Милость, милостыня, милосердие
Милость, милостыня, милосердие. Служа милостыне, умом своим вступаешь в общение с Богом чрез уподобление Ему (сл. 1, стр. 7). – Милостыня есть стезя к духовной любви (сл. 1, стр. 7). – На всех изливай милость (сл. 9, стр. 48). – Безмолвнику не приличны дела милостыни, которыя изводят его в мiр и ввергают в смущение (сл. 13, стр. 53–55; сл. 14, стр. 55 –59). – Милостыня и телесное упокоение других приличны мирянам и монахам общежительным (сл. 13, стр. 54). – Какой монах обязан творить милостыню, и какой – не обязан? (сл. 14, стр. 55–56). – Заповедь о милостыне (сл. 41, стр. 173). – Милосердие дает нам видеть в себе образ Божий (сл. 41, стр. 173). – Человек милостивый – врач души своей (сл. 41, стр. 173). – Что такое – сердце милующее? (сл. 48, стр. 205–206). – Как может исполнять заповедь о милосердии безмолвник? (сл. 55, стр. 247–248). – Примеры милосердия и любви: святые Макарий и Агафон (сл. 55, стр. 249–250). – При творении милостыни должно иметь и другия добродетели, и особенно – отпускать ближнему согрешения, – и кто истинно милостив? (сл. 56, стр. 278–279; сл. 58, стр. 309). – Милостыня приближает сердце к Богу (сл. 56, стр. 286). – Подавай милостыню с ласковостью и утешением слова (сл. 56, стр. 287; сл. 89, стр. 422–423). – Побуждение к творению милостыни без различия достойных и недостойных (сл. 56, стр. 287). – Делая кому-либо добро, не жди от него воздаяния (сл. 56, стр. 287). – Оставление милостыни ради высшаго подвига (сл. 56, стр. 287– 288). – Посевай милостыню на смирении (сл. 57, стр. 293). – Бог не принимаете милостыни от блудника (сл. 57, стр. 293). – Человек Божий – тот, кто из милосердия лишает себя удовлетворения необходимых потребностей (сл. 57, стр. 297). – Кто милует нищаго, тот попечителем о себе имеет Бога (сл. 57, стр. 297). – Кто имеет возможность, тот должен подавать милостыню, а кто не имеет, что бы дать другому, тому как утешать себя? (сл. 57, стр. 297–298). – Возлюби нищих, чтобы чрез них и тебе улучить милость (сл. 57, стр. 305). – Милостивый милует всех без различия (сл. 58, стр. 309). – В чем состоит истинное и совершенное милосердие? (сл. 58, стр. 309–310). – Милость Божия к людям (сл. 67, стр. 349–350; сл. 71, стр. 365; сл. 90, стр. 432). – Признак милосердия (сострадательности) – прощение всякаго долга (сл. 85, стр. 404). – Чему уподобляются милосердие и правосудие, соединенныя в одной душе? (сл. 89, стр. 419). – Отношение между милосердием и правосудием (сл. 89, стр. 419–420). – Милосердие есть печаль, возбуждаемая благодатию (сл. 89, стр. 420). – Что горсть песку, брошенная в великое море, то же грехопадение всякой плоти в сравнении с милостью Божией (сл. 89, стр. 420). – Милосердием Божиим превышается правосудие (сл. 89, стр. 420).
* * *
В основу этого указателя положен указатель, приложенный к творениям св. Исаака Сирин, изданным Оптиной пустынью в 1854 г.
*«Слова подвижнические». Репринт. Сергиев Посад. 1911. М.: «Правило веры», 1998