Ибо явилась благодать Божия, спасительная всем человекам,
и научает нас, чтобы мы, отвергнув нечестие и мирские похоти, целомудренно и праведно и благочестно жили в нынешнем веке,
ожидая блаженного упования и явления славы великого Бога и Спаса нашего Иисуса Христа.
Он предал Себя за нас, чтобы избавить нас от всякого беззакония и очистить Себе Свой народ избранный, ревностный к добрым делам.
Так говори, и убеждай, и обличай со всякою властью, чтобы никто не пренебрегал тебя.
Глава 3. Наставление об учении
Напоминай им повиноваться начальствам и властям и быть готовыми на всякое доброе дело;
никого не злословить, быть не сварливыми, но тихими, и ко всем оказывать всякую кротость.
Были и мы некогда несмысленны, непокорны, заблудшие, рабы похотей и разных сластей, жили в злобе и зависти, друг к другу завистливы, друг друга ненавидели.
Когда же благодать явилась и человеколюбие Спаса нашего Бога,
спас Он нас не по делам праведным, кои сотворили бы, но по Своей милости, спас банею пакибытия и обновления Духа Святаго,
Егоже излиял на нас обильно чрез Иисуса Христа Спасителя нашего,
да оправдаемся благодатию Его и будем по упованию наследниками жизни вечной.
Верно слово сие, и тебе завещаю, чтоб ты особливо подтверждал обо всем этом, чтобы уверовавшие в Бога старались быть прилежными к добрым делам: благо все это и полезно человекам.
Безумных же состязаний и родословий и споров и распрей о законе удаляйся: неполезны они и суетны.
Еретика, после первого и второго вразумления, отвращайся:
явно, что таковой развратился в истине, грешит и остается сам осужден собою.
Когда пришлю к тебе Артему или Тихика, поспеши придти ко мне в Никополь: там положил я зимовать.
Зину законника и Аполлоса позаботься отправить так, чтобы они ни в чем не нуждались.
Пусть и наши учатся упражняться в добрых делах и заботиться о необходимых нуждах, чтобы жизнь их была не бесплодна.
Привет тебе от всех сущих со мною. Привет любящим нас в вере. Благодать со всеми вами. Аминь.
* * *
Эпименид.