Источник

Литургия верных

С момента произнесения ектении «Да никто от оглашенных» начинается Литургия верных, на которой воспоминается Тайная Вечеря, то есть последняя прощальная беседа Господа с апостолами, а также Его страдания, смерть, погребение, Воскресение из мертвых, Вознесение на небо и сидение одесную Бога Отца. Перед пением Херувимской раскрывается антиминс, значение которого в Церкви Христовой весьма велико. Он заменил собой гробы муче­ников, на которых первые христиане приносили Бескровную Жертву. Так как во время гонений христиан не было возможности переносить с места на место тяжелые престолы с гробами мучеников, то стали делать убрусы, вкладывая в них частицы св.мощей мучеников. Впоследствии эти убрусы были названы антиминсами (ранее убрусы назывались престолиями). Антиминс – это шелковый плат с изображением Господа во гробе. По мысли св.Исидора Пелусиота, антиминс еще символизирует ту плащаницу, которой было обвито тело Христа Спасителя.

После ектении о верных поется Херувимская песнь, во время которой совершается великий вход с «предложенными» Дарами. Этот вход знаменует собой добровольное шествие Иисуса Христа на страдание, смерть и погребение. По перенесении Даров диакон произносит ектению, в которой просит Бога освятить Дары и простить грехи всем молящимся. Далее следует возглас «Возлюбим друг друга», означающий, что только в любви и единомыслии мы можем исповедовать нашу веру. В первые века Церкви Христовой все стоящие в храме в это время приветствовали друг друга «лобзанием святым». В настоящее время это лобзание совершается только в алтаре между священнослужителями. Этим действием исполнилась заповедь Христова. «Если ... принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди... примирись с братом твоим, и тогда приди, и принеси дар твой» (Мф.5,23–24). Без такого примирения молитва наша не будет услышана и жертва не будет благоугодна Богу. После выражения чувств любви священник или диакон возглашает: «Двери, двери, премудростию вонмем». В древние времена этими словами напоминалось церковным сторожам охранять двери храма, чтобы никто из неверных не вошел в него, а молящиеся в нем стояли и внимали Премудрости Божией. В настоящее время нет привратников, и при возгласе этих слов каждый из предстоящих должен отнести их к себе, как призыв к охранению своих чувств от посторонних помыслов, и тем самым сосредоточить все внимание на церковном богослужении. Далее поется Символ веры , в котором верующие открыто исповедуют догматы христи­анской веры. В то же время они выражают и любовь к Богу, воспоминая домостроительство нашего спасения, совершенное через пришествие на землю Сына Божия. По окончании Символа веры произносится призыв к молящимся «Станем добре», потому что начинается самый ответственный момент, то есть Евхаристический канон. Это самая важная, центральная часть, ядро Божественной литургии. И замечательно то, что эта часть сохранилась до наших дней такой, какой она была установлена Самим Спасителем на Тайной Вечери. Возгласом «Станем добре» священнослужитель призывает молящихся стоять в храме с особым вниманием и благоговением, в совершенном мире и единодушии с ближними. После пения «Милость мира, Жертву хваления» священнослужитель, обращаясь к народу, возглашает апостольские слова: «Благодать Господа». Этими словами испрашиваются дары от каждого Лица Святой Троицы: от Сына Божия – благодать, от Бога Отца – любовь, от Святого Духа – причастие.

После этих слов священник побуждает молящихся к более усердному вниманию словами: «Горе имеем сердца», то есть к небесам, где обитает Всевышний, приемлющий только те молитвы, которые исходят от чистого сердца и из неоскверненных уст.

Затем пастырь призывает всех возблагодарить Господа. В это время в храме поют: «Достойно и праведно есть», а священник читает тайную молитву, в которой благодарит Господа за все благодеяния, за милости Его «ведомые и неведомые». Благодарит также и за то, что Он принял службу от рук наших, хотя и предстоят Ему тысячи Ангелов и Архангелов. После этого священник возглашает: «Победную песнь поюще, вопиюще, взывающе и глаголюще». Хор славословит Бога вместе с Небесными Силами, которые предстоят Пре­столу Всевышнего. В это время священнослужитель продолжает читать тайную молитву, прославляя Бога за Его искупительный подвиг и спасение рода человеческого, и затем возглашает слова, произнесенные Господом Иисусом Христом на Тайной Вечери: «Приимите, ядите, Сие есть Тело Мое…» и «Пийте от нея вси, Сия есть Кровь Моя…». На эти слова хор отвечает: «Аминь», а священник читает тайную молитву, в которой воспоминает Крест, гроб, тридневное Воскресение, Вознесение на небеса, сидение одесную Отца и Второе славное пришествие Христово. Затем священник, как приносящий Богу Дары от лица Церкви Небесной и земной, возглашает: «Твоя от Твоих, Тебе приносяще о всех и за вся».

С произнесением этих слов дискос и чаша возносятся над престолом крестообразно сложенными руками в знак того, что Бескровная Жертва при­носится в воспоминание крестной смерти Спасителя, а также того, по мысли св.Василия Великого, что Иисус Христос на Тайной Вечери вознес руками хлеб Богу Отцу и потом только освятил и преломил его. По окончании тайной молитвы и тропаря «Господи, Иже Пресвятаго Твоего Духа» священник крестообразно благословляет сначала агнец со словами: «И сотвори убо хлеб сей Честное Тело Христа Твоего», а затем чашу с вином со словами: «А еже в чаши сей, Честную Кровь Христа Твоего» и, наконец, благословляет вместе «обоя», говоря «Преложив Духом Твоим Святым». При этих тайносовершительных словах предложение пресуществляется: хлеб – в Тело Христово, а вино – в Честную Кровь Его. В это время к священнику, по свидетельству Златоуста, сходят с небес Ангелы и служат Богу39. Весь алтарь наполняется Небесными силами, и поэтому молитва пастыря должна быть усиленной40. В этот момент священник с трепетом и благоговением повергается до земли пред истинными Телом и Кровью Христовыми, молясь, чтобы Святые Дары послужили приобщающимся «не в суд или осуждение», а в наследие Царства Небесного. Полагая земной поклон, пастырь тем самым выражает также свое смирение и благодарение Богу. В тайных молитвах, читаемых по благословении Святых Даров, священник поминает всех членов Церкви – как живых, так и умерших – и затем возглашает «Изрядно о Пресвятей», а хор прославляет Божию Матерь, Которая послужила великой тайне воплощения Сына Божия и ходатайствует за нас пред Создателем. Помянув иерархию и всех людей, пастырь далее молится, чтобы Господь даровал молящимся едиными устами и единым сердцем воспевать «великолепое имя» Господа Иисуса Христа, а также чтобы милость Его пребывала со всеми присутствующими за этим богослужением. Этим и заканчивается Евхаристический канон. Дальнейшими молитвословиями Церковь приготовляет верующих к достойному принятию Святых Христовых Тайн. Особенно к этому располагают просительная ектения с возгласом «И сподоби нас, Владыко…» и молитва Господня «Отче наш», в которой верующие называют Господа Бога своим Отцом и тем выражают благодатную радость примирения, совершенного Искупителем. После тайной главопреклонной молитвы священник закрывает завесу и возглашает: «Святая святым» (то есть Святые Дары – для святых людей). Здесь каждый должен прочувствовать, с каким благоговением и чистотой сердца следует приступать к этой святыне, и, проникнувшись сознанием своего недостоинства, повто­рять вместе с хором: «Един Свят, един Господь...» (то есть сам собой никто из людей не бывает святым, но все получают освящение только через Иисуса Христа, Который по Своей любви и милосердию искупил человека Кровию Своею и открыл ему доступ к теснейшему единению с Самим Собой через вкушение св.Евхаристии).

Раздробив св.агнец и разложив его крестообразно на дискосе, священнослужитель одну из четырех частей с надписью «ИИСУС» опускает в св.чашу со словами: «Исполнение Духа Святаго». Этими словами и действием выражает­ся полнота Таинства, то есть Тело Христово соединяется с Его Божественной Кровью. После этого в св.чашу вливается теплая вода, которая служит для более живого изображения истинной Крови Христовой. «Если бы была другая какая-либо цель, – пишет Симеон, архиепископ Фессалоникийский, – то незачем было бы прибавлять теплоту к Дарам, так как она уже была влита в чашу во время совершения Литургии (проскомидии)». В это время хор поет причастный стих, а священнослужители в алтаре причащаются ча­стицей «ХРИСТОС», остальные две части агнца с надписями «НИ» и «КА» раздробляются и опускаются в чашу для причащения мирян. Что касается частиц, вынутых из просфор, то они в св.чашу в это время не опускаются, дабы не смешать их с частицами Тела Христова и не причастить ими кого-либо из верующих, так как эти частицы не пресуществляются в Тело Хри­стово и не могут заменить собой Святые Тайны. Затем открываются завеса и царские врата, и священнослужитель выходит на амвон для причащения мирян. Открытие завесы напоминает нам, как в ночь Воскресения, среди глубокого мрака, озарил пещеру Живоносного Гроба Господня небесный свет, а открытие царских врат знаменует собой удаление камня от гроба и Воскресение Христово. Священник с чашей в руках символизирует Ангела Господня, а Святые Дары – Самого Христа Воскресшего, Который как Победитель ада и смерти явился святым женам и апостолам. Приняв Святые Дары из лжицы, причастники целуют край св.чаши как само ребро Христово, отходят в сторону и принимают теплоту. Лжица знаменует собой те клещи, которыми Серафим взял горящий угль от алтаря Небесного, прикоснулся им к устам пророка Исаии и очистил их (см. Ис.6,6–7). Точно так же угль Тела и Крови Христовых очищает и тело и душу верующего. По причаще­нии мирян св.чаша поставляется на престоле, что означает сорокадневное пребывание Спасителя на земле по Его Воскресении. Затем в чашу ссыпа­ются частицы, вынутые из просфор, со словами. «Отмый, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Твоею». Каждая частица, напитавшись Святой Кровью, приносит великую пользу тем, за кого она вынута. По этому пово­ду блаженный Симеон пишет: «Приносимые частицы доставляют великую пользу. Они служат в отпущение грехов, единение Божественной благодати (для умерших), а живым – в освобождение от бед, в отпущение грехов, в надежду жизни вечной41.

Накрыв Святые Дары покровцами, священник благословляет молящихся со словами: «Спаси, Боже, люди Твоя и благослови достояние Твое» (Пс.27,9). Хор, от лица всех молящихся, поет Господу благодарственную песнь: «Видехом свет Истины...». Священник в это время кадит Святые Дары, зна­менуя тем благодать Духа Святого, источаемую ими, затем, начертав св.Чашей крест над антиминсом, со словами «Благословен Бог наш», обращается лицом к народу со Святыми Дарами и возглашает: «Всегда, ныне и присно и во веки веков», чем свидетельствует вечное пребывание Господа Иисуса Хри­ста в Своей Церкви. Этот момент также символизирует собой вознесение Христа Спасителя с Елеонской горы. Молящиеся, при осенении их Святыми Дарами, поклоняются Пречистым Тайнам и воссылают хвалу и благодаре­ние Богу словами: «Да исполнятся уста наша хваления Твоего, Господи…». По перенесении Святых Даров на жертвенник бывает благодарственная екте­ния, при произнесении которой священник складывает антиминс, знаменует его крестообразно Евангелием и возглашает: «Яко Ты еси Освящение наше». Далее священнослужитель напутствует верующих, исходящих из храма, воз­гласом: «С миром изыдем». Хор, выражая желание молящихся идти не иначе, как только с Господом, отвечает: «О имени Господни» (то есть после получения Божия благословения). Исполняя их желание, священник выходит из алтаря и читает напутственную заамвонную молитву: «Благословляяй благословящия Тя, Господи». В ней он испрашивает благословение Господне не только для предстоящих в храме, но и для всех членов Церкви, после чего возвращается к престолу и возглашает: «Слава Тебе, Христе Боже». И бывает отпуст, после которого хор поет многолетие Святейшему Патриарху, правящему епископу, Богохранимой стране и всем православным христианам, тем самым выражая желание, чтобы Всемилостивый Господь сохранил их на многие годы в здравии и благополучии (7, с.380–385).

Литургия Преждеосвященных Даров

Под именем Литургии Преждеосвященных Даров разумеется Литургия, на которой верующим предлагаются Св.Дары, освященные прежде на предшествующей полной Литургии и сохраняющиеся на св.престоле в дарохранитель­нице.

С древних времен Православная Церковь из особого, благоговейного почитания св.Четыредесятницы как времени строгого поста и покаяния не совершает священнодействия полной Литургии в дни Великого поста, кроме субботы и воскресного дня, а совершает Литургию Преждеосвященных Да­ров. Запрещение совершать полную Литургию в дни св.Четыредесятницы, кроме субботы и воскресенья, содержится в 49-м правиле Лаодикийского Собора. В 52-м правиле Трулльского Собора также определено: «Во все дни св.Четыредесятницы, кроме субботы и Недели и св.дня Благовещения, да будет Литургия не иная, как Преждеосвященных Даров». Эта Литургия, как показывает само название ее, отличается от Литургии св.Иоанна Златоуста и св.Василия Великого тем, что на ней предлагаются для Причащения Св.Дары, уже освященные на прежде бывшей Литургии св.Василия Великого или св.Иоанна Златоуста. Поэтому на Литургии Преждеосвященных Даров не бывает приношений и освящения Св.Даров (4, с.292–297).

Происхождение Литургии Преждеосвященных Даров

Начало совершения Литургии Преждеосвященных Даров восходит к пер­вым векам христианства. Св.Симеон Солунский говорит: «Преждеосвященная Литургия произошла издревле и от апостольских преемников». Михаил Керулларий, патриарх Константинопольский (XI в.), тоже свидетельствует о ее древности: «Литургия Преждеосвященных Даров есть древняя и древлепреданная, известная Св.Церкви Божией еще до тайноводственников наших Златоуста и Василия Великого, что видно из 49-го правила Лаодикийского Собора. Во всех Св.Церквах сохраняется неписаное предание, что читаемая по перенесении Св.Даров на жертвенник тайная молитва принадлежит св.Афанасию Александрийскому».

Если Литургия Преждеосвященных Даров может быть названа апостольским введением, то не потому, что она была написана самими апостолами, так как и после апостолов долго не было определенного письменного богослужебного чина; она не была устно передана апостолами в своем настоящем виде, но она называется апостольским учреждением в общем своем составе и в главных своих частях.

Причащение Преждеосвященными Дарами сохраняется от времен апостольских, как это видно из свидетельства св.Иустина мученика, который говорит, что диаконы относили Святые Тайны к отсутствовавшим на богослужении в церкви членам общины, которые могли принимать Святые Тайны на дру­гой или на третий день, так как не всегда были к тому готовы. В древности существовал и другой обычай – уносить с собою часть Святых Даров для ежедневного причащения, как об этом свидетельствуют Тертуллиан, св.Киприан, св.Григорий Богослов и другие. Св.Василий Великий говорит об египетских отшельниках, что они, не имея священников, хранили при себе Святые Дары и причащались ими. В Александрии и других городах Египта верующие также хранили у себя Святые Дары для причащения.

Причащение при богослужении Преждеосвященными Дарами, хранящи­мися в храме, как уже было сказано, восходит к временам апостольским. В Апостольских Постановлениях говорится: «После приобщения всех мужей и жен диаконы пусть возьмут остатки и отнесут в дарохранительницу». Эти остатки Святых Даров предназначались для причащения как больных, так и всех участников богослужения, на котором не приносилась Бескровная Жертва. Из 52-го правила Трулльского Собора видно, что еще до этого Собора Литургия Преждеосвященных Даров была общеизвестна, особенно на Востоке, а Трулльский Собор утвердил совершение ее в дни св.Четыредесятницы, кроме субботы, Недели и праздника Благовещения. О Литургии Прежде­освященных Даров свидетельствует св.Софроний, Патриарх Иерусалимский (VII в.). «Ныне более прочих в уважении священнодействие Великого Василия и Иоанна Златоуста с Литургиею Преждеосвященных».

Как имеющая апостольскую основу и являющаяся творением Апостольской Церкви, Литургия Преждеосвященных Даров (как в древности, так и теперь) не надписывается чьим-нибудь именем. В древнейших рукописных памятниках чин этой Литургии надписывается именем апостола Иакова, апостола Петра, евангелиста Марка, св.Василия Великого. Чины этой Литургии, существо­вавшие в Церквах Иерусалимской, Антиохийской и Александрийской, отре­дактировал, сократил, внес в нее даже молитвы собственного сочинения св.Василий Великий, и в таком виде она была введена в Константинопольской Церкви, а оттуда распространилась по всему христианскому Востоку и вы­теснила прежние чины Литургии.

Что же касается присвоения авторства этой Литургии св.Григорию Двоеслову († 604 г), то оно относится уже к позднейшему времени (XVI в.) и возникло на почве глубокого почитания, с каким православный Восток относится к имени этого святого мужа, восстановившего в Римской Церкви некоторые из древних обрядов, забытые там и сохранившиеся во всей первобытной чистоте на Востоке (в том числе и Литургию Преждеосвященных Даров), и тем как бы заслужившего предпочтительное перед прочими отцами Церкви право на всегдашнее сочетание его имени с этой Литургией. В греческих синаксариях с IX века помещаются известия о том, что св.Григорий Двоеслов ввел у римлян совершение полной Литургии в дни Великого поста, а позднее (например, в Прологе, под 12 марта) это известие стало изъясняться и переводиться в том смысле, что он ввел в Римской Церкви совершение великопостной Литургии (разумеется – Преждеосвященных Даров).

У нас в России, когда господствовал Студийский устав (XI-XIII вв.), Литургия Преждеосвященных Даров совершалась во все седмичные дни Великого поста (кроме субботы и воскресенья). Но со времени введения Иерусалимско­го устава (XIV-XV вв. ) и до настоящего времени Литургия эта совершается только по средам и пятницам Великого поста и в дни праздников (Там же, с.222–225).

* * *

39

Изъяснение литургии. Цит. по кн. Пономарев И. Учение о богослужении Православной Церкви. Иркутск, 1909, с.106.

40

Цит. по кн. Михайловский В. прот. Учение о православном богослужении. СПб, 1888, с.72.

41

Блаж.Симеон, архиеп.Фессалоникийский. Цит. соч., ч.3, с.56.


Источник: Духовные рассуждения и нравственные уроки Схиархимандрита Иоанна Маслова / Под ред. Н.В. Маслова. – Москва : Самшит-издат, 2011. – 816 с., илл.

Комментарии для сайта Cackle