Источник

Глава 10

Ос.10:1–2. Виноград благолозен Израиль, плод обилен его по множеству плодов его умножи требища, по благотам земли его возгради капища. Разделиша сердца своя, ныне погибнут: сам раскопает требища их, сокрушатся кумиры их.

Сказав, что Ефрем имеет поврежденные корни и что он будет бесплоден и вообще уподобится скитальцу, при чем дети его будут истребляемы жестокостью Ассириян, считает необходимым показать, каков он был прежде, что был плодовит, когда мудро придерживался жизни по закону. Действительно, когда он представлялся соседним народам как бы некоторым добрым и благолозным виноградом, то, естественно, возбуждал к себе удивление, и о нем говорит в одном месте в книге псалмов блаженный Давид, (обращаясь) к Спасителю всех Богу: «виноград из Египта пренесл еси: изгнал еси языки, и насадил еси и: путесотворил еси пред ним: простре розги своя до моря, и даже до рек отрасли своя» (Пс.79:9–12), ибо насажден был, по слову пророка, «в розе175, на месте тучне» (Ис.5:1). Однако он не родил ягод, но принес терния: проявил (разумеется, по отношению к Богу) неправду, как бы соперничающую с множеством дарованных ему благ и с ними равномерную, «умножи требища и возгради капища», и чем более богател благами свыше, тем более был склонен к осквернению, поклоняясь демонам, воздвигая жертвенники и как бы разделяя сердце свое в заблуждении многобожия. Но это, говорит, так не продолжится. Почему же? «Сам раскопает требища их, сокрушатся кумиры их», то есть будут, разбиты и низвержены. Слово «сам» основательно можешь относить к владычествующему над всеми Богу или же к лицу Вавилонянина, о котором уже много раз упоминалось ранее, потому что с городами Самарийскими случилось то, что Вавилоняне вместе и сожигали храмы, и расхищали статуи.

Поэтому нам за то, что получаем от Бога, надлежит, радуясь, воздавать благодарение, не увлекаться к тому, что Ему не угодно, преткнувшись от полноты счастья, а напротив искать и стараться совершить, и со всем усердием, подвиги добродетели, не развлекаясь мирскими страстями и не подклоняя выи сатане, потому что истинно сказанное Христом: «никтоже может двема господинома работати» (Мф.6:24). Если же разделяемся на части, то «части лисовом» будем, по слову псалмопевца (Пс.62:11).

Ос.10:3–4. Темже ныне рекут: несть царя в нас, яко не бояхомся Господа: царь же что сотворит нам? Глаголяй словеса извинения ложная, завещает завет.

Не только, говорит, будут разрушены их жертвенники и сокрушены кумиры, но прибавляет, что и они будут каяться и оплакивать свои безрассудства, поздно и напоследок догадаются, что ошиблись в расчете и обмануты лживыми речами своих владык. В самом деле: те, которые обладали у них царским престолом, утверждали, что для помощи им довольно золотых телиц и поддержки со стороны прочих идолов, хотя бы они не имели божественного закона, хотя бы не стали исполнять постановлений Моисея. Однако опыт показал, что они лгали: оказалось, что те, которые издревле завещали им и неразумно говорили подобное, попали в руки врагов. Поэтому-то, говорят, «несть царя в нас, яко не бояхомся Господа»; вот, говорят, нет никого, кто бы защитил или бы отразил нашествия Вавилонян, но все обессилели, начальники ослабели и пали: причина же и их, и нашего бессилия та, что не боялись Господа. Итак, какая же, говорит, польза от властителей? – Конечно, ничего от них не было кроме лживых речей и пустых «заветов», или обещаний, потому что божественное Писание обычно называет «заветами» обещания.

Поэтому благоразумно и достойно всякой похвалы – полагаться на Бога, а не увлекаться речами обманщиков до оскорбления Бога, напротив – осмотрительно избегать гнева прежде самого наступления его и не предаваться поздней скорби после испытания, дойдя наконец до бесполезной запоздавшей рассудительности.

Ос.10:4–5. Прозябнет аки троскот суд на лядине сельней тельцу дому Онова176.

Троскот177 растет в полях, особенно непаханных и заброшенных, и заполоняет, притом очень быстро, смежную и соседнюю землю, потому что он расползается вширь и кроме этого с ним трудно сладить тому, кто пожелал бы задержать его непрерывное движение за смежные пределы. Итак, говорит, «суд (конечно, от Бога) аки троскот на лядине сельней прозябнет тельцу дому Онова», – все равно, как если бы сказал: последует от Меня определение о погибели и мановение карающее и застигнет «аки троскот» тельца или кумиров находящегося в Вефиле храма. Это именно обозначает «дом Онов», потому что и другие переводчики поставили: «тельца дома Вефильского»178. Семьдесят же вместо: «дома Вефильскаго» говорят: «дома Онова». В предыдущем я уже указал причину этого, а впрочем не мешает напомнить: Египтяне, слагая басни, говорили, что Апис – дитя луны и внук солнца, а солнце по ихнему Он, и телица, которую сделал Иеровоам, была подражанием Апису Египетскому. – Итак, говорит, «аки троскот», захватывающий и одолевающий все окружающее, придет от Меня суд на тельца дома Онова или Вефильского, потому что Божество всегда всесильно, и мановениям Его ничто не противостанет: «руку его высокую, – по написанному, – кто отвратит?»(Ис.14:27)

Ос.10:5. Возобитают живущии в Самарии, яко плакашася людие его о нем: и яко же разгневаша его, порадуются о славе его.

Ясно уже объявил о суде, который постигнет тельца и подобно троскоту может распространиться там, где Бог захочет. Теперь же намекает на происшествие, о котором необходимо сказать, потому что только так, а не иначе мы уразумеем проречение. У всех идолопоклонников было в обычае в тяжелое время и при наступлении неприятелей, если у них оказывалась нужда в деньгах, касаться и самых приношений, хранившихся в капищах! Так в Царствах написано, что когда царь Сирии осаждал города Самарийские, то Манаим, царствовавший тогда над Израилем, не имея уже возможности бороться с ним собственными силами, послал к Фулу, царю Ассирийскому, и склонял дарами помочь ему и удалить Сирийца, что и совершилось: тот взял Дамаск силою, а самого Адера умертвил. И вот говорят, что, когда потребовалось громаднейшее количество золота, дела у Манаима дошли до такой нужды, что он взял одну из золотых телиц и отправил ее вместе с послами. И скорбел Израиль, видя, как отсылают того, кого он считал за Бога: впрочем, утешая себя пустыми умствованиями, полагал, что он будет находиться в большем почете, и Вавилонянин поместит его в более блестящих храмах, а кроме того рассчитывал, что ему будет покланяться более народов, именно – бесчисленные народы Персов и Мидян, сколько их ни есть. Итак Манаим послал телицу, как всю целиком золотую. Фул взял ее и сломал: потому что у них другое божество и телицу они не признают. Потом, говорят, она оказалась не золотою, а медною и покрытою золотом. Поэтому, говорят, Ассириец насмеялся над Ефремом, т. е. над Манаимом, царем из колена Ефремова, и кроме того посрамил опрометчивость Израильтян. Теперь, изложив историю или повествование еврейского предания, необходимо обратиться к тексту. Неудобопонятны слова: «возобитают живущии в Самарии». «Возобитают» говорит вместо: «переселятся» или «переселены будут» ныне находящиеся в Самарии, разумеет тельцов или телиц, потому что, как я сказал, они были отосланы к Вавилонянам. И «плакашася о них людие его». Кого «его»! – Не ясно ли, что Она, т. е. Аниса? Но, говорит, насколько они казались огорчающими и раздражающими его, посылая к другим, настолько же порадуются славе его, именно: будут думать, что он даже прославится гораздо более, если ему будет покланяться больше народов. Однако обманулись в надежде: он был разбит и послужил предметом смеха для Вавилонян. Таким образом сокрушился кумир их, но слову самого пророка (Ос.10:2). Разгневали же тельца не так, что он действительно разгневался (ибо как может испытывать это бесчувственное вещество?), но так, что его прогневало бы качество поступков, если бы он был поистине Богом и мог бы сознательно воспринять случившееся.

Ос.10:5–6. Яко преселися от него179, и связавше его ко Ассирием180 отведоша в дар царю Иариму: в дар Ефрема приимет181, и усрамится Израиль в совете своем182.

Пророческая речь нам сама себя истолковывает: что сказал темно, то старается изъяснить. «Преселися телец от Израиля, и связавше его (речь – насмешливая) отведоша в дар царю Иариму», т. е. защитнику, потому что его звали на помощь и как бы на защиту Самарии, погибавшей от Сирийцев. Однако Фул примет от Ефрема тельца в виде дани183 (Ефремом называет царя Израильского). Как бы то ни было, говорит, посрамится Израиль в своих замыслах, потому что, как я сказал, он отступил от всесильного Бога, предпочел покланяться тельцам, стал смешон и заметно впал в старушечье, пустое и бесполезное суемыслие. Поэтому прав пророк, или лучше – Бог, когда устами святых говорит о служащих делу рук своих: «видите184, яко пепел есть сердце их, и прельщаются» (Ис.44:20).

Эту речь можно приложить и к тем, которые искажают правые догматы церкви: как телица сокрушаемая изобличила пустословие Израиля, так и их догматы, сокрушаемые испытаниями и разбиваемые силою истины, послужат к посрамлению и укоризне тех, которые сложили и нечестиво измыслили их и весьма неразумно усвоили умом и сердцем.

Ос.10:7–8. Отверже Самария царя своего аки хврастие на лице воды, и извергутся185 требища Онова, согрешения Израилева, терние и волчец возникнут на требищах их.

Опять и это легко может доказать непостоянство, а вместе с тем и неблаговидность поведения израильтян или жителей Самарии в отношении к тем, кого они считают за богов. И нисколько не удивительно: те, которые единого, истинного и естеством Бога нечестиво оскорбляли и изменами, и уклонением ко всему постыдному, как могут быть искренними в отношении ко многим, лжеименным, сделанным из камня и дерева богам? Посему-то отвержен говорит, Самарийцами телец, – по их мнению, и бог, и царь, – отвержен как сухой стебель, который, попав в стремнины вод, увлекается по течению их. А что вместе с их кумирами исчезнут капища, будут разрушены и обратятся в тернистые места жертвенники, когда опустошена будет вся страна их, – в этом как было сомневаться? «Согрешениями Израилевыми» называет жертвенники, и вполне справедливо, потому что они были нечестиво воздвигнуты в воспоминание об их непочтении к Богу. «Оном» опять называет Аписа, или телиц в Вефиле и Дане, в честь которых и жертвенники. Итак, чего Бог не утверждает, то всенепременно разрушится: это же, полагаю, поясняет мудро сказанное другим пророком: «тии созиждут, и аз разорю» (Мал.1:4).

Ос.10:8. И рекут... горам186, покрыйте ны, и холмом, падите на ны.

Не в двух только городах, – разумею Дан и Вефиль, – чествовались истуканы: там – золотые телицы, а на горах и холмах – кумиры соседних народов: Ваал, Веелфегор, Астарта, Хамос. Этим показывает, что не только будут разрушены жертвенники Она, т. е. Аписа, или телиц, но во всяком случае падут и капища на горах и холмах, при чем они дойдут до состояния такой горести и отчаяния, что скорее согласятся очутиться под самыми горами и холмами, чем живыми видеть, чему им было необходимо подвергнуться, и против их воли. Следует заметить, что и сам Христос, возвещая Иудеям о предстоящих им бедствиях за дерзости по отношению к Нему, воспользовался одинаковыми словами: тогда, говорит, скажете «горам: покрыйте ны: и холмом: падите на ны»187 (Лк.23:30). Действительно, хотя и горька смерть, но иногда ее делают желанною для многих наступление крайних зол и чрезмерность действий: посему тем же горам, на которых дерзновенно совершались идолослужение и проступки нечестия против Бога, едва ли, говорит, не скажут: «падите на нас», упредите жестокость меча Вавилонского, а также бесславное и невыносимое несчастие отведения в плен.

Ос.10:9–10. Отнележе холми, согреши Израиль: тамо сташа: не постигнет их на холме рать: на чада неправды,... наказати их188, и соберутся людие на ня, внегда наказатися им в двою неправдах своих.

Отступление, совершавшееся на горах и холмах, древнее, говорит, заблуждения относительно телиц. Так, телиц ввел Иеровоам тогда, когда десять колен, свергнув иго Ровоамова царствования, заняли Самарию: суеверное же служение на горах и холмах они стали отправлять, находясь еще в Иерусалиме, когда Соломон, уступая и угождая своим иноплеменным женам, воздвигал там жертвенники и капища их божествам. Итак, с какого времени измышлены холмы и кумиры на них, и идолослужение, с того времени преткнулся Израиль. Это может служить видимым обнаружением божественного милосердия, долгое время оставлявшего нечестивцев без наказания, напротив терпевшего и ожидавшего, как нужно полагать, раскаяния заблуждавшихся. Но они оказались более непреклонными и провинились еще в худших пороках: к высотам присоединили еще изобретение телиц. Когда же они приносили жертвы демонам на горах и холмах и наблюдали почтение по отношению к суетным, то, вероятно, полагали или, лучше, были твердо уверены в том, что устоят в непоколебимом благоденствии, будут сильнее противников и неодолимыми для врагов. Этого рода слабость свойственна заблуждающимся. Затем, когда они, после взятия Иерусалима Вавилонянами, ушли в Египет, пророк Иеремия советовал им отстать от приношения жертв идолам, чтобы была им некоторая пощада от могущего спасти Бога: но они утверждали, будто впали в бедствия по той причине, что перестали исполнять узаконения и провинились в пренебрежении к чествованию суетных (богов). Напрасно (об этом) так: «и отвещаша Иеремии вси мужие разумеющии, яко кадят жены их богом иным, и вся жены собор велик, и вси людие седящии в земли Египетстей, в земли Пафурсте, глаголюще: слово, еже глаголал еси к нам во имя Господне, не послушаем...189, яко творяще сотворим всякое слово, еже изыдет из уст наших, кадити царице небесней и возливати ей возлияния, якоже сотворихом мы, и отцы наши, и цари наши и князи наши во градех Иудиных, и вне Иерусалима: и насытихомся хлебов, и благо нам бысть, и зла не видехом. И егда престахом кадити царице небесней...190, оскудехом...191 вси мы, и мечем и гладом скончахомся» (Иер.44:15–18). – Итак: обвиняет Израильтян за пустословие и за суетную надежду и говорит относительно холмов: «тамо сташа», т. е., как они говорят или, по крайней мере, думают про себя, они, служа там изваяниям, обладали прочным счастьем и пользовались неотъемлемыми благами, а также, как они думают, не «постигнет их на холме» вообще все то, что обычно причиняет скорбь, если только они будут воздавать должное изваяниям. Но, говорить, они обманулись, ошиблись в расчете: пришла война на них, «чад неправды», и, испытав ее, они научатся, насколько горька распущенность. Кто же те, чрез которых совершится необходимое для их вразумления? – Величайшее скопище неприятелей, потому что это означает: «соберутся людие на ня, и непременно наступят бедствия войны, внегда наказатися им в двою неправдах своих». Что это за неправды, яснее показал, сказав устами Иеремии: «ужасеся небо о сем, и вострепета попремногу зело, глаголет Господь, два бо зла192 сотвориша людие мои: мене оставиша источника воды живы, и ископаша себе кладенцы сокрушеныя, иже не возмогут воды держати» (Иер.2:12–13).

Ос.10:11. Ефрем юница наученая, еже любити прение: аз же найду на доброту выи ея, наступлю на Ефрема, умолчу о Иуде.

Уподобляет Ефрема тельцу, свирепому и весьма дикому, не способному сдержать свой порыв, куда бы он ни был случайно направлен, не допускающему приручения, напротив стремящемуся всегда брать верх и своевольно следовать необузданным порывам. Но хотя он и таков, все-таки должен будет уступить, даже против воли: укрощен будет напором несчастий, когда Бог возложит на него ярмо и, можно сказать, упразднит «доброту выи его», т. е. наиболее необузданную часть во Израиле. Это были их цари, побуждавшие подвластных им людей к отступлению. Поэтому будут низвержены тем, что Бог отяготеет над ними. Это, думаю, означает: «наступлю на Ефрема. Умолчу о Иуде», – искусно говорит вместо: слегка налягу на Иуду, не подвергая его наказаниям, не наводя уже бедствий гнева, напротив тихо укрепляя и подсобляя (ему). По какой же причине? – Ефрем, или десять колен, как я говорил уже ранее, совершенно уклонились к тому, что сочли своим долгом исполнять дела заблуждения: а два колена Иерусалимские, – разумею Иудино и Вениаминово, – часто бывали под властью царей правых и благочестивых, разрушавших учреждения идолослужения, которые убеждали жить пристойно и по закону: таков был Амасия, сын Иоаса, муж благочестивый и праведный, равным образом Езекия, достойный уважения наравне с предшествующим, ревнитель и боголюбец. Поэтому-то десять колен подвернулись плену: когда же Вавилонянин начал войну против Иерусалима, то не причинил ни малейшего вреда, напротив: ушел в свою землю беглецом и в страхе, потому что в одну ночь от руки ангела пало сто восемьдесят пять тысяч Ассириян (4Цар.19:35).

Посему, если Бог непамятозлобен и терпит наши немощи, то и мы не будем нерадивы и не допустим обличить себя в равнодушии к обязанности – исполнять Ему угодное и любезное.

Ос.10:11. Укрепится ему193 Иаков.

Я сказал, что Ассириянин, собрав на войну подвластную ему силу, опустошил всю Самарию, пожег ее города и храмы и после этого осадил Иерусалим: однако, благодаря помощи Божией, не взял, потому что в одну ночь были умерщвлены ангелом сто восемьдесят пять тысяч. Вот это, как я думаю, и предвозвещает теперь, говоря: «укрепится ему Иаков». Кому же «ему»? Не ясно ли, что Рапсаку, который намерен был осадить (Иерусалим)? А Иаковом называет потомков Иакова, – разумею Иуду и Вениамина: если же кому угодно, это слово можно относить и ко всему Израилю. Далее: цель пророчества, как кажется, состоит в том, чтобы привести нам на память древнейшее событие, потому что Бог (в этом случае), скорее всего, исполнял обещание, данное божественному Иакову. Так, когда Он, как человек, боролся с ним ночью на другой стороне потока Иакова194, то при наступлении зари и при дневном рассвете Бог, желая удалиться, сказал: «пусти мя, взыде бо заря»; а тот сказал, что не отпустит, если Он его не благословит, и тогда же услышал: «понеже укрепился еси с Богом, и с человеки силен будеши» (Быт.32:26, 28). На это, по всей вероятности, указывает нам в настоящем случае пророческое слово, весьма ясно поставляя: «укрепится ему Иаков». Заметь точность обетования: не говорит: «Иаков одолеет Ассириян», но – «укрепится», потому что укрепится в Боге, а не сам собою.

Ос.10:12. Сейте себе в правду, соберите в плод живота195: просветите себе свет ведения, взыщите Господа196, дóндеже приидут вам жита правды.

Всегда может быть двоякий способ увещания: или научаем поспешить, и как можно скорее, обратиться к честной жизни, указывая на наказание, которое ожидает нерадивых, – или же, возвещая об уготованных для благонравных почестях, делаем воспитываемых более наклонными стремиться к лучшей и законосообразнейшей жизни. Нечто подобное делает теперь и Бог всяческих: Он пригрозил заблуждающимся войнами, бедствиями, отведением к иноплеменникам, сожжением городов, жестокостью воителей, однако не ограничивает этим слова увещания, но вот снова и иным способом назидает их: повелевает им, оставив негодное и причиняющее им всякое злоключение, избрать то, что всего более может принести пользу, – (повелевает) подобно земледельцам сеять «в правду и собирать в плод живота», потому что, как пишет блаженный Павел, «еже... аще сеет человек, тожде и пожнет» (Гал.6:7), и «сеявый злая, пожнет злая» (Притч.22:8), по написанному, а делатель правды будет исполнен спасения и жизни, славен и достоин соревнования и соберет вино, веселящее «сердце человека» (Пс.103:15). Кроме того желающим быть благомысленными должно вселить в ум и сердце свет истинного знания, которого (света) не имеют, поклоняющиеся «твари паче Творца» (Рим.1:25). А как удобнее возможно сеять «в правду», собирать же «в плод живота» и получить блестящий «свет ведения». Сам показывает, прибавляя: «взыщите Господа, дóндеже приидут вам жита правды». Бога же должно искать нам не в пространственном смысле (это нелепо, потому что Божество не пространственно), но как бы в расположении души и в наклонностях ума, устремленного к тому, что Ему угодно, и сообразующегося с совестью правою, чистою и не заслуживающею укоризны в чем бы то ни было: потому что когда мы Его таким образом обретем, то обогатимся приобретением и прочих благ. Или не прав Христос, когда говорит: «без мене не можете творити ничесоже»? (Ин.15:5) – Я думаю, что это во всех отношениях несомненно для навыкших мыслить право, потому что приобретение нами всякого блага бывает с Богом, чрез Бога и от Бога.

Можно сказать, и с полным нравом, что слова: «сейте себе в правду» и следующие за ними относятся не к одним только служителям идолов, но и к тем, которые отступают от правой веры, внимают «духовом» лестным, в лицемерии демонском, и сожжены «своею совестию» (1Тим.4:1–2). Они, как пишет мудрейший Павел, сеют, стараясь о том, что касается ведения и любознательности, но не для дел правды, а для неправды и нечестия, «прелщающе и прелщаеми» (2Тим.3:13), «биюще немощную совесть» братий, за которых умер Христос (1Кор.8:12, 11). Поэтому и собирают они не «в плод живота», а в наказание и суд. Соответственно сему и Христос сказал: «иже аще соблазнит единаго малых сих верующих в мя, уне есть ему, да обесится жернов осельский на выи его, и потонет в пучине морстей» (Мф.18:6). Итак, пусть любят истину: то есть свет ведения: так обретается Бог: отсюда произойдут для них плоды правды в «живот», соберется и вино, – не телесное, но мысленное и духовное, которое веселит сердце и ум.

Ос.10:13–14. Вскую премолчасте нечестие, и неправды его объимасте? изъядосте плод лжив, яко уповал еси на оружие твое197, во множестве силы твоея. И востанет пагуба в людех твоих, и вся ограды твоя погибнут.

Снова обвиняет в том, что вследствие влечения к пороку решились оставаться в покое тогда, когда этого совсем не следовало, и весьма неразумно молчали, когда естественно было Богу немало оскорбиться: когда, говорит, должно было, изгоняя со всею силою нечестие по отношению ко Мне, запретить советующим позорное, и, так поступая, достигнуть всякого блага, они молчали, приняли обычаи заблуждения: не было у них противодействующего нововводителям, не было такого, кто бы противополагал им предписания закона, приводил на память слова Божии, ибо написано: «да не будут тебе бози инии разве мене» (Исх.20:3), и еще: «не сотвори себе кумира» (Исх.20:4). Но у них не было никакой речи об этом: они молчали, почитая нечестие, т. е. отступление. Поэтому они собрали плод соединенной с этим неправды, съели «плод лжив», т. е. имели надежду нетвердую и бесполезную, потому что – плод истинный, могущий спасти и пособить, это любовь к Богу и подвиги правды, а плодом лживым естественно считать плод нечестия, который всегда доводит до гибельного конца. Что же это за лживый плод, явившийся им от нечестия, немедленно поясняет, прибавляя: «яко уповал еси на оружие твое, во множестве силы твоея, и востанет пагуба в людех твоих, и вся ограды твоя погибнут». Ты, говорит, немало предавался нечестию, служа дереву и камням и оскорбляя единого, по естеству и истинного Бога: затем, когда была предсказана война и вошла уже в самые двери, ты не от Меня искал помощи, но вы доверялись собственным силам и множеству оружия и полагали, что одолеете вражескую силу, потому что вам для этого достаточно милости и помощи лжеименных богов. Вот это и будет для вас плодом лживым: пагуба постигнет людей, и всякий славный и укрепленный город будет разрушен, потому что чего не поставляет Бог, то всегда и во всяком случае упадет.

То же может быть сказано и от нас, вернее же от Бога, к тем, которые охотно внимают безбожным еретикам и воображают, что изучают нечто служащее к жизни и разумению. Они «премолчавают нечестие», потому что терпеливо выслушивают злоречивых, хотя и обязаны были бы дать им самый сильный отпор. Поэтому они изведают свой собственный замысел и пожнут плоды неправды, именно: вкусят «(плод) лжив», принимая знание ложное и негодное, научаясь развращенному и тому, что стремится искажать красоту истины. А что вся их сила падет, низлагаемая Богом, и что они пойдут в погибель и пагубу, в этом, кто может сомневаться?

Ос.10:14–15. Якоже... князь Салмана198 от дому Иеровоамля199, во дни ратны матерь о чада разби200: тако сотворю201 вам, доме Израилев, от лица неправды злоб ваших.

В книге Судей написано, что Израильтяне некогда уклонились в след Ваалов и тем оскорбили Бога, и были преданы в руки Мадиама, на целых семь лет (Суд.6и дал.). Они подвернулись столь жестокому угнетению со стороны победителей, что уже стали жить в скалах, едва спасались, скрываясь в них, и искали защиты в неприступности места, потому что совсем не решались на битву. И случалось, что попавшиеся Мадианитянам были безжалостно умерщвляемы, причем вместе с несчастными матерями без всякой пощады губили и детей. Начальниками у них (Мадианитян) были Орив, Зив, Зевей202 и Салман203. Бедствия продолжались до тех пор, пока Бог, умилосердившись над страждущими Израильтянами, воздвиг Гедеона, которого отец и жители прозвали Иероваалом по такой причине: по повелению Божию из уст ангела он тайно ночью разорил «олтарь Ваалов» и порубил «дубраву» его: когда же жители местечка, встав на заре, чтобы исполнить обычное, пришли к капищу, то увидели Ваала низверженным, рощу при нем порубленной и, зная уже боголюбие Гедеона, признали его виновным в этом деле: потом они пришли к отцу его и сказали: подавай сына своего, мы убьем его, потому что он сокрушил Ваала; тот на это сказал: вам ли мстить за Ваала? – Если он Бог, то пусть мстит за себя тому, кто сокрушил его. Поэтому Гедеон и прозван был Иероваалом, что значит: пусть Ваал мстит за себя. Итак, говорит, как Салман, предводитель народа Мадианитского, разбивал из дома Гедеонова, или Иероваалова, «матерь о чада», точно таким же образом, свирепо, бесчеловечно и без всякого сожаления, вождь Ассириян будет вести войну против вас и будет побивать мать вместе с детьми. Случится это по причине вашей порочности, потому что Бог всяческих, как праведный Судия, не карает напрасно, но если прегрешения Его оскорбляющих преступают всякую меру, то соответственно этому и посылает наказание. Если же боимся гнева, то всего лучше бояться грешить и как бы вызывать на негодование божественное и любвеобильнейшее естество, которое, можно сказать, вынуждается к этому преизбытком согрешений. – Следует заметить, что некоторые из прежних толкователей говорят, что не князь Мадианитян Саламан разбивал из дома Иероваалова, или Израилева (ибо по начальникам именуется целое), «матерь о чада», а напротив Гедеон в доме Саламана разбивал «матерь о чада». Но, думаю, более правильно и скорее находит себе подтверждение с точки зрения справедливости не это (мнение), а другое (вышеизложенное): как в то время, когда Израильтяне уклонились к Ваалам, их дети были убиваемы вместе с матерями от руки иноплеменников, так и теперь, когда Ефрем обратился к идолослужению, тоже будут убиваемы рукою варваров, т. е. Ассириян, вместе с родительницами и рожденные. Поэтому полагаю, что речь более сохранит правдоподобие и сходство между древним образцом и новейшими событиями, если именно так толковать смысл предложенного.

Ос.11:1. Заутра отвергошася, отвержеся царь Израилев.

Снова прочие толковники да и Еврейский список ясно говорят: «как утро отвергошася»204, показывая этим, что Израиль отпал от общения с Богом как бы в весьма малое время или скоро и без промедления. Очень коротко время утра: с мерцанием дня появляется свет и производит утро, но как только взойдет солнце и прольет первый луч, оно прекращается и исчезает. Таким образом, они, как утро, то есть: в малое, краткое и весьма ограниченное время, вместе с своими начальниками были отвержены. Можем разуметь и так, но можем понимать и иным способом. Именно: когда Бог еще не насылает наказаний за человеческие прегрешении, или делает более продолжительным срок долготерпения, то нисколько не непристойно уподобить Его спящим ночью, и даже блаженные пророки многообразно возглашали нам, указывая на это же самое. Так, мудрейший Иеремия говорит: «еда будеши якоже человек спяй, или аки муж не могий спасти?» (Иер.14:9) Богоглаголивый же песнопевец то говорит: «востани, Вскую спиши Господи, воскресни, и не отрини до конца» (Пс.43:24), а то, видя (Его) восставшим на помощь кому-либо, говорит: «воста яко спя Господь» (Пс.77:65). Итак, утром, кажется, называет время как бы бодрствования над ними (потому что утром восстаем от сна): посему, когда Бог будет бдеть над ними и, так сказать, пробудится для наблюдения за тем, что они делают, то они будут покинуты и отвержены, хотя по величайшему долготерпению в прошедшее уже время Он был для них как бы спящим. Вместе с народом будет, говорит, отвержен и царь, потому что вскоре исчезнет и царство Ефремово. Действительно, как я говорил, возвратившись по истечении срока пленения в Иудею, они все были под одним царем точно так же, как вначале, до времен плена, потому что над Израилем, жившим в Иерусалиме, царствовали цари из колена Иудина.

* * *

175

Ἐν κίρατι на вершине, на холме, на горе.

176

В слав.: у тельца дому Онова, при чем эти слова отделяются от предшествующих (точкою) и поставляются в связи с дальнейшими: возобитают живущии в Самарии.

177

Ἡ ἄγρωστις: «род травы наподобие тростника, которая от каждого коленца пускает стебель вверх и корень вниз, а эти стебли и отростки снова делаются рассадниками другой травы, и таким образом в короткое время, если ее не вырыть совсем с корнями, делают целые поля похожими на тернища». Бл. Иероним в толковании на пр. Осию.

178

Τοῦ μόσχου τοῦ οἴκου Βεθήλ. Какие переводчики здесь имеются в виду, – неизвестно. Ср. Field ad h. l.

179

В слав.: от них.

180

В слав.: во Ассирию.

181

В слав.: в дар Ефрем приимется.

182

В слав.: о совете своем.

183

Св. Кирилл различает здесь ξένια – дар и δόμα – дома.

184

В слав.: увеждь.

185

В слав.: извергутся (и нет).

186

В слав.: к горам.

187

Обыкновенно наоборот: горам: падите на ны: и холмом: покрыйте ны.

188

В слав.: на чада неправды. Прииде наказати их, по желанию моему, согласно греческому чтению некоторых списков: ἠλθεν παιδευσαι αὐτοὺς κατά τὴν ἐπιθυμίαν μου.

189

В слав.: не послушаем тебе.

190

В слав.: и возливати возлияния.

191

В слав.: оскудехом хлебы.

192

У св. Кирилла: οτι δύο καὶ πονηρὰ κτλ.

193

В слав.: себе. Переводим: ему на основании последующего изъяснения. Св. Кирилла.

194

У Св. Кирилла: Ιαβώχ.

195

Εις καρπὸν ζωῆς; в слав.: плод живота.

196

В слав.: дондеже время, взыщите Господа, согласно многим греческим спискам: ср. Постановл. Апост. кн. II, гл. 5.

197

В издании творений Св. Кирилла согласно Ватиканскому списку читается: ἐν τοῖς ἁμαρτήμασί σου; но из дальнейшего истолкования ясно, что Св. Кирилл читал: ἐν ἅρμασί σου.

198

В тексте: Σαλμανάκ, по ошибке вместо: Σαλμανά, как неоднократно читается в толковании. Ошибка объясняется соседством предлога ἑκ (Σαλμανὰ ἐκ τοῦ и пр.), вероятно повторенного писцом. В слав.: Саламан.

199

Ἰεροβαάλ. Слав.: Иеровоамля.

200

Ἠδάφισε, слав.: разбиша ἠδάφισαν, как читается почти во всех кодексах.

201

Первая половина отделения в славянской Библии имеет следующий вид: якоже (погибе) князь Саламан от дому Иеровоамля, во дни ратны матерь о чада разбиша, тако и д.

202

Ζεβεί.

203

Σαλμανά.

204

Ως ὀρθος απερρίφησαν вместо обычного: ορθρου ἀπεῤῥίφησαν: евр. כשחד (во многих во списках, см. Kennicott и De-Rossi) ως ὄρθρος: нынешнее масоретское בשחד ὄρθρου.


Источник: Перевод П.И. Казанского и А.А. Жданова, под ред. М.Д. Муретова. Опубликовано: Кирилл Александрийский, свт. Творения. Ч. 9. М., 1892.

Комментарии для сайта Cackle