Глава 16
Зач. 70. Путешествие Мироносиц во гробу Христову.
Евангелие 2-ое воскресное (на утрени)
О путешествии Мироносиц ко гробу Христову еванг. Марк повествует согласно с св. Матфеем, но с некоторыми особенностями, которые пополняют сказание сего последнего (Мф.28:1–10). Перед сказанием об этом путешествии, после сказания о погребении Христовом, еванг. Матфей повествует о поставлении стражи у гроба Христова еврейскими начальниками (Мф.27:62–66); но еванг. Марк опускает повествование об этом.
Мк.16:1. По прошествии субботы, Мария Магдалина и Мария Иаковлева и Саломия купили ароматы, чтобы идти – помазать Его.
Минувшей субботе (по прошествии субботы). Суббота была вторым днем поле смерти Христовой. Суббота это – седьмой и последний день недели у Евреев – праздничный (4 зап.). По прошествии субботы, т. е. вечером субботы, когда начинался уже другой день и когда, следовательно, миновало время субботнего покоя, в продолжении которого закон запрещал Евреям заниматься житейскими делами. Мария Магдалина и др. жены. Это – те самые жены, о которых говорилось выше (чит. в объясн. 40 ст. 15 гл.). Они первые пришли на гроб Господень и первые и увидели Его воскресшего (Мф.28:9). „Первее убо воскресение Божией Матери познаваемо бывает, прямо седящей гроба с Магдалиною“, пишется в пасхальн. синаксаре. Это и понятно: любящий Мать Свою, Господь первую Ее и утешил по воскресении из мертвых. „Пресвятая Богородица ближе всех из земнородных была к Господу Иисусу Христу, и сердце ее более других было поражено невыносимой сердечной скорбью, когда Она видела на кресте Спасителя миpa, по Своему человечеству Ею рождённого и воспитанного, и связанного с Ней самыми тесными кровными узами. Господь видел со креста страдания Своей Матери и в нежной сыновней заботливости о Ней, в предсмертные минуты, поручил Ее попечениям Своего возлюбленного ученика. Можно ли предположить, чтобы Сей необыкновенный Сын необыкновенной Матери забыл о Ней, когда открылся и настал день Его славы, и когда Он с торжеством явился на земле победителем смерти и ада? Можно ли думать, чтобы Ему угодно было продлить минуты страданий Той, от Которой Он принял плоть Свою, Которая Им жила и дышала и в Которой Он находил утешение и отраду во дни земной жизни Cвоей“ 5? Если не говорится в Евангелии об этом явлении, то и вообще о Пресвятой Богородице говорится там мало. „Видно, Ей Самой неугодно было, чтобы разглашали о Ней и выставляли на показ тайну Ее жизни. Смирение было одним из главных и отличительных Ее качеств. Господь, по Ее собственным словам, призрел на смирение Ея (Лк.1:8), когда избрал Ее послужить искуплению рода человеческого чрез восприятие от Нее пречистой плоти, и этому смирению Она не изменяла во все годы Своей жизни, как во дни скорби, так и во дни славы Своего Сына и Господа. И апостолы с благоговением относились к этому необычайному смирению величайшей из матерей, свято берегли ее желания и не хотели говорить о Ней, когда Она более всего любила молчание“ (Воскр. Чт. 1883 г.). Жен мироносиц было много, и евангелисты не поименовывают всех их, а только немногих из них, по своему усмотрению (Лк.24:1–10; Ин.20:1. Мих.). Вообще же явление Господа женам объясняется в синаксаре так: „Мария Магдалина с другою Мариею удостоилась первая явления воскресшего Господа. Так и надо было, чтобы тот пол, который впервые слышал: «в болезнях родиши чада твоя», прежде другого услышал и радостную весть“. Купили (купиша) ароматы, т. е. благовонные масти, какими, по обычаю Иудеев, намащали тела усопших. (Чит. в объясн. 3 ст. 14 гл. 46 ст. 15 гл.). Чтобы итти, помазать (да пришедше помажут) Иисусa. Несомненно, что и жены мироносицы не ожидали воскресения Господа, как и Апостолы (Ин.20:9). По всей вероятности, они не знали того, что к гробу Господа была приставлена стража, и он опечатан.
Мк.16:2. И весьма рано, в первый день недели, приходят ко гробу, при восходе солнца,
Зело заутра (весьма рано) воссиявшу солнцу (при восходе солнца). Евангелист Матфей повествует, что мироносицы пошли ко гробу весьма рано, когда еще только светало (на рассвете) и не было солнца (Мф.28:1), а св. Марк говорит, что они пришли ко гробу, когда показались первые лучи его (при восходе солнца – возсиявшу солнцу). Это можно объяснить таким образом: Мироносицы пошли ко гробу очень рано, когда только начало светать и солнца еще не было, а пришли туда, когда уже солнце начало восходить. Во едину от суббот (в первый день недели), т. е. новой недели, в день, который, со времени воскресения Христова в этот день, называется у нас воскресеньем. Господь имел воскреснуть на третий день по смерти. Так пророчески представлено было пр. Ионой; так неоднократно предсказывал и Сам Он Своим Апостолам. Так и совершилось на самом деле. „А как считается воскресение Христово тридневным, узнай, пишется в синаксаре пасхальном: вечер четверга и день пятка – вот сутки по еврейскому счету; ночь пятка и день – сутки; субботняя ночь и день недельный – третьи сутки. Здесь начало дня принимается за целый день“. В каком именно часу последовало воскресение Христово, этого определить нельзя; полагают, утром, после полуночи (Амвр. Медиол.)
Мк.16:3. и говорят между собою: кто отвалит нам камень от двери гроба?
Мк.16:4. И взглянувши, видят, что камень отвален; а он был весьма велик.
Мк.16:5. И вошедши во гроб, увидели юношу, сидящего на правой стороне, облеченного в белую одежду; и ужаснулись.
Мк.16:6. Он же говорит им: не ужасайтесь. Иисуса ищете Назарянина, распятого: Он воскрес, Его нет здесь. Вот, место, где Он был положен.
У еванг. Матфея пред тем повествуется следующее: И вот сделалось великое землетрясение: ибо ангел Господень, сошедший с небес, приступив, отвалил камень от гроба, чтобы все могли видеть, что гроб уже пуст, и сидел на нем. Вид его был как молния и одежда была как снег. Устрашившись его, стерегущие пришли в трепет и стали как мертвые (Мф.28:2–4). Сделалось землетрясение. Это землетрясение, по всей вероятности, было, по словам св.Златоуста, только около гроба, так как произошло единственно для того, чтобы устрашить стражей. Оно было ранее прибытия ко гробу жен мироносиц (чит. стихи 2–4). Отвален камень, т.е. тот камень, который закрывал вход в пещеру гроба Христова. Увидели юношу, облеченного в белую одежду, т.е. Ангела. Белый цвет служит знаком чистоты и невинности, и Ангелы обыкновенно являются облеченными в белое одеяние (Деян.1:10; Откр.3:4–5 и др.). Сидящего (в десных) на правой сторони. Этот Ангел был внутри гробовой пещеры, следовательно, не тот, о котором говорит св.Матфей, что сидел на отваленном камне вне гроба. Об этом св.Марк умалчивает, а говорит о другом (Мих.). Или – жены могли видеть его вне гроба, сидящего на камне, и затем внутри, вошедшего туда прежде их (Феоф.). Ужаснулись (ужасошася). Понятен страх мироносиц от чудесного видения: гроб Христов находят открытым, и тут Ангел. Посему Ангел ободряет их словом: не бойтесь. Понятен и страх стражей, которые омертвели от страха, как бывает при сильном и внезапном испуге. Он воскрес, по еван.Матфею (6 ст.), как сказал. Господь нередко говорит ученикам о Своем воскресении; жены, сопутствовавшие им, конечно слышали это (Мф.16:21; 17:23).
Мк.16:7. Но идите, скажите ученикам Его и Петру, что Он предваряет вас в Галилее; там Его увидите, как Он сказал вам.
Идите, у еванг. Матфея прибавлено скорее, – для того, чтобы как можно скорее сообщить Апостолам весть о радостном событии. Петру, т.е. апостолу Петру. Тут видна особенная благость и милосердие Христово к кающимся грешникам. Ап. Петр недавно отрекся от Господа, хотя и уверял, что он готов умереть с Ним, если бы это потребовалось; но скоро сознал свой грех, раскаялся и горько оплакивал его. И вот Ангел, по повелению Самого Господа, говорит мироносицам, чтобы они возвестили о радостном воскресении Христовом в особенности Петру, показывая тем, что Господь принял его покаяние и простил ему тяжкий грех его. Он (Иисус Христос) предварит (варяет) вас в Галилее: там Его увидите, как Он сказал (якоже рече) вам. Господь после тайной вечери обещал ученикам Своим по воскресении Своем предварить их в Галилее (Мф.26:32), в их родной стороне, вдали от врагов. И Он действительно, как повествуется у еванг.Матфея (Мф.28:16–20), торжественным образом явился им там и послал их на всемирную проповедь. Но, и помимо явления на горе Галилейской, Господь, конечно, мог явиться ученикам в Иерусалиме, для их уверения.
Мк.16:8. И вышедши побежали от гроба; их объял трепет и ужас, и никому ничего не сказали, потому что боялись.
Бежаша (бежали) от гроба – от страха, потому что на них напал (имяше же их) трепет и ужас, вследствие странного и страшного видения. Никому же ничто же реша (никому ничего не сказали), бояхубося (потому что боялись), т.е. дорогой, когда бежали, под влиянием ужаса ничего ни с кем не могли говорить. Пришед же домой, когда пришли в себя, конечно, они рассказали обо всем Апостолам, как говорят о том и сам еванг. Марк (ст. 10), и еванг. Лука (Лк.24:9); да и могли ли не рассказать о таком чудном и необычайно важном для всех них событии, тем более что Ангел велел им сделать это (ст. 7)?
Зач. 71. Явление воскресшего Господа Мироносицам и Апостолам, послание Апостолов на всемирную проповедь, вознесение Христово и проповедь Апостолов.
Евангелие 3-е воскресное (на утрени).
Мк.16:9. Воскресши рано в первый день недели, Иисус явился сперва Марии Магдалине, из которой изгнал семь бесов.
Господь Иисус Христос, по воскресении Своем, пребывал на земле в течение 40 дней; в это время Он являлся Апостолам и учил их тайнам царствия Божия, т. е. тайнам Своей христианской веры (Деян.1:3). О нескольких таких явлениях повествует св. еванг. Марк, но повествует кратко, и подробно лишь только об одном, – мироносицам. Об упоминаемых Марком явлениях подробнее говорят евангелисты. Воскрес Иисус заутра в первую субботу (рано в первый день недели) и пр. В первый день недели, чит. в объясн. 2 ст. Явися прежде (явился сперва) Mapии Магдалине – одной из жен мироносиц (Чит. объясн. 40 ст. 15 гл.). Об этом явлении св.Марии подробно говорит еванг. Иоанн (Ин.20:11–18). Как первая согрешила в раю жена, так первая жена же удостаивается слышать от Самого Победителя греха весть о победе над грехом и искуплении от него и от всех его следствий (Мих.). Из неяже (из которой) изгна (изгнал) седмь бесов. Это значит, что Mapия Магдалина была исцелена Господом от жестокого беснования, потому что число семь в Свящ. Писании употребляется иногда в смысле множества (Феоф.). По всей вероятности, после своего исцеления она сделалась самой ревностнейшей ученицей Христовой, которая всюду следовала за Ним и служила Ему от трудов своих (Мк.15:41).
Мк.16:10. Она пошла и возвестила бывшим с Ним, плачущим и рыдающим.
С Ним бывшим, плачущимся (плачущим) и рыдающим, т. е. Апостолам и ученикам Христовым, находившимся в глубокой скорби после Его смерти до воскресения. О возвещении Магдалиной Апостолам о воскресении Иисуса Христа и о явлении Его ей, а также и о неверии ей Апостолов говорят свв. евангелисты Лука и Иоанн (Лк.24:10; Ин.20:18).
Мк.16:11. Но они, услышавши, что он жив, и она видела Его, – не поверили.
Не яша веры (не поверили). Это значит, что с одной стороны Апостолы были все еще слабоверующими, а с другой, что с большой осторожностью принимали они весть о воскресении, боясь вдаться в обман или ошибку и, если потом поверили, то уже после того, когда вполне и наглядно убедились в истине. Это и доказывает, что сказания их о воскресении Христовом имеют полнейшую силу самых достоверных доказательств истины воскресения Христова (Мих.).
Мк.16:12. После сего явился в ином образе двум из них на дороге, когда они шли в селение.
Этими словами указывается на явление Иисуса Христа Апостолам Луке и Клеопе на пути в Еммаус, о котором повествует еванг. Лука (Лк.24:13–35). В ином образе, так что Апостолы не могли узнать Господа (16 ст.). Когда шли в селение, т.е. в Еммаус (13 ст.), находившийся в десяти верстах от Иерусалима.
Мк.16:13. И те, возвратившись, возвестили прочим; но и им не поверили.
Евангелист Лука повествует, что когда путешествовавшие в Еммаус, ученики сказали Апостолам о явлении им Господа, то последние говорили, что Он действительно воскрес и явился Симону (ап. Петру, 34–35 ст.), а между тем у еванг. Марка повествуется, что Апостолы не поверили Еммаусским путешественникам. Как понимать такое разногласие? – Апостолы видят и слышат, что Господь является то там, то здесь и притом в ином образе; это могло повергнуть их в сомнение, тем более, что они еще не понимали нового бытия Господа на земле по воскресении и вера их была некрепка. Это-то сомнение и маловерие Марк и называет неверием (Мих).
Мк.16:14. Наконец, явился самим одиннадцати, возлежавшим на вечери, и упрекал их за неверие и жестокосердие, что видевшим Его воскресшего не поверили.
Последи явися (наконец явился). Это было не последнее явление Иисуса Христа, но еванг. Марк, опуская другие явления, бывшие в течение 40 дней по воскресении (Деян.1:3), заканчивает сим свое Евангелие, почему и повествует о нем, как о последнем. Явился самим одиннадцати (единомунадесяте). Об этом явлении повествуют и евангелисты Лука (Лк.24:36–49) и Иоанн (Ин.20:19–23), каждый с некоторыми особенностями. Упрекал их за неверие и жестокосердие (поноси неверствию их и жестокосердию) яко видевшим Его вставша не яша веры (не поверили), напр. Марии Магдалине и другим мироносицам, ап. Петру и Еммаусским путешественникам Луке и Клеопе. Это обстоятельство также показывает, с одной стороны, как Апостолы были осторожны в отношении веры в воскресение Христово, а с другой стороны, оно служит неопровержимым доказательством истинности сего величайшего события; значит, воскресение Христово было не мечтой Апостолов: они все сначала не верили и принимали даже упреки за это неверие от Самого Господа! (чит. объясн. 11 ст.).
Мк.16:15. И сказал им: идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари.
Шедше в мир весь (идите по всему миpy), т.е. не к одним Иудеям, к которым только прежде посылал Господь Апостолов (чит. Мф.10:5), но и к язычникам: потому что искупление уже совершено. Всей твари, т.е. всему роду человеческому. Но можно понимать это и таким образом: „Искупление и восстановление человека смертью и воскресением Спасителя есть искупление и восстановление и всего творения, поврежденного в своей красоте грехом человека, а потому и должно быть благовествовано евангелие искупления всей твари (Рим.8:19, и дал.; Кол.1:23), и она откликнется с своей стороны на это благовествовaние теми знамениями в ней, какие сопровождать будут проповедь Апостолов и все действия истинно верующих“ (ст. 17 и дал.). Тварь представляется олицетворенной и как бы чувствующей и слышащей проповедь о ее восстановлении (Мих.).
Мк.16:16. Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет.
Иже веру имет (кто уверует), т.е. уверует в проповедуемое искупление и Искупителя Иисуса Христа. Крестится. Крещение Господь установил, как видимый знак принятия веры во Христа Спасителя, подобно как в ветхом завете знаком истинной веры было обрезание, и как знак благодати искупления. Спасен будет, т.е. от греха (Мф.1:21) и осуждения за него (Ин.5:24), и, как оправданный, получит жизнь вечную со Христом (Ин.5:29). Таким образом, чтобы воспользоваться плодами искупления Христова человеку, для этого требуется от него вера во Христа Спасителя и крещение. Само собой разумеется, что, приняв веру и крещение, должно жить сообразно с верой, по закону Христову, с верой соединять добрые дела (Мф.25:31–46). Здесь не упоминается о делах, а говорится об одной вере, – как о первом и главном условии спасения; с другой стороны, дела уже разумеются вместе с верой, вера сама собой требует и сообразных с ней дел. Поэтому на основании этих слов нельзя отвергать необходимость дел для спасения,как делают лютеране, пашковцы и т. п. Пусть припомнят они притчи Христовы о 10-ти девах и о браке царского сына (Мф.22:1–14; 25:1–13). А иже не имет веры (кто не уверует), осужден будет: потому что неверующий и некрестившийся остается в том же греховном состоянии, в каком находятся все люди вследствие прирождённого прародительского греха и, следовательно, и в состоянии осуждения за грех. Осужден на лишение вечной блаженной жизни. Осуждение это последует на страшном cyде во второе пришествие Христово (Мф.25:31 и дал.).
Мк.16:17. Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов, будут говорить новыми языками.
Мк.16:18. будут брать змей; и если что смертоносное выпьют, не повредит им; возложат руки на больных, и они будут здоровы.
Слова сии относятся главным образом к Апостолам, как первым проповедникам Христовой веры, но относятся и ко всем верующим. Как Господь Сам, проповедуя Свое учение, совершал чудеса для того, чтобы показать, что Он есть посланник Божий и что учение Его не человеческое, а Божественное, и чтобы, поэтому лучше возбудить веру в Своих слушателях; так для той же цели дал Он силу творить чудеса и Апостолам, а также и всем Своим истинно верующим, которые силой своей веры могли совершать и совершают чудеса для высоких целей, напр., для успеха евангельской проповеди и также для пользы верных. И в первые времена христианства, как видим из истории Церкви, совершалось множество чудес; чудеса совершаются и в наши времена. Именем Моим бесы ижденут (будут изгонять бесов). (Чит. Мк.6:7–13, 9:38 и друг.). Языки возглаголют новы (будут говорить новыми языками), т.е. которых не знали, которым не учились. Так и было с Апостолами после сошествия Св. Духа на них. Были и другие примеры сего в первые времена христианства (1Кор.12:10–28, 30 и др.). Змия возьмут (будут брать змей), т.е. сила змеиного яда не будет вредить им. Так и было, например, с апостолом. Павлом (Деян.28:3–6). Так как змей может служить образом зла, то этими словами означается и то, что верующие будут одолевать всякую враждебную им силу (Сл. Лк.10:19). Это – то же, что власть наступать на змию и скорпию и всю силу вражию, что обещал Господь даровать и даровал Апостолам. Аще и что смертно испиют (смертоносное выпьют), не вредит (не повредит) им. История первых времен христианства представляет много примеров на это. Такое чудо было с Иоанном Богословом: он выпил чашу с ядом и остался невредимым. На недужные (на больных) руки возложат, и здрави будут. И на это множество примеров в истории христианства. Св. Григорий Двоеслов пишет по поводу слова Спасителя: Знамения веровавшим сия последуют и пр. „Если вы, 6paтиe, не творите тех знамений, кои необходимы были при начале Церкви Христовой, то знайте, что чудеса нужны были только для распространения веры, подобно как и мы, насаждая дерева, дотоле только поливаем их водой, пока они укоренятся; а когда они вырастут и пустят глубоко корни свои в землю, то перестаем их поливать. Впрочем, и мы обладаем этими знамениями и чудесами, только в духовном смысле. Когда священники, при заклинании нечистых духов, возлагают руки на верующих, то благодатью Христовой они, подобно Апостолам, изгоняют бесов; равным образом, когда верующий, оставляя мирские разговоры, беседует о духовном, воспевает хвалебные песни во славу Творца, то что иное он делает, как не новыми языки глаголет? Кто благими своими советами искореняет в сердце брата своего злобу, тот змия вземлет. Кто всеми мерами содействует еще неутвержденному в благочестивой жизни, ближнему своему и примером добродетельной жизни своей утверждает его в благочестии, тот как бы на недужные возлагает руки, да здрави будут. Польза, какая происходит от таких духовных чудес, также важна. И эти чудеса еще спасительней, потому что врачуют не тела, а души“.
Мк.16:19. Итак Господь, после беседования с ними, вознесся на небо и возсел одесную Бога.
Событие вознесения Господня подробнее описывает св. Лука в своем Евангелии (Лк.24:50–51), но особенно в книге Деяний Апостольских (Деян.1:2–11). На небо, т. е. в ту премирную область, духовный мир, где по преимуществу являет Свое присутствие Господь, окруженный чистыми духами – свв. Ангелами и душами святых человеков. Сиде (воссел) одесную Бога. Это сидение одесную, т.е. по правую сторону Бога Отца, означает то, что Господь Иисус Христос и по человечеству принял божественную власть над всем миром вместе с Богом Отцом; так как сидение по правую сторону великого из людей означает равенство или близость сидящего с этим лицом (1Цар.20:25; Пс.109:1). Сам Господь сказал о Себе, что Он сидит одесную силы Божьей (Мк.14:62; Мф.26:24).
Мк.16:20. А они пошли и проповедали везде, при Господнем содействии и подкреплении слова последующими знамениями. Аминь.
До времени сошествия Св. Духа Апостолы, по повелению Господа, должны были оставаться в Иерусалиме (Лк.24:49); после же сего они разошлись с проповедью по всем странам земли, куда только могли проникнуть (Рим.2:10–18; Кол.1:23). Последствующими знаменьми, т.е. теми чудесами, которые творит Спаситель дал Апостолам силу, – для успеха проповеди (ст. 17. 18). И из жизни свв. Апостолов мы видим, что они творили множество разных чудес для этих целей. Аминь, т.е. истинно так описано все в Евангелии, как происходило на самом деле. – Спросит ли кто: почему Господь Иисус Христос не явился, по воскресении Своем, Иудеям? св, Златоуст так отвечает на этот вопрос: „Если бы Господь мог обратить их к вере, то не преминул бы явиться. Но Господь предвидел, что этого не могло быть. Сему научает Он нас чрез Лазаря. Ибо, когда воскресил Он сего четверодневного мертвеца, смердящего и тлевшего; когда, по гласу Его, сей мертвец, обвитый погребальными пеленами, встал пред лицом всех: то и тогда не только не обратил их к вере, но еще раздражил против Себя, так что они совещались убить и Его Самого и Лазаря (Ин.12:10). С другой стороны, Иудеи подверглись бы более жестокому наказанию, если бы Господь явился им по воскресении, и они не уверовали бы в Него. Потому-то, щадя их, хотя Сам и скрывался от очей их, но в то же время, для обращения их, открывался в знамениях и чудесах. Так, слышат Петра, говорящего: во имя Иисуса Христа востани и ходи (Деян.3:6) не менее значило, как и видеть Христа воскресшего. Когда воскресший Христос явился ученикам, то и между ними нашелся один неверующий – Фома, который для уверения своего требовал вложить персты свои в язвы гвоздиные, осязать ребра Христовы. Если же ученик оный, который три года жил со Христом, участвовал в трапезе Господней, был свидетелем величайших Его знамений и чудес, слушал Его беседы и уже видел Его воскресшим, и при всем том не прежде поверил, как когда узрел самые язвы гвоздей и копий; то, скажи мне, как уверовал бы в Него весь мир, потому только, что все видели Его в то время воскресшим? Кто дерзнет утверждать cиe?“
* * *
В храме Воскресения в Иepycaлиме до сих пор указывают место явления воскресшего Спасителя Пресвятой Богоматери, недалеко от кувуклии или часовни над пещерой гроба Его. На этом месте устроен католический придел явления Спасителя Богоматери.