Источник

Псалом 12

Пс.12:1. В конец, псалом Давиду.

НАДПИСАНИЕ, СОДЕРЖАНИЕ

По смыслу историческому, Давид, в крайнем несчастии своем, взывает о помощи к Богу Спасителю своему, а в смысле духовном, псалом сей содержит молитву человека, сущаго во искушении, или борющагося со грехом.

Пс.12:2. Доколе, Господи, забудеши мя до конца? доколе отвращаеши лице твое от Мене?

Хотя справедливо, что Давид, по причине ложных клевет, в таком мнении находился у людей, аки бы Бог не меньше гневался на него, как и Саул: но здесь не столько по мнению других, сколько по собственному чувствованию жалуется он, что Бог его забыл, – однако не потому, аки бы в душе его угасла вера и твердое упование на обетовании Божии, или аки бы совершенно лишился он милости Его, но поскольку трудно человеку, борющемуся чрез долгое время с бедствиями и никакого знака Божественныя помощи не видящему, не поколебаться и не помыслить иногда, что он забвен от Бога. Ибо мы, находяся в бедствиях, не человеческим разумом, ниже естественными чувствами познаем, что Бог печется о нас, но верою постигаем невидимый промысл Его. Тако Давид, яко человек, судя по тогдашним обстоятельствам, в каковых находился он, мог о себе подумать, что Бог его оставил.

Однако же и при таковых обстоятельствах, руководствуемый светом веры, мысленными очами проникал сквозь завесу Божиих судеб, хотя они и сокрыты были. Итак, хотя ни откуду не видел благия надежды, но сколько понятие человеческаго разума простираться могло, благонадежно взывает: доколе Господи, забудеши мя до конца? доколе отвращаеши лице Твое от Мене? И сею самою жалобою свидетельствует, что он верою своею возносится выше, и несмотря на мудрование плоти, спасение свое в руце Бога поставляет. Иначе каким бы образом воздыхания и вопли свои к Нему возслал? И нам убо так со искушениями бороться надлежит, чтоб в самой борьбе вера нам вещала, что должно преодолевать зло, влекущее нас во отчаяние, якоже и Давиду не возбранила немощь плоти прибегнуть к Богу, и взыскать Его, так что он и самыя противныя по-видимому страсти наилучшим образом в себе согласил и примирил.

Пс.12:3. Доколе положу советы в души моей, болезни в сердцы моем день и нощь? доколе вознесется враг мой на мя?

Известно, что люди, находяся в несчастных обстоятельствах, безпокоятся крайне, и ищут повсюду средств ко избежанию оных; наипаче, когда видят себя оставленных, тогда чрез меру мучатся и развлекаются в разныя стороны, предприемля то те, то другия намерения. В таковых обстоятельствах находился и Давид: ибо чрез деннонощную болезнь означает источник таковаго безпокойства. Якоже бо корабль, из пристанища исшедший, обуревается волнами, и человек, света лишившийся, о многая претыкается: тако и впадший в напасти удручается непрестанно заботами, попечениями и болезньми. Таковому кажется легче мучить себя без успеха, нежели спокойным и кротким духом сносить свои злоключения. Хотя же и обещает Господь верным Своим дать духа совета и крепости: однако не всегда дает его мгновенно, но часто косвенными приходит к ним путями, а между тем искушает их, и оставляет как бы в тернии запутываться. При конце стиха оплакивает Пророк другое зло, то есть, что враги его смелее нападали на него, когда видели его долговременным бедствием совершенно изнуренна. Сего ради молится и просит Бога сократить страдание его, да не возносится враг. Ибо в молитвах премного может представление сея причины, поскольку Бог ничего меньше не терпит, как сию лютую злость, когда враги не только гонят и угнетают нас, но тем еще утешаются и гордятся.

Пс.12:4. Призри, услыши мя, Господи Боже мой: просвети очи мои, да не когда усну в смерть:

Пс.12:5. да не когда речет враг мой: укрепихся на него. Стужающии ми возрадуются, аще подвижуся.

Понеже Бог для того, по-видимому, людем Своим не скоро помощь подает, что не зрит на нужды их: сего ради в первом месте просит Давид, дабы Он воззрел на него; во втором, дабы помощь подал. Хотя в Боге нет ни того, ни другаго, то есть, ни перваго, ни последняго, однако говорится так для нашего понятия. Ибо Дух Святый образцы молитвы с намерением приспособляет к понятию нашему. Давид, если бы не был удостоверен, что он находится пред очами Бога, то ничего не воспользовало бы ему взывание к Богу: но он имел око веры, и потому в первом месте полагает милостивое воззрение Божие, потом присовокупляет помощь Его. Ибо Бог тогда наконец помогает нам, когда наперед помилует. Просветить очи у Евреев то же значит, что дать жизненный дух: ибо особенная сила жизни во очах является. В таком разуме повествует священная история о Ионафане, который будучи утомлен гладом до крайности, вкусил мало меду, и от того ободрившись, сказал: ныне прозреша очи мои (1Цар. 14:29). Подобная метафора находится и в иных словах: да не когда усну в смерть. Вкратце сказать, Давид исповедуется, что ежели не возсияет ему свет жизни от Бога, то он тотчас покрыт будет мраком смертным, и что он подобен уже издыхающему, ежели Господь не оживотворит его силою свыше, или не даст ему жизненнаго духа. Да не когда речет враг мой: укрепихся на него. Стужающии ми возрадуются, аще подвижуся. Две причины приводит Пророк, чего ради просит, дабы Господь обратил лице Свое к нему, и воззрел на него, а именно, силу и крепость врагов, потом веселие и радость их о падении его, аки бы тако глаголя: ежели ради моего прошения, ежели ради моея бедности не обращаеши ко мне лица Твоего, Господи: по крайней мере ради кичения врагов, поскольку они велемудрствуют, надеяся на крепость и силу свою, поскольку радуются о напастях моих и посмеваются моему падению, – по крайней мере ради сего услыши мя. Аще бо токмо от Твоего покровительства удален буду, сие почитают они радостию и славою и крепостию, сим хвалятся, и суть несносны: аще же к смерти приведен буду, то чего не соделают?

Пс.12:6. Аз же на милость Твою уповах. Возрадуется сердце мое о спасении Твоем, воспою Господеви, Благодеявшему мне, и пою имени Господа Вышняго.

Хотя Пророк не открывает еще, какой успех получил он от молитвы, однако воодушевляемый надеждою избавления, восприемлемою от слова Божия, противополагает оную аки щит всем искушениям, которыя бы могли поколебать его страхом. Итак хотя сильно безпокоится, и многими приражениями аки волнами смущается, однако в надежде на милость Божию твердо против оных стоять обещается. Пусть, глаголет, прочие, что хотят, то говорят и мнят, я же едино знаю, едино глаголю, всю мою надежду на Него возлагаю: оное представляю, милость Твою, человеколюбие Твое. Аз же, глаголет, на милость Твою и прежде уповах, и ныне уповаю. Возрадуется сердце мое о спасении Твоем. Видишь ли благонадеятельную душу? Просил, и прежде нежели получил, аки бы получивый, благодарит и воспевает Богу, и вся предреченная делает. Откуду же был он толико благонадежен? От многаго благодушия, от многаго тщания к молению, от многия в сердце теплоты и движения. Ведал бо, что тако просящий услышан бывает Богом. Возрадуется сердце мое о спасении Твоем. Сие, вещает, мою увеселяет душу, что от Тебе спасение она получает; сие услаждает мысль мою, когда воображаю, что Ты Спаситель мой. Воспою Господеви благодеявшему мне, и пою имени Господа вышняго. То есть: в память сего благодеяния песнь посвящу Владыке, яко благодеял мне, уничижил врага, студом исполнил, немощна явил, услышал моление мое, обратил лице Свое на мя, мглу и мрак, имже низводился к смерти, разгнал: убо о толиких благих радуяся, посвящаю песнь сию, аки неизгладимый памятник, за благодеяния Его, на меня излиянныя: не ныне точию воспевая оныя и в мыслях воображая, но и в грядущее время воспою и пою имени Господа, незабвенно имея в душе моей величие благодеяния.


Источник: Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому, истолкованное тщанием и трудами святейшаго правительствующаго Синода члена, покойнаго архиепископа Псковскаго, Лифляндскаго и Курляндскаго и кавалера, Иринея [Текст]. - Изд. 7-е. - Москва : в Синодальной тип., 1882. - 25 см.

Комментарии для сайта Cackle