III. Чин освящения антиминса
Так как антиминс есть жертвенник, есть святая трапеза, на которой приносится бескровная жертва; то он освящается только Архиереем и таким образом, как и престол церкви. Архиерей при освящении престола молится о храме, как Архипастырь, помазывает престол св. миром и полагает в него св. мощи. Он тоже совершает и при освящении антиминса.
Архиерей молится об освящении жертвенника, (антиминса), чтобы Господь сотворил его селением славы своей, украсил его божественными дарованиями, исполнил его святыни и благодати, якоже претворятся приносимым в нем Господу Богу бескровным жертвам в пречистое тело и в пречистую кровь великого Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. (Чиновн. чин освящения антиминса. Молитва пред положением мощей в антиминс).
Архиерей, при освящении антиминса, помазывает его священным миром, подражая тому, как Моисей по повелению Божию помазал скинию елеем помазания24 Архиерей сам помазывает св. миром антиминс (как и престол) потому, что в этом помазании жертвенника (престола, антиминса), по словам Дионисия Ареопагита, заключается совершение божественного жертвенника. «Еще и то священноначальне примет, говорит он, что устав святейших освящений совершает священное совершение божественного жертвенника чистейшими возлияниями священнейшего мира. И оное пренебесное и пресущественное действие есть начало и сущность и совершительная сила всего боготворного нашего освящения». (О церк. Иерарх. гл. IV, § 12, Москва 1787 г., стр. 82).
Архиерей полагает в освящаемый антиминс, как жертвенник, св. мученические мощи. Обычай иметь мощи в жертвеннике (престоле) ведет начало со времени гонений на первенствующих христиан, когда в катакомбах гробницы мученических мощей служили престолом при совершении литургии (Сн. Апок. 6:9). В четвертом столетии обычай полагать мощи в престол был в такой силе, что 94-м правилом Карфагенского собора (в 318 г.) предписывалось местным Епископам разрушать, по возможности, те алтари, поставленные повсюду на полях и в вертоградах в память мучеников, которые не имели мощей их. При освящении храмов Епископы сами полагали св. мощи в жертвенник (престол). Это показывает древняя церковная практика25. Седьмое правило седьмого Вселенского собора предписывало Епископу полагать мощи при освящении храма. В правиле сказано: «Как зрак честных икон отъяли у церкви, так оставили и другие некии обычаи, кои подобает возобновити, и так содержати по писанному и неписанному законоположению. Сего ради, аще которые честные храмы освящены без св. мощей мученических, определяем: да будет совершено в них положение мощей с обычною молитвою. Аще же отныне обрящется некий Епископ, освящающий храм без св. мощей, да будет извержен, яко преступивший церковные предания». Это правило показывает, что положение мощей при освящении храма было обычаем древним, и при освящении храма Епископ полагал мощи. Из слов Феодора Вальсамона видим, что и при освящении антиминсов Архиерей сам полагал в них св. мощи. При освящении же священниками храма, когда полагался на престол освященный антиминс, престол освящался без положения в него св. мощей. (См: далее слова Вальсамона).
Антиминсы были освящаемы в древности при освящении самой церкви. Феодор Вальсамон говорит, что антиминсы, совершенные архиереями во время освящения церкви, переданные молитвенным домам, служат вместо освящения (Саnones ss. apostol. etc. Paris. 1620, pag. 506, 507 et 392,393). И Матфей Властарь, писатель ХIV-го века, свидетельствует, что освятительную силу антиминсам сообщает освящение вновь созданных храмов и семь раз совершенное над ними, распростертыми на жертвеннике, священнодействие
(Σύνταγμα τῶν θειῶν καὶ ιερῶν κανόνων, 1833, Αφην т. 6, pag. 80). Ныне освящение антиминсов совершается при освящении храма (см. Чип освящ. храма от Архиер. твор.).
Самый древний чин освящения антиминса, какой известен нам, принадлежит XII веку. Он передан Феодором Вальсамоном. Из слов этого писателя видно, что чины освящения самого храма и освящения антиминса были во многом сходны. Об освящении храма он так говорит: «когда некоторые спрашивали, каким образом бывает освящение храма (καθιερώσις); то услышали, что основание полагается Епископом той области только чрез молитву и водружение креста (σταυροπηγίου). А освящение (καθιερώσις) совершается по создании храма, когда бывают обновления (ἐγκαίνια), и отверстия (ἀνοίξια), и впрестолия (ἐνθρονισμός), и полное устроение его по помазании св. миром и по принятии мученических мощей (Саnones ss. apost. Et council. comment. Theod. Balsam. explic.Paris. 1620, pag.506,507. S. Меursi Glossarium graeco-barbarum- Εγκαίνεια. Evchologion Goari, pag.852. Сн. Нов. Скриж.ч. III, гл. VIII, § 24). Затем, Вальсамон говорит об освящении антиминсов: «кто нибудь спросит, каким образом ныне освящаются алтари без положения мощей, и почему они освящаются не епископами, а одними священниками, и услышит, что антиминсы, совершенные архиереями во время освящения храма, переданные молитвенным домам, служат вместо освящения (καθιερώσεως), то есть впрестолия (ἐνθρονίσμου), и обновлений (ἐγκαινίων) и отверстий (ανοίξίων), по этому называются антиминсами, иначе изображениями (ἀντιπρόσωπα) и образами (ἀντίτυπα) многих такого рода столов (μίνσων), которые составляют святую Господню трапезу. Епископ не совершает священнослужения в неосвященных молитвенных домах, потому что унижается власть и достоинство Епископа, если в то время не бывает престола, в котором Епископ Апостольски помещается, и всего того, что составляет освящение и украшение храма (Ibid.). В другом месте у Вальсамона читаем следующее: «местными Архиереями во время впрестолия церкви совершаются антиминсы к тому, чтобы полагать их на святых трапезах молитвенных домов, и они служат не только к устроению св. жертвенника и так называемого стола св. трапезы, т. е. для впрестолия, отверстий и обновлений, но чтобы показать, что в молитвенном доме совершается священнослужение с дозволения Епископа (Ibid. раg. 392, 393). В ХIII-м ответе Марку, Патриарху Александрийскому, Вальсамон писал, что священно действующие и крещающие в молитвенном доме с антиминсом да не освящают дома чрез обновления, отверстия и обычное впрестолие (S. Меursi Glossarium graeco-barbarum ed. 1614. Thesaurus Sviceri – см.Εγκαίνεια). Он же в ХХХѴIII-м ответе писал: «Велико различие находится между церквами, освященными чрез обновления, отверстия и впрестолие, чрез помазание святым миром и положение святых мученических мощей и – между молитвенными домами, освященными не так, как положено в чинопоследовании освящения храмов (Ibid. Сн. Нов. Скриж. ч. III, гл. 8, § 24).
Из всех этих мест Вальсамона видно, что при освящении антиминсов совершалось то самое, что и при освящении Архиереем самого престола, именно впрестолие, обновления, отверстия.
Под впрестолием (ἐνθρονισμός) Вальсамон разумеет, во 1-х, вообще освящение храма; ибо у него выражение: «антиминсы совершаются во время впрестолия церкви», заменяются словами: «антиминсы совершаются во время освящения храма». (Сн. два первые вышеприведенные места Вальсамона). Во 2-х, он употребляет впрестолие в более частном значении. При обяснении освящения храма это слово ставит на ряду с словами: обновления, отверстия. Под впрестолием разумеет устроение святого жертвенника, иначе престола Божия, и освящение его. Наконец, впрестолие означает у Вальсамона и освящение устроенной епископской кафедры в церкви; это показывают слова Вальсамона: «унижается власть и достоинство Епископа, если не бывает в неосвященных молитвенных домах престола (θρόν), в котором Епископ апостольски помещается»26.
Под словом «обновления» (ἐγκαίνεια) Вальсамон разумеет освящение храма для нового священного назначения его. Храм, по получении освященного антиминса, становится новым, святым, удобным для совершения литургии, как и после освящения Архиереем самого престола церкви. Слово ἐγκαίνια употребляет Феофан исповедник, писатель конца ѴIII-го и начала IX-го столетия. Он этим обозначает освящение храма, и соединяет с ним положение в церкви св. мощей. Св. Феофан говорит: «Июля месяца двадцать восьмого дня было освящение (ἐγκαίνια) храма святых Апостол и положение (ἠ κατάθεσις) святых мощей святых Апостолов Андрея, Луки и Тимофея (Тheophanis Chronographia edit. Parisiis. 1655, раg. 192). Слово «обновление» и по ныне употребляется в Последованиях на освящение разных вещей церковных, особо освящаемых. Так в Требнике читаем: последование на обновление дискоса, потира (ἀκολουθία είς ἐγκαίνις δίσκου καὶ ποτηρίου καίνου). Goari Ευχολόγιον p.852,853); и самый день освящения храма именуется днем обновления его27.
Вальсамон, употребляя слово отверстие (ἀνοίξια) указывает им, что с освящением храма открывается вход в него для совершения евхаристии н других таинств. В подобном смысле в православной церкви читается молитва на отверзение храма (ἐυχὴ επί ανοίξι νάου), когда он бывает осквернен язычниками или еретиками (Еѵсhol. Goar. р. 620).
Хотя такое Вальсамоново изложение об освящении храма, а также и антиминса, не вполне ясно; из него не видим, какие именно молитвословия и священнодействия составляли: обновления, отверстия и впрестолие; несмотря на то, из слов Вальсамона узнаем, что при освящении антиминса Архиереем совершаемо было тоже, что и при освящении им храма; что освященные антиминсы служили вместо освящения самого храма, то есть вместо обновлений, отверстий, впрестолия, служили к устроению святого жертвенника, св. трапезы; что при освящении антиминсов было и положение святых мощей. Далее, из слов Вальсамона ясно также, что все это, совершенное над антиминсом, не совершалось при освящении самой церкви. Когда полагался на престол антиминс, тогда не было впрестолия, обновлений и отверстий, и что, при получении для молитвенных домов освященных антиминсов, священники освящали алтари без положения мощей в престол, ибо тогда мощи находились в антиминсе. О помазании же антиминсов св. миром, при освящении их, свидетельствуст писатель XIV-го века, Матфей Властарь; он говорит, что «антиминсы как бы изображают собою и представляют многие такие столы, которые украшают св. Божию трапезу, потому-то и св. миром помазываются, как храм, так и все антиминсы; потому же самому и мощи святых мучеников полагаются под престолом» (Σύνταγμα τῶν Θιεῶν καὶ ιερῶν κανόνων 1833 Αθηνης Т.VI, pag. 262)
Более подробный и ясный чин освящения антиминсов передает нам Симеон Солунский, писатель ХѴ-го века. Он говорит, что «совершение антиминсов по всему подобно освящению храмов. Те же произносятся при освящении их слова и молитвы, какие и при освящении храмов.... Все, подобное священной трапезе, приемлют и антиминсы; и молитвы, бываемые при освящении их, и воспоминание их творит Архиерей, когда произносит молитвы, и для освящения их испрашивает нисшествия св. Духа. Подобно священной трапезе иерарх и измывает их, и кропит, и мажет миром, творя трижды крест на каждом антиминсе, подобно как и на трапезе, и припевая: аллилуия. Наконец, к антиминсам прилагаются и частицы св. мощей, помазанные миром; они влагаются в маленьком мешочке, вместо сосудца, и пришиваются с восточной стороны антиминса. Словом, все тоже без опущения совершается над освященным антиминсом, что и над водружаемою божественною трапезою; ибо и каждый антиминс есть божественная трапеза, исполненная славы Божией. Посему же должно наблюдать, чтобы антиминсы не лежали в простых домах, и чтобы не касались их мирские люди, не имеющие к тому ни потребности, ни достоинства; они употребляются для священнодействия, а священнодействие без иерея не бывает (гл. 127. Сн. Нов. Скр. стр. 375). В рукописном Сборнике архиерейских чинопоследований, первой половины ХѴII-го столетия, находящемся в библиотеке Волынской семинарии, изложен самый чин освящения антиминса вполне одинаковый с тем, который находится в нынешнем Чиновнике архиерейского священнослужения28.
Окончательное освящение антиминсы получали чрез семидневное пребывание на вновь освященном престоле и чрез совершение на них – распростертых там – таинства Евхаристия. Иоанн Еп. Китрский, в ответе Еп. Константину Кавасилле (Кормч. кн. ч. 2, гл. 58), и потом Матфей Властарь говорят об антиминсах, что им сообщает освятительную силу освящение вновь созданных храмов и семь раз совершенное над ними, распростертыми на жертвеннике, священнодействие (Σύνταγμα. Т. Ѵ, рag. 413 еt. T. VI, pag. 80). И в нынешнем Чиновнике архиерейского служения, в чине освящения антиминса, сказано, что «антиминсы лежат на престоле седмь дней, божественной службы совершаемой на всяк день», т. е. по освящении нескольких антиминсов, при освящении церкви, опи не снимаются с престола, а все лежат на нем 7-мь дней.
В древности, по освящении церкви, антиминс после 7-ми дней находился не на всяком престоле. По освящении храма самим Архиереем, антиминсы после семи дней были снимаемы с престола, и служба совершалась только на одном илитоне. Об обычае совершать литургию на одном илитоне, без антиминса, указано в греческом требнике, изданном Гоаром (Еѵchol. еtс. 1647, раg. 844) и в нашем, напечатанном при Патриархе Никоне. Там, в чине освящения храма, на листе 886, сказано: «до исполнения седьми дней на каждый, в таковом (новоосвященном) храме совершается литургия, подлежащим антиминсам на распространении св. трапезы» т. е. на антиминсах, освященных Архиереем при освящении храма для других новых церквей. После же седьмого (дня) антиминсы вземлются, и по сем священнодействие и без антиминсов бывают на нем, зане же быти ему освященну» (Дмитриевского Изъяснение Литургии. Москва 1856г., стр. 96). На престоле же, освященном не Архиереем, в котором, значит, не были Архиереем положены св. мощи, антиминс – с мощами постоянно находился. Поэтому антиминсы были одни с св. мощами, а другие без св. мощей. Антиминсы с мощами разумеет Никифор исповедник (IX-го века), когда говорит, что антиминсы полагаются на тех трапезах, коих не освятило освящение. (Juris graeco-romani Leunclauii Francf. 1596, раg. 29). Здесь потому следует разуметь антиминсы с мощами, что говорится о престоле неосвященном, в котором, значит, не было мощей, и посему они на таком престоле необходимо были в антиминсе. Антиминсы с мощами разумеются и у Иоанна Китрского. Он говорит: «полагаются антиминсы на тех святых престолах, которые не освящены. Ибо от антиминсов-то и получает освящение неосвященный престол и просфора, употребляемая в священнодействии, которая в свою очередь освящает самое приношение, – ибо само по себе ничто не делается святым. Об этом в Евангелии свидетельствует Божие слово, говоря, что жертвенник и храм выше приношений и золота, так как жертвенник освящает приношения, и храм – золото (Мф. 23:17–19). И так, в неосвященном храме освятительная сила антиминса дополняет этот недостаток; а поэтому и непозволительно в неосвященном храме (совершать) священнодействовать без антиминса: ибо как жертвенник может освятить приношения, не будучи сам освящен. И священник, дерзнувший совершить священнодействие без антиминса в неосвященном храме, подлежит низвержению» (Σύνταγμα. Т. V, р. 403). Мануил, Патриарх Константинопольский, живший в ХIII-м веке, подобное говорит. Он на вопрос, предложенный ему Епископом города Веллы, нужно ли полагать антиминсы на освященных престолах, отвечал отрицательно. Вот его слова: «Нет необходимости полагать антиминсы на все священные трапезы, но надобно полагать их только на тех, о которых неизвестно, освящены ли они или нет; ибо антиминсы заменяют освященные престолы. Посему нет никакой нужды полагать их на таких престолах, о которых известно, что они освящены» (Ibid. р. 114). В этом ответе Мануила имелись в виду антиминсы с мощами, ибо он говорит о положении антиминсов на тех престолах, о которых неизвестно, освящены ли они, и в которых, значит, не было мощей, свидетельствующих собою об освящении престола. О котором же престоле св. мощи свидетельствовали, что он освящен, на том антиминсе (с мощами) не полагался. А если бывал антиминс на нем, то он не имел в себе мощей. О существовании антиминсов без св. мощей можно заключить из слов Матфея Властаря. Он говорит, что «полагаются они (антиминсы) главным образом, (κυρίως) на тех престолах, которые не освящены» (Ibid.Т. VI, р. 80). Выражение: «главным образом» (κυρίως) показывает, что бывали случаи, когда они полагались и на освященных Архиереем престолах. И из слов Феодора Вальсамона, как справедливо замечено в статье о значении и древности действий, совершаемых при освящении храмов (Христ. Чтен. 1844 г., ч. 2, стр.86), можно некоторым образом заключать, что во время Вальсамона полагались и на таких престолах, которые освящены самим Архиереем (см. это место Вальсамона в 1-й главе выше). Вальсамон говорит, что «антиминсы продуманы были, между прочим, к тому, чтобы показать, что в молитвенном доме священнослужение совершается с позволения Епископа». Для этой цели антиминсы без мощей могли быть полагаемы на престолы. Но лучшим доказательством тому, что антиминсы существовали без мощей, служит до нас сохранившийся священный антиминс ХII-го века, в котором нет следов, чтобы там были мощи (Срезневский. См. Христ. древн изд. Прохоровым, 1862 г. кн. 4, стр. 2)29. Обычай же полагать антиминсы без мощей, на освященных Архиереем престолах, был не всеобщ. Полагают (Христ. Чтен. 1844, ч. 2, стр. 87), что необходимою принадлежностию всякого престола антиминс сделался с 1675 года, когда на Московском соборе, при Патриархе Иоакиме, повельно полагать антиминс, и на освященных самим Архиереем престолах, для безсумнительства, но только без мощей (Изъясн. литург. Дмитр. стр. 96). И ныне указывается: «Идеже церковь ставится самим Архиереем, там полагати антиминсий без св. мощей. Понеже мощи тогда, в самом освящении храма, полагает сам Архиерей, под св. трапезою, в среднем столице, яко обычай есть» (Чиновн.).
Когда священник освящал церковь, он, получив от Архиерея освященный антиминс, ничего не говорил и не совершал принадлежащего власти архиерейской. С тем вместе, освящение, совершаемое священником, было продолжением архиерейского освящения.
О чине освящения церкви священником и о положении при этом освященного Архиереем антиминса кратко было писано в благословенных граматах Архиереев. Например, в благословенной грамате Новгородского Митрополита Александра, данной в 1590 г. марта 13-го, сказано об освящении двух новопостроенных церквей – во имя Успения Божия Матери и Николая Чудотворца: «да как, ож даст Бог, те церкви поставят и совершат, и ты б соборне с священницы и с диаконы в тех церквах, положа антимисы на престолах, старые антимисы тех престолов в исходе, а новые антиминсы на верху старых антиминсов, да те обе церкви святили б; а на освящение тех церквей потому ж б молебны пели и молитвы говорили, и воду святили во имя тех святых храмов, да тою святою водою около тех церквей и в церквах и в алтарях престолы и около престолов кропили и все действо церковное по преданию и по правилам св. Апостолов и св. Отец действовали, да того дни на освящение тех храмов в тех церквах и обедни б служили соборне священницы с дьяконы, да и по вся дни безпереводно до шти недель в тех церквах обедни б служили» (Акты Арх. Экспед. т. 1, № 346, ст. 419). Из этой граматы ХVI-го века видим, что при освящении церкви было молебное пение и водосвятие во имя святых тех храмов; что старые антиминсы полагались в исподе, а новые на верху старых. При освящении храма было хождение около церкви, ибо кропили св. водою около ея; и всё совершали по преданию св. отец; литургию служили в освященном храме шесть недель30.
В ХVII-м веке явилось у некоторых лиц в Москве недоумение касательно лиц, имеющих право освящать церкви, может ли освящать их архимандрит, игумен или протопоп? Вследствие этого, на соборе Московском, бывшем в 166г., было рассуждаемо о чине освящения новоустроенных храмов. Отцы собора решили, что по древним правилам, кроме Архиерея, никто не имеет права совершать освящение церкви. А если Архиерею, по какнм-бы то ни было причинам, невозможно было самому совершить освящение храма, то он непременно сам должен совершить освящение антиминса, предназначаемого в новоустроенный храм, а освящение собственно здания может поручить и простому священнику. Образ освящения новых храмов, по соборному определению, должен быть тот, который употреблялся восточною церковью. С этою целою восточные Патриархи оставили полный образец чинопоследования, долженствующего быть при освящении церквей. Оно напечатало в конце чина божественной литургии, оставленного восточными патриархами и выданного в 1668 году. (Прав. Собеседн. Декабрь 1863 г. Постановления Московского собора 186г. стр. 360). После сего Архиереи, посылая. антиминс для положения его в новозданной церкви и дозволяя освятить ее самим священникам, писали им, чтобы они освящали по новоисправленному Потребнику31. В исправленном Требнике указание об освящении храма священником изложено в последовании, «како освященный антиминс положити в новозданном храме». В Требнике неисправленном, например в Иосифовском, последование освящения храма иереем было изложено в чине «священнию церкви малого священия, понеже антиминс освящен великим священием и свершен от святителя». Главное различие этих последований состоит в том, что в Иосифовском Требнике чин освящения церкви, совершаемый священником, изложен нераздельно с.чином освящения церкви (или антиминса), совершаемом самим Архиереем. По Иосифовскому Требнику, священник при освящении церкви повторяет совершенное Архиереем при освящении антиминса, священнодействует одинаково с ним и произносит одне с ним молитвословия. В исправленном же Требнике находится отдельный чин освящения храма, совершаемого священником, от чина освящения храма Архиереем. В исправленном Требнике исключено из священнического освящения совершаемое исключительно Архиереем. Понятно, что такое исправление могло послужить поводом попу Никите к клевете на Патриарха Никона, который будто бы, еже повеле папечатати священником церквей не освящати, точию же единым Архиереем (Допол. к Истор. Акт. т. 5, №102, стр. 449)32.
В упомянутых требниках неодинаков чин того, каким образом священник, при освящении церкви, полагает на престоле освященный антиминс. По Иосифовскому Требнику, священник, прежде положения и укрепления доски на престоле, полагает, если имеется, старый антиминс в одном из столбцев престола. Потом, по облачении престола срачицею, пришивает к ней нитками новый освященный антиминс. Пришив его, и окропив престол святою водою, священник читает молитву: «Господи боже наш, иже и сию славу, тебе ради пострадавшим святым мучеником дарованый». В исправленном чине эта молитва не указана для чтения священнику, а читает ее Архиерей, при освящении антиминса (Чиновн.) или самого храма (чин освящ. храма от Архиерея творимого) и читает – не по облачении престола срачицею, а – после хода около церкви. По Иосифовскому Требнику, шествие около храма бывает не с антиминсом (с мощами), ибо он пришит к престолу, а с одним крестом и Евангелием. Затем, при входе в храм священник пред западными вратами знаменует их не дискосом с антиминсом (мощами), а крестом.
В исправленном Требнике в «Последовании, како священный антиминс положити в новозданнем храме» не указано, откуда именно взято это последование. А в Чиновнике архиерейского священнослужения, после заглавия: «Возследование, како освящати антиминсы Архиерею, на нем же священнодействовати священнику в церкви, идеже не имать святая трапеза» сказано об этом возследовании, что оно «переведено с Греческого письменного Чиновника», с какого же именно – не обяснено. Но есть книжка под заглавием: «Возследование, како освящати антиминсы Архиерею», напечатанная в 4-ю долю листа, – 16-ти листов, без означения года и места издания, в которой упоминается о Патриархе (имя рек, см. ектению) и о благочестивом и богохранимом Государе нашем Царе (имя рек). В ней находятся буквально теже самые чины освящения антиминсов и положения их в храме, какие содержатся и в позднейших изданиях, например в Чиновнике, напечатанном в Москве 1798-го года, и в Большом Требнике, напечатанном в Киеве в 1862-м году. В этой книжке сказано, с какого именно греческого Чиновника перевели оба возследования. Они там так озаглавлены: «Возследование, како освящати антиминсы Архиерею, на них же священнодействовати священнику во церкви, идеже не имать святая трапеза мощей. »Переведено с греческого письменного Чиновника святейшего Кир Паисия Папы и Патриарха Александрийского и судии вселенныя». В упомянутой книжке находится лишь несколько добавлений, против исправленного Требника. Так, после сказанного в Требнике, что приемлют священницы деку трапезы, начальствующий же кропит святою водою столпы или единостолпие, ничто же глаголя, и укрепляется дека трапезы, якоже лепо, и омывается теплою водою, и отирается. И паки кропится святош водою», в упомянутой книжке прибавлено: «и поливается родостамою (гуляфною водою), аще есть, таже вином, аще ли несть родостамвы, вином точию. Таже начальный Иерей помазует святую трапезу миром». По изложении же псалмов 143-го: Вознесу тя Боже мой; 22-го: Господь пасет мя; и 83-го: Коль возлюбленна селения Твоя Господи, в книжке прибавлено следующее: «помазуется же святая трапеза святым великим миром сице: крест сотворит посреди деки трапезные, и на четырех углех по кресту сотворити». После же слов, находящихся в Требнике: «таже кропит алтарь и храм весь святою водою», в книжке прибавлено: «и помазует святым миром. Первое на восток на алтарной стене, над горним местом, второе над западными дверьми, третие над южными дверьми, четвертое над северными дверьми на стенах крестообразно». После слов Требника: «и пришедшим ко вратам великим, яже к западу, ставше зря на восток», в книжке прибавлено: «полагает святый антиминс на столце»33.
* * *
И возлиеши елей помазания, сказал Господь Моисею, и помажеши скинею, и вся яже на ней, и освятишн ю….и да помажеши алтарь приношений, и вся сосуды его, и освятиши алтарь, и будет алтарь святый святых (Исх. ХL: 9, 10). И сотвори Моисей вся, елика заповеда ему Господь, аще сотвори (ст. 16).
Так св. Амвросий Медиоланский, описывая в письме своём к Марцелеве обретение мощей св. мучеников Гервасия и Протасия. говорит: «когда я хотел освятить базилику, многие как бы одними устами начали вопиять: освяти базилику так, как освящена римская; сделаю это, отвечал я, если обрету мощи мучеников. После, когда обретены были мощи, я на следующий день внёс их в базилику, называемую Амвросианскою (S. Аmbr. аd Магсеl. еріst. 34). Мощи положены были св. Амвросием под алтарём, ибо он в этом же письме говорит: » Сей (Иисус Христос) на алтаре, – который за всех пострадал, а те (мученики) под алтарём, которые искуплены его кровию». (Там же). Павлин, Епископ Нолы, писал Епископу Северу, просившему у него частицы мощей для освящения храма: «свидетель мне Господь, что если б я имел священного праха хоть на один скрупул больше того, как сколько мне самому нужно для освящения базилики, строение которой скоро окончится во имя Господне, я послал бы твоей святости» (Ерist. аd Sеѵ. XI, раg. 146). Созомен пишет о Зеноне, Епископе города Газы, что сей Епископ выстроил ораторию, воздвиг в ней алтарь, положил под ним (алтарем) мощи святых мучеников (Sozom. Нist. Еccl. Lib. V, сар. 8).
У Вальсамона выражения «впрестолие церкви» имеет иное значение, нежели слова: впрестолие, или настолование Епископа (Соdin. сар. 1, num. 13). В последнем случае оно означало обряд торжественного возведения Епископа на престол (кафедру, θρόνον), вскоре по посвящении его. Посвятившие Епископа вводили его на фрон на литургии, после чтения Апостола и Евангелия. Чин этого возведения описан в актах 1-го Вселенского собора (Асtа соnciliorum, еd. Нalduini. Раris.1714,т. 1, р. 475). Он бывал совершаем и в России. (См. у Преосвященного Макария в Истории Русской церкви 1868 г., т. 1, примеч. 4).
Такое наименование праздника находится и в св. Писании. У евангелиста Иоанна сказано: «настал тогда во Иерусалиме праздник обновления"( Εγκάινεια – Иоан. X, 22). Слово Εγκάινεια происходит от κάινος, новый. Блаженный Августин говорит (Тгасt. 84 in Joh.), что когда освящается новое, что бы не было, оно называется еnсаеniа – обновление. Это слово находится в общем употреблении. Если кто надевает и новую тунику, то о нем говорится, что он обновляется (Septem Liguarum Calepinus, hoc est Iexicon Latinum. Ed Petavii 1779. – encaenia).
Этот Сборник озаглавливается и начинается так: От создания мира 7129, року Божия 1621, месяца мая, дня 21, книгу зовемую Освященник святительский на всяку потребу церковную купил раб Божий священный Иерей Иаков и т. д. (Западно-Русская церковная уния в её богослужении и обрядах. А. Хойнацкого. Киев. 1871 г., стр. 133, 156). У Гоара в Ευχολόγιον и у Габерта в Αρκιερατικόν, еd. Рагіs. 1643, находятся молитвословия, произносимые ныне при освящении антиминса.
По исследованию Г. И. Срезневского, нет никаких признаков, чтобы в этом плате зашиты были св. мощи. «Вероятно, к этому плату, говорит Г. Срезневский, был пришит по рубцам другой, и в этом-то другом плате были вшиты св. мощи, или, может быть, к сохранившемуся плату пришиты были наугольники с св. мощами». Но, едва ли мощи пришивались к подкладке антиминса. И углы антиминсов устроились не для мощей, как увидим далее. По крайней мере, автору этого сочинения не пришлось ни откуда, ни вычитать, ни самому видеть того, чтобы в антиминсе были мощи пришиты к подкладке. Что касается до вложения св. мощей в углы антиминса, то такому, можно сказать, отступлению от древнего церковного обычая известен доколе один пример, именно – в Калужском кафедральном соборе находящийся антиминс 7159 (1651) года, храма пророка Илии Фесвитянина. Антиминс холщевый, длиною и шириною в 1/4 аршина. На нем изображен осмиконечный крест с подножием, копием и тростию. Св. мощи в этом антиминсе зашиты в 5 местах: вверху креста и на 4-х углах антиминса. (Дело Архив. св. Синода 1811 г. № 693).
См. подобную благословенную грамоту, данную Патриархом Иоасафом Соловецкому монастырю (Географ., истор. и статистическ. описание Соловецкого монастыря Арх. Досифея. Изд. 2. Москва 1853 г., ч. 2, стр. 76).
Например, в грамате благословенной на освящение церкви во имя Преображения Господня в Белевском Спасе-Преображенском монастыре Тульской губернии, данной Митрополитом Сарским и Подонским Варсопофеем Архимандриту Иову в 1868 году марта 16. (История общественного образования Тульской губернии Ивана Сахарова М. 1832 г. стр. 135, 136).
В Требнике Иосифовском Чин священию церкви малого свящепия, понеже антиминс освящен великим священием и свершен от святителя. Храму свершену бывшу, приходит священник от соборныя церкве, и | В нынешнем Требнике Последование, како свящепиын антиминс положити в ново- зданнем храме. Храму совершену бывшу, приходит посланный, ему же повелит архиерей, н поставляет освященный антиминс на аналой, на правой стране, против Спасова образа, украсив на дискосе, и поставит над ним святую звезду, и покрыет покровом, и возжжет |
вечер повелит создателю храма принести столец нов чист, и поставит его посредь церкве, и постелет на нем скатерть нову чисту, и положит вверху святое евангелие, и честный крест, и антимис на дискосе, и сорочку престола, дабы долготою престол до земли покрыти, и ипдитию, и вервь, ею же обязати святый престол в три ряды, и иглу с нитью, ею же святый антиминс пришити, миро, и масло, и вино, и сосуды святыя, и покровцы и сударь, и прочая вся церковныя потребы, и | свечу пред ним. И повелит принести стол нов чист, и поставит его среди церкве, и покрыет его плащаницею белою чистою, и вверху её пеленою, и положит вверху их святое евангелие, и честный крест, и срачицу престола долготою сущу престол до земли покрыти, и индитию, и вервь ею же обвязовати святый престол по срачице, и сосуды святыя, и покровы, а прочыя вся церковныя потребы: и возжжет 4 свечи в свещицех, и поставляет их на четырех углах стола. |
возжет 4 свещи в свещниках, и поставляет на четырех углах стола. Посем, аще восхощет сам, аще ли ни, то повелит иному попу облачитися во священныя ризы и диякону в | четырех углах стола. |
стихарь.... и начинает вечерню. (Затем излагается устав и самыя молитвословия всенощного бдения). (По окончании последования всенощного бдения находится указ о антиминсе). Антиминс есть плат, на четыре углы. А в нём вышиты мощи святых мученик. А свящает их святитель со всем собором, а пишется на нём сие надписание. А среди надписания сего воображается крест (за тем изображение антиминса и изображение водружального креста с надписями). | И поется малая вечерня. По времени же всенощное бдение по уставу поется обновления, и храма |
По утрени же, на нём же стольце вечер поставлено бысть святое евангелие, и иная святая, и честный крест, и положит священник блюдо чисто, и вливает воду, и поставляет на нём честный крест с васильками, и одевается первосвященник во всю священническую одежду: и прочия священници елико их есть, и дияконы.и вжигают свещи на двою светильнику, единого от десныя страны, а другого от левыя. И всем священником и диаконом даются свещи. И начинает священник пети молебен, и освящение вод, еже совершаем в первый день августа | На утрени же бывает освящение воды сице: поставляется стол, и на нем чаша, и вливает в ню воду, и полагается на блюде честный крест с васильками. И одевается начальствуяй во всю обычную священническую одежду: и прочие священницы елицы суть, и диакови. И всем священником и диаконом даются свещи. И начинает начальствуяй пети молебен н священие воды, еже совершается в 1-й день августа. |
По окончании священные воды, приемше священницы, воду святую, сущую на блюде, и с честным крестом и с мощьми /святыми. Такожде и столец с скатертью новою чистою, на нем ж. . . . . е святая лежат, и приносят во алтарь. и всем держащим свещи в руках, и алтарю затворену бывшу. и не смеет ту стояти от мирских никто, но все священницы и дияконы, оболчени во священные | И по окончании священия воды, приемше священницы воду святую, сущую на блюде, и с честным крестом, такожде и стол, на нем же потребы лежат, и приносят в алтарь… |
одежды. Таже святитель, или священник, вверх священнические одежды, обязуется лентиом, или полотном по прежнему указу *) или убрусми тремя, по груден, и по плечем на крест, и созади же под пазухи к хребту, обоими концы снято, и совокуплено и связаемо, поперек поясом стягнуемо. возлагают же ся тому на коюждо мышцу, убрусы по единому, и привязаемы. и тако став священник пред местом, идеже быти престолу, столпцем престольным непоколеблемо утвержденным, кацы будут древяни, или каменни, или плинфяны, или едииостолпен престол. И священник же преклонься, молится сице: молитва Господи Боже Спасителю наш, иже вся | и алтарю затворенѵ бывшу, и не смеют тамо стояти от мирских никтоже, токмо священницы и диакони облечены во священныя одежды. |
творяй . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . По окончании же сем, воде убо теплой приготовлене бывши в новом горньце. и вземше священницы губу, или отиральник | |
нов, и мыют столицы, и кропит священник столицы святою водою, поюще псалом 144-й трижды: Вознесу тя Аще лн же будут святыя мощи старыя первыя церкви, еже есть антиминсы, прежде положения престольныя деки на столицы, полагает их в столбеце, иже посреди святыя трапезы уставлен, в нем же место учинено бывает святом мощем аще ли будут 4-ре столбцы, поддержащии святую трапезу, сотворяют место святым мощем, на 4-м углу, иже на востоке стоящем столице. Се же сотворяем, аще будут были старыя церкве первыя, святыя мощи. Аще ли же будет новая церкви, то суть святыя мощи во антимисе. И вземлют священницы своими руками, уготованную на престоле доску | Приемлют же священницы деку трапезы. Начальствуяй кропит святою водою столпы пли единостолпие, ничтоже глаголя: и укрепляется дека трапезы яко же лепо, |
каменную, или древяну и возливает священник воду теплу на ню, трижды, крестообразно, глаголя: во имя Отца и Сына и Святого Духа, и омывают святыя трапезы исподнюю сторону деки вси священницы и отирают новыми губами, или новыми отиралники, | и омывается теплою водою, и отирается. |
и покропят святою водою, и в неже время совершающе о святем престоле, и полагающе на столпцы престольныя глаголют псалом 50–й: Помилуй мя Боже. Таже: Верую во единого….и пригвоздят доску глаголюще | и паки кропится святою водою. Внегда же устрояется трапеза, и омывается,глаголется псалом 144-й: Вознесу тя Боже мой.... |
псалом 22-й Господь пасет мя. Слава и ныне, глаголет святитель, благословен Бог наш всегда ныне и присно и во веки векомъ. Святителю же изшедшу пред святыя двери, и ставшу на ковре | и псалом 22-й: Господ пасет мя. |
нов. Священницы же из алтаря да незсходят, и глаголющу архидиакону ектению: миром Господу помолимся…… Возглас: Яко подобает…….. Диакон же глаголет: Паки и паки преклоните колена, Господу помолимся. И мы: Господи помилуй. Святитель же преклонь колена низко, молиться во услышание сущим ту, и во алтари, а без святителя, то священник во алтаре глаголет: Боже безначальный и присносущный……. Внегда же святителю скончавшу молитву возстати, глаголет диакон: Заступи, спаси, и помилуй, и возстави, и сохрани нас Боже своею благодатию…………….. Возстав святитель глаголет возглас: Яко свят еси…………… И глаголему аминю, входит Святитель, и станет пред святою трапезою. Теплую же воду приготовленную в чистом горньце, вливают во укропнике. К сей же святитель, главу преклонь, молится в | |
тай сице: Господи Боже наш, освятивый воды Иорданские. По молитве же сей, от сея теплыя воды, трижды возливает на трапезу крестообразно, или родостаму, еже есть благоуханную воду, глаголя: во имя Отца и Сына и Святого Духа, и тою омывают, сам святитель, и сущий с ним священницы, и отирают губами и платы новыми, и в не же время совершается, глаголется псалом | |
83-й: Коль возлюбленна села Твоя Господи сил…………………… глаголюще сей псалом множицею, дóндеже совершатся вся действуемая, о святей трапезе. По конечном же измовении тоя трапезы, и отертии, слава и ныне, и кропит святитель трапезу святою водою, и глаголет, Слава Богу нашему во веки, аминь. Приемлет святитель сосуд вина исполнен, и возливает от него трижды на трапезу крестообразно, глаголя: Окропиши мя иссопом и очищуся, омыеши мя, и паче снега убелюся, слуху моему даси радость и веселие, возрадуются кости смиренныя. Сие же трижды глаголем. Таже.Отврати лице твое………………. Слава и ныне. Таже глаголет. Благословен Бог наш всегда нын и присно и во веки: веком аминь. И приемлет сосуд мира святого исполнен или с маслом смешано за скудость. Архидиакону глаголющу, воньмем, и возливает на трапезу, глаголя, аллилуиа, трижды. И сотворит тем три кресты: един на среди, и два по обою страну, глаголя, на кийждо крест, аллилуйя, / и отдав сосуд, помазует, от тех трёх крестов, всю трапезу на кийждо столп творит три кресты, на среде и по странам, оставшее же вино и миро, на антиминсе возливает. глаголему же псалму 132: Се ныне что добро или что красно.... Слава и ныне, и | и псалом 83-ий: Коль возлюбленна селения Твоя Господи сил.... |
святитель глаголет, слава те святая Троице Боже ваш во веки веком, аминь. | |
Таже, приемше священницы срачицу, и вервь, и покропят святою водою сорочку внутрь юду и вне, и вервь, возлагают ю на престол, и обязуют ея, на четыре углы, вервию не толстою, в три ряды крепко. И тако паки с верх срачицы полагают священницы антиминс. И пришивают его на четыре углы да не како отступит от места своего. Внегда же творят се, глаголют псалом 131: Помяни Господи Давида…….. и глаголют псалом сей множицею, дóндеже дело совершится, о обязании срачицы, и положении антиминса, и делу: тому совершену, Слава и ныне. И аще будут мощи старыя! церкви, полагает их в столбец, | Таже кропится срачица святою водою, и полагается на святую трапезу, и обвязуется (просто) вервию на то устроенною, и окропленною святою водою. |
прежде указанный. По положении же святых мощей на престоле, рекше антимиса, и по покроплении святыя воды, глаголет сия три молитвы: Господи Боже наш, иже сию славу.... Вторая молитва: Боже Отец наших, святе святых. Третья молитва: Владыко Господи Боже наш. По сих же святитель измывает руки, и убрусом новым сих отер. | |
Приемлет индитию, сиречь одеяние святые трапезы, и возлагает на святую трапезу, и глаголем псалом 92-й: Господь воцарися………….. | Таже кропится и индития, и одевают ею святую трапезу, глаголюще псалом 92-ой: Господъ воцарися. |
И сему такожде глаголему, множицею, дóндеже все совершится о святом престоле, таже, Слава и ныне. Таже | |
полагает литон и святое евангелие. И аще будут нова, то покропит та. И покрывают святый престол. И по сем омывают жертвенник теплою водою. И покропят святою водою, и одевают плащаницею и полагают литон, на нем же поставят святыя сосуды по обычаю. И аще будут новы, то покропят святою водою. Таже сложит священник с себе вся убрусы, ими же бе обязан, и прием кадило, и кадит около святыя трапезы, и весь алтарь, и храм весь. Глаголему же сей псалом 25-й: Суди ми Господи.... Глоголемѵ сему псалму многажды, донели же кадит и по окончании псалма, Слава. И ныне. Един же от священник. или другий святитель случится: ту, созади возследует, держа мира сосуд, и творит кресты от него. Первый крест за престолом, на восточной стене ал- тарной, и потом внидет в церковь, и творит на западной стене крест над церковными дверьми, потому же. Такоже и на полуденной стене, такоже и на северной стене, потому же творит. Аще же каменная церковь, то на кийждо столп, и угол церковный. По скончании же кажения и псалма, паки возвращается. и станет пред святою трапезою, Диакону глаголющу сия: Паки и паки миром Господу помолимся. Заступи и проч. Пресвятую Чистую и Преблагословенную Владычицу нашу Богородицу и Приснодеву Марию, со святым, имя рек, его же есть обновляемый храм, аще же Господская церковь, глаголет по ряду, со всеми святыми помянуше….. Священник же пред святою трапезою молится вслух ту сущим: Господи Боже небесе и земли, иже святую си церковь…….. По амине глаголет: мир всем. Диакон: главы ваши Господеви преклоните. Священник молится втай: Благодарим тя Господи Боже сил….. Таже скончавше все сие о | И полагается святое Евангелие и честный крест, и покрывается плащаницей, аще есть пелена. Вся же сия кропятся святою водою. Таже украшается предложение со кроплением святыя воды, и поставляются сосуды и покровы, и пеленою покрываются. Таже кропит алтарь и храм весь святою водою. И кадит алтарь и храм весь. |
святем алтари. И вжигают свещи, во алтари, и в жертвеннице и в церкви. Посреде же церкви поставляют горнец нов со огнем, и фимиама полагают довольно, и вземлют святый крест и святое евангелие, и святыя иконы, и святыя мощи аще есть, или честныя кресты с мощьми, и принесут святителю кадило и свешника два и масло древяное. И святитель своими руками наполнит масла кадило, и возжет свешники сам же, и поставляет во алтари у престола, и в жертвеннице. Таже | |
архидиакон глаголет: с миром изыдем. Мы же священницы, О имени Господни, и исходит священник из алтаря в церковь, предыдущим пред ним светильникома со свещами и диа- кону с кадилом. Таже, диакон глаголет, Господу помолимся. Святитель же молится вслух посреде церкви. Господи Боже наш, верный в словесех своих.... По амине же возглашает, мир всем, и | И глаголет начальствуяй: С миром изыдем. И емлют Евангелие, и крест, и воду святую и прочие иконы, подобно, якоже бывает ход со кресты. Таже кадив освященный антиминс начальствуяй, подъемлет на главу с дискосом, покрыт покровом по звезде. |
людие рекут, И духови твоему, диакону рекшу: Главы ваши Господеви приклоните, и людие, Тебе Господи. Святитель, или священник молится втай, Господи Боже наш, молитвами святыя владычицы.... И по амине, священник кропит святою водою, всю церковь крестообразно, и крестом осеняет в церкви, первое к восточной стране, таже к южней, к западней, и северней. Егда же крестом знаменает, и по всякому осенению поют, по трижды, Господи помилуй. И оставляют же в церкви певцов, иже на се искусни отвещати и исходят вси из церкви | |
и идут со свещами в круг на север, последует же причет, и люди темже образом, якоже со кресты. Первее убо кропит церковь, второе кадит, третие крестом знаменает церковь. Поюще сия тропари, глас З-й. Иже на камени веры……. “ 1-й. Обновляйся обновляйся…. “ 2-й. Обновление празднующе. “ 3-й. К себе обращайся человече…………. “ 4-й. Обновляется днесь…….. “ 5-й. Иже в недрех отеческих…. “ 6-й. Поновления чтутся…….. | И обходят храм окрест, на южную страну, диаконом кадящим святый антиминс, носимый на главе: кадят же и храм, егда ко дверем приходящим им, южную страну, восточную, северную и западную, теже диаконы, иже антиминс кадят, в нем же св. мощи. Вторый же Иерей, возследуя носящему антиминс, кропит святою водою храм. Обходяще же поют тропарь во глас 3-ий – Иже на камени веры. |
Мученичны: Глас 1-й. Страстотерпцы Христовы…. “ – Прехвальный мученицы.... “ 2-й Иже земная сладость…. “ – По Христе пострадавше.... “ 3-й Келія креста твоего Господи сила “ – Велия мученик твоих Христе сила.... “ 4-й Кто не ужасается зря……. “ – Какося вашим не удивим “ 5-й О земных всех……….. “ – Благословенно воинство... “ 6-й Господи аще не быхом….. “ – Крест твой Господи……. “ 7-й Слава Тебе Христе Боже. Святии мученицы. “ 8-й Мученицы Господи…… “ – Что вы наречем святии: | и тропари: глас 7-й:Святия мученицы иже добре страдаете... Слава Тебе Христе Боже, Апиостолов похвала. |
Слава, глас 8-й: Память обновлением. И ныне. Богороди- чен. Владычице приими молитву раб………… И яко обыдут трищи | |
окрест церкве, и пришед священник со всеми, и став пред дверьми церковными, затвореном сущим, возглашает священник Благословен еси Христе Боже наш всегда ныне и присно и во веки веком, аминь. И по сем возгласит сущим внутрь церкве сице, возмитеся врата вечная, и внидет царь славы; и отвещавают внутреннии певцы, кто есть сей царь славы; и паки священник, возмите врата князи вашя, и возмитеся врата вечная, и внидет царь славы; и паки отвещавают от внутрь, кто есть сей царь славы; и третие священник, возмите врата князи вашя, и возмитеся врата вечная, и внидет царь славы. И третие от внутрь отвещавают: кто есть сей царь славы; таже диакон: Господу помолимся, и священник | И пришедшим ко вратом великим яже к западу, ставше зря на востоке, и глаголет начальствуяй: Благословен еси Христе Боже наш, всегда ныне и присно и во веки веков. Певцы же внутрь храма сущия, отвещают: аминь. Начальствуяй же глаголет: Возьмите врата князя ваша, и возмитеся врата вечная, и внидетъ Царь славы. Певцы же внутрь храма отвещают пением: Кто есть сей Царь славы. Посем диакону рекшу: Господу помолимся, певцы отвещают: Господи помилуй. |
глаголет молитву велегласно, Боже и отче Господа нашего Іисуса Христа, сый благословен во веки…… и глаголет обычную молитву входу, и тай молится преклонь главу, Владыко Господи Боже наш, уставивий на небесех чины.... и знаменает священник двери крестом, трижды, и глаголет ко внутренним певцем: Господь силам, той есть царь славы. И внутреннииы тоже отвещавают: Господь силам, той есть царь славы. И последнее речет священник: Господь силам, той есть царь славы. И от священника дверем отверзенным, предыдущим светильником диаконы. По сих священник и вси с ним сущий священницы, и весь народ, и вземъ священник кадило, и кадит окрест | Начальствуяй молитву: Боже и отче Господа нашего Іисуса Христа….. абие глаголет и сию входную молитву: Владыко Господи Боже наш. Таже глаголет: Господь сил той есть Царь славы. Певцы поют тойжде. И паки начальствуяй глаголет: Господь сил той есть Царь славы. И знаменует врата храма антиминсом со святыми мощми крестообразно. И входят во храм. |
престола. Певцы же поют сии тропарь глас 2-й: Яко вышния твердо.... и святому тропарь, его же | Певцы же поют тропарь, глас 4-ый: Яко вышния тверди благолепие... |
же есть храм, кондак священию, глас 4-й: Небо всесветлое церковь явися, всех освящающи верных, в ней же стояше зовём, сего храма утверди Господи. Слава, кондак святому. И ныне, Заступнице христианам. Аще ли в субботу, кондак глас 8-й: Яко начатки | |
естества... Потом ектенья: Помилуй нас Боже, яже на молебне глаголется, вся до конца. Таже, отпуст. И священник народ благословляет крестом и кропит святою водою. Потреба есть ведати, да никтоже убо дерзнёт посреди церковного священия, от священического чина взяти что в своя потребы, плат или убрус, или пояс, иже бывыи во украшении Иереове, но вся оставляти в потребы церковные, понеже бо вся сия молитвою Иерейскою освятишася. Таже начинаем часы (листы 6 – 42). | Начальствуяй же полагает освященный антиминс на святей трапезе: и полагает на нём святое Евангелие, и покадив, глаголет молитву пред святою трапезою. Диакону рекшу: Паки и паки преклонше колена. Господу помолимся. И начальствуя, преклонив колена своя (такожде и народ стоящий во храме, приклоняет колена своя) чтет молитву сию во услышание всем: Господи Боже наш иже тварь единым словом создавый. И по молитве восставь начальствуяй и прочий. Диакон глаголет: Заступи, спаси, помилуй, восстави и сохрани нас Боже. По возгласе начальствуяй приемлет честный крест, и, став посреди храма, осеняет по трижды, на четыре страны: на восток, на запад, на юг, на север. Диакону же кадящу честный крест по обычаю, якоже в ходех бывает. Первее глаголет: Господу помолимся. Крилицы же поют (и людие кийждо в себе глаголет): Господи помилуй, по трижды, на всяку страну осепения. Начальствуяй же целует честный крест (по немже и прочие сослужителие) и кропит святою водою. Людие же целуют честный крест в руце его, и кропит люди святою водою, и начинает часы. Иного же действа архиерейского, ничесого же да действует, ниже иных молитв глаголет, зане от Архиерея совершишася вся на святем антиминсе, и т. д. |
Каким образом совершается обыкновенно священником ныне положение освящённого антиминса на престоле и освящение храма, о том см. в книге: «Пособие к изучению Устава Богослужения Прав. церкви». (Изд. 2,1865 г., стр. 761 и след.).