Источник

Церковь

Церковь есть дом Бога Живаго, основанный Христом и устроенный АПОСТОЛАМИ.

Церковь есть дом Божий.

Церковь – невеста Христова.

Церковь есть тело Христово.

Церковь – собрание верующих.

Церковь многие народы включает.

Церковь – гора Господня Сион.

Церковь – матерь верных.

Церковь – виноград.

Церковь – двор овчий.

Церковь – корабль.

Церковь – свята, поэтому члены ее должны стремиться к святости.

Церковь управляется Христом Церковь борется против врагов.

РАССУЖДЕНИЕ о высоте Церкви вселяет УТЕШЕНИЕ и РАДОСТЬ.

Кто обеты Крещения нарушает и против совести поступает, тот вне Церкви.

Кто Церковь не слушает, тому Христос не Пастырь и тот не Христов.

Порочно живущие вне Церкви пребывают.

ХРИСТИАНИН, если не очищается от грехов ПОКАЯНИЕМ, то он не член Церкви.

Церковь принимает в общение через покаяние.

Церковь подобна госпиталю.

Входящие в Церковь изменяют свои нравы.

НЕРАДЕНИЕМ христианин уходит из Церкви (8, с.1153–1158).

* * *

Все то, что установлено Святой Церковью, свято и не должно ни в ком вызывать какого-либо сомнения (5, с.59).

Чего требует от нас Святая Церковь

Облечемся в ризу спасения, восприимем на себя спасительное иго Христово и понесем его с радостью, без ропота, во смирении сердца. Именно этого от нас требуют заповеди Христовы и Святая Церковь (Там же, с.77).

* * *

Только в Православной Церкви мы найдем залог вечного спасения – Святые Тайны (Там же, с.84)

* * *

Несомненно, что человек, стремящийся ко Спасению через веру в Иисуса Христа, должен принадлежать к Церкви Христовой. Это наиболее важный пункт Христианского учения о спасении (6, с.90).

Церковь до грехопадения. Церковь и мироздание

По мысли святителя Филарета, в начале Церковь составляли небо и земля вкупе, или небо на земле. Падение человека сделало ее землею необразован­ной и пустой. Тьма покрыла ее так, как бы она совсем соединилась с бездною отпадших духов. Но Дух Божий носился над водами, над племенами челове­ческими, погибавшими во Адаме, и благодать осенила его Бог послал ему свет откровения и Искупителя и разлучил Царство Света от царства тьмы, верующего человека от нераскаянного диавола, семя жены от семени змия, племя Сифа от племени Каина, дом Ноя от растленного вконец древнего мира. Далее святитель, проникая в глубь Божественного домостроительства, говорит, что как была устроена твердь соизволением Божиим, так и Церковь, то есть общество людей, которое бы возвещало всем славу Божию и Его могущество (Пс.18,1–5) (7, с.432–433).

* * *

Что является выражением религиозного сознания Церкви? – Православное богослужение (4, с.12).

С какого времени Церковь получила возможность расти

В день Пятидесятницы на общество учеников как собирательное лицо и начало Церкви Христовой сошел Святой Дух, и оно стало как бы единым телом, оживленным душой. С этого времени Церковь Христова получила возможность расти через усвоение и присоединение к себе других душ (Там же, с.305).

* * *

Наша Церковь прилагает большие усилия к воспитанию достойных пастырей Церкви в духе верности учению церковному, любви к Родине и защите интересов общего мира (16, с.46).

Церковь и государство. Церковь воспитывает чувство патриотизма

Для государственной власти важно прежде всего, чтобы жители были благонадежными гражданами отечества. Немало заботится об этом и власть церковная, однако для Церкви – основное, чтобы чувство патриотизма в людях имело духовную основу (7, с.16).

Святитель Тихон Задонский не допускал вмешательства в церковные дела светских лиц, например, когда вопрос касался определения кого-либо на священническое или диаконское место (Там же, с.44).

* * *

Православная церковность со всеми священнодействиями и правилами ее есть великое поле духа и возрастающая сила жизни для тех, кто имеет волю и призвание к истинному пастырству. Но эта же дивная церковность делается камнем, не только преткновения, но и падения для всякого, кто к ней приступит не в духе Христова Священства и Христова Царства (5, с.370).

Какое понимание нужно вкладывать в термин «Церковь»

Церковь – это дом Господень, в котором пребывают и окормляются Божественной силой свободно-разумные существа. Слово «Церковь» на греческом языке обозначается словом, которое в переводе на русский язык означает «вызванные, или призванные в дом Господень люди». Часто словом «церковь» называется храм Господень, где собираются верующие на молитву. В храме Господнем совершаются все Таинства, посредством которых верные чада Церкви не только освящаются, но и самым теснейшим образом соединяются с Богом (7, с.431).

Основатель Церкви – Творец мира

Основателем Церкви и ее Главой является Творец мира видимого и невидимого (Там же).

Господь всегда будет в Церкви

Творец мира пребывает в Церкви и будет пребывать в ней до скончания века (Там же).

Почему врата адовы не одолеют Церковь

Врата адовы не одолеют Церковь, так как Всесильный Бог охраняет Свое наследие (Там же).

Кто принадлежит к Церкви Христовой и почему

К Церкви Христовой принадлежат все разумно-свободные существа – Ангелы и человеки, так как только они способны воспринять ту Божественную Истину, которая управляет миром и содержит в Своей деснице все концы земли (Там же).

Цель создания Церкви Христовой

Разумно-свободные существа Бог призвал в Свою Церковь с той целью, чтобы они могли участвовать в блаженстве, даруемом Любовью Божественной. Разумно-свободные существа могут пользоваться дарами Божиими гораздо больше, чем неразумные. И поэтому эти разумные существа из общего царства природы призываются в особое Божие Царство, то есть к участию во всех Божиих дарах и благах жизни. Притом свободно-разумные существа могут находиться и в благодатном и ближайшем общении с Самим Непостижимым Существом – Богом (Там же).

Кто может принимать участие в высочайшей Божественной жизни

Ангелы и человеческий род в силу их разумности и свободы принимают участие в высочайшей Божественной жизни. Они способны усвоить и разви­вать в себе те Божественные дарования, которыми Бог их одарил (Там же).

* * *

Призывание в Церковь Отцом Небесным будет продолжаться до скончания века, другими словами, до тех пор пока исполнится определенное Богом чис­ло сынов Царствия Небесного. Тогда и прекратится земное существование. После этого откроется другая жизнь на небе – вечное царство праведных со Христом Спасителем. Здесь уже будет царство правды, любви и вечной блаженной радости (7, с.431).

Церковь занимает первенствующее место в мироздании

Идея Церкви в самом ее глубоком понимании неразрывно связана с идеей искупления рода человеческого Спасителем мира, о чем было решено еще в Предвечном Совете Божием, где решено было не только искупить человека, но и дать ему несравненно более, чем он потерял в падении. Исходя из этого понимания о Церкви, можно сделать вывод, что Она занимает первенствую­щее место в мироздании. Идея Церкви является господствующей во всем мироздании. Она же является фундаментом, на котором строится здание для разумных существ (Там же, с.432).

* * *

Именно Церкви, которую Христос приобрел Кровию Своею (Деян.20,29), принадлежит не только вечное предназначение, но и преообразовательное, то есть свободно-разумные существа будут обновлены, освящены и соединены навеки с ее Главой (Там же, с.433).

Как было положено начало единению всех людей в Церкви Христовой

Водимые звездою шли ко Христу цари и мудрецы, волхвы от Востока и несли Ему свои дары, тем самым положив начало тесному единению всех людей в Церкви Христовой, независимо от их социальной или национальной принадлежности (7, с.400).

* * *

Дух Святой всегда присутствует в Церкви Христовой (Там же, с.402).

* * *

Все Таинства, богослужение, вся жизнь Церкви Христовой имеют своей целью очищение, освящение, обожение человека, соединение его с Господом здесь в этом мире и дарование ему вечной жизни в будущем веке (Там же, с.386).

Единение земной Церкви с Небесной

После чтения Евангелия возглашаются сугубая и заупокойная ектении, во время которых поминаются как живые, так и умершие, то есть происходит молитвенное единение земной Церкви с Небесной. Поэтому пастырь должен отнестись к этому делу, то есть поминовению, внимательно и неленостно, вознести свои молитвы к Богу о каждой душе «скорбящей и озлобленной» (Там же, с.380).

* * *

Возглас «Всегда, ныне и присно и во веки веков» свидетельствует о вечном пребывании Господа Иисуса Христа в Своей Церкви (Там же, с.384).

Церковь земная и небесная едины

Церковь земная и Небесная представляет собой единое целое и неделимое (7, с.436).

Связь Церкви земной и Небесной, Ангельской

В земной Церкви все устрояется по образу Небесной, все доброе в ней возвышается и достигает духовной красоты и совершенства. Иерархия Церкви Христовой также соответствует Церкви Ангельской. Христос Спаситель в Сво­их притчах неоднократно сравнивал жизнь Ангелов с жизнью человеческой. И эта связь и гармония между земной и Небесной Церковью глубоко ощущается в сознании каждого православного христианина. Вот почему очень часто глу­бокие мысли о Боге объясняются сравнениями и образами (Там же).

Тайна взаимосвязи Церкви земной и Церкви Небесной кому открывается

Даже богопросвещенные мужи очень часто вдумывались в эту таинствен­ную связь двух миров, стараясь постигнуть и определить их взаимосвязь; но эта тайна мироздания Божия доступна только Тому, Кто создал ее. Эта тайна и взаимосвязь открывается человеку постольку, поскольку он может вместить ее в своем ограниченном уме. Таких лиц, которые постигали в какой-то мере Божественные истины, называли «во плоти Ангел». Прославляя подвижников Христовых, Церковь утверждает, что «со Ангелами срадуется дух» их (тро­парь преподобным). В Церкви земной в честь святых Архангелов устрояются храмы и часовни. Архистратиг Михаил и прочие Небесные силы очень часто видимо помогали и доселе помогают всем христианам. Все это свидетельству­ет о тесной и живой связи Церкви земной с Церковью Небесной, Ангельской (Там же).

Образ Церкви Христовой

Святой апостол Павел говорит: «Один хлеб, и мы многие одно тело; ибо все причащаемся от одного хлеба» (1Кор.10,17). В этих словах апостола, по мысли святых отцов Церкви, показан четкий образ Церкви Христовой. Таинство Евхаристии объединило собой все племена земные в единый благо­датный союз, во главе которого стоит Искупитель мира, Господь наш Иисус Христос (Там же, с.437).

* * *

Только в Православной Церкви мы найдем эту Святыню, этот залог вечного спасения. Все остальные вероисповедания, как-то: магометане, буддисты, всякие йоги, а также сектанты находятся на опасном пути и служат диаволу. Дай Бог, чтобы все мы принадлежали Православной вере, и притом не на словах только, но и по жизни, т.е. через исполнение за­поведей Божиих (3, с.84).

* * *

Церковь очищает нашу грязь, смывает зло. А зло будет до конца света (32).

Церковь Христова содержит в себе полноту Христова учения

После того как прошла «сень законная», Церковь Христова стала началом, объединившим «вся племена земная», стала содержать в себе полноту Христова учения, которая охраняется не отдельными личностями, но всей Церковью во все века (7, с.202).

Почему Церковь едина

Как Христос един, так и Церковь едина, потому что все познавшие истину веруют, поклоняются и прославляют Единого Бога Отца, Сына и Святого Духа. Церковь едина еще и потому, что основана на едином основании – Иисусе Христе, а также просвещается единым учением слова Божия и спасается еди­ными Божественными Тайнами. Кроме того, христиане имеют единую твердую надежду на воскресение мертвых и последующую за ним благодатную жизнь в обителях Отца Небесного (Там же).

Единство торжествующей и воинствующей Церкви. Спаситель объединяет Церковь

Понятие единства Церкви не нарушается наименованием ее воинствующей или торжествующей. Церковь Святая, которая на земле в мире сем имеется, называется воинствующей и с помощью Божией подвизается противу врагов своих: диавола, плоти, мира и греха. И кто побеждает их и постоянно стремится пребывать в чистоте и святости, тот по разлучении души от тела водворяется в торжествующей Церкви, где сподобляется от Искупителя мира вечной ра­дости. И это естественно, потому что Спаситель мира по Своем Вознесении на небо, которое было до этого затворено, открыл чадам земной Церкви вход в обители небесные для блаженной и вечной жизни. И с тех пор Церковь воинствующая и торжествующая составляет единое благодатное общество, объединяемое и одухотворяемое единым Источником всех благ – Спасителем мира (Там же).

Святость Церкви

Церковь есть жилище Бога, очищенное и освященное Кровию Единородного Сына Божия. В этом жилище всегда пребывает Господь со Своими верными рабами, освящая и ограждая их от всех козней вражиих. Отсюда следует, что Церковь свята в силу того, что она освящена Христовой Кровью. В этом святом дворе все люди, подобно овцам, делаются кроткими, незлобивыми, любвеобильными, и это потому, что они живут под благодатным покровом Доброго Пастыря – Христа, Который пасет их «на месте злачне на воде покойне» (Пс.22,1–2) (Там же, с.202–203).

Основная цель – спасение людей

Церковь как благодатное общество предвкушает еще здесь, на земле, небесное веселие, находясь в тесном общении с Подателем всех благ – Богом. Имея своей основной целью спасение людей, Церковь Христова научает их богооткровенным истинам веры, направляет по правильному пути и при помощи спасительных Таинств, данных ей Искупителем мира, освящает их и, таким образом, способствует достижению Царства Небесного (Там же, с.203).

Находящиеся в Церкви соединяются со Христом теснейшим образом

Находящиеся в Церкви соединяются со Христом самым теснейшим образом, как уды с главою, и таинственно бракосочетаются Христу, как невеста жениху. В Церкви, как в некоем корабле, покоятся и находят спасение все верные последователи Христовы, хотя и совершают свое опасное плавание по бурному житейскому морю. Здесь Спаситель мира Сам проявляет о них Свое попечение и ведет их к предназначенной цели – спасению (Там же).

Что делать человеку, чтобы пребывать в Церкви

Чтобы пребывать в спасительной ограде Церкви Христовой, христианину следует постоянно бороться с искушениями (Там же).

Церковь – духовная врачебница

В Церкви Христовой – в этой духовной врачебнице – имеются все средства для врачевания душевных недугов человека. Однако Господь, пребывающий в ней, не подает этих врачеваний без соизволения самого человека. Нужно, чтобы он сам усердно и с глубокой верой пожелал того и умолял Христа, По­дателя всех благ, и только в таком случае душа сможет приобрести исцеление и успокоение. При этом святитель Тихон сравнивает Церковь с госпиталем. Как в госпитале больные получают помощь и исцеление, так и в Церкви Христовой больные душой оздоровляются и освящаются посредством веры и святого Крещения. И подобно тому, как в госпитале лечащий врач посещает своих больных, смотрит за ними и дает им лекарство, чтобы они быстрее выздоро­вели, так и в Церкви святой Врач душ и телес – Спаситель мира – врачует христиан, духовно болящих, посещает их (Там же, с.204).

Церковь врачует душу и тело

Церковь подает своим верным последователям врачевство духовное, способствует своим благодатным воздействием изменению нравов, злых и порочных людей облагораживает, делает их кроткими и любвеобильными. Врачуя душу, Церковь, в силу теснейшего единения души и тела человека, оказывает целебное действие и на телесный его состав (Там же).

Христиане в Церкви должны соблюдать единство духа

Для того чтобы Церковь Христова оказывала спасительные действия посредством Таинств, христиане должны соблюдать единство духа и исполнять все те требования, которые предписаны в Церкви Сыном Божиим. Только в таком случае верные последователи Христовы смогут теснейшим образом соединяться со Своим Главой – Пастыреначальником (Там же).

Церковь Христова – единое тело

Церковь Христова составляет единое тело. И как все члены нашего физического тела бывают подвластны голове и исполняют ее волю, так и христиане должны повиноваться своему Искупителю. Притом тесного единения в живом организме Церкви Христовой сподобляются только те лица, которые содержат православную веру в чистоте и святости, которые подвизаются в благочестии, имеют страх Божий, борются противу всякого греха и стремятся постоянно пребывать в доброделании (Там же).

Церковь – духовное тело Христово

Церковь есть духовное тело Христово, и христиане желают пребывать в нем. Одно имя христианское без святой жизни еще ничего не значит, более того, такие лица приравниваются к язычникам и лицемерам. Оставаясь в греховном состоянии, они тем самым духовно удаляют себя от церковного общения и пред Лицом Божиим подобны извергу (Там же, с.204–205).

Кто может пребывать в Церкви

Хотя члены Церкви не все духовно совершенны, но они могут оставаться в ней и питаться ее спасительными соками только при условии полного вну­треннего перерождения. Если внутреннее перерождение соделывает грешников достойными сынами Церкви, то нераскаянность лишает их не только земного спокойствия, но и вечного спасения. Однако это не окончательное удаление их от спасительного ковчега, они снова, если того пожелают, смогут возвратиться в него, если оставят свои грехи, оплачут их и принесут искреннее покаяние пред священником (Там же, с.205).

Для чего Господь основал на земле Церковь

Господь для того и основал на земле Святую Церковь Свою, чтобы всегда очищать, врачевать желающих душевного и телесного здравия, просвещать ищущих освобождения от греховной тьмы, короче, вести человека ко спасе­нию. Раскаявшегося грешника Святая Церковь воспринимает в свои объятия и подает ему надежду на получение вечной жизни. Отсюда следует важность и необходимость пребывания в союзе с Православной Церковью и опасность для живущих вне этого священного союза (Там же).

Церковь – путеводительница ко спасению

Святая Церковь есть путеводительница ко спасению, ходатаица пред Престолом Всевышнего, неистощимая сокровищница благодатных даров Божиих, и поэтому ее голоса следует слушаться. И кто не слушает церковного голоса и упорно противится ему, тот не является сыном Церкви, а это значит, что он ушел от стада, которое пасет Сам Христос, обещавший жизнь вечную слу­шающим Его голоса (Ин.10,27,28) (Там же).

Церковь духовно рождает и воспитывает членов благодатного Царства

Иисус Христос Своим искупительным подвигом представил Своей Церкви силу и власть через законное священноначалие духовно рождать и воспитывать членов благодатного Царства посредством истинного учения и спасительных Таинств. И в то же время Он Сам является непосредственным невидимым Руководителем ее. Он как мудрый Кормчий управляет Своей Церковью и ведет ее к предназначенной цели – спасению Благодатию же Духа Святого, Которого Спаситель мира послал от Отца Своего Небесного и Который по­стоянно пребывает в этом благодатном ковчеге, все члены Церкви Христовой через посредство Таинств, совершаемых священнослужителями, очищаются от греха, освящаются и укрепляются на борьбу с невидимым врагом нашего спасения – диаволом (Там же, с.209).

Кровь мучеников – прочный фундамент Церкви Христовой

Правители многих стран древнего мира, стремясь не допустить распространения спасительных истин, каких только «тягчайших мучений и ужасных смертей не изобретали». Они сажали проповедников в темницы, морили голодом, нагими водили по улицам, обливали кипящей смолой, серой и мас­лом, жгли в раскаленных печах и т.д. Но все эти пытки не могли поколебать веру последователей Христовых, напротив, испытанная в горниле мучений и искушений, вера их все более крепла, они привлекали все большее число новых последователей. Таким образом, кровь мучеников становилась прочным фундаментом в распространении и утверждении Церкви Христовой (Там же, с.200).


Источник: Духовные рассуждения и нравственные уроки Схиархимандрита Иоанна Маслова / Под ред. Н.В. Маслова. – Москва : Самшит-издат, 2011. – 816 с., илл.

Комментарии для сайта Cackle