Источник

Общее заключение о вышеизложенных учениях и мнениях раскольников-старообрядцев относительно православной Церкви

Несмотря на все свои усилия обвинить греко-российскую Церковь в отступлении от православия и тем оправдать свое отделение от неё, раскольники-старообрядцы доныне не могут указать ни одного такого отступления. Из рассмотрения их учения видно, что не Церковь, а сами они о многом учат неправильно; Церковь же не только не отступила от православия, так как ни в чем не изменила и не нарушила установлений Спасителя и апостолов, преданий св. отцов и 7 вселенских соборов. но «яко солнце единакою лучею правды всегда светится правою верою» (Кн. о вере л. 28; сн. Бес. И. Злат. на Деян, св. апост., в предис. ст. 10). Правда, она сделала многие изменения в чинах и обрядах, но а) все они, ничуть не касаются догматов веры, т. е. истинного благочестия, а потому не могут служить достаточной и законной причиной к отделению от неё: «безумно христианам, согласным в главных пунктах, разделяться между собою из-за обычаев» (Созом. Церк. ист., стр. 517, изд. 1856 г.), пот. что «есть много обычаев в Церкви, говорит св. Фотий, патр. константинопольский, которые поскольку не одобрены торжественно ни одним вселенским собором, не имеют общей важности» (Арсен. Летоп., лето 861). б) Делая изменения, православная Церковь заботилась об исправлении бывшего разногласия, сохранении в неповрежденности догматов веры и приведении в совершенную правильность обрядов церковных. в) Если бы греко-российская Церковь сделала какие-либо важные изменения, даже в вере, то судить её должна бы высшая церковная власть, а «превышний судия в Церкви Христовой не ин кто, разве вселенский собор» (Кн. о вере, л. 201 об.; сн. М. Кат., л. 25). Между тем, старообрядцы самовольно осудили греко-российскую Церковь, отделились от неё; членов её причислили к еретикам третьего, второго и даже первого чина и тем совершили и совершают грех раскола церковного. А «ничтоже тако раздражает Бога, говорит св. Златоуст, яко же церкви разделятися... Ниже мученическая кровь может сего загладити греха» (Бес. на 14 посл., к Еф. нрав. 11, ст. 1692). По словам св. Киприана, «неизгладимая и тяжкая вина разделения не очищается даже страданиями», «находящийся вне Церкви не может быть мучеником» (Кн. о един. церкви, стр. 181, Киев, 1861). По правилам (5 и 6) Гангрского собора собирающиеся на молитву вне Церкви Христовой подлежат проклятию (Кормч. л. 58: сн. Никон. Черногор. сл. 30, л. 217 об.). Поэтому раскольники-старообрядцы вполне законно осуждены Церковью.


Источник: Руководство по обличению русского раскола, известного под именем старообрядчества : Применит. к программе духов. семинарий / Сост. преп. Олонецкой духовной семинарии К. Плотников. - 7-е изд., вновь переработ. - Санкт-Петербург : Тип. И.В. Леонтьева, 1911. - [2], II, 228 с.

Комментарии для сайта Cackle