Источник

63. Поучение на день рождества Крестителя Господня Иоанна

«Что убо отроча сие будет?» (Лк. 1:66).

Великим бесчестием считалось у Евреев не иметь детей, особенно для того, кто происходит из знатной царской или первосвященнической фамилии. А Захарий и Елисавета, происходившие от рода Ааронова, до старости не имели детей. И вот, наконец, Господь послал им чадо. Архангел Гавриил явился в алтаре и объявил Захарии, что молитва его услышана Богом и ему даруется на старость дитя. Он всю жизнь об этом молился и теперь молился и веровал, хотя старость колебала его веру. Уже одно явление небесного Ангела и при том в таком святом месте показывает, что рождение Иоанна есть дело Божие, и он будет служить для важной цели, для пользы Церкви и Отечества. Прозревал это несколько и Захария, который в пророческом духе по Рождестве Иоанна назвал его пророком Всевышнего и что он будет предтечей Иисуса Христа и спасет народ от врагов его. Не от внешних врагов, но от внутренних: от страстей и диавола спасал Иоанн, когда вступил на дело служения.

Когда у нас дитя рождается, то мы нередко спрашиваем о том: что будет с этим дитятей? Что убо, отроча, сие будет? И как часто отец и мать все старание свое употребляют, много внимания обращают, много капитала теряют на воспитание сына своего, а о том не знают: что, отроча, сие будет? Да хотя бы и думали об этом и спрашивали, то все же не предугадали бы, а если бы и предугадывали что-либо о нем, то их предсказание было бы неверно. Как часто мать думает, что ее дитя будет кормить ее на старость, а выходит из него иногда такой негодяй, что отнимает у матери последний кусок хлеба, да еще наносит величайшие оскорбления на старость. Иной купец в лице младенца сына своего гадает, что он будет большой капиталист. А между тем чаще бывает то, что сын и отцовский капитал проматывает. Иной воин видит в лице своего сына-младенца будущего храброго героя и завоевателя, но выходит иногда то, что сын его вовсе не способен к военной службе. Словом, все родители и много думают, и много гадают о будущей участи дитяти, но поскольку это не пророчество, а одно гадание, мечта, то нередко бывает то, что их дитя, когда вырастет, то наносит им величайшие скорби и убивает их жизнь. Особенно у богатых и знатных людей. Дети, выросшие на руках нянюшек и матушек, до того иногда выходят испорченные нравом, что ни к чему делаются негодными. Не мир, но пустыня воспитала Иоанна для великой и важной Божией цели и для служения Богу при помощи Духа Божия.

В настоящее время много есть школ и училищ для воспитания детей, но сии школы нередко портят детей. Одна только школа непогрешима – Церковь Божия: здесь учителем сам Господь наш Иисус Христос и Дух Святый, здесь наставники, Пророки и Апостолы и вселенские учители. Чему бы ты ни учил свое дитя, но если только ты успел выучить его Божиему писанию, сделал его кротким и благочестивым, и боящимся Бога, то ты все тогда для него сделал, тогда ты не будешь за него отвечать пред Богом. «Кто знает Христа, тот все знает, хотя бы он ничего другого не знал», – сказал один святой отец. Благочестие на все полезно, а прочие науки и искусства часто обращаются в острый нож для родителей и детей. О! сколь многим родителям придется отвечать пред Богом за нехристианское воспитание своих детей, которых они не поучали благочестию и святости жизни.

Святый Предтече и Крестителю Господень Иоанне, моли Бога о нас, грешных! Аминь.


Источник: Простые и краткие поучения протоиерея Василия Бандакова – Изд. пятое, испр. В 11 томах. Москва: Изд. книготорговца А.Д. Ступина, 1900. Т. 1. – 384, IV с.

Комментарии для сайта Cackle