Источник

ПЬЯНСТВО

(см. также ВИНО)

Пьянство есть почитание идола Бахуса

Знатный был «между языческими праздниками праздник, посвященный идолу «Бахусу», называемый «Бакханалия», а по российскому наречию может назваться «МАСЛЕНИЦА». В сей неистовый праздник всякое пиянство и всякая нечистота у них разливалась. Сему безумию и неистовству языческому последуя, премногие христиане, по имени своему суще «род избран, царское священие, язык свят, люди обновления» (1Пет. 2, 9), установили праздновать масленицу, в которую всякое страстей и прихотей излияние совершают (3:262).

Пьянство есть излишнее употребление пития (1:137, см. ОБЪЯДЕНИЕ, 624).

Пьянство, его причины

Не вино причиною пьянства бывает: ибо ежели бы вино того причиною было, то бы вси его употребляющии пьяницы были, но противная самая вещь показует; многие бо употребляют вино, но трезвы суть.

Причиною убо пиянства бывает: злое и невоздержное сердце, как и прочиих грехов. «Не вино производит пиянство, глаголет Златоуст святый, но невоздержание» (Бес. 1-я к народу антиохийскому).

Праздность, как выше сказано.

Частые пиршества, компании, усиленныя потчивания.

Со злыми и невоздержными обращение.

От частых же повторений делается страсть и злый обычай (2:190).

Пьянство бывает от вина и от СТРАСТЕЙ

Пиянство, как Златоуст учит, двоякое: иное бывает от вина, иное от страстей. От страстий бывает пьянство в том, кто сердце свое имеет страстьми наполненное: всегда пьян есть, кто злобу на ближняго, кто сердце скверных похотей, сребролюбия, и прочиих наполненное всегда имеет. От сего пьянства истрезвится, кто, оставив страсть, покается (1:137).

Есть пиянство от вина и сикера; есть пиянство и не от вина, якоже глаголется: «пиянии без вина» (Ис. 28, 1). Пиянство от вина есть, когда человек выше меры употребляет вино; пиянство не от вина, когда ЧЕЛОВЕК ЛЮБОВИЮ МИРА сего, суетными мыслями и беззаконными начинаниями упивается (4:115–116).

Начало пьянства – злая компания

Злая компания и частыя пиршества, обеды, – «Второе». Политичныя потчивания, с усильным прощением, и поздравления, ныне в обычай злый вкравшиеся, как-то: «за здравие-де того и того выпьем», и прочая (1:137).

Пьянству люди друг от друга научаются (4:118, см. СОБЛАЗН, 953).

Пьянство – от плотского сердца и плотского мудрования (3:57, см. БРАНЬ, 116).

Пьянство бывает причиною многих зол

Пиянство многих и тяжких грехов виновно бывает. Оно ссоры, драки, и от того последующия кровопролития и убийства производит; оно буесловия, кощунства, хуления, оно ближнему досады и обиды делает. Оно научает лгать, льстить, чужая грабить и похищать, чтобы было чим страсть довольствовать; оно возжигает гнев и ярость; оно делает, что люди в нечистоте, как свинии в блате, валяются; словом сказать, из человека скотом, из словеснаго безсловесным делает, так, что не токмо внутреннее состояние, но и внешний человеческий вид часто переменяет. Откуду святый Златоуст глаголет: «диавол-де ничего так не любит, как роскоши и пиянства, понеже никто так злой его воли не исполняет, как пияница» (Бес. 58-я на Матфея) (2:190).

Пьянство есть яд, душу умерщвляющий (4:82, см. ГРЕХ, 455).

Пьянство изгоняет веру из сердца человека (3:149, см. ЖИЗНЬ ПОРОЧНАЯ, 361).

У пьяного и воля и совесть ослабевают

Человек пьяный на всякое зло дерзаег, всякие соблазны вводит, как выше сказано. Сих всех беззаконий участник бывает и учтивец тот, так его угостивший; понеже трезвый таких соблазнов не показывал бы. Ибо, которая в трезвых хотя малая искра РАЗУМА сияет, тая в пьяном совсем угашается. Трезваго, хотя и влечет похоть к беззаконию, но СОВЕСТЬ вооружается и противустоит, и так отводит от беззакония: а в пьяном похоть уже преодолевает, а совесть ослабевает (1:51).

Пьянство заключает двери к молитве (3:104, см. МОЛИТВА, 556).

Упившийся от вина не понимает, что делает (4:116, см. МИР СУЕТНЫЙ, 526).

Пьянство, если переходит в страсть, то порабощает ДУШУ и приводит к ПОГИБЕЛИ ДУШИ

От сих попечительных и ядовитых угощений приходит человек в страсть ПЬЯНСТВЕННУЮ, в которой так затвердеет, что и свободиться от нея не может, и так часто бывает, что он в сем бедственнейшем безчувствии и живот свой кончает без надежды спасения, которой погибели и мнимый его благодетель оный, или паче злодей, виновник быти судится. Понеже, кто к погибели дорогу отворяет, тот погибели той виновен бывает (1:51).

Пьянство не только тело, но и душу погубляет

Пьянственная страсть не токмо тело, но и душу погубляет. Погубляет тело, понеже ничто так, как пьянство, не отнимает здравия. Погубляет душу, ибо когда более бывают ссоры, вражды, драки, кличи, сквернословия, скверные помыслы, безчиния, и прочии сим подобныи СОБЛАЗНЫ, как не в пьянстве. Потому и Златоуст святой точно говорит, что «никто так не бывает ДИАВОЛЮ любезней, как в пьянстве пребывающий». А для чего? понеже никто так воли его не исполняет, как пьяница (1:9–10).

Скаредный и вредительнейший порок есть пьянство, многих зол телесных и душевных виновное. Тело бо, понеже естественныя лишает крепости и всяким болезням подвергает; душу ничто так, как пьянство, не погубляет. От пьянства бо ссоры, драки, сквернословия, кличи безчинные, богомерзкия песни, разжжения плотския, студныя плотоугодия, и прочее безчисленные соблазны, явную душе погибель наводящие, происходят. Почему Златоуст святый точно научает, что никто так не бывает ДИАВОЛУ любим, как в ПЬЯНСТВЕ пребывающий. И подлинно так: понеже так воли его злой не исполняет, как пьяница; чего бо трезвый не сделает, на то пьяный дерзает. Сею страстью обладаемый человек, уже почти в рове ПОГИБЕЛИ лежит, но того не чувствует; погибает, но погибели не знает; тонет во греховном блате, но свободиться не тщится; как свинья валяется в грязи, но омыться не хощет, и на хотящих от той пропасти его вывести негодует. Но слово Божие на порок сей страшно гремит: «не льстите себе, ни блудницы, ни пьяницы», и проч. «царствия Божия не наследят» (1Кор. 6, 9–10) (1:50).

Пьянство приносит вред и душе и телу

Сие пьянство двоякое зло наводит людем: телу немощи различныя, душе пагубу. Чего трезвый не делает, на тое пьяный дерзает. Мучительная страсть есть: тако бедного человека пленяет, что чуть от нея свободиться может. Ни увещания, ни угрожания, ни страх, ни моления не могут его преклонить. В рове погибели лежит, но того не чувствует; погибает, но погибели не познает; тонет в греховном блате, но освободиться не тщиться, и на хотящих от того отвести негодует (1:137).

Пьянство не только душевных, но и телесных зол бывает причиной

Пьянство не токмо душевных, но и телесных временных зол причиною бывает. Тело разслабляет, и в немощь приводит. Откуду пишется: «в вине не мужайся, многих бо погуби вино» (Сир. 31, 29). В убожество и нищету приводит. «Делатель пьянивый не будет богат», глаголет Сирах (Сир. 19, 1). Славу и имя доброе отъемлет; напротив того, в безславие, презрение и омерзение приводит: никем бо так люди не гнушаются, как пьяницею. Домашним, сродникам, друзьям скорбь и печаль, врагам посмеяние делает. Ни к какому званию неспособным рачителя своего устрояет. И хотя в каком звании будет пьяница, более бед и напастей строит, нежели пользы обществу (2:190).

Пьяница приносит вред другим

Часто бывает, что упившийся вином много вреда людям делает. Ибо тогда ум у него помрачен, и потому не имеет здравого разсуждения: и действует только горячесть, от вина ему прибывшая: и так подобен есть бесноватому, который сам не знает, что делает (4:117).

И пьющий и угощающий одинаковый грех совершают (1:51, см. ПЬЯНСТВО, 781).

Пьяница увязнул в сети диавола (4:115, см. ИСКУШЕНИЯ, 411).

Никто так не бывает диаволу любим, как в пьянстве пребывающий (1:50, см. ПЬЯНСТВО, 782).

Христианин, проводящий жизнь в пьянстве, навлекает на себя гнев Божий (4:19, см. ХРИСТИАНИН, 1108).

Пьянство вредно, а не употребление вина (1:11, см. ВИНО, 165).

Средства для избежания пьянства

Чтобы от пьянства остерещися, пользует примечать следующая. Юным не дозволять пьяного пития пить, понеже юныя удобно привыкают, и чего в юности научаются, того и чрез все житие держаться будут. Не дозволять им с пьяницами и развращенными водиться. Взрослым и мужескаго века достигшим без нужды не пить вина. От злых компаний и пиршеств удаляться. Помнить им, что от сея страсти весьма трудно отстать. И многие от той и в той самой страсти погибают душею и телом. Привыкшим к сей страсти крепко противу мучительства ея вооружиться, стоять, не поддаваться, молить и призывать всесильную Божию помощь. На память приводить случающияся в пьянстве беды, и сравнить трезваго жития состояние с состоянием пьяного. Помышлять имже, что многие пьяными во сне умирают, и от сего света на оный переходят без всякого чувства, и потому без покаяния, проч. (2:191).

Юным людям не дозволять пьяного пития пить, ибо юный удобно привыкает. Совершенным мужам без нужды не употреблять вина. От злых компаний убегать. Помнить, что от сея страсти приобвыкшим к ней трудно освобождаются и многие в той и умирают. Приобвыкшим к сей страсти против ея вооружиться, и истрезвившись, милосердному Богу молиться, плакать, чтобы от нея свободил. Помышлять им же всегда, что пьяницы многии пьяными спячи умирают, и от сего века на оный переходят без всякого чувства и без покаяния, что страшно. Приводить им на память случающаяся злая во время пьянства, как-то: соблазны, ссоры, драки, такожде приключающиеся мечтания, страхования, недуги, и всего тела разслабление, и соравнять трезваго жития состояние с состоянием пьяных, и проч. (1:137–138).

Удерживая чрево от пьянства, бороться и с остальными страстями (4:143, см. БРАНЬ, 129).

Пьянство см. седьмая глава, четвертой статьи, первой книги, первой части «О истинном христианстве» (2:189–191).


Источник: Симфония по творениям святителя Тихона Задонского / Схиархимандрит Иоанн (Маслов). - Москва : «Самшит-Издат», 2003. - 1199 с.

Комментарии для сайта Cackle