Источник

Человек

Что дает чтение жизнеописаний святых

Читая жития угодников Божиих, мы невольно сознаем великую разницу между ними и нами. Но она не должна приводить нас к ложному выводу, будто теперь не те времена, не те люди и нам невозможно угодить Богу. Таким вы­водом оправдываются не ревнующие о своем спасении, а хотящих спастись не устрашит самая великая противоположность их жизни с жизнью святых.

Напротив того, она вызовет у них сокрушение духа и молитву ко Господу и святым Его о даровании более крепкой веры, большей преданности в волю Божию и недвоящегося упования на Промысл Всемогущего, чтобы и они, слабые, при содействующей благодати Божией по силе своей могли ревновать житиям святых. Ведь и святые некогда были похожи страстями на нас, также обложены плотью, однако силой воли, любовью к Богу и желанием себе спа­сения превозмогли все. Бог силен и невозможное сделать возможным.

Он всем хочет спасения и только ожидает с нашей стороны желания, понуждения себя; благодать Его всегда готова нам в помощь. (25, с.433).

* * *

После сотворения всего мира Бог создал АДАМА и ЕВУ и дал им запо­ведь.

Человек сотворен Богом.

Бог создал особым образом Адама и Еву, а от них род человеческий.

Человек создан особым Советом Святой Троицы.

Человек сотворен по образу и подобию Божию.

Человек есть творение Божие и должно работать ему неослабно.

Человек сотворен разумным.

Человек – разумное Божие создание.

Человек – дивное создание Божие.

Человек является посредником между Богом и всем созданием.

Человек настолько высокое создание, что Сам Бог ради него в мир пришел и искупил.

Так как в христианине два рождения, то и человек двоякий по внутреннему устроению ветхий и новый.

Ветхий человек по нраву своему подобен зверю, скоту и змее.

Человек плотской и духовный.

В плотском человеке царствует ГРЕХ, в духовном БЛАГОДАТЬ.

Ветхий человек, хотя и крещен и имеет признаки христианства, но жизни в себе не имеет, мертв душой.

Человек на земле есть путник.

Человек есть странник в этой временной жизни.

Время жизни человека – путь к вечности.

Все идут к вечности.

Человек рождается для жизни вечной и все земное должен употребить ради нужды, а не похоти.

Человек ради вечности не должен увлекаться временным.

Человек не должен увлекаться временным, так как обязательно перейдет в вечность.

Человек первозданный нарушил ЗАПОВЕДЬ и был изгнан из рая.

Человек прельщенный пал с высоты в бесчестие.

Человек потерял свое достоинство и честь.

Сатана завладел человеком, но ХРИСТОС искупил.

Сам Бог пришел на землю спасти человека.

Человеческое естество вознесено Христом на небо.

Человек есть вечный должник пред Богом.

Человек все, что ни имеет, все имеет от Бога.

Человек все получил от Бога, ничего своего не имеет, кроме немощи и грехов.

Человек претерпевает в своей жизни множество бед и испытаний.

Люди равны между собой.

Человек ГРЕХАМИ и неблагодарностью бесчестит Бога.

Каждый человек находится или в Царствии Христа, или вне Его Царства.

Человек чем больше к Богу приближается, тем больше смиряется. И наоборот, чем больше удаляется, тем более гордым и ГРЕХОВНЫМ становится.

Человек бывает зол и добр не от людей, но от внутреннего устроения.

Человек внешне может быть благороден, но внутри гнилой.

Человек должен жить, руководствуясь разумом, а не чувствами (8, с.1159–1172).

Каким должен быть человек

Нужно быть хорошим человеком и устроять свою жизнь согласно учению Святой Церкви и заповедям Божиим (3, с.77).

В каждом человеке имеются ненужные фантазии (Там же). Для человека есть только два пути

Вся земная суета со своими привлекательными прелестями и страстями пройдет, как ночное сновидение, а там придет и Страшный суд, на котором каждый человек дает ответ Богу за свою земную жизнь. За добрую и святую получит то блаженство, о котором Спаситель сказал: «Око того не видело и ухо не слышало, что Бог уготовал любящим Его». А другие люди, проводящие жизнь греховную, будут осуждены на вечные мучения. Ведь имеется только два пути. Один из них за святую жизнь приближает к вечной радости, а дру­гой – к вечной мучительной жизни за гробом (Там же, с.99).

* * *

Человек по своему происхождению от Бога и высокому достоинству является не чем иным, как отражением славы Божией, Его образа (7, с.169).

* * *

Все люди есть дети Отца Небесного, и они произошли от одного родоначальника Адама. Апостол Павел по этому поводу говорит, что Господь от одной крови произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли (Деян.17,26) (Там же, с.389).

* * *

Очень часто многие христиане забывают о цели своей жизни, прилепляются к земным скоропреходящим благам, а о спасении только говорят (6, с.90).

* * *

Только с воплощением Сына Божия смысл жизни людей приобрел непреходящую ценность и значение (7, с.400).

Смысл и цель жизни человека

Человек, живя в этом мире, должен развить все свои духовные силы, направить их к Богуподоблению, быть постоянно в общении с Богом, прославлять Его премудрость, святость и милосердие. Вот смысл и цель жизни человека (Там же, с.169).

Конечная цель – духовное совершенство

Видимый мир непосредственно связан с Высшим Существом, Им направляется к конечной цели – духовному совершенству (Там же, с.432).

* * *

Во все века ничто не могло удовлетворить человека вне богообщения (Там же, с.400).

Назначение человека – вечное блаженство. Путь ко спасению

Основное назначение человека, для чего он создан, – вечное блаженство, которое достигается путем сердечной веры в Иисуса Христа, и жизнь, согласная с Его Заповедями. Другого пути ко спасению и блаженной жизни в вечности нет и не может быть (Там же, с.388).

* * *

Люди всегда предпочитают легкое тяжелому (6, с.90).

Человек, увлеченный мирской суетой, не может вместить слово Божие

Но если сердце христианина будет занято вместо молитвы мирской суетой или же греховной скверной, оно не может принять в себя слово Божие. Тогда оно бывает подобно наполненному сосуду или напоенной губке, которые, пока не освободятся от того, что содержат в себе, не могут вместить ничего нового. Увлеченный мирской суетой до забвения о духовных предметах, человек, хотя и слышит или читает слово Божие, однако не может вместить его, а потому и остается без плода. И только надлежащая переоценка прежних духовных ценностей, перенесение центра стремлений, желаний и помышлений с внешних предметов на внутренний мир, освобождение от всего греховного, что отдаляет от Бога, доставляют человеку истинную свободу и очищение сердца, духовную целеустремленность, сосредоточенность, способность ко всякому доброму делу как в Церкви Христовой, так и в обществе (7, с.295–296).

Конечная цель жизни человека – спасение (7, с.391).

Благодатное действие Крещения на человеческое естество

Присутствие Божественной силы в водном естестве наше тленное естество (че­рез Крещение) преобразует в нетленное. Крещение оказало благодатное действие на все двуединое человеческое естество – на тело и душу человека (4, с.147).

Обожение человеческой природы

В Преображении Господа ясно было показано обожение человеческой природы через воплощение Сына Божия (Там же, с.168).

* * *

Ангелы и человеческий род в силу их разумности и свободы принимают участие в высочайшей Божественной жизни. Они способны усвоить и разви­вать в себе те Божественные дарования, которыми Бог их одарил (7, с.431).

* * *

Человек – залог неба и образ Бога, он предназначен не для земли (Там же, с.396).

* * *

Человек представляет смешение противоположностей, добра и зла, является ареной борьбы между тем и другим (Там же, с.397).

Природа человека

Человек мало чем умален от Ангелов, и если Ангелы являются существами только духовными, хотя и ограниченными, то человек – существо духовно- телесное; и притом человек останется и в будущей жизни таким же духовно- телесным, но только тело его будет изменено и преобразовано сообразно с состоянием души (Там же, с.436).

Как человек изучал до него сотворенное

В премудром замысле Творца человек не должен был оставаться один среди прекрасной природы. Иначе он не смог бы выполнить свое назначение в мире Богу угодно было, чтобы человек, видя окружающий... мир, определил свое положение в нем и осознал себя через сравнение с тварями, которые были также наделены жизнью. С помощью Божией Адам нарек имена всем скотам, и птицам небесным, и всем зверям полевым (Быт.2,20). Этим самым первый человек как бы изучал все живое, до него сотворенное (Там же, с.170).

Сотворение жены

Среди всего живого человек не нашел себе равного по существу. Как повествует Священное Писание, Господь Бог навел на Адама сон, взял одно ребро его и сотворил ему жену, которую Адам нарек Евой (Быт.2,21–22) (Там же).

Назначение человека – быть посредником между созданием и Творцом

Возлюбив человека и одарив его царственной властью над видимой природой, Господь предназначил его быть посредником между созданием и Самим Собою. Человек должен был охранять первобытную природу и поддерживать в ней порядок (7, с.170).

Первые люди

Первые люди не знали еще, что такое грех, и поэтому ум их был проницателен, чист и способен к быстрому восприятию всех Божественных истин, воля была направлена к добру, то есть к выполнению всех Божественных назначений и целей. Бог был для них единственным Центром, к Которому сводилась не только их внутренняя, духовная, но и внешняя, телесная жизнь. Потому основной их добродетелью была любовь к своему Создателю. Немаловажным импульсом в восхождении человека по лестнице нравственно-духовного совершенствования служило и то, что человек в своем существе был свят и чист (Там же).

Святость первого человека

Святость первозданного человека нельзя понимать в абсолютном смысле этого слова, так как она находилась только в зачаточном состоянии и требо­вала развития путем личных усилий человека и благодатной помощи свыше. Посредством этих двух факторов прародители должны были постоянно укрепляться в добре, причем добровольно, при свободной направленности воли в сторону добра, а значит, необходимо было длительное упражнение в доброделании, чтобы этот навык в добродетели смог стать как бы природой души (Там же).

Человек свободен

Человек, как существо духовно-разумное, был свободен в выборе и осуществлении своего решения (Там же, с.171).

Почему человек впал в грех

Сам человек никогда не предпринял бы греховного шага, если бы лукавый змий не позавидовал блаженству человека (Там же).

* * *

Человек – наилучшее создание Творца (Там же).

Бог наделил человека способностью к творческому созиданию

Подлинное же величие человека заключается не в бесспорном родстве со вселенной и не в превосходстве его положения среди тварей, но в том, что он имеет причастность к Божественной жизни, т.е. в его богоподобной душе (Там же, с.169).

Человек – отражение славы Божией

Человек по своему происхождению от Бога и высокому достоинству является не чем иным, как отражением славы Божией, Его образа (Там же).

* * *

Господь создал человека по Своему образу и вложил в него стремление к святости, определил его сердце быть домом Святого Духа (3, с.174).

Человек создан добрым

Первый человек был в постоянном общении с Творцом, Который всегда проявлял к нему Свою любовь и попечение. Создав человека добрым, Господь указал ему путь к совершенству в добродетельной жизни, а через это и к блаженной вечности в единении с Ним (7, с.183).

* * *

Воссоздавая человека «в новую тварь» (2Кор.5,17), Христос Спаситель не только возвратил его в первобытное состояние, но «и паче прежнего пре­вознес» и «почтил» (Там же, с.194).

* * *

Очень часто человек, имея благодатные спасительные средства, все же уходит в сторону от пути Господня (7, с.306).

* * *

Как не может человек одновременно устремлять свой взор на небо и землю, так не может он служить Богу и мамоне (7, с.309).

Цель творения человека

Человек сотворен Творцом не для мучений, а для вечной блаженной жизни (7, с.314).

Страсти изменяют все существование человека

Подобно зловредному ветру, страсти иссушают и искореняют в душе человека все то, чем он так щедро был одарен своим Творцом, они изменяют все его существо и, прежде всего, искажают образ Божий (7, с.318).

Состояние человека, в котором господство духа над плотью

Господство духа над плотью, состояние, при котором человек отвращает свой взор от всего соблазнительного и пагубного, тщательно охраняет свои чувства и приучает их служить только целомудрию (2.135) (7, с.334).

Кто постоянно пребывает у дверей человеческого сердца

Христос со Своею благодатной силой и помощью постоянно пребывает у дверей человеческого сердца и ждет, пока человек добрым своим соизволением откроет ему эти двери (Апок.3,20) (7, с.335).

Почему человек удаляется от Бога

Удалению от Источника жизни – Бога, по учению святителя Тихона Задонского, способствуют три фактора: во-первых, греховная плоть ветхого человека, во-вторых, прелести греховного мира, которые влекут человека в сторону зла и тем самым приводят к духовному умерщвлению, и, наконец, в-третьих, диавол (7, с.306).

* * *

Человек рождается в этот мир уже растленным и поврежденным грехом (4.34) (7, с.307).

Человек имеет в себе как бы два существа

Каждый человек имеет в себе как бы два существа: в нем живет ветхий человек со страстями и пороками и новый, облагодатствованный Святым Духом, с добродетелями, каждый из них влечет душу в свою сторону (7, с.307).

Плотский человек

«Кто плоти слушает и ей повинуется, тот плотской человек есть» (1.45) (7, с.307).

Духовный человек

«Кто духу следует, тот человек духовный» (1.45) (7, с.307). Все люди разделяются на два царства

Все люди, по воззрению святителя Тихона Задонского, разделяются на два царства Царство Христово и царство сатаны (7, с.309).

Заблуждение человека, избравшего широкий путь

Человек же избравший «широкий путь путь гордости, непослушания, нетерпения и самолюбия» (2.57), считает, что ему все дозволено и что для него не существует никаких преград в осуществлении своих греховных по­желаний (7, с.309).

От внутреннего устроения человека зависит направленность к добру и злу

Вино, говорит святитель Тихон Задонский, одному служит лекарством, если он употребляет его с воздержанием, а другому, невоздержанному, – ядом; или, например, огонь можно употребить и на доброе и на злое, т.е. все зависит от внутреннего устроения человека (5.305) (7, с.330).

Действие уныния на человека

Овладев человеком, печаль и уныние способны полностью расстроить силы его души, отвлечь его от богоугодных занятий и вообще уничтожить все духовные плоды и тем самым привести свою жертву к смерти душевной (2Кор.7,10) (7, с.334).

Преданный пороку уныния, настолько ослабевает духовно, что становится бессильным шествовать по верному, спасительному пути. Спасение ему кажет­ся трудным и непостижимым, даже слова Священного Писания не оказывают на него воздействия, так как сердце его в это время бывает подобно закрытому сосуду (7, с.335).

Когда человек становится неуязвимым

Тот, кто успешно прошел целый ряд суровых испытаний и вышел из них духовно умудренным, очищается от греховной скверны, облекается, подобно воину, в броню правды и становится неуязвимым (7, с.310).

Что происходит с человеком, не имеющем в своем сердце Бога

Человек, не имеющий в своем сердце Бога, во время скорби или искушений приходит в малодушие, ропот, уныние и даже отчаяние. В этом случае вино­вато не испытание, всегда очищающее и укрепляющее душу, но раболепная привязанность человека к земному, нравственное расслабление его воли, сделавшейся неспособной ни к борьбе, ни к терпению, а также забвение о блаженной вечности, в сравнении с которой все нынешние страдания ничего не стоят (Рим.8,18) (7, с.280).

Когда человек теряет небесную награду

Человек своими силами не может изменить ту или иную создавшуюся обстановку, проявляя нетерпение, он усложняет ее и, в конце концов, теряет небесную награду «того не миновать, что суд Божий нам определил, а от нетерпения мзда погубляется» (1.182) (7, с.282).

Человек не может сам собой придти к Небесному Отцу и уверовать в Его Единородного Сына

Человек не может сам собой прийти к Небесному Отцу и уверовать в Его Единородного Сына. «Никтоже может приити ко Мне, – говорит Христос Своим ученикам, – аще не Отец, пославый Мя, привлечет его» (Ин.6,44) (7, с.222).

Познание человеком своего места и назначения посредством веры

Вера открывает человеку весь порядок Божия домостроительства нашего спасения, в котором он ясно видит свое место и назначение (7, с.222).

Что показывает человеку ненормальность его состояния?

Свет Христовой истины пронизывает глубины человеческого самосознания, обнажая греховные язвы человека, показывая глубину его падения и ненормальность его состояния (7, с.222).

Истинное состояние падшего человека – безотрадное

Святитель Тихон Задонский называет веру «оком души», созерцающим истинное, безотрадное состояние падшего человека (5.57) (7, с.222).

Как человек может выполнить свое назначение

Только живой верой в Него (Христа) человек может выполнить свое назначение (7, с.222).

Человека сохраняет Господь

Человек по своей ограниченности не может предвидеть те несчастные случаи, которые могут лишить его этой жизни. «Но от всех сих человеколюбивый Бог сохраняет нас так, как сердобольная матерь малое и несмысленное свое отроча» (1.188). Господь и ангелов своих приставил к человеку, которые бы охраняли его духовную и телесную жизнь (1.160) (7, с.229).

Человек, искупленный дорогой ценой, забывает своего Спасителя

Более всего любовь к Богу должно возбуждать то, что Он послал Сына Своего Единородного спасти грешного человека, избавить его от власти греха, диавола и смерти и восстановить в прежнем сыновнем достоинстве. И ради этого Сын Божий претерпел множество скорбей, страданий и даже крестную смерть (5.233). Если бы кто избавил человека от гнева и грозящей ему смерти или даже исходатайствовал бы ему приличный сан и положение в мире, то как усердно и искренно любил бы он своего благодетеля! Но человек, искуплен­ный дорогой ценой Сына Божия и освобожденный от всех наказаний и даже вечной смерти, забывает своего Благодетеля и вместо любви к Нему приносит оскорбление (3.152) (7, с.229).

При творении человека Бог Свои качества по своей благости вложил в человека

Бог есть высочайшая Любовь, Красота и Добро, и все эти качества Господь по Своей благости вложил в человека при его творении (4.356–357). Всеблагий Творец восхотел, чтобы в общении с Ним человек наслаждался блаженством и всеми благами (7, с.230).

Когда человек теряет контроль над собой

Опьяненный суетными соблазнами, человек полностью погрязает в пучине греха и, потеряв над собой контроль, исполняет уже волю диавола (7, с.310).


Источник: Духовные рассуждения и нравственные уроки Схиархимандрита Иоанна Маслова / Под ред. Н.В. Маслова. – Москва : Самшит-издат, 2011. – 816 с., илл.

Комментарии для сайта Cackle