Человек
Положи в твоем уме такой вопрос: кто ты, откуда и куда идешь? Кто ты? Ты тленный человек, гнойный, немощный, подверженный всяким болезням, всяким злым случаям, всякому несчастью и всяким бедствиям. Откуда? Ты создан из праха земного, зачат от похоти плотской, рожден в болезнях материнских, произошел из нечистого места. Куда же идешь? В гроб. Нет иного конца никому: ни царю, ни князю, ни богатому, ни нищему, ни мудрецу, ни невежде; всем – гроб. А в гробе что? Тление, червь, смрад, гной, прах и крайнее уничижение (1).
Человек бывает двоякий: внешний и внутренний, плотской и духовный. Внешний – видимый, плотской, внутренний же – невидимый, духовный, или, согласно слову апостола Петра, «сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа» (1Пет. 3:4). И святой Павел объясняет человеческую двойственность, говоря: «Если внешний наш человек и тлеет, то внутренний обновляется» (2Кор. 4:16). Здесь апостол ясно говорит о внешнем и внутреннем человеке. Таким образом, внешний человек состоит из многих членов, внутренний же приходит в совершенство умом, вниманием к себе, страхом Господним и благодатью Божией. Дела внешнего человека бывают видимы, а внутреннего – невидимы, согласно Псаломнику: «Приступит человек, и сердце глубоко сокрыто» (Пс. 63:7). Также и апостол говорит: «Кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем?» (1Кор. 2:11). Один только «Испытующий сердца и утробы» (см. Пс. 7:10) ведает все тайны внутреннего человека (3).
Человека же Бог сотворил так: персть взявши от земли, создал его и вдунул в его лицо дыхание жизни. Создал же его для Своего прославления и наследия вечной жизни, начертав в душе его образ и подобие Свое, дав ему бессмертие, которое он погубил своим грехом через преступление заповеди Божией вкушением от заповеданного древа из желания самому быть как боги (Быт. 3:5). И так сделался он весь тленен, телом подвержен трудам, болезням и временной смерти, а душой познал зло и стал ко греху преклонен. По естеству стал он вечной погибели достоин, будучи осужден праведным гневом Божиим на бесконечное мучение, этому и все его потомки, как все греху тому причастные, подлежать стали. Хотя Бог, как Всеведущий, и знал, что этот человек, то есть Адам, согрешит, однако для того сотворил его, что не хотел, чтобы грех человеческий победил Его благость и человеколюбие, и чтобы было бы препятствие Его воле. А кроме того, прежде нежели быть солнцу, определил Бог Отец Сына Своего послать в мир, чтобы Тот Кровью Своей очистил грех и примирил с Ним человека. Об этом и Адам знал через объявление обещанного Семени (см. Быт. 3:15) (3).