ЧЕЛОВЕК
Верь и твердо помни, что ты двойственный человек: один – плотской, больной страстями, ветхий, диавольский, плотского ищущий и в плотском поставляющий жизнь; его надо умерщвлять и ни в чем ему не удовлетворять, не преклоняться на его греховные настойчивые, болезненные вопли; а другой – духовный, новый, здравый, Христов, во всем Христа ищущий, Христом живущий (вместо похотей мира) и во Христе обретающий покой и жизнь; кроме Христа ничего не желающий иметь в этом мире; вменяющий в уметы блага земные, да Христа приобрящет95. Как требования того человека всеми мерами нужно презирать, потому что исполнение их убийственно для души, так требования последнего надо всеми мерами исполнять, потому что они ведут к истинной и вечной жизни. Познай это всякий христианин и возьми на себя труд исполнять на деле познанное (6).
* * *
Мы привыкли к делам Божиим и мало их ценим; даже человека – величайшее дело и чудо премудрости и благости Божией – далеко не ценим так, как бы следовало. Смотри на всякого человека, домашний он или чужой, как на всегдашнюю новость в мире Божием, как на величайшее чудо Божией премудрости и благости, и привычка твоя к нему да не послужит для тебя поводом к пренебрежению его. Почитай и люби его, как себя, постоянно, неизменно (6).
* * *
О, прекраснейшее, драгоценнейшее создание – человек! О, престройная некая и великолепная пальма – человек! О, лучшее создание Божие – человек! О, честнейшее, долженствующее быть неприкосновенным ни для чего нечистого создание Божие, как образ Самого Бога, досточтимый храм Самого Бога! Да бегут от нас все скверные, лукавые и хульные помыслы и помыслы сомнений. Мы – Божии чада; мы святы во Христе; да держим, да храним сердце свое во святыне; нас, как одушевленных Божиих кивотов, наших помыслов и сердец, да никако же коснется рука скверных и лукавых духов! Вочеловечивыйся нас ради Слове Божий и Боже! Сохрани нас во Твоей святыне! Святейшая Глава наша! Не предай сердца наша и тела наша скверному Велиару, да не сквернит их помыслами, но пребуди присно с нами и соблюдай нас чистыми и непорочными. Даждь нам, Господи, всегда имети с Тобою, Пребожественною Главою нашею, живую связь яко членам тела Твоего, связь в мыслях сердечных, в молитве и в делах. Отпадение от Тебя сердец наших есть тьма и смерть, Господи, есть скорбь и теснота, стыд и уничижение и мерзость духовная, с Тобою же нам свет, жизнь, мир, радость, простор сердцу, дерзновение и величие и святыня (6).
* * *
Отчего вся природа и все в природе мудро и в порядке изумительном круговращается? Оттого, что Сам Творец ею распоряжается и управляет. Отчего в природе человека – венца творения – столько безпорядков? Отчего в жизни его столько неустройств и безобразий? Оттого, что он сам вздумал распоряжаться собой, помимо воли и разума Творца своего. Человек грешник! Предай всего себя, всю свою жизнь Господу Богу твоему, и вся жизнь твоя будет круговращаться в мудром, прекрасном, величественном и животворном порядке, и вся она будет прекрасна, как у святых Божиих человеков, которые предали себя всецело Христу Богу и которых Церковь предлагает нам ежедневно в пример для подражания (6).
* * *
Дивное создание человек! Смотри: в сотворенном из земли заключено Божие дыхание, личное, самостоятельное, образ Самого Бога. Сколько премудрости, красоты в устройстве телесной скинии человека, сколько премудрости, любви, словом, богоподобие показывает в жизни сам человек – этот властелин земли, как сказано: «сотворим... по образу Нашему... и да владычествует... всею землею» (Быт. 1:26)! Но чтобы не гордился человек, смотри, что бывает с тобой, когда то, что в тебе по образу Божию, выйдет из тела, как из храма своего. Тебя как будто и совсем не будет, ты исчезнешь для этого мира; храм твоего духа теряет всю свою доброту и благолепие, делается землей и повергается в землю, «из которой взят» (Быт. 3:19), смешиваясь совершенно с нею, как часть ее. Дивное создание Божие человек! Дивно вселил Господь в прах образ Свой – безсмертный дух. Но подивись, христианин, еще больше премудрости, всемогуществу и благости Творца: хлеб и вино Он прелагает и претворяет в самое пречистое Тело и пречистую Кровь Свою и вселяет в них Самого Себя, Дух Свой пречистый и животворящий, так что Тело и Кровь Его бывают вместе Дух и живот. И для чего это? Для того, чтобы тебя, грешного, очищать от грехов и освящать и освященного соединять с Собою и соединенного обожить, облаженствовать и обезсмертить. О, чудеса благости, премудрости и всемогущества Спасовых (6)!
* * *
Человек! Когда я посмотрю на тебя, на твои земные чувства, на твою плоть, когда вспомню о дне рождения и о последующих днях младенчества и возрастания твоего доселе и потом перенесусь мыслию ко дню смерти твоей, а затем к вечности, которая тебе присуждена от сложения мира, тогда я не знаю, чему дивиться: ничтожеству ли твоему, или всемогуществу и благости Творца, Который благоволил даровать тебе жизнь и твое телесное и смертное тело облечь некогда в безсмертие? Удивление мое возрастает, когда я вижу, что тебе, плоти и крови, Господь Бог, Царь Вечный, дает вкушать собственную Плоть и Кровь, так как Он во дни плоти Своей преискренне восприял плоть и кровь нашу (Евр. 5:7, 2:14), чтобы сделать тебя вечно живым (6).
* * *
Высокое существо – человек, чудное создание Божие, по образу Его сотворенное! Если в состоянии падения он способен ко многим удивительным делам, которые он произвел и производит, как мы постоянно видим это и в истории, и в современном нам мире, то к чему он способен в состоянии святости и совершенства? Но более всего в нем заслуживает внимания, удивления, благоговения, благодарности всесердечной то, что он может уподобляться своему Создателю – Богу, что он предназначен к бессмертию, к вечному блаженству в Боге и с Богом, что он некогда просветится, как солнце, в Царствии Отца своего Небесного! Господь, предвидя эту славу верных избранных Своих, говорит: "тогда, во Втором пришествии, праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их» (Мф. 13:43) (7).
* * *
Еще образ в человеке Святой Троицы: мыслящий ум – образ Бога Отца; сердце, в котором пребывает и изображает себя ум, – образ Сына Божия, ипостасной премудрости Божией; уста, через которые исходит то, что есть в мыслях и на сердце, суть образ Духа Святого. «Дунул, и говорит им: примите Духа Святаго...» (Ин. 20:22). Когда «из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния... хуления» (Мф. 15:19), то это исходит гнездящийся в сердце человека злой дух... А когда «добрый человек из доброго сокровища сердца своего выносит доброе» (Лк. 6:45), то это есть образ исхождения Святого Духа от Отца через Сына. Велик человек! Не напрасно сказано: «Я сказал: вы – боги и все – сыны Вышнего» (Пс. 81:6). «Если Он назвал богами тех, к которым было слово Божие, и не может нарушиться Писание (то есть что сказано, то сказано верно, непреложно), – Тому ли, Корого Отец освятил и послал в мир, вы говорите: богохульствуешь, потому что Я сказал: Я Сын Божий?» (Ин. 10:35, 36). О, достоинство! О, величие человеческое! Не иначе смотри на человека, особенно христианина, как на сына Божия и принимай его как сына Божия, беседуй с ним, обращайся с ним как с сыном Божиим по благодати во Христе Иисусе Господе нашем (6).
* * *
Человек есть чудное, величественное, премудрое, художественное произведение совершеннейшего Художника Бога; оно было в начале нескверным, неблазненным96, нетленным и чистым, но грех, это безобразное порождение духа тьмы, эта скверная, нелепая злая сила, сделал его и скверным и болезненным, нечистым и тленным, по двойственной его природе, по душе и по телу. Впрочем, премудрый и всемогущий, всеблагой Художник не допустил совсем погубить врагу Своему и нашему Своего художества, Своего прекрасного и величественного творения и Сам устрояет Себе подобострастное нам тело и заимствует душу во утробе Пречистой Девы-Матери; Своим воплощением, Своим учением, чудесами, страданием, смертью и воскресением, Своим чудным и премудрым домостроительством опять восстановляет дело рук Своих в прежнее и даже большее благолепие и славу, дарует ему снова нетление, святыню, чудную божественную красоту и возводит на первое блаженство, обожив человеческую природу и посадив ее с Собою на престол Божества. Слава Тебе, всеблагой, премудрый и всемогущий Художниче! (7)
* * *
Человек – чудное, прекрасное, величественное творение Божие, особенно человек Святой; это звезда Божия; это цвет роскошный, весь прекрасный, чистый, неблазненный, это кедр благовонный; это бисер многоценный; это камень драгоценный, которому нет цены; это прекрасное плодовитое дерево рая Божия! Чудное творение Божие – человек! Слава Творцу и Промыслителю его! Слава Спасителю рода человеческого, извлекающему род наш из тины страстей, от тления и смерти и вводящему нас в вечный живот (7).
* * *
Благодарю Тебя, Господи, верховный, премудрый, совершенный, прекраснейший, всемогущий Творец и Художник всех тварей, создавший всех и все с изумительным великолепием и восхитительной красотой и особенно венец земных тварей – человека, и наипаче созданную от ребра! Все создал Ты чисто, прекрасно, благопотребно, неблазненно. Но даруй нам благодать смотреть чисто, неискушенно, безгрешно на все дела Твои и на прекраснейшее дело рук Твоих, человека, любить Тебя, Художника, всем сердцем, к Тебе прилепляться, Тобой восхищаться, Тебя любить всем сердцем, всей душой!
Во всем творении, словесном и безсловесном, одушевленном и неодушевленном, видна строгая целесообразность, точность, мерность, чистота, совершенство, и через то достигается благобытие и целость тварей. В человеке эти качества насаждены Творцом с особенным преимуществом, как в разумном венце тварей, которому подчинены все видимые земные твари, и он, как разумное существо, должен особенно охотно, разумно, свободно и усердно подчиняться этим законам Творца для своего благобытия. А потому, человек, будь кроток, смирен, благ, милосерд, сострадателен, послушен, воздержан, целомудрен, терпелив, предан Творцу всем существом постоянно, всю жизнь свою, да наследуешь вечную жизнь с Богом на небесах (10).
* * *
Человек – бог, и человек – ничто. «Я сказал: вы – боги и все – сыны Вышнего» (Пс. 81:6). «Если... не имею любви, – то я ничто» (1Кор. 13:2). Бог есть любовь; человек сотворен по образу Божию, с душой, любящей свой первообраз, Бога, и того, кто по образу, человека. Денница, став вольно дьяволом, источником злобы и зависти, всякой греховной прелести, извратил любящее существо – человека – через непослушание Богу и уподобил его себе (10).
* * *
Неблазненный (церк.-слав.) – чуждый соблазна, чистый, неоскверненный.