составители М.С. Сахаров и Л.Е. Сикорская

Источник

Приложение IV. Архивные документы

Обязательство монаха Иосифа перед рукоположением в иеродиаконский сан

1901 года сентября 29 дня я, нижеподписавшийся, соблюдая свято и нерушимо данную мною присягу на верность подданства Его Императорскому Величеству, ныне, при вступлении в сан иеродиакона, обязуюсь проходить свою должность согласно с церковными правилами, уставами и предписаниями, и наставлениями начальства, в совершенном послушании, и вести себя благоговейно, честно, воздержанно и некорыстолюбиво при уверенности, что проступки служителя Церкви, причиняющие более соблазна в обществе, нежели проступки мирянина, по справедливости подлежат более строгому взысканию.

Исполняющий должность

доцента Духовной Академии

монах Иосиф

1901 года 29 сентября монах Иосиф мною исповедан и к рукоположению его в иеродиаконский сан препятствий не оказалось.

Духовник Гефсиманского скита

иеромонах Иасон480.

* * *

Священническая присяга. 1901 год

Я, нижеподписавшийся, соблюдая свято и нерушимо данную мною присягу на верность подданства Его Императорскому Величеству, призываемый ныне к служению иеромонашескому, обещаюсь и клянусь Всемогущим Богом пред Св. Евангелием в том, что желаю и при помощи Божией всемерно потщусь проходить служение сие согласно с Словом Божиим, с правилами Церковными и указаниями начальства; Богослужения совершать и Таинства по чиноположению Церковному, ничтоже произволяя изменять; учение веры содержать и другим преподавать по руководству Св. Православной Церкви и Св. Отец; вверяемые попечению души охранять от всех ересей и расколов, и заблудших вразумлять, и обращать на путь истины; проводить жизнь благочестивую, трезвенную, от суетных мирских обычаев устраненную; в духе смиренномудрия и кротости и благим примером руководствовать других ко благочестию; во всяком деле служения моего иметь в мыслях не свою честь или выгоду, но Славу Божию, благо Церкви и спасение ближних, в чем да поможет мне Господь Бог благодатию Своею, молитв ради Пречистыя Богородицы и всех Святых.

В заключение сего клятвенного обещания моего целую слова и крест Спасителя моего. Аминь.

Октября 13, 1901

Исполняющий должность доцента

Московской Духовной Академии иеродиакон Иосиф.

Духовник Гефсиманского скита иеромонах Иасон.

Епископ Волоколамский Арсений –

рукополагающий архиерей481.

* * *

Опросный лист И. С. Петровых

Москва, июля 28 дня 1919 г(ода)


1. Фамилия, имя, отчество Петровых Иван Семенович (Епископ Иосиф).
2. Где содержится (тюрьма, кор., кам.;…) Лубянка № 11. ВЧК.
3. Возраст, национальность, подданство 47 лет, русский.
4. Семейное положение Холост (…).
5. Болен ли чем?
6. Заболел в тюрьме или до ареста.
7. Грамотен или нет, где учился Окончил магистром Моск(овскую) дух(овную) академию.
8. Профессия Епископ (бывший профессор).
9. Место постоянного жительства перед арестом и адрес г(ород) Ростов Ярославской губ(ернии), Яковлевский монастырь.
10. Чем занимался до февральской революции. В течение 11 лет состоял настоятелем Яковлевского мон(астыря) в г(ороде) Ростове и первым викарием Яросл(авской) губ(ернии).
11. Чем занимался с марта до ноября 1917 г.
12. Чем занимался перед арестом
13. Занимал ли какую-либо должность по выборам, какую и где
14. Средний месячный заработок Определенного заработка нет (…).
15. Партийность до октября 1917 г. (ответ по желанию)
16. Привлекался ли когда-нибудь раньше по политическим делам Никогда раньше ни в чем не обвинялся
17. Когда арестован по настоящему делу 7-го июля.
18. Где арестован В г(ороде) Ростове Ярослав(ской) губ(ернии).
19. Когда доставлен в Москву 18-го июля.
20. По ордеру какого учреждения арестован По ордеру Яросл(авской) ЧК.
21. Повод к аресту
22. Кто еще арестован по этому делу Чуфаровский, Иванов, Смирнов (…)».

На опросном листе – помета секретаря МПКК:

«Освобожден».

Дата освобождения не указана.

* * *

Письмо митрополита Иосифа Л. Н. Герман482. 1928 год

Дорогая Лидия Николаевна!

Оба письмеца Ваши получил. Большое за них спасибо.

Приветствуя вас с праздником Рождества Христова, молю Господа, чтобы Он утешил Вас миром Своим и милостями, особенно же подал Вам утешение с выздоровлением Вашего сына. Но – да будет Его Святая воля, лучше нас и наших помышлений устрояющая нашу жизнь! Предайте себя в эту Его всеблагую волю, и Вам будет легко все перенести: ради Любимого чего не перенесет любящая и преданная (...)

Спасибо за фотографии. Одну из них с любовию посылаю Вам.

Несколько на Ваши вопросы:

Самое лучшее толкование на книги ветхого и Нового завета выпущено было недавно при редакции журнала «Странник» (под редакцией Лопухина, проф(ес-сора) П(етербургской) Духовной Акад(емии). В этих толкованиях есть и мои труды: толкования на книги Маккавейские, на книгу Есфирь, на Деяния Апостольские, кажется, на посл(ание) к Евреям и еще что-то (по подписям узнаете).

Моих сочинений сейчас достать, не знаю где. У меня осталось всего только по одному экземпляру. Кроме дневника инока («В объятиях Отчих» за 1901–1911 годы) напечатана «История иудейского народа по Иосифу Флавию» и разные мелкие статьи в разных журналах.

Дневник продолжался после 1911 года в «Душеполезном Чтении», до конца не издан, а сейчас копится и лежит не напечатанным, к великому моему прискорбию, ибо последующие труды более содержательны и могли бы давать массу материала особенно для (нрзб.) и духовного назидания.

Насчет произнесения Израиль или Исраиль я справлялся, как это слово пишется по-еврейски; оказалось, что там стоит не З, а С:???.

Славянский текст воспроизводит точно еврейское начертание. Но, вероятно, практикой установилось несколько другое, более благозвучное произношение начертанного, тем более, что по свойствам нашего языка легче произносит после i и перед р букву з, нежели букву с.

Лучше поэтому произносить так, как принято в нашем наречии, не гоняясь за начертанием, т(о) е(сть) Израиль, а не Исраиль.

М(итрополит) I(осиф)483.

Надпись рукой митрополита Иосифа на обратной стороне его фотографии

«Лидии Николаевне Герман

«Прочь плачь и сетование! Пусть плачут иудеи! Пусть стенают Эллины! Пусть рыдают неверующие!

Все же это да будет далеко от нас, имеющих упование в жизни вечной!»

(Из свято-Отеческих извлечений)

Вот лучший совет и врачевство всем малодушным сынам Царства Небесного, наследникам небесной славы и Христовых утешений!

М(итрополит) I(осиф)

25 декабря 1928»484.

* * *

Письма, адресованные протоиерею Александру Советову

Дорогой Отче!

Насчет митры скажу вот что: там, где предлагали о(тцу) Мудролюбову, не нашел ничего. А в Гостином, у Мартынцева есть много, от 50 р(ублей) и выше. Не так чтобы очень хороши, но все же ничего. А главное, надо написать Вам вот что: поскорее скажите Сергею Васильеву: мне посчастливилось выпросить на ремонт отопления в Соборе до 2000 р(ублей). Часть (500) могу привезти к Пасхе для начала работ. Узнайте, сколько потребуется всего. Если на эту сумму (2000 р(ублей)) ремонт можно сделать, тогда можно Собор оставить за собой.

Это более верно, чем собрали бы обновленцы. Можно будет, значит, базироваться на возможности нам самим исправить, что надо в Соборе, и таким образом сохранить его для себя и бороться за него всеми силами.

Сообщите мне поскорее в Р.485 более или менее точную цифру, какая нужна для поправки отопления. Я думаю, что если даже 3000 р(ублей) будет стоить, мы найдем и эту сумму. Ведь не вся сразу она потребуется, а частями. И пока идет работа, думаю – мы наберем и еще, что будет надо.

Вот бы хорошо было, если бы натянуть нос обновленцам. Похлопочите там всеми силами.

Здесь уже Алексий преосвященный486. Служил в воскресенье у Воскресенья на Крови. Слышал я, что многие из духовенства встретили его появление и служение с большим ропотом, осуждая его за разрешение Введенскому и Красницкому487. Говорили ему в глаза очень резкие вещи, на что и он вспылил порядком.

Сегодня ждут Преосв(ященного) Николая488.

Матушкам Ангелине и Евфросинии поклон передал. Они Вам шлют тоже привет. Хотят приехать на Страстной.

Если выяснится, что Собор останется у нас, скажите, чтобы столяр Семен Семенович начал делать пока хоть помост (в 2 ступеньки) 3 х 2 аршина верхняя часть и 3 ар(шина) 12 в(ершков) х 2 ар(шина) 12 в(ершков) нижняя. А столбики и пр. можно и после.

Ну, пока до свидания.

Привет Вашим и всем.

M(итрополит) I(осиф)489.

* * *

Cуб(бота) 22 III/ 6 IV 1929.

Дорогой Отче!

Письмецо Ваше получил. Но перевода пока еще не было. Разве сейчас привезет ли брат, коего жду. Спасибо за книжки.

О Японии интересно. Только это, кажется, нынешнего «Заместителя», ведь если так, то буду читать с неприятным чувством.

Новгородские вести чересчур печальны. В связи с другими, также грустными вестями установилось длительно-тяжелое настроение, с которым никак не могу справиться. И много не могу сделать, что бы надо было сделать.

Надо бы, как Вы и ожидаете, быть другим источником бодрости и силы, а тут – «Боже мой!.. Вскую оставил мя еси?!»

Вот оно: врачу! Исцелися сам! Ну, что же: если есть болезнь самовнушения, то должно быть и самоисцеление. Вот возьму да и исцелюсь. Побегу к Господу, ухвачусь за край пальчика – крепко, крепко.

Чувствую, как тащат от Него всей силой – тысячи бесов-грехов… Но нет!.. Врешь, не оторвешь... Ведь за Него держусь – а, значит, Он терпит. Значит, хоть весь ад на подмогу своим соплякам, Его не пересилишь.

Итак, Отче – я здоров.

На радостях ставлю точку и бегу благодарить Его к аналойчику. Интересно, как Он (Господь) сказал дьяволу, жаловавшемуся, что Он отнимает тех, кто уходит от Него к нему (т(о) е(сть) диаволу).

Если ты, диавол, не отказываешься принимать к себе тех, кто бежит от Меня к тебе, как же ты можешь ждать, что Я буду отказывать приходящим ко мне. Ты забываешь, что ты – зол, а Я – добр!

Вот богатая тема для проповеди:

Мы изменяем не только Господу, но и диаволу, как, например, во время поста и покаяния отбегая от него к Господу. Правда – ведь он (диавол), казалось бы, должен обижаться на нас и не принимать к себе опять, когда мы опять изменяем Господу и бежим к нему (диаволу). Однако он своих изменников принимает вновь и вновь тысячи раз, не теряя надежды закабалить навсегда.

Неужели Господь в самом деле менее добр и терпелив, чем сатанинское отродье? И прибегающих к Нему от диавола будет отгонять – без надежды когда-либо удержать за собой – нет. Милосердие и долготерпение Господа неужели мы унизим и сочтем меньшими, чем диавольская терпеливость?

Ну, довольно.

Привет матушке.

Надеюсь, Господь все устроит Вам в благополучный исход.

M(итрополит) I(осиф).

* * *

Дорогой Отче!

Спасибо Вам за все. Привет с праздником Рождества Христова!

Господь Милосердый да осветит наш путь к Нему Своею яркою звездою! Да примет и наши дары Ему – веру, яко злато, надежду и любовь, яко ливан и смирну!..

Вопрос об единоверцах:

Эти указания и многие по сему делу только подробно изложены Влад(ыке) Димитрию490. Предложено дать практическое осуществление с общего совета братии. Осведомитесь о сем у Владыки, и, конечно, Ваш совет будет для него иметь весьма важное значение.

Отталкивать единоверцев, конечно, никто не дерзает, но некоторая договоренность нужна во многом.

Вы пишете: и (об о(тце) Н. Громцеве) «боюсь его бы не испугало временное запрещение, которое теперь практикует Влад(ыка) Д(имитрий)». Вот выходит, мы требуем снисхождения и почти беспредельной терпимости к единоверцам, а к ближе стоящим своим православным, при их иногда не столь великом заблуждении, применяем такие отталкивающие строгости. Я не хочу сказать что-то в упрек Вам или единоверцам, но так сопоставляю факты и констатирую маленькую непоследовательность и увлечение карами и прещениями. Побольше снисхождения ко всем, и чужим, и своим, особенно тем, которые не были злостными вредителями нашими.

Дорогой Матушке Т. К.491 огромное спасибо за приветствие со днем рождения и пожелания.

У меня тоже не проходит дня, чтобы я не переносился мыслями в наш тихий город, впечатления от которого не заменились впечатлениями Питера, в котором я промелькнул столь кратковременным метеором. А в Новгороде – столько пережито! И так тихи и мирны воспоминания, за редкими исключениями, обо всем окружавшем там нашу совместную с Вами жизнь (службу).

Как было бы радостно повторить или хотя освежить совместным воспоминанием наиболее светлые деньки той жизни!

Матушке М. А.492 прошу также передать мой привет и благословение. Да укрепит ее и всех Ваших Господь и да утешит сладкими минутами (вставлено: часами, днями) молитв и праздничных утешений!

Наверное, она еще в Од(ессе).

Интересно, что там новенького.

M(итрополит) I(осиф).

«Приятели» пустили новый слух обо мне, якобы я приношу покаяние Сергию и получаю «хозяйство» умершего Агаф(ангела)493. Что за чушь? Кем только придумана эта нелепица? А она уже дошла до Могилева и смутила моего сотоварища по изгнанию (Серафима Угл(ичского))494.

Кто-то из Питера «плюнул» ему туда этой харкотиной.

M(итрополит) I(осиф).

При случае передайте мой привет и благословение м(атушке) Екатерине (Новгородской). При капризах, какие приходилось переживать в возне с больными душами, надо быть спокойнее и поравнодушнее. А то больные пользуются всякою подмеченною слабостью. Твердо и спокойно надо обращаться с ними.

Также привет Евгении Николаевне Михайловой. Ответить на ея длинное письмо внимательно сейчас не имею возможности.

* * *

Д(орогой) О(тче)!

Письмецо получил. Простите за огорчение (2Кор.2:2). Все мои думы, заботы и чувства – о узниках о Господе! Да укрепит их Господь. Воля Божия да будет.

* * *

Дорогой Отченька!

Что-то это Вас так мучает пакостник плоти? Или опять силе Божией надо в немощи совершиться? В таком случае терпите это посещение Господне, смиряющее наши возносящиеся помыслы и ярче оттеняющее дела силы Божией!

Да укрепит Вас Господь и облегчит Ваши страдания! Когда я однажды в подобных страданиях (души) прибег к утешению о(тца) Варнавы (старца Гефсим(анского) Скита), он поставил меня пред иконами, сам стал рядом и говорит: «Давай помолимся, сию же минуту Господь снимет с тебя, но только знай, венца не получишь!«… Эти последние слова и устыдили меня в моем малодушии и нетерпении, и несказанно ободрили и оживили. Я почувствовал, что для будущего никаких страданий немного. И что напротив, здешний покой и благоденствие ничего не стоят по сравнению с одним мгновением вечности («Недостойны страсти нынешнего времени к хотящей славе явитеся в нас», как писано у Апостола) (Рим.8:18).

Не то же ли приложимо и к Вашим телесным страданиям? Итак бодритесь, терпите «нынешняя» мужественно, «веселяся будущими»…

Вспомните еще, где-то в Прологе пишется про одного иерея, который мучился помыслами при крещении взрослых женщин и молил Бога избавить его от этих помыслов и от борьбы с ними. Явившийся ему во сне Предтеча избавил его, но добавил, что он свободен и от венца, даруемого за борьбу борющимся с помыслами и победу над ними.

Вот опять Вам побуждение к бодрости духа и терпению!

Теперь немного о себе:

То, что Вы написали мне о моих «покушениях» на жизнь, и посмешило меня, и возмутило до глубины души. Да уж вот действительно «шедевр» клеветы и гнусной лжи. И в мыслях пока еще не бывало ничего подобного, не только в действительности. То же самое и о моем якобы «покаянии», подчинении и прочих глупостях. Ну, пусть себе утешаются, подбадривают себя хотя этими глупостями…

Никакого Петра Крестовоздвиженского у меня за все время не бывало. И это ложь. А что касается «очевидцев», то вот уж где приложима острота, кем-то пущенная в мир про нынешних: «врет, как очевидец».

Ну, Господь с ними!

Телеграмму Вашу от 30-го получил дня через три. Большое спасибо всем, меня вспомнившим в этот незабвенный день!

М(атушке) Екатерине (Кирилловской) при случае передайте мой привет и благословите. Просьбу ее о карточке исполню, когда получу их из Устюжны. Сейчас у меня нет ни одной.

Привет и благословение матушкам и всей братии о Христе.

M(итрополит) I(осиф).

И о мне помолитесь495.

* * *

Письмо протоиерею Василию Верюжскому

Дорогой о(тец) Протоиерей!

Спешу поздравить Вашу Матушку со днем Ангела и пожелать Вам непрерывных милостей Божиих в наступивший Новый год.

О себе сказать нечего. Сильно пугают слухами о предстоящих мне переселениях (изменениях). Ожидание их, как известно, мучительнее самой действительности, и я – непокоен.

Помолитесь о моем укреплении на предстоящие страдания новых гонений.

Передайте Вл(адыке) Д(имитрию) мой глубокий поклон. Письмо его получил и проч. Каждую минуту думаю, что-то там в родном Ленинграде?

Привет всем.

M(итрополит) I(осиф)496.

* * *

Письма Александре Владимировне Сакулиной497

Сердечно приветствую Вас, Досточтимая Александра Владимировна, и всю Вашу малую общинку с Вашим храмовым праздником Тихвинской ик(оны) Божией Матери!

Да хранит Вас Царица Небесная Своим Покровом и благодатию!

Как, быть может, некогда проносилась Она над тем местом, где ныне Ваш храм, шествуя к своему Тихвинскому пристанищу, так ныне да остановится над Вами Своею Милостью и Материнским благословением, озарив Вас лучами небесной жизни и радости!

В сей достоблаженный день я всей душою и мыслию с Вами, преклоняю и свою многоскорбную голову под благословение и осенение Владычицы Милостивой о нас пред Богом Заступницы, ублажаемой Вашими песнопениями.

Не может быть, чтобы Она была далека в этот день от Вас. Как сладко должно быть от этой мысли, от этого чувства Ея близости несомненной, столь ощутимой.

Слава и благодарение Тебе Владычице, не оставляющая Своих птенцов, но всегда пребывающая с нами до скончания века.

Посылочка получена.

Сердечно благодарю.

M(итрополит) I(осиф).

Игумена Филиппа вполне согласен наградить, но чем? Необходимо сказать, что он имеет и чего нет? Ваше ходатайство необходимо также и относительно других.

Относительно прикрепления к храму его или другого священнослужителя – Вам на месте виднее, кто больше подойдет. О(тец) Дим(итрий) умеет привлечь народ, а Вы сумеете привлечь достойных работников на ниве Христовой.

Да поможет Вам Господь!

M(итрополит) I(осиф).

* * *

Глубокоуважаемая Александра Владимировна!

Спасибо за посылочку и письмецо.

Письма заинтересовали и сведениями о Лавре и пр.

Да, Суд Божий каждого судит делами его.

Ваша заботливость обо мне премного трогает.

Здесь весьма чувствуется голодовка и недостаток важнейших товаров. Но такие продукты, как молоко, масло, яйца – достать легко, хотя цены на все выше даже городских и столичных. Чем это объяснить, не знаю. Вероятно, озлобленностью крестьян на то, что нужного для них не достать.

Жалею и я, что не удалось побывать в лавре. Но и за то, что удалось, попало...

В общем, за все благодарю Бога.

В Москве был полдня на вокзале. Никуда не ходил и никого не видал.

Да хранит Вас Господь.

Привет и благословение всем труженикам и богомольцам Вашей общинки.

Да осенит Ее Владычица Своим Покровом и благоволением.

M(итрополит) I(осиф).

* * *

Досточтимая Александра Владимировна!

Ваши труды по возвращению Лавры на истинный путь уже получили верный знак благословения Божия, что, видимо, должно достаточно поощрить Вас на дальнейшие труды ко благу Св. Церкви, вверженной политиканами в пучину волнений.

Не будем превозноситься достигаемыми успехами. Духовные победы не то что земные – достигаются не излишним задором, шумом и бряцанием оружий, а тишиною и спокойствием духа, смирением и кротостью, и терпеливым трудом по исполнении своего долга достойными христианина средствами. Преосв(ященного) Григория498 не столько виню, сколько жалею. Как бы надо ему не отходить от всего, нами переживаемого, в сторону, а наоборот, – личным примером и авторитетным словом быть впереди борющихся – отнюдь не за личное уязвленное самолюбие и властолюбие, а за поруганную свободу и достоинство Св. Церкви!

Призываю всю силу благословения Божия на Вас, Ваши дальнейшие труды и на всех, познавших истину и вместе с Вами трудящихся.

M(итрополит) I(осиф).

Прошу принять и передать всем мой душевный привет с праздником Рождества Господа нашего Иисуса Христа. Да внесет Господь на нашу землю и в наши души утерянный нами мир!

M(итрополит) I(осиф).

В качестве маленького гостинца прилагаю немного ноток для исполнения из Акафиста Тихвинской Божией Матери собственной работы. Пусть это служит хотя маленьким напоминанием о присутствии и участии моей души в Ваших молитвах к Царице Небесной!

* * *

Глубокочтимая Александра Владимировна!

Прежде всего спешу поздравить Вас и единомысленных нам с праздником Благоверного Покровителя нашего. Пример Его твердости в вере и трудов по охранению ея чистоты и святости да воодушевит всех нас и ободрит в нашем крестоношении.

Откуда слух о моем уходе? Полагаю, что нет сейчас власти нашей, которая бы могла исполнить мое желание ухода так, чтобы спокойно можно принять «отставку». А сами себя «уходить» мы не имеем ни малейшего права. Стоя на часах, мы лишены «разводящих». Поэтому приходится стоять, хотя бы смерть угрожала, и громы и молнии бешено неистовствовали над самыми головами, пока не вернется законный «разводящий».

Итак, будем готовы на всякое страдание. Это лучше, чем малодушно бежать в кусты.

Вл(адыке) Гр(игорию) я затрудняюсь что-либо написать. Ведь он опять посмеется надо мной, и только. Если бы он имел желание быть с нами, сделал бы это давно и по собственной своей инициативе, а не по нашему подсказу и подтягиванию.

Да подкрепит и утешит нас Господь! Ваши сетования о наших нестроениях вполне разделяю. Знаю все, но ничего не могу предпринять, по условиям моего положения. Да будет на все воля Божия! Сила Божия яснее при немощах человеческих!

M(итрополит) I(осиф).

* * *

Глубокоуважаемая Александра Владимировна!

Ваша посылочка и все письма дошли до меня благополучно. Благодарю Вас за все. Простите за мое неряшливое умедление ответом, внушаемое, быть может, излишнею скромностию и боязнию повредить Вам и себе.

На Ваши вопросы ответствую: 1) хлопоты обо мне безнадежны. Как я полагаю, ввиду того, что являюсь 3-м Заместителем Патриаршего Местоблюстителя, и поэтому особенно вредный с точки зрения власти человек.

2) В порядке регистрации Вашей общины не усматриваю ничего неправильного.

3) В отношении Влад(ыки) Григория не имею никаких недоразумений, кроме одного: он (и Вы) неправильно поняли мое обращение к нему «продолжать служить в Лавре в звании ея единомысленного со мною наместника». Это вовсе не было новым назначением его с моей стороны на этот пост, которого я не только у него не оспаривал, но и сам при первом своем появлении в Лавре подтвердил и передал от имени Вл(адыки) Димитрия ему после его возвращения из ссылки. Мне просто непостижимо, почему Влад(ыка) Григорий мог обидеться и увидеть в этой фразе какую-то наглость, т(о) е(сть) что я назначаю его, когда он и без того был назначен на этот пост Святейшим Патриархом.

Как всегда, так и сейчас этого недоразумения я не ставлю никаким препятствием к восстановлению между нами мирных отношений. Только думаю, что Влад(ыка) Гр(игорий) все равно не пойдет за мной и со мной, потому что видит силу не на нашей стороне – О, если бы Вы убедили его, что не в силе Бог, а в правде.

Много бы надо еще добавить. Но спешит оказия и торопит меня. Простите же. Кончаю несколько неряшливо.

Да хранит и благословит Вас Господь Милосердый.

Призываю благословение Страждущего Господа на всю общинку и всех вместе с Вами в ней трудящихся. Да сподобит Вас Господь радостно встретить и Его Св. Воскресение!

M(итрополит) I(осиф).

* * *

Дорогая Александра Владимировна!

Посылочку Вашу получил. Сердечно благодарю Вас и всех милующих меня. Сегодня праздник Св. Покровителя нашей Обители! Да утешит Он всех Своею небесною радостию. Владыку Василия можете приглашать послужить в Лавре.

Простите за краткость письма. Недописанное почувствуйте сердцем.

Время начать всенощную

M(итрополит) I(осиф).

1930 499.

* * *

Письмо епископу Сергию (Дружинину)

Дорогой Владыка!

Не буду высказывать Вам никаких огорчений и обид и никаких недоразумений между Вами и мною. Не придам значения и никаким наговорам и подозрениям на Вас. Думаю, что все между Вами и недовольными Вами уладится, если Вы просто, смиренно и послушно исполните следующие спасительные для Вас заповеди:

1). Не управляйте епархией и не создавайте никакого в ней управления.

2). Только служите и молитесь, а сверх сего – ничесоже.

3). Не грозите никому запрещениями, поклонами и т. п. репрессиями.

4). Не бранитесь вслух в храме Божием.

5). Не оскорбляйте достоинства пастырей в глазах верующих громкими криками и распоряжениями, предусматривая все заранее.

6). Не отказывайтесь служить там, куда Вас зовут, и не навязывайтесь служить там, где этого не просят сами и не желают.

7). Никого не награждайте не во время (срок между наградами не менее трех лет) и не по заслугам (перескакивая через 2–3 награды сразу на высшую).

8). Не давайте за других никаких обязательств, обещаний, уверений, заявлений и тому под.

9). Будьте ко всем равно снисходительны, ласковы, уважительны, примирившись со всеми и забыв все прошлое.

10). Если будут обращаться к Вам благословить то или другое намерение, решение духовенства или верующих, благословляйте – не как управитель, а как Святитель и молитвенник о спасении всех пастырей и верующих.

В этих X заповедях висят Ваши покой, мир, и мир и покой разбушевавшейся нашей паствы.

Простите меня за все Христа ради.

Не перестаньте молиться о мне грешном.

M(итрополит) I(осиф)500.

* * *

Письмо протоиерею Викторину Добронравову

Дорогой Батюшка О(тец) Викторин!

Письмецо Ваше и пр(очее) получил. Сердечно благодарю за все. Скорбь Ваша – скорбь и моя. А разделенная скорбь – уже половинная скорбь.

Некоторое врачевство других скорбей посылается с о(тцом) Фотием. Да поможет всем нам Господь! Он Хозяин, а мы слуги Его. Не с нами борьба идет, а с Ним. Могут ли Его победить: и может ли наше поражение быть Его поражением. Нет! Смерть мучеников трактуется Церковью, как очевиднейшая победа над насилием, а не поражение.

M(итрополит) I(осиф).

Храни Вас Господь!

Всем привет и благословение501.

* * *

Обращение к петроградским иосифлянам

Ответ М. И. на вопросы А. С.

Исконный враг рода человеческого, ищущий нашей погибели, посеял среди нашего малого стада злое семя смуты и разделения.

К утверждению и наставлению сомневающихся, колеблющихся и не могущих разобраться в потемках посеянного раздора, отвечая на вопросы, ко мне обращенные, сообщаю ясно и определенно:

1. Никого я не благословлял, не благословляю и не могу благословлять ни на какие раздоры и разделения, обособленные от наших храмов Богослужения.

2. Ни в малейшей степени не следует считать достойнейших моих собратий: Еп(ископов) Сергия (Нарвского) и Василия (Каргопольского) отступившими в чем-либо от чистоты православия. Я – с ними, и они – со мною. Значит: те, кто не с ними, те и не со мною.

3. Храм Воскресения на Крови и другие ему едино-мысленные считаю единственно достаточными и благодатно действенными для сообщения со Христом Спасителем нашим, в Котором единственная в мире сем сладость, мир, радость и утешение.

4. Горячо молю скорбною душею моею Сострадальца моего – Господа, да умирит всех под благодатным Кровом Своим, да не оскудеет вера расточенных овец пораженного пастыря, имеющего в своей разлуке с паствою одну только радость на земле: видеть своя чада во Истине ходящими. Аминь.

С подлинным верно: Ключарь Собора Воскресения Христова на Крови Протоиерей Никифор Стрельников. 1930 г(ода) 16 июля ст(арого) ст(иля).

* * *

Приписка: Сообщите сие о(тцу) Викторину и о(тцу) Ник(олаю) Ушакову (?) и о(тцу) Алексею Вознесенскому (?)

Дорогой о(тец) Протоиерей

Я написал Владыке Сергию Х заповедей, которые, думается, послужат водворению у нас мира и тишины.

1-я из этих заповедей гласит: не управляйте епархией и не создавайте никакого в ней управления.

2. Только служите и молитесь, и сверх сего – ничесоже и т. д.

10. Если будут обращаться к Вам благословить то или другое намерение и решение духовенства или верующих, благословляйте не как управитель, а как святитель и молитвенник о спасении всех – пастырей и верующих.

Более подробно о других заповедях, быть может, ознакомит сам Владыка Сергий.

У меня голова пошла кругом после всего прочитанного.

Мой совет и смиреннейшая просьба ко всем Вам: после принятия Владыкой Сергием этих заповедей, прекратите всякую травлю на него. Служите и молитесь с ним, простив его погрешности, и за свои испросив у него прощения. Он (неразб.) для нас, если примет мои советы. И у нас не должно больше оставаться поводов для разрыва с ним и отхода от него.

А как быть Вам с управлением?

Заключайте сами. Где можно – самоуправляйтесь! Где нельзя – да управляет Вами Сам Дух Божий и Зиждитель Церкви – Христос!

Я больше ничего не могу Вам дать и посоветовать!

Спасибо за все. Привет о(тцу) Димитрию Кратирову и всем. Спасибо всем за память, сочувствие, любовь и помощь.

Христос с Вами. Светло празднуйте Св. Пасху»502.

Постановление о привлечении в качестве обвиняемого. 1930 год

1930 года октября месяца дня, «1», я, ст(арший) Уполномоченный 3 отд(ела) СО ПП ОГПУ в ЛВО Макаров, допросив Петровых Иосифа Семеновича, рассмотрев следственный материал на него, по коему гр(ажданин) Петровых достаточно изобличается в том, что, будучи митрополитом, находясь в административной высылке, являлся вдохновителем и руководителем контрреволюционной церковной группы. Группировал и создавал по всему СССР монархические церковные группы, т(о) е(сть) преступлении, предусмотренном ст(атьей) 58, ч(асть) 11 Уголовного Кодекса. Руководствуясь ст(атьей) 128 Уголовно-Процессуального Кодекса

Постановил:

Привлечь гр(ажданина) Петровых Иосифа Семеновича в качестве обвиняемого в вышеозначенном преступлении.

Уполномоченный Подпись

Согласен: Начальник 3 Отделения Подпись

Утверждаю: Начальник СО Отдела Подпись

Обвинение мне объявлено "1» октября 1930 года Подпись: Виновным ни в чем таком себя не признаю.

И. Петровых503.

* * *

Петровых И. С. – Пешковой Е. П. 1933 и 1934 годы

(19 декабря 1933)

Екатерине Павловне Пешковой

адм(инистративно)-ссыльного

Иосифа Семеновича Петровых

Прошение

В начале Октября сего года мною из г(орода) Чимкента, где я жил на вольной ссылке, было послано на Ваше имя ходатайство о досрочном освобождении по престарелости и болезни, причем, мною получено было извещение, что моему ходатайству дано движение и ответ обещано послать месяца через 2. Пока я ожидал этого второго ответа, меня постигло новое тяжкое испытание. Неожиданно я и еще два старика были конвоированы в гор(од) Аулиэ-Ата, где нас сразу заключили почему-то под стражу (нрзб.) милиции и держали 17 дней среди бандитов и воров, давая только 100 грамм хлеба и сырую воду в сутки. На вопрос: для чего это делается? И за какое преступление? Нам было объяснено, что мы направляемся за 125 верст от Аулиэ-Ата в Нижний Талас – местность в высшей степени пагубную для нас – глухая безлюдная голодная степь, где жители лишь казаки504, не говорящие по-русски и настроенные чрезвычайно враждебно по отношению к русским (что мы достаточно испытали и за время Аулиэ-Атинского заключения). Но так как дорога сейчас осенняя, и грузовик туда ходит очень неисправно, то в ожидании этого грузовика нас и держат. Через 17 дней кошмарной жизни, когда мы совершенно изнемогли от голода и заболели, нас выпустили на вольную квартиру, предлагая при первой возможности выехать в назначенное место.

Ввиду всего вышеизложенного я вынуждаюсь, глубокоуважаемая Екатерина Павловна, вновь обратиться к Вашему доброму посредничеству: не будет ли Вашей милости:

походатайствовать пред самим ВЦИКом о немедленном досрочном моем освобождении (на правах частной амнистии), так как силы и здоровье мое окончательно подорваны пережитыми ужасами голодовки и кошмарного заключения, и я сейчас еле держусь на ногах.

Если это ходатайство почему-либо не может быть удовлетворено, то нельзя ли разрешить оставшийся срок отбывать в одном из русских городов или селений где-либо около Вологды, Рыбинска или Костромы, как ближайших к месту моей родины (гор(од) Устюжна, в 200 верстах от Вологды), где вблизи родных я мог бы получать некоторую помощь, в которой чрезвычайно нуждаюсь.

Справка: После 4-летней высылки в Череповецкой губернии, вновь отбываю 5-летнюю высылку с 12 сентября 1930 г(ода), след(овательно), уже 7 с лишком лет (остается 1 год и 8 месяцев). Жительство сейчас имею г(ород) Аулиэ-Ата, Парковая ул(ица) д(ом) № 9, причем, весьма вероятно скорое удаление в Нижний Талас, где не имеется правильного почтового сообщения. Ввиду этого, если возможно, просил бы скорейшего извещения меня о результатах телеграфно, расходы на что мною будут оплачены. Лет от роду 62. Врачебные справки о болезни и нетрудоспособности представлены при первом ходатайстве.

19 декабря 1933 года.

Вольно-ссыльный Иосиф Семенович Петровых

г(ород) Аулиэ-Ата, Парковая ул(ица), д(ом) № 9.

Состою в ведении Аулиэ-Атинской Милиции.

* * *

(2 марта 1934)

Помощь Политзаключенным

Екатерине Павловне Пешковой

Посылка за № 11067 от 13/II 1934 года мною получена 2 марта с(его) г(ода), о чем с глубочайшею благодарностию имею удовольствие известить Вас, глубокоуважаемая Екатерина Павловна!

С совершенным почтением и глубокою признательностию

Иосиф Семенович Петровых

2 марта 1934 года.

г(ород) Аулиэ-Ата, Рувимовская ул(ица) д(ом) 24505.

* * *

Письма митрополита Иосифа из архива семьи Синицких. 1934–1935 годы

Дорогие мои Олечка и Фаечка!

Бесконечно утешен был Вашим милым письмецом.

Сердечно Вас благодарю и мысленно обнимаю своею Отеческою любовию. Да хранит Вас Господь в мире и благополучии.

Очень скучаю, провожая Ваших милых старичков и Симочку к Вашему новому гнездышку, и рвусь за ними тоскующей душою. Питаю надежду повидать Вас когда-нибудь проездом через Самарканд.

Не забывайте и Вы меня, сердце Ваше пусть подает весточку и моему сердцу, которое не перестанет никогда подавать свою и Вашему. Уж очень я привык к Вам, и память о Вас никогда ничем не изгладится в душе моей.

Помоги Вам, Господи, во всем!

Подпись

Привет от М(арии) И(вановны).

* * *

22 м(арта 1935)

Дорогие О(тченька), М(атушка), О(ленька),

Ф(аечка) и С(имочка)!!!!!

Письмецо Ваше получено. Сердечно благодарю. Приветствую с именинницей – золотой рыбкой506. Когда узнаете ее адрес и будете писать ей, напишите от нас сердечный привет. Да не мешало бы пожурить ее, что она так скоро забывает своих старых друзей? От дедушки ее (М(итрополита) К(ирилла)) получил недавно поклон с оказией. Он сейчас в Яны-Кургане – не так далеко от нас. Хотелось бы написать ему, да не знаю его ни фамилии, ни имени с отчеством.

Мы живем под Дамокловым мечом. На днях опять был намек на уюк (?). Нет-нет, да и напомнит о себе несчастный!..

Приветствуем с праздником Благов(ещения) Пр(е-святой) Б(огороди)цы. Насчет Постной триоди – если сейчас начать хлопотать, все равно – ко времени не удастся ее заполучить. А к будущей четыредесятнице и страстной есть надежда. У меня дома имеется еще экземпляр. Напишу брату, авось разыщет.

У нас все заморозки. Да, кажется, и у Вас зябко, а на беду все цветет у Вас. Как бы не повредило. Здесь совсем еще все мертво и не спешит цвести, даже травка чуть-чуть кое-где зеленеет.

По городу всюду пошло усиленное древонасаждение.

В школах – чистка. Много уволено преподавателей, в том числе и дух(овного) звания.

Скоро Пасха. От всей души привет мой и М(арии) И(вановны).

Часто вспоминаю Вас. Христос с Вами!

Будьте здоровы и благополучны.

Подпись.

* * *

24 авг(уста) / 6 сент(ября)

Дорогая Матушка!

Время приветствовать Вас со днем Вашего Ангела и Вашу дорогую семью с драгоценной именинницей!

Да хранит Господь Милосердный в добром здоровьи, благополучии и всяком утешении.

Как здоровье Старца Божия? Симочка писала о его болезни. Не смейте хворать у меня! Будьте все здоровы и бодры духом и телом.

Мы прозябаем в буквальном и переносном смыслах. Ночи становятся холодными, но днем еще тепло. Только ветрено.

Огород наш весь погиб. Все изрыли свиньи, оборвали коровы и козы. Оставалось несколько помидорин, и те погибли от нашествия иноплеменных. Да, здесь огород заводить – только нервы себе портить или уже загораживать, как следует. На будущий год огорожу каменной оградой.

Срок мой 9 ноября, но не надеюсь на лучшее.

И когда увижусь с Вами, не знаю. Конечно, если буду свободен, прежде всего, в Ташкент, и в Самарканд, и в Алма-Ату. Я так любил когда-то ездить.

На днях убил 2(-х) больших змей, ползли в нору под домом нашим. Одну перерубил пополам, и голова уползла все-таки под хату, а другая половина досталась мне. Да еще одна (3-я) убежала, пока ходил за палкой, чтобы убить ее. Несчастная, не могла подождать немного.

За хату наложили 30 р(ублей) в месяц. Боюсь, как бы и совсем не выгнали, когда казахи из юрт нахлынут сюда. Ведь эти хаты строены для них.

Мат(ушка) Мар(ия) Иван(овна) просит написать Вам ее привет и пожелания. Она заваливает себя работой, приютив у себя еще одну старушку ссыльную и священника (ссыльного). Оба беспомощные и бескровные – требуют больших забот.

Привет Старцу и дочурам.

Храни Вас Г(оспо)дь!

* * *

Молитва-исповедь507

Исповедую Господу Богу моему, Богу кающихся и Спасу согрешающих – Правосудному и Милосердому, Единому имущему власть оставлять человеком грехи, не отвергающему воздыханий мытаря, слез блудницы и веры разбойника – пред тобою, честный отче, Его свидетелем и служителем – все мои согрешения, до настоящего дня и часа содеянные словом, делом, помышлением, волею и неволею, ведением и неведением, в разуме и неразумии, всеми моими чувствами душевными и телесными.

Согрешил(а) я: маловерием, неверием, суеверием, сомнениями в Богооткровенных истинах святой нашей веры; малодушием, унынием, ропотом, отчаянием, невниманием к путям и явлениям промысла Божия в моей и других жизни; леностию и нерадением к трудам молитвы и служения Господу, забвением Его, неблагодарностию к Нему, необращением к Нему ума и сердца во всех и радостных, и скорбных обстоятельствах жизни моей, непокорностью Его святой воле и нетерпением Его испытаний.

Согрешил(а): частым предпочтением Ему мирских красот, благ, удовольствий, сладостей, удобств и приятностей земной жизни – вместо того, чтобы в Нем Едином полагать и иметь всю отраду и утешение жизни. С большим усердием служил(а) я как бы многим земным идолам вместо Его, Единого Истинного Бога, Которому должен(а) и хотел(а) бы поклоняться и служить всею моею душею, всем сердцем и помышлением моим.

Согрешил(а) я: неисполнением и постоянными нарушениями Заповедей Божиих, установлений Святой Церкви и Заветов ее святых Отцов и Учителей, указующих нам образ истинной жизни, достойной великого имени христианина и чада Отца Небесного.

Согрешил(а) я: всеми грехи, нарушающими должное отношение твари к Творцу, Господу и Спасителю моему, Завещавшему любить Его Единого всем сердцем, всею душою, всем помышлением нашим.

Согрешил(а) я: проявлением непослушания, непочтения к родителям и старшим моим, строптивостью, своеволием, самочинием и превозношением пред другими, гордостию и высокоумием, тщеславием, самолюбием, завистию, ненавистию, ревностию, оскорблениями, озлоблениями и огорчениями других – хулами, бранью, клеветою и ложью и всякого рода досаждениями, причинением вреда и ущерба или чести, или благосостоянию, или имуществу ближнего моего.

Согрешил(а): невниманием к себе – к своей душевной и телесной чистоте и непорочности – блужданием ума и возбуждением сердца и плотских чувств разного рода скверными и нечистыми мыслями, образами и пожеланиями и действиями, непристойными для души христианской – этой возлюбленной Христовой невесты, призванной к чистоте и святой любви Жениха Небесного.

Согрешил(а): очерствением, ожесточением и охлаждением моего сердца, нечувствием и ослаблением в себе сознания греховности и недостоинства пред Господом, пред Которым нечист всяк высокосердый и безчувственный к своей нечистоте и неисправности.

Согрешил(а): долгою нераскаянностию во грехах и беззаботностию о них, чем отгонял(а) от себя и отдалял(а) Духа Святого, ищущего для Своего обитания сердец чистых и пламенеющих любовию ко Господу.

Согрешил(а) всякого рода расхождениями моих поступков с требованиями и обязанностями, налагаемыми на нас великим, святым и неоцененным званием христианина, призываемого быть вожделенным чадом Отца Небесного, сонаследником и другом Христа Сына Божия и храмом Духа Святого, Утешителя и Питателя жизни нашей.

(N. B.: Здесь упомяни – если есть – особые какие грехи на совести)...

О всех сих, изреченных мною, согрешениях моих искренно жалею, сокрушенным сердцем каюсь и изъявляю волю и желание всячески блюстися впредь, призывая благодатную помощь и милосердое защищение Господа.

Ты же, отче мой духовный, прими мое теплое исповедание, помоги мне в немощах моих твоим руководством и молитвою, изреки мне прощение Божие и помолися о мне грешном(ой) ко Спасителю нашему, да не лишит и меня части избранных Своих, помилованных Его единою милостию и жалостию к созданию Своему!

Боже! Милостив буди мне грешному(-ной)!

Боже! Очисти мя грешного(-ную)!

Помяни мя, Господи, во царствии Твоем! Аминь508.

* * *

Письмо из Управления МБ РФ по Ярославской области. 1992 год

МИНИСТЕРСТВО БЕЗОПАСНОСТИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

192241, г(ород) Ленинград,

ул(ица) Турку, д(ом) 23, корп(ус) 3, кв. 70

УПРАВЛЕНИЕ

по Ярославской области

03.92 № 10/181-_________

На № _________________

г(ород) Ярославль

Сахарову М. С.

Уважаемый Михаил Сергеевич.

В архиве Управления М(инистерства) Б(езопасности) РФ по Ярославской области хранится следственное дело, возбужденное в апреле 1920 года чрезвычайной комиссией по борьбе с контрреволюцией, спекуляцией и преступлениями по должности при Ярославском губ(ернском) исполкоме, по которому проходит Петровых Иван Семенович (митрополит Иосиф). Обвинялся в том, что проводил агитацию и оказывал сопротивление выполнению распоряжения правительства о вскрытии святых мощей ростовских чудотворцев.

Постановлением президиума ВЧК от 26.07.1920 года Петровых И. С. осужден к заключению в концентрационный лагерь на 1 год условно с предупреждением о неведении агитации.

Архивное следственное дело в отношении Петровых И. С. для рассмотрения в порядке ст(атьи) 3 пункта б Закона Российской Федерации «О реабилитации жертв политических репрессий» вместе с Вашим заявлением направлено в прокуратуру Ярославской области.

С уважением

Начальник подразделения

Управления А. Н. Баглаев

Письмо из Управления КНБ по Южно-Казахстанской области

192241, г(ород) Санкт-Петербург

ул(ица) Турку, д(ом) 23, кор. 3, кв. 70

Сахарову М. С.

Уважаемый Михаил Сергеевич!

Управление КНБ по Южно-Казахстанской области, внимательно рассмотрев Ваше заявление, сообщает, что Петровых Иосиф Семёнович родился 15 декабря 1872 года в городе Устюжины Ленинградской области в семье мещан. Получил высшее богословское образование.

В 1930 году Петровых И. С. был выслан в Казахстан.

24 июня 1937 года он был арестован Мирзояновским Р(айонным) О(тделом) НКВД и помещен в тюрьму г(орода) Чимкента по обвинению в преступлениях, предусмотренных ст(атьей) 58 п(ункты) 10 и 11 УК РСФСР.

В обвинительном заключении от 19 ноября 1937 года отмечено, что Петровых И. С. проводил работу по концентрации контрреволюционных сил церковников вокруг контрреволюционной организации, вел вербовку новых её членов и организовывал контрреволюционные ячейки на местах.

Заседанием тройки УНКВД по Южно-Казахстанской области от 19 ноября 1937 года Петровых И. С., 1872 года рождения, приговорен к высшей мере наказания по ст(атье) 58–10 УК РСФСР. Приговор приведен в исполнение 20 ноября 1937 года.

В соответствии со ст(атьей) 1 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 16 января 1989 года «О дополнительных мерах по восстановлению справедливости в отношении жертв репрессий, имеющих место в период 30–40-х и начале 50-х годов» Петровых И. С. реабилитирован.

В соответствии со статьей 16 Закона Республики Казахстан от 14 апреля 1993 года «О реабилитации жертв массовых политических репрессий» родственники имеют право на ознакомление с документами только не процессуального характера. В этой связи выслать, к сожалению, в Ваш адрес копии допросов, протоколов не представляется возможным.

В дополнение сообщаем, что по заявлению директора Центрального государственного архива г(орода) Санкт-Петербурга Зерновой Т. А. нами высланы в адрес архива фотография Митрополита Иосифа и несколько личных писем, с которыми Вы можете ознакомиться или даже затребовать их при установлении прямого родства.

Зам. начальника УКНБ

Т. Ж. Жаркимбеков

* * *

480

ЦИАМ. Ф. 229. Оп. 4. Д. 5084. Л. 12.

481

ЦИАМ. Ф. 229. Оп. 4. Д. 5084. Л. 13.

482

Лидия Николаевна Герман – духовная дочь петербургского иосифлянина, протоиерея Сергия Тихомирова. В 1930 – арестована по обвинению в антисоветской пропаганде через «изготовление и распространение соответствующей литературы», то есть церковных документов иосифлян и Русской Православной Церкви за границей, приговорена к 3 годам ИТЛ и отправлена в лагерь.

483

Архив УФСБ СПб. Д. П-78806. Т. З. Л. 10–11.

484

Архив УФСБ СПб. Д. П-78806. Т. 4. Л. 288 об.

485

Имеется в виду Ростов Ярославской области.

486

Епископ Ямбургский Алексий (Симанский).

487

Протоиерей Александр Введенский и протопресвитер Владимир Красницкий.

488

Епископ Петергофский Николай (Ярушевич).

489

Письмо без даты, очевидно, написано весной 1926 года из Петрограда в Новгород.

490

Архиепископ Гдовский Димитрий (Любимов).

491

Татьяна Карловна, супруга протоиерея Александра Советова.

492

Вероятно, Мария Александровна Советова, мать протоиерея Александра.

493

Митрополит Агафангел (Преображенский), скончавшийся 16 октября 1928 года.

494

Архиепископ Угличский Серафим (Самойлович).

495

Архив УФСБ СПб. ЛО. Д. П-83017. Т. 6. Л. 241–246 об.; 248, 251–252 об.

496

Архив УФСБ СПб. ЛО. Д. П-83017. Т. 6. Л. 249.

497

Александра Владимировна Сакулина, родилась в 1872. Председатель приходского совета Тихвинской церкви Александро-Невской Лавры. 7 декабря 1930 – арестована по групповому делу ИПЦ. 13 апреля 1931 – приговорена к ВМН и расстреляна (Архив УФСБ СПб. ЛО. Д. П-77463).

498

Епископ Шлиссельбургский Григорий (Лебедев).

499

Архив УФСБ СПб. ЛО. Д. П-83017. Т. 6. Л. 285–287, 290–295, 297–300.

500

Архив УФСБ СПб. ЛО. Д. П-83017. Т. 6. Л. 303, 307, 312–313.

501

Архив УФСБ СПб. ЛО. Д. П-83017. Т. 6. Л. 307.

502

Архив УФСБ СПб. ЛО. Д. П-83017. Т. 6. Л. 312–313.

503

ЦА ФСБ РФ. Дело «Всесоюзной организации ИПЦ».

504

Так именовались тогда казахи.

505

ГА РФ. Ф. Р-8409. Оп. 1. Д. 1118. Л. 62–62 об., 65.

506

Речь идет о Лидии Николаевне Фокиной (ее именины 23 марта по ст(арому) ст(илю)). Она, как и митрополит Кирилл, была арестована в 1934 году и отправлена в Мариинское отделение Сиблага и, по-видимому, не могла сообщить о себе.

507

Написана рукой митрополита, сохранилась в архиве Синицких.

508

Медведева Н. А., Медведев Г. Н. «Чем глубже скорбь, тем ближе Бог…»: Жизненный путь протоиерея Григория Синицкого. М.: ПСТГУ, 2010. С. 141–145.


Источник: Священномученик Иосиф, Митрополит Петроградский : Жизнеописание и труды / Сост.: М.С. Сахаров и Л.Е. Сикорская. - Изд. 2-е, испр. и доп. - Москва : Братонеж ; Санкт-Петербург : Кифа, 2011. - 647 с., [40] ил., портр., факс. (Новомученики и исповедники российские перед лицом богоборческой власти).

Комментарии для сайта Cackle