Источник

Поучение в 31-ю неделю по Пятидесятнице

(О душевной слепоте)

В евангельском рассказе об исцелении слепых говорится так: По Иисусе идоста два слепца, зовуща и глаголюща: помилуй ны, Иисусе, Сыне Давидов (Матф. 9:27). – Как хорошо и мудро поступили эти слепцы, что обратились к Иисусу Христу об исцелении от своей слепоты! Ибо только Иисус Христос, как истинный Бог, есть источник исцелений и всякой радости нашей. Иисус Христос спрашивает слепцов: веруете ли, яко могу сие сотворити? Слепцы отвечают: веруем, Господи! Тогда Господь, прикоснувшись к их очам, сказал: по вере вашей да будет вам. И слепцы прозрели, увидели своего Небесного Исцелителя и прекрасный Божий мир.

Мы, братие, по Господней милости, своими телесными очами видим своих ближних, всякие предметы земные и всякую красоту великого Божия мира. За все это мы должны воздавать славу и благодарение своему Господу. Но есть еще между нами люди, страждущие слепотою душевною; а душевная слепота для нас несравненно пагубнее, нежели слепота телесных очей. При слепоте очей телесных человек не видит света Божьего, нередко совращается с надлежащего пути и падает; а при слепоте душевной человек удаляется от путей, ведущих в царствие Христово, и идет в пропасть вечного ада. Об исцелении от этой слепоты мы всего более и должны заботиться. Об этой слепоте я хочу теперь, братие, повести с вами и мою речь.

В чем состоит слепота душевная? Она бывает разных видов. Напр., разные суеверия и предрассудки, заблуждения в вере, которых придерживаются некоторые христиане, что такое есть, как не слепота душевная? И сколько замечается у нас этой слепоты? Вот человек заболел; он тревожится и не знает, что делать: другого обокрали, обманули недобрые люди, с третьим иное случилось несчастье. А если когда, то в горестях и несчастьях к кому всего более и должен обращаться христианин со своею верою, молитвою и покаянием, как не к всемогущему Господу Иисусу Христу, Благодетелю рода человеческого. Но христианин нередко обращается не ко Христу Спасителю, а к разным знахарям и ворожеям, к людям темным, ничего не знающим, и у них ищет себе помощи и утешения в своих горестях. Не есть ли это слепота? Слепцы евангельские шли за Иисусом Христом и молились Ему: Помилуй ны, Иисусе, сыне Давидов! А у нас слепые душою, как бы так молятся: «помилуйте нас, знахари и ворожеи!» Господь всемогущий, прикоснувшись к очам слепых, сказал: по вере вашей да будет вам, – и слепцы прозрели. Что же делают знахари и ворожеи с людьми больными и бедствующими? Они приступают к разным нашептываниям, наговариваниям и заклинаниям, составленным из самых нелепых слов. Но какое же может быть исцеление или утешение для человека от нелепых слов? В правилах св. нашей церкви говорится, что все это есть обман, действо диавольское. А как не свойственно и грешно христианину обращаться за помощью к такому действу? Такой христианин именно слеп душою: он теряет веру свою в Бога, забывает Христа Спасителя, молитву и покаяние, и добрые дела. А вот от чего человек нередко остается в горе без утешения, в беде без надежды – от того, что живет без Бога в сердце, без молитвы сердечной, без добрых дел. Братие! С кем бы ни случилось какое горе и несчастье, обращайтесь всегда к своему Господу, без воли которого ничто не случается с нами в нашей жизни, и на Него возлагайте все свое упование. За вашу веру и усердную молитву Он или избавит вас от беды и несчастья, или же подаст вам свою помощь великодушно перенести их, просветит души ваши своею благодатью и утешит вас радостями вечными.

Есть еще губительная слепота, помрачающая душу христианскую. Это вражда, злоба на ближнего, ненависть и зависть. Кто одержим этою слепотою, какой тот есть христианин? В душе его нет страха Божия, нет милости и сострадания к ближнему, и ничего доброго не идет ему на ум; о том только он и думает, как бы сделать какое-либо зло ненавидимому им ближнему. А он не сознает и сознать не хочет, что враг диавол злобою и враждою помрачает его ум и сердце и ведет его во тьму кромешную и непросветимую. И верно сказал св. апостол Иоанн: ненавидяй брата своего во тьме есть, и во тьме ходит, и не весть, камо идет, яко тьма, ослепи очи ему (Иоан. 2:11). Что может изгнать эту душевную тьму и просветитъ нашу душу? Св. христианская любовь. О, как дорога и необходима всем нам эта любовь! Сколько света, радости и блаженства приносит она нашим душам! Она богата всякими добродетелями: долготерпением, милосердием, доброжеланием, смирением, кротостью, снисхождением, всепрощением, верою в Бoгa (1 Кop. 13:1–7), исполнением закона Христова (Римл. 13:10). Это свет поистине небесный, просвещающий ум и сердце христианина! Любовь соединяет нас с Богом, доводит до светлых обителей Отца Небесного; она на земле устрояет Божие царство. Св. апостол Иоанн учит: пребываяй в любви, в Бозе пребывает и Бог в нем (1Иоан. 4:16). Любяя брата своего, во свете пребывает и соблазна в нем несть (1Иоан. 2:10). Будем же всегда молиться Иисусу Христу: Иисусе, Сыне Божий! просвети души наши св. любовью!

Наконец, всякий грех и нераскаянность во грехах помрачает душу христианскую. И точно, кто живет во грехах и не кается, какая у того вера в Бога, какая молитва, какие добродетели, какая совесть? Нераскаянный грешник не стыдится грешить, не думает о Боге и о своей душе, не видит и не хочет видеть ни своей вечной погибели, не дорожит ни царством небесным, не страшится ни вечной тьмы кромешной. Вот душевная, губительная слепота! Посмотрите на грешника нераскаянного, и вы увидите, что он, точно, поражен слепотою душевною и погибает. Посмотрите, напр., на вора, который бродит по темным ночам, словно зверь какой и ворует. Есть ли в душе его Божий свет? Там тьма поистине пагубная! ибо у вора ни к кому нет жалости и милосердия; его совесть убита и нет у него страха Божия. Посмотрите на дела и жизнь развратника, пьяницы, обманщика, загляните в их души: и здесь та же пагубная тьма грехов. Что можно сказать о душах клеветников, сквернословов, людей гордых, досадителей отцам и матерям и подобных им людей? Души их покрыты поистине темным мраком грехов! Об этой духовной слепоте людей св. апостол так говорит: помрачени смыслом, суще отчуждени от жизни Божия, за невежество сущее в них, за окаменение сердец их (Ефес. 4:18). – Что ж из того, что мы своими телесными очами смотрим на красоту великого Божия мира, но мало или почти никогда не смотрим на Бога, не соблюдаем закона Христова и сами лишаем себя благодати Господней и радостей небесного царства? Что пользы называться христианином, а делами и жизнью удаляться от Христа, вечного, животворящего света нашего, и души свои помрачать всякими грехами и неправдами?

Братие христиане! Подобно евангельским слепцам сознаем и мы свою душевную слепоту и с усердною молитвою и твердою верою будем всегда молиться Иисусу Христу: Иисусе, Сыне Божий, помилуй нас! Просвети своею благодатью душевные очи наши, помраченные грехами, и дай нам уразуметь Твои святые заповеди! – Молясь о сем Иисусу Христу, оставим свои темные дела и будем идти за Христом, исполнять Его учение. Иисус Христос и Его учение есть истинный, животворящий свет для наших душ. При этом свете мы несомненно дойдем до светлых обителей небесных, до вечных сокровищ Христова царствия. Аминь.


Источник: Простонародные поучения сельским прихожанам на все воскресные и праздничные дни, на молитву Господню и на разные случаи / [Соч.] свящ. Кур. епархии Белгор. уезда, слободы Тамаровки, Николаев. церкви Иоанна Якимова. – 4-е, доп. изд. ред. еженед. духовного журн. «Пастырский собеседник». - Москва : Тип. И.Н. Шарапова, 1901. - VIII, 520 с.

Комментарии для сайта Cackle