Источник

Псалом 127

Пс.127:1. Песнь степеней. Блажени вси боящиися Господа, ходящии в путех его:

СОДЕРЖАНИЕ

Сей псалом во всем почти сходен с предыдущим, и есть как бы некоторое прибавление. Он содержит увещание или побуждение к благочестию и страху Божию, с обетованием мздовоздаяния за добродетель.

ТОЛКОВАНИЕ

Пророк научает здесь возвращающихся из плена, каким образом жизнь свою препровождать должны, ежели не хотят паки возвратиться в плен, но всегда наслаждаться благами Иерусалима. Сие учение и тем и другим странникам прилично, то есть: как тем, кои странствовали вне отечества земнаго, в которое возвратиться желали, так и тем, кои странствуют вне отечества небеснаго, в которое войти поспешают. Сего ради глаголет: блажени вси боящиися Господа, ходящии в путех Его. Нарицает блаженными всех, как мужей, так и жен, как великих, так и малых, как господ, так и рабов, как ученых, так и неученых; и словом, всех, не изъемля никого, с тем только условием, ежели Бога истинно бояться будут, всегда опасаяся, дабы чем не прогневать Его, и не лишиться той милости, которая есть источник всех благ, как временных, так и вечных. Знамение страха полагает в том, ежели будут ходить в путех, то есть, в заповедях Его; ибо страх святый происходит от любви, по оному изречению Господню: аще любите Мя, заповеди Моя соблюдите (Ин. 14:15).

Пс.127:2. труды плодов твоих снеси: блажен еси, и добро тебе будет.

Здесь начинает исчислять по частям, в чем состоит блаженство человека, боящагося Бога, и обращая слово к лицу его, глаголет, что первое благополучие его будет состоять в том, что он снест плоды рук своих, то есть, насладится благами, приобретенными благословенным трудом, или делами рук своих, а не хищением или неправдою, как делают праздные и Бога не боящиеся люди. Чрез что научает, что блаженство благочестивых людей не в великом множестве богатств состоит, но токмо в тех благах, которыя собственным трудом приобретаются и которыя обыкновенно бывают не велики. Ибо великия богатства по большей части снискиваются или чрез наследство, остающееся после родителей, или чрез хищение и лихоимство, или чрез другия неправедныя средства. По сей причине и в другом псалме сказал: лучше малое праведнику, паче богатства грешных многа (Пс. 36:16). Таким образом не Иудеям токмо, но и Христианам проповедует, полагая блаженство не в великом множестве богатств, но в праведных трудах; а чрез то два крайние порока исправляет, один тех, кои труды других поядают, а другой – тех, кои даже и своими трудами не пользуются, но от скупости и сребролюбия богатство свое скрывают, дабы его приумножить. Итак заключает, что те токмо блаженны, кои трудами рук своих питаются.

Пс.127:3. Жена твоя яко лоза плодовита в странах дому твоего: сынове твои яко новосаждения масличная окрест трапезы твоея.

Пс.127:4. Се, тако благословится человек бояйся Господа.

Второе благополучие человека, боящагося Бога и ходящаго в путех Его, Пророк полагает в том, что ежели он восхощет жену поять, то поймет единую, и притом не для удовольствия плотской похоти, но для произведения детей, как праведный Товит моляся Богу, сказал: Господи, Ты веси, яко не блудодеяния ради аз поемлю сестру мою сию, но чадородия ради (Тов. 8:8). По сей причине и Пророк глаголет: жена твоя (а не жены, ниже наложницы твои) будет яко лоза плодовита, то есть, породит тебе многих сынов и дщерей, подобно лозе, раждающей многия ветви. И где? В стенах дому твоего, – не яко блудница, раждающая в домах зазорных, но яко целомудренная, и во внутренних дому пребывающая, между тем как муж печется вне о том, что потребно для жены и дому. За сим описывает третие благополучие людей, боящихся Бога и ходящих в путех Его, показывая, что они не токмо будут иметь многих сынов и дщерей, но еще и благонравных и всем любезных: ибо подобны будут новонасажденным древам, каковы суть древа масличныя, всегда зеленеющия и сладчайший плод приносящия, а не колючему тернию, или другим безплодным растениям. Следующия за сим слова: окрест трапезы твоея – означают, что отец, видя детей своих всех совокупно и сидя с ними за одним столом, восчувствует от того наиприятнейшее удовольствие.

Пс.127:5. Благословит тя Господь от Сиона, и узриши благая Иерусалима вся дни живота твоего,

Сими словами Пророк подтверждает вышереченное учение, показывая, что Божия милость и во внешнем состоянии временныя жизни сея проявляется, дабы доказать, что мы не всуе чтим и боимся Бога. Но как награда за благочестие не так ясно видима бывает здесь, сего ради Пророк первее употребляет указательную частицу: се, – потом присовокупляет: тако, – аки перстом показуя непреложность Божия благословения.

Пс.127:6. и узриши сыны сынов твоих: мир на Израиля.

Сими словами заключает псалом, и купно показывает еще три рода блаженств, предоставленных мужу, боящемуся Бога, говоря, что он, во-первых, будет благословен от Господа живущаго в Сионе, так что узрит град свой Иерусалим, изобилующий всеми благами во вся дни живота своего; потом узрит в том же граде сыны сынов своих, подобно блаженных и благополучных; и наконец, узрит непоколебимый мир, хранящий Израиля и вся благая его под сению Божия благословения в тишине и покое.


Источник: Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому, истолкованное тщанием и трудами святейшаго правительствующаго Синода члена, покойнаго архиепископа Псковскаго, Лифляндскаго и Курляндскаго и кавалера, Иринея [Текст]. - Изд. 7-е. - Москва : в Синодальной тип., 1882. - 25 см.

Комментарии для сайта Cackle