Поучение 126. О спасении
Мы часто напоминаем вам о вечном спасении, а между тем оно, по-видимому, от нас далее всего: далее здоровья нашего, о котором ежедневно думаем, далее нашего ремесла, нашей работы, наших занятий и трудов, которые не прерываем часто даже при наступлении праздника. О спасении думает разве какой старик или старуха, которых ни руки не могут работать, ни силы трудиться, ни ноги служить. О спасении можно трудиться много, можно трудиться и мало, или вовсе ничего – это зависит от собственного нашего произволения. «Что мне делать, чтоб спастись?»121 – спрашивал Иисуса Христа один юноша; Господь сказал: «исполняй заповеди». И нам для нашего спасения довольно, по-видимому, одного исполнения Христовых заповедей. «Люби Бога более всего на свете, и ближнего, как самого себя; не божись легкомысленно, почитай отца и матерь, почитай праздники Божии; не укради, не согрешай против своего тела, т.е. не развратничай, не убий, не пожелай чужой собственности». Чего еще более? А если хочешь быть совершенно святым, отстань от мира, от людей и ступай в пустыню, воздержись от жены, от мяса, вина, масла, как советовал св. Петр Афонский одному охотнику. Как же мы думаем спастись? Если мы не желаем быть совершенными, то по крайней мере мы должны исполнять заповеди Божии. Я не говорю о тех, которые желают спастись, но слово свое обращаю к тем, которые от грехов и грешных привычек не отстают, каковых бесчисленное множество. Скажите; есть ли между нами хотя один христианин, который ежедневно не солгал бы, не побранил бы кого, не осудил бы кого-либо, не подумал бы о чем-нибудь грешном, нечистом, не разгневался бы на ближнего? Далеко ли мы успеем на пути ко спасению? Мы стоим на точке замерзания, как сказал какой-то мудрец, – ни от миру не отстаем, ни в рай не идем. Мы привязаны к миру и телом и душею; вся наша жизнь состоит в том только, чтоб есть, спать, да праздно жить. Есть правда между нами хотя очень, очень мало таких, которые вполне пользуются свободою христианскою, которые в мире живут, но не зависят от мира, свободны от сильных потрясений и страстей; пост и уединение, молитва и молчание составляют вокруг их крепкую стену. Они распялись для мира и мир для них распялся, но таких очень и очень мало между нами; такие христиане живут по-видимому, по примеру других, имеют общение со всеми, участвуют во всех семейных и обществевных делах; но их живот сокрыт со Христом в Боге122, как сказал апостол; путь спасения они проходят незримо для мира; по-видимому они живут открыто, но все цветы добродетелей они скрывают в сердца. Чтобы они не делали, они помышляют всегда о Боге, читают молитву Иисусову или другие молитвы! В свободные часы читают св. Евангелие или житие святых отец, постоянно питают в духе страх Божий: как бы им не оскорбить Господа чем бы то не было? Но таких христиан весьма мало. Такие христиане везде бывают, но всегда живут в доме, в клети своего сердца. Они оплакивают грехи свои и своих ближних; они подают щедрую милостыню, но этого никто не видит из людей, а только видит один Бог. Это есть потаенный сердца человек, это Ангел во плоти; в сердце его жизнь и свет; дух его горит к Богу большим пламенем, потому что он дар Божий всячески возжигает – и сердечными скорбями о себе и несчастных ближних, и размышлением о смерти, о суде Божием, о дивных делах Божиих, постоянно ищет случая заплакать от умилительного пения Божия, от поразительного события, воззрения на бурно волнующееся море, от частого возведения по ночам очей своих на небо, от воззрения на мертвеца; словом, он ищет слез, сокрушения, умиления, скорбей, огня сердечного, как другой ищет сокровища; но – таких, говорим, мало на свете христиан. Такой христианин не пропустит ни одного Богослужения, молитвы утренней и вечерней, соблюдения строгого поста, случая к поданию милостыни; такой христианин всегда живет недалеко от Бога, и Бог недалеко от него, – Бог у него всегда в мысли, в сердце, в любви, в желании; он всегда одного Бога ищет, и Бог его ищет.
Господи! Укажи нам всем истинный путь ко спасению, и вразуми нас, дабы мы всё пришли в истинный разум и спаслись. Аминь.
* * *