Источник

Литургия оглашенных

Окончив проскомидию, священнослужитель кадит святой престол крестообразно со словами: «Во гробе плотски ...». Затем совершается полное каждение, перед которым открывается завеса при царских вратах, обозначаю­щая собой то, что тайна Рождества Христова была сокрыта от мира до дня Его общественного служения. В это время священник читает 50-й псалом, в котором выражает свое покаянное чувство пред Богом. Совершив каждение, он молится у престола, чтобы Господь сподобил его неосужденно совершить Божественную службу, затем берет в руки Евангелие и произносит возглас: «Благословенно Царство Отца и Сына и Святаго Духа», начертывая при этом Евангелием на святом престоле знамение креста. Это действие имеет глубокий смысл. Святое Евангелие символизирует Самого Иисуса Христа, а Крест – орудие совершения нашего спасения. Этим возгласом священнослужитель от­крывает верным неисповедимую тайну Пресвятой Троицы, возвещенную нам воплотившимся Христом. Вслед за этим начинается великая ектения, которой священник приглашает предстоящих молиться Богу в мире как за самих себя, так и за всех христиан. После ектении поются антифоны, или хвалебные стихи из псалмов, которые, во-первых, выражают нашу благодарность Создателю, а во-вторых, наше недостоинство и просьбу помощи Божией.

Святая Церковь в этих песнопениях прославляет Бога и исповедует Христа Единородным Сыном Божиим. В них содержатся догматы о Лице Иисуса Христа, о Его Божественном достоинстве. Антифоны сопровождаются тайными молитвами священника, в которых он просит Бога ниспослать милость Свою на святой храм и на молящихся в нем. Между антифонами бывают малые ектении. Далее поются евангельские похвалы блаженным – святым: «Блажени нищие духом. Блажени плачущии» и т.д. В это время отверзаются царские врата, и священнослужитель исходит с Евангелием на малый вход. При этом в тайной молитве он призывает, просит Бога о входе вместе с ним святых Ангелов. Так жители небесные и земные готовятся и соединяются к встрече Господа, идущего на Свое земное служение. Открытие царских врат для малого входа означает явление Христа всему миру после Его тридцатилетней малоизвестной жизни и шествие Его на проповедь Евангелия после крещения во Иордане. Свеча, носимая перед Евангелием, означает Предтечу и вместе с тем свет учения Христова, которое содержится в Евангелии. Возглас «Премудрость, прости (станем прямо)» напоминает нам о Божественной премудрости, заключающейся во Святом Евангелии, и о нашем внимании к этим священнодействиям. Целование священником Святого Евангелия и царских врат означает, что мы любовью Иисуса Христа примирены с Богом Отцом, и Он отверз нам вход в Царство Небесное. После этого служитель алтаря при пении «Приидите, поклонимся...» входит в святой алтарь, как бы в самое небо, целует Евангелие и престол и читает молитву «Боже Святый, Иже во святых почиваяй ...», в которой просит Бога о достойном прославлении Его. Затем после возгласа «Яко свят еси, Боже наш ...» начинается торжественное пение Трисвятого. В это время священник отходит к горнему месту. Далее поется прокимен и читается Апостол. Священник, сидя на горнем месте, изображает собой вознесшегося на небо Иисуса Христа и сидящего одесную Отца. Но если участвуют в богослужении диаконы, то они в это время не сидят, так как они символизируют апостолов, которые были посланы Христом проповедовать Евангелие всему миру. Каждение во время чтения Апостола означает, во-первых, распространение по всей вселенной святыми апостолами благовествования о Христе и христианской жизни, а во-вторых, сообщение верующим благодати Святого Духа посредством Таинств. После чтения Евангелия возглашаются сугубая и заупокойная ектении, во время которых поминаются как живые, так и умершие, то есть происходит молитвенное единение земной Церкви с Небесной. Поэтому пастырь должен отнестись к этому делу, то есть поминовению, внимательно и неленостно вознести свои молитвы к Богу о каждой душе «скорбящей и озлобленной...». Затем следует ектения об оглашенных. Хотя на первый взгляд она кажется отжившей, поскольку в наше время уже нет оглашенных и все крещены в детстве, но понимать ее нужно гораздо глубже. Надо помнить, что Божественная литургия совершается не только тем или иным священником в том или ином храме и не только для тех людей, которые присутствуют при богослужении; она есть великое Таинство, которое совершает вся Церковь, а в ней всегда есть оглашенные. И сейчас есть люди, обращающиеся в православную веру, и Церковь, даже если это происходит в другом месте, молится о них так же, как если бы они стояли в храме вместе с нами. Кроме того, в древней Церкви вместе с оглашенными выходили из храма и те согрешившие христиане, которых Церковь на время отлучала от участия в Таинстве Евхаристии. Стоит только со вниманием каждому из нас проанализировать свои поступки, заглянуть в свое сердце, и мы увидим, как далеко отстоим мы от верных. Одного крещения водой еще недостаточно для спасения. Нужно родиться духом, то есть проводить свою жизнь во Христе и со Христом. А поскольку мы еще далеки от такой жизни, значит, и к нам относится ектения об оглашенных. Если применить к нам те требования, которые древняя Церковь предъявляла к христианам, то все мы заслуживаем быть изгнанными из храма. Кроме того, возглас «Оглашенные, изыдите» должен побуждать нас к очищению своей души от всякой сквер­ны, а в данный момент позаботиться об изгнании всех дурных помыслов, чувств, а также житейских забот и попечений (7, с.379–380).


Источник: Духовные рассуждения и нравственные уроки Схиархимандрита Иоанна Маслова / Под ред. Н.В. Маслова. – Москва : Самшит-издат, 2011. – 816 с., илл.

Комментарии для сайта Cackle