Псалом 125
Пс.125:1. Песнь степеней. Внегда возвратити Господу плен Сионь, быхом яко утешени.
СОДЕРЖАНИЕ
Сей псалом весьма ясно говорит о возвращении Иудеев из плена во отечество, и собственно приличествует оному времени, в которое Кир обнародовал первый указ о разрешении плена. Сие же было прообразованием Евангелия, чрез которое возвещено отпущение грехов и восхождение в небесный Иерусалим.
ТОЛКОВАНИЕ
Сущность слов сих такая, что Иудеи, как скоро услышали указ о разрешении плена и о возвращении во отечество, то от радости пришли вне себя и едва могли поверить тем, кои о сем говорили: ибо весть сия казалась им сновидением, а не истиною. Подобное нечто случилось и с патриархом Иаковом, который, когда услышал, что сын его Иосиф, коего он давно уже оплакивал яко мертваго, находится жив, то аки от глубокаго сна пробужденный не поверил (Быт. 45:26). Да и святый апостол Петр, будучи сверх всякаго чаяния свобожден из темницы, почел сие за привидение (Деян. 12:9).
Пс.125:2. Тогда исполнишася радости уста наша, и язык наш веселия: тогда рекут во языцех: возвеличил есть Господь сотворити с ними.
От внутренния радости произошло веселие внешнее, которое открылось на лице и на языке. Весть о свободе Израиля произвела сию радость не токмо в самих освобожденных, но и в других соседственных народах, которые с великим удивлением рекли: возвеличил есть Господь сотворити с ними, то есть, с избранными людьми Своими. Ибо хотя и Кир отпустил народ на свободу, однако все легко познать могли, что сие было соделано по Божию изволению, первое потому, что свобода воспоследовала в то самое время, которое Бог предсказал чрез Иеремию, то есть, по прошествии 70 лет; второе, что сам Кир в 1Езд. 1, признается, что владычество над вселенною дано ему от Бога свыше, и что тот же Бог повелел ему возсоздать храм во Иерусалиме, а народ отпустить; третие, наконец, потому, что судя по-человечески, никак нельзя было надеяться, чтоб какой-нибудь царь захотел добровольно и без всякаго выкупа отпустить толикия тысячи пленников, и не токмо отпустить, но и многими снабдить дарами. Таким образом, праведно все языки приписывали толь великое благодеяние Божию промыслу.
Пс.125:3. Возвеличил есть Господь сотворити с нами: быхом веселящеся.
Свобожденные от плена подтверждают слова языческих народов, признаваясь, что они говорят истину и что Господь подлинно возвеличил к ним милость Свою не по заслугам их, когда из толь бедственнаго плена возвратил их в любезное отечество. Сего ради справедливо веселятся и радуются, забывая горестное несчастие, под игом котораго доселе стенали, скорбя и сетуя.
Пс.125:4. Возврати, Господи, пленение наше, яко потоки югом.
Понеже пленные не все вдруг возвратилися, но некоторые с Ездрою прежде, а другие с Неемиею после, сего ради возвратившиеся прежде молятся к Богу о полном и всецелом возвращении пленных, употребляя подобие потоков, которые во время южнаго ветра весьма скоро и быстро текут. Почему как бы так говорят: сотвори Господи, да возвратятся пленники наши, доселе еще остающиеся в земле чужой, и притом все, и елико возможно скорее, да будет возвращение подобно потокам, которые все встречающееся с собою влекут и уносят, когда при сильном действии полуденнаго ветра наполняются дождями, падающими с неба, или водами, текущими с гор. Сей образец молитвы влагает Дух Святый во уста Иудеев, достигших уже отечества, с тем намерением, дабы они не пренебрегали бедных братий своих. Ибо хотя всему народу позволен был выход и дана свобода: однако, как известно нам, не многое число людей возымели участие в сем великом благодеянии. Ибо иных страх удержал, иных леность, иных болезни или слабое сложение тела, но были и такие, которые лучше хотели остаться в бедности плена, нежели понести неудобство пути. Таким образом, исполнилось то пророчество, которое предсказал Исаиа: аще будут людие Израилевы яко песок морский, останок их спасется (Ис. 10:22).
Пс.125:5. Сеющии слезами, радостию пожнут.
Пс.125:6. Ходящии хождаху и плакахуся, метающе семена своя: грядуще же приидут радостию, вземлюще рукояти своя.
Пророк, по принесении молитвы Богу о скором возвращении пленных, здесь увещевает самых пленников, дабы охотно предприяли труд путешествия и не пленялися бы любовию к тем вещам, которыя стяжали в чужой земле: ибо в отечестве своем несравненно большия и лучшия обрящут. Притом, употребляет весьма приличное подобие, взятое от сеющаго и жнущаго; ибо сеющий обыкновенно со слезами сеет, то есть, с печалию и воздыханием, понеже принужден бывает бросать пшеницу на землю, не зная, возвратит ли ее когда-нибудь, и потому, кажется, трудится и потеет, напрасно теряя имение свое: но когда время жатвы приходит, тогда с великою радостию пожинает, понеже видит, что пшеница его, которая во время сеяния казалась пропадшею, не токмо не пропала, но и с великою лихвою пришла. За сим, то же самое несколько пространнее изображая, присовокупляет, что когда земледельцы из домов своих выходят в поле, тогда плачут и сетуют, бросая пшеницу на землю, поскольку видят, что лишаются имения своего, не без труда приобретеннаго. Но как скоро кончится время жатвы, то возвращаяся с полей, приходят в домы свои с радостию, принося вместо немногих зерен целые снопы пшеницы. Пророк не приложил подобия сего к пленникам, поскольку всяк легко мог понять, куда оное клонится. Здесь заметить должно, что как не все Иудеи, отведенные в Вавилон, семена свои сеяли, то не все и жатву пожали. Ибо те, которые, ожесточившися против Бога и Пророков, презрели увещания и угрозы, не вышли из плена, но в бедствиях своих погибли; а те, которые основывалися на Божием обещании, хотя и в крайней нищете метали семя на землю, но надежду жатвы в сердцах своих питали, полною мерою восприяли Божию милость.