Источник

ПУТЬ

Путь узкий и широкий:

признаки и отличия

Путь жития нашего: иный пространный и широкий, иный узкий и тесный. Но повидим, какий путь есть пространный, и какий тесный жития нашего; а оттуду познаем, к какому концу тот и другий ведет. На пространном пути имеется неверие, на тесном пути имеется живая вера. На пространном пути безстрашие, на тесном пути страх Божий. На пространном пути самоволие и непослушание, на тесном пути повиновение и послушание... На пространном пути гордость и пышность, на тесном пути смиренномудрие. На пространном пути всякий грех и беззаконие, на тесном пути всякая добродетель... На пространном пути жестокосердие, свирепость и лютость, на тесном пути милосердие и сострадание. На пространном пути клевета, презрение, осуждение и поношение ближняго, на тесном пути воздержание от того всего и благоразумное молчание... Словом: на пространном пути слово, дело и помышление, Божией воле и святому слову Его противное: на тесном пути истинное покаяние, и того плоды – добрые дела (4:396–397) (также 2:228, см. ЖИЗНЬ, 352).

На тесном: крест, страдание, терпение, воздержание, отвержение себе и воли своея и последование воли Божией, и огражден он Божиим знаком; на пространном: презрение и отвержение закона Божия, свободное и безопасное житие, самолюбие, славолюбие, любочестие, мщение, сластолюбие, веселости мира сего, банкеты, пиршества и прочее. Тесным путем Сам шел Христос, и за Ним идут верные Его, и последуют Ему любовью, терпением, кротостью и смирением: на пространном пути князь тьмы, по которому гуляют миру сему работающии, и последуют тому. Тесным путем немногии идут, яко скорби окружают его, и мало кто хощет скорби терпеть; пространным многии идут, яко всяк любит веселости и утехи мира сего. Тесный путь хотя скорбен, но в вечную радость, пространный весел, но в вечную скорбь и мучение ведет. Тесный путь сперва страшен человеку и прискорбен, но потом приятен, мирен, покоен и весел; ибо «иго Христово благо и бремя легко», (Мф. 11, 29). Пространный сперва приятен и весел, но всегда мерзок, гнусен и потом страшен: ибо на нем иго тяжко несется, иго диавольское, и мерзкая работа страстей и греха отправляется (1:208).

Два пути суть, по которым странствующий в сем мире идут до своего конца, то есть тесный и пространный. Тесный путь преисполнен терниями бед и скорбей: пространный устлан цветами сластей и роскошей мира сего. На тесном пути предводитель Сам Христос, крест понесший, и на кресте распятый, по которому идут вернии Его, мира сего и его прихотей отрекшийся, и крест свой вземши. На пространном пути – миродержец князь тьмы – по которому идут в пространстве и сластях всяких живущии. – Тесный путь к блаженству вечному ведет: пространный к вечному неблагополучию приводит (1:172).

На узком пути – Христос, на широком – диавол

Пространный путь Богу противен, и потому неугоден Ему: тесный путь воле Его святой согласен, и потому Ему благоугоден. Пространный путь ведет человека в погибель: но тесный путь вводит в живот. На пространный путь зовет и привлекает всякого сатана, но от того отзывает и призывает на тесный путь всех Христос Господь, пострадавый и умерший за всех. Разсуди убо, человече, кого слушать – Христа, или сатану, и каким путем идти – пространным, или тесным, в погибель или в живот. Христос Господь хощет тебе привести в живот вечный, яко любитель и избавитель твой, но сатана, яко истинный супостат твой, хощет тебе с собою в вечную привести погибель (4:397).

На тесном пути предводитель Сам Христос, Сын Божий, крест понесший и на кресте распятый, Который глаголет всем хотящим быть христианами: «иже хощет по Мне идти, да отвержется себе и возмет крест Свой и последует Ми» (Лк. 9, 23). По сему пути идут и последуют Ему вернии Его, мира сего и его похотей отрекшиися, и крест свой вземшии, и Ему, яко Вождю своему и Начальнику, смирением, любовию, терпением, кротостью и послушанием последующии. На пространном МИРОДЕРЖЕЦ, князь мира сего и тьмы, по которому гуляют миру сему работающии, и ему последуют гордостию и величанием (2:288–289).

Путь тесный трудный и скорбный с внешней стороны, но полезный по результатам

Страшен путь сей плоти нашей. Ибо она хощет в пространстве и во всяких веселостях, чувствам подлежащих быть; она любит от всех почитаема, похваляема и покланяема быть, она ищет во всем по воли своей жить. Хотящему же на путь сей взойти, должно отрещися всего сего: должно отсещи волю свою; должно оставить прихоти свои; должно не ужасаться безчестия, ругания, нищеты, изгнания и прочиих противностей; не должно помышлять об отмщении, и проч. На вся сия она смотрит, а того не видит, чего чувства понять и разум постигнуть не может. Как немощный не искусившийся боится лекарства принимать, не зная в нем крыющияся пользы; или как младенцы убегают от бани и плачут, когда матери их омывают, понеже видят только настоящее, а дальнего не усматривают: тако немощная плоть наша на тое только смотрит, что чувствам подлежит, но не видит того, что от чувств удаленное есть. Видит крест и горесть его, но пользы и утешения, горесть тую услаждающия, не видит: того ради смущается и ужасается. Но чтобы смущение и страх сей уничтожился, или умалился, хотящему узкими вратами внити и тесным путем итить должно не токмо на видимыя, но и на невидимыя его обстоятельства смотреть; не токмо на едины скорби и беды, которыя показуют чувства и тем смущают нас, но и на тое, что представляет вера христианская, обращать разсуждение и внимание... Она показует желаемый конец, к которому крестный путь приводит; она утверждает, что по сей горести последует вечная сладость, по временной скорби настанет вечная радость и веселие, по временном безчестии и поношении восприимет вечная слава, по временной смерти будет вечная блаженная жизнь – и тако горесть креста услаждает или растворяет (2:291–292).

Путь жизни тесный, почему так называется

Путь жития здешняго двоякий: «тесный и широкий». «Тесный путь» есть потому, что путники, идущии по нему, окружаются терпением искушений, бед, напастей, скорбей, и тии волю свою пленяют, стесняют, преклоняют и покоряют воли Создателя своего и Бога. Сим путем идут люди благочестивии, Богобоящиеся и вернии раби Христовы, отдавшие Ему имена с сердцами своими, и «распинающии плоть со страстьми и похотьми»; и несут всяк свой крест, от Бога, Отца небеснаго, наложенный, и последуют Христу Сыну Божию, Господу Своему, понесшему за всех нас крест и на кресте распятому, и ведет их в отечество небесное. Иисус сын Навин ввел сынов Израилевых в землю обетованную, как читаем в Библии святой: Иисус Сын Божий, явившийся на земли во плоти и пострадавший, и воскресший из мертвых, вводит верных Своих в небоземлю, «кипящую медом и млеком» вечныя сладости и утешения. Примечай зде добре, что Иисус «последующих Ему, а не непоследующих» вводит в небо (5:321).

Если бы смог человек вернуться из геенны, то согласился бы всю жизнь терпеть муки, чтобы там от них избавиться

Широкий путь ведет в пагубу, а тесный ведет в живот, ибо пространный путь есть сатанинский; тесный путь есть Христов. Лучше убо тесным терпения и низким смирения путем в живот, нежели пространным прихотей в погибель; лучше все терпеть временно, нежели тамо терпеть без конца. Ежели бы отшедшим и во аде мучимым душам дозволено было возвратиться в мир сей, то бы оне, без сомнения говорю, всякую тесноту и скорбь с охотою и радостию и благодарением и чрез многия лета восхотели проходить, чтобы только от той беды свободиться: восхотели бы богачи в самой последней нищете быть и все терпеть; восхотели бы сластолюбцы корением и зелием и водою, и то в меру питаться, и все терпеть... Словом: всяк тамо грешник находящийся восхотел бы все терпеть зде. Но никому не дастся тое (5:323–324).

Чтобы вступить на узкий путь, следует отречься своей воли

Кто с пути пространного хощет совратиться, и на путь христианский взойти (надобно же всякому, кто хощет спастися), тому должно от злых дел отстать, и обратиться к Богу с покаянием и с жалением, что в пространстве воли своея жил, и волю Божию презирал, – и изменить себе, и начать новое, Богоугодное житие. На пути христианском в начале самом требуется, чтобы человек, хотящий по нему итить, отрекся себе; тако бо научает Господь: «иже хощет по Мне итти, да отвержется себе» (Мк. 8, 34) (5:325–326).

Мало кто находится на тесном пути

Тесный путь, понеже тесен есть и скорбен, того ради мало таких есть, по словеси Христову, которые обретают его. Ибо сласти и веселости мира сего чувствам нашим подлежат и плоти нашей угодны суть: вечное же блаженство, к которому тесный путь ведет, понеже не плотскими, но душевными очима, верою просвещенными, зрится, того ради не всяк видит его, разве верою просвещенный. А кто не видит его, тот и не ищет его. И скорби терпеть плоти нашей горестно. Почему многие, последуя плоти страстной и похотствующей, оставляют путь тесный, и на пространный всходят, и идут по нему, как плоти угодно (2:290).

Путь жизни широкий, почему так называется

«Широкий путь» потому называется, что путники его по воли своей живут, делают, что хотят, не взирают на волю Создателя своего и Бога, не подклоняют воли своей под иго Христова, но расширяют себе в волях сердец своих, отвергли крест и возлюбили век сей, и влекут на раменах своих иго сатанинское, грехами и беззакониями обремененное. Сюда надлежат сластолюбцы, роскошники, мздоимцы, лихоимцы, мамоне, а не Богу работающии, блудники, прелюбодеи, хищники, воры, пияницы, ненавидящие ближних, злобные и отмстители, клеветники, злоречивые, ругатели, лживые и льстецы, сквернословцы, буесловцы, кощунники, скупые, немилосердые, картежники, наипаче в деньги играющие, и вси творящие неправду и Бога не боящиися, и словес Его не трепещущие, яко вси таковыи в «широте прихотей своих» живут (5:321).

Путь жизни широкий, почему многие идут этим путем

Ради чего многие ходят широким путем? Яко всяк хощет в пространстве воли и похотей своих жить. Ради чего мало кто обретает тесный путь? Понеже мало кто хощет смиряться, волю свою пленять и воли Божией покорять, и терпеть, чего тесный путь требует. Ради чего «тесный путь вводит в живот»? Яко ходящие тем истинно каются, смиряются, Бога терпят и последуют Христу смирением, терпением, любовью и прочиими добродетелями. Христос бо «только последующих Ему» вводит в живот, а не уклоняющихся от Него. – Ради чего «пространный путь вводит в пагубу»? Яко ходящие им воли Божией противятся, не хотят смириться, истинно каяться, престать от греховнаго жития и возненавидеть тое, чего воля Божия ненавидит (5:322).

Путь жизни широкий ведет в пагубу

Путь нечестивых широкий есть, но в тесноту вечных мучений ведет. Смотри о сем Святаго Писания, которое есть «светильник ногам нашим», нижеозначенные места (Пс. 48, 17–22; Пс. 51, 3–9; 1Кор. 6, 9–10; Гал. 5, 20–21; Мф. 25, 41–46; Апок. 21, 8; Ин. 3, 14–15; Мф. 6, 15; Мф. 7, 23; Мф. 8, 12; Мф. 18, 23–35; Еф. 5, 5; Ис. 1, 31 и проч.), которыя вси показуют, что беззаконное и пространное житие в вечную пагубу ведет. Причина тому сия, что таковии люди воли Божией противятся, которая всем «хощет» спастися; и не хотят истинно каяться, чего воля Божия хощет, но последуют волям сердец своих (5:322).

Путь узкий см. глава пятая, третьей статьи, второй части, первой книги «О истинном христианстве» (2:288–292).

Путь узкий и пространный, см. «Плоть и дух» (1:172–174).


Источник: Симфония по творениям святителя Тихона Задонского / Схиархимандрит Иоанн (Маслов). - Москва : «Самшит-Издат», 2003. - 1199 с.

Комментарии для сайта Cackle