Источник

Глава 9

Ос.9:1–4. Не радуйся Израилю, ни веселися якоже119 людие..., яко соблудил еси от Господа Бога твоего, возлюбил еси даяния на всяком гумне пшеницы. Гумно и точило не позна их, и вино солга им. Не вселишася на земли Господни: вселися Ефрем во Египте, и во Ассириах нечистая снедят120. Не возлияша Господеви вина, и не усладиша121 его: требы их яко хлеб жалости им, вси ядущии тыя осквернятся: понеже хлебы их душ их, не внидут в дом Господень.

У сонмищ языческих, так как они больны величайшим неразумием (ибо, по общему признанию, они заблудились), был обычай, начиная обработку земли и приготовляясь пахать землю, – совершать жертвоприношения демонам и просить у них о плодородии полей. Точно так же, приступая к жатве, когда к этому побуждало время, и собирая виноград в точила, они делали возлияния, приносили жертвы Горам122, пели песни при точилах, вознося благодарственные жертвы, и проводили время в радости и веселье. За такие-то поступки Бог порицает Израильский народ, ясно утверждая, что ему не следует радоваться, как прочие народы. По какой причине? – Совершенно не знающие по естеству и истинно сущего Бога, даже родившиеся в заблуждении, пожалуй, имеют не бездоказательное оправдание в немощи или невежестве: а Израиль блудно уклонился к отступлению, будучи руководим законом и познав Владыку всяческих. Посему, естественно думать, что он повинен в преступлении более тяжком и подлежит неизбежному упреку в нечестии, потому что, зная «волю господина своего, был нерадив, не исполнил, и за то биен будет много, тогда как не знавший и потому не сделавший биен будем мало», по изречению Спасителя (Лк.12:47–48). Итак, «не радуйся, говорит, якоже людие: те от чрева матери заблуждаются, а ты, и руководимый законом, соблудил от Бога». Какой же у них был способ блужения? – «Возлюбил, – говорит, – даяния», – конечно, не от Бога, а от телиц и Ваала, хотя они и ничего не дают просящим. На чем же искал у них даяний? – «На всяком гумне пшеницы», потому что, как я сказал, у них полагалось, нечестиво и безрассудно, просить о плодородии полей ничтожных кумиров. Итак, Израиль от идолов добивался даяний. Исполнились ли прошения по его молитве? – Нисколько: «гумно и точило не позна их, и вино солга им». Для более любознательных нет никакого сомнения в том, что в Самарии бывали мор123, неурожаи, продолжительные засухи. Таким образом он обманулся в надежде, не получив просимого. И кроме того они удалились из самой святой земли, ушли в Египет, как в страну огражденную, и стали служить еще более многочисленным богам, потому что в Египте было бесчисленное множество богов, и у чтителей их – достойное удивления понятие о могуществе, будто бы они при помощи магических знаний легко могут сделать все. Итак, отказались жить в земле, Богом избранной, и сменили ее на страну идолов. Однако же, хотя они и сделали так, все-таки уйдут к Ассириянам. «Не возлияша Господеви»: собрав в точила виноградные ягоды, они возливали начатки демонам, а не подающему Господу. Возносили и хлебы в виде начатков от жатвы. Но, говорит, послужит им это к утрате чистоты и осквернению, и приношения будут сочтены как «хлеб жалости», т. е. – мерзкими, скверными, отвратительными. По какой причине? – Закон считал нечистым того, кто приближался к мертвецу, – приближался или по кровному родству, или только по телесному прикосновению: поэтому родственники или друзья умерших, необходимо, осквернялись при похоронах124, хлопоча около мертвеца и выполняя над ним то, что определено законом, и все становилось нечистым, до чего бы им ни пришлось дотронуться. Таким образом, «хлеб жалости» – это хлеб, употребляемый в пищу плачущими по мертвеце, и вкусить его казалось ужасным для тех, кто старался избегать осквернения от мертвеца. Итак, говорит, нечисты и отвратительны даже самые хлебы, которые приносятся в качестве начатков жатвы, «и ядущии тыя осквернятся»; они же годны будут более душам их, т. е. в пищу им, ибо «не внидут в дом Господень». Но должно знать, что и закон повелевал приносить в жертву начаток жатвы – снопы и хлеб (Лев.23и д.). Израиль же совершаемое во славу Бога перенес на истуканов, хотя Бог ясно говорил: «славы моея иному не дам, ниже добродетелей моих истуканным» (Ис.42:8).

Посему у Бога следует просить потребного для жизни и Его почитать подателем и устроителем всякого нашего преуспеяния телесного и духовного, потому что кроме Него нет иного, «иже дождит», по написанному (Иер.14:22), но по Его мановениям и на полях произрастает все сообразно времени года, и мы исполняемся вышним благословением, питаясь хлебом духовным и получая вино небесное, веселящее «сердце человека» (Пс.103:15). Усвоив себе это убеждение, мы вселимся на земле святой, будем с Богом и не будем есть «во Ассириах нечистая» (Ос.9:3), ибо нечистотами кормят своих приближенных миродержители века сего, духи злобы поднебесные (Еф.6:12).

Ос.9:5. Что сотворите в день125 торжества, и во днех126 праздника Господня?

Так как, говорит, вы дошли до такого неразумия и нечестия, стали настолько гнусными и отвратительными, то какое же средство вам поможет? Или как вам поступить и что предпринять для того, чтобы избежать столь ужасной и жестокой участи, когда будет совершаться Мое «торжество» при истреблении войною оскорбителей? Итак, праздником Своим Бог называет, очевидно, то время, когда Израиль будет нести кару за прегрешения против Него.

Поэтому, следует не просто, без оглядки делать, что вздумается, и наслаждаться настоящим, увлекаясь похотями к оскорбительному для Бога, а напротив помышлять и о будущем и стараться избегнуть последствий божественного гнева. Именно таким образом сделаемся мудрыми и сведущими в том, что нам полезно.

Ос.9:6. Сего ради се пойдут от труда Египетска, и приимет их Мемфис, и погребет я Махмас: сребро их пагуба наследит, терние во дворех их.

Когда Вавилоняне опустошали Самарию, те, которые смогли спастись, едва-едва убежали в землю Египетскую. Затем, когда они взяли и самый Иерусалим, во времена пророчествования Иеремии, из колена Иудина и Вениаминова осталось довольно ограниченное число (людей); они-то и ушли в Египет, хотя Бог увещевал устами Иеремии и ясно говорил, что не следует, оставив родину, уходить в землю Египетскую, и угрожал, что если они это сделают вопреки Его воле, то подвергнутся одинаковым, или даже еще более тяжким бедствиям. А написано об этом следующее: «тако рече Господь...: аще вы дадите лице ваше во Египет, и внидете тамо жити, и будет, мечь, егоже вы боитеся от лица его, обрящет вы во Египте» (Иер.42:15–16). Действительно, когда они, положившись на помощь со стороны Египтян, возмутились против Вавилонян, то обиженные этим Вавилоняне, после взятия Иерусалима и Самарии, обратились против Египтян и без труда их победили; тогда оставшимся из Иудеев пришлось гибнуть вместе с Египтянами; а кто мог спастись от бедствия в Египте, с трудом убежали дальше, удалившись в страну Аркадцев, и поселились в Мемфисе, как городе весьма крепком, и в Махмасе (это другой, вероятно, соседний город и более других известный). Там они и скончались, очевидно, прожив долгое время и не получив возможности возвратиться в Иудею. А в другом месте пророк Иеремия говорит так: «того ради тако глаголет Господь...; се аз приставлю лице мое, еже погубити» всех оставшихся в Египте, «и падут мечем, и гладом127 исчезнут от мала даже до велика: и будут на укоризну и в пагубу и в проклятие. И посещу на седящих в земли Египетстей, и не будет уцелевша ни единаго от оставших Иудиных, обитающих в земли Египетстей, еже возвратитися на землю Иудину, к ней же тии надеются душами своими, возвратитися тамо: не возвратятся» (Иер.44:11–14). Слышишь: погибли в Египте, так как и там настиг их гнев Божий. Итак: когда они, избегая «труда Египетска», придут в Мемфис, как город знаменитый, «приимет их», но в Махмасе умрут. Это и есть: «погребет я Махмас». Следовательно, если Бог преследует, никто не спасет преследуемого, и куда бы он ни пошел, там и будет настигнут гневом. Вот что, говорит, случится с ними в Египте. А потому, что они раздражили (Его) сделанным из их собственного богатства (ибо, говорит, «от сребра своего, и от злата своего сотвориша себе кумиры» – (Ос.8:4)), справедливо «пагуба наследит» его, т. е. будет добычей губителю: пагубой называет Ассирийца, как сурового и жестокого завоевателя и бойца. Вырастет, говорит, и «терние во дворех их»: города пришли в такое запустение, что стали полны тернием. Это – признак земли непроходимой и заброшенной.

Итак, когда кто пользуется данными от Бога благами, телесными или духовными, неправильно и не во славу Его, но неосмотрительно творит то, чем может прогневить Его и быть уличенным в нанесении оскорбления, то он пойдет в погибель, будет наследием расхитителя сатаны и обиталищем терния, т. е. диких и необузданных страстей, и не будет иметь добрых плодов по духу. Прежде же всех потерпят это еретики, которые нечестиво злоупотребляют даром слова, соблазняя братьев и поражая «их совесть немощну сущу» (1Кор.8:12), хотя Христос и пострадал за нас.

Ос.9:7. Приспеша дние отмщения...128, приидоша дние воздаяния твоего, и озлобится Израиль, якоже пророк изумленный, человек духом носимый.

Обычно Израильтяне не внимали словам святых пророков и нимало не помышляли о божественном, хотя Бог часто возвещал, что им придется терпеть бедствия. Так, Бог всяческих возглашает в одном месте к пророку Иезекиилю: «сыне человечь, се дом Израилев преогорчеваяй, глаголюще глаголют, видение, еже сей видит, на дни многи, и на времена долга сей прорицает, сего ради рцы к ним, сия глаголет Адонаи Господь129, не продолжатся ктому вся словеса моя, яже возглаголю: яко возглаголю слово, и сотворю, глаголет Адонаи Господь» (Иез.12:26–28). Нечто подобное говорит и здесь: «приспеша, – говорит, – дние отмщения», – все равно, как если бы сказал: близко суд и уже при самых дверях испытание, возле – беда и пред глазами война: наступил день воздаяния. И когда, говорит, ты, Израиль, будешь озлобляем, без сомнения, понесет одинаковую кару и всякий у тебя лжепророк, человек изумленный, т. е. исступленный, неистовствующий, потерявший ум, которого ты считаешь за «духом носимаго». Действительно, вместе с прочими погибли и жрецы высот, и служители идолов, и все, сколько их ни было, лживые прорицатели и лжепредсказатели у Израиля. Так как они, собираясь давать предвещания, притворялись восхищенными и выказывали вид вдохновенных, то он и именует подобных людьми «изумленными».

Ос.9:7. От множества неправд твоих130 умножися изумление твое.

«Множеством неправды» называет, по-видимому, многообразное и многоразличное служение Израиля, одним словом: они заблудились и все стали идолопоклонниками: однако они разделили между собою виды заблуждения: одни совершали священные обряды одним (божествам), другие – другим и давали приходящим ложные прорицания; так, одни служили телицам, другие – Хамосу, идолу Моавитскому, иные – Астарте, некоторые – Ваалу и воинству небесному. Посему-то Бог обличал их, говоря устами Иеремии: «по числу... градов твоих, Быша бози твои, Иудо» (Иер.2:28), ибо у них каждый город усвоял себе собственного бога. Это самое справедливо называет «множеством неправды», потому что истинно несправедливость и оскорбление Богу – от Него удаляться и прилепляться к «древу и камению и делом рук человеческих», как написано (Втор.4:28). «Изумлением» называет прорицания. Таким образом, когда, говорит, у тебя оказалось «множество неправды», то от этого у тебя и «умножися изумление», т. е. лжепророчество, потому что каждый из лжепророков, по-видимому, имел особенный способ, по которому он прорицал. Итак, безрассудна, противозаконна, поистине нечиста и достаточна для того, чтобы страшно оскорбить и прогневать Бога всяческих, наклонность прибегать к лживым речам тех, которые навыкли говорить «от сердца своего, – как написано, – а не от уст Господних» (Иер.23:16). Посему христианам надлежит остерегаться этого греха, потому что иметь подобного рода недуг может быть свойственно только жителям святыни131.

Ос.9. Стража Ефрема с богом пророк132, пругло строптиво на всех путех его.

Стражами обычно божественное Писание именует предстоятелей народных, вознесенных на высоту почестью, на которых должно взирать тому, кто пожелал бы проводить жизнь правую и безупречную. Так, в одном месте Бог говорит блаженному пророку Иезекиилю: «сыне человечь, стража дах тя дому Израилеву, и133 услышиши от уст моих слово134, и воспретиши им от Мене» (Иез.3:17). Обыкновенно такие стражи не только представляли своим питомцам вместе с законами жизнь свою в качестве образца добродетели и поведения, но и вводили полезное, и правильно истолковывали волю Божию. И те, которые находились у добрых стражей, идя по прямому пути долга, спасались; те же, которые вверили направление своего ума людям лукавым и худым, жили, вводя в заблуждение (других) и заблуждаясь (сами), и имели дух, лишенный всякой добродетели и истинного знания. В этом именно упрекает и теперь происходящих от колена Ефремова, или Израиля: был, говорит, у него «страж с богом пророк», все равно, как если бы сказал: у каждого из лжеименных богов был и собственный лжепророк. Как я уже сказал ранее, они усвоили себе различные виды заблуждения: одни служили Ваалу, другие – Хамосу или Веелфегору; а в каждом капище воздвигнут был рукотворенный истукан и кумир, и при каждом состоял особенный лжепророк; способы гадания были у них различны, но решение они возвещали приходящим прямо как полезное и необходимое. Поэтому, так как у Ефремлян вместе с каждым лжеименным богом был стражем и его собственный лжепророк, то они и устремились неудержимо ко всему самому постыдному. Это и было для них «пруглом строптивым»135, потому что невозможно было исправиться и идти прямо тем, которые впали в такое многобожие, что при каждом боге имели особенного пророка и в нем получали себе стража, отдалявшего их от истинного богопочитания и увлекавшего в ров погибели. Итак, желающим жить по закону следует слушать не просто учащих или вещающих «от сердца своего» (Иер.23:16), но тех, в ком божественная и горняя благодать удостоверит подлинную любовь к Богу. Посему и говорит Христос: «внемлите от лживых пророк, иже приходят к вам во одеждах овчих, внутрь же суть волцы хищницы» (Мф.7:15).

Сказать по правде, мало отличаются от диких зверей изобретатели и предстоятели безбожных ересей, «поядающии Израиля всеми усты» (Ис.9:12): потому что они как бы пожирают души простецов, сокрушая их зубами заблуждения. Да будет же сказано и для нас136: «Бог сокрушит зубы их во устех их: членовныя львов сокрушил есть Господь. Уничижатся яко вода мимотекущая: напряжет лук свой, дóндеже изнемогут» (Пс.57:7–8).

Ос.9:8–9. Изумление в дому Божии утвердиша. Растлешася по днем Холма: воспомянет неправды их, отмстит грехи их.

«Изумлением» здесь, как и обыкновенно, называет, лжепророчество, а домом Божиим именует Израиля. Посему и сказано в одном месте устами Иеремии синагоге иудейской как бы от лица Божия: «не аки ли домом мене нарекла еси, и отцем, и вождем девства твоего?» (Иер.3:4) Удивляется громадности безумия и преизбытку неразумных начинаний: дошли уже, говорит, до такого нечестия, что «изумление в дому Божии утвердиша», то есть лжепророчество, и преступают запрещения божественных законов. Хорошо сказал: «утвердиша»137, потому что дело нечестия, на которое раз дерзнули, не прекратилось, но как бы уже укрепилось и внедрилось138: Израиль не переставал иметь лжепровидцев, и лжепророков. А так как они дерзнули на это, то, естественно, отбывая наказание за свои действия, «растлешася по днем Холма, ибо воспомянет неправды их и отмстит грехи их». А что значит это «растлешася по днем Холма», сделаем (для объяснения) краткое напоминание (из истории). Написано об этом в книге Судей (Суд.17 и далее), и весь рассказ я передам, насколько возможно, в извлечении, и так как он очень длинен, то сокращу. «В тыя дни, – говорит, – не бяше царя во Израили: кийждо муж еже право (видяшеся) пред очима его, творяше. И бысть юноша от Вифлеема ..., от племене Иудина139, и сей Левитин, и сей140 обиташе тамо. И пойде муж141 от Вифлеема, града Иудина142, обитати, идеже обрящет место: и прииде до горы Ефремли, и даже до дому Михина143, еже сотворити путь свой. И рече ему Миха: откуду идеши? И рече ему Левитин: аз есмь от Вифлеема Иудина, и иду обитати, идеже обрящу место. И рече ему Миха: седи со мною и буди ми отец и жрец, и аз дам тебе десять сребреников в год144, и ризу одежд145, и яже на житие тебе. И пойде Левит, и нача обитати у мужа. И бысть юноша ему яко един от сынов его. И наполни Миха руку Левитину, и бысть ему... жрец146, и бяше в дому Михи» (Суд.17:6–12). Значит, Миха был идолослужитель и нанял он потомка Левия, сделал его служителем истукана и посвятил его на служение идолам. Что же случилось после этого? – Далее Священное Писание говорит следующее: «и в тыя дни племя Даново искаше себе наследия вселитися, яко не паде ему...147 до дне онаго148 среде племен... Израилевых149 наследие» (Суд.18:1). Поэтому, избрав пять мужей, они поручили им пойти вперед и обследовать землю, которую они могли бы занять и сделать своим наследием. Они, говорит, дошли «до горы Ефремли, до дому Михина, и сташа тамо», признали левита как земляка, потому что он говорил на их языке (с Евреями говорил как Еврей): спросив о причине и узнав, что его, как левита, нанял Миха и рукоположил в священнослужителя к своим кумирам, они вместо того, чтобы соболезновать о нем как о пленнике, обманутом и скитальце, тотчас же сами скатились во рвы обмана и потребовали, чтобы он, вопросив идола, возвестил, удастся ли предприятие по мысли их, – разумею завоевание страны, которую они пришли осмотреть. Он и изрек определение как бы от лица Божия. Посланные, обозрев землю, донесли посылавшим, что она доброкачественна, тучна и может быть занята без труда. Люди из колена Данова, числом шесть сот, выслушав такие речи, вооруженные отравились в поход. Дошли и они до дома Михи. «И отвещаша, – говорит, – пять мужей ходившии соглядати землю Лаис, и рекоша к братии своей: разуместе ли, яко есть в дому сем Ефуд, и Ферафин, и изваяно, и слияно? и ныне уведите, что сотворите» (Суд.18:14). – Ефод толкуется «избавление» 150 а Терафим151 – «отпущение»152, или «исцеляющий их». Это был идол, который пользовался ложной славой, будто он может исцелять. Подобную же молву иногда распространяют про рукотворенных (богов) сыны Эллинов. – Узнав об этом, потомки Дана взяли изваяние, убедили и потомка Левия следовать за ними, оставив Миху. Когда же они, сразившись, победили и захватили в свои руки землю, то выстроили город, который назвали Даном, присваивая ему имя своего праотца, потому что, как я сказал, они были из колена и потомства Данова. Поставивши в нем идола, они стали приносить ему жертвы: таким образом вместе с землею добыли и бога. До такого бессмыслия доведен был их рассудок. На это Бог прогневался наконец и, конечно, со всею справедливостью, – потому что Он был оскорблен. После этого всем Израильтянам следовало считать потомков Дана за врагов и главнейших неприятелей и привлечь к ответственности за непочтение к Богу, но они, вероятно, и сами присоединились (к ним), и считали возможным хвалить (их), как будто они нисколько не согрешили. А какова была расплата за такое их легкомыслие, расскажем по порядку. Между тем как Израиль оставался без царя, один «муж Левитин, живый во стране горы Ефремовы», взял себе в сожительницы одну (женщину) из Вифлеема. Когда женщина убежала к отцу, левит отправился за нею и уговаривал ее опять возвратиться с ним и жить у него в доме. Когда так и случилось, он, дойдя до средины пути, вместе с женщиною остановился в Гиве153, что значит «холм». Населяли Гиву, или Холм, потомки Вениамина. После того как он приютился у одного старца, среди ночи пришли сыны Вениамина, мужи беззаконные, как написано (Суд.19:22), желая захватить для распутства и самого левита, и прочих; едва-едва устыдившись крайнего безобразия, они схватили наложницу левита и умертвили ее, всю ночь ругаясь над женщиною. А он, разрубив по частям тело, разослал по коленам Израильским, чтобы сделать известным и грех сынов Вениаминовых против чужестранцев, и необузданность в распутстве, и что они осквернились прегрешениями Содомлян. Возмущенный этим, собрался весь Израиль и воевал с коленом Вениаминовым в Гиве154, то есть на Холме, и так ее опустошил, что, хотя она и была очень многолюдна, спаслось весьма мало, едва-едва убежав в пустыню. И из всего Израиля погибло немалое число воинов. Но Бог не допустил бы Израильтян бороться друг с другом, если бы сыны Дана не чтили изваяния из дома Михи, а прочие колена безрассудно не молчали. Нечто подобное же случилось, когда Бог оскорблен был золотыми телицами: вступили между собою в борьбу два колена Иудиных и десять Ефремовых, и, как во дни Холма, пали десятки тысяч, с победителями же гибли и побежденные, потому что к этому призывал божественный гнев. Это совершилось при Амасии, царе иудейском, и Иоасе Израильском, который настолько смирил Иерусалим, что разрушил часть стены «на четыреста лакот» (4Цар.14:13).

Ос.9:10. Якоже грезн в пустыне обретох Израиля, и яко смокву155 на смоковнице раннюю увидех отцы их; тии внидоша к Веелфегору, и отчуждишася на стыдение, и Быша возлюбленнии, якоже мерзостнии156.

Далее старается показать, что недаром их постигло растление (Ос.9:9), но по справедливости. Я, говорит, избрал их, нашедши как грозд в пустыне и сорвавши как смокву зрелую со смоковницы: вывел из страны Египетской, всей идолопоклоннической, заблуждавшейся и много недуговавшей отсутствием всякого блага. Что же избранные, избавленные моею рукою? – Уклонились к Веелфегору, удалились от общения со Мною к позору. Это и есть – «отчуждишася на стыдение». «Стыдением» называет Веелфегора, потому что он по виду был отвратительнее всех прочих, и на него было непристойно взглянуть.

Посему, если мы любим быть с Богом и чтим Его, как призвавшего, избравшего, исходившего из среды мира сего, как бы из пустынной и тернистой земли, возлюбившего как грозд и как смокву раннюю, то будем нерушимо сохранять единение с Ним, конечно – духовное. А если совершится уклонение к непристойному и для Него оскорбительному, ни в чем уже не будем отличаться от язычников, будем «возлюбленнии яко мерзостнии», которые по справедливости ненавистны, потому что, говорит, «правда праведника не издавит его: в оньже день согрешит157 (Иез.33:12), умрет» (Иез.33:13): и весьма мудро пишет блаженный Павел: «темже мняйся стояти, да блюдется, да не падет» (1Кор.10:12).

Ос.9:11. Ефрем яко птица отлете.

Птиц не ручных и не домашних, поймав, держат в клетке, и они увеселяют обладателей: если же представится случай улететь, они немедленно исчезают и быстрым летом несутся в свое обычное местопребывание. Так и Израиль уловлен был Моисеем в некотором роде как птица, приведен к Богу и наслаждался благоденствием, руководимый законом и пользуясь попечением и милосердием свыше. Но опять улетел туда, где был прежде, почти что вырвавшись из рук ловца. Можно понимать сказанное и иным образом. Многие из птиц, не вынося местных зим, перелетают в другие страны, без науки имея понятие о своей пользе, по воле Творца. Подобным же образом и Ефрем, опасаясь бедствий войны, улетел к Египтянам.

Ос.9:11–12. Славы их от порождении и болезней и зачатий158. Темже аще и воскормят чада своя, безчадны будут от человек: понеже и люте им есть159.

Оставив родину, Израиль удалился к Египтянам и призывал к себе для защиты бога, управляющего той страной. Неужели же Бог бессилен и не мог спасти их? – Нисколько. Божество всесильно и было в состоянии предотвратить войну с Ассириянами; но Ефремлянам, или Израилю, пришлось претерпеть это потому, что они, оставив Бога спасающего и превозношение Им одним устранив от себя, как нечто устаревшее, полагали, что сами по себе будут страшны и неодолимы для врагов, так как разрослись в великий народ и имели несчетное множество детей. Действительно, женщины у них рождали по обетованию и как бы в силу благословения, так как Моисей сказал: «не будет безчаден, ниже неплоды» у сынов Израилевых (Исх.23:26). Но было весьма безрассудно по причине множества людей презирать помощь Божию. Напротив, здраво рассуждая, следовало им припомнить, что с Ним и чрез Него «поженет един тысящы, и два двигнут тмы» (Втор.32:30). Итак, говорит, не Богом похваляются, но считают для себя славою «порождения, и зачатия, и болезни» своих женщин. Посему пусть знают, что хотя бы родили сынов, хотя бы потрудились над воспитанием детей, потом пожалеют, что напрасно трудились: как бы то ни было, – будут плакать о бесчадии: довольно будет с них меча Вавилонян, чтобы истребить весь их род. Поэтому-то и «люте им есть», все равно, как если бы сказал: когда Бог наводит на них горе, то кто придаст бодрости? Ибо, по написанному, «аще затворит от человеков, кто отверзет?» (Иов.12:14)

Ос.9:12. Плоть моя от них.

Между тем как Бог угрожает, и даже утверждает о Ефреме, или обо всем Израиле, что он погибнет всецело, будет оплакивать бесчадие и напрасно будет трудиться над воспитанием детей, пророк освобождает себя от суда и желает избавиться от гнева, говоря: «плоть моя от них». «От них»160 разумей вместо: «далеко от них»161. О если бы, говорит, и сам я, и весь мой род (так как плоть иногда означает и род) оказались не в числе их и подалее от них! Что это сказано правильно, мы можем заключить из слов Павла, который пишет следующее: «понеже убо есмь аз языком Апостол, службу мою прославляю, аще како раздражу мою плоть и спасу некия от них» (Рим.11:13–14). Обыкновенно святые пророки, всякий раз как замечали у кого-либо преступления ужасные и нетерпимые, впредь с своей стороны отчуждались от их мерзости. Так, пророк Иеремия, видя, что Иудеи подпали множеству обвинений и оскорбили Бога, говорит: «Господи Вседержителю162, не седох в сонме их играющих, но бояхся от лица руки Твоея: на едине седях яко горести исполнихся» (Иер.15:16–17). Посему должно благоговейно внимать блаженному Павлу, когда он повелевает нам: «себе чиста соблюдай, ниже приобщайся чужым грехом» (1Тим.5:22). Но следовало бы и всякому благочестивому163 сказать относительно оскорбляющих Бога и вскоре подлежащих наказанию: «плоть моя от них».

Ос.9:13. Ефрем, якоже видех, в ловитву предпостави164 чада своя...165, еже извести на заколение чада своя.

И теперь пророк скорбит о Ефреме, или Израиле. Сам он, говорит, виноват и в своем бесчадии, и в непоправимом несчастии, потому что, говорит, как я вижу и из Твоих слов, о Владыка, и из их дел, «Ефрем сам представил чад своих в ловитву и на заклание». И не стал бы он винить других и роптать на божественный гнев, если бы следовал здравому рассуждению. Напротив: он должен винить собственное неразумие и отступничество, потому что, когда он безмерно оскорбил защитника и спасителя Бога, то чуть не своей же рукой добровольно предал собственное семя ярости язычников и представил на отведение и пленение. Это и есть – «в ловитву и на заколение», то есть на убиение, потому что одних из Израильтян Вавилоняне убили, других увели в свою землю.

Посему, когда мы грешим, то, здраво судя, должны обвинять себя, а никак не божественный гнев, так как мы пренебрегаем своим долгом и легкомысленно относимся к тому, что угодно Богу. А наказание необходимо презрителю и распущенному, который едва не говорит Владыке всех: «отступи от Мене, путей твоих ведети» не хощу (Иов.21:14)166.

Ос.9:14. Даждь им Господи: что даси им? даждь им утробу неплодящую, и сосцы сухи.

Если же, говорит, Израиль знать не хочет Бога, но, напротив, увлекается суетною и неразумною надеждою и полагает, что одолеет врагов по причине множества детей и потому, что у него велико поколение годных к войне, а вследствие этого нет надобности в помощи от Твоей десницы, то пусть его женщины вовсе не родят. Это – «утроба неплодящая». А если родят, то пусть не вскормят, т. е. пусть погибнут прежде времени и пусть поколение падет прежде, чем достигнет юношеского возраста, потому что, если таким образом будет пресекаемо у них связанное с этим высокомерие и впредь будет истребляема надежда на множество воинов, то они притекут к Твоему милосердию и признают Тебя Спасителем и Избавителем. И теперь пророк говорит это из боголюбия и в одно и то же время ищет и славы Своего Владыки, и обращения Израиля, хотя бы по необходимости, если уже это не может быть у них плодом доброй воли.

В духовном смысле «утроба неплодящая и сосцы сухи» могут относиться к худым делателям, ко всякому соблазняющему и сводящему с прямого пути навыкших шествовать право (разумею: в вере) и исправных в путях своих. Действительно: так как их ум не рождает ничего кроме слов лживых и понятий превратных, то да не воспитают они в заблуждении собственных чад, – разумею по учению, и церкви лукавнующих, имея «сосцы сухи», да не будут матерями обольщенных.

Ос.9:15. Вся злобы ух в Галгале167, яко тамо возненавидех их168 за злобы начинаний...169 из дому Моего изжену я, не приложу170 любити их.

Снова Бог всяческих начинает перечислять проступки и упоминает о Галгале. Это – город, в котором наиболее усердно и неразумно почитались изделия рук (идолы). Сказанное имеет такой смысл: во многих отношениях были скверны Израильтяне, но верх присущей им порочности можно было бы видеть, вспомнив о Галгале: там Я видел «всю злобу их», там возненавидел их, не из-за места, что было бы неразумно, но имея в виду совершавшееся в нем. Поэтому, говорит, выселю их и выгоню из чертога Моего, удалю от общения (со Мною) и, праведно возненавидев, восстану на них и уже не преклонюсь к тому, чтобы полюбить таких преступников. Но, думаю, кто-нибудь скажет: почему же Он возвратил их из Ассирии в Иудею? почему освободил из плена? Не потому ли, что преклонился к благости и милосердию и удостоил их любви? – Верно: я сам признал бы эти слова истинными: бесспорно, они помилованы по человеколюбию. Но те, о ком речь, ушли в плен и, по прошествии долгого времени, в виде наказания вымерли. И как чрез Моисея в Египте Он обещал Израильтянам ввести всех в землю, о которой клялся отцам их, однако некоторые не вошли171 за неповиновение, и тела их пали в пустыне, унаследована же земля их потомками, – так понимай и здесь. Именно: умерли те, о коих речь, возвратились же со временем в Иудею их потомки, когда уже позволил (им) Кир, по исполнении семидесяти лет пребывания их на чужбине.

Извергнуты будут из дома Божия, или, лучше, уже извергнуты – и те, которые дерзнули совершить страшные и превосходящие всякое описание надругательства над Христом и устремили на Него свой злобный и вздорный язык; они непременно испытывают на себе и гнев, потому что виновны в издевательстве не над одним из пророков, но над самим Владыкою пророков. Таким образом, умалчивая о других прегрешениях, который они совершали само по себе, можно видеть всю их злобу и крайнее развращение уже в одних только поступках со Христом.

Ос.9:16–17. Вси князи их непокориви. Поболе Ефрем корением своим, изсше172 плода ксему да не принесет: понеже аще и породят, побию вожделенная утроб173 их. Отринет я Бог, яко не послушаша его, и будут заблуждающии во языцех.

Никто, говорит, не оказался у них хорошим или послушным и покорным, – ни малый, ни великий, ни начальник, ни подчиненный и подвластный. Поэтому и утверждает, что он (Ефрем) должен погибнуть совершенно, как вырванный с самым корнем, и стал подобен негодным и испорченным деревьям, которые стоит только срубить, так как они обнаруживают явное бесплодие. А что бесплодные деревья следует срезать, об этом учит и сам Спаситель, повелевая срубить смоковницу, не приносящую плода наподобие Иудейской синагоги: «вскую, – говорит, – и землю упражняет?» (Лк.13:7) Таким образом, Израиль, оказавшийся бесплодным, справедливо должен быть ссечен, потому что не даст плода. Но хотя бы, говорит, и дошло до этого, погублю порождения их. Это и есть: «вожделенная утробы их». Считаю необходимым рассмотреть также то, в чем сущность речи. Почему говорит, что «вси князи их непокориви»? Вообще, зачем Ему нужно было подчинение всех князей? – Речь имеет отношение к одному из древнейших событий. Что это за событие, сейчас скажу. – Израиль в пустыне сделал тельца, в отсутствие Моисея, потому что тот восходил на гору Синай принять закон. Потом он, сошедши, сильно вознегодовал на это преступление, сокрушил тельца и умилостивлял гневающегося Бога некоторым образом своим собственным благородством и достоинством: он пал пред Ним и умолял, говоря: «аще оставиши им грех их, остави: аще же ни, изглади мя из книги сея174, в нюже вписал еси» (Исх.32:32). Бог обещал пророку снихождение ко всем и даже говорил: «милостив им есмь по словеси твоему» (Чис.14:20). Видишь, как полезно было Израилю боголюбие предстоятеля, когда один за всех успел умилостивить Бога повиновением и послушанием. Посему справедливо обвиняет Израиля в том, что он совершенно уклонился (от Бога) и из своих начальников уже не имел никого, кто бы запретил согрешающим, удержал от заблуждения или мог бы отвратить гнев силою свойственного ему превосходства и достоинства, умолив Бога точно так же, как это было во времена Моисея. А потому, говорит, будут изгнаны «и будут заблуждающии во языцех».

Вот что пришлось им претерпеть, и в то время, когда они были отведены в Ассирию, нисколько не менее и теперь, когда они поражены за поругания над Христом: потомки Израиля везде живут на свете бездомными скитальцами и не имея города, потому что Бог сказал чрез святых пророков: развею их по всякому ветру (См. Иер.49:32; Иез.5:10, 12, 12и др.). Итак, если у нас есть попечение и мысль о союзе с Богом, приклоним пред Ним выю и с благою покорностью приступим ко Христу, говорящему: «приидите ко мне вси труждающиися и обремененнии, и аз упокою вы. Возмите иго мое на себе» (Мф.11:28–29), потому что при этом будем плодовиты и невредимы, не будет у нас ни негодного корня, ни плода, пропадающего без пользы, не будем блуждающими, не будем в удалении от Бога, но близ Него и с Ним, и будем иметь город, вышний и небесный, мать первородных, кормилицу святых, чистое жилище горних духов.

* * *

119

Св. Кирилл: ὀτι; в слав. понеже согласно варианту διότι.

120

В слав.: снедят нечистая.

121

У св. Кирилла: οὐχ ἤδυναν αὐτῷ; в слав.: и не усладишася ему требы их, согласно чтению: οὐχ ἠδύναντο αὐτῷ αὶ θυδίαι αὐτῶν и с обычной расстановкой знаков препинания.

122

Ὧραι Горы, второстепенные богини, соответствующие временам года, – подательницы плодородия, по языческим представлениям.

123

Λοιμοί – моровые язвы: лучше по связи речи: λιμοί – голода.

124

Ἐν τῷ πένθει, во время плача, печали, траура по усопшем.

125

В слав: во днех.

126

В слав.: в день.

127

В слав.: и гладом, и исчезнут.

128

В слав.: твоего.

129

В слав.: Господь Бог.

130

На основании последующего толкования правильнее читать: неправды твоея – τῆς ἀδικίας σου.

131

Т. о. ложные пророки, говорящие от имени Божия, могут быть только там, где есть и истинные; следовательно грех увлечения лжепророчеством при существовании пророчества истинного может иметь место лишь в среде последователей богооткровенной религии, чтителей истинного Бога. В язычестве же все пророки лживые.

132

В слав.: страж Ефрем с Богом, пророк пругло строптиво на всех путех его.

133

В слав.: да слышиши.

134

В слав.: слово от уст моих.

135

Т. е. гибельною сетью. В русском: сетью птицелова.

136

В наше утешение.

137

Κατέπηξαν, букв.: вбили, вколотили.

138

Πέπηγε καὶ ἐνεβοθρεύθη, букв.: вбито (с указанием на κατέπηξαν) и врыто, вколочено и притоптано.

139

У св. Кирилла: ἀπὸ Βηθλείμ, δήμου Ἰοὺδα, как в Ватиканском списке. В слав.: Вифлеема Иудина, и от рода племене Иудина.

140

В слав. сей нет.

141

В слав.: сей муж.

142

В слав.: от града Вифлеема Иудина.

143

У св. Кирилла везде – Μιχαίας, Μιχαίου: до дома Михея, Михеева. Удерживаем правописание славянского перевода.

144

У св. Кирилла: εἰς ημέραν, вм. обычного: εἰσ ημέρας.

145

Στολήν ιματίων, см. Суд.14:12: дам вам … тридесять риз одежд (στολά ιματίων). В слав. двои ризы согласно александрийскому чтению: ζεῦγος ιματίων.

146

В слав.: юноша жрец по александрийскому чтению: καὶ ἐγένετο αὐτῷ τὸ παιδάριον εις ἱερέα.

147

В слав.: наследие.

148

Ἑως τῆς ημέρας ἐκείνης. В слав.: до дней оных, – ἕως τῶν ἡμερῶν ἐκείνων, как в Александрийском.

149

В слав.: племен сынов Израилевых.

150

Очевидно, что при таком переводе слово אפיד производится от глагола פדה с Aleph prostheticum. Этот глагол имеет переносно значение: избавлять, освобождать.

151

От глагола תרף (неупотребительного), значение которого не установлено. В производстве, на котором основан приведенный св. Кириллом перевод слова «Тирафим», תדף сближается с словом תְריפָת исцеление, у LXX ὑγεία. Некоторые из новейших устанавливают связь и по производству, и по значению между еврейским «Терафим» и греческим θέραπες – боги целители и хранители, о которых упоминается в сочинении Ксенофонта Ἀπομνημονεύματα. – При переводе «исцеляющий их» конец слова (м) рассматривается как суффикс 3 л. мн. числа.

152

Или облегчение, ἀνεσις.

153

Γαβαά.

154

Γαβαόν.

155

Ὡς σῦκον. В слав. яко стража, согласно обычному чтению: ὡς σκοπὸν.

156

В слав. и Быша мерзостнии, яко же возлюбленнии. У св. Кирилла: καὶ εγένοντο οι ηγαπημενοι ως οι εβδελυγμένοι.

157

Ἁμάρτη; в слав. прельстится, по другому чтению: πλανηθῦ.

158

В слав. от зачатий, соответственно чтению Комплютенской Библии: ἐκ συλλήψεων.

159

В слав. (зане оставих я), после слов: люте им есть.

160

Ἐξ αυτῶν, собств. из них.

161

Μακρὰν ἀπ’ αὐτῶν.

162

В слав. Господи Боже сил.

163

Вместо ἀσεβὴς читаем εὐσεβής.

164

Παρέστησε. В слав. препоставиша, согласно обычному παρέστησαν.

165

У св. Кирилла, как и в Комплютенской Библии, отсутствуют слова: καὶ Ἐφραίμ, слав. и Ефрем.

166

В указанном месте читается: от нас, не хощем.

167

Ἐν Γαλγάλ; в слав.: в Галгалех – ἐν Γαλγάλοις.

168

В слав.: возненавидех.

169

Τῶν ἐπιτηδευμάτων вм. обычного: τ. ἐ. αὐτῶν, в слав.: начинаний их.

170

В слав.: (ксему) не приложу.

171

В тексте значится: οὐκ ησέβησαν, что не дает удовлетворительного смысла. Предполагая, что ἠσέβησαν произошло от которого требует контекст, переводим: не вошли. Или же можно не читать οὐκ и переводить как латинский: однако ж некоторые совершили нечестие, оказав непослушание, которых поэтому тела....

172

У св. Кирилла: Ἐφραὶμ τὰς ῥίζας αυτοῦ, εξηράνθη, καρπὸν οὐκέτι μὴ ἐνέγκη. В слав.: поболе Ефрем: корение его изсхоша, плода ксему да не принесет.

173

Κοιλίας – утробы. В толковании: τῆς κοιλίας, как читается во многих манускриптах (Holmes и Parsons).

174

Ταύτης вм. обычного σου (слав. твоея).


Источник: Перевод П.И. Казанского и А.А. Жданова, под ред. М.Д. Муретова. Опубликовано: Кирилл Александрийский, свт. Творения. Ч. 9. М., 1892.

Комментарии для сайта Cackle