Глава третья
Новое братство старца Ефрема
Старец Никифор старостью и болезнью был уложен в кровать. Он очень утомлял окружающих, потому что страдал забывчивостью. Отец Ефрем с терпеливостью истинного послушника служил старцу до самой его смерти, которая наступила 25 сентября 1973 года.
Находясь при последнем издыхании, отец Никифор подозвал к себе отца Ефрема, воздел свои руки к небу и начал возглашать:
– Бог да благословит тебя, Бог да благословит тебя. Бог да поместит тебя в центр рая. Ты не человек, ты – ангел!
В награду за многолетнее послушание он получил долгожданное благословение своего старца.
– Я сразу получил все, все вместе, – говорил отец Ефрем.
Через сорок лет ему было откровение во время молитвы, что своим пребыванием в послушании старцу Никифору он сотворил благую волю Божию.
С кончиной старца Никифора закончилась жизнь отца Ефрема как послушника и началось его служение как старца и духовника. И в этом он сохранил наказ старца Иосифа, повелевшего ему после смерти отца Никифора принять братство. Он усердно молился и совершил много литургий за почившего. Все имевшиеся у него деньги он раздал на сорокоусты и милостыни, дабы упокоилась душа старца.
Но здоровье его после стольких трудов и подвигов начало сдавать. Отцы советовали ему прибегнуть к медицинской помощи, потому что у него появился цианоз, причем в прогрессирующей форме. Поскольку у него не было более близкого человека, я поехал с ним в Салоники, где и оставался столько, сколько он в том нуждался. Я был поражен его осторожностью в городе, особенно же хранением чувств, – тем, к чему я по своей простоте относился невнимательно!
Возвратившись в свою келию и приведя в порядок хозяйство, отец Ефрем задумался о своем будущем братстве. С верою он ожидал прихода тех, кто должен был поступить под его покровительство. К нему приходило много юношей, объявлявших о своем желании стать афонскими монахами. Они просили его указать им духовных старцев, к которым они могли бы поступить в послушание. И поскольку он жил один, они испытывали его, возьмет ли он их к себе. Но он никому не давал понять, что заинтересован в собирании братства, предоставляя пришедшим самим попросить об этом. Своим прозорливым духом он провидел, кто придет жить с ним и кто станет его преемником.
Вскоре это и случилось, когда он принял первого ученика. В отношении него он очень к месту употреблял выражение Писания: «Почил дух Моисея на Иисусе Навине» (ср.Втор. 34, 9)37.. На него прозорливый старец смотрел как на фундамент своей духовной семьи и на своего преемника, о чем, несомненно, и просил у Господа во многих своих молитвах.
Пробыв столько лет послушником, старец Ефрем научился разбираться в старцах и стариках. Теперь, сам став старцем, он, собирая братство, начал разбираться и в молодых. Он был образован в совершенстве как практическим опытом, так и просвещением благодати и ее действиями, которые суть любовь во всей ее широте. «Все у вас да будет с любовью» (1Кор. 16, 14). Это было его лозунгом.
Блаженный старец, обладая, по откровению свыше, святоотеческим и богословским опытом, не переставал поучать и оглашать свое братство, каждого в отдельности и всех вместе, потому что желал всем передать свое сокровище, дабы все были «научены Богом» (Ин. 6, 45).
К 1980 году братство было собрано. Отец Ефрем недоумевал о том, как переменилось его отношение к безмолвию – к тому, о чем он мечтал и к чему желал обратиться после смерти своих старцев. Но умертвивший по благодати Божией свою волю в этой жизни уже не делает выбора и не имеет предпочтений, а с верой во всеспасительный Промысл Господень приемлет то, что определяет ему этот Промысл, и выполняет без роптаний.
Если, согласно Писанию, «не в воле человека путь его» (Иер. 10, 23) и «Бог печется о нас» (ср. 1Пет. 5, 7), то что может оправдать наш выбор и нашу волю, из-за которых нас покидает благодать Божия и мы страдаем? Давид всегда просил Бога указать ему Свою волю, чтобы не творить своей: «Скажи мне, Господи, путь, в оньже пойду, яко к Тебе взях душу мою» (Пс. 142, 8).
Основой и началом жизни монаха является послушание, без которого все остальное пребудет пустым. Нам он всегда наказывал:
– За десятки лет моих наблюдений как советника или духовника я не видел монаха, который ушел бы от своего послушания, чтобы пойти якобы в лучшее место, и преуспел. Сколько ушло из своих монастырей, чтобы проводить более безмолвную и духовную жизнь? Никто из них не преуспел и даже не удержал того, что имел. Всякого рода послабления привели их к состоянию более низкому.
Его внимательная жизнь, строгость самоотречения и подвига давали место присутствию Божественной благодати. И благодати не той, которая приходит временами для заступления и утешения подвижников, а благодати постоянного пребывания в Божественном просвещении, что является чаянием тех подвижников, кто отрекся от мира и самоотверженно взял на свои плечи крест Господень. «Если мы с Ним умерли, то с Ним и оживем» (2Тим.2,11).
В описываемом нами подвижнике мы видим точное исполнение этой истины. И это дает нам дерзновение и надежду на то, что не только «во время оно древних отцов», но и сегодня, в эпоху великого духовного оскудения и отхода от веры, отречения и предательства, Божественное милосердие и всеобъемлющая любовь Христова подлинно пребывают с нами, укрепляя наше мужество.
Сострадание к нищим и немощным
Отличительной чертой старца Ефрема являлось сострадание к нищим и немощным. Тем, кто испытывал нужду, особенно жившим с ним по соседству бедным старцам, он раздавал все, что имел. Когда его собственные монахи выражали недовольство, указывая на свои нужды, он напоминал им о силе веры и об особом промысле Божией Матери, которая как подлинная Мать никогда в жизни не оставляла его, подавая несравненно большее, нежели то, о чем он просил и в чем испытывал нужду (см. Еф. 3, 20).
На первое место он всегда ставил любовь, которая является союзом совершенства (См. Кол. 3, 14). Но она была и наградой за его прекрасную добродетельную жизнь. «Человек сегодня особенно сильно нуждается в утробах щедрот. В миру таких людей стало, конечно, меньше. Впрочем, их и никогда не было много, – говорил он. – Мы в руке Бога, полного любви. Пусть делает с нами все, что пожелает».
Как во время божественного акта творения сначала было сотворено тело, материя, а потом душа, дух, так и при нашем воссоздании38 дела, совершаемые посредством наших чувств и действий, предшествуют созерцанию. Практический путь состоит из внешних действий, когда мы храним заповеди и умерщвляем свои земные члены, как разъясняет нам апостол
Павел. Когда чувства подчинятся закону заповедей, тогда упраздняются страсти и в этом исполняется слово Писания: «умертвите земные члены ваши» (Кол. 3, 5).
Тогда просыпается ум, плененный безумным житием, и отчасти вкушает, по авве Исааку, «чувство Бога». Ум становится правителем мыслей и решений, и страсти вместе с диаво-лом уже не могут более навязывать своего безумия. Остаются лишь прилог и подстрекательство, чтобы произволение человека подвергалось испытанию в верности любви Божией и хранении Его воли.
Все случающееся отец Ефрем истолковывал богословски и относил к познанию воли Божией и всеспасительного Промысла Христова. Он давал нам возможность понять, кто «научен Богом» (ср. Ин. 6, 45).
В широте своей любви он исполнял написанное: «Всякому, просящему у тебя, давай, и от взявшего твое не требуй назад» (Лк. 6, 30). Он предпочитал лучше оставаться ущемленным и прощать тех, кто поступал с ним несправедливо, нежели по справедливости требовать того, на что имел право.
Сей блаженный старец питал огромное уважение к игуменам наших монастырей. Но особенно тепло он относился к старцу Емилиану, игумену монастыря Симонопетра, и его братству. Он принимал их с особой любовью и поотечески наставлял. Также он получал большое утешение от поездок в Ормилию, женскую киновию, о которой всегда отзывался с похвалой39.
Отцы из монастыря преподобного Григория40 с великой любовью и почтением помогали ему при различных его болезнях. Старец чувствовал признательность к ним и с уважением отзывался об игумене этой обители старце Георгии.
Кончина старца Ефрема
В конце 1996 года старец слег в кровать от инсульта, приведшего его к полной парализации, что случилось, конечно, не без Промысла Господня. Около полутора лет он прожил в таком мучительном состоянии и 14 (27) февраля 1998 года предал свою душу Тому, для Кого трудился с истинным послушанием и Кого с юности возлюбил от всего сердца.
В тот день мы отмечали память преподобных отцов, в подвиге просиявших41. Так распорядился всем управляющий Божественный Промысл, чтобы преподобный был причислен к преподобным и вместе с ними торжествовал в истинном Граде Божием (см. Откр. 21, 10). Там он встретился с дорогими его сердцу афонскими святыми отцами и, конечно же, со своим духовным отцом преподобным старцем Иосифом Исихастом.
* * *
Точно эта цитата звучит так: «И Иисус, сын Навин, исполнился духа премудрости, потому что Моисей возложил на него руки свои»:
Под «воссозданием» здесь имеется в виду внутреннее перерождение человека-христианина, то, о чем говорит апостол Павел, призывая «совлечься ветхого человека с делами его и облечься в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его» (ср. Кол. 3, 9–10).
С имонопетра (греч. Ιερά Μονή τη ς Σίμωνο ς Πέτρας – Святая обитель Скалы Симона) – монастырь на западном скалистом побережье Святой Горы. Назван по имени скалы преподобного Симона, на которой ок. 1257 г. им была основана обитель. Ормилия (греч. Ορμύλια) – крупный женский монастырь на п-ве Халкидики, окормляется духовниками Симонопетры. Ныне там на покое живет бывший игумен Симонопетры архимандрит Емилиан (род. 1935), известный старец и духовный писатель.
Монастырь Преподобного Григория (Григориат; греч. Γρηγορίου) – афонская обитель в честь святителя Николая, расположенная на западном побережье Святой Горы, основана в XIV в. отшельником Григорием, учеником Григория Синаита.
Память Всех преподобных отцов, в подвиге просиявших, является переходящим празднованием и совершается в субботу Сырной седмицы.