Источник

87. О дивном попечении Божием о спасении человека

Какими дивными и тайными путями ведет Бог человека к вечному спасению! То вооружает против него внешних, наружных врагов – соседей, начальников, родных, детей; то отнимает жену, детей, состояние, здоровье; то ввергает его в пучину лютых страстей, чтобы они его мучили; то разбивает его о скалу соблазна, допущает до падения, напущает на него много бесов, которые мучили бы его мрачными мыслями, тревогами сердца, муками совести, допускает его приблизиться до врат ада, – с тем только, чтобы сокрушить его гордыню, вывести его на путь правды, смирить его, укротить его, привести в сокрушение сердца – в раскаяние. О, премилосердая и пребесконечная благость Божия! Врага своего, злодея – грешника, Ты так любишь и так дивно спасаешь. Тебя ли не любить несчастному грешнику? Да, жестоко, можно сказать, наказывает премилосердый Господь грешника, отдавая его на поругание диавола-мучителя, который и блудника мучит ненасытимой страстью ко греху для измождения, сокрушения и расслабления плоти, сребролюбца наказывает жаждой и ненасытимым желанием сокровищ до того, что сей сохнет от голода, дабы не тратить деньги, от холода, от скупости и от зависти, почему сокровища других не его. Мучит честолюбца жаждой наград и почестей до того, что он завидует всякому возвышению, всякому преимуществу его ближнего; мучит сластолюбца до того, что он всегда алчет: тот и другой, и третий предаются в руки немилосердых бесов, которые раздувают искру страсти в большой пламень и жгут, и мучат, и терзают несчастных грешников прежде смерти. Хорошо если грешник опомнится заблаговременно и потушит свою страсть постом, молитвой, покаянием, слезами, ходатайством за него церкви, молитвами святых и предстательством у престола Матери Божия Царицы небесной, Которая из ада может исторгнуть грешника, как вырвала из рук бесовских рукописание раба Елладия и Феофила, – иначе ад был бы вечной долей несчастного грешника. На Тебя, на Тебя, Царица небесная, и моя вся надежда; на Тебя, Мати Божия! Не погуби, не попусти бесам овладеть моей душой, не дай пожрать меня моим страстям, вырви меня из сетей диавольских, умиротвори волнуемую бурей страстей и мою несчастную душу; не дай погибнуть в пропасти погибели несчастному; вспомни древние милости Твои ко мне, – не забудь молитвы и моления и благохваления, и прославления Тебя в недостойных молитвах. Ах! Если пастырь погибнет, то что будет с этим бедным стадом? Если кормчий утонет, то кто управит кораблем? Если ты, христианин, согрешишь; то за тебя священник помолится. Если я согрешу – кто за меня бедного помолится? О, я верую, что ваши пламенные молитвы, особенно молитвы бедных и убогих братий, избавят меня от громов гнева Божия! О, я бедный! Чувствую всю немощь естества моего – и Господь подвергает меня искушению, попущает врагу плоти моей ругаться надо мной; но неужели я должен предаваться отчаянию? Или, как Апостол Павел сказал: грешить – да приумножится во мне благодать Божия, ибо сила Божия в немощи совершается?93 Силен враг, но Бог сильнее; глубок ад, но глубже бездна милосердия Божия, и мне остается только взывать ко Господу день и ночь: «в бездне греховней валяяйся неисследную милосердия Твоего призываю бездну» и проч. Пространен ад, но не пространнее ли небеса? Глубока геенна, но что может быть глубже, шире и обширнее беспредельного и вечного Бога? «При умножении грешников – во аде теснее становится; при умножении праведников в раю – рай делается пространнее», – сказал один прозорливец. Не бесы Ангелов, но Ангелы бесов побеждают и гонят отовсюду. Если святые Божии человеки гонят их и побеждают, то что сказать о силе и могуществе св. Ангелов, силой Божией поддерживаемых и укрепляемых? Поэтому не будем ослабевать в борьбе с диаволом; если падем, то и восстанем с новой силой и новым мужеством.

Святой Апостол Павел сказал: что препоясание чресл наших – истина, броня наша праведность, обувь наша – твердость благовествования мира, щит наш несокрушимый – вера94 могут угасить все стрелы лукавого; шлем наш – слово Божие, меч наш – крест, а столб наш и утверждение, за который мы должны крепко держаться – Царица небесная. Да, может ли враг устоять против нас? Упадем – восстанем; а диавол пал и не восстанет. За пяту-то хотя он и вкусит нас; но есть у нас и Тот, кто сотрет его главу – Сын Божий.

Христе, Спасителю наш! Что было бы если бы не было грешников? Кого бы Ты пришел на землю искупать? За кого бы Ты пострадал и умер на кресте? Не за диавола, а за нас грешных Ты умер и пострадал. Спасай же нас, и наказывай, как Сам знаешь, как хочешь; ибо Ты наказываешь «для пользы, чтобы нам иметь участие в святости»95; но пощади и помилуй слабое и бедное создание Твое, как сам знаешь и можешь; ибо нет столь великого греха, который мог бы победить великое милосердие Твое. Пощади, пощади и помилуй нас! Аминь.

* * *


Источник: Простые и краткие поучения протоиерея Василия Бандакова – Изд. четвертое испр., Т. 2. - Харьков: Типо-Литография Окружного Штаба, 1880. – 409 с.

Комментарии для сайта Cackle