Глава 3
Исцеление сухорукого Иисусом Христом в субботу.
Читается в субботу первой недели великого поста.
Евангелист Марк повествует об исцелении сухорукого несколько отлично от ев. Матфея (Мф.12:9–14); он частью опускает то, что говорит Матфей, и частью пополняет его сказание некоторыми подробностями.
Мк.3:1. И пришел опять в синагогу; там был человек, имевший иссохшую руку.
Опять пришел в синагогу (вниде паки в сонмище), это – в г. Капернауме. О синагоге и о Капернауме чит. в объясн. 21 ст. 1 гл. Человек, имеющий (имый) сухую руку. У этого человека, по всей вероятности, был паралич руки, и болезнь естественная, а не то, чтобы произошедшая от действия злого духа (чит. в объясн. 24 ст. 4 гл. у Матфея).
Мк.3:2. И наблюдали за Ним, не исцелит ли его в субботу, чтобы обвинить Его.
Мк.3:3. Он же говорит человеку, имевшему иссохшую руку: стань на средину.
Предания старцев покой субботы простирали до того, что запрещалось в этот день делать всякое дело, даже дело милосердия, как например, лечение больного (чит. объясн. 23 и 24 ст. 2 гл.). Враги Христовы, фарисеи не обращали внимания и на то, что Господь исцелял больных одним словом – не то, что обыкновенные врачи, которые прибегают к лекарствам, требующим напряжения и труда. Только слепая злоба врагов Господа могла истолковать в смысле труда действия Его Божественной силы, если бы и в самом законе запрещалось лечить больных в субботу (Тр. л.). И вот поэтому они наблюдали за Иисусом Христом, не исцелит ли он сухорукого в субботу. Чтобы обвинить Его (да Нань возглаголют), т. е. пред местным судом, какие были в городах и местечках (Мф.15:21), обвинить в нарушении закона о субботе.
Мк.3:4. А им говорит: должно ли в субботу добро делать, или зло делать? душу спасти или погубить? Но они молчали.
Понятно, что если человек, имея случай и возможность спасти жизнь ближнего своего, не делает этого, то он становится повинным в смерти его; или если человек, имея случай и возможность сделать другому какое-либо добро, не делает сего, то он делает тому зло. Посему при виде сухорукого Господь и спрашивает фарисеев: должно ли в субботу облегчить страдания сего несчастного – что дозволено (достоит) делать в субботу, добро или зло? душу спасти или погубить? – или же оставить его страдать? Они же молчали (молчаху). Фарисеи, конечно, не могли не сознавать, что должно сделать добро, облегчить страдания; но так как имели извращённые понятия о субботнем покое, потому и могли думать, что это лучше сделать не в субботу (как однажды при другом случае и высказал начальник синагоги: есть шесть дней, которые должно делать – в те приходите исцеляться, а не в день субботний (Лук.13, 14): а от этого и молчали, ничего не отвечая на вопрос Христов. У еванг. Матфея, при исцелении сухорукого, Христос указал фарисеям на то, что они сами в субботы делают благодеяния напр. своим домашним животным. Он сказал им: кто из вас, имея овцу, если она в субботу упадет в яму, не возмет ее и не вытащит (Мф.12:11)? Т. е. если вы не считаете нарушением субботы вытащить овцу из ямы, то неужели грешно и оказать человеку милосердие? Тут можно подразумевать еще следующие слова Господа фарисеям–лицемерам: „да вы и сами не сомневаетесь в этом, но только притворяетесь незнающими, лишь бы только найти повод упрекнуть Меня“ (Тр. лист.).
Мк.3:5. И воззрев на них с гневом, скорбя об ожесточении сердец их, говорит тому человеку: протяни руку твою. Он протянул, и стала рука его здорова, как другая.
И воззрев на них со гневом. Это не было возбуждение страсти гнева, но возбуждение чувства правды и истины, оскорблённого явным нарушением и лицемерием, или вообще грубостью нравственного состояния фарисеев; следовательно это был гнев праведный, а не греховный (Мф.5:22; Еф.4:26) (Мих.). Скорбя об ожесточении (окаменении) сердец их. Фарисеи были жестоки сердцем. Жестоким, грубым или каменным называется такое сердце, которое не чувствует живо своих грехов и слабостей, не трогается несчастьями и страданиями других и т. п., вообще сердце себялюбивое. По причине этого-то жестокосердия фарисеи наблюдали за Господом, не исцелит ли Он сухорукого в субботу, чтобы за это благодеяние ближнему обвинить Его – Благодетеля. Когда же Иисус Христос исцелил сухорукого, то, прибавляет евангелист, фарисеи составили совещание против Него, как бы погубить Его, так, что Он должен был скрыться (чит. ниже 6 и 7 ст.). Вот до чего может загрубеть человеческое сердце, и вот каким загрубевшим было оно у фарисеев!
Зач. 11. Злоумышление против Иисуса Христа и удаление Его с учениками.
Читается в понедельник 12-ой недели по Пятидесятнице.
Мк.3:6. Фарисеи вышедши немедленно составили с иродианами совещание против Него, как бы погубить Его.
Это было после чуда исцеления Иисусом Христом сухорукого в субботу. Фарисеи так озлобились против Иисуса Христа за то, что Он, по их ложному учению, Сам нарушает субботу, исцеляя больных, и позволяет Своим ученикам ее нарушать, и при том еще обличает это их ложное учение (Мк.2:23 и далее), что решились погубить Его. О фарисеях чит. в объясн. 22 ст. 1 гл. С Иродианами. Иродиане, это были приверженцы царя Ирода Антипы. Когда Иудеи подпали под власть язычников Римлян, и римский император назначил им царя еврейского происхождения, Ирода, тогда образовались между ними две партии. Одни утверждали, что должно быть в подчинении у кесаря и платить ему подать, и противников сего называли мятежниками, – это были Иродиане; другие же, преимущественно фарисеи, полагали, что Иудеи – народ Божий и что у них непременно должен быть царь их собственного происхождения и их иудейской веры, и потому ненавидели римское правительство (Мф.22:16).
Мк.3:7. Но Иисус с учениками Своими удалился к морю, и за Ним последовало множество народа из Галилеи, Иудеи,
Отъиде (удалился) Иисус Христос к морю, т. е. Галилейскому, на берегу которого лежал Капернаум, где Он исцелил сухорукого (1 ст.). Удалился, вероятно, в пустынные места близ Капернаума, где мог быть более безопасным от злоумышлений врагов. Время смерти Его еще не пришло, Он еще не окончил дела евангельской проповеди, потому и удаляется. Господь повелевал и ученикам своим не подвергаться опасностям без нужды, удаляться в опасных для них случаях (Мф.10:23). От (из) Галилеи, Иудеи. Это как известно (ст. 4, 1 гл), были области Палестины, где Иисус Христос жил и проповедовал. Галилея находилась в северной ее части, а Иудея в южной. (См. карту).
Мк.3:8. Из Иерусалима, Идумеи и из-за Иордана. И живущие в окрестностях Тира и Сидона, услышавши, что Он делал, шли к Нему в великом множестве.
Из (от) Иерусалима. Иерусалим находился в Иудее (15), но евангелист упоминает о нем особенно, вероятно для того, чтобы показать, что за Господом следовали жители не только сел и незначительных городов, но и столичных, каков был Иерусалим, – т. е. более образованные, богатые и сильные люди (Мих.). От (из) Идумеи. Это была особая область южнее Иудеи, населенная Едомлянами или Идумеянами. Идумея – греческий перевод слова Едом. Едомом был назван сын Исаака, брат Иакова, Исав, и народ, происшедший от него, назывался Едомлянами или Идумеянами. Во время вавилонского плена Идумеяне расселились и заняли большую часть южной Палестины около Мертвого моря, и некоторые даже перешли в Иудейскую веру. Эти-то Идумеяне, Иудейской веры, конечно, и следовали за Христом. Быть может, это были самые Иудеи, в земле Идумейской. Со оного полу Иордана (из-за Иордана). Это были Иудеи, жившие на восточной стороне Иордана в так называемой Пepeе или Галааде (ст. 4, 1 гл.). И от Тира и Сидона (живущие в окрестностях Тира и Сидона). 3десь разумеются природные иудеи или перешедшие из язычества в иудейство, так называемые прозелиты. Тир и Сидон, это были древние, богатые и славившиеся морской торговлей, города Финикии, области, соседней с Иудеей. (См. карту). Могли быть и язычники из этих мест. И они, слыша о чудесах, совершаемых Иисусом Христом, приходили к Нему, тем более что у них было в то время, хотя и смутное, ожидание какого-то необыкновенного человека в Иудее.
Мк.3:9. И сказал ученикам Своим, чтобы готова была для Него лодка по причине многолюдства, дабы не теснили Его.
Ученикам Своим, т. е. ближайшим, которых Он уже призвал и которые всюду сопровождали Его, каковы напр. Петр и Андрей и др. (Мк.1:16–20, 29; 2:14). Да не стужают Ему (дабы не теснили Его), – т. е. чтобы Ему удобнее было учить из лодки народ, находившийся на берегу (ср. Мф.13:2–3).
Мк.3:10. Ибо многих Он исцелил, так что имевшие язвы бросались к Нему, чтобы коснуться Его.
Мк.3:11. И духи нечистые, когда видели Его, падали пред Ним и кричали: Ты Сын Божий.
Мк.3:12. Но Он строго запрещал им, чтобы не делали Его известным.
Дуси нечистии, т. е. те духи, которые мучили так называемых бесноватых (чит. объясн. 23 ст. 1 гл.). Падали (припадаху) пред Ним – в знак покорности всемогущей власти Христовой над ними. Зваху глаголюще (кричали), яко Ты еси Сын Божий. Чит. объясн. 24 ст. 1 гл. Но Он строго запрещал (много прещание) и пр. Чит. объяснение 25 ст. 1 гл.
Зач. 12. Избрание Иисусом Христом двенадцати Апостолов.
Читается во вторник 12-й недели по Пятидесятнице.
Мк.3:13. Потом взошел на гору и позвал же к Себе, кого Сам хотел; и пришли к Нему.
На гору, – лежавшую близ г. Капернаума, где в это время находился Иисус Христос (1 ст.). Эта гора известна до сих пор. Она называется „Горой блаженства“ от произнесённого на ней Господом учения о блаженстве (чит. у Матфея 5 гл. 1 ст. и дал.). По Евангелию Луки (Лк.6:12), пред избранием Апостолов Иисус Христос всю ночь молился. О чем же Он молился? Можно думать, что полагая начало строения новозаветной церкви, Божественный Ходатай призывал на дело Свое благословение Отца Своего и просил ей крепости против царства тьмы (врата адова не одолеют ей); просил Отца Своего и о Своем укреплении на подвиги, Ему предлежащие – избрание сотрудников Себе. По сказанию Матфея, пред избранием Апостолов Господь сказал Своим ученикам следующие слова: жатвы много, а делателей мало. Молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву свою. (9 гл. 37 и 38 ст.). Т. е. Господь сравнил еврейский народ с полем, покрытым спелой жатвой, которое нужно жать (Ин.4:35), а жнецов мало, и этим выразил именно то, что многие из сего народа ищут царства Мессии и готовы вступить в него – готовы уверовать в Него, Христа, и сделаться Его учениками; но мало руководителей, приготовленных к этому делу. Следовательно, Ему, как Спасителю мира, необходимо избрать таких руководителей, и Он избирает их в лице Апостолов.
Мк.3:14. И поставил из них двенадцать, чтобы с Ним были и чтобы посылать их на проповедь,
Мк.3:15. и чтобы они имели власть исцелять от болезней и изгонять бесов;
И сотвори (поставил из них) дванадесять (двенадцать), т. е. из многих Своих учеников и последователей Иисус Христос избрал двенадцать, по числу 12-ти колен народа Еврейского. Они долженствовали быть как бы патриархами новых будущих 12 колен нового Израиля (Откр.21:14), т. е. христиан. Впоследствии Он избрал еще 70 или 72, по 6-ти на всякое колено. Да будут (чтобы были) с Ним и да посылает их проповедати, т. е. чтобы эти избранные Христом ученики были свидетелями всей Его жизни, учения и чудес, были постоянными Его учениками и помогали Ему, когда Он пошлет их, в деле Евангельской проповеди и в устроении новозаветной Церкви: отчего они получили название Апостолов, что значит с греч. посланников. И имети власть целити недуги (исцелять от болезней) и пр. Т. е. Господь дал Своим Апостолам–проповедникам силу творить чудеса. Как Сам Он соединял проповедь с чудотворениями для того, чтобы лучше веровали в Него, как Божественного Посланника; так для сей же цели Он дал чудотворную силу и Апостолам, – „дабы удивляя чудесами“, пишет Блаж. Феофилакт, „они приобретали внимательных своему учению слушателей“: потому что чудеса, творимые человеком, прямо свидетельствуют, что человек этот угоден Богу и есть посланник Божий.
Мк.3:16. поставил Симона, нарекши ему имя Петр;
Мк.3:17. Иакова Зеведеева и Иоанна брата Иакова, нарекши им имена Воанергес, то есть, сыны громовы;
И нарече Симону имя Петр. Это имя наречено было Симону еще при первой встрече Господа с ним. Когда Андрей, брат Петров, сам уверовал в Христа и привел к Нему брата, то Господь, взглянув на него, сказал: ты наречешься Кифа (еврейское слово), что значит камень (по-гречески Петр. Ин.1:42). Теперь же это наименование только снова подтверждено Господом. Апостол Петр и еванг. Матфеем (Мф.10:2) и Лукой (Лк.6:14) в числе 12-ти Апостолов поставлен на первом месте, потому что он, как равно и брат его Андрей, прежде других были призваны к апостольскому служению (Ин.1:41), почему апостолу Андрею и усвоено название Первозванного, и потому еще, что по своим качествам, напр., по вере, любви к Иисусу Христу и т. п. он действительно был первым. „Ты Христос, Сын Бога живого!“ он первый сказал, когда Иисус Христос спросил Апостолов, за кого они почитают Его (Мф.16:15–16). „Симон Ионин, любишь ли ты Меня больше, нежели они?» спрашивал Иисус Христос Петра. „Господи, Ты все знаешь, Ты знаешь, что я люблю Тебя“, отвечал Петр (Ин.21:15 и дал. Еще чит. Деян.1:15; 2:14; 5:3 и далее). Католики признают преимущественное пред другими Апостолами первенство апостола Петра, но это неверно: он только был „первый между равными“ и никогда нигде не выставлял себя иным. Название Петр иначе Кифа значит камень. Так наименовал его Сам Господь в предзнаменование его особенной твердости в вере и проповеди евангельской.
Иаков Зеведеев, т. е. сын Зеведея. Воанергес, еже есть (то есть) сына громова (сыны громовы). Этим названием означаются особенности характера Иакова и Иоанна, сыновей Зеведеевых, подобно тому, как названием Петр (камень) означаются особенности характера Симона, т. е. что они в некотором отношении подобны грому. Эти особенности суть сила, стремительность и некоторая величавость, выражавшиеся в словах и делах их, как напр. выразились, когда Апостолы просили Господа свести с неба огонь, подобно тому, как сделал Илия, на самарян, не желавших принять к себе Господа (Лк.9:54. Мих.).
Мк.3:18. Андрея, Филиппа, Варфоломея, Матфея, Фому, Иакова Алфеева, Фаддея, Симона Кананита
Мк.3:19. и Иуду Искариотского, который и предал Его.
Варфоломея. Варфоломей – значит сын Фоломея; он иначе называется Нафанаилом (Ин.1:45). Матфея. Матфей иначе называется Левием, также Фаддеем. Иакова Алфеева. Иаков сын Алфея был родным братом Матфея. Фаддея. Фаддей иначе Леввей, это – Иуда Иаковлев (Лк.6:16), Первое его имя – Иуда; Леввеем назван он, при избрании в апостольское звание, в отличие от соимённого ему Иуды Искариотского, так как у иудеев было в обычае принимать новое имя при особенно важных случаях (Мих.); Фаддеем же назван при крещении. Симона Кананита. Название Кананит производят некоторые от города Каны, предполагая, что Симон происходил из этого города. Он прозывается еще Зилотом, т. е. ревнителем (Лк.6:15. Деян.1:13), потому что прежде призвания принадлежал к иудейской секте Зилотов – строгих ревнителей закона Моисеева, позволявших себе, впрочем, некоторые своевольства. Иуду Искариотскаго. Так называется Иуда предатель потому, что происходил из города Кариота (Нав.15:25). „Не стыдится евангелист говорить о предательстве Иуды (иже и предаде Его, Иисуса Христа). Так евангелисты никогда не скрывают ничего, даже и того, что казалось предосудительным“, замечает при этом Златоуст. – Все апостолы были избраны Господом из простых людей, как более способных своими простыми сердцами воспринять учение Его. Апостолов Господь избрал в сотрудники Себе, – вместе с Ним, при Нем, а затем одни после Его вознесения, они должны были продолжать дело спасительной Его проповеди. И Господь открывал им тайны царствия Божия, подготовлял их на опыте к будущему их великому служению и, вдохновляя Своим примером, приучал к опасностям и трудам. Апостолы были постоянными Его спутниками, и Он называл их Своими детьми, братьями и друзьями.
Зач. 13. Обличение неверия фарисеев Иисусом Христом.
Читается в среду 12-ой недели по Пятидесятнице.
История обличения фарисейского неверия еванг. Марк передает несколько отлично от повествования еванг. Матфея (Мф.12:22–30).
Мк.3:20. Приходят в дом; и опять сходится народ, так что им невозможно было и хлеба есть.
Приидоша (приходят) в дом, т. е. в г. Капернауме (Мк.2:1). Яко не мощи (так что было невозможно) им ни хлеба ясти, – или потому, что так было тесно, что негде было устроить трапезу; или по причине множества народа, желавшего слушать учение Христово, некогда было даже и хлеба вкусить (Мих.).
Мк.3:21. И услышавши ближние Его пошли взять Его, ибо говорили, что Он вышел из себя.
Иже бяху у Него (ближние Его). Из дальнейшего повествования (ст. 31) видно, что это были Мать, Св. Дева Мария, и названные братья Христовы. Братьями Иисуса Христа, а также и сестрами Его называются дети Иосифа, которому обручена была Матерь Божия, от умершей жены его. (Григ. Дв. Кир. Алек. и др.) Иные же толкователи называют так двоюродных Его братьев, – детей Клеопы брата Иосифа, обручника Богоматери, и Mapии, сестры Ее (Феодор. и Авг.). Изыдоша (пошли), т. е. пришли из Назарета, города, где жили, в Капернаум. Да имут (взять) Его, т. е. увести Иисуса Христа домой, чтобы предохранить от опасности, возможной в том положении, в каком, по слухам, дошедшим до них, находился Христос, как это видно из дальнейшего повествования. Неистов есть (вышел из Себя). Выйти из себя значит или находиться в высоком религиозно-нравственном воодушевлении (2Кор.5:13), или быть не в здравом душевном состоянии и даже, как говорили фарисеи об Иисусе Христе (22 ст.), иметь в себе злого духа (веельзевула). Вероятно, враги Господа распустили о Нем слух, что Он имеет в Себе веельзевула для того, чтобы повредить Ему во мнении народа, и отвлечь народ от веры в Него, как Мессию; так как некоторые из народа, при виде чудес Христовых, как передаёт еванг. Матфей (Мф.12:23), говорили: не этот ли Христос, сын Давидов? Этот слух (об угрожавшей Христу опасности) дошел до ближних Иисусовых, и они посему пришли звать Его домой, в Назарет. Как объяснить, что Матерь и братья Иисуса Христа могли поверить, что Он будто бы вышел из Себя? Конечно, Пp. Богородица, как знавшая тайну явления Его, не могла так думать о Нем. Ее влекло в Капернаум сердце, встревоженное мыслью об угрожавшей Господу, опасности. Братья же Иисуса Христа могли думать о Нем так, как говорили фарисеи, потому что сами еще не веровали в Него (Ин.7:5), не веровали потому, что, по их понятиям, Мессия должен произойти не от бедных и незнатных родителей, а явиться как царь в царском величии и славе.
Мк.3:22. А книжники, пришедшие из Иерусалима, говорили, что Он имеет в Себе веельзевула и что изгоняет бесов силою бесовского князя.
Книжники, это были ученые еврейские (чит. о них 22 ст. 1 гл.). Они сами не верили в Иисуса Христа, как Мессию, не хотели, чтобы и народ верил в Него. Но если не верить, то как же объяснить чудеса, которые творил Иисус Христос? И вот они придумывают объяснения, что будто бы Он творит чудеса, например, изгоняет бесов, не силою Божией, но силою князя бесовского (злого духа), который находится в Нем (веельзевула имать в Себе), а чрез это, конечно, возбуждали в народе, вместо зарождавшейся веры в Него, страх и ненависть к Нему. Веельзевул, собственно, значит господин нечистот, хозяин дома. Веельзевулом называется сатана, как царь царства злых духов, царства зла, греха, – ада (Мф.12:24, Лк.11:15).
Мк.3:23. И призвав их, говорил им притчами: как может сатана изгонять сатану?
В притчах (притчами) глаголаше (говорил). Притча, это – речь, выраженная в каких-либо образах или предложенная иносказательно, т. е. где говорится об одном., большей частью житейском, обыденном, а нужно понимать о другом – о высшем, духовном. Притча – не то, что басня, где допускается много и неправдоподобного, напр. разговор животных, растений, это – род загадки. Притча употребляется для того, чтобы нагляднее объяснить какой-либо нравственный или духовный предмет. Притчи употреблялись и древними пророками, а во времена Иисуса Христа они были особенно в большом употреблении, и Господь Иисус Христос часто учил притчами, как видим в Евангелии. Он учил так потому, что учение, предложенное в притчах, и понятнее, и занимательнее – понятно и для детей, и занимательно для людей всякого возраста, пола и состояния. Для того, чтобы доказать, что нельзя изгонять сатану силой же сатаны, Господь Иисус Христос приводит две притчи, или уподобления.
Мк.3:24. Если царство разделится само в себе, не может устоять царство то;
Мк.3:25. и если дом разделится сам в себе, не может устоять дом тот;
Мк.3:26. и если сатана восстал на самого себя и разделился, не может устоять, но пришел конец его.
Это – первая притча или уподобление: если царство и дом разделяется (на ся) сами в себе, т. е. разделятся на части, враждебные одна другой; не могут стати (устоять), т. е. падают, пустеют. Подобным образом и аще сатана воста на ся сам (восстал на самого себя) и разделися, не может стати, но конец имать (пришел конец его), т. е. Господь указывает на неразумность фарисейского объяснения чудес Его силой злого духа сравнением царства бесовского с царством человеческим или семейством. Если царства и семейства разделяются на части, враждебные одна другой, то конечно они падают, пустеют. Так равным образом, если сатана, князь бесовский посылает бесов в людей мучить их, и в то же время помогает, напр. Иисусу Христу, выгонять их из людей, чтобы не мучили: то значит, что он разделился сам в себе. А если так, то может ли устоять царство его, не падет ли оно? А оно стоит, следовательно, фарисейское объяснение неправильно. (Мих.).
Мк.3:27. Никто, вошед в дом сильного, не может расхитить вещей его, если прежде не свяжет сильного, – и тогда расхитит дом его.
Это – вторая притча, или уподобление. В отношении к Иисусу Христу слова этой притчи имеют следующий смысл: дом сильного означает царство сатаны. Господь называет сатану сильным указывая на его прежнюю большую власть над людьми (Злат.). Вещи (сосуды) сатаны, это – демоны, которыми он пользуется для своих злых целей в отношении к людям, и самые люди, исполняющие его волю (Ин.8:44). Расхищать вещи значит изгонять бесов. Посему, если Христос изгоняет бесов, то этим Он прямо удостоверяет, что победил князя бесовскаго – значит изгоняет силой Божественной.
Зач. 14. Хула против Духа Святого и учение о том, кто Мать и братья Христовы.
Читается в четверток 13-ой недели по Пятидесятнице.
Мк.3:28. Истинно говорю вам: будут прощены сынам человеческим все грехи и хуления, какими бы ни хулили;
Хуления т. е. поругание священных предметов. Всякие грехи и хуления отпустятся (будут прощены), – само собой понятно, в том случае, когда грешник раскается в грехе и хуле (Ис.1:18. 1Ин.1:7), если же не раскается, то и не получит прощения.
Мк.3:29. но кто будет хулить Духа Святого, тому не будет прощения вовек, но подлежит он вечному осуждению.
Мк.3:30. Сие сказал Он, потому что говорили: в Нем нечистый дух.
Хула на Духа Святаго, это – упорное сопротивление очевидной истине (Деян.7:51), отрицание самых очевидных действий Св. Духа, напр. чудес, и злобное оскорбление Его, когда напр. самые видимые действия Духа Св., хотя в изгнании бесов Иисусом Христом, приписываются злому духу – сатане, веельзевулу (о веельзевуле чит. в объясн. 22 ст.); а это свидетельствует о крайнем неверии и ожесточении сердца. Так хулили Духа Св. фарисеи, не хотевшие верить чудесам Христовым, совершавшимся силой Духа Святого, и объяснявшие их силой злого духа (ст. 22 и 30). Так же разумеется совершенное неверие, отрицание невидимого, духовного. Не имать опущения (не будет прощения) в этом грехе во век, – не будет прощения не потому, чтобы Бог не хотел или не мог их простить, а потому, что нравственное состояние людей, имеющих этот грех таково, что они теряют всякую возможность раскаяния и вместе с тем восприятия обновляющей и спасающей благодати Духа Святого, они таким образом приходят в состояние нераскаянных демонов, они гонят от себя прочь благодать Духа Святого (Быт.6:3), и покаяние чрез это становится для них невозможным: ибо насильно Бог не спасает никого. Неверующие же не сознают и нужды в покаянии. В век, т. е. ни до второго пришествия Христова и страшного всемирного суда, ни после, в вечности. Повинен (подлежит) вечному суду (осуждению), т. е. осуждению на нескончаемые мучения в аду. В Свящ. писании во многих местах говорится, что как блаженство праведных, так равно и мучения грешных, будут вечны. „Тщетно некоторые – пишет митрополит Филарет – для смягчения страшной угрозы вечным адским огнем, прибегают к милосердию Божию; но какое милосердие для тех, кои с непреодолимым упорством отвергают милосердие? Бог есть единое бесконечное благо, и уклонение от Него – единое бесконечное зло?“ Духа нечистого имать (в Нем нечистый дух). Нечистый дух – тоже, что и веельзевул, сатана, злой дух, в противоположность Духу Святому (ст. 22, 29). У еванг. Матфея здесь приведены еще следующие слова Христовы: Иже аще речет слово на Сына Человеческаго, отпустится ему. На Сына человеческого, т. е. против Самого Иисуса Христа (чит. объясн. 10 ст. 2 гл.). Это значит: если кто будет говорить что-нибудь против Иисуса Христа, колеблясь признать Его за Мессию, как например, Иудеи соблазнялись Его происхождением из Назарета, из Галилеи (Ин.1:46; 7:52) и уничиженной жизнью, например, что Он обращается среди мытарей и грешников, ест и пьет с ними, этот грех простится; потому что это – грех заблуждения, недоразумения и неведения, и в нем легко раскаяться; так как заблуждения и недоразумения могут рассеяться, неведение замениться познанием и верой.
Мк.3:31. И пришли Матерь и братья Его и, стоя вне дома, послали к Нему звать Его.
Мк.3:32. Около Него сидел народ. И сказали Ему: вот, Матерь Твоя и братья Твои, и сестры Твои, вне дома, спрашивают Тебя.
Это событие описывается у еванг. Марка совершенно сходно с описанием еванг. Матфея, (Мф.12:46–50). О братьях Иисуса Христа чит. в объясн. ст. 21. Вне стояще, т. е. вне дома, где находился Иисус Христос. Что побудило Матерь Господа, и братьев Его прийти к Нему в Капернаум, где Он теперь был, из Назарета, где они жили? Митроп. Филарет так говорит об этом: „Они предприняли путешествие по доброму побуждению, потому что почитали Его находящимся в опасности, так как враги Его оглашали Его то неистовым – вышедшим из себя, то действующим чрез князя бесовского, и умышляли погубить Его“. (Чит. выше объясн. 20–21 ст.)
Мк.3:33. И отвечал им: кто матерь Моя и братья мои?
Мк.3:34. И обозрев сидящих вокруг Себя, говорит: вот матерь Моя и братья Мои;
Мк.3:35. ибо кто будет исполнять волю Божию, тот Мне брат и сестра и матерь.
Кто есть Мати Моя и братия Моя и пр? В этих словах нельзя видеть того, чтобы Господь отказывался от родства Своего с Пресв. Богородицей и названными братьями Своими; потому что известно, что Он всегда питал к Своей Матери нежное сыновнее чувство, – вися уже на кресте, позаботился о Ней, поручив Ее возлюбленному Своему ученику Иоанну Богослову (Ин.19:25–27). Но тут Господь говорит, что духовная связь теснее, чем плотская, и что тесное отношение к Нему зависит не от плотских, но от духовно-нравственных связей. Нечто подобное сказал Господь, когда из слушавших Его учение, женщина прославила Пресвятую Богородицу, воскликнув: блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие, – сказал: блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его. (Лк.11:27–28). Кроме того, тут Господь на Самом Себе показал, как должно исполнять высказанное Им учение: Кто любит отца или мать более, нежели Меня, недостоин Меня (Мф.10:37) и т. п., т. е. – что любовь к родителям должно приносить в жертву любви к Богу. „Если бы в указанном случае Господь покорился воле своих сродников, замечает митрополит Филарет, то был бы нанесен вред делу Божию не только потому, что безвременно прервалась бы Его проповедь, но и потому, что враги Его, как доказательство клеветы, употребили бы взятие Его сродниками, как будто имеющего нужду в их попечении“.