Изъяснение псалма 11-го.
Пс.11:1. Начальнику хора. На восьмиструнном. Псалом Давида.
«В конец, о осмей, псалом Давиду». Пророк жалуется на поступающих двоедушно, которые обещают дружбу, и выдают его врагу Саулу, извещают Саула, где живет он. Надписание же имеет псалом: «о осмей», как упоминающий о праведном суде Божием, каковый праведный Судия произведет, как предварительно говорили мы, после седмицы времен. Поэтому псалом надписывается и «в конец», так как предречение исполнится на последок времен.
Пс.11:2. Спаси [меня], Господи, ибо не стало праведного, ибо нет верных между сынами человеческими.
«Спаси мя, Господи, яко оскуде преподобный, яко умалишася истины от сынов человеческих». Умоляю о том, чтобы от Тебя, Владыка, получить спасение; потому что все, так сказать, болезнуют неверностию друг другу, и оттого истина в опасности угаснуть. Потом Пророк яснее изображает, на что отваживаются люди:
Пс.11:3. Ложь говорит каждый своему ближнему; уста льстивы, говорят от сердца притворного.
«Суетная глагола кийждо ко искреннему своему». Лицемерно показывают дружбу, а делают, что свойственно врагам.
«Устне льстивыя в сердце: и в сердце глаголаша злая». С хитростию ведут беседу друг с другом, и один, приводя в движение уста, сердцу ближняго передает ложь, а подобно и другой также воздает ему подобным. За сим Пророк наконец угрожает им наказанием.
Пс.11:4. Истребит Господь все уста льстивые, язык велеречивый.
«Потребит Господь вся устны льстивыя, язык велеречивый». Какого же рода это велеречие?
Пс.11:5. Тех, которые говорят: «языком нашим пересилим, уста наши с нами; кто нам господин»?
«Рекшия: язык наш возвеличим, устны наша при нас суть: кто нам Господь?» Не терпят того, говорит Пророк, чтобы слова соглашать с сущностию дела, не хотят обращать внимание на божественные законы. Но имея необузданныя уста, небоязненно говорят, что хотят, пренебрегая Божие долготерпение, и не думая, что подчинены Божию владычеству. Таков был Фараон. Потому и сказал: «не вем Господа» (Исх. 5, 2). Таков был и Рапсак, осмелившийся сказать: да не обольщает тебя Бог твой, на Котораго ты уповаешь, что избавит Иерусалим от руки моей (4Цар. 19:10). Таков Навуходоносор, устрашавший мужественных юношей и без трепета сказавший: «кто есть Бог, иже измет вы из руки моея» (Дан.3:15)? И как сии понесли наказание за свои дерзости; так и те, о которых говорит пророческое слово, потерпят достойныя наказания. И Пророк, возвещая сие, присовокупил:
Пс.11:6. Ради страдания нищих и воздыхания бедных ныне восстану, говорит Господь, поставлю в безопасности того, кого уловить хотят.
«Страсти ради нищих и воздыхания убогих ныне воскресну, глаголет Господь: положуся во спасение, не обинюся о нем». Не оставлю в небрежении плачущих и воздыхающих по причине беззакония, на какое отважились против них; но, как некий сон сложив с Себя долготерпение, видимым и блистательным образом соделаю их спасение. Ибо так перевел Симмах: «устрою явное спасение». И Пророк, научая, что действительно исполнится сказанное, прибавил:
Пс.11:7. Слова Господни – слова чистые, серебро, очищенное от земли в горниле, семь раз переплавленное.
«Словеса Господня, словеса чиста, сребро разжжено, искушено земли, очищено седмерицею». Слово: «седмерицею» Пророк употребил вместо: «многократно». Ибо сие обычно божественному Писанию.
Пс.11:8. Ты, Господи, сохранишь их, соблюдешь от рода сего вовек.
«Ты, Господи, сохраниши ны, и соблюдеши ны от рода сего и во век». Ибо, хранимые Твоею благодатию, не только избегнем сетей настоящаго рода, но сподобимся и вечнаго спасения.
Пс.11:9. Повсюду ходят нечестивые, когда ничтожные из сынов человеческих возвысились.
«Окрест нечестивии ходят: по высоте Твоей умножил еси сыны человеческия». Посему живущие злочестиво, оставив божественный путь, блуждают туда и сюда, покушаясь окружить, и как бы в осаде держать, благонравных. Но Ты, являясь с высоты естества, удостоиваешь Твоей попечительности боримых ими, и ныне ободряя в скорбях, и обещая вскоре даровать им совершенное спасение.