Дионисий Aлександрийский (Великий)1333
Дионисий родился приблизительно в конце II в. от богатых родителей, получил хорошее образование и после обращения в христианство был учеником Оригена, оказавшего большое влияние на его образ мыслей. После изгнания Оригена из Александрии в 231 или 232 г. главой катехизической школы сделался Иракл, но вскоре после этого епископ Димитрий скончался, Иракл занял его кафедру, а огласительная школа была поручена Дионисию, который руководил ею в течение шестнадцати лет епископства Иракла. В 247 г. после кончины Иракла Дионисий был избран епископом Александрии. В 248 или 249 г. в конце царствования Филиппа Аравитянина александрийские христиане подверглись гонению со стороны черни, возбужденной против них каким-то предсказателем. В 250 г. разразилось гонение Декия. Дионисий четыре дня ожидал ареста в собственном доме. Взятый под стражу на пятый день, он был освобожден крестьянами, прибежавшими со свадебной пирушки, и насильственно отвезен ими в безопасное место. В гонение Валериана 257–258 гг. Дионисий мужественно исповедал свою веру и был за это сослан сначала в глухое местечко Ливии Кефрон, а потом в Колутион в Мареотском округе. К своей пастве Дионисий возвратился лишь в 2б2 г., когда веротерпимый Галлиен после смерти узурпатора Макриана получил власть и над восточными провинциями. Вслед за этим паству Дионисия постигла сначала гражданская война, вызванная провозглашением проконсула Эмилиана императором, а потом чума, свирепствовавшая в Александрии с осени 263 г. до Пасхи 264 г., во время которой христиане показали чудеса самоотверженной любви, ухаживая за больными и погребая мертвых. Приглашенный в 264 г. на Антиохийский собор против Павла Самосатского, Дионисий по старости и слабости здоровья не мог уже совершить такой дальней поездки и ограничился лишь посланием, в котором изложил свой взгляд на учение Павла. В конце 264 или начале 265 г. Дионисий скончался.
Значение Дионисия в истории Церкви определяется сохранившимися фрагментами его сочинений.
I. Из экзегетических сочинений Дионисия сохранился значительный фрагмент из его толкований на книгу Екклесиаст и менее значительные отрывки, извлеченные, может быть, и не из экзегетических сочинений, но с толкованиями Дионисия на книгу Иова, на евангельские повествования о молитве Господа в саду Гефсиманском, на книгу Деяний, послание Иакова и послание к Римлянам. В истолковании Св. Писания, не отказываясь всецело от аллегорического метода, Дионисий избегал его крайностей и предпочитал выяснить нравственное содержание слова Божия.
II. а. К числу догматико-полемических сочинений Дионисия относится книга «О природе», фрагменты которой сохранены Евсевием в его «Praeparatio evangelica» и некоторыми другими церковными писателями. В сохранившихся отрывках содержится критика учения Эпикура о происхождении мира путем слепого столкновения и сцепления атомов, которому противопоставляется христианское телеологическое воззрение на предмет. В полном сочинении, кроме критики учения Эпикура и других философов, содержалось еще положительное раскрытие христианского учения о творении мира.
b. В сочинениях по вопросу о Св. Троице Дионисий является верным учеником Оригена, в системе которого представления о возвышенности природы Сына Божия стояли наряду с субординацианскими. Подобно Оригену, Дионисий был противником монархианства. Это выразилось в упомянутом уже послании к Антиохийскому собору по поводу ереси Павла Самосатского и в борьбе с савеллианством. Против Савеллия Дионисием было написано несколько посланий, но отрывки сохранились лишь из послания к Евфранору и Аммону. Желая доказать здесь, что Сын Божий есть особое Лицо, Дионисий настаивал на Его отличии от Отца и для этого пользовался субординацианскими идеями Оригена, даже преувеличив их. Он утверждал, что Сын Божий чужд Отцу по сущности, что Он – произведение и сотворен, что Отец относится к Нему так же, как делатель к виноградной лозе и судостроитель к челноку, что, как произведение, Сын не существовал, пока не получил бытия. Эти выражения возбудили недовольство в Александрии, и о них было сообщено в Рим. Собранный в Риме по этому поводу собор признал учение Дионисия неправильным, а папа Дионисий, опираясь на это постановление, отправил послание к Александрийской Церкви, в котором высказался против всей катехизической школы. Папа обвинял александрийских катехетов в том, что учением о происхождении Сына Божия во времени и Его тварности, а также отрицанием единосущия они рассекают единство Лиц Св. Троицы. Дионисий ответил папе не сохранившимся письмом и специальным сочинением «Обличение и оправдание», отрывки которого сохранены Афанасием Великим. В этом последнем сочинении Дионисий берет назад свои неудачные выражения и вращается в сфере тех идей Оригена, в которых выражалась мысль о возвышенности природы Сына Божия. Он говорит здесь о вечности Сына, исходя из оригеновского учения о неизменяемости Бога и об Отце как вечной силе, предполагающей и вечность проявления – Сына. Если он назвал Сына творением, то лишь в широком смысле следствия, но он отличал способ Его происхождения от образа происхождения мира. Он не называл Сына Божия единосущным Отцу, потому что этого термина нет в Св. Писании, но он пользовался аналогиями, указывающими на их однородность, то есть единосущие. Св. Троицу он не рассекает, потому что понятия Отец и Сын соотносительны, так что назвать Отца значит уже упомянуть о Сыне. По взгляду Афанасия Великого, неудачные выражения Дионисия о Сыне Божием относились к человеческой Его природе, но взгляд этот не оправдывается приводимыми им самим фрагментами и не объясняет, почему послание к Евфранору и Аммону вызвало такое волнение в Александрии и Риме. Вернее судил Василий Великий, относя эти выражения к Божеству Христа и объясняя их происхождение полемическим увлечением.
с. Спиритуализм александрийской школы более всего содействовал падению хилиазма. Однако после удаления Оригена из Александрии в Арсинейском округе среди людей простых возникла сильная реакция. Во главе движения стоял епископ Непот, написавший сочинение «Обличение иносказателен, в котором защищал хилиазм. По смерти Непота вождем хилиастов стал пресвитер Коракион. Дионисий предпринял поездку в Арсинейский округ и в личной беседе с заблуждающимися подверг критике книгу Непота и убедил их отказаться от хилиазма. Но, чтобы довершить это дело, Дионисий составил особое сочинение «Об обетованиях», в первой книге которого он доказывал ложность хилиазма, а во второй, сохранившейся в отрывках у Евсевия, доказывал на основании сравнения Апокалипсиса с Евангелием и посланиями Иоанна по литературной форме, языку и основным богословским понятиям, что Апокалипсис не принадлежит Иоанну Богослову.
III. Сочинения церковнопрактического и нравственно-назидательного характера.
a. 14 посланий к разным лицам по поводу раскола Новациана; из них сохранилось только послание к Новациану и фрагменты посланий к Фабию Антиохийскому, Корнилию Римскому и Конону Эрмопольскому. Собственное отношение Дионисия к падшим сводится к следующим положениям: α) принятие в лоно Церкви падших есть дело милосердия, заповеданное Христом; ß) нужно принимать ю внимание ходатайство за них исповедников; γ) умирающим нельзя отказывать в разрешении, если они его ищут и обнаруживают искреннее раскаяние; δ) в случае выздоровления такое разрешение признается действительным, но воссоединенному рекомендуется окончить свой покаянный искус; ε) в случае отказа воссоединенный вновь отлучается от Церкви за ослушание.
b. Несколько писем, лишь отчасти сохранившихся в отрывках, по вопросу о действительности крещения еретиков. В интересах мира Церкви Дионисий предоставлял решение вопроса усмотрению предстоятелей поместных Церквей. Сам же он в общем держался восточной и карфагенской практики, но признавал действительность крещения монтанистов и, может быть, всех еретиков, не погрешающих в учении о Святой Троице.
c. Послание к Василиду, вошедшее в состав Книги правил. В нем Дионисий говорит, что пасхальный пост не должно оставлять ранее полуночи, что женщины в период месячных очищений не должны быть допускаемы в храмы, советует супругам по взаимному соглашению воздерживаться от супружеских сношений для упражнения в молитве, предоставляет совести каждого решать, может ли он после непроизвольного истечения семени приступать к Евхаристии.
d. Послание к Домецию и Дидиму о личном положении во время гонения Декия и послание против Германа в защиту от нареканий по поводу удаления из Александрии во время гонений.
e. Несколько пасхальных писем.
f. Несколько посланий нравоучительного характера.
g. Послание о мученичестве к Оригену и похвальное послание об Оригене к Феотекну Кесарийскому.
Фрагменты сочинений Дионисия собраны:
у Migne: PG 10;
Pitra J. Analecta sacra III и IV. Monte Cassino, 1882;
Routh M. J. Reliquiae sacrae III и IV. Oxford, 1846–1848;
Hamack Ad. Geschichte der altchristl. Litteratur. Leipzig, 1893–1904. Bd. I. S. 409–427.
Подробное обозрение всех сохранившихся отрывков из сочинений Дионисия Александрийского, изданий их текста и литературы о Дионисии Александрийском – русской и иностранной – см. в обстоятельном сочинении свящ. А. Дружинина:
Дружинин А. свящ. Жизнь и труды св. Дионисия Великого, епископа Александрийского. Казань, 1900.
Творения св. Дионисия Великого, епископа Александрийского / Рус. пер., коммент. свящ. А Дружинина. Казань, 1900.
* * *
Печатается по изданию: Попов И. В. Дионисий Ареопагит // Православная богословская энциклопедия. СПб, 1903. Т. 4. К 1082–1086.