Источник

Глава 3. Восстановление падшего человека Богом

I. Благость Божия в восстановлении падшего человека (Господь Искупитель и Спаситель)

1) Воплощение Сына Божия

Через воплощение Сына Божия человечество помиловано, возрождено, обновлено, освящено, прощено, обестленено, обожено, утверждено: смысленные благодарные и богобоязненные человеки познали и восчувствовали этот неоцененный дар Божий, и употребили его во спасение свое и других, наследовали вечное блаженство, а несмысленные, пристраст­ные к миру и плоти, непрестанно погибают во грехах и даже хвалятся грехами.

Слава воплощению Твоему, Господи!

Слава воплотившей Тебя, Матери Деве, Предстательнице рода человеческого, рода христианского!

Господа Бога должно любить всегда больше отца и матери или искреннего друга потому, что Он без­мерно возлюбил нас, и потому, что Он и родителям вложил любовь к своим детям, и друзьям взаимную любовь, и всякому животному дал любовь к подобным себе. Чуждо природе и бессловесных не любить себе подобных, тем более это дико было бы в разумной и словесной природе человеческой, т. е. не любить Самого Бога всем сердцем, ибо мы Его подобие. Но, вследствие падения человека и ослепления и дикости страстей его многоразличных, он часто, часто не любит ни Бога, ни исчадия чрева своего, или любит превратно... и сам влагает порчу нравственную и физическую в детей своих; – что бывает особенно у ложно ученых, прелюбодеев, пьяниц, игроков, корыстолюбцев и скопидомов. Лю­бовь Господа Бога к людям превосходит всякое разумение, – ибо Он по вольном падении человека, приведшем к проклятию и низриновению его в тлю и погибель – употребил для спасения его черезвы­чайное средство – воплощение и вочеловечение Сына Своего Единородного, житие, самоличное Его учение, страдания бесчеловечные и смерть, для избавления от проклятия и смерти и дарования снова благословения и жизни вечной, – и насадил на земле Церковь Свою – это чудное, святое, Божественное, всеспасительное учреждение, – Училище, Врачебницу, Питательницу, Обновительницу рода человеческого. Вот любовь Божия к нам, человекам, превосхо­дящая всякий ум, всякое разумение. Разуметь же всякому подобает эту превосходящую разум любовь Христову, говорит апостол Павел (Еф. 3, 19).

Человеческая природа, по началу творения ее от Бога, да и теперь в состоянии исправления и добродетели человека столь прекрасна и совершенна, что Сам Творец Бог – Слово не возгнушался принять на Себя в единство Ипостаси Своей всего человека, кроме греха и остается с нею в бесконечные веки. Как же человек должен ценить эту милость Божию, это снисхождение Господа к нам, как беречься греха всякого, как праведно жить, чтобы со Христом вечно царствовать, как подвизаться, борясь со грехом и врагами видимыми и невидимыми, с каким усилием достигать добродетели и совершенства с помощью благодати Иисуса Христа, обильно даруемой в Церкви, Словом Божиим и св. таинствами при руководительстве освященных пастырей.

Не мы приблизились, а Царство небесное приблизилось к нам. Сам Господь приблизился к нам, когда мы сами не хотели и не могли приблизиться к Нему по причине навыка ко греху. «Понеже дети приобщишася плоти и крови, и Той преискренне приобщися техже» (Евр. 2, 14).

Соразмерно бесконечной благости и милосердию Божию, явленному и непрестанно являемому нам, покажем плоды покаяния и добрых дел, преуспевая в кротости, смирении, незлобии, воздержании, милосердии, целомудрии, честности, верности, благожела­тельности ко всем. Господь нисшел с неба для нас, пойдем за Ним на небо и горняя мудрствовать начнем!

Грех, подобно ядовитой, страшной ржавчине, проник все существо человеческое – душу и тело – и породил в нем неисчислимые страсти и болезни, скорби, уродливости, недостатки, наконец, ужасный образ смерти. Господь, для искупления нашего, вводит в среду человечества Самого Себя, принимает всю нашу природу, кроме греха, исполняет за нас весь закон, принимает на Себя грехи человечества, исполняет за нас всю правду, страдает за наши неправды, умирает за нас, побеждая нашу смерть, и воскресает из мертвых, совоскрешая с Собою все человечество. О благость, премудрость, правда и всемогущество Божие! О благополучие и блаженство человека!

2) Искупление во зле лежащего мира через крестную жертву Сына Божия

Чтобы искупить меня от проклятия праведного за грехи и от вечной муки, уготованной грешникам, Искупителю коему надлежало исполнить за меня всю правду по человечеству и пострадать за все мои неправды и всего человеческого рода, а чтобы избавить меня и людей от смерти и даровать воскресение из мертвых, – надо было пострадать плотью на кресте, вкусить смерть крестную, самую поносную и мучительную, победить Своею смертью нашу смерть и вос­креснуть из мертвых, даровав, как венец всего искупительного дела, всем воскресение из мертвых. И вот теперь мне, грешнику, необходимы всякий день и час заслуги моего Спасителя, Его бесконечная правда за меня исполненная, Его Крест и смерть и воскресение, чтобы черпать себе из них милость оправдания, искупления, прощения грехов, избавления от скорбей и теснот, неразлучных спутников греха, правоты, мира, свободы, дерзновения. И я при­бегаю к Нему, моему Искупителю, непрестанно, каждый день и час, и получаю богатство щедрот Его – прощение и оправдание ради веры в Него и покаяния моего, и приемлю мир, свободу, обновление, силу и крепость души и тела.

В допущении греха в нравственных существах и в мире, во временном царстве греха, противобор­стве греху людей верующих, в защищении, заступлении и спасении их, в погибели неверных, ленивых и гордых людей, в вечной награде и вечном бла­женстве праведных заключается величайшая благость, премудрость и правда Божия, проявление безмерной любви Божией к миру – «Тако бо возлюби Бог мир, яко и Сына Своего Единороднаго дал есть, да всяк веруяй в онь, не погибнет, но имать живот вечный» (Ин. 3, 16). Ибо в искуплении человека Бог дал искупленному, избранному, подви­завшемуся человечеству больше, чем в творении. Мы сделались чадами Божиими, членами Тела Его от плоти Его и от костей Его (Еф. 5, 30), братиею Его, – «Не стыдится братии нарицати их» (Евр. 2, 11); сделались богами по благодати: «Аз рех: бози есте и сынове Вышняго вси» (Пс. 81, 6). «О глубина богатства, и премудрости и разума Божия!» (Рим. 11, 33).

Дивно – всепобеждающее милосердие Божие, господ­ствующее над нашими бесчисленными грехами через всепримирительную жертву крестную Сына Божия; без­мерное, бурящееся бесчисленными страстями море нашей души – непрестанно, ежедневно, и ежечасно укрощается верою в Господа, через молитву покаяния, особенно через причащение с верою и сокрушенным сердцем Пречистого Тела, за нас ломимого, и Пречистой Крови, за нас проливаемой во оставление грехов, – и я ежедневно Богу моему победную песнь пою, вопию, взываю и глаголю: свят, свят, свят Господь Бог Саваоф, исполнь небо и земля славы Твоея, – славы Твоей благодати, правды и милосердия Твоего; ежедневно и ежечасно разрушаются во мне этой победой все дела диавола, все сети греха, вся злоба лукавства, все хитрости и умышления лукавого.

Почти все люди – пленники греха из всякого чина, звания и состояния; мало таких, которые с юности посвятили себя Богу и постоянно служат Ему и ко­торые не осквернились грехом. «Аще речем, яко греха не имамы, себе прельщаем, и истины несть в нас», говорит апостол (1Ин. 1, 8), Так называемые великие люди в мире гражданском или политическом, военном, ученом, художественном, были почти все рабами греха; прославленные писатели, фи­лософы, поэты, полководцы, художники и прочие не избежали плена от своих собственных страстей, и иногда отличались только большим и более искусственным пресыщением в них; немногие великие люди были подвижниками добродетели: Сократ, Платон, Аристотель, некоторые князья, цари, импера­торы, полководцы – Суворов и др. Что же это за чу­довище – грех, что за исполин, который овладел всеми, пленил почти всех? Это чудовище, этот исполин великий и сильный, эта многоглавая, страш­ная гидра греха есть великий падший ангел, бывший Денница, а потом сатана, змий всей бездны, льстящий всю вселенную, с несметным полчищем вселукавых, подобных ему духов, бывших некогда анге­лами. Никто из людей несилен был восстать против этого мысленного Голиафа; Сам Сын Божий благоволивый воплотиться и стать Человеком безгрешным, сделался нашим Защитником, Победителем, Избавителем и Спасителем от этого ужасного исполина – всегубителя, победив его Крестом Своим, страданиями и смертью Своею за нас. Он благоволил выйти на единоборство за нас с адским Голиафом и победить его совершенно; Он дал нам и оружие против него – Крест Свой и Животворящие Тайны и Плоть и Кровь Свою в пищу и питие ради очищения, освящения, обновления, укрепления в духов­ной брани с этим змием, – ибо ему, диаволу, дана некоторая свобода искушать нас, склонять нас на грех, чтобы мы, с помощью Христа Бога, ревностно противились ему и побуждали его и укреплялись в вере и добродетели, во святыни, правде и любви к Подвигоположнику Христу и заслужили блистательные венцы и сподобились величайшего блаженства. Так подвизались святые апостолы, потрудившиеся в проповеди Евангелия и пострадавшие до крови мученики, замученные тьмами мучений, преподобные, победившие змия постом, бдением, молитвою, покаянием, преуспеянием во всякой добродетели. Им и мы, греш­ные, должны подражать по силе своей, и побеждать врагов правды и истины и нашего спасения. Они-то были истинные мудрецы относительно борьбы со грехом и исполнения правды Божией, они-то угодили Богу совершенно и служат украшением человеческого рода и столпами Церкви Божией, и непрестанно молятся за нас – о нашем спасении и о нашей победе над грехом.

На вопрос: как мог пасть так глубоко человек, сотворенный по образу и подобию Божию, ответ тот, что один Бог есть совершенное Существо и один Он никогда не мог пасть, а сотворенные су­щества, как ограниченные и конечные, в начале бытия своего были не свободны от падения и могли пасть, как и действительно часть ангелов пала падением ужасным через самомнение и преслушание; но оставшиеся верными ангелы и успешно выдержавшие испытание своей верности и преданности Творцу, оста­лись вечно верными и святыми, утвердившись непреклонно во святыни и любви. Людям предстоял искус – нужно было его победоносно выдержать и тем более, что для испытания дана была определен­ная и легкая заповедь; они обольстились Божеским всезнанием, обещанным от искусителя-диавола, захотели быть сами яко бози и – увязли в сети вражьей, неблагодарно и дерзновенно изменили Богу, отпали от Него и прилепились к врагу. Впрочем пали по обольщению, потому удостоились Божеского сострадания и снисхождения; им было обещано искупление чудесное, сверхъестественное через Семя жены, через Сына Божия, Который сделается Сыном Девы-Богородицы, исполнит всю правду, как Человек и Бог, научит людей правде и пострадает за неправедное челове­чество, наречется Агнцем Божиим, вземлющим грехи мира, пострадает на кресте, чтобы избавить верующих от вечных мучений, вкусит смерть, чтобы победить и растерзать смерть и воскреснет из мертвых, чтобы даровать всем воскресение; оснует на земле Церковь Свою, как общество спасаемых Его благодатью, истиною, верою, учением, таинствами и духовным управлением. Вот сколько средств и пособий дано Богом для восстановления и спасения падшего рода человеческого. Наш долг – держаться твердо веры во Христа, Его заповедей и всего учения, Его святой и спасающей Церкви, богослужения и установленных таинств – крещения, миропомазания, покаяния, причащения, священства и др. и свято хранить все учреждения Церкви, установленные для спасения и преуспеяния в вере и благочестии, как например, праздники, посты и пр.

Всякую минуту нужна нам совершенная правда Христова, чтобы исправлять, очищать, уничтожать нашу неправду, всякую минуту нужен нам крест Христов – это знамение страданий и смерти за нас Сына Божия, чтобы крестом Господним побуждать свои страсти, борющие нас, или освобождаться, очи­щаться от них, когда он уже допущены нами в нашу душу и потрясают, смущают, жгут, теснят и посрамляют ее, лишая дерзновения перед Богом и людьми. Так необходим крест для нас всякий час для восстановления союза и мира с Богом, для возвращения на путь правды Божией и удаления от пути греха и неправды. – О, кресте Христов, о вожделенные и сладчайшие заслуги крестных страданий Христа Бога нашего! О, Агнче Божий, исполнивший за нас всякую правду, и взявший на Себя все наши неправды! Слава и благодарение Тебе во веки! Слава кресту твоему и Твоим всеспасительным и живоносным страстям, нас ради восприятым Тобою, Христе!

Земнородные человеки, созданные с разумной и бессмертной душой, проникайтесь, если можете, любовью к вам Распятого на кресте, воспламеняйте ею сердца ваши к Нему, как Он пламенеет к вам Своею любовью и среди страданий Своих на кресте, –упивайтесь этою святейшею любовью бесконечно, как бесконечен Сам Бог и не будьте равно­душны, неблагодарны, холодны, безверны, безрассудны и несмысленны. Для вас все это богатство состра­дания и любви, для вас эта жертва искупления и спасения. Оторвитесь, отрезвитесь от житейской суеты и страстей; отложите всякое житейское попечение, да подымете сердцами своими Царя всех, ангельскими невидимо дориносима чинми.

Душа и тело наше, как дивный какой-нибудь музыкальный инструмент, изобретенный и устроенный премудрым Мастером, быв поврежден нашим неразумием и неосторожным, легкомысленным и превратным обращением, не могут уже никем иным устроиться и настроиться, как только тем же искусным Художником Богом. А потому исправление на­шего существа, крайне нами расстроенного грехом и погибавшего ужасно, и теперь погибающего по причине неверия, нерадения и непослушания нашему Все­благому Творцу, Искупителю и Спасителю, может не иначе совершиться, как Тем же Спасителем, Его благостью, премудростью, силою, через установленную Им на земле? Врачебницу, вселюбящую и непорочную Церковь Его и ее живых органов – священнослужи­телей – и совершаемых ими таинств и наставлена. Расстроить свой дивный инструмент мы легко можем сами, через преслушание, а настроить и исправить сами никак не можем, потому, во-первых, что он премудро устроен, а, во-вторых, потому, что мы крайне немощны, ограничены, слепы от грехов.

От какого ужасного падения восстановлено естество человеческое, от какого безобразия и тления избавлено, как очищено, просветлено, украшено, укреплено, обессмертствовано, прославлено оно Сыном Божиим и Духом Святым по воле Бога Отца, поса­жено на престоле Отчем на небесах! И мы ли еще будем прилепляться к земным преходящим сластям, красотам, сокровищам, столько нам принесшим вреда, осквернения, тления, всяких бед и болезней по причине нашего пристрастия к ним и пренебрежения нашего к Богу, Его заповедям и вечному блаженству! Святые служат нам примером благоповедения христианского, совершенного послушания Богу и совершенного бесстрастия к плоти и миру.

3) Спасение во Христе и через Христа Богочеловека

Совершишася! Совет Превечный совершился. Воля Божия о спасении рода человеческого соверши­лась. Совет змия-человекоубийцы о погублении всего рода человеческого и дела диавола разрушены. Человек спасен! Утрачено блаженное бытие, – дано новое, блаженнейшее, лучшее – на небесах, дано пакибытие обожения. Человек, возжелавший вначале быть Богом, не стал таковым, а погубил и то, что имел; Бог стал человеком, чтобы Адама сделать богом. О дивные советы и неизреченные дела Божии! Теперь от воли самого человека зависит или спастись или погибнуть.

Христос и крест Его нужны нам всякую минуту в жизни, ибо без Христа и креста невозможно спастись, избавиться ни от какого греха допускаемого нами, только Христос спасает нас крестом Своим от скорби и тесноты греха и от неправды греха и осуждения и мучения за грех, ибо только Христос исполнил всю правду за нас, принесши Себя в жертву за всех Отцу Своему праведному, и Он Один оправдывает нас повинных и кающихся Своею кровью, Своими страданиями, за нас претерпенными. Уязвила тебя злоба на ближнего – нужен Христос, нужен крест; зависть, гордость, блудные помыслы язвит тебя – нужна вера во Христа, нужно покаяние, нужен крест Христов. Только Христос крестом Своим может спасти тебя, никто и ничто больше.

Многократно на всякий день Господь милостиво спа­сает меня, призывающего святое имя Его, избавляя душу мою от уязвления грехов и невидимых врагов, непрестанно борющих ее, многострастную. «Предзрех Господа предо мною выну, яко оде­сную мене есть, да не подвижуся» (Пс. 15, 8). «Возведох очи мои в горы, отнюдуже приидет помощь моя» (Пс. 120, 1).

Внимай, душа христианская: Господь почтил тебя величайшей любовью и честью: Он обручил тебя с Собою, как невесту с Женихом, обручением нетленным, духовным, непорочным, вечным, блаженным, и ты должна пребыть Ему верною всякий день и час, до последнего издыхания твоего на земле; а там, в вечности, ты пребудешь во веки безопасна и неотпадна, неотступна. Век здешний короток, им искупается вечность. Не дремли, не расслабевай, не изменяй Богу, не оскверняйся страстями земными, плотскими. Молись, постись, твори дела благие.

Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся (Гал. 3, 27). Подобно как истинный христианин весь облекается во Христа, в Его добродетели и заслуги, так неверующий или неправоверующий облекается во врага – диавола, по наследству от Адама и Евы.

Со Христом я жив, мирен, радостен, доволен; без Христа мятусь, скорблю, ничем недоволен, мертв духовно. С Ним я творю правду и святыню; без Него – непрестанно согрешаю, стопы мои ко­леблются.

Господь достоин нашей всецелой, безраздельной любви сердца: Он источник жизни нашей, Он полнота всех благ, Он совершенство, благость, сила, блаженство, красота, разум и премудрость, вечная радость и вечное блаженство, вечный покой, великая слава. Он наше заступление, избавление, спасение, оправдание, обновление; Он вечная истина и правда. В Нем обетования все Божии: Ей и Аминь (2Кор. 1, 20).

Чего, какого блага нет в Боге? Всякое благо в Нем с преизбытком. Сладости ли ищешь? В Нем сладость бесконечная, несравненная. Красоты ли ищешь? Он красота несказанная и украшает любящих Его красотою вечною, нетленною. Света ли ищешь? Он Свет незаходимый, в тысячу тысяч раз прекраснее солнечного света, и праведников просветит как солнце в Царствии Своем. Живота ли хочешь? Он живот бесконечный и пресладкий. Нетления ли ищешь и жизни нескончаемой? Он всем любящим Его подаст жизнь бесконечную. Обновления ли ищешь? Он наше обновление. Богатства ли ищешь? Он богатство наше неистощимое, некрадомое, во веки бесконечные пребывающее. A земные блага кратковременны, грубы, тленны, обманчивы и не удовлетворяют души нашей, созданной для Бога.

Грешники! Не забывайте, что сделал для вашего спасения Христос Бог наш, и усердно пользуйтесь подаваемыми нам от Него средствами ко спасению: Его безмерною правдою и милосердием, даром покаяния, всепрощения, причащения Св. Таин, церковною службою.

Могут ли язычники угодить Богу, или евреи, магометане, если не уверуют во Христа? Не могут. Нужно им уверовать во Христа, Единого могущего, и родиться водою и духом. «Елицы беззаконно согрешиша, беззаконно и погибнут, а елицы в законе согрешиша, законом суд приимут» (Рим. 2, 12). Вот ответ Писания на вопрос: ужели язычники все погибнут?

Приложу на всяку похвалу Господа моего, дивно спасающего меня всякий день и многократно. Слава Тебе сокровищу спасения моего; слава Тебе, сокровище и источниче мира и дерзновения моего; слава Тебе, пространство мое в скорбях и теснотах моих; слава Тебе, через причащение Св. Таин вселяющемуся в мое сердце и прибывающему во мне и чудно при­влекающему ко мне всех благочестивых; слава Тебе, благопоспешество мое во всех и во всем; слава Тебе, твердыня жизни моей и священников Твоих, к коим Ты и меня недостойного причел; слава Тебе, слава Церкви Твоей святой, юже создал еси на камени веры и утвердил ее непоколебимо, слава Тебе, обращение заблуждающих; слава Тебе, потрясающему и искореняющему ереси, секты и расколы и судящему совести лукавых учителей; слава Тебе, внушающему Императору нашему ревность к вере и Церкви Тво­ей и через него обличающему неправые и вредные учения. Аминь.

Я немощен и грешен, грешен паче всех человеков, растленный всякими грехопадениями во глубине моего существа, подверженный падениям тайным и явным на всякий день и час, имеющий не­престанную нужду в Божием милосердии и заступлении. И сколько на всякий день я сподоблялся и спо­добляюсь этой милости и помощи Божией по множеству грехов моих и искреннего, глубокого покаяния мо­его – нет числа. Милость Божия приумножилась ко мне паче числа песка морского! И от каких лютых скорбей, тесноты, смущения и окаянства спасал меня Господь за мои тайные покаянные мольбы, преклонив­шись безмерным благоутробием Своим! Я должен непрестанно благодарить, хвалить и превозносить моего Господа, избавляющего меня непрестанно от стрел и уязвлений змеиных, за умиротворение и распространение сердца моего, за победу над врагами невиди­мыми. Буду с Херувимами и Серафимами непрестанно воспевать победную песнь Богу Спасителю моему: свят, свят, свят Господь Саваоф, непрестанно спасающий и милующий меня.

Сообразно величайшему попечению Божию о спасении душ наших, проявлявшемуся с такою очевидностью в ниспослании на землю обетованного Спасителя Господа нашего Иисуса Христа, печемся ли мы сами о душах своих? Сообразно безмерной любви к нам Спасителя, любим ли мы друг друга? Снисходим ли друг к другу? Прощаем ли друг другу? Печемся ли друг о друге? Уважаем ли друг друга?

У истинного христианина должно быть все иное в духе, в теле и в жизни: иные помыслы – духовные, святые; иные вожделения – небесные, духовные; иная воля – правая, святая, кроткая, благая; иное воображение – чистое, святое; иная память, иной взор – чистый, простой, святой, нелукавый; иное слово – целомудренное, чистое, степенное, кроткое; словом, – христианин должен быть иной человек, небесный, новый, свя­той, божественно живущий, мыслящий, чувствующий, говорящий и действующий Духом Божиим. Таковы были святые угодники. Читайте их жития, слушайте, поучайтесь, подражайте.

Радуйся и благодари Господа, что тебе ежедневно приходится служить Христу Богу, Спасителю нашему всякий день – в лице больных, бедных, несчастных и всяких иных людей, особенно причащать Святых Таин Христовых и доказывать свою веру, свое смирение, послушание и любовь к Богу и ближнему.

II. Премудрость Божия в восстановлении падшего человека (Господь Творец и Промыслитель)

1) Промышление Божие в домостроительстве нашего спасения

Вседержительство Божие тварей есть непрестанное чудо Божией благости, всемогущества, премудрости. Ибо как все сотворенное приведено из небытия в бытие всемогущим словом Божиим, так и содер­жится в бытии и чудном порядке, благобытие великолепии и красоте тем же словом Божиим. «Отвращшу Тебе лице, возмятутся: отъимеши дух их, и исчезнут, и в персть свою возвратятся: послеши Духа Твоего, и созиждутся, и обновиши лице земли. Яко возвеличишася дела Твоя, Господи, вся премудростию сотворил еси» (Пс. 103, 29–30, 24). И я доселе существую в благобытии, только благодаря всеблагому и всемогущему о мне Промыслу Божию, державе Его, благости и долготерпению Его. Слава Тебе, Господи!

В воплощении, житие и учении на земле Господа нашего Иисуса Христа, в Его страданиях и смерти, вообще в домостроительстве Божием о нашем спасении выразилась осязательным образом вся бла­гость, правда, премудрость и всемогущая сила Божия в примирении согрешившего человека с Богом, в победе Господа над врагами нашего спасения, в упразднении праведного проклятия Отца Небесного, изреченного вначале нашим праотцам и всем человекам; в даровании благословения и всех сил к животу и благочестию, в основании Церкви и победе ее сынов и дщерей ее над всеми кознями ада, которому попущено от Бога до времени вести войну с членами царствия Божия, – в чудесных, бесчисленных и страшных, спасительных силах Божиих, укрепляющих мучеников и мучениц и все соборы преподобных, в содеянии их спасения и прославления, в содеянии сего спасения и доселе – и в дивных, всемощных победах благодати Божией над борющими человека силами ада, в дивном долготерпении и милосердии Божием к утопающему во грехах человечеству, в благодатном очищении, освящении, укреплении и обновлении его в святых таинствах Церкви единой и единоспасающей. Ад доселе борется с небом, по допущению правды Божией, долготерпящей и увенчивающей подвижников и победителей; – но придет время, когда враги видимые и невидимые будут окончательно побеждены и положены все в подножие ног Спасителя и Бога и верных Его рабов, и последний враг испразднится – смерть. Слава благости, правде, премудрости и всемогущей, воссозидающей и обновляющей человечество силе Божией!

Почему Бог допустил падение человека, своего любезного создания и венца всех тварей земных? На этот вопрос надо отвечать так: что если бы не допускать человека до падения, то его не надобно было создавать по образу и подобию Божию, не давать ему свободной воли, которая есть неотъемлемая черта образа Божия, а подчинить закону необходимости, по­добно бездушным тварям – небу, солнцу, звездам, земному кругу и всем стихиям, или подобно бессловесным животным; но тогда на земле не было бы царя земных тварей, разумного песнословца Божия величия, Божией благости, премудрости, творческого всемогущества и промышления; тогда человек не мог бы ничем доказать своей верности и преданности Творцу, своей самоотверженной любви; тогда не было бы подвигов борьбы, заслуг и нетленных венцов за победу, и блаженства вечного, которое есть награда за верность и преданность Богу и вечное упокоение после трудов и подвигов земного странствования.

Смотри, из перегноя помета что делает Творец? Какие растения благоухающие, украшающие землю! И твою тлеющую и согнивающую духовно от стра­стей душу Господь может исцелить, обновить, укре­пить, украсить, облагоухать. Пример – святые угод­ники Божии.

Для тебя, человек, небо и земля, ибо сказано в Писании: наше отечество на небесех, отонудуже и Спасителя ждем, Господа нашего Иисуса Хри­ста (Флп. 3, 20); для тебя – рай; для тебя сады вожде­ленные; для тебя стихии; т. е. преимущественно для тебя, ибо пользуются ими и животные, которые тоже в свою очередь сотворены для тебя; для тебя – солнце, луна, звезды; для тебя – все разнообразие плодов древесных, кустарных, колосовых, злаки и пр.; для тебя – претворение стихии, как было при Моисее, для тебя – бесчисленное множество чудес в Ветхом и Новом завете; для тебя – осушается морское дно; для тебя – скалы источают потоки сладости; для тебя – манна небесная; для тебя – реки возвращаются вспять, или образуют для твоего путешествия сухое дно; для те­бя – огонь свирепствующий претворяется в росу прохлад­ную, оставаясь в сущности огнем всепалящим для нечестивых; для тебя – останавливается солнце и стоит, доколе не совершена победа над врагом; для тебя –учители-пестуны, патриархи, пророки, апостолы, святители, иерархи, мученики; для тебя – верх милости Божией и чудо чудес – Сын Божий пришел на землю во плоти, вступил в родство с тобою, сделался твоим братом по плоти, чтобы тебя спасти, обновить через веру, покаяние, исправление, через таинства, для тебя – создана на земле Церковь, которую не одолеют и адовы врата; для тебя – уготована страшная и дивная, животворящая пища – Тело и Кровь Самого Господа. Что еще надобно бы было для тебя, для тво­его спасения сделать, и не сделано? А что ты сам сделал и делаешь для своего спасения? Что ты прино­сишь своему Господу? Какую хвалу, какую благодар­ность, какую жертву? Ведь ты не редко скотом несмысленным делаешь сам себя, да и скот ручнее тебя, признательнее тебя, ибо вол знает своего хо­зяина и осел ясли господина своего, а ты не хочешь знать своего Творца, Спасителя, Благодетеля, Пита­теля, Судию своего; чужим стал Ему, одичал, как лютый зверь, и рыкаешь, хулы изрыгаешь на своего Создателя, как Лев Толстой с своими лаятелями. Что же тебя ждет наконец, если не образумишься? Тебя ждет вечное отвержение, проклятие Божие, муки вечные вместе с злыми духами. «Идите от Мене, проклятые, в огнь вечный, уготованный диаволу и ангелом его» (Mф. 25, 41).

Всевидец Господь в одном акте божественного видения видит все века и всех людей, всю их жизнь со всеми помыслами, чувствами, намерениями, делами, словами. Страшное Око, от Которого ничто утаиться не может, просвети мое сердечное око! Отыми от него всякую нечистоту, всякое воззрение нечистое! Аминь.

Око всеблагое, Око всекроткое, Око всевидящее, Око препростое, Око незлобивое, воззри на меня бла­госклонно, снисходительно, милостиво, всепростительно, всеобновительно, всеоживительно!

Благодарю Тебя, Господи, яко всеблагим Твоим промыслом храниши и спасаеши меня день от дне, всякий день, утром, вечером и ночью, и бодрым, обновленным воздвигаешь меня всякое утро. Даруй мне Тобою и в Тебе обновиться духом моим совершенно и свергнуть с себя тление страстей!

Верю в доброе будущее России и ее Православия на основании, во первых, общего понятия о Промысле Божием о Своей Церкви, и, во-вторых, в частности на основании пророчества Даниила, изреченного по по­воду толкования им сновидения Навуходоносора: огромного истукана, составленного из разных металлов. Дивно это видение и дивно его сказание; дивен, премудр, всеблаг, всепрозрителен Промысл Божий о мире и о царствах земных и особенно о Церкви Своей на земле!

2) Премудрое водительство Богом человека на пути ко спасению

Господь Бог ежедневно служит тебе, человек, выводя для тебя всеозаряющее и всесогревающее солнце днем, а луну и звезды ночью, – произращая для тебя многоразличные, вкусные и здоровые плоды для твоего питания и наслаждения; учредил для тебя спасающую Церковь с божественным учением и таинствами. Он воспитывает тебя непрестанно для Царствия Своего. Ты должен и сам усердно служить Своему Творцу для своего благобытия и ближних твоих и совершенно повиноваться Его всеблагим, премудрым и праведным законам. Блага будущей жизни, обещанные тебе, превосходят все твои ожидания, – столь они велики; ужели ты для своего блаженства вечного не отречешься от плотских, грубых, вредных и нечистых наслаждений, и не посвя­тишь себя всецело на служение Богу? Вспомни всех святых: как они возлюбили Бога, как подвизались, как угодили Богу и как Господь наградил их, – и подражай им по силе своей.

Прежде, нежели Я образовал тебя во чреве, Я познал тебя; прежде, нежели ты вышел из утробы, Я освятил тебя, пророком для народов поставил тебя. – Кто так говорит? Господь – Творец рода человеческого, Безначальный, все создавши словом Своим и все содержащий силой слова. Говорил Он пророку Иеремии, посылая его на проповедь к народу иудейскому. Так, возлюбленные братья и сестры, Господь знает каждого из нас прежде, нежели мы зачаты во чреве матери и прежде, нежели вышли из утробы матери. Мы определены Творцом каждый на свое место служения, ибо Он один знает совершенно наши силы и способности и место нашего служения в обществе. Это Божественное определение и назначение особенно относится к пророкам, апостолам, иерархам, священникам, к государям, особенно православных народов, к ближайшим слугам Его вседержавного Промысла.

Творцу и Подвигоположнику нашему угодно было определить от начала, чтобы время нашей земной жизни было временем приготовительным к вечности, временем обучения, временем борьбы и подвигов, временем духовной войны, а не временем бездействия, праздности и суеты, а будущее бессмертное состояние наше – состоянием воздаяния: или славы и вечного блаженства, или состоянием вечного бесчестия и страшного мучения за бездействие, леность, небрежение и бесчисленные грехи.

Благодарю Господа за ежедневное обилие света духовного и телесного – Света Духа Святого и света солнечного; за обилие воздуха чистого – стихийного – и воздуха невещественного для души, каковой есть Дух Святой – Бог!

Благодари Бога, что Он дает тебе случаи и воз­можность служить Ему в лице нищих, больных и различных несчастных людей; ибо, служа им, слу­жишь Самому Христу. «Понеже сотвористе единому сих братий Моих меньших, Мне сотвористе» (Mф. 25, 40).

Замечательно, что многие болезни и болячки ведут к обновлению организма, или некоторых частей или оконечностей его, например, вереда и чирьи, накожные нагноения и сыпи очищают кровь и т. д. Болели у меня три перста правой руки – воспалились, сильно гноились, две недели болели; в конце всего вышло совершен­ное оздоровление внутренностей, прекрасное самочувствие, легкость всего тела. А две недели назад – нервность, раздражение во всем теле, крайняя чув­ствительность и боль оконечностей рук. Слава Богу, наказующему и милующему, мертвящему, чтобы ожи­вить. «Не оживет, если не умрет» (1Кор. 15, 36). Умерла некоторая часть перстов через на­рывы и гной, – a вместо нее – обновленная часть, но­вая кожица, обновленный перст.

III. Долготерпение и правда Божия в восстановлении падшего человека (Господь Судия и Мздовоздаятель)

Одно из многих совершенств Божиих есть долготерпение Его, простирающееся на всех грешных словесных тварей – на падших ангелов и падший человеческий род. Нельзя надивиться этому свой­ству Божию – столь оно велико, кротко, мудро, спаси­тельно и вместе грозно, страшно по своим последствиям, когда оно употребляется во зло. Нельзя, го­ворю, надивиться, когда вспомнишь при этом бесконечную святость и правду Божию, для которой противен и один помысел неправедный, одно мгновенное чувство злобы в тварях разумных – когда вспомнишь премудрую, чудную гармонию и красоту бесконечную всех тварей видимых и невидимых: красоту неба, солнца, луны и звезд – красоту всей земной природы, всех земных тварей, одушевленных и неодушевленных, словесных и бессловесных – особенно верх созданий Божиих на земле – человека, существа духовно-чувственного, украшенного разумною, бессмертною и свободною душою и сообразным, стройным, прекрасным телом. Вообразивши всю эту гармонию и кра­соту творений, неизменный порядок в бытии и жизни всего сотворенного, – недоумеваешь и поражаешься при мысли, как всесовершенный, всемогущий, премуд­рый, праведный Творец, Триипостасный Бог терпит безобразную, бессмысленную, беспорядочную, зловред­ную для многих, многих жизнь людей, идущих в своей жизни и делах наперекор своему Создателю и своему разуму, совести, чувству и премудрой воле Творца, причиняющих бесчисленное зло множеству подобных себе людей и водворяющих в самой при­роде неодушевленной смятение и стон, не говоря уже о самих людях, бедствия и стоны коих слышатся повсюду и коих кровь льется реками. Но сколько спасительны последствия от этого долготерпения и милосердия для разумных, смышленых и кающихся грешников, исповедующих веру христианскую – Еван­гельскую! Сколько спасающихся было и есть благодаря сему долготерпению! Сколько вошло в рай помилованных за веру и покаяние грешников и грешниц! Сколько раз каждый и каждая из нас спасались и спасаются от праведного гнева Божия, от скорби и тесноты и предлежащей муки вечной, – сколько спасшихся за веру и покаяние! О, какие это дивные свойства в Боге –милосердие и долготерпение! Как они ободряют и оживляют всякого грешника кающегося! Вот разбойник сошел со креста и прямо в рай за веру в Распятого и за покаяние единочасное! Вот блудница, известная во всем городе, сле­зами покаяния очистилась от скверны греха и стала целомудренной и вошла в рай; вот мытарь покаявшийся помилован и удостоен жизни вечной со всем домом своим; вот Лазарь нищий и больной по смер­ти несется ангелами на лоно Авраамово, ибо болезнью и страданиями грехи его очищены; сколько на пространстве веков христианской истории помиловано грешников, ведомых и неведомых, грешников покаяв­шихся! Только нераскаянные погибли и погибают, как Иуды, Иродиады, Анны и Каиафы, Нероны, Декии, Калигулы, Иулианы, Домицианы и другие бесчеловечные гонители христианства, как и теперь погибают безбожники – вроде Толстого и его сподвижников; убийцы и самоубийцы, ожесточенные и нераскаявшиеся, утопающие до конца в нечистоте прелюбодеяния, или гордые фарисеи современные, богачи жестокосердые, собирающие себе, а не в Бога богатеющие, воры и хищники, созидающие свои достатки и богатство на несчастье ближних; начинатели и продолжатели из-за власти и богатства войн кровопролитных. Поистине не надивишься милосердию и долготерпению Божию, – столь оно любезно, умилительно и для многих, мно­гих спасительно! Вот теперь время поста и покаяния! Сколько великих и величайших грешников приемлют от Бога прощение грехов в живот и милость и в обновление жизни – за веру и искреннее покаяние и ради неосужденного причащения Пречистых Таин Тела и Крови Господа Иисуса Христа, ибо «Кровь Его очищает нас, по Апостолу, от всякого греха» (1Ин. 1, 7). Только холодные, бесчувственные, неверующие, нераскаянные и «презирающие Кровь Завета» (Евр. 10, 29) – погибают. Славлю Тебя, Господи, долготерпеливе и всемилостиве! Не даждь и мне погибнуть грехов ради моих бесчисленных, но потерпи на мне и еще, и даждь мне благоугодити Тебе, и спасти душу мою и души многих, многих кающихся грешников. Буди!

Дивно долготерпение Божие к демонам и грешным людям; бесчисленные, самые мерзкие и ужасные, гибельные беззакония совершены и непрестанно совершаются ими на земле, к оскорблению всеблагого и всемогущего Владыки Бога; и Он долготерпит доселе царству сатаны, терпит, не истребляет беззаконников, даже дарует грешным людям здоровье, богатство, красоту, благоденствие, славу, чадородие; не истребляет их потопом, гладом, моровыми болезнями, войнами, землетрясениями, но щадит и щадит их всячески, ожидая их вразумления, обращения, покаяния, спасения, – а если не вразумятся и не покаются, тем большему и тягчайшему подвергнутся наказанию. «Обидяй да обидит еще, и скверный да осквер­нится еще, и святый да святится еще. И се гря­ду скоро и мзда Моя со Мною, воздати коемуждо по делом его (Откр. 22, 11–12).

«Трости сокрушенны не преломит, (кающегося человека) и льна курящегося (огнем сокрушения и благодатью духовной) не угасит, Дóндеже изведет в победу суд» (Мф. 12, 20), (доколе не сделает нас победителями греха). Слава Тебе, Го­споди, Пастырю и Посетителю душ наших, долготерпящему нам грешным! Я – эта трость сокрушен­ная, я – этот лен курящийся (верою и покаянием). Доселе я не погублен, не сокрушен праведным гневом, доселе я горю – и не угас. – Преподавая нам в пищу и питие пречистое Тело и животворящую Кровь, Господь безмерно возвеличил нашу природу через единение и обожение, и готовит нас к совершеннейшему единению с Собою в невечернем дни Царствия Своего.

Елижды еще падеши, восстани, и спасешися. Какая благость Господня безмерная! Какое беспредельное милосердие! Какое удобство ко спасению! Владыка не отвергает грешника до последнего издыхания. Знает Господь нашу немощь, поползновенность ко всякому греху с самого младенчества; знает и злоухищрение врагов бесплотных, прельщающих нас ко греху, и долготерпит нам, ожидая покаяния, борь­бы и исправления, и дел благих. Не вознерадите!

Велика греховность моя, бесчисленны падения мои тайные, но велико на мне долготерпение Божие, – бесчисленна милость ко мне Господа, прощающего мне за веру и покаяние все беззакония мои, обновляющего меня, защищающего и спасающего на всякий день и час. Благодарю Господа непрестанно. Вся надежда моя на одно милосердие Божие и на безмерные заслуги перед правдою Отца Небесного, Господа моего Иисуса Христа. «Се верую, спаси мя, яко Бог мой еси Ты и Создатель. Вера же вместо дел да вменится мне, Боже мой» (Утренняя молитва восьмая).

Неизреченно милостив и долготерпелив ко мне Господь! Без числа я согрешаю каждый день и без числа Господь прощает мне за покаяние грехи мои. Никогда не преодолевают грехи мои благости Его. Он милует, прощает, очищает, умиротворяет.

Сколько раз на всякий день я умираю грехами, и сколько – воскресаю из мертвых каждый день через веру, покаяние и тайную молитву! Сколько щедрот Господа моего, милости и долготерпения вижу в себе каждый день и час! О, благость Божия несказанная, превосходящая ум и слово! Аминь.

О, лопата Божия праведная и правильная! Сколько ты захватишь и отделишь плевел от пшеницы? Ка­кое бесчисленное множество этих плевел!

Православные христиане! Знаете ли, веруете ли, по­нимаете ли – что Господь Бог непрестанно взирает на нас – на наши помышления, желания, намерения, по­ступки и судит праведно всякого человека? Помните ли, что совесть наша есть знамение испытую­щей и руководящей нас правды Божией, и по совести мы будем судимы в день суда и по Евангелию Господню? Помните ли, это много раз повторяющееся у пророка и царя Давида: «идет Господь судити землю в правде и людем правостию». Если не помните, так я напоминаю (Пс. 97, 9).

Мы живем и трудимся перед очами пресветлыми всевидящего Бога, Который оценивает и оценит все наши желания, намерения тайные, помышления, слова и деяния, и искренно трудящиеся в исполнении святых и блаженных Его заповедей будут награждены с избытком.

IV. Всемогущество Божие в восстановлении падшего человека (Господь Царь и Победитель)

Велико зло, насеянное и посеваемое в мире са­таною и его воинством, но благо, подаваемое и посеваемое Богом и Его св. ангелами, св. Церковью и верными человеками, больше, победоноснее, плодотвор­нее, – и наконец все враги будут побеждены Господом и Его верными человеками; «подобает бо Ему царствовати, Дóндеже положит вся враги под ногама Своима; последний же враг испразднится – смерть» (1Кор. 15; 25, 26). «Дер­зайте убо, дерзайте, людие Божии, ибо Той победит враги, яко всесилен» (1-й догмат).

Чтобы создать мир, столь великий, разнообразный и бесконечный, достаточно было Богу лишь сказать слово, –и все стало во всем дивном порядке и кра­соте. – «Той рече – и быша. Той повеле – и создашася» (Пс. 32, 9); также точно и разрушить, и уничто­жить его – дело одного слова; речет – и не будет, повелит и все разрушится. Для Него вся безмерность миров, их существование со всем, что в них и на них, как ничто; все люди перед Ним, как са­ранча, по слову пророка Исаии. «Все стихии, говорит Апостол, сжигаемы – разрушатся; вся земля и дела, яже на ней, сгорят» (2Пет. 3, 10).

Воскресение Христово из мертвых, ежегодное, тор­жественное, всерадостное и еженедельное празднование его, уверяет всех очевидно и, так сказать, осяза­тельно – в будущей жизни, в жизни душ наших по смерти и в будущем общем воскресении тел на­ших из персти земной и в их дивном преображении, по образу воскресшего Тела Христова. «Ныне видим Бога как бы в зеркале, гадательно; тогда же лицом к лицу; ныне разумею отчасти, тогда же познаю, якоже и познан бых» (1Кор. 13, 12).


Источник: Христианская философия / Прот. Иоанн Кронштадтский. - М. : Моск. Патриархат, 1992. - 212 с. (Репринт. изд. : Изд. совместно с фирмой "Интерпракс" и лит. агентством "Варяг". Вых. дан. ориг.: СПб.: Тип. уч-ща глухонемых, 1902 г.)

Комментарии для сайта Cackle