Псалом 126
Пс.126:1. Песнь степеней. Аще не Господь созиждет дом, всуе трудишася зиждущии: аще не Господь сохранит град, всуе бде стрегий.
СОДЕРЖАНИЕ
Пророк, по случаю возобновления Иерусалимскаго храма, предпринятаго Иудеями по возвращении из плена, научает в сем псалме, что без благословения Божия не можно иметь успеха ни в хозяйстве домашнем, ни в правлении гражданском, и что многочадие есть знак благословения Божия.
ТОЛКОВАНИЕ
Сии слова относятся к Иудеям, строившим дом или храм Господень (2Езд. 2:5). И как дело неблагополучно происходило по причине препятствий, чинимых со стороны соседственных народов, сего ради Пророк напоминает, что дела человеческия будут тщетны, ежели не поможет верховный строитель – Бог. И потому увещевает Иудеев, дабы делали не руками токмо, но и сердцем, и устами призывали Бога, уповали наипаче на Его помощь.
Пс.126:2. Всуе вам есть утреневати: востанете по седении ядущии хлеб болезни, егда даст возлюбленным своим сон.
Сей стих в Еврейском подлиннике яснее читается так: всуе вам есть рано возставати, продолжати седение, ядуще хлеб болезни: Бог бо даст возлюбленным Своим сон. Понеже сынове Израилевы, будучи в тесных обстоятельствах, с излишним попечением пред разсветом на работу выходили, сего ради Пророк, или паче Дух Святый, паки напоминает им, что они, хотя и прежде света работать начинают, однако ничего не успеют, ежели Господь не поможет им: но ежели Его помощником иметь будут, и на Него надежду свою возложат, то дело благополучный успех возимеет, хотя бы они и по принятии нужнаго покоя к работе приступили. Сие же глаголет не с тем намерением, дабы запретить рано вставать на труды и ничего не делать, как только в праздности поджав руки сидеть, или только спать и есть, но дабы возбудить к молитве и к призыванию Бога, без котораго все обращается в ничто. Хлеб болезни двояким образом толковать можно: то есть, разумея или такой хлеб, который приобретается тяжкими трудами, или такой, который едим с неприятностию, будучи или в печали, или в болезни. Следующия за сим слова: Бог даст возлюбленным Своим сон – не к праздности также относятся, но к милости Бога, труды благословляющаго. Ибо как известно, что люди на тот конец сотворены, чтоб в поте лица своего ясти хлеб (Быт. 3:19), да и в следующем псалме увидим, что те токмо блаженными нарицаются, кои труды рук своих снедают, то нет сомнения, что здесь под именем сна не праздность разумеется, но благословенный труд, Божиею помощию облегчаемый и приятным сном сопровождаемый.
Пс.126:3. Се, достояние Господне сынове, мзда плода чревняго.
Пс.126:4. Яко стрелы в руце сильнаго, тако сынове оттрясенных.
Пророк предлагает здесь особенный пример, из котораго в частности видеть можно то, о чем доселе вообще говорил: что труды людей благословляются от Бога, и что самая жизнь их управляется Богом. Ибо как мирские мудрецы обыкновенно бредят, что нет ничего естественнее, как раждаться людям от людей, без Божия в том содействия, сего ради Пророк, желая исправить сие нелепое заблуждение, нарицает сынов, раждающихся от отцов по плоти, Божиим достоянием, и плод чрева мздою или даром Его. Итак, разум слов сих есть тот, что дети не по случаю родятся, но по изволению Бога, разделяющаго каждому часть свою. В следующем стихе полагаемое подобие, кажется, месту сему неприлично; ибо непристойно сказать: якоже стрелец вооруженный луком, туго напряженным, тако человек, огражденный детьми яко стрелами. Но ежели кто ближе разсмотрит, тот признается, что сие сказано весьма прилично. Ибо Пророк говорит, что те, кои детей не имеют, некоторым образом подобны безоружным воинам. Итак, чадородие есть немаловажный дар Божий, ибо человек в детях своих возобновляется, и как бы вторично жить начинает: в противном случае, вскоре весь род его пресекся бы. К сему присовокупи и то, что ежели бы люди не приписывали чадородия Богу, то не стали бы пещися о воспитании детей; но когда ведают, что дети даются от Бога, то сие сведение наилучшим служит побуждением к воспитанию их.
Пс.126:5. Блажен, иже исполнит желание свое от них: не постыдятся, егда глаголют врагом своим во вратех.
Пророк нарицает здесь блаженными отцов, имеющих детей, украшенных благонравием и непорочностию, уподобляя сокровище сие тулу, наполненному стрелами, так как и выше уподобил детей, от юности украшенных добродетелию и любезными свойствами, стрелам, рукою сильнаго управляемым. Ибо стрелы сами по себе не сильны, но когда держит их сильный, тогда смертию угрожают нападающим. А дабы кто не отнес слова сии к насилию, аки бы Пророк попускал детям, на подобие разбойников, употреблять во зло те силы, которыя они должны обращать в помощь родителям своим, а не в обиду другим, сего ради благородство детей явно и ясно полагает в добродетели и непорочности нравов; а чрез то научает, что должно желать таких детей, которые бы не насилием вооружались на подобных себе, ниже неправдою умножали имение свое, но таких, которые бы любили справедливость, не отрекалися покоряться законам и были готовы пролить кровь свою на защищение родителей, отечества и властей, а наипаче Государя. Сего ради присовокупляет: не постыдятся, егда глаголют врагом своим во вратех. Сими словами изображает, что дети украшенные благонравием и честностию, ни пред кем не постыдятся ответствовать в поведении своем, дабы заградить уста злонамеренным и клеветникам. А как в древния времена общенародныя собрания обыкновенно бывали во вратах, сего ради Пророк в том же разуме упоминает здесь о вратах, как бы кто ныне сказал: не постыдятся, егда глаголют на суде, или пред целым собранием старейших.