Источник

Глава 7

Мк.7:1. Собрались к Нему фарисеи и некоторые из книжников, пришедшие из Иерусалима;

К Нему – к Иисусу Христу. Фарисеи, это – составлявшие особую секту между евреями, люди ученые. Они назывались также книжниками и законниками. Чит. о них в объясн. 22 ст. 1 гл. У еванг. Матфея говорится, что эти фарисеи и книжники были Иерусалимляне, т. е. жившие в главном городе Иудейской земли, Иepyсалиме. Они были гораздо хуже своих единомышленников, которые жили в других местах Иудеи: так как пользовались большей честью, а от этого более надмевались. Они преследовали Господа более, чем фарисеи.

Мк.7:2. И увидевши некоторых учеников Его, евших хлеб нечистыми, то есть неумытыми руками, укоряли.

Мк.7:3. Ибо фарисеи и все Иудеи, держась предания старцев, не едят, не умывши тщательно рук;

Мк.7:4. и пришедши с торга, не едят не омывшись. Есть и многое другое, чего они приняли держаться: наблюдать омовение чаш, кружек, котлов и скамей.

Фарисее бо и вси иудее и пр. В этих и дальнейших словах Господь объясняет, по какому поводу зашла речь о пище: св, Марк писал свое Евангелие для христиан из язычников, а им, конечно, были или совсем незнакомы или мало знакомы иудейские обычаи и обряды. Держаще (держась) предания старец (старцев). Иудеи верили, что Моисей на Синае будто бы получил два закона: один записанный им в его книгах, а другой незаписанный, который переходил изустно от родителей к детям, и что Моисей перед своей смертью передал этот незаписанный закон Иисусу Навину, а он передал судьям, судьи же пророкам и т. д., пока впоследствии не записали Его в Талмуде. Этот незаписанный закон называли они преданием старцев, т. е. древних предков, а такое название значило, что закон этот есть, и потому для евреев обязательный. Предание это касалось разных мелочей, но иудеи, по внушению фарисеев, придавали ему большую важность, чем самым Св.Писания; нередко даже бывало, что предание сохраняли, а Писание нарушали. „Внимай более словам книжников, учили они, чем словам закона“. Таково, напр., было и предание относительно умовения рук пред вкушением пищи. Преданием об умовении рук, конечно, имелось в виду соблюсти чистоту и опрятность, – и это дело похвальное; но из сего обычая иудеи делали предрассудок, и соблюдение его соединяли с разными мелочными правилами, например, относительно количества воды, числа омовений и т. п. При разделении на секты, к этому еще присоединились, принявшие религиозный оттенок, взаимная нетерпимость и брезгливость, подобно тому, как это мы видим у некоторых из наших раскольников: стали, напр., считать нечистыми даже и предметы, к которым прикоснулся человек не их секты. Поэтому, пришед, например, с торга, где что-либо покупали или продавали и волей-неволей прикасались к чему-либо, по их мнению, нечистому, не ели не омывшись, т. е. не вымыв рук, которыми по большей части прикасаются к вещам. По той же причине тщательно омывали чаши, назначенные для пищи и питья и вообще для домашнего обихода, кружки, котлы, скамьи, на которых сидели или лежали и т. п. И от торжища, аще не покуплются, не ядят (и пришедши с торга, не едят не омывшись); погружения сткляницам и чваном и котлом и одром (наблюдать омовение чаш, кружек, котлов и скамей).

Зач. 28. Беседа Иисуса Христа с фарисеями и книжниками о ядении хлеба неумытыми руками.

Читается во вторник 16-й недели по Пятидесятнице.

В этом 28 зачале Евангелия Марка, содержится продолжение беседы Иисуса Христа с фарисеями и книжниками о ядении хлеба неумытыми руками и обличение их (см. зач. 27-е).

Мк.7:5. Потом спрашивают Его фарисеи и книжники: зачем ученики Твои не поступают по преданию старцев, но неумытыми руками едят хлеб?

Объяснение сего см. в объяснении 3 ст.

Мк.7:6. Он сказал им в ответ: хорошо пророчествовал о вас лицемерах Исаия, как написано: люди сии чтут Меня устами, сердце же их далеко отстоит от Меня;

Мк.7:7. но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим (Ис.29:13).

О вас лицемерех. Лицемеры, это – которые стараются в своих действиях показывать себя не такими, каковы они на самом деле – показывают себя нравственно и религиозно хорошими, а на самом деле не таковы. Сии людие устнами Мя чтут, сердце же их далече (далеко) отстоит от Мене, то есть, например, молятся только одними словами, произносимыми языком, без сердечного чувства; исполняют только внешние обряды, не стараясь войти в дух, в духовное значение их; служат Богу только одним наружным образом. т. е. телом, без внутреннего, – духовного и сердечного расположения; благочестивы только на словах, а не на деле. Поэтому всуе, т. е. тщетно, без пользы для себя, чтут Меня (Мя): так как Бог ищет не внешнего только служения, но, главным образом, внутреннего. Бог есть дух, сказал Иисус Христос в беседе с Самарянкой, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться духу и истине (Ин.4:24).

Учаще учением, заповедем человеческим. Здесь разумеется предание, которого держались сами фарисеи и которому учили и других.

Мк.7:8. Ибо вы, оставивши заповедь Божию держитесь предания человеческого, омовения кружек и чаш, и делаете многое другое, сему подобное.

Мк.7:9. И сказал им: хорошо ли, что вы отменяете заповедь Божию, чтобы соблюсти свое предание?

Мк.7:10. Ибо Моисей сказал: почитай отца своего и мать свою; и: злословящий отца или мать, смертию да умрет (Исх.20:12, 21:17).

Мк.7:11. А вы говорите: кто скажет отцу или матери: корван, т.е., дар Богу то, чем бы ты от меня пользовался;

Мк.7:12. тому вы уже попускаете ничего не делать для отца своего или матери своей,

Мк.7:13. устранили слово Божие преданием вашим, которое вы установили; и делаете многое сему подобное.

Оставльше заповедь Божию, держите (держитесь) предания человеческая и пр. У Евреев часто выходило так, что они ставили вымышленное ими предание выше заповедей закона Божия, когда, например, не исполняя в точности заповедей, до мелочей держались предания и придавали ему более важности, чем самым заповедям,– добре отметаете (хорошо ли, что вы отменяете) заповедь Божию, да предание ваше соблюдете (чтобы соблюсти свое предание)? Например, Моисей бо рече (ибо Моисей сказал): чти отца и пр. Эти слова Спасителя объясняются следующим образом: Иудеи имели обычай посвящать Богу разные предметы из своего имущества, и закон требовал, чтобы таковые предметы; если они обещаны для принесения в дар Богу, непременно принесены были (Втор.23:21–23). Вследствие сего образовалось у них такое предание, что так как дар Богу важнее, чем дар даже самым близким людям, например, родителям; то родителям можно и не давать каких-либо предметов, если только эти предметы будут обещаны в дар Богу. Таким образом, фарисеи и сами нарушали, и детей учили нарушать заповедь Божию о почтении к родителям ради предания. Например, если родители говорили детям: дайте нам овцу или тельца, или что другое, то дети могли отвечать им: „это, чем желали бы вы воспользоваться от нас, мы отдаем в дар (корван) Богу, – потому вы не можете получить“. Отсюда нередко происходило двоякое зло, –и Богу не приносили дара, под предлогом обязанности к родителям, и родителей лишали его, под предлогом приношения Богу (Злат.). Таким образом, фарисеи учили, как можно обойти, не исполнить заповедь Божию, – и успокоить свою совесть. Нет сомнения, что Господь Иисус Христос указанными словами не отвергает принесения даров Богу, и Евангелие требует сего, как равно и закон Моисеев; да и Сам Он похвалил вдовицу, положившую две лепты в церковную сокровищницу (Мк.12:43–44). Но Он только осуждает нарушителей заповеди ради предания (Мих.), учит, что должно прежде всего исполнить прямую заповедь Божию, а потом уже приносить дары Богу.

Зач. 29. Беседа Иисуса Христа с народом и учениками о ядениии хлеба неумытыми руками (Окончание).

Читается в среду 16-й недели по Пятидесятнице.

Мк.7:14. И призвав весь народ, говорил им: слушайте Меня все, и разумейте:

Мк.7:15. ничто, входящее в человека извне, не может осквернить его; но что исходит из него, то оскверняет человека.

Мк.7:16. Если кто имеет уши слышать, да слышит!

Мк.7:17. И когда Он от народа вошел в дом, ученики Его спросили Его о притче.

Мк.7:18. Он сказал им: неужели и вы так непонятливы? Неужели не разумеете, что ничто, входящее в человека, не может осквернить его?

Мк.7:19. Потому что не в сердце его входит, а в чрево, и выходит вон, чем очищается всякая пища.

Ничтоже есть внеуду человека входимо в онь (ничто входящее в человека извне), еже может (не может) осквернить его, т. е. принимаемая человеком пища и питие не могут сделать его нечистым и повинным пред Богом; так как они не соприкасаются с его духом и не имеют влияния на его нравственное совершенство и несовершенство; но только приходят в чрево, и доставив питание телу, извергаются вон (ст. 18–20). По сей причине и скоромная пища, принимаемая во время постов, установленных Церковью, не оскверняет человека; но тем не менее употребление ее составляет грех, как нарушение церковной заповеди о посте; как равно составляет грех употребление и постной, но изысканной пищи постом, – как искажение понятия о посте и принятие пищи в неумеренном количестве, до пресыщения, – как грех невоздержания и объедения. Таким образом, заметим ко вниманию нарушителей поста, которые в свое оправдание, нередко приводят слова Спасителя: Ничто, входящее в человека извне, не может осквернить его, но что исходит от него, то оскверняет человека, или по Матфею: Не то, что входит в уста, оскверняет человека, но то, что выходит из уст, оскверняет его. Но эти слова Спасителя нисколько не оправдывают их. В них даже совсем нет и речи о посте т. е. воздержания от известной пищи, – какую пищу можно, какую нельзя есть по предписанию закона, а приведены они Христом по поводу вопроса об умовении рук, именно умытыми или неумытыми руками берет пищу человек, и важно ли это или не важно для спасения души. Здесь выражается та мысль, что не пища сквернит человека, а дурная нравственность – угождение плоти, непослушание церкви. „Нe сказал Господь, – толкует св. Златоуст, что разборчивость в пище ничего не значит, что Моисей предписал оную напрасно; но, заимствуя доказательство из свойства пищи, говорит: не то, что входит в уста, сквернит человека, но – как увидим далее из слов Спасителя – то, что выходит из уст“. И православная Церковь, запрещая употребление скоромной пищи постами, запрещает это не потому, что такая пища оскверняет человека, а по другим причинам: во-первых, для выражения полной скорби, например, о смерти Христовой по средам и пяткам, или о грехах, великим постом; во-вторых, для смирения нашей плоти и, в третьих, для нашего наказания за допускаемое часто невоздержание. И, таким образом, телесный пост, как служил в ветхозаветное время, так служит и теперь выражением нравственного состояния или действия человека (1Кор.10:25–33), и потому необходим. Аще кто имать уши слышати и пр. Чит. об этом в объясн. 23 ст. 4 гл. Вопрошаху Его ученицы Его о притчи. Что такое притча, чит. в объяснении 2 ст.4 гл.

Мк.7:20. Далее сказал: исходящее из человека оскверняет человека.

Исходящее из (от) человека, т. е. худые слова и речи, а также худые действия „Пища,–пишет св. Златоуст, объясняя сии слова Христовы,–если бы даже и оставалась в теле, и тогда не осквернила бы человека. А нечистота сердца внутри пребывает и оскверняет человека не только тогда, когда остается там, но и тогда, когда исходит оттоле, и тогда оскверняет еще более“.

Мк.7:21. Ибо извнутрь, из сердца человеческого, исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства,

Мк.7:22. кражи, лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство.

Мк.7:23. Все это зло извнутрь исходит и оскверняет человека.

Помышления злая – грех против 10-й заповеди, они, если и не исходят от сердца, а приносятся, как это бывает нередко, злым нашим врагом, диаволам, все-таки, когда мы питаем их в себе, занимаемся и услаждаемся ими, оскверняют нас (Притч.15:26). Прелюбодеяния и любодеяния, – грех против 7-й заповеди, татьбы (кражи), лихоимства, обиды, лукавствия (коварства), лесть против 8-й; студодеяния (непотребство) – против 7-й; око лукаво (завистливое око), т. е. зависть или распутство, потому что и завистливый бросает на завидуемого обыкновенно лукавый и язвительный взгляд, и развратный, засматриваясь очами своими, стремится к делу лукавому (Феоф.) против 7-й и 10-й заповеди; хула (богохульство, – оскорбление Бога), – грех против 3-й заповеди; гордыня (гордость), самовозношение – против 2-й; безумство – обида против ближнего (Феоф.) – против 6-й заповеди. – Все сие зло (вся сия злая) извнутрь исходит и оскверняет человека. В Евангелии Матфея прибавлено: А есть неумытыми руками, – не оскверняет человека. „И так, замечает при этом св. Златоуст, познаем, что оскверняет человека, и будем избегать того. Мы видим, что многие в церковь приходят в чистых одеждах и с умытыми руками; а о том, чтобы предстать Богу с чистою душою, нимало не заботятся“. А еже неумовенныма руками ясти, не сквернит человека. „И кому не случалось видеть, замечает митрополит московский Сергий, как земледельцы летом в поле едят свой хлеб, держа его в руках, замаранных землею? И мало ли таких работ и ремесл, что люди трудящиеся и совсем не могут омыть своих рук? Разве это вменяется им в грех? Нисколько“.

Зач. 30. Господь в пределах Тирских и Сидонских и исцеление дочери жены Сирофиникиянки.

Читается в четверг 16-й недели по Пятидесятнице.

Об исцелении бесноватой дочери жены Сирофиникиянки или Хананеянки у еванг. Марка говорится короче, чем у еванг. Матфея (Мф.15:21–28).

Мк.7:24. И отправившись оттуда, пришел в пределы Тирские и Сидонские; и вошед в дом, не хотел, чтобы кто узнал; но не мог утаиться.

И оттуду востав (отправясь), т. е. из того места, где Господь исцелил много больных и беседовал с учениками и народом о предании старцев, – из земли Геннисаретской (ст. 53, гл. 6 – 23 ст. гл. 7). В пределы Тирские и Сидонские, т. е. в ту страну, где лежали языческие города Тир и Сидон. Это были города Финикии, области соседней с Иудеей, города древние, богатые и славившиеся морской торговлей. При чтении сих слов Евангелия является вопрос: почему же Господь Иисус Христос запретил ученикам до времени ходить с проповедью к язычникам (Мф.10:5), Сам же идет к ним? На это отвечает так св. Златоуст. „Во-первых, Он Сам не обязан был исполнять то, что заповедал апостолам; а во-вторых, Он шел туда не проповедовать, а чтобы скрыться, как говорится здесь в Евангелии Марка (ст. 24). Между тем, как не следовало Христу идти к язычникам первым; так, напротив, несообразно было бы с Его человеколюбием удалять их от Себя, когда они приходили к Нему. Да и апостолам Он не совсем запретил ходить на проповедь к язычникам, ибо сказал: идите же паче, т. е. преимущественно, к погибшим овцам дома Израилева“ (Мф.10:6).

И вшед в дом, никогоже хотяше, дабы Его чул (не хотел, чтобы кто узнал). Господь вероятно хотел укрыться на некоторое время, чтобы с Своими учениками несколько отдохнуть, потому что всюду окружал Его народ и не давал покоя, и чтобы дать время хотя несколько утихнуть все более и более разгоравшейся против Него ненависти врагов Его, фарисеев и книжников. И не може (не мог) утаитися, – но и здесь не мог укрыться, потому что слава о Нем распространилась и в этой местности.

Мк.7:25. Ибо услышала о нем женщина, у которой дочь одержима была нечистым духом, и пришедши припала к ногам Его;

Одержима была нечистым духом (имяше духа нечиста). О бесноватых чит. в объяснении 23 ст. 1 гл.

Мк.7:26. А женщина та была язычница, родом Сирофиникиянка; и просила Его, чтобы изгнал беса из ее дочери.

Это – женщина-язычница из Хананеев, которые жили в Палестине до завоевания сей земли Иисусом Навином для Евреев. Называется она Сирофиникиянкой потому, что Хананеи, когда Иисус Навин завоевал у них Палестину, во множестве переселились на север ее – в Сирию и Финикию. „Смотри, замечает при этом Златоуст, язычники сами идут ко Христу; а иудеи и пришедшего к ним гонят Его“. И моляше (просила) Его, да беса изженет (чтобы изгнал беса) из дщере (дочери) её (о бесноватых чит. в объясн. 23 ст. 1 гл. Что бесы входят в людей и мучают их, в это верили и язычники). Из этого видно, что женщинам Хананеянка, вместе с уверовавшими иудеями, верила, что Иисус есть именно явившийся Мессия. Она могла знать это, потому что, как говорится у еванг. Матфея (Мф.4:24), слух о Иисусе Христе прошел по всей Сирии. У еванг. Матфея здесь сказано, что Иисус Христос не отвечал женщине ни слова, так что ученики просили Его за нее. „Что значит этот необыкновенный поступок Господа? вопрошает св. Златоуст. Иудеев и злословящих Он призывает, и искушающих не оставляет; а ту, которая сама приходит к Нему, просит и молит Его, которая не знала ни закона, ни пророков, и между тем показывает такое благочестие, Он не удостаивает даже ответа?“ Господь поступает так, чтобы обнаружить пред другими, какую веру имеет Хананеянка (Феоф.). Отпусти ю (ее), т. е. скажи ей что-либо в успокоение или исполни ее просьбу, или откажи. Яко вопиет вслед нас (потому что кричит за нами), т. е. усиленно, неотступно просит.

Мк.7:27. Но Иисус сказал ей: дай прежде насытиться детям, ибо нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам .

Остави, да первые насытятся чада и пр. У еванг. Матфея Господь сказал: Я послан только к погибшим овцам дома Израилева (Мф.15:24). Это значит, что по божественному определению, которое издревле избрало иудеев в свой особенный народ, требуется, чтобы им прежде было проповедано учение Христово и употреблены средства, между прочими и чудотворения над больными, для введения их в царство Христово, т. е. в христианскую церковь; почему они преимущественно и называются чадами Божиими (Рим.9, 4). Но что Господь пришел призвать и принять в Свое царство и язычников, это нередко высказывал Он: так при исцелении слуги язычника-сотника (Мф.8:11–12), при предсказании о разрушении Иерусалима и конце мира (Мф.24:14 там же). По воскресении же Своем Господь, прямо сказал апостолам: шедше научите вся языки (все народы), крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа (Мф.28:19). Под именем же псов здесь разумеются язычники. Иудеи, признавая себя чадами Божиими, с презрением относились к язычникам и называли их позорными именами, например, именами нечистых животных – псов, подобно тому, как теперь мусульмане называют христиан. Сирофиникиянка или Хананеянка была язычница, и Господь в лице ее назвал язычников именем псов применительно к понятию Иудеев, и в указанных словах ей выразил, что нехорошо лишать благодеяний, т. е. чудотворений, предназначенных иудеям, а вместо иудеев, передавать их язычникам. Это будет похоже на то, говорит Господь, как если бы отнять хлеб у детей и отдать собакам. Господь, конечно, не имел намерения этими словами выразить презрение к язычникам, какое выражали им иудеи, и как бы подтвердить правильность такого взгляда на язычников; но хотел только испытать и обнаружить пред другими веру Хананеянки. Он иногда высказывал прямо, что язычники более, чем иудеи, способны к принятию царства Его, как, напр., было при исцелении слуги сотника (Мф.8:11–12). „ Немногие устояли бы в своей настойчивости после такого отказа, замечает один из духовных писателей; немногие не отвернулись бы с досадою или отчаянием от такого неумолимого, по-видимому, Целителя. Но не так поступила Хананеянка. Верующим сердцем она чувствует, что Господь только испытывает ее веру; в самом тоне, каким сказаны Господом слова отказа, она слышит ободряющий голос божественной любви, и вот она в Его же словах находит себе защиту: Ей, Господи и пр“.

Мк.7:28. Она же сказала Ему в ответ: так, Господи; но и псы под столом едят крохи у детей.

Слова Хананеянки: так (ей), Господи, ибо псы и пр. имеют следующий смысл: „пусть иудеи пользуются великими Твоими благодеяниями, но позволь и мне хотя мало воспользоваться ими, подобно тому, как псы пользуются остатками от трапезы своих хозяев, т. е. исцели и мою дочь“. „Какая твердость духа! восклицает при этом Златоуст. Господь говорить: несть добро, она отвечает: ей, Господи. Он называет ее псом, а она приписывает себе и действие, свойственное псу. Видишь ли тут и ее смирение?“

Мк.7:29. И сказал ей: за это слово пойди, бес вышел из твоей дочери.

Мк.7:30. И пришедши в свой дом, она нашла, что бес вышел, и дочь лежит на постели.

И Господь за великую веру и великое смирение женщины-хананеянки исцелил дочь ее. О женщина! велика вера твоя, да будет тебе по желанию твоему, по Евангелию Матфея, сказал Господь Хананеянке, исцеляя ее дочь. Такова сила усиленной, неотступной молитвы. Если Бог иногда медлит, это не значит, что совсем отказывает.

Зач. 31. Возвращение Иисуса Христа из пределов Тирских и Сидонских и исцеление глухого-косноязычного.

Читается в субботу 4-ой недели Великого поста.

Мк.7:31. Вышед из пределов Тирских и Сидонских, Иисус опять пошел к морю Галилейскому через пределы Десятиградия.

Из пределов Тирских и Сидонских. Чит. объясн. 24 ст. К морю Галилейскому. О море чит. в объясн. 16 ст. 1 гл. Между пределы Декапольски (чрез пределы Десятиградия (Мк.5:20). Это – путь по северо-восточному берегу Галилейского или Геннисаретского озера на восточную сторону Иордана.

Мк.7:32. Привели к Нему глухого косноязычного, и просили Его возложить на него руку.

Исцеление сего глухого косноязычного описано только у одного еванг. Марка. Св. Марк не говорит, что болезнь этого несчастного происходила от действия злого духа, следовательно, этот человек не был бесноватым. Так Господь и евангелисты строго отличают простые естественные болезни от болезней, производимых действием злых духов на человека (Мих.). И моляху Его, да возножит нань руку (просили Его возложить на него руку), – т. е. для исцеления, как не раз делал Иисус Христос, исцеляя больных.

Мк.7:33. Иисус, отведя его в сторону от народа, возложил персты Свои в уши ему и плюнув коснулся языка его;

Неизвестно, почему Господь употребляет при исцелении глухого косноязычного такие действия, как отведение его в сторону от народа, вложение перстов в уши, плюновение и прикосновение к языку. Отведя в сторону больного, может быть, Он хотел этим отклонить праздное любопытство народа, в котором, как полуязыческом не было серьезной и надлежащей веры в Него: так как это происходило в Перее, в пределах Десятиградия (ст. 31), где иудеи жили вместе с язычниками. Влагая же персты Свои в уши больного и касаясь языка его, Господь быть может имел в намерении возбудить силу веры его, так как не было возможности сделать это словом, потому что он был глух.

Мк.7:34. и воззрев на небо, вздохнул и сказал ему: еффафа, то есть, отверзись.

Мк.7:35. И тотчас отверзся у него слух и разрешились узы его языка, и стал говорить чисто.

Воззрев на небо, вздохнул. „С одной стороны Иисус Христос делает это молитвенно к Отцу, чтобы помиловать несчастного человека, толкует Блаж. Феофилакт; а с другой вздыхает из сожаления о человеческой природе, как она до того предана диаволу, что терпит от него такое поругание и страдание“. Воззрел на небо, – давая разуметь, что помощи должно ожидать от Бога, вздохнул, – показывая, чтобы немой этим вздохом заменил словесную молитву. Эффафа, – слово сирское, значит: отверзись, откройся.

Мк.7:36. И повелел им не сказывать никому. Но сколько Он ни запрещал им, они еще более разглашали.

Мк.7:37. И чрезвычайно дивились, и говорили: все хорошо делает, и глухих делает слышащими и немых – говорящими.

И запрети им, да никому же поведят (повелел не сказывать никому). В настоящем случае делает это Господь может быть для того, чтобы до времени не раздражать все более и более вооружавшихся против Него и следивших за Ним, фарисеев, кои, не веря Его чудесам, распускали злые слухи о силе которою Он совершал чудеса, – будто Он творит их силою злых духов (Мих.). Елико же им Той запрещаше, паче излиха проповедаху (но сколько Он ни запрещал им, они еще более разглашали), т.е. удивляясь совершенному Им чуду, не могли не разглашать о Нем.


Источник: Толкование на Евангелие от Марка / Сост. свящ. И. Бухарев, законоучитель Моск. мещ. уч-щ. - Москва : Изд. кн. маг. В.В. Думнова, 1900. – 222 с.

Комментарии для сайта Cackle