Азбука веры Православная библиотека митрополит Иосиф (Петровых) Священномученик Иосиф, митрополит Петроградский. Жизнеописание и труды
составители М.С. Сахаров и Л.Е. Сикорская

Священномученик Иосиф, митрополит Петроградский. Жизнеописание и труды

Источник

Содержание

Предисловие к первому изданию

Предисловие ко второму изданию

От составителя

Часть I. Жизнеописание митрополита Иосифа (Петровых) Детство и годы учебы Научная и преподавательская деятельность в Академии Монашеский постриг Духовный дневник «В объятиях Отчих» Принятие священного сана Магистерская диссертация Возведение в сан архимандрита Настоятель Яблочинского монастыря Настоятельство в Юрьевом монастыре Архиерейская хиротония и назначение настоятелем Спасо-Иаковлевского Димитриева монастыря 1917 год Начало гонений О патриаршем «местоблюстительстве» и его «заместительстве» Митрополит Петроградский Заместитель Местоблюстителя и дело о выборах Патриарха Декларация митрополита Сергия Политика митрополита Сергия и ее неприятие в Петроградской епархии Горячий декабрь 1927 года – напрасные увещевания и отход от митрополита Сергия Январь 1928 года Ярославская декларация Митрополит Иосиф и иосифлянское движение Гонения на иосифлян Митрополит Иосиф в деле «Всесоюзной организации ИПЦ» В ссылке Последний арест и мученическая кончина Послесловие Михаила Сахарова Часть II Приложение I. Архипастырские документы и письма митрополита Иосифа Письмо митрополита Иосифа инокам Александро-Невской Лавры Обращение ярославских архиереев к митрополиту Сергию (Страгородскому) Резолюция митрополита Иосифа Указ митрополита Иосифа о возведении в сан архиепископа епископа Димитрия Гдовского Письма митрополита Иосифа иерею Николаю Прозорову Письмо-обращение иерея Николая Прозорова к митрополиту Иосифу Письмо митрополита Иосифа петроградскому протоиерею. 1929 год Ответ митрополита Иосифа на письмо архимандрита Льва (Егорова) Письмо митрополита Иосифа духовным чадам Приложение II. «В объятиях Отчих». Дневник инока О внутренней жизни и Богообщении О молитве О плаче и сокрушении Об аскетизме О милостыне О монашестве О Святом Причастии Святых Таин О вере и благочестии О природе О России и русском народе О Церкви Приложение III. Проповеди и назидательные труды иеромонаха, архимандрита, епископа Иосифа (Петровых) Ночь на Голгофе и у Гроба Господня (Из воспоминаний о поездке в Палестину) От крупиц Евангельских. Беседы инока Можно ли и как можно православным христианам молиться за христиан неправославных? Учение Лейбница о происхождении и сущности зла Маленькие монахи Как «воспитывается» неблаговоспитанность Православие – светоч России Святитель Димитрий – обличитель клеветы и защитник невинных Плащаница Ростовского Успенского собора Тетушка Мария. Повесть Приложение IV. Архивные документы Обязательство монаха Иосифа перед рукоположением в иеродиаконский сан Священническая присяга. 1901 год Опросный лист И. С. Петровых Письмо митрополита Иосифа Л. Н. Герман. 1928 год Письма, адресованные протоиерею Александру Советову Письмо протоиерею Василию Верюжскому Письма Александре Владимировне Сакулиной Письмо епископу Сергию (Дружинину) Письмо протоиерею Викторину Добронравову Обращение к петроградским иосифлянам Постановление о привлечении в качестве обвиняемого. 1930 год Петровых И. С. – Пешковой Е. П. 1933 и 1934 годы Письма митрополита Иосифа из архива семьи Синицких. 1934–1935 годы Письмо из Управления МБ РФ по Ярославской области. 1992 год Письмо из Управления КНБ по Южно-Казахстанской области Основные даты жизни священномученика Иосифа (Петровых), митрополита Петроградского Краткие биографические данные о духовенстве и церковных деятелях, упоминаемых в книге Библиография Список сокращений  

 

Да не утратим помалу, неприметно той свободы,

которую даровал нам Кровию Своею

Господь наш Иисус Христос,

Освободитель всех человеков.

8-е правило III Вселенского Собора

Эта книга – второе, исправленное и дополненное издание первого подробного жизнеописания выдающегося святителя Русской Православной Церкви ХХ века митрополита Иосифа (Петровых), известного духовного писателя и церковного деятеля, одного из ключевых действующих лиц церковной истории 1920–1930-х годов. Жизнь свою положивший за верность Святой Церкви и сохранение ее внутренней свободы, митрополит Иосиф в 1937 году принял мученическую кончину от богоборцев.

В книге представлены архивные документы, фотографии, письма митрополита, а также целый ряд его печатных трудов, в том числе выдержки из многотомного духовного дневника «В объятиях Отчих».

Предисловие к первому изданию

До недавнего времени о новомучениках Русской Православной Церкви было известно совсем немного. Практически единственным источником были материалы, изданные Русской Православной Церковью за границей и другими православными юрисдикциями. В самой России эта опаснейшая для безбожной власти историческая тема находилась под жестким запретом. И только в устном церковном предании сохранялась память о новомучениках российских, да иногда проскальзывали глухие сведения о них в редких самиздатовских работах.

Времена изменились. К началу XXI века почитание новомучеников в России стало открытым и повсеместным. За последние полтора десятилетия о них изданы десятки книг – от популярных житийных повествований до академических монографий и источниковедческих сборников. Опубликованы ценнейшие архивные документы, ранее недоступные для исследователей. Написаны научные работы, диссертации на соискание научных степеней.

Однако удивляет избирательность имен новомучеников, о которых пишутся статьи и книги. До сих пор не составлены даже краткие жизнеописания многих известнейших ранее архиереев, немало также незаслуженно забытых имен. Кроме того, существует целый ряд малоисследованных проблем как в церковной, так и в научной сферах, связанных с новомучениками. И одна из них, можно сказать, ключевая во всей истории Церкви прошлого столетия – это проблема взаимоотношений Русской Православной Церкви и богоборческого государства.

Церкви впервые в своей истории пришлось столкнуться с подобным государством после революции 1917 года в России. Как писали будущие петроградские новомученики в 1928 году: «Такого положения Церкви, в каком находится в настоящее время Русская Православная Церковь, во всей мировой истории еще не было, ибо не было на свете такого государства, кроме кратковременной французской революции, которое имело бы своей конечной целью уничтожение всякой религии на земле и которое борьбу со Христовой Церковью ставило бы в такую плоскость, при которой, не вводя никакой новой ереси церковного характера, старалось бы Церковь подчинить своему влиянию и лишить ее той внутренней свободы, которая дарована ей ее Небесным Основателем Христом Господом»1.

В этих тяжелейших условиях перед архипастырями и пастырями Церкви встала сложнейшая задача принять такие соборные решения, «которыми, на будущее время ограждалась бы внутренняя свобода Церкви от подчинения ее идеям антихристианского правительства» и «которые определяли бы правильное отношение Церкви к такому государству, которое ставит своей конечной целью борьбу с Богом и Его властью в сердцах народа. Такие соборные определения Русской Церкви будут иметь руководящее значение для всего мира во времена эсхатологические»2.

Эти определения и были выражены новомучениками и исповедниками Русской Церкви если не в привычных соборных формулировках, то самой их жизнью и страдальческой кончиной. Именно поэтому сегодня жизнеописания новомучеников имеют столь важное значение. Во-первых, в плане историческом, как дань уважения их памяти, – ибо само по себе почитание мучеников душеполезно и поучительно, как говорил св. Григорий Богослов: «Восхищаясь воспоминаниями о вас, мы делаемся от удовольствия как бы вдохновенными, некоторым образом соучаствуем в вашем мученичестве, приобщаемся вашему подвигу». Во-вторых, в плане определения настоящего и будущего пути Русской Православной Церкви в нынешнем апостасийном мире, когда вопрос ограждения Церкви от подчинения антихристианским силам и сохранения ее внутренней свободы, несмотря на прекращение открытых гонений, не потерял своей актуальности.

Приступая к изданию серии «Новомученики и исповедники Российские пред лицом богоборческой власти», мы намереваемся опубликовать жизнеописания священномучеников, а также монашествующих и мирян, пострадавших от богоборческой власти за отстаивание церковной свободы. Сейчас важнее всего из первых уст услышать подлинное церковное свидетельство об истинном пути пастырей и верных чад Русской Церкви в условиях жестоких богоборческих гонений, а также донести до читателя их живые голоса.

Не случайно серию «Новомученики и исповедники Российские пред лицом богоборческой власти» предначинает жизнеописание митрополита Петроградского Иосифа (Петровых). Ведь в церковной истории прошлого века и особенно в борьбе за церковную свободу Петроградской епархии в целом принадлежит особое место. Предшественник митрополита Иосифа, митрополит Вениамин (Казанский) в ряду первых новомучеников Русской Церкви пострадал за свою верность Церкви и претерпел мученическую кончину от богоборцев в 1922 году. Его бессмертные слова, написанные им в тюрьме незадолго до расстрела и занявшие в церковном предании подобающее место наряду с посланиями древних мучеников, стали заветом и руководством для Русской Церкви в грядущих испытаниях. Написанные поистине не чернилами, а кровью, эти слова вдохновляли всех ревнителей церковной свободы, последовавших по стопам мужественного святителя:

«Тяжело страдать, но по мере наших страданий избыточествует утешение от Бога. Трудно переступить этот рубикон, границу и всецело предаться воле Божией. Когда это совершится, тогда человек избыточествует утешением и не чувствует самых тяжких страданий, полный среди страданий радости и внутреннего покоя, он других влечет на страдания, чтобы они переняли то состояние, в котором находится счастливый страдалец. Об этом я ранее говорил другим, но мои страдания не достигли полной меры. Теперь, кажется, пришлось пережить почти все: тюрьму, суд, общественное заплевание, обречение и требование самой смерти под якобы народные аплодисменты, людскую неблагодарность, продажность, непостоянство и т. п., безпокойство и ответственность за судьбы других людей и даже за самую Церковь.

Страдания достигли своего апогея, но увеличилось и утешение. Я радостен и покоен, как всегда. Христос наша жизнь, свет и покой. С Ним всегда и везде хорошо. За судьбу Церкви Божией я не боюсь. Веры надо больше, больше ее надо иметь нам, пастырям. Забыть свою самонадеянность, ум, ученость и дать место благодати Божией.

Странны рассуждения некоторых, может быть, и верующих пастырей (разумею Платонова) – надо хранить живые силы, т. е. их ради поступиться всем. Тогда Христос на что? Не Платоновы, Вениамины и т. п. спасают Церковь, а Христос. Та точка, на которую они пытаются встать, погибель для Церкви, надо себя не жалеть для Церкви, а не Церковью жертвовать ради себя. Теперь время суда. Люди и ради политических убеждений жертвуют всем. Посмотрите, как держат себя эс-эры и другие. Нам ли, христианам, да еще иереям, не проявить подобного мужества даже до смерти, если есть сколько-нибудь веры во Христа, в жизнь будущего века?!»3

Преемнику священномученика Вениамина на Петроградской кафедре, митрополиту Иосифу (Петровых) суждено было возглавить исповедническое движение, противоставшее именно той церковной политике, о гибельности которой предупреждал владыка Вениамин в предсмертном письме. Несмотря на то, что митрополит Иосиф почти сразу же был удален безбожными властями от своей паствы4, петроградские клирики и миряне продолжали считать его своим правящим архиереем и постоянно обращались к нему за советами и указаниями, а позднее, в развернувшейся борьбе за церковную свободу нашли у него активную поддержку и постоянное духовное руководство. Большинство из них, как и митрополит Иосиф, подверглись вскоре гонениям и также были замучены богоборцами.

Долгое время о судьбе митрополита Иосифа было мало что известно. Правда о нем и его сторонниках замалчивалась, а иосифлянское движение несправедливо именовалось расколом. Владыку Иосифа обвиняли «в духовной прелести и гордыне», а его поступки мотивировали некими «корыстными интересами и честолюбием». Вся неправомерность этих оценок стала очевидной лишь в последнее время, когда стали доступны воспоминания и труды, ранее изданные за границей, и документы закрытых архивов.

Так, в биографическом справочнике «За Христа пострадавшие»5 приведена уже вполне объективная характеристика митрополита Иосифа и причин его конфликта с митрополитом Сергием: «Совершенно неосновательны обвинения в адрес митрополита Иосифа в раздражительности, корысти и честолюбии, из-за которых он будто бы отказывался от перемещения на Одесскую кафедру. Трудно представить себе большее непонимание его горячего, пылкого сердца. Образно говоря, он шел свидетельствовать Истину и умирать за Христа, что казалось ему единственно возможным и правильным в той ситуации, а его отсылали в тыл, чтобы он не мешал достижению компромисса, воспринимавшегося им как предательство. Побудительными причинами для отказа от Одесской кафедры и разрыва с митрополитом Сергием (Страгородским) были проводимая митрополитом Сергием реформа отношений Церкви с государством и чуждое всякой корысти, дипломатии и политического расчета стремление митрополита Иосифа стоять за Истину до смерти»6.

Сам митрополит Иосиф писал своей пастве в январе 1928 года: «Отмежевываясь от митр. Сергия и его деяний, мы не отмежевываемся от нашего законного первосвятителя митр. Петра и когда-нибудь да имеющего собраться Собора оставшихся верных Православию святителей. Да не поставит нам тогда в вину этот желанный Собор, единый наш православный судия, нашего дерзновения. Пусть он судит нас не как презрителей священных канонов святоотеческих, а только лишь как боязливых за их нарушение.

Если бы мы даже и заблуждались, то заблуждались честно, ревнуя о чистоте Православия в нынешнее лукавое время. И если бы оказались виновными, то пусть окажемся и особо заслуживающими снисхождения, а не отвержения. Итак, если бы нас оставили даже все пастыри, да не оставит нас Небесный пастырь по неложному Своему обещанию пребывать в Церкви Своей до скончания веков»7.

Полагаем, что давно настало время прямо сказать, что священномученик Иосиф, как и многие его последователи, пострадавшие от безбожной власти за верность Православной Церкви и своими страданиями очистившие те немногие, но неизбежные в земной жизни грехи и человеческие немощи, заслуживают не снисхождения, а самого глубокого уважения и почитания. Мы надеемся, что наша книга хоть в какой-то мере послужит восстановлению исторической справедливости в отношении этих истинных православных пастырей и чад Церкви.

* * *

От редактора

Основную часть книги составляет подробнейшее жизнеописание митрополита Иосифа (Петровых). Во второй части представлены архипастырские документы, письма, проповеди и назидательные труды митрополита, а также архивные материалы.

Документы, за некоторыми исключениями, оговоренными особо, даются в современной орфографии. Искажения имен собственных в публикуемых документах не исправляются. Подчеркивания в текстах принадлежат либо автору письма, либо сотруднику ОГПУ – НКВД. Купюры в документах обозначены отточиями. Цитаты из воспоминаний и архивных документов отделяются от основного текста отступом. Цитаты из следственных дел выделяются курсивом.

Работа над книгой осуществлялась в рамках программы Научно-Информационного и Просветительского Центра «Мемориал» – «Репрессии против духовенства и мирян в период 1918–1953 годов». Коллегам по НИПЦ «Мемориал» – самая искренняя признательность, особенно руководителю научных программ НИПЦ – А. Б. Рогинскому. Большая благодарность за предоставленные материалы из Государственного архива Ярославской области вологодскому историку Кедрову Николаю Геннадиевичу.

Особая признательность Френсису ГРИНУ, без дружеского участия и постоянной поддержки которого была бы невозможна многолетняя работа в архивах и подготовка к изданию данной книги.

Предисловие ко второму изданию

Вниманию читателей представляется второе издание книги о священномученике митрополите Петроградском Иосифе (Петровых). Составители пришли к выводу о необходимости нового издания в связи с большим количеством собранных ими новых материалов.

Второе издание значительно дополнено и переработано, как в разделе жизнеописания митрополита Иосифа, так и в части публикации его трудов. В первой части книги появились новые материалы и максимально представлены известные и доступные на сегодняшний день документы и другие исторические источники, связанные с последними десятью годами жизни владыки, после возведения его в сан митрополита. Эти годы жизни особенно важны для понимания его исповеднического подвига. Кроме того, в новом издании много внимания уделено научной деятельности будущего митрополита Иосифа в годы его учебы и преподавания в Московской духовной академии. С использованием архивных документов и материалов дореволюционной периодики более подробно освещены годы служения владыки Иосифа в Новгороде и Ростове до 1917 года.

Вторая часть книги дополнена различными печатными трудами митрополита Иосифа, которые до сих пор не переиздавались. Составители подборкой этих трудов попытались представить разносторонность интересов владыки, показать его не только со стороны его проповеднической деятельности, не только как церковного писателя с хорошим литературным вкусом, но и дать представление о нем как о серьезном философе и богослове, тонком ценителе и знатоке церковного искусства и художественной старины. Так, в этом разделе книги читатели смогут познакомиться с паломническими записками Иосифа Петровых, с серьезной научной философско-богословской статьей о Лейбнице, с его искусствоведческой работой, беседой и статьями о православной вере. Все эти работы были написаны владыкой Иосифом в разные годы его жизни и в разные периоды его церковного служения.

Раздел «Архивные документы» также представлен новыми материалами. В нем приведены письма митрополита Иосифа из следственного дела петроградских иосифлян 1930–1931 годов и его письма 1934–1935 годов из архива семьи Синицких.

Составители книги желают всем душеполезного чтения.

От составителя

В нашей семье хранится добрая память о родном брате моей бабушки, Шишуновой Клавдии Семеновны – митрополите Иосифе (Иване Семеновиче Петровых)8.

В моих воспоминаниях он предстает как высокий, чрезвычайно добрый старик, с большой окладистой бородой, в очках с тонкой оправой. Мы были у него в Казахстане, где он жил в маленьком саманном домике на окраине города. За домом протекал арык с довольно бурным течением, по которому автор этих строк, будучи ребенком, пускал кораблики, выструганные умелыми руками деда. Много времени владыка посвящал чтению, стоя за небольшим столиком, который моя бабушка сразу же по окончании чтения складывала и убирала. Она называла этот столик аналоем. Дед читал громко, часто наизусть, приятным голосом. Как потом я понял, это были богослужения, которые владыка совершал каждый день. В моем детском сознании мало что сохранилось с тех времен, даже более того – сейчас мне кажется, что эти воспоминания навеяны не столько детским восприятием, сколько рассказами мамы и бабушки в более поздние годы. Потом на долгое время все рассказы и разговоры прекратились, так как о судьбе ссыльного архиерея не было ничего известно. Хотя, возможно, родные подозревали о печальной судьбе митрополита Иосифа.

По словам матери, бабушка писала в разные инстанции, пытаясь узнать о судьбе брата, но ни от Калинина, ни от Молотова, ни от Берии ответа не получила. Много позже мне пришло в голову, что, отправляя эти письма, бабушка сама очень рисковала, ведь тогда действовал принцип: «Кто не с нами – тот наш враг, тот будет бит».

Долгое время, почти 50 лет, в семье скрывали от автора вообще все, что касалось владыки Иосифа, да, в общем-то, и сами родные знали очень мало о судьбе своего родственника. Ведь все, что касалось действий ВЧК – КГБ, было за «семью печатями». Прошли долгие годы, прежде чем стало возможно свободно говорить о пострадавших от безбожной власти и о разных настроениях в Русской Православной Церкви первых десятилетий советской власти, когда государство попыталось силой своей власти уничтожить не только влияние Церкви, но и саму Церковь, действуя часто руками послушных ей иерархов.

Автор этих строк начал собирать материалы о митрополите Иосифе (Петровых), пытаясь выяснить его судьбу, которая тесно связана с историей Русской Православной Церкви того периода. В сентябре 1989 года, с образованием в Московской патриархии комиссии по реабилитации репрессированных священнослужителей, автор обратился к митрополиту Ленинградскому и Новгородскому Алексию II (Ридигеру) с просьбой помочь узнать о судьбе митрополита Иосифа (Петровых).

Митрополит Алексий откликнулся на просьбу и поручил ректору Ленинградской духовной академии – протоиерею Владимиру (Сорокину) оказать помощь автору. С помощью протоиерея Владимира мне удалось связаться сначала с управлением ФСБ по Ярославской области, которое переадресовало меня затем в областную прокуратуру. Оттуда я получил первую справку о реабилитации владыки Иосифа по делу 1920 года. Вот с этого времени и начался сбор всех данных, приведенных в книге.

М. С. Сахаров

* * *

1

Беседа двух друзей // Православная жизнь. 1999. № 6. С. 27.

2

Там же. С. 28.

3

Польский Михаил, протопресвитер. Новые мученики Российские: в 2-х ч. Ч. 1. Репр. воспр. изд. 1949–1957 гг. (Джорданвилль). М.: Светлячок, 1994. С. 61.

4

Фактически владыка пробыл на своей кафедре всего два дня, отслужив всенощное бдение и литургию на праздник св. Александра Невского в Александро-Невской Лавре в сентябре 1926 года, после чего власти запретили ему въезд в Петроград.

5

За Христа пострадавшие: Гонения на Русскую Православную Церковь, 1917–1956: Биографический справочник. М.: ПСТБИ, 1997. Кн. 1: А – К.

6

За Христа пострадавшие… С. 521–522.

7

Иоанн (Снычев), митрополит. Церковные расколы в Русской Церкви. Самара, 1997. С. 231–232.

8

Мать автора – Китаева Нина Алексеевна – была удочерена в возрасте трех лет бездетной сестрой владыки, Шишуновой Клавдией Семеновной, и прожила со своей приемной матерью до самой ее смерти.


Источник: Священномученик Иосиф, Митрополит Петроградский : Жизнеописание и труды / Сост.: М.С. Сахаров и Л.Е. Сикорская. - Изд. 2-е, испр. и доп. - Москва : Братонеж ; Санкт-Петербург : Кифа, 2011. - 647 с., [40] ил., портр., факс. (Новомученики и исповедники российские перед лицом богоборческой власти).

Комментарии для сайта Cackle