Литургия
На Божественной литургии совершается величайшее Таинство
По молитве священника Духом Святым хлеб и вино пресуществляются в истинное Тело и истинную Кровь Христовы (7, с.375).
* * *
Литургия в переводе с греческого языка означает общественное дело, общественная служба (4, с.9).
Собственно Литургией называется церковная служба, во время которой совершается Таинство Евхаристии (Там же, с.9).
Пример отношения к Божественной литургии
Особенно благоговейно относился святитель Тихон Задонский к Божественной литургии, во время которой он настолько одухотворялся и возносился умом в высшие сферы Божественной жизни, что даже не замечал усталости (7, с.82).
Какое таинство есть Литургия
Божественная литургия есть таинство теснейшего единения с Богом, таинство умилостивления Отца Небесного Его Сыном, а также таинство Духа Святого, пресуществляющего принесенные дары в Тело и Кровь Христовы (Там же, с.387).
Что означает действие священнослужителя, начертывающего Евангелием крест на святом престоле в начале Литургии
Что касается действия священнослужителя, начертывающего Евангелием крест на святом престоле, то это действие имеет глубокий смысл. Святое Евангелие символизирует Самого Иисуса Христа, а крест – орудие, которым Он совершил наше спасение. Далее священнослужитель этим действием дает понять молящимся, что Божественная литургия совершается в воспоминание Крестной смерти Богочеловека за весь род человеческий.
Кроме того, крестное знамение, начертываемое святым Евангелием, обозначает, что этим самым благословляются Триединым Богом через слово Божие все концы вселенной, то есть от края и до края земли, о чем свидетельствует Сам Иисус Христос, говоря: «И проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной» (Мф.24,14) (Там же, с.388).
Какое таинство совершается на Божественной литургии
В суточном круге богослужений важнейшей частью, центральным его пунктом является Божественная литургия, на которой совершается величайшее Таинство по молитве священника. Духом Святым хлеб и вино пресуществляются в истинное Тело и истинную Кровь Христовы (9, с.375).
Как подготовить душу к совершению Таинства Евхаристии
Исходя из важности и святости Таинства Евхаристии, каждый священнослужитель, прежде чем приступить к совершению его, должен тщательно подготовить свою душу и прежде всего очистить ее от смертных грехов посредством сердечного сокрушения и устной исповеди пред отцом духовным. Это является единственным средством к умилостивлению Бога и к водворению в душе мира и спокойствия (7, с.375).
Что препятствует совершению Божественной литургии
Считается великим грехом и препятствием к священнодействию, если пастырь или диакон кого-либо осудил, оскорбил, обидел или имеет к кому-либо нерасположение.
В таком случае нельзя приступать к служению Литургии, как об этом говорит Сам Христос Спаситель: «Если принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой» (Мф.5,23–24). Но если человек, оскорбленный священником, окажется где-то далеко и нет возможности испросить у него прощения перед совершением Литургии, то следует, по крайней мере, восскорбеть об этом в своем сердце и дать обещание перед Богом при первой встрече с этим человеком примириться.
Препятствием к совершению Божественной литургии может служить и вкушение пищи после двенадцатого часа ночи. Об этом свидетельствуют канонические правила 50-е и 58-е – Карфагенского Собора, 29-е Шестого Вселенского Собора. Кроме воздержания в пище, священнослужитель обязан воздерживаться и в супружеской жизни несколько дней перед Литургией и после, как об этом свидетельствуют правила Карфагенского Собора (3-е, 4-е, 34-е, 81-е).
Немалым препятствием к совершению Литургии может служить и внешний вид пастыря или диакона, то есть его телесная нечистота и неопрятный вид. По мысли св.Амвросия Медиоланского, внешний вид священнослужителя отражает внутреннее состояние его души. При совершении величайшего Таинства одежды служащего священника или диакона должны быть чистыми и не рваными, иначе он может уничижать Христа Бога, Который пребывает в Пречистых Тайнах. Лицо и руки должны быть вымыты, волосы причесаны, ногти обрезаны, усы подстрижены, чтобы во время причащения Святых Тайн не оставалось на них ни одной капли Божественной Крови, зубы вычищены, уста вымыты еще с вечера.
Кроме всего вышесказанного, от священнослужителя требуется и то, чтобы он настроил свою душу к благоговейному совершению Божественной литургии посредством церковных служб, то есть со вниманием выслушал вечерню, утреню и часы. Затем необходимо служащему священнику и диакону вычитать вечернее правило, состоящее из определенных Церковью на каждый день канонов. Так, в воскресенье вечером следует читать каноны: Иисусу Сладчайшему, Божией Матери (начало 1-го тропаря: «Многими содержим напастьми»), Ангелу хранителю (а кто имеет усердие, то и Архангелам), вечером в понедельник Иисусу Сладчайшему, Божией Матери, св.Иоанну Предтече и Ангелу хранителю, во вторник вечером Иисусу Сладчайшему, Богородице Одигитрии и Ангелу хранителю; в среду вечером: Иисусу Сладчайшему, Богородице, Ангелу хранителю, святым апостолам и святителю Николаю (по желанию можно читать и акафист святителю Николаю); в четверг вечером: Животворящему Кресту, Богородице и Ангелу хранителю; в пятницу вечером: Иисусу Сладчайшему, Божией Матери с акафистом и всем святым, и в субботу вечером: Иисусу Сладчайшему, Богородице и Ангелу хранителю. Кроме указанных канонов, священнослужители обязаны прочитывать еще молитвы вечерние и утренние, а также и молитвы ко Святому Причащению. Все правило должно вычитываться перед каждой Литургией.
Нелишне также заметить, что все каноны лучше читать вечером, так как вечернее правило побуждает священнослужителя к большему самоуглублению и притом совершается без спешки. Оставлять правило на утро опасно по той причине, что священнослужитель может быть позван на какую-либо требу, которая не терпит отлагательства. На утро можно оставить только молитвы утренние и ко Святому Причащению.
Некоторые служители, вопреки церковным правилам, читают эти каноны и молитвы во время церковных служб, то есть на вечерне или на утрене, оправдывая себя тем, что не имеют времени прочесть их дома. Нужно всячески избегать этого, потому что священник должен следить за службой и настраивать свою душу на молитвенное общение с Богом. Кроме того, такое механическое чтение канонов во время службы может привести священника к нерадению и невниманию к утрене и вечерне, без которых, по уставу церковному, совершать Литургию не положено. Но если кто по уважительной причине не смог совершить все правило, то он должен обязательно прочитать хотя бы молитвы ко Святому Причащению, а по окончании Литургии прочитать остальное. Священнослужитель должен также знать и разуметь таинственный смысл священнодействий Литургии, это способствует приобретению страха Божия и благоговения.
Подготовившись таким образом душевно и телесно, священнослужитель должен предстать пред Божественной трапезой с горячей любовью к Богу и человеку, чтобы достойно совершить великую таинственную Жертву (7, с.375–377).