Источник

О почитании мощей святых угодников Божиих

I. Православное учение о почитании мощей святых Угодников Божиих

Слово Божие или священное Писание учит, что Бог от века знает Своих праведников и прославляет их: в течение земной жизни призванием в руководители народные (Моисей, цари Давид и Соломон, пророки), откровениями, чудесами, так что они являются среди народа светильниками духовными (Мф. 5:14). В смерти прославляет их мученического кончиною или блаженным без смерти переселением на небо (Илия и Энох); на небе– общением с Собою, облачением в белые одежды, увенчанием золотыми венцами. Самые тела их, оставшиеся на земле, Бог прославляет чудесами и нетлением. (Прем. 2:3,22. 1Тим. 1:8–10).

И совершается пред всеми в течение многих веков великое чудо: изъятые из тления части тела угодника Божия, кости его, части его костей исполняются благоухания святыни и источают чудеса исцеления.

И прочие люди, которые сподобятся небесного жительства, будут иметь, по воскресении, нетленное тело, сообразно славному телу Иисуса Христа (Флп. 3:20–21). Но св. угодники Хр. Церкви, как чистые сосуды благодати Духа Св., Плоти и Крови Спасителя, успевают еще в земной жизни очистить свое тело от греха настолько, что оно силою той же благодати преобразуется из перстного (1Кор. 15:49), из тленного в нетленное (1Кор. 15:53), и поскольку благодать Божия пребывает с ним и по смерти, то оно становится способным к чудотворению. Представляя собою жертву святую, благоугодную Богу, св. мощи заслуживают, по учению вселенской православной Церкви, такого же почитания, как и образы св. угодников и прочие священные предметы.

Православный Катехизис учит, что воздавая надлежащее почитание угодникам Божиим, переселившимися душами своими на небо, потому особенно, что в них почивал и почивает Сам Бог, «един Святый и во Святых почивающий», св. Церковь, естественно, вместе с тем чествует и оставшиеся на земле мощи или телеса угодников, которые также удостоились быть храмами Св. Духа (1Кор. 6:19. Срав. 3,19,17) и другие останки святых, получившие от них освящение, каковы–риза и пояс Богоматери, вериги св. ап. Петра и т. п.

Таким образом Церковь, почитая св. мощи угодников, почитает не плоть и кровь и не прах от умерших людей, а почитает благодатную силу Божию, проявляющуюся чрез св. мощи в дивных знамениях и чудесах. Это столь естественное чествование св. мощей и других останков угодников Божиих находит для себя твердое основание в том, что Сам Бог благоволит почитать те и другие тела своих избранных бесчисленными знамениями и чудесами: так, в свящ. Писании читаем, что тело одного мертвеца едва только коснулось костям пророка Елисея, во гробе его, тотчас ожило, и мертвый восстал (4Цар. 13:21). В целом ли виде сохранилось тело св. пророка Елисея? Нет, оно все предалось земле; нетленными остались только кости пророка Божия. «И умер Елисей, и похоронили его, говорится в слове Божием. И полчища Моавитян пришли в землю в следующем году. И было, что когда погребали одного человека, то, увидев это полчище, погребавшие бросили того человека в гроб Елисеев, и он при падении своем коснулся костей Елисея, и ожил, и встал на ноги». Кто дерзнет усомниться в том, что кости св. пророка были сосудом животворящей силы Божией, хотя тело его и предалось тлению!

II. Основания из слова Божия для православного учения о почитании святых мощей

Священное Писание свидетельствует, что почитание мощей существовало еще в ветхозав. Церкви. Так, в книге Исход рассказывается, как Моисей, при выходе евреев из Египта, взял с собою кости Иосифа (Исх. 13:19).

Благочестивый царь Иудейский Осия сжег множество костей умерших людей, но кости пророка Божия повелел оставить в покое и не трогать:

4Цар. 23:18. И сказал он: оставьте его в покое, никто не трогай костей его. И сохранили кости его и кости пророка, который приходил из Самарии.

В той же книге рассказывается и о чудесном воскресении одного мертвеца чрез прикосновение к мощам пророка Елисея (4Цар. 13:21).

А премудрый Соломон прямо говорит, что «Бог создал человека для нетления и соделал его образом вечного бытия Своего» (Прем. 2:23).

Св. Писание свидетельствует также, что даже одежда праведных людей прославлялась от Господа – силою чудотворения:

4Цар. 2:14. И взял милот Илии, упавшую с него, и ударил ею по воде и сказал: где Господь, Бог Илии,–Он Самый? и ударил по воде, и она расступилась туда и сюда, и перешел Елисей.

Кровоточивая женщина с верою прикоснулась к одежде Иисуса Христа и получила исцеление, ибо говорила: если хотя к одежде Его прикоснусь, то выздоровею:

Мк. 5:28–29. И тотчас иссяк у ней источник крови, и она ощутила в теле, что исцелена от болезни.

Платки и полотенца ап. Павла, полагавшиеся в его отсутствии на недужных и одержимых бесами, исцеляли болезни и прогоняли нечистых духов:

Деян. 19:12. Так что на больных возлагали платки и опоясания с тела его, и у них прекращались болезни, и злые духи выходили из них.

Даже тень ап. Петра имела чудесную силу:

Деян. 5:15. Так что выносили больных на улицы, и полагали на постелях и кроватях, дабы хотя тень проходящего Петра осенила кого из них.

Итак, если платки и опоясанья и даже тень апостолов имела чудодейственную силу, то неужели не имели таковой силы самые тела св. апостолов?

Псалмопевец Давид говорит о праведниках:

Пс. 33:21. Он (Бог) хранит все кости его; ни одна из них не сокрушится.

В другом месте тот же псалмопевец, пророчествуя о Христе, говорить:

Пс. 15:10. Ибо ты не оставишь души моей в аде и не дашь святому Твоему увидеть тление.

Но так как Христос был не только Бог, но и человек безгрешный, то и пророчество о нетлении тела Христова относится вместе и к телам Его последователей, по слову ап. Павла:

1Кор. 15:49. И как мы носили образ перстного, будем носить и образ небесного.

Премудрый Иисус, сын Сирахов, говорит о двенадцати пророках, уже давно почивших:

Сир. 49:12. Процветут кости их от места своего.

По успении Елисея, пророчествовало тело его:

Сир. 48:14. И по успении его (Елисея), пророчествовало тело его.

Если сила Христова нетленна, то нет ничего удивительного, что она, вселяясь в человека, делает и тело его нетленным, ибо сказано:

2Тим. 1:10. Открывшейся же ныне (благодати) явлением Спасителя нашего Иисуса Христа, разрушившего смерть и явившего жизнь и нетление через благовестие.

Мф. 27:52. И гробы отверзлись; и многия тела усопших святых воскресли.

Притч. 10:7. Память праведника пребудет благословенна, а имя нечестивых омерзеет.

III. Основания из священного Предания для православного учения о почитании святых мощей

Истина нетления святых мощей, возвещаемая словом Божиим, неразрывно связанная со всем строем Богооткровенного учения веры и благочестия, засвидетельствована и уяснена священным Преданием и учением отцев Церкви, как восточной, так и западной.

Воскресением Спасителя побеждена власть смерти, и нетление святых есть уже ясное подтверждение победы (1Кор. 15:54). Затем, по христианскому учению, тело есть не только орган души, но и храм Св. Духа (1Кор. 6:19–20), а потому, наравне с душою, оно принимает участие и в прославлении усопшего праведника. На этом же основании и тело усопшего христианина с такими почестями провожается до могилы. Честные же останки других христиан, праведников, начиная с Иоанна Крестителя, ревностно чествуются христианами. Глава I. Крестителя даже несколько раз попадала в руки врагов христианства, напр., Юлиана Отступника, которые неоднократно пытались уничтожить ее, по Господь всякий раз сохранял ее для благоговейных почитателей (Блаж. Феод. Церк. Ист., кн. 3. гл. 7:10). Точно также чествовались и нетленные останки св. апостолов, как свидетельствуют о том св. И. Златоуст, говорящий о почитании костей св. ап. Петра и Павла, бл. Иероним, ист. Евсевий (Церк. ист. кн. 8) и др. Из 3 века мы находим известия, что христиане с благоговением собирают кости св. мучеников Игнатия Богоносца и Поликарпа Смирнского, как «драгоценное сокровище, более дорогое, чем все камни и золото» (Евсевий Ц. ист. кн. 4, гл. 15).

Из 3 же века мы находим еще больше указаний на почитание св. мощей. Язычники нарочно старались истреблять тела св. мучеников, чтобы они не доставались христианам для почитания, почему и бросали св. мощи то в огонь, то в воду, и т. п. (Евсевий, Ц. ист. к. 8, гл. 6).

В 4 же веке, после утверждения христианства, мощи святых, сокрытые раньше от язычников, начинают даже откапывать из земли. С этого же времени, при открытии мощей, начинают производить особые исследования, и лучшим подтверждением истинности мощей считаются чудеса от них. Так поступил, напр., Амвросий при открытии мощей св. мучеников Гервасия и Протасия: «Вы сами видели многих,–говорит он в слове при открытии мощей,–которые тотчас же исцелялись, лишь только прикасались руками к одежде святых» (Письмо 22, 9).

Св. Василий Великий в слове своем на память св. мученика Мамонта пишет: «всем известны чудеса, которыми святый мученик одним здравие, другим живот подавал». А в слове о св. мученице Иулите св. Василий Великий пишет: что когда ее мощи были принесены в одно безводное место, то из земли явился источник приятной воды, почему все обитатели того места св. Иулиту назвали своею питательницею.

Догмат о почитании св. мощей утвержден VII всел. собором, который мощи святых называет источниками исцелений и не почитающих оные подвергает наказанию. «Господь наш Иисус Христос, говорится в определении собора, даровал нам мощи святых, как спасительные источники, многообразно изливающие благодеяния на немощных. Итак, дерзнувшие отвергать мощи мучеников, о которых знали, что они подлинные и истинные: если кто епископы или клирики, –да низложатся, а если иноки и миряне, – да лишатся приобщения» (Деян. соб. пр. 3 и 7). Тот же 7-й вселенский собор определил, чтобы святые мощи полагаемы были в церквах при освящении их, и за неисполнение этого угрожает извержением из сана епископа (Прославл. святых. Прот. П. Смирнов, стр. 58–59).

Из Греческой Церкви, после принятия христианства, почитание св. мощей перешло и в Русскую Церковь. Сначала у нас почитались св. мощи,· принесенные с Востока, а затем появились и свои российские.

История нашей русской православной Церкви, верной хранительницы учения вселенской Церкви, всегда представляла и представляет множество свидетельств о проявлении благодатной чудодейственной силы Божией при мощах угодников Божиих. «Некоторые телеса праведников, говорит митр. Филарет, подобятся лавровым и некоторым другим деревам, во время самой зимы очевидно растущим и зеленеющим: «хранимые Господом кости их» (Пс. 33:21) и после смерти являют в себе, яко тук и масть, духовную силу жизни, чудесно изливающуюся и на то, что их окружает: их телеса прежде общего воскресения процветают начатками нетления.»

«Как сосуд, в котором долго хранится благовонная масть, заимствует от нее силу благоухания; так самое тело христианина, в котором постоянно обитает благодатная сила Христова, проницается ею во всем составе своем и даже благоухает ею для других», говорит тот же м. Филарет.

Итак, что же в св. Церкви почитается под именем мощей?

В обширном смысле под мощами разумеется тело каждого умершего христианина. Так в чине погребения усопших говорится: «Взявше мощи усопшего, отходим (с ними) во храм». Но собственно под св. мощами разумеются честные останки св. угодников Божиих.Однако и здесь слово «мощи» имеет разное значение. Мощами называются прежде всего кости св. угодников. Так, мы приводили уже древние свидетельства о почитании христианами костей св. мучеников Игнатия Богоносца и Поликарпа Смирнского. Церковный историк Евсевий, говоря о перенесении в 4 в. мощей св. ап. Луки и Тимофея, добавляет, что «патриарх держал их у себя на коленах в небольших ковчежцах, или ящиках» (Ц. истор. кн. 8). Очевидно, в этих ковчежцах могли уместиться только кости св. апостолов.

Слово мощи у наших предков означало главным образом кости. В 1472 году в Москве по случаю перестройки Успенского собора открывали гробы митрополитов для осмотра их тел и вот, как пишется в одной летописи: «Иону цела суща обретоша, Фотия же цела суща не всего, а Киприяна всего истлевша, едины мощи» (Собр. русск. лет. Т. VI, стр. 196).

Но обычно верующий народ наш православны разумеет под св. мощами только целые тела усопших святых, сохранившиеся нетленными. Однако не надо забывать, что некоторая часть тела и этих мощей подвергается обычно тлению, во исполнение слов Божиих, что человек «земля есть и в землю отыдет» (Быт 3:19), и как бы во свидетельство того, что остальное тело сохранено не силою природы, а чудом Божиим.

Такие мощи сохраняют светлый или желтоватый вид усопшего, издают часто благоухание и источают иногда св. миро. Некоторые мощи сохраняют настолько натуральный вид, что отличаются даже мягкостью и гибкостью членов. В таком именно состоянии находятся на о. Корфу мощи св. Спиридона Тримифунтского. Свыше 1,5 тысячи лет лежат они в сыром и жарком климате, однако сохранили мягкость и гибкость членов, которые особенно обнаруживаются при перекладывании их в особый ковчег для ношения по городу. Ученые всех стран приходят подивиться силе Божией, сохранившей чудесно мощи св. угодника (Арсений, Летоп. Церк. событий, срт. 564 и дал.). Такою же гибкостью членов отличаются у нас и мощи св. князя Глеба, сына Андрея Боголюбского, находящиеся в г. Владимире.

Наконец, некоторые св. мощи хранятся растворенными в особой жидкости, или мире, каковы, напр., мощи святит. Николая Мирликийского Чудотворца. Они находятся теперь в г. Барах, в Южной Италии. Под престолом церкви, на небольшом углублении, стоит массивная мраморная гробница, покрытая тяжелой крышкой. В последней есть небольшое отверстие, проникши к которому, можно различать внутренность гробницы, наполовину наполненную особой светлой жидкостью, или св. миром. В этом-то мире и растворилось тело Святителя, только белые кости лежат на дне гробницы.

Из всего сказанного, как необходимое следствие, вытекает все церковное убеждение, что как с одной стороны нетление тела не есть еще признак святости человека, так с другой стороны и для святости, т. е. для причтения к лику святых угодников Божиих, не требуется непременно открытия его мощей со всецелой их нетленностью. От многих угодников Божиих остались нетленными одни только кости. И почитаемые св. Церковью за мощи святые кости сии источали чудеса исцеления. «Святое тело (преподобного Нила Столбенского † 1554 г.) земле предадеся,–читаем в истории открытия мощей преподобного,– а мощи (т. е. кости) его целы все». И, как пишет о Мощах препод. Иосиф Волоколамский, «сия кости–персть видятся и земля, но обаче бесом суть страшна, и слепых просвещают, и прокаженных, и расслабленных и всякие болезни уврачают» (Просвет. 7 сл.). «Воистину чудо преславно, яко кости наги источают исцеления» (митр. Даниил); «чудо преславно воистину: кости голы, сухи на всякия недуги и болезни исцеления точат и бесов прогоняют» (Зиновий Отен.). Истинно слово Писания и всякого приятия достойно – «хранит Господь кости праведного» (Пс. 33:21) и по смерти его они «пророчествуют» (Сир. 48:14 – 15). И наоборот, в церковной истории известны некоторые нетленные (всецело) тела, которые однако ж не почитаются за мощи угодников Божиих. Так, в Лубенском монастыре почивает нетленное тело Констаптипопольского патриарха Афанасия, умершего (5 Апр. 1644 г.) в России (История Иерарх. V, 25), в Киево-Печерской лавре почивает нетленное тело митр. Тобольского Игнатия, умершого 4 ноября 1770 года (Филарет. Обзор Литерат. кн. 2. § 52). В 1724 году от 23 ноября, Киевский архиерей Варлаам Ванатович в донесении своем св. синоду писал, что в Киевских городках Готве и Сорочинцах при рытии могил, для погребения покойников, найдены были два неистлевших женских тела, которые он сам лично видел и которые нетленны и целы. «Якоже и необычно есть видети нетленные мощи, но понеже ни единого достоверного свидетельства чудодействия их не обреталось», то они и не были почтены поклонением, которое воздается мощам святых8.

Что же собственно почитается в Церкви главным и истинным основанием для канонизации святого?

Вся история канонизации святых у нас, в русской православной Церкви. с непреложной очевидностью утверждает, что единственным общим церковным основанием для причтения усопшего подвижника благочестия к лику святых служило в нашей Церкви с самого ее начала и до позднейшего времени святость жизни, непорочная кончина и прославление усопшего подвижника даром чудотворений. Только того усопшего причисляет Церковь к лику святых, по молитвам которого получаются чудотворения те или другие, и только тогда причисляет, когда сумма известных, тщательно, со всею строгостью проверенных чудотворений от него бывает достаточна,–словом, того почившего подвижника и праведника Церковь прославляет и причисляет к лику святых, относительно кого не могло возникнуть резонных сомнений, что по молитвам его совершаются те или другие чудеса.

Придавая такое значение чудесам, православная Русская Церковь особливое обращала внимание на проверку их, дабы естественное и ложное, хотя бы произведенное и благочестивой фантазией, не принять за чудо. В этих заботах Церковь подробно, иногда под присягой, расспрашивает всех тех, которые на себе испытали чудесное действие от молитв усопших.

Как подобает чествовать святые мощи?

Почитание св. мощей так выражается в православной Церкви: а) в торжественном открытии и перенесении их; в) в благоговейном собирании и хранении их; в) в построении над ними св. храмов и алтарей; г) в установлении празднеств в честь открытия или перенесения их; д) в путешествиях ко св. гробницам и в украшении их и е) в обязательном правиле Церкви полагать св. мощи в основание алтарей, или же хранить их на престоле в св. антиминсе (Догм. Богосл. м. Макария,т. 2, ст. 567–568, изд. 1895), ж) возжением свечей, з) каждением фимиама, и) лобызанием, и) почитательным молитвенным поклонением, потому что мощи суть святые и богоугодные Богу (Рим. 12:1). «Господь наш Иисус Христос даровал нам мощи святых, как спасительные источники, многообразно изливающие благодеяния на немощных» (VI Деян. VII всел. соб.).

Какое значение имеют мощи святых угодников Божиих для миссии Церкви Божией?

Ответим на это словами из одной старопечатной книги: «Да знаете, яко все веры прочии, иже верами зовутся, не суть, веры, но прелести... И почто не суть достойны называться верами: того ради, яко ни едина от них не вмещает Духа Святого даровании, ни пришествия Его сподобляется, ниже мощи чинят, ниже освящаются. Наша же восточная вера истинная и не прелестная, Духа Святого дарования вмещает, пришествия Его сподобляется: освящаются богоугодницы, и просвещают, и в Боговидение приходят, богословствуют, от Духа наставляемы, по совлечении ветхого человека и по смерти тело нетленно богоугодников пребывает, вонями благоуханными благоухает, и чудотворят кости мертвые с верою приходящим, и во имя святого милости от Бога в своих нуждах ищущим·, еже в прочих верах ни в единой ничтоже о сих обрящеши, ниже услышиши, но еще блазнь и ругание со смехом на действа и благодать даров Духа Святого, яко от неверных, узриши» (Кирил. кн. л. 527 и об. 10 посл. Мелет, изд. 1876 г. Ср. Кн. о вере л. 103 об.). Таким образом появление чудотворящих мощей св. угодников Божиих в Церкви служит свидетельством благодати и истины, живущей в сей Церкви. У раскольников, протестантов и в других еретических церквах и общинах нет св. мощей.

III. Возражения заблудшего и ответы православного сына Церкви

Заблудший . Почитать св. мощи, т. е. выносить их из усыпальниц и украшать, лобызать, не следует и нет для сего основания в слове Божием.

Православный . Как же их не почитать, когда они удостоились быть храмами Св. Духа (1Кор. 6:19)? Сам Бог прославляет их бесчисленными чудесами и нетлением, – нам ли противиться этому?

Заблудший . Останки святых ветхозаветных всегда погребались и никогда не износились из земли для почитания (Быт. 49:29; 50:26).

Православный . Это потому, что иудейский народ был весьма склонен к идолопоклонству и от законного чествования останков легко мог увлечься к обоготворению. Кроме того, до совершения Господом Иисусом Христом искупления, никто из ветхозаветных праведников не был в состоянии прославленном.

Заблудший . Сам Бог предал погребению тело Моисеево, соделав даже гроб его неизвестным (Втор. 34:6).

Православный. Если евреи за одно избавление от Египта оставили Бога и стали искать всего в Моисее и ему все приписывать, то до какого бы нечестия дошли они по входе в землю обетованную, зная, где находятся останки Моисея? Посему-то и место погребения его сокрыто было, дабы Израиль не покланялся Моисею, как Богу.

Заблудший . Почитание св. мощей не согласно с духовным характером христианской религии, которая требует «поклонения Богу в духе и истине» (Ин. 4:23).

Православный . Почитание св. мощей нельзя считать несовместимым с духовностью христианства. Думать иначе значит впадать в излишнюю крайность, свойственную протестантизму. Так как человек состоит из души и тела, то и в религии должны принимать участие оба начала его природы: и если Богу угодно, чтобы мы «прославляли Его, по апостолу, в душах и телесех наших, яже суть Божия» (1Кор. 6:20), то Ему же угодно, по верованию Церкви, чтобы и праведники получали от Него прославление не только душою, по и телом своим.

Заблудший . Почитание св. мощей не согласно и с почитанием Единого Господа, является как бы идолослужением и подражанием древним язычникам, которые тоже думали, что христиане «почитают мощи святых за богов» (Евсевий, Ц. истор. кв. 8, гл. 6).

Православный . Однако то, что было простительно многобожникам – язычникам, совсем не извинительно нынешним христианам, которыми считают себя сектанты и протестанты. Наше почитание святых мощей весьма отлично от поклонения Господу, как преданность, напр., Государю весьма отлична от почтения к его слугам–сановникам. Наоборот, почитанием святых и св. мощей их мы лишь нагляднее выражаем свою веру во всемогущество Божие, которое, вопреки естественным законам, сохраняет тела святых от истления.

Заблудший . Иисус Христос указывал на созидание гробов пророческих и украшение рак праведных, как на дело укоризненное (Mф. 23:29).

Православный . Но из 30–32 ст. той же главы видно, что словами теми Господь осуждал иудеев не за то, что они созидают гробы пророков и украшают раки праведных, но за то, что, поступая таким образом, они осуждали своих за убийство пророков и праведных, а в то же время сами искали убить Самого Господа.

Заблудший . Верующие в Господа Бога предали погребению даже тело первомученика Стефана с великим плачем (Деян. 8:2).

Православный . Тогда останки святых почитали не тотчас по кончине их, но износили их для поклонения из недр земли уже впоследствии, когда Господь явил на это Свою волю. Так, останки св. пророка Аввакума, бывшие в Киле, и пр. Михея в Вирафсатии. нанесены из недр земли уже в царствование другого императора–Феодосия (Церков. Истор. ст. 541. Сиб. 1851 года).

Заблудший. Почитание останков святых не только бесполезно, как бездушных, но и суеверно.

Православный . Так рассуждать–дело не христианина. Разве известный мертвец воскрес от прикосновения к одушевленным костям Елисея– 4Цар. 13:21? Разве ризы Спасителя были одушевленные, от которых исцелилась кровоточивая жена? Разве имели души платки и повязки, бывшие на ап. Павле и по положении коих больные и бесноватые исцелялись? Разве останкам святых не присуща та же сила Божия, которая была присуща вышесказанным предметам? С другой стороны, не полезно ли чествовать останки святых, когда они наглядно уверяют нас в истинности воскресения?

Заблудший . Почитание мощей не составляет ли вид боготворения?

Православный. Нисколько, ибо мы поклоняемся не плоти и крови, по нетленному Духу Божию, коего достойнейший храм суть нетленные телеса праведников.

Заблудший . Тела мертвых иногда долгое время могут быть непричастными тлению, благодаря случайным, чисто внешним причинам, например: благодаря хорошему (сухому) местоположению и доброкачественному в нем воздуху, или благодаря разным натираниям благовонными мастями (бальзамированием). Так нельзя ли предположить, что нетление мощей есть только более продолжительное освобождение мертвого тела от разрушительного действия времени и явлений природы?

Православный . Делая такое возражение против почитания св. мощей, сектанты, обыкновенно, указывают на Киевские пещеры, на их якобы нарочитое приспособление для продолжительного хранения мертвых тел. Но если бы пещеры эти были приспособлены для хранения мертвых тел, то тогда все мертвые тела, в них находящиеся, разумеется, оставались бы нетленными. Между тем история этого не подтверждает. Когда Киев подвергся разгрому татар, нашествию Батыя, то русские скрывались от неприятеля, между прочим, и в Киевских пещерах. Но пещеры не спасли беглецов, и многие из них умерли там, то от голода, то от меча неприятеля. Если бы пещеры имели силу сохранять тела умерших нетленными, то, конечно, и тела этих умерших остались бы нетленными. Между тем они предались разложению и сгнили. Почему же одни тела в этих пещерах гниют, а другие пребывают нетленными? Очевидно, это зависит не от пещер, а от благодати Божией. Что же касается попытки сектантов объяснить нетление св. мощей так называемым бальзамированием умершего тела, то несостоятельность такого объяснения видна уже из того, что в православной Церкви нет обычая бальзамировать тела умерших. Кроме того, бальзамирование предохраняет тело умершего от тления только на время, мощи же святых угодников пребывают и пребудут до скончания века. Притом же многие праведники (напр., препод. Авраамий, Леонтий и Иаков Ростовские, Никита и Антоний Новгородские и другие) подвизались и страдали «посреде вод, и вод мутных, гнилости и всяких гадов исполненных. По кончине же своей тела их оставались в этих потопных водах» и, спустя много лет, явились нетленными и прославляются теперь православною Церковью. Очевидно, нетление тел этих праведников не могло уже зависеть ни от особого благоприятного местоположения их, ни от бальзамирования. А если так, то чем же объяснить нетление мощей этих праведников, как не присутствием в них благодати Божией?

Заблудший . Подвижники еще при жизни настолько изнуряют свое тело постом, что в нем не остается уже места тлению.

Православный . Во всяком теле усопшего всегда остается влага и другие элементы, подверженные тлению. При том же многие святые, оставившие после себя св. мощи, умерли в цветущем возрасте,–каковы, напр., князья Борис и Глеб и св. Димитрий Угличский, павшие от руки убийц в молодых летах. Другие же святые отличались полным и сырым сложением, напр., св. Тихон Воронежский, за год до смерти пораженный даже параличом.

Заблудший . Холод, или отсутствие теплоты предохраняет тело от разложения. Всем известно, как легко зимою или на леднике сохраняются замороженные вещи. То же, говорят, могло быть и с мощами.

Православный . Хотя мощи некоторых святых и были первоначально находимы во льду, то впоследствии они хранились совершенно в других условиях и, однако, не подвергались порче и тлению.

Так в 1540 г. приплыли на льдине по р. Мсте к селению Боровичам в колоде (открытом гробе) мощи неизвестного отрока, который назвал себя в сновидениях многим людям Иаковом. Сначала мощи были положены на берегу в часовне, затем их перенесли в Боровичский монастырь, а при патр. Никоне–в г. Валдай, где они и доселе пребывают нетленными.

Заблудший . Далее, отсутствие влаги и сухость воздуха тоже способствуют сохранению тела в целости. Так, в сухих и прохладных склепах, в которых есть значительная тяга воздуха и которые устроены на непроницаемой для влаги почве, тела умерших высушиваются и превращаются в некрасивые мумии, напр., в катакомбах Палермо, в склепах на С.-Готарде и пр.

Православный. Но мощи святых, находимые в подземных склепах и могилах, наоборот – долгое время пребывали в сырости. Так, гроб преподобного Сергия Радонежского был найден почти в воде. Однако, несмотря на 30-летнее пребывание в сырости, не только мощи преподобного сохранились, но и самые одежды его не подверглись тлению. То же было и с мощами святит. Митрофания Воронеж. В 1851 г., при исправлении кафедрального собора, найден был полуразрушившийся склеп, где похоронен был этот святитель. Гроб пробыл во влажном грунте чернозема 114 лет. Верхняя доска гроба вся истлела, боковые дубовые доски чрезвычайно обветшали и целой, сохранилась только нижняя доска, на которой лежало нетленное тело святителя.

Заблудший. Разобщение с атмосферным воздухом, при сильном давлении, тоже способствуют сохранению тел в целости. В Сибири и др. местах находили сохранившимися трупы животных и людей.

Под влиянием указанных условий (т. е. разобщения с воздухом и сильного давления), а особенно вследствие обилия в почве перегнойно-кислых соединений, вода оказывает здесь обратное действие, и вместо разложения – способствует сохранению тела.

Православный . Но хотя св. мощи были обретаемы и в болотистых местах, однако не при одинаковых условиях. Так, тело преп. Адриана Ондрусовского, брошенное убийцами среди болота, два года пролежало здесь под влиянием атмосферного воздуха, пока не было взято учениками его, по указанию им преподобного во сне.

При наличии других условий, здесь недостает однако весьма важного условия – разобщения с атмосферным воздухом. Точно также пролежало под палящими лучами солнца целых 5 лет и тело св. князя Глеба, брошенное его убийцами возле Днепра в лесу под колодою. Очевидец так описывает эти мощи, перенесенные впоследствии кн. Ярославом в особо устроенный для братьев мучеников храм. «Тела обоих братьев (Бориса и Глеба) были белы, как снег, ангельские лица их сияли небесным светом, а все место исполнилось благоуханием как бы от обильного фимиама».

Заблудший . Сохранение тела возможно еще, говорят, чрез окаменение его. Последнее часто бывает на почве, богатой минеральными растворами, особенно же кремнезема, Эти растворы проникают в поры тела, наполняют их и постепенно приводят тело к окаменению. С окаменением же можно сравнить и бальзамирование мумий.

Православны й. Христианские мощи никак нельзя сравнивать ни с окаменелостями, ни с мумиями. Вот как описываются, напр., в житии св. Амвросия Мед. мощи муч. Назария: «Мы видели (говорит современник открытия св. мощей) во гробе, в котором лежали мощи мученика, кровь, как бы сегодня истекшую. Голова же его вместе с волосами и бородой была так нетленна, что как бы сегодня положена во гроб, а лицо его было так светло, как бы сейчас омытое; и мы исполнились такого благоухания, которое превосходит всякие ароматы». Такое полное сохранение св. мощей совсем не походит на окаменение тела или на сохранение его в виде безобразной мумии. Притом мумия может храниться только в скрытом месте, подверженная же влиянию атмосферы, она постепенно разрушается. Тела же святых, открытые из-под спуда, несмотря на влияние атмосферы, прикосновение уст богомольцев, перенесение их с места на место и т. п., продолжают пребывать в нетлении и сохраняют благолепный вид почившего.

Заблудший . При почитании и поклонении св. мощам бывает, будто бы, немало обманов и злоупотреблений: говорят, что мощи бывают иногда подставные, – например, за мощи угодников выдаются кости обыкновенного человека. Иногда на разных местах и одновременно прославляются мощи одного имени. Что-нибудь одно: или святой имел несколько тел, что невозможно, или из всех этих тел одно только настоящее, действительно принадлежащее праведному, а все другие подложные. Да и не лучше ли, поэтому, совсем отменить почитание св. мощей, чем находиться под постоянным опасением впасть в подобное заблуждение?

Православный . Отнюдь не лучше. Если люди злоупотребляют известными предметами, обычаями, то нужно карать и исправлять злоупотребления, но не уничтожать ради последних полезные вещи и обычаи. Ежедневный опыт уверяет нас, что люди нередко злоупотребляют языком: произносят дурные слова, ругательства, ложные клятвы и т. и.; так не отрезать же языки ради этих злоупотреблений?

Что же касается возражения сектантов о том, что на разных местах и одновременно прославляются мощи одного имени,–то и здесь нет ничего удивительного, а тем более какого-либо злоупотребления, как утверждают сектанты.

Мощи св. угодников, особенно св. мучеников, часто не находятся в одном месте, но покоятся по частям в разных местах, как, например, части мощей св. Иоанна Крестителя. При том же в православной Церкви есть и соименные святые, могшие жить в разных местах и в разное время. И вот по смерти этих соименных святых, Господь благоволил прославить нетлением мощей того и другого. Отсюда и может происходить недоразумение, но не злоупотребление.

IV. Для миссионерской полемики с сектантами о почитании св. мощей


Тексты свящ. Писания, которыми сектанты оправдывают свое мудрование. Истинный смысл сих текстов. Тексты свящ. Писания, коими опровергается сектантское мудрование
I
Лев. 21:11И ни к какому умершему не должен он приступать; даже прикосновением к умершему отцу своему и матери своей он не должен осквернять себя. Чис. 9:6. Были люди, которые были не чисты от прикосновения к мертвым телам человеческим и не могли совершить Пасхи в тот день; и пришли они к Моисею и Аарону в тот день. Чис. 19:11. Кто прикоснется к мертвому телу какого-либо человека, нечист будет семь дней. Примеч . Ветхозаветный закон воспрещающий прикасаться к мертвым, еще не искупленным телам, сектанты силятся отнести и на тела искупленные новозаветных умерших и даже на тела угодников Божиих, соделавшихся храмом Божиим. Так смотреть, по учению Св. Писания, надобно было только на тела древних евреев, не искупленных кровью Христовой. Ныне тот закон прошел: Евр. 10:1. Наступили новые благодатные времена: Гал. 4:4. В Новом Завете тело облагодатствованного христианина, вместе с душою является обителью св. Духа; посему св. ап. Павел заповедует прославлять Бога и в телах и в душах, которые суть Божии (1Кор. 6:19–20). По новозаветному учению, тело является сотрудником и соучастником как в добрых, так и в порочных движениях души. Вследствие этого, оно вместе с душою является ответственным пред судом Божиим. Если душа снискала помилование на суде Божием, то и тело прославляется, и обратно: 2Кор. 5:10. Когда Иис. Христос умер, – жены мироносицы и Иосиф с Никодимом не возгнушались Его мертвым телом: Ин. 19:40; 20:1 (срав. 11:38–41). Также надобно с любовью относиться к телам и угодников – друзей Божиих. Посему св. Церковь почитает тела праведников – богоносцев: Лк. 11:27, всю жизнь служивших Христу. – Значит, сектанты заблуждаются, не почитая этих тел… Евр. 10:1. Закон, имея тень будущих благ, а не самый образ вещей, одними и теми же жертвами, каждый год постоянно приносимыми, никогда не может сделать совершенными приходящих с ними. Гал. 4:4. Но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего (Единородного), Который родился от жены, подчинился закону. 2Кор. 5:10. Всегда носим в теле мертвость Господа Иисуса, чтобы и жизнь Иисусова открылась в теле нашем. Ин. 19:40. И так они взяли тело Иисуса, и обвили его пеленами с благовониями, как обыкновенно погребают Иудеи. Ин. 20:1. В первый же день недели Мария Магдалина приходит ко гробу рано, когда было еще темно, и увидела Его (Христа). Лк. 11:27. Блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие!
II
Быт. 49:29. И заповедал он (Иаков) им, и сказал им: я прилагаюсь к народу моему; похороните меня с отцами моими в пещере, которая на поле Ефрона Хеттеянина. 50:20. И умер Иосиф ста десяти лет. И набальзамировали его, и положили его в ковчег в Египте. Втор. 34:5. И умер там Моисей, раб Господень, в земле Моавитской, по слову Господню; 6. и погребен на долине в земле Моавитской, против Веффегора, и никто не знает место погребения его даже до сего дня. Примеч . Эти тексты сектанты приводят в подтверждение той мысли, что как патриархи ветхозаветные и даже прор. Моисей не были почтены прославлением тел, их, так, говорят они, не следует никого прославлять и из новозаветных, хотя бы и великих людей. Обычай ветхозаветной Церкви погребать останки святых нисколько не говорит против учения православной Церкви о чествовании этих останков, и православная Церковь погребает их во исполнение приговора Божия: Быт. 3:19. А что останки святых в ветхозаветной Церкви никогда не износились из недр земли для благоговейного почитания –·на это были особые причины. В ветхом завете, до совершенного Христом искупления, не было ни одного праведника в состоянии прославления: Евр. 11:39–40. Кроме того, народ еврейский был весьма склонен к идолопоклонству, так что от законного почитания св. мощей он легко мог дойти до обоготворения и обожания их, что и было, по изъяснению св. отцев, причиной скрытия от евреев тела Моисея и даже места его погребения, а потому приведенные сектантами места нисколько не говорят против почитания св. мощей, открывшихся по воле Божией в новом завете и сохраняющихся нетленными целые сотни лет. Господь наш Иисус Христос, пришедший в мир во плоти и Своими крестными страданиями спасший нас от рабства диаволу, Христос, в котором обитала полнота Божества телесно: Кол. 2:9, основал на камне веры: Мф. 16:18 – Свою новозаветную Церковь, покланяющуюся Отцу Небесному в духе и истине: Ин. 4:23: эта духовность новозаветного Богопочитания проявляется в том, что обряды христианского богослужения проникнуты богатством внутреннего назидательного содержания, небесной таинственностью и возвышенностью, отличаясь от грубо-чувственных обрядов ветхозаветной религии. Отсюда, и христиане, выполняя эти обряды церковные. не должны опасаться заражения идолопоклонством. В частности, почитанием мощей воздается почитание благодати Христовой, обитавшей в теле подвижника, выражается прославление Бога, дивного во святых. Ясно отсюда, что в почитании мощей идолопоклонства нет никакого, ибо здесь, как и в прочих христианских обрядах, воссылается поклонение Богу. Быт. 3:19. В поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят; ибо прах ты, и в прах возвратишься. Евр. 11:39. И все сии, свидетельствованные в вере, не получили обещанного, 40. потому что Бог предусмотрел о нас нечто лучшее, дабы они не без нас достигли совершенства. Примеч . «Св. Злат. беседы на Мф. 5». Какая тому причина, –спрашивает св. Златоуст, – что Моисею, после бесчисленных трудов и бедствий, после сорокалетних попечении о народе, возбранен вход в ту землю, о которой было столько предсказаний и обетовании? Та, отвечает он, что допущение Моисея в обетованную землю не только не принесло бы пользы, но произвело бы большой вред, и для многих Иудеев послужило бы соблазном. Если они за одно избавление из Египта, оставивши Бога, стали искать всего в Моисее и ему все приписывать, то до какого бы дошли нечестия, когда бы увидели, что он ввел их в землю обетованную? Посему-то и место погребения его осталось неизвестным. Кор. 2:9. Ибо в Нем обитает вся полнота Божества телесно. Мф. 16:18. И Я говорю тебе: ты Петр9, и на сем камне Я создам церковь Мою, и врата ада не одолеют ее. Ин. 4:23. Но настанет время, и настало уже, когда истинные поклонники будут покланяться Отцу в духе и истине; ибо таких поклонников Отец ищет Себе.
III
Пс. 87:11. Разве над мертвыми Ты сотворишь чудо? Разве мертвые встанут и будут славить Тебя? Примеч . Вопреки очевидным и бесчисленным чудесам, исходящим от мощей св. угодников Божиих, сектанты приведенным текстом силится отвергать эти чудеса, не различая тел грешников, от тел новозаветных св.угодн. Божиих. По учению православной Церкви не мертвые творят чудеса, а чудодейственная сила Божия, неоскудно пребывающая на останках угодников Божиих. Св. угодники Божии своими не престанными подвигами, пребыванием в посте и молитве настолько приблизились ко Христу, что благодать Христова всецело проникла их не только духовную, по и телесную природу. Св. ап. Павел говорил о себе: уже не я живу, но живет во мне Христос: Гал. 2:20. Действительно, благодать Христова, озарявшая св. апостола, сделала и тело его чудотворным. Св. дееписатель повествует: Деян. 19:11–12. Итак, св. Лука, повествуя о чудесах, совершаемых чрез облагодатствованное тело апостола, говорит, что Бог творил чудеса руками Павла; здесь св. дееписатель дает понять, что тело апостола творило чудеса не само по себе, но потому, что было органом чудодейственной силы Божией. Так именно надо мыслить и о чудесах, исходящих от мощей. Эта чудодейственная сила Божия и демонов прогоняет, и душевные недуги исцеляет, и здравие телу ниспосылает, и, наконец, ею мертвые воскресают, кости пророчествуют: 4Цар. 13:21. Сир. 48:14 Гал. 2:20. И уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня. Деян. 19:11. Бог же творил немало чудес руками Павла. 12. Так что на больных возлагали платки и опоясания с тела его, и у них прекращались болезни, и злые духи выходили из них. 4Цар. 13:21. И было, что когда погребали одного человека, то, увидев это полчище, погребавшие бросили того человека в гроб Елисеев, и он при падении своем коснулся костей Елисея и ожил, и встал на ноги свои. Сир. 48:14. И по успении его (Елисея), пророчествовали кости его. Сир. 49:12. Процветают кости их (пророков) от места своего.
IV
Ис. 8:19. И когда скажут вам: обратитесь к вызывателям умерших и к чародеям, к шептунам и к чревовещателям, – тогда отвечайте: не должен ли народ обращаться к своему Богу? спрашивают ли мертвые о живых? Примеч. Развившееся среди язычников колдовство сектанты дерзают сравнивать с призыванием силы Божией чрез св. угодн. Божиих и их чудодейственные останки. Так как здесь говорится о язычниках, которые верили чревовещателям и спрашивали не только мертвых о живых, но также оракулов и даже истуканов, думая узнать от них будущее, то приведенное место не имеет ничего общего с почитанием св. мощей, о которых говорится: Исx. 13:19. В языческом мире были люди, занимавшиеся волхвованием и чревовещательством. Встречались среди таких волхвов и вызыватели мертвых. Но действия, производимые этими людьми, были в сущности–обманные. Исх. 13:19. И взял Моисей с собою кости Иосифа, ибо (Иосиф) клятвою заклял сынов Израилевых, сказав: посетит вас Бог, и вы с собою вынесите кости мои отсюда. Быт. 50:7–9. Кости патр. Иакова с большими почестями были отнесены из Египта в землю Ханаанскую.
V
Иер. 8:1. В то время, говорит Господь, выбросят кости царей Иуды, и кости князей его, и кости священников, и кости пророков, и кости жителей Иерусалима из гробов их; 2. и раскидают их пред солнцем и луною, и пред всем воинством небесным, которых они любили и которым они служили, и в след которых ходили, которых искали и которым покланялись; не уберут их и не похоронят; они будут навозом на земле. Примеч . Это пророчество сектанты безрассудно относят и к св. мощам новозаветных христиан, Самим Богом прославленным нетлением и чудотворением. Здесь, как видно из содержания всей означенной главы, Господь устами пророка обличает Иудеев за их идолослужение и коснение во зле: 8:5. За такое беззаконие, за приношение человеческих жертв на требище Тофетов, в долине Енномовой: Иер. 7:30–31, Господь наказывал еврейский народ, даже евреев умерших, наказывал тем, что предавал кости их посрамлению пред теми идолами, которым они покланялись: Иер. 34:20. Из последних мест гл. видно, какое страшное наказание постигает даже мертвых идолопоклонников. С другой стороны в Ветхом Завете находим ясные примеры того, как праведники и по смерти удостаиваются благоволения Божия. Мертвый чрез прикосновение к костям пророка Елисея ожил (4Цар. 13:21). В Новом Завете, где тело вместе с душою является обителью Св. Духа: 1Кор. 6:19, мы встречаем еще более многочисленные примеры посмертного прославления святых, в нетлении их тел и чудесах, -истекающих от святых телесных останков. Значит, приводимый сектантами текст (Иер. 8:1–2) о посмертном наказании грешных говорит против самих же сектантов, ибо из сего текста логически вытекает мысль и о посмертном прославлении телесных останков св. угодников Божиих. Грешники по смерти наказываются, следов., праведники награждаются. Иер. 8:5. Для чего этот народ, Иерусалим, находится в упорном отступничестве? они крепко держатся обмана и не хотят обратиться. 7:30. Ибо сыновья Иуды делают злое пред очами Моими, говорит Господь; поставили мерзости свои в доме, над которым наречено имя Мое, чтоб осквернить его; 31. и устроили высоты Тофета в долине сыновей Енномовых, чтобы сожигать сыновей своих, дочерей своих в огне, чего Я не повелевал, и что Мне на сердце не приходило. 34:20. Отдам их в руки врагов и в руки ищущих души их, и трупы их будут пищею птицам небесным и зверям земным. 1Кор. 6:19. Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа, которого имеете вы от Бога, и вы не свои? 20. Ибо вы куплены дорогою ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших, и в душах ваших, которые суть Божии.
VI
Mф 23:29. Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что строите гробницы пророкам и украшаете памятники праведников. Примеч . По ложному мнению сектантов выходит, что Господь обличал книжников и фарисеев за украшение гробниц праведников, а не за то, что они проливали и будут еще проливать кровь пророков и даже Самого Спасителя. Из приведенных слов видно, что Спаситель обличал Иудеев не за построение гробниц пророкам и украшение памятников для праведных, ибо это дело доброе, а за их лицемерие. Иудеи при всем своем нечестии в душе, старались казаться благочестивыми по внешности. Надлежащий смысл этого места не трудно понять, если взять во внимание последующие стихи 30 – 34 той же 23 гл. Мф. и то обстоятельство, что евреи искали убить и Самого Спасителя. В данной главе Христос строго осуждает фарисеев и за другие их лицемерно-совершаемые подвиги, за их чисто внешнее благочестие, но здесь же ясно показывает, что Он осуждает фарисеев не за самую религиозную обрядность, а за то, что она не соединялась с соответствующим ей внутренним настроением. Сие надлежало делать и того не оставлять: Мф. 23:23–25. Значит, напоминая об украшении пророческих гробниц, Спаситель порицает фарисеев не за это доброе дело, а за лицемерное отношение к нему. Украшая пророческие гробницы, иудеи должны были бы украшать и свою жизнь добрыми делами, но, так как жизнь их была преисполнена греха: ст. 25, то лицемерное почитание святых останков сделало иудеев еще более виновными пред Богом. Таким образом, Христос Спаситель здесь не только не запрещает почитания святых останков, а напротив, ясно указывает на величие и важность этого дела, заповедуя совершать его не наружно только, но и внутренне. Мф. 23:30 И говорите: если бы мы были во дни отцов наших, то не были бы сообщниками их в пролитии крови пророков; 31.таким образом вы сами против себя свидетельствуете, что вы сыновья тех, которые избили пророков; 32.дополняйте же меру отцов ваших. 33.Змии, порождения ехиднины! как убежите вы от осуждения в геенну? 34. Посему, вот, Я посылаю к вам пророков, и мудрых, и книжников; и вы иных убьете, и распнете, а иных будете бить в синагогах ваших и гнать из города в город. Mф. 23:23. Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даете десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе, суд, милость и веру: сие надлежало делать, и того не оставлять. 24.Вожди слепые, оцеживающие комара, а верблюда поглощающие! 25.Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что очищаете внешность чаши и блюда, между тем как·внутри они полны хищения и неправды.
VII
Деян. 8:2. Стефана же погребли мужи благоговейные, и сделали великий плач по нем. Примеч . Если, говорят сектанты, первомучен. Стефана первые христиане погребли, а не оставили его тело для поклонения, то следует погребать и всех прочих мучеников и угодников Божиих. Если первые христиане погребли тело первомученика Стефана с великим плачем, но не воздали его останкам надлежащего почитания, какое стали воздавать им впоследствии, то поступили так не потому, чтобы религиозное чествование св. мощей было противно истинному почитанию, а потому, что на почитание останков св. Стефана еще не было тогда воли Божией, как она дана была на это впоследствии. Ибо вообще в православной Церкви св. мощи износятся из земли для поклонения лишь тогда, когда Господь благословит сие и изъявит на то Свою волю чрез откровение и чудеса, как это было впоследствии и с мощами архидиакона Стефана. Сравн. Деян. 2:27. 13:35. Господь Иисус Христос предсказывал ученикам как о Своей смерти, так и воскресении (Мф. 17:22–23). Когда Он испустил дух Свой на кресте, то св. жены мироносицы с учениками участвовали в погребении Христа. Гроб Жизнодавца был даже запечатан: Мф. 27:66. Провидению угодно было допустить это запечатание гробницы для того, чтобы очевиднее потом показать людям Божественное могущество Воскресшего. Поэтому святые, когда умирают, то погребаются, как и прочие люди, чтобы потом чрез чудеса, исходящие от мощей, очевиднее открылась благодатная сила, приосенившая святого. Деян. 2:27. Ибо Ты но оставишь души моей во аде и не дашь святому Твоему увидеть тление. 13:35. Посему и в другом месте говорит: не дашь Святому Твоему увидеть тление (Пс. 15:10) Примеч . Хотя здесь говорится о воскресении Христовом, но ап. Павел учит: 2Тим. 1:8 –10. Не стыдись свидетельства Господа нашего Иисуса Христа, разрушившего смерть и явившего жизнь и нетление чрез благовестие. 1Кор. 15:48. Каков перстный, таковы и перстные; и каков небесный, таковы и небесные; 49. и как мы носили образ перстного, будем носить и образ небесного. Мф. 27:66. Они пошли, и поставили у гроба стражу, и приложили к камню печать.
VIII
Деян. 13:36. Давид, в свое время послужив изволению Божию, почил, и приложился к отцам своим, и увидел тление; 37. а Тот, Которого Бог воскресил, не увидел тления. Примеч . Сектанты говорят: если и великий пророк Давид почил и увидел тление, то как же могут сохраняться нетленными другие менее славные святые. Нетление, говорят они, присуще только воскресшему Иисусу Христу. Здесь, как видно из предыдущих 30–31 ст., говорится о воскресении Христа, а отнюдь не о почитании св. мощей. При том в ветхом завете всякий человек (следов. и Давид) и телом, и душой был под законом, был лишен благодати, и только во времена благодати в новом завете воплощение Сына Божия освятило наше бренное тело, соделав его храмом Св. Духа: 1Кор. 6:14–19 (срав. 3:15–17). Наконец и Сам Иисус Христос говорил, что «верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит и больше сих сотворит (Ин. 14:12). Отсюда ясно, что если Господь воскрес с нетленным телом, то подобное нетление может быть присуще и верующим в Него. Деян. 13:30. Но Бог, воскресил Его из мертвых; 31. Он в продолжение многих дней являлся тем, которые вышли с Ним из Галилеи в Иерусалим и которые ныне суть свидетели Его пред народом. 1Кор. 6:14. Бог воскресил Господа, воскресит и вас силою Своею. 19. Не знаете ли, что·тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои.
IX
Иуд. 1:9. Михаил Архангел, когда говорил с диаволом, споря о Моисеевом теле, не смел произнести укоризненного суда, но сказал: да запретит тебе Господь. Сектанты утверждают, что «как диавол желал сделать известным Иудеям гроб Моисея и тело его, чтобы легче склонить их к идолопоклонству, но архангел Михаил запретил ему это, – так и мощи святых следует скрывать, а не полагать открыто для поклонения, чтобы не ввести людей в идолослужение. В ответ на это возраж. следует привести довод в п. II, добавив, что христиане не евреи. Чествование св. мощей есть не что иное, как чествование силы Христовой, воздвигающей новых светильников в христианском мире. Следовательно, никакого идолопоклонства здесь нет и ссылка сектантов на Иуд. 1:9 несправедлива. См. объясн. в п. 11. тексты к нему Быт.3:19. Евр. 11:39. Примеч . Божию произволению угодно было не только сокрыть гроб Моисея, но и взять живым на небо с телом пророков Илии и Эноха (Быт. 5:24; 4Цар. 2:11–12; 13:20); а потому из этого не следует, что и все тела угодников Божиих должны бы быть взяты на небо, дабы не ввести людей в идолослужение.
X
1Кор.15:50. Но то скажу вам, братья, что плоть и кровь не могут наследовать Царствия Божия, и тление не наследует нетления. Примеч. Этим текстом сектанты вопреки очевидности отвергают всякую возможность нетления тел святых. В этом месте апостол говорит об участии тела человеческого в будущей жизни, когда настанет день страшного суда: ст. 52, 53, а не о ближайшей участи тела, тотчас после смерти, а потому к почитанию благодати Божией, являемой чрез св. мощи, это место относиться не может. 1Кор. 15:52 Вдруг, во мгновение ока при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся; 53. ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему–облечься в бессмертие.
XI
2Кор. 5:16. Потому отныне мы никого не знаем по плоти; если же и знали Христа по плоти, то ныне уже не знаем. Если плотское Христа должно быть в забвении, то тем более плотское святых его, т. е. мощи святых должны быть забыты, говорят сектанты. Но такое толкование противоречит и св. Писанию. Тот же самый апостол прямо и ясно говорит, что тайна Тела и Крови Христовой (т. е. Евхаристия) установлена в воспоминание страданий и смерти Христа (1Кор. 11:25). Настоящий смысл приведенного места тот, что, после воскресения Иисуса Христа, нельзя видеть в Нем подобного жителям Назарета, сына плотника и соблазняться о Нем: Мф. 13:55–57. Мф. 13:55. Но плотников ли Он сын? Не Его ли мать называется Мария, и братья Его Иаков, и Иосий, и Симон, и Иуда? 56.И сестры Его не все ли между нами? откуда же у Него все это? 57.И соблазнялись о Нем. Иисус же сказал им: не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем и в доме своем.
XII
Сир. 17:25. От мертвого, как от несуществующего, нет прославления. Примеч . А потому, говорят сектанты, не может быть никакого прославления и от мощей св. угодников. Но нельзя того же сказать о праведниках. Их тела, по смерти, свидетельствуют о могуществе и славе Божией. Об этом говорится у того же Прем. Сираха 48:12–15, а потому, при виде этого Божия могущества, бываемого чрез мощи св. угодн., мы сами должны прославлять Бога. Сир. 48:12–15. Илия сокрыт был вихрем и Елисей исполнился духом его... Ничто не одолело его, и, по успении его, пророчествовало тело его. И при жизни своей совершал он чудеса и по смерти дивны были дела его
XIII
Флп. 3:20. Наше же жительство на небесах, откуда мы ожидаем и Спасителя, Господа нашего Иисуса Христа, 21. Который уничиженное тело наше преобразит так, что оно будет сообразно славному телу Его, силою, которою Он действует и покоряет Себе все. Примеч. Слово «уничиженное» сектанты относят и к телам почивших святых, соделавшихся источником чудотворений. Ап. Павел, правда, тела наши называет «уничиженными», но не в том смысле, как понимают сектанты, а в том только, что наши тела подвержены греху, болезням, – алчут, жаждут; этих недостатков не будут иметь тела небесные: 2Кор. 5:8; 1Кор. 15:51–53. Здесь же апостол говорит о прославлении христианских тел в будущей жизни, о том, что степени прославления праведников будут различны, что тленное облечется в бессмертие и т. д. Но у него здесь вовсе нет и речи о том, что обязательно каждое тело должно истлеть. Эту мысль о всеобщем нетлении сектанты насильно навязывают данному месту. 2Кор. 5:8. То мы благодушествуем и желаем лучше выйти из тела и водвориться у Господа. 1Кор. 15:51. Говорю вам тайну: не все мы умрем, но все мы изменимся 52.вдруг, во мгновение ока при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся; 53.ибо тленному сему, надлежит облечься в нетление, и смертному сему–облечься в бессмертие.

* * *

8

Описание документ, и дел, хранящ. в архиве Св. Синода Т. IV. № 510/61 стр. 526.

9

Камень


Источник: Миссионерский щит веры в ограждение от сектантских заблуждений / Сост. диакон Иоанн Смолин. - Санкт-Петербург : ред. журн. "Миссион. обозрение", 1904. - [2], XIV, 336 с.

Комментарии для сайта Cackle