6. Танинское
От Ростокина теперь лежит путь через деревню малые Мытищи в село большие Мытищи; но как Цари ездили к Троице более на Танинское, и дорога эта называлась Тонинкой: то прежде осмотрим этот любимый приют и перепутье Царей наших, к коему сворачивают влево от Ростокина, потом уже возвратимся в большие Мытищи. Танинское в 15 верстах от Москвы, и расположено на Яузе.
Название Танинское, также Тонинское и Тайнинское различно объясняется преданием, которое производя его то от Тани, т.е. Татьяны, то от тайны, то от тоней, т.е. места, где рыбу ловят неводами, не опирается на исторические свидетельства. Это село издревле состояло в Радонежской десятине и некогда принадлежало знаменитому внуку Калиты, Владимиру Андреевичу Храброму, который завещал его в 1410 году жене своей Елене Ольгердовне; В. К. Василий Темный благословил этим подмосковным селом меньшего сына своего Андрея.22 После трудного похода своего на Казань, победоносный Иоанн IV, Октября 28, ночевал в Танинском, пред торжественным вступлением в Москву. Сюда же подозрительный Царь тайно уехал из Москвы с Царицей и с двумя Царевнами, в сопровождении своих любимцев и полка вооруженных всадников, когда открылась измена Курбского и замыслы Сигизмунда III. Здесь Борис Годунов давал роскошные обеды ближним людям своим. Памятно Тайнинское подготовленной встречей и тайным совещанием Царицы Mapии с Лжедимитрием, которого она, после того, торжественно признала своим сыном. Этот лицедей, окруженный Русскими боярами, посадив мнимую мать свою в великолепную карету, пеший, с открытой головой, провожал ее до Москвы. В это привольное село езжали Pyccкиe Государи прохлажаться летом и тещиться ловлей бобров и лосей, которые там прежде важивались, и ловить рыбу в Яузе. По свидетельству современного Лжедимитрию пастора Бера, этот самозванец, убив в Танинском большого мсдведя, сел на него верхом. 23 Царь Алексей Михайлович и Императрица Елисавета Петровна любили там тешиться соколиной охотой,
Танинское на пути в Троицкий монастырь служило для Царей первым подхожим станом, где они имели обед, ужин, или ночлег в путевом дворце и оттуда ехали на следующий стан в Братовщину. На возвратном пути в Москву в Танинском встречали их Московские духовные власти с крестом и св. водой. Выходные книги упоминают о богомоленных походах Царей к Троице не прежде 1638 года; но мы выше уже заметили, что Царь Иоанн Васильевич ехал туда на Танинское в 1552 году, так как и Царица Евдокия Лукьяновна в 1636, 37 и 43 годах. Патриарх Никон в 1655 году, на пути своем в дом Пресвятой Троицы и Преподобного Cepгия, останавливался отдохнуть в Танинском. Там его поддьяки повыщипали огурцы и поломали рябину у крестьянина. Он пожаловался на это Патриарху, который выдал ему гривну денег, по тогдашней ценности, стоившую в десятеро более огурцов и рябины.24 Такое, по-видимому, мелочное обстоятельство намекает на злоупотребления слуг владычных, которых Духовный Регламент называет «лакомою скотиною». Не от сего ли казались тягостными Новгородцам и Псковичам Святительские подъезды и месячные суды?
Историограф, назад тому полвека, видевшие Танинское, сообщает нам следующее описаниe его: "Я своротил в лево с большой дороги, чтобы видеть это село, где Царь Алексей Михайлович любил забавляться соколиной охотой. Место уединенное и приятное! Тут запруженная Яуза кажется большой рекой, и со всех сторон обтекает дворец Елисаветы Петровны, которая, любя следы великого ее Деда, построила его вблизи развалин дворца Алексея Михайловича. Он также разрушается и, как мне сказывали, проедается на своз. Я осмотрел его: есть большия комнаты и видно, что некоторые были хорошо отделаны. Жаль, что такое приятное место, окруженное водою и густо осененное старыми деревами, которые могли бы закрыть и самое огромное здание, теперь остается дикой пустыней. Везде трава по пояс; крапива и полынь растут на свободе. Сонныя воды Яузы оделись тиною. Мосты сгнили так, что я с великим трудом мог один из них перебраться.»25 В Яузу здесь впадают с двух сторон две речки Сукрома и Стебелка. На острове два пруда: один, выложенный дубовыми досками; в нем купывалась Императрица Елисавета Петровна с сельскими девицами, которых дарила лентами в косу; одна из них, хранившая об этом воспоминание, умерла недавно на 110 году от рождения.
Карамзин в своем обозрении Танинского ничего не сказал о тамошней церкви, которая описана и изображена в 13-й тетради «Русской Старины». О времени сооружения и о стиле этого старинного храма, утратившего свою летопись, свидетельствует его материал, прочность кладки, оригинальное сочетание сложных орнаментов, замысловатость в устроении целого и частей, ловкость и красивость в выполнении. Еще 1631 года храм этот встречается в актах. Он складен из крепостных, хорошо обожженных кирпичей и из белого камня; планом и фасадом отчасти сходнен с церковью в Алексеевском селе; но разнится от нее чистотой и красивостью отделки в деталях и орнаментах, также особенным устройством западной части, которая состоит из теремка над входом и двух по сторонам его шатровых башенок, соединенных с первым переходами.
Этот замечательный храм о пяти главах и с двухэтажной папертью, посвящен празднику Благовещения Пресвятой Богородицы. Внутреннее его расположение достойно внимания: в трапезе на трех сторонах каменные хоры, или палати, лежащие на девяти арках, примыкают к стенам храма; на них с двух сторон обращены в церковь отдельные моленные храмины, или тайники с слюдяными оконницами в жестяных переплетах. Здесь, никем невидимые, слушали Божественную службу Цари и Царицы. В северной части за арками устроен Императрицей Елисаветой Петровной придел в честь св. 3axapия и Елисаветы. В главном храме свод стрельчатый; алтарный иконостас о шести тяблах, старинный, но подновленный. Солея и помост из дубовых плиток; а в алтаре из каменных.
Из южных входных дверей каменный осьмиступенный рундук вел прямо к Царскому дворцу, от коего остались только рвы и часть фундамента; потому что он в начале XIX века сгорел.
В выходных книгах 1644 г. означена в приселке Болтине у пруда, дворцового Государева села Танинского церковь Живоначальной Троицы.
В плане Танинского деревянного дворца и с принадлежащим к нему строением означены1797 года;
1) деревянный дворец на 25 саженях, в средине с трехъярусной башней, увенчанной двухглавым орлом, а по сторонам двумя двухэтажными башенками с остроконечными крышами; вход с боков; 2) Мыльня с проходными сенями; 3) кавалерский корпус; 4) корпус для разных случаев. Через реку Сукромку от дворцового строения вел к церкви деревянный мост; позади дворца был плодовитый сад с прудами.
* * *
Собрание Государ. грамот. I, № 40.
Сказания современников о Димитрии Самозванце. Ч. I. Спб. 1831 г. стр. 64.
Патриаршаго Приказа расходная книга 7163 г. № 58.
Карамзина сочинения. М. 1814 г. IX. т. Историч. воспоминания и замечания на пути к Троице.