Иоанн Кариофилл
Иоанн Кариофилл – греческий богослов XVII в., родился в дерконской епархии, близ Константинополя, учился в столичной патриаршей школе под руководством дидаскала Феофила Коридалевса, усвоившего лютеро-кальвинистические воззрения и сообщившего яд лжеучения своему блестящему ученику И. Кариофиллу. По побуждению учителя, И. К. написал сочинение по поводу слова «пресуществление», в действительности же против таинства евхаристии и распространил свою рукопись в греческом столичном обществе. О сочинении И. узнал современный вселенский патриарх Парфений II (1644 – 1645 г.), призвал И. К., изобличил в протестантизме и угрожал осудить на соборе, как еретика, если он не раскается. Но при посредстве тестя К., эконома великой церкви, – столкновение между патриархом и I. К. было улажено. Вслед затем сам К. анафематствовал лютеранскую ересь, отказался от воззрений, раскрытых в сочинении о таинстве евхаристии, получил прощение и назначен схолархом патриаршей школы в Константинополе. В течение 18 лет (1646–1664) К. с честью занимал должность схоларха, пользовался уважением учеников за прекрасное преподавание и почтен был даже званием великого логофета великой Христовой церкви. Но потом оказалось, что раскаяние И. К. в 1645 г. было неискреннее: он по-прежнему держался протестантских воззрений на таинство евхаристии и распространял в греческом народе свое лжеучение. Поэтому в 1691 г. константинопольский патриарх Каллиник II потребовал его на церковный суд. В патриарших палатах состоялся собор, пред которым К. и исповедал, что его сочинения и богословские мнения противоречат догматам православной церкви, и подписал соборное определение, которое гласило: «в каждой частице евхаристического хлеба и вина заключается не какая-либо часть тела и крови Христовых, но всецело Господь Христос, по Его сущности, т. е. с душою и божеством, совершенный человек и Бог; одно и то же тело Христово находится на небе и присутствует в таинстве, но оно не снисходит с неба, а хлеб и вино существенно претворяются в тело и кровь Христовы, и поэтому тело и кровь Господни истинны и действительны, оставаясь однако незримыми в таинстве, и хотя во вселенной приносится много евхаристических жертв, но Христос пребывает один».
В неделю православия 1691 г. патриарх Каллиник объявил в храме синодальное постановление, разорвав публично тетрадь с лжеучением К., и подверг анафеме всякого, кто имеет список с его рукописи и не предаст огню. К. вскоре удалился (1693 г.) в Болгарию, но, вероятно, не отказался от протестантских воззрений на евхаристию, полагая, что совершать таинство может и лицо, не имеющее посвящения, потому что «не священство, говорил К., а только вера христианская соделывает таинство». В 1695 г. иерусалимский патриарх Досифей издал сочинение Ἑγχειρίδιον κατὰ Ἰωάννου Καπυοφύλλου, в котором ставит последнего наряду с Лютером, Кальвином и некоторыми протестантствующими греческими богословами. К. скончался в самом конце XVII в. В 1697 г. он, по просьбе архонта Константина Кантакузина, опубликовал свое сочинение о недоумениях и разрешениях, или об исследовании и необходимых доказательствах некоторых догматов церкви (Ἐγχειρίδιον περί τινῶν ἀποριῶν καὶ λύσεων, ἢ περἰ ἐξετάσεως καὶ επιβαβαιώσεων ἀναγκαιων τινῶν τῆς ἐκκλησίας δογμάτων, παρὰ τοῦ σοφωτάτου καὶ λογιωτ´του διδασκάλου Ἰωάννου Καπύοφύλλου κτλ.). Кроме того, К. написал житие следующих греческих новомучеников: Иордана († 2 февраля 1650 г.), Иоанна († 20 декабря 1652 г.), Симеона трапезунтского († 14 авг. 1653 г.), Иоанна Влаха († 12 мая 1662 г.), Афанасия († 24 июля 1670 г,), Николая Карпенисиота († 23 сент. 1672 г.), Гавриила († 2 февр. 1676 г.), Киприана († 5 июля 1679 г.), Стаматия († 10 авг. 1680 г.), Дамаскина († 13 ноября 1681 г.) и Павла русского († 3 апреля 1683 г.). Этот мартиролог показывает, какое тяжелое время переживал греческий народ под турецким игом в эпоху жизни И. Кариофилла.
И. И. Соколов