Источник

СОБЛАЗН

Соблазн подобен язве

Коль великое зло соблазн, который, как язва, разливается и многих умерщвляет (2:379).

Что моровая язва есть телу, тое есть ДУШЕ соблазн. Язва моровая заражает и умерщвляет тело: соблазн заражает и умерщвляет душу человеческую. Язва моровая в едином человеке прежде зачнется, потом весь дом, а от того весь град или село, а далее и вся страна заражается и погибает, как видим: тако соблазн в едином человеке начинается, а потом и к многим переходит; ПОХОТЬ бо, в СЕРДЦЕ человеческом крыющаяся, видением и слухом, как огнь ветром, возбуждается и разжигается ко злу. Видим сие в мире, видим, как друг от друга заражаются соблазном и погибаются. Что глаза видят и уши слышат, тое и в СЕРДЦЕ человеческое ударяет (4:161).

Соблазн есть язва и пожар для ДУШИ человеческой

Бедные люди друг другу подражают; подражают, но на свой вред и погибель. Се есть безразсудное дело! се есть скотское последование! се есть моровая язва, которою души христианские, пресвятою кровию Христовою искупленныя, заражаются и погибают! се есть пожар душепагубный, который в едином наченшися, прочие душевные домы пожигает (4:163–164; см. также ДЕТИ, 2:210).

Соблазн заражает душу и отнимает жизнь вечную

Тако соблазн, как моровая язва, не тела, но ДУШИ человеческия заражает; и отнимает у них не временный, но вечный живот! Оттуду видим, что иной град тем, иной другим беззаконием изобилует. Сие не отъинуду бывает, как от соблазна. О лютое зло – соблазн!!! Сего ради крайне запретил Христос Господь подавать соблазн (Мф. 18, 6–9) (4:162).

Соблазны препятствуют христианскому послушанию

Соблазны злых и развращенных людей, которые, или развращенным учением, или злым и ядовитым примером дел своих, развращают неосторожных и в тоежде бедствие хотят нас вринуть. Сему всему злу должны христиане противитися, и заповеди Бога своего хранить (3:66).

Соблазн бывает или учением, или жизнью

Соблазн двояким наипаче образом бывает: «первое», развращенным и слову Божию противным учением, как то делают еретики и прочии суеверы; «второе», подает соблазн и тот, который противно слову Божию живет и развращенно между братиею своею обходится. Ибо как добрый, так и злый пример единаго ударяет в сердце, другаго чрез слух, или видение; оный к добру, а сей к злу побуждает видящаго, или слышащаго. Соблазн подобен язве моровой, которая, заченшися в одном человеке, многих близ живущих заражает и умерщвляет: так и развращенное учение в едином ересеначальнике зачинается, но безчисленный народ поражает и погубляет; так и развращенное единое житие часто подает случай многие беззаконновать, и тое, что видели или слышали, делать, и не иначе, как дом от соседняго дома горящаго загорается, беззаконным нечестиваго примера пламенем разжигаться и загараться (2:378).

Кто является источником соблазнов

1. Пастыри и начальники. 2. Родители детям своим; что бо дети в родителях своих видят, того и сами научаются. 3. Старые юным, ради вышепоказанной причины. Но и прочии простые люди друг друга соблазняют, и друг от друга приемлют соблазн. Соблазны бывают различно. 1. Словом, когда кто говорит гнилое, вредное, к развращению веры или нравов. 2. Делом, когда поступками худыми к худому житию и других приводят (1:141).

От кого исходят соблазны, совершают двойной грех

Горе миру от соблазн, по словеси Христову; но большее горе тому, кем соблазн приходит. Подающие бо соблазн дважды грешат: сами бо грешат и других в грех приводят, сами погибают и других в погибель приводят (1:141).

Соблазны мира сего искушают веру (3:21, см. ВЕРА, 149).

Соблазны мира стараются угасить заченшуюся искру любви Божией (3:212, см. СПАСЕНИЕ, 1980).

Соблазны мира приводят ко ГРЕХУ

Соблазны мира такожде ко греху приводят. Видим сие зло растущее. Един то и то делает: видит или слышит тое другий, и безразсудно тому подражает. Соблазн подобен моровой язве, которая в едином человеке начинается, и многих близ живущих заражает. «Горе миру от соблазн: обаче горе человеку тому, имже соблазн приходит» (Мф. 18, 7) (5:223).

Соблазн возбуждается видением и слухом

Упивающиеся от вина учатся друг от друга беззаконнаго того дела, как видим. ПОХОТЬ бо, крыющаяся в сердце человеческом, возбуждается и разжигается видением и слухом. Юному человеку, да и всякому весьма трудно не научиться ПИЯНСТВА, и тако не развратиться, когда с пияницею будет водиться. Тако пиянства не от вина, но от похоти мира, люди друг от друга научаются. Видим сию беззаконную везде РЕВНОСТЬ. Зло сие пред глазами всех обращается (4:118).

Соблазны оттого, что друг на друга смотрят и развращаются

Роскошно жить учатся люди друг от друга, как видим. Един сделал по своим прихотям тое и тое, такие и такие построил покои, такую и такую пошил одежду, и прочая. Делает тоежде и другий, и прочие делают. И тако люди друг за другом идут по подобию скотов неразумных, которые туда идут, куда одна пойдет скотина, а не разсуждают, полезно ли им тое, в чем другим подражают. Чувствам последуют, а у здраваго разума и вернаго советника – Божия слова не советуются, и тако заблуждаются (4:398–399).

Более всего вредит человеку злая компания

Ничто так не вредит человеку, наипаче юному, как злая компания. Якоже бо обхождение с добрыми есть такая школа, в которой без книг обучается человек философии христианской, то есть честному житию, тако со злыми обращение бывает виновно крайняго развращения. Хотя бы и природы доброй был кто, и добре воспитан, но когда с развращенными обходиться будет, трудно и почти невозможно тому не развратиться. ЗЛОБА бо так, как смола, прилипчива и нечувствительно в добрые нравы входит и заражает их. Сказуют, что здоровые глаза, когда смотрят на больные, сами вред приемлют, а им никакой не делают пользы: так добрый, живучи со злыми, сам портится, а не их исправляет (2:209).

Соблазны более всего бывают в пьянстве (1:9, см. ПЬЯНСТВО, 781).

Соблазны недобрых родителей и злых людей являются причиной греховного состояния детей по крещении (4:34, см. ГРЕХОВНОСТЬ, 284).

Подающий соблазны к осуждению также виновен (1:10, см. ОСУЖДЕНИЕ, 634).

Большое горе пастырю, когда путь ко всякому беззаконию отворяет своими соблазнами (2:15, см. ПАСТЫРЬ, 658).

Средства к избежанию соблазнов

1. Не смотреть на тое, что делают люди, каким бы оно ни было; но слушать и внимать, чего слово Божие научает, и что в святых храмех проповедуется из тогожде Божия слова. 2. Разсуждать и подражать святому житию Спасителя нашего, Который словом и делом научил, как жить нам, – и Ему последовавших угодников Его, и, «взирая на скончание жительства, подражать вере их» – 3. Слух и видение отвращать от непотребных; ибо сими, как дверьми, всякое зло в храмину сердечную входит, и делает в нас похотение злое, и воздвизает брань. 4. Более держаться дому своего и уединения: уединение бо не знает соблазна подать, ни принять. 5. Молитися часто Богу, и воздыхати, чтобы сохранил от соблазнов: «отврати очи мои, еже не видети суеты» (Пс. 118, 37), и паки: «настави мя, Господи, на путь Твой, и пойду во истине Твоей» (Пс. 85, 11) (1:141–142).

Следует побеждать искушения и делать, как учит слово Божие

Что говоришь, о человече, прочие тое и тое делают!.. Прочие, делая беззаконно, идут в погибель: убо и тебе надобно им последовать?.. Когда будешь делать, что они делают, то за ними будешь последовать и в погибель. Ведь ты христианин; тебе светит светильник Слова Божия, и показует тебе, что добро и что зло, что польза и что вред, что добродетель и что порок, к какому концу путь узкий и к какому пространный ведет путь: надобно убо тебе делать, когда хощешь спастися, не что люди делают, но чего Божие научает слово. В Содоме вси беззаконновали; но праведный Лот на них не смотрел, а жил свято и богоугодно. Буди убо и ты в мире, как Лот в Содоме. Хотя и вси в роскошах и беззаконных делах будут утопать, ты не смотри на них, но делай, чего Божие научает Слово, и живи так, как истинным христианам прилично (4:400).

Держать детей дома, чтобы плохому не научились

Опасно детей из дому выпущать, ибо многие соблазны и причины ко греху уводят. Сего ради не попущай им выходить из дому, и бродить, где хотят. Нет ничего полезнее им, как дому держаться. Стены соблазна подать не могут. Держи убо их внутрь дому, да не видят соблазнов, и не безполезен труд твой будет о них (5:177).

Соблазны. «Плоть и дух» (1:141–142).


Источник: Симфония по творениям святителя Тихона Задонского / Схиархимандрит Иоанн (Маслов). - Москва : «Самшит-Издат», 2003. - 1199 с.

Комментарии для сайта Cackle