Поучение в неделю 20-ю по Пятидесятнице
В нынешнем Евангелии было прочитано: однажды Иисус Христос с учениками своими и множеством народа шел в гор. Наин. Когда же он приблизился к городским воротам, то из города выносили умершего юношу, который был один сын у матери, а она была вдова. Увидев ее плачущую, Господь сжалился над нею и сказал ей: не плачь! Потом подошел к гробу и сказал мертвому: юноша! тебе говорю, встань! Мертвый, поднявшись, сел и стал говорить (Лук. 7:11–16).
Из этой Евангельской истории мы научаемся, что не только старики, но и люди молодые умирают, и нередко умирают тогда, когда не думают о своей смерти, – и как Господь своею силою воскресил Наинского юношу, так и все мы, тою же Господнею силою, в свое время, воскреснем и восстанем из гробов своих. А потому, все мы, и старики дряхлые, и мужи крепкие, и юноши цветущие, должны помнить о своем смертном часе и приготовляться к нему.
Да, други мои, все мы рождаемся и живем для того, чтобы умереть (Ефес. 9:27). Но когда и как, и где мы умрем, того не знаем. Умираем же для того, чтобы опять ожить и явиться на Божий суд, а потом или жить вечно в Божием царстве, или вечно умирать. Таким образом для нас открывается две жизни и две смерти. Так учат об этом и люди святые. Агрипин спросил св. муч. Платона: «сколько смертей?» – Св. муч. отвечал: «две смерти, – одна временная, а другая вечная; также и жизни две: одна маловременная, и другая бесконечная (Чет.-Мин. 18 ноября). Боимся мы и временной смерти. Но как люта и страшна вечная смерть! Удаление от Бога и нескончаемые муки в кромешном аде – вот вечная смерть! Но как вечную жизнь, так и вечную смерть мы заслуживаем в земной, маловременной жизни. Хорошо мы делаем в жизни временной, хорошо будет нам и в жизни вечной. И чем больше приготовим мы добрых дел, чем более будем памятовать о своей смерти, чем светлее будет наша вера и чем искреннее будем мы каяться в своих грехах, тем отраднее будет нашей душе в час нашей смерти и в день Божия суда. Худо делаем мы в жизни временной – нехороша будет и наша смерть, а еще хуже будет для нас вечная смерть. И чем больше делаем мы худых дел, чем больше забываем Бога и не каемся в своих грехах, тем хуже будет нашей душе в горький час смерти и в день Божия суда. А как худо умирать в грехах и без покаяния, выслушайте об этом следующий пример. Однажды св. Андрей, Христа ради юродивый, идя по городу Царьграду, увидел, что навстречу ему несут мертвого. И вот он видит множество бесов впереди идущих и кричащих: «горе ему, горе ему!“ Когда окончилось погребение, св. Андрей увидел ангела в образе юноши, горько плакавшего. На вопрос: чего он плачет? – Ангел сказал св. Андрею: «я был приставлен к тому мертвому, которого ты видел и которого взял себе диавол, – это и есть причина моего плача и скорби. Этот человек был в чести у царя, но был весьма грешен и жесток в жизни своей. Смерть застала его не покаявшегося и имеющего бесчисленные грехи, а потому и взяли душу его бесы“ (Чет.-Мин. 2 октября). И верно в Божием слове написано: смерть нераскаянных грешников люта (Псал. 33:22). Потому-то, говорю, и должны мы, братие, всегда памятовать о своем смертном часе, каяться в своих грехах и уготовлять для души своей добрые дела. А как спасительна для нас память о смерти и суде! В слове Божием написано: поминай последняя твоя, и во веки не согрешиши (Сирах. 7:30). Мы грешим и не боимся грешить, потому что почти никогда не думаем о своей смерти. Но люди святые думали о смерти, и потому боялись греха, и не грешили. Препод. Емелиан монах на старости лет пришел в чувства, вспомнил грехи своей жизни и, вступив в монастырь, имел непрестанно память смертную в душе своей, готовясь всегда на страшный суд, как бы дать ответ во грехах своих в день испытания, и постоянно был в страхе геенских мучений. Он уединялся на всю ночь в одну пещеру на молитву, где игумен видел его воздевающего руки к небу и свет, его окружающий, и слышал голос: «Емелиане! отпущаются тебе грехи твои“ (Чет.-Мин. 7 марта).
Повторим слова св. царя Давида: смерть нераскаянных грешников люта. Потому-то, опять говорю, должны мы смиренно и со слезами каяться в своих грехах. Смиренное исповедание грехов и грешную душу спасает от смерти вечной. Такую душу охраняют св. ангелы, и демоны не вредят ей.
Если же смиренное исповедание грехов так много помогает грешной душе и спасает ее от смерти вечной, то как отрадно в час смерти, какой великой славы удостаивается от Бога праведная душа, которая богата св. верою в Бога и добрыми делами! Такой души боятся демоны, и ангелы без вреда возносят ее в обители небесные. Укажем на препод. Нифонта. К нему, пред самою кончиною его, являлись св. ангелы, мученики, пророки, все святые, преподобные и, наконец, Царица небесная, которых он по порядку приветствовал, говоря: «радуйся!“ И был с неба голос, призывающий его в покой вечный (Чет.-Мин. 23 дек.). И верно в Божием слове написано: честна пред Господом смерть преподобных Его (Псал. 115:6).
Отрадно будет таким душам и после общего воскресения мертвых. Они будут жить вечною радостною жизнью в вечном царстве Божией славы и просвятятся, как солнце (Мф. 13:43). Но как горько будет восставать из гробов и являться на Божий суд людям грешным, не имеющим добрых дел и умершим без покаяния? Господь сказал в своем Евангелии: грядет час, в онь же вcu, сущии во гробех услышат глас Сына Божия: и изыдут сотворшии благая, в воскрешение живота, а сотворшия злая, в воскрешение суда (Иоан. 5:28).
Братие, христиане! Чтобы Господь удостоил нам мирной и доброй кончины и радостной вечной жизни, будем памятовать о своей смерти, каяться в своих грехах, свято хранить свою веру и душу свою обогащать добрыми делами. Тогда Господь и нас всех обрадует, как Он обрадовал плачущую Наинскую вдову, когда воскресил умершего сына ее. Аминь.