Источник

Сентябрь 1877 года

2 сентября. Благодарю Господа, покрывшего прегрешения мои милостию Своею за малое покаяние и даровавшего мне благодать совершить непреткновенно литургию в Успенской церкви (в Думе) с умилением. В начале мысль о земной награде смущала меня – до обедни и в начале обедни на проскомидии, но когда я вспомнил, что Господь славы претерпел бесчестие и страдание в этом мире, прелюбодейном и грешном, мне стало стыдно своего честолюбия, я познал свою наготу, нищету, окаянство, бедность и что самое лучшее для меня всегдашнее покаяние и прошение милости у Бога. Господи, помилуй, ибо мы, грешники постоянные, заслуживаем ежедневно гнев Божий своими произвольными грехами. Причастился я торжественно Святых Таин радостным духом. Класс провел хорошо. В правом боку была теснота всё время.

Пришедши домой и увидев у детей мои прекрасные яблоки, пожалел их, поскупился, пожадничал, несмысленный и самолюбец, за что сильно уязвился от демонов, долго мучивших меня, – поделом. Эта скупость и неудовольствие, гнев на взявших без спросу плоды мои обнаруживает мою алчность, грешное пристрастие к плоти, к ее удовольствиям, к земле, к тлению, показывает очень низкий уровень моей духовной жизни! Мне бы надо было порадоваться радости детей, видевших с удовольствием на столике своем хорошие яблоки. Это было бы знаком, что у меня добрая душа, любящая, не прикованная к земле, любящая Бога и ближнего паче всего.

После крестин у дьячка Зрелова в семь часов вечера, которые я совершил благодатию Божиею великолепно, я увлекся аппетитом и довольно поел польского хлеба с селедкой и сардинками, а чрез то отяготил себя и не мог спать. О, алчность моя! Когда я брошу ее и буду воздержником? Когда перестану ежедневно быть идолопоклонником? О, наука38 зла! О, навык злой! О, жизнь бессловесная39! Долготерпеливе Господи! Сколь велико долготерпение Твое на мне грешном!

Стяжать благое, мягкое сердце, проникнутое всецело любовию к Богу и ближнему, не связанное никакою житейскою суетою, есть величайшее благо, единое на потребу. Всё, что тлит, смущает, убивает душу, есть суета. Суета желание отличий и наград, ибо показывает в желающем гордость и самолюбие, незнание самого себя, своего окаянства, своей нищеты.

3. Мир и любовь дороже всего. Сегодня нечаянно произошла из-за меня, хотя и без моей вины, буря. Половину арбуза, винограду, пирогов, присланных мне в дар, я отослал в виду свояченицы племяннику Ивану Васильевичу Фиделину. Из-за этого взбесилась, именно взбесилась моя дорогая свояченица Анна Константиновна Цветкова, вооружила против меня своих детей и окончательно озлилась. Возмутился духом и я. Господи! Зри на нас и сам разсуди прю мою [Пс.42:1]. Ты знаешь, колику40 злобу питает эта вдовица к племяннику моему, я из-за ней отказал ему в пребывании у меня, ибо не было возможности от ругательств и злобы ее ему жить у меня и мне было смятение от ней и слуги. И ныне она и на отсутствующего дышит злобою и на меня вместе. Доколе, Господи, это будет? Вместо того чтобы ей самой догадаться подсказать мне послать племяннику гостинцев, она озлобляется еще более и на него и на меня и ни во что ставит довольство свое и детей своих столом, помещением и прочими благами жизни. Господи! Сам внуши ей, Сам настави ее чтить меня по достоянию. Смири гордыню ее, сокруши злобу ее, лукавство ее, хитрость ее, пакости ее. Тебе поручаю себя и ее с чадами. Аминь. Обаче41 отпусти ей, Господи, наказав ее: не весть бо, что творит, или не хочет ведать.

Благодарю Господа, попустившего на меня великие искушения из-за вчерашнего чревоугодия и пресыщения моего после крестин у дьячка Зрелова. Особенно тяжело мне было из-за расстройства желудка от сардинок, которых я съел довольно. Обедня была тяжела из-за нервного расстройства.

Благодарю Господа, внушившего детищу Елисавете, крестнице моей, ласку и подавшей мне полотенце для утирания лица и рук. Слава Господу, утешающему меня.

Прованское масло и сардины испортили всю кровь мою, что видно на лице, темно-багровом.

4 сентября. Воскресение. Утро. Шесть часов. Несомненно, что я вчера был виновником зла со стороны сестры Анны Цветковой; мое рвение отослать гостинцы к племяннику, отняв у свояченицы (хотя она с детьми истинно пресыта каждый день), было не от Бога, а от диавола, равно как и моя суета или беготня в дом угощавших меня. Лучше было мне купить для племянника гостинцы, а принесенное на дом оставить дома. Но прости мне, Господи, грех мой и разруши всё зло, бывшее в дому моем из-за меня, разруши по милости Твоей и щедротам Твоим, неисчетно сильною державою Твоею и обрати его на добро, в урок и сестре моей Анне, да познает безумную гордыню, злобу и своенравие свое, и мне, да не полагаю впредь претыкания на пути сестры своей сей или другому кому-либо, но равно да благотворю всем, и злым и добрым, подобно Отцу Небесному, Иже благ есть на безблагодатныя и злыя [Лк.6:35]. Аминь.

Избави мя от всякия мирския злыя вещи и диавольскаго поспешения42. Что за поспешение? Диавол обыкновенно нетерпелив, тороплив на всякое зло и торопит человека на всякое зло – на злобу, зависть, честолюбие, ссору, чревоугодие, объедение, пьянство, воровство, на ложь, обман и на всякое зло; наблюдая за событиями в мире, в государствах, обществах, городах, селах, семействах, скоро замечаешь, как всесветный враг спешит всюду наделать зла, поспешает исполинскими шагами, зная, что ему остается не много времени. Да бережемся же всемерно на всякий час всякого греха, видя умыслы лукавого, как вчера в доме моем на сестре Анне, бывающей часто орудием его, и на мне, ибо и я не свободен от поспешения диавольского на зло, на грех. Господи, молитвами Богородицы и всех святых сохрани нас от всякого зла.

В церкви чрез поспешность диавольскую чтецов в чтении и пении бывает то, что величественное, святое, небесное, назидательное, поучительное и умилительное богослужение или мало оставляет впечатления в предстоящих, или никакого, потому что оно совершается бессердечно, без участия разума, на воздух, а не для слушателей.

Грех есть болезнь, острая, скоро охватывающая всё существо человека, заразительная; надо молиться о грешнике, да избавит его многомилостивый Господь от этой язвы, губящей род человеческий, ибо кроме Бога никто не может избавить от ней (свояченица и я). Благодарю Господа, угасившего пламя вражды в сестре Анне Цветковой и в моем сердце неприязнь. Велико и всеспасительно имя Господне – познах сие и на сей раз.

Да памятую увещание Церкви на всякий день: Пресвятую, Пречистую, Преблагословенную, славную Владычицу нашу Богородицу и Приснодеву Марию со всеми святыми помянувше, сами себе и друг друга и весь живот наш Христу Богу предадим – и да предаю себя со всем, бывающим со мною, и домашних моих Христу Богу. Он – Глава, Он – Судия и Наказатель, Он и награда.

Да памятую признательность и готовность к услугам сестры Анны Ц. в часы мира и приязни и да не раздражаю ее, зная удобовоспламеняемость ее характера, гордость, неуступчивость, мстительность. Исцели ее, Господи! Открой ее сердечные очи: Ты, Господи, обогатил ее разумом и многими душевными дарованиями. Исправь ее и соверши ее, ибо Тебе всё возможно. Да не погибнет добро ее, которое в бессмертной, разумной, по образу Божию душе, из-за зла, которое всеял в нее диавол. Аминь.

Желай искренно всякому добра, и врагу самому, и пленишь сердца всех, и самых врагов своих, претворив их благодатию Божиею, которая в тебе. Да не будет в тебе ни тени вражды к кому-либо, не будь диаволом ни на мгновение времени: кто враждует – тот диавол.

Уважай всякого человека и будешь уважаем от всех. Если имеешь власть и принужден наказывать неисправных и злонравных, наказывай с любовию и кротостию, и наказуемые будут любить тебя.

Светлейший и краснейший паче солнца лик Господа нашего Иисуса Христа прекрасно изображается в акафисте Ему, а лик Пресвятой Троицы – в акафисте Святой Троице. Читайте чаще, умиляйтесь, очищайтесь; благодарите, славьте, молитесь, спасайтесь.

Божия Матерь – бесценное сокровище человечества: в Ней и чрез Нее, Пренепорочную, все дары Божии излиты на нас Богом. О, красота неизреченная, Владычица! О, слава наша несказанная! А в Господе Иисусе Христе – вся бездна благ.

4 сентября. Двенадцать часов ночи. Благодарю Господа за превеликую милость, явленную мне грешному при служении литургии в Думской Успенской церкви: за слезы умиления, за дерзновение, за избавление от грехов моих, за орошение благодатию, за причащение благоплодное, животворное, премирное, за произнесение с дерзновением слова Преосвященного Григория43. Благодарю Господа за прекрасно совершенное Таинство Крещения у господина Толбухина. Слава Тебе, Богу Благодателю и Помощнику моему! (Но после крестин пресытился [караваем]. Каюсь Господу и еще.)

5 сентября. Благодарю Господа за неизреченно великие Его милости, мне в сей день явленные во время ранней литургии: мертвого прегрешеньми (от пресыщения вчера), Он оживил меня за малое покаяние, дал мне живительные слезы умиления, мир и простор душе моей и сподобил меня причаститься Святых Таин животворно.

Христос смирил Себя до рабия зрака, до положения в яслях бессловесных, а мы возвышаемся, гордимся, желаем стать выше других в чинах и орденах. На что похожа эта жизнь? Мы настоящие язычники, самохвалы, горды.

6 сентября. Благодарю Господа, оживившего мя, умерщвленного грехами, и даровавшего благодать совершить непреткновенно литургию и причаститься пречистых и животворящих Таин. Благодарение Господу, даровавшему мне по молитве моей слово на обновление храма, в добром порядке составленное, благодатное, сильное, текучее. Благодарю Господа, дающего мне радость об успехах моих к славе имени Его.

7 сентября. Среда. Благодарю Господа, удостоившего меня блаженства совершения литургии и причащения животворящих Таин. Служил с дерзновением, непреткновенно.

Сегодня вечером. К Филиппу Степанову, разумному кронштдатскому купцу из крестьян, гостеприимному в день своего Ангела (раз в год и в день служения всенощной у него в доме), к которому и мы очень внимательны, посылая ему всякую праздничную обедню просфиру и благословленный хлеб на всенощной великих праздников. Даруй мне, Господи, благодать совершить праздничную всенощную непреткновенно в церкви и у Степанова в жилище. Даруй мне с достоинством и независимостию совершить всенощную, мирно, непреткновенно. Он ничем меня не обязал, и я ничем ему не должен, чтобы раболепствовать ему. Священник должен быть далек от всякого человеческого страха. Его взор должен быть ясен, как свет, чист, тверд, как его вера.

Благодарю Господа за избавление от нахлынувших на меня волн Велиара на литии и за дарование мне внутренней молитвы покаяния, горячей, со слезами. Возгласы и молитву прочитал непреткновенно, но на благословении хлебов при чтении молитвы не выговорил от козней демона слов: благословляяй и освящаяй, а при чтении Евангелия смутился и спутался при чтении слов: се бо, яко бысть (Лк.1:44]... на срам себе. Долго была теснота, срамота, скорбь, которая долгою молитвою внутреннею отогнал. У Филиппа Степанова служил всенощную и молебен добре, со страхом.

Согрешил я, говоря горькую правду о протоиерее Павле Васильевиче Трачевском с горечью, презрением и злорадством за столом у Филиппа Степанова. Каюсь в сем и молю Господа очистить грех мой и предать его забвению, а меня не ввести в искушение за осуждение.

8-го сентября. После обедни. Сегодня Господь совершил во мне по молитве моей великие, победные чудеса в начале литургии (проскомидии), избавив меня от убийственного дыхания Велиара, умертвившего дух мой пожеланием земной награды (ордена третьей степени) и отпадением от Господа, от веры, упования и любви; второй раз пред чтением молитвы о победе русских над турками (молитву прочитал Божиею благодатию отлично) и наконец пред причащением, когда враг влил неприязнь в сердце к маленькому певчему, долго тянувшему финалы.

Благодарю Господа, исцелившего головную боль мою чрез припадание к святому животворящему престолу, чрез служение литургии и причащение Святых Таин. 8-го сентября. Благодарю Господа за дар умиления и слез, за непреткновенное служение литургии и за благовествование силою многою слова Его (проповедь на Рождество Богородицы Евгения, архиепископа Псковского)44.

9-го сентября. Господи! Намереваюсь в столицу ехать: благослови и соблюди меня в пути вперед и обратно и исполнить то, что нужно. Аминь. Буди, буди. После ранней обедни. Жестоко пострадал я нравственно от вчерашнего пресыщения мясом (не надо его есть): нападение врага диавола на меня сегодня [на утрени], да и во время обедни самое яростное, стремительное, убийственное, и всё чрез пристрастие к земной славе и чести, чрез озлобление на чтеца за безделицу (отложим попечение45). Но где умножился грех, там преизбыточествовала благодать Божия [Рим.5:20] и удивил на мне Господь великие силы Свои, избавив меня за покаяние от лютых искушений вражеских и лютого насилия демонского. Служение священника небесное, служение безмерной славы, служение нетления и бессмертия; он должен презирать земную честь, славу, земное богатство, земную красоту, сладость; для него всё в Боге, и горе ему, если он вне Бога будет искать себе мнимых благ: он достойно пострадает душей и телом от своего безумия, что предпочел земные блага небесным; истинным, вечным – блага мечтательные, ложные, исчезающие.

Богослужение нашей Православной Церкви в суточных, недельных, годовых службах имеет целью изобразить в общих или подробных чертах всё течение домостроительства нашего спасения от начала мира и человеческого рода доныне и до скончания века и чудные дела Божии в мире и в роде человеческом, бесконечную благость, святыню, правду, премудрость, верность и всемогущество Божие во всех делах Божиих касательно человека, созданного по образу и подобию Божию. Так вечерня изображает благость, премудрость и всемогущество Божие в сотворении мира и человека, блаженство человека, падение человека, обещание Божие об искуплении его чрез воплощение Сына Божия, приготовление чрез пророчества и прообразования к принятию Искупителя и явление Искупителя. Утреннее богослужение изображает чудеса домостроительства Божия в Ветхом Завете с Моисея до пришествия Искупителя, чудеса новозаветного домостроительства в святых Божиих, наконец литургия ставит Владыку Нового Завета во всем свете, Его человеколюбие, Его истину, правду, верность Своему обещанию, изображает всю Его жизнь, Его Тайную вечерю. Она есть солнце в полном сиянии.

10. Благодарю Господа, сотворившего со мною великую милость и в сей день чрез служение литургии с умилением и слезами, благодарю Господа за непреткновенное служение и за животворное причащение Святых Таин.

Благодарю Господа, даровавшего мне благодать совершить всенощную с умилением и чистым, громким голосом. По окончании всенощного бдения избавил меня Господь от тесноты.

11 сентября. Раннюю обедню служил, во-первых, в ознобе после перемены белья, во-вторых, под конец литургии в смущении на отца диакона Софронова; был легкой игрушкой диавола из-за чревоугодия с вечера (сладкий чай со сливками, херес, яблоки). Смущение и теснота прошли уже на пароходе в Питер, после молитвы внутренней. Были со старостою в Павловске у великого князя Константина. Благодарю Господа, явившего мне помощь в беседе с великим князем и супругою его и сотворившего их мне ласковыми и благими, как я просил Господа. Благодарю Господа, благопослушливого и скоропослушливого мне, немощному духом и телом.

Директора гимназии пригласить.

12. Понедельник. Во время проскомидии крайне тяжелое искушение от земных пристрастий (все к наградам). Пришло, думаю, время, а как откажут? Но Господь победил благодатию чрез покаяние мое. Обедню служил бодро, непреткновенно.

Церковная история есть живое, наглядное доказательство искупления рода человеческого пришедшим на землю Искупителем, обещанным еще первым человекам, доказательство самыми делами, лицами, событиями, силою христианской любви, непобедимым мужеством и твердостию среди мучений за веру, бесчисленными чудесами, дивным обновлением, совершившимся внутри христиан, их самоотвержением, презрением мира и всех сладостей и красот его, всей славы и богатства мира. Христианская вера породила бесчисленное множество святых, как прославленных и явных, так и сокровенных и единому Богу известных. Какое единство в священной истории Ветхого и Нового Завета и в церковной истории! Какое согласие! Ежедневное, недельное и годичное богослужение есть изображение этого единства и согласия священной библейской и церковной истории и дивного плана Божия о спасении человечества, мудро исполненного и исполняющегося и имеющего исполняться до скончания века. Святый да освящается еще [Откр.22:11], ибо все Божии силы к животу и благочестию нам поданы благодатию Божиею [2.1:3]. Изобразить это в науке о богослужении.

13. Благодарю Господа, даровавшего мне радость участвовать в архиерейском служении и видеть красоту церкви Его обновленной, расширенной и украшенной боголюбивым ктитором храма Владимиром Дмитриевичем Никитиным.

14. Ради страданий и смерти на Кресте безгрешного и всесвятого любителя нашего, Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, Кресту сообщена от страдавшего и умершего на нем (по заслугам Господа) животворящая и спасительная сила навеки, и мы по всей справедливости чтим животворящий Крест Господень как чудотворный.

15. Благодарю Господа, сподобившего меня участвовать в сослужении с архиереем, архимандритами и протоиереями и оживотворившего меня приобщением Святых Своих Таин.

Благодарю Господа, восстановляющего ежедневно мои телесные силы чрез благодетельный, животворный сон: под вечер бываю нередко очень немощен, например от вина, или и днем, а после сна бодр и здрав. Непрестанно и всячески благотвориши нам, Господи Боже наш, а наипаче тем, что прощаеши и очищаеши грехи наши в покаянии нашем и животвориши нас, растленных грехами своими. Кто бог велий, яко Бог наш? Ты еси Бог творяй чудеса [Пс.76:14–15].

Благодарю Господа, услышавшего нас, троих иереев, о болящей Надежде, рабе Божией, супруге иерея Василия, и исцелившего ее за одну молитву, с верою и дерзновением принесенную: Отче Святый, Врачу душ и телес46, и ради причащения ее Святых Таин Христовых.

16 сентября. Благодарю Господа, сохранившего меня именем Своим и знамением Креста животворящего от сладострастных сновидений. Слава Тебе, Господи, хранителю нетления!

16. Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все (внешнее) приложится вам [Мф.6:33]. Пожелал я сегодня награды орденом святой Анны третьей степени и крайне смутился, уязвился, в тесноту впал. Но когда раскаялся в этом безумии своем, в суетности своей и сознал, почувствовал, что мне надо искать не сего, а правды Божией в сердце своем, мыслях, во всех чувствах и движениях, во всех действиях, тогда Господь вдруг отъял смерть от внутренностей моих и даровал жизнь. Славлю Господа.

Благодарю Господа, удостоившего меня служить литургию вместе с отцом протоиереем и причаститься неосужденно животворящих Таин во здравие, очищение и освящение. Благодарю Господа за струи жизни, источаемые из пречистых ребр Его. Благодарю Господа, многократно избавлявшего меня от лютых козней демонских.

Если обличаешь согрешающего, обличай с любовию и кротостию, а не с раздражением злобы и злорадством или с превознесением, и вскоре ты благопременишь его благодатию Христовою. Обличение с гордостью и злорадством только раздражает, увеличивает зло, а любовь созидает. Когда я так поступил с самим собою, я тотчас ощутил перемену: адский огонь и теснота исчезли, а место их заступила роса благодатная, мир, свобода. Слава Господу! По поводу распри Анны Константиновны со мною. Слава Тебе, Господи!

17. Видно, такова участь благодетелей, чтобы облагодетельствованные в случае малейшего неугождения им, то есть облагодетельствованным, принимали тотчас вызывающий вид, говорили с дерзостью вызывающие слова и обнаруживали вызывающие действия, словом, чтобы объявляли сейчас настоящую войну. Так поступает со мною сестра жены моей Анна, дети которой с колыбели мною воспитаны, удовольствованы, взлелеяны, пресыщены. Суди, Господи, Сам обидящыя мя, побори борющыя мя [Пс.34:1]. Доколе со мною сия бездельная и праздная Анна? Господи! Просвети ее сердечные очи и даждь ей видети безобразие дел ее, мятежа ее, войны ее против меня, которую она ведет ни за что с прислугою моею и её Анною же, столь же дерзкою, как она.

Даруй мне, Господи, научиться незлобию, великодушию, кротости, терпению, невозмутимости при оскорблениях, неисправностях, погрешностях и при злобе на меня ближних моих, да не злом за зло, но добром за зло да воздаю всегда. Буди!

Господи! Не безвинным и себя считаю я во вчерашней злобе и пакостях относительно меня сестры моей Анны; я виновен в том, что без любви, укорительно сказал (посторонней женщине, пришедшей ко мне) об Анне Константиновне, что жена моя очень долго живет в Петербурге и сестра ее, то есть Анна Константиновна, живет у меня из-за своей больной руки, причем я с злорадством тайным или презорством47 сказал, как она сломала руку, а надо бы с сожалением искренним, с любовию, с соболезнованием сказать это. Вот вина моя, лукавство мое! И отлучки мои от обеда, от чаю тоже вина моя. Каюсь Господу и милости прошу себе и сестре. Грехи других я вижу, а своих часто не вижу, виню других, вместо того чтобы винить себя. Что ты смотришь на сучок... [Мф.7:3].

17. После ранней обедни. Благодарю Господа, приявшего покаяние мое и сподобившего меня совершить Божественную литургию непреткновенно и причаститься победоносно и животворно Божественных Таин в мир, пространство и в свободу и радость. Благодарю Господа, даровавшего мне победу над невидимыми и видимыми врагами и примирившего мне свояченицу Анну, как я молил о том Господа.

Господи! Защити причетника моего Владимира от неправедного гонения протоиерея.

18 сентября. Воскресение. Благодарю Господа, совершившего во мне ныне великие чудеса милости, силы в отражении от сердца моего, от души и от всех внутренних удов48 моих злобные, противные силы, смущавшие и теснившие меня, и чрез причащение Святых Таин Своих венчавшего меня совершенною над ними победою, так что и заамвонную молитву сердечно и с силою благодатною прочитал, и на отпусте имена всех святых сказал, и молебен с водосвятием пред Иверской иконою Божией Матери сердечно и непреткновенно, с силою благодатною совершил. На великом входе враг расслабил и смутил сердце мое, и я многогрешный не выговорил всех имен – наследницы и сына их, но за покаяние Господь простил меня. За всё благодарю Господа, являющего надо мною непрестанно милость и суд. Милость и суд воспою Тебе, Господи [Пс.100:1]!

В храме легко было служить по причине открытия в куполе окон и в пределах накануне службы – воздух свободный.

Согрешил пред Господом, пред людьми и пред самим собою, поев во время обеда с алчностью мяса вареного и жареного с огурцами и выпив стакан молока, что было необычным излишеством для меня. От этого при двух крестинах сердце мое и плоть моя бесновались сладострастием и блудною похотию – только молитва покаяния спасла меня в первом случае (на первых крестинах): блудное раздражение было крайне сильно. О, да не ем мяса и молока да не пью, кроме нужды. Помоги, Господи! На других крестинах под конец я подумал о купце [Т...] и о взятии у него аршина штофной материи или бархату двух вершков49 даром, в придачу к стихарю, который я ему заказывал, и за это враг взял меня в плен и долго теснил меня. Покаянием поборол его – благодать Божия прогнала его.

20. Ожидаем министра народного просвещения графа Димитрия Андреевича Толстого50 в гимназию первый раз, со страхом и радостию. Господи! Ты знаешь меня и вчера и третьего дня, и с того времени, как я зачался во утробе матери моей, по воле Твоей и всесовершительному слову Твоему; Ты возрастил, воспитал, просветил, руководил, миловал меня, безмерно снисходил мне в немощах и преткновениях и падениях моих, наипаче когда я тепло каялся в них. И ныне, Господи, Господи Боже мой, будь ко мне милостив и благоснисходителен, когда посетит гимназию, в которой я по благодати Твоей законоучительствую у отроков Твоих вот уже пятнадцать лет, высокий посетитель, раб Твой, министр народного просвещения Димитрии Андреевич Толстой; отверзи умы, сердца и уста наши – начальствующих, учащих и учащихся совершить Тебе Самому хвалу из уст младенцев сих, да дадим вси ответ благий ему, да утешатся сердца всех, и раба Твоего графа Димитрия, и спутников, и помощников его, и рабов Твоих: директора Петра, инспектора Николая, преподавателей гимназии и сердце моего недостоинства, и всех благоуспешны покажи, да никтоже от нас посрамится ради грехов своих. Милостив буди, Господи, неправдам нашим, опущениям нашим, волею или неволею допущенным, и да никогоже повинна сотвориши. Ей, Господи, Господи! Не отягчи нас посещением раба Твоего графа Димитрия, его же поставил на толикой51 высоте и в такой власти и достоинстве, возглаголи в сердце его благая о нас всех, и да предложит он по воле Твоей вопросы удоборешимые. Аминь, аминь, аминь! Ты всегда, Владыко Господи, многомилостиве, благопослушливе и благоуветливе, исполнял прошения сердца моего к удивлению и благодарению и славословию моему Твоего препетого имени – и ныне вем, Господи, яко удивиши милостьТвою на нас и дерзновенны и благоуспешны и радостны нас сотвориши в посещение высокого посетителя нашего со спутниками его. Буди!

Благодарю Господа, приявшего покаяние мое в самолюбии моем, в скупости, любостяжании, сластолюбии, гордости, честолюбии, злобе, зависти, дерзости, плотоутодии, плодом коих было сегодня неохотное подаяние милостыни одному бедному, припросившему у меня денег сверх поданного пятака; я бросил ему с досадою и дерзостию, с нетерпением еще пять копеек.

Говорят: сохраняй присутствие духа в опасностях, в болезнях, в неудачах, при посещении высоких лиц.

20. Что для тела чистый воздух, то для души благодать Святого Духа; тело нуждается в чистом воздухе, душа тем более имеет нужду во святыне Духа Святого.

Завтра призывает меня Господь служить раннюю литургию. Благодарю Господа всем сердцем и всем существом за дар сей небесный, живоначальный, за жертву правды и возношение во святых жертвенницах Его. Эта величайшая милость Божия, величайшее блаженство на земле, это истинная жизнь. Благодарю Тебя, Господи, создавшего меня по образу и подобию Твоему.

21. Смотри, как Авраам был гостеприимен, как он высматривал проходящих мимо его жилища странников, выходил к ним навстречу, кланялся им, с усердием приглашал к себе в дом, умывал им ноги, угощал, ласкал и с миром в путь дальнейший отпускал; как не похоже ты живешь на праотца Авраама! А между тем сан священника Нового Завета носишь! Подражай Аврааму в любви и гостеприимстве. Выходи к воротам дома церковного и высматривай нищих и пришельцев и снабжай их с усердием и охотою необходимыми деньгами и вещами и заслужишь великую милость Владыки и Бога.

22. Вчера при служении ранней литургии сердце мое оказалось крайне слабым, боязливым, и при великом входе лукавый змий расслабил мое сердце и устрашил, так что я не мог выговорить имен царской фамилии. Но потом, благодарю Господа, пришла в помощь благодать, и я служил с теплотою и непреткновенно, причастился животворно. Слава милосердию Божию! В первых помяни, Господи выговорил всё. Отчего расслабеваю? От чревоугодия и пития вина и сикера (портера), которые вчера вечером пил у Николая Михайловича Семенова. Одно средство к утверждению сердца в Боге – воздержание всегдашнее и пост с молитвою. Дай, Господи! Сон, предвещавший смятение52 в учениках, исполнился в шестом классе. А я принужден был поступить круто с некоторыми учениками – Деплоранским и Климентьевым. Последний раскаялся.

Сердце человека есть сокровищница добра и зла, страшно перемешанных между собою и борющихся ежедневно между собою; иногда добро побеждает зло чрез покаяние человека и усиленную благую деятельность, а иногда – увы! зло побеждает добро и подвергает человека великому стыду, огорчениям, бедствиям. Потому надо непрестанно подавлять и искоренять в себе зло.

Мало мы думаем о страшном, светлом и явленном дне Суда, когда Судия всех придет и объявит советы53 сердечные, а оттого живем беспечно, нерадиво, в чревоугодии и пьянстве, любостяжании, честолюбии, нечистоте.

Как служитель Христов и Церкви Его, будь всегда проповедником безмерного Его милосердия и бесконечно великих заслуг Его пред Отцом Небесным за людей, внушая упование на Его заслуги и милосердие, и сам уповай твердо на них, делая дела, достойные покаяния. Особенно внушай упование малодушным грешникам, особенно во время их болезни в виду приближающейся смерти и суда Божия неумытного, также при пении над умершими. Не малодушествуй и не бойся сам нимало диавольского страха, ибо враг обыкновенно старается устрашить нас.

23. Благодарю Господа благо послушливого за благодать непреткновенного служения панихиды в квартире Квиткина по теще его Евдокии Доброхотовой вчера 22-го числа. Дай, Боже, и сегодня то же.

Сегодня пришло мне намерение не есть мяса для нравственного преуспеяния и угождения Господу. Если благословение Господне будет на это, готов не есть. Есть благословение – не есть. Даруй, Господи!

Вдова, женина сестра Анна К. Цветкова, сделала крайнюю дерзость: украла письмо отца Алипия Кудрявина, а когда я стал настойчиво требовать, чтобы отыскала его (ибо она одна оставалась дома и взяла письмо), она озлобилась, и, когда подложила его на стол, а я поблагодарил ее за находку, она с злобою и дерзостию заперлась, что не подкидывала, и стала кричать на меня, что я клевещу на нее, и стала призывать на меня наказание Божие! О, ослепшая нравственно от гордости и злобы вдовица, необузданная, лживая, неблагодарная (только наружно показывающая знаки), льстивая, хитрая, как демон! Господи! Просвети ее очи сердечные и смягчи ее сердце, возбуди в ней горячее покаяние, дай ей горькие слезы, да ими насытится и очистится и вразумится! На беду живет она и чада ее.

Она возмущает против меня, хозяина дома и питателя всего дома (сестры, детей и слуг), возмущает, говорю, прислугу и клевещет ей на меня. Господи, свидетелю мой! Крайне больно и прискорбно сие мне. Господи, напитай вдову слезами в меру, да вразумится и исправится и да не погибнет в ожесточении своем, в гордости и злобе своей и во лжи своей.

Благодарю Господа за знамения и чудеса Его, чудеса благости, правды и силы, явленные во мне чрез покаяние мое и призывание Его сладчайшего имени: Он избавил меня от адской тесноты и скорби, примирил меня с свояченицей и ее со мною. Господь научил меня делом истине деятельной: любить врагов, благословлять проклинающих, добро творить ненавидящим и молиться за творящих обиду [Лк.6:27–28]. Ибо иначе и не примириться с ними и Богом и с собою, а будем всегда томиться грехами.

Мяса отныне да не ем. И Бог, и разум, и слово Божие, и опыт говорят мне это.

Если хочешь венца правды, то терпи напасти, озлобления, гонения в доме своем, или от других людей, или непосредственно от диавола. Утверди, Господи! Помилуй, Господи, свояченицу мою, вдову Анну, весьма огорчающую меня, смягчи сердце ее, злое и коварное (письмо подбросила и отпёрлась)! Разруши злые намерения ее против меня, благодеющего ей по милости Твоей непрестанно, каждый день. Даруй ей, Многомилостиве, познати себя саму, покаяться искренно, ибо два года пребывает без покаяния и причастия Святых Таин и жену мою склонила к непокаянности; не даждь ей, Господи, господствовать в дому моем к поношению щедрот Твоих и к попранию даров Твоих. Ей, аминь! Обрати сердце жены моей ко мне, Господи, и отврати пристрастие ее от сестры ее, ибо от сего пристрастия великий вред всем нам, как вижу: и мне, и жене, и ее сестре; от безумствия и широкопитания она коснеет, и преуспевает, и возрастает во зле. Возврати жену мою, Господи, к месту её и к делу её – она совсем оставила меня и никаких услуг не делает мне, многое в беспорядке в доме моем, а сестра ее поднимает бунт против меня и вместе со слугами, ей единомысленными. Тяжко мне, Господи!

24. Суббота. Благодарю Господа, даровавшего мне благодать и милость добре совершити раннюю литургию голосом ясным, громким, раздельным, непреткновенно, твердо, с умилением и причаститься неосужденно, в мир. Благодарю Господа, покрывшего грехи мои и умиротворившего меня.

Благодарю Господа, даровавшего мне мир по приходе моем в квартиру свою, когда я смутился, увидев враждебницу мою, свояченицу Анну. Просил мира, и даровал мне Господь мир.

Помолихся Господу в скорби души моей о свояченице Анне и чадах ее, весьма стужающих мне своеволием, необузданностью и криками: или да удалится из дому моего с чадами своими, или да смирится и почитает хозяина, у коего живет, и исполняет законную волю его, и да не стужает всячески и предерзостно, злонамеренно, купно с чадами и слугами. Помолихся во имя общения моего с Господом в пречистых животворящих Его Тайнах.

После вечерни. Был на поминках и, пив вино и кушав довольно, я утратил благодать Божию, полученную в причащении Святых Таин, и диавол за вечерней малой, повечерием и панихидой (от офицера моряка) крайне уязвил, смутил и посрамил меня, не дав мне говорить возгласов от наведённого им страха суетного. Но после сего наедине помолился я у престола со слезами, и даровал мне Господь прощение, мир и свободу. О, да избегаю вина не в меру и пресыщения и лакомства, отревающих благодать Божию от сердца. Господи, помилуй мя. Буди! Буди! Буди! Благодати Божией я лишился еще до поминок отчасти тем, что выпил без нужды, насилу полстакана молока после обедни и стакан сладкого чаю тоже без нужды. Согреших окаянный, несмысленный!

После всенощной. Благодарю многомилостивого и благопослушливого Господа, четырежды спасшего меня державно от злобы и наветов невидимых врагов моих, люто теснивших меня, и возвеселившего меня спасением Своим и даровавшего умиление со слезами во время всенощной и искреннюю молитву о людях, и о воинстве, и о царе, и о отечестве. При каждении имел величественную осанку и величественные помыслы о человеке обоженном, о Богочеловеке; при стоянии у Евангелия тоже.

25. Благодарю Господа, чрез искушение брани вразумляющего свояченицу мою Анну, так что она и ко всенощной ходила вчера с детьми своими; благодарю Господа, устроившего мир и любовь между ею и мною, которые она же разрушила; благодарю Господа, смирившего ее и не тщетною сделавшего молитву мою частую за нее и себя.

Какой я страстный, малодушный и легко боримый от демонских козней! Вчера во время всенощной стояли на престоле в семисвещнице лампадки, проливавшие слабый свет на престол и алтарь; я после разговора о том с подполковником Петровым смутился и взволновался, впал в тесноту и скорбь, так что и молитвы утренние пред царскими вратами не мог читать свободным и мирным сердцем, отпав от Бога и от любви ближнего! Но слава милосердию Господа! Я помолился Господу в Петропавловском алтаре, прикоснулся к престолу с верою и мольбою – и умиротворился. Несколько раз возмущался от греха (протоиерея назвал скупым из-за лампадок на престоле) и по целовании престола с молитвою покаяния чудно оживотворялся, очищался, успокаивался. Слава чудесам Господа моего!

После вчерашней сильной борьбы с демонскими кознями и со своими немощами и после пламенной молитвы о всех людях, как научила Святая Церковь и живущий в ней Дух Святой, мне стало после всенощной очень, очень легко, благодатно. Дай Бог побороть мне все страсти и все демонские полки.

Враг напакостил мне во время чтения Евангелия, смутив и сбив меня с толку, омрачив и ужаснув мое сердце, расслабленное чревоугодием; но при говорении отпуста благодать Божия укрепила меня сказать раздельно почти всех святых, исключая святого благоверного князя Александра Невского. Святый благоверный княже Александре, моли Бога о мне грешном, да даст мне благодать выговаривать все слова и имена святых непреткновенно, да избавлюсь от стыда немоты при народе.

Сердце наше находится в великом ослеплении и заблуждении: оно дает великую цену вещам ничтожным, прельщаясь ими и увлекаясь наслаждением, и не дает цены предметам, имеющим бесконечно великую важность и составляющим ее вечную жизнь, вечное блаженство. Так, оно гоняется за суетными, минутными почестями, часто незаслуженными, за минутными наслаждениями плотскими и мирскими, грешными, растлевающими душу и тело, за тленною, удоборазрушающеюся красотою, за богатством, погибающим нередко в один час. Между тем человек пренебрегает свою душу, по образу и подобию Божию созданную, веру, добродетель, любовь к Богу и ближнему, вечную жизнь и вечную муку, попирает всякий день премудрый и благий, совершенный закон Божий, который ему дано хранить. Человек! Возлюби Бога, вечную славу, вечную красоту, вечное наслаждение, вечное богатство. К нему взирай непрестанно – и не посрамишься вовеки.

Человек-грешник превратно, нечисто, хульно, иногда злостно смотрит на премудрые, чистые, благие, неблазненные, совершенные дела Божии и на самих святых Божиих. Кто не знает, как превратно человек смотрит часто на самую веру Божию и на Святую непорочную Церковь Божию, на ее богослужение, уставы, обряды, на лиц служащих, как криво толкует истины, догматы, правила веры, жизнеописания святых, как превратно смотрит, нечисто иногда на святые иконы, как превратно, нечисто смотрит на женщину, на эту житницу рода человеческого, на эту работную храмину, в которой Бог творит человеческий род, храмину одушевленную, богообразную, святую, в которой Сам Бог изволил создаться ради создания Своего! Как превратно смотрит иногда и мужчина на мужчину, подобный на подобного, делая его орудием своих прихотей и нелепых похотений! Как искажает человек житейские отношения свои, обращая их в игралище страстей, похотей, пороков! Человек, по образу и подобию Божию сотворенный, обращает жизнь свою в игру и забаву, довольствуясь тем, если и несколько и поверхностно исправляет свою гражданскую общественную обязанность, тогда как вся жизнь должна быть служением непрестанным Богу и ближним, всякую минуту требующим нашей неотложной [помощи]. Боже праведный! Как мы грешны, недостойны Тебя! Как мы обременены тьмою беззаконий, опущений, неисправностей!

О, какое великое дело мне поручено от Господа – пастырство словесных54 овец Его, которых Он стяжал кровию Своею [Деян.20:28]! Даруй мне, Господи, веру, любовь, усердие, разум, силу и крепость совершить это многотрудное и многопопечительное дело со успехом и сторичным плодом.

После всенощной на 26-е сентября. Благодарю Господа, даровавшего мне благодать совершить всенощную легко, легко, с умилением, дерзновением многим, непреткновенно, сладостно. А сие Господь даровал по примирении моем с свояченицею Анною К. пред всенощною. Поводом к совершенному миру был подарок ей холста, подаренного мне Яковом Филипповичем, крестьянином Ярославской губернии. Спасибо старосте Владимиру Дмитриевичу Никитину, расширившему храм, чрез что теперь воздуху в нем весьма много и легко служить: грудь не утомляется.

26 сентября. Ночью прошлою была мне мука: такой сильный сладострастный зуд был во всю ночь, что я должен был встать в три часа, помолиться и идти на воздух прогуляться, чтобы утомить томящего меня. Эта невзгода произошла от перекипевшей воды и перестоявшего, перепрелого чаю с молоком, коего я выпил три стакана после всенощной. Крайне вреден перепрелый чай на перекипяченой воде. Это испытано: я и не пил никогда такого чаю, а вчера со сливками не заметил. Да и простудился немножко, переменив белье и надев холодную рубашку.

Враг бесплотный часто представляет подчиненным недостатки настоятеля, действительные или мнимые, чтобы возбудить к нему в сердцах неуважение, неприязнь, ропот. Надо всегда не видеть его недостатков, а себя осуждать и себя исправлять со всем усердием и постоянством, ибо в каждом из нас множество недостатков, и за себя и за настоятеля усердно Господа молить, да помилует, исправит и спасет всех.

Над всеми земными державами, преходящими, эфемерными, мятущимися, колеблющимися всякий день, твердо, непоколебимо стоит вечная держава, непоколебимая, несокрушимая держава Бога всемогущего, Отца и Сына и Святого Духа, которая дает верное направление всем мировым державам и событиям. А эту всесильную, всеблагую, всеправедную, премудрую, неизменную державу нередко люди забывают и полагают, что все события в мире зависят от случая или от страстей человеческих.

Пресвятая Богородица навеки теснейшим образом соединилась с Богом, Пречистая с Пречистым, Препро́стая с Препро́стым и соединила с Богом человеческое естество. Сколь велико и чудно таинство – никакому языку изречь невозможно!

Благодарю Господа, окружающего меня ежедневно радостями избавления от грехов и невидимых врагов и смерти духовной. Грехи умерщвляют мою душу, а Господь ежедневно и многократно оживляет меня, кающегося. Так было во время обедни пред вечерней (негодование на свояченицу и теснота, исцеленная Господом), во время вечерни теснота, исцеленная также Господом за молитву мою.

Пресвятая Богородица есть величайшая святыня, правда, любовь, мудрость, сила, помощь, благодать, простота, всеблаженство, единение, как соединившая Бога с человеками; недремлющее око, день и ночь назирающее за достоянием Своим; молчание и вместе глас громкий, яко гром, врагов Церкви усмиряющий.

28. Слава Тебе, Господи, мудрость моя, внутренно научающая меня любить согрешающих против меня, злобящихся на меня и молиться за них, презирая их пакости, тогда как ветхий мой человек порывается к неприязни и мщению им, беспокоится, мучится их злобою (при размышлении о лукавстве, лжи, запирательстве, хищении Анны Константиновны). Господь даровал мне просвещенна очеса сердца, я пожалел несчастную, погибающую во грехах и в раскаяние придти не хотящую, ослепшую от страстей. Иногда, впрочем, она как бы приходит в сознание своих погрешностей, но не совершенно, легко, скоротечно. Просвети ее душу, Человеколюбче! Союз же лукавый разруши! Она надеется на жену мою и отчасти на меня и для этого злобно хочет разрушить мои милостыни – сама же расточает свое имение на безделицы и между тем жалуется на бедность места.

Благодарю Господа, дважды и трижды меня избавившего сегодня во время утрени от лукавых и злых бесов и по тесноте свободу, и по смятении мир мне давшего. Пришел я домой после утрени и, увидев пол в зале и гостиной исчирканным (изборожденным), пришел во внутренний гнев и в волнение. Но молю Господа даровать мне бесстрастие и мир. Душевное незлобие даруй мне, Господи! Вот душа моя в смятении и озлоблении.

Благодарю Господа, сподобившего меня непреткновенно совершить утреню и литургию и причаститься Святых Таин животворно. После причащения диавол усекнул и умертвил было сердце мое злобою на невинного младенца Михаила, сына дьячка Зрелова, но благодатию Божиею после упорной борьбы отразил духа злобы. Господи! Как разбойнически сплетается с нами диавол за наши страсти житейские, коими мы служим ему, особенно за чревоугодие, лакомство, объядение, пьянство, коих я не чужд!

Благодарю Господа, не посрамившего меня пред шестым классом гимназии, с воспитанниками которого (некоторыми) я сурово поступил. Я думал, что они не подойдут к благословению и к руке, но они все с любовию подошли. Строгость имела над ними добрую силу. Пальянов отвечал много по книге. Благодарю Господа, даровавшего благодать совершить непреткновенно вечернюю панихиду по Татиане (у кондитера). Слава Господу, помощнику моему, дерзновению моему. Утверди, Боже, навсегда, навек совершать все службы с дерзновением, чистым сердцем, несумненным. Слава Тебе, надежда моя!

29. Благодарю Господа, даровавшего мне день сей и здрава и бодра мя воздвигшего от одра и сна, хотя я и многогрешен и недостоин милости Его.

Согрешил пред Господом, допустив на мгновение и более помысл блудный. Молитвою покаяния отразил его, и Господь помиловал, сохранив от услаждения дальнейшего. С высоким уважением и святынею взирай на женщину как на одушевленный кивот и работную храмину человеческого рода, как на матерь человечества, как на таинственную, святую и чудную дверь, созданную пречистыми руками Божиими, дверь, чрез которую входит наг во входе, без членов, и выходит плотоносец со всеми членами человек – существо разумное, свободное, бессмертное, по образу и подобию Божию. Слава Всетворцу и Богу, создавшему всё прекрасно, чисто, премудростию!

Дух Святой, везде сый и вся исполняяй55 не бездействует, но всегда и везде действует, сохраняет, очищает, освящает, зиждет56 животворит, украшает, управляет, наипаче в Церкви Божией, приводит в покаяние и умиление души верующие и благочестивые, обновляет, укрепляет, совершенствует, дарует пакибытие57 кающимся грешникам, как я, и младенцам в Крещении и освящение в Миропомазании. Слава Всесвятому Духу животворящему!

29 сентября. Благодарю Господа, удивившего на мне великую Свою милость при служении Божественной литургии, в даровании мне мира и силы совершить ее непреткновенно, с великим дерзновением и причаститься Святых Таин животворно. Всем сердцем прославил я Господа по причащении и по окончательном употреблении Святых Даров. Молил Господа над Святыми Дарами о победе над турками и был уверен, что православное воинство победит их. О воинство Христово и крестоносное, благопокор[ливое] даже в огонь и воду! Да облечет тебя Господь в мужество непобедимое, да даст тебе совершенную победу! На Тя, Господи, уповахом, да не постыдимся во веки. Аминь58. Причастницы были – богомольницы ежедневные. Спаси их, Господи! После гимназии зашел я в гости и, закусив, выпил три рюмки портвейну белого и чаю; это подействовало на меня нехорошо, бросило в жар, расстроило нервы, и я не мог покойно служить вечерни, особенно говорить великую ектению. Не надо пить пред вечерней.

30 Пятница. Благодарю Господа за победу над всезлобным грехом. Во время утрени пришел протоиерей Павел Трачевский в церковь и по обычаю стал у западных дверей, не дружелюбия ради и – увы! не благочестия ради! Узнав о его пришествии, я огорчился, смутился и едва мог первоначально служить, но потом крепкою молитвою покаяния ко Господу испросил у Господа милость, мир и силу служить более мирно и бодренно. Но и после утрени на меня жестоко нападали враги невидимые, смущали и терзали меня. Только опять молитвою покаяния я избавился от них и умиротворился. Война из-за вчерашнего пресыщения вечером (хлеб с маслом, молоко, чай сладкий) и из-за застарелого огорчения на протоиерея, многообразно причинявшего нам или причиняющего несправедливость, недружелюбие, нелюбовь, отчуждение. Да не вменит ему Господь. Дай, Господи, забыть все его неправды и всю нелюбовь ко мне и ко всему причту. Даруй мне зрети моя прегрешения великия и не осуждати брата моего59. В равной мере или более возглаголи, Господи, и в совести и в сердце настоятеля нашего Павла о неправдах его и нелюбви его к нам и обличи его и благопремени его и нас к нему. Вем, Господи, и аз грехи мои против него: за его неправды я сам не любил и не люблю его, укорял его, бранил, заочно порицал, негодовал на него, особенно за нерадение к богослужению, за крайнюю спешность, за отчуждение от братии, за нарушение братских интересов, за корысть его, за нерадение его о бедных, за отвращение от попечительства и вообще от милостыни и за укорение им подающих милостыню. Но ныне каюсь, Господи, в моем огорчении на него и в моей неприязни к нему. Ибо я и он достойны оба слез и жалости, как ослепленные страстями и погибающие. Просвети, Господи, наши сердечные очи и соедини нас должным союзом любви, да в любви нелицемерной предстоя страшному и святому престолу Твоему, милостива Тебе соделаем, Господи, себе и людям Твоим. Аминь.

Примечаю, как неустанно, ретиво враг действует в сердце моем к уничтожению в нем христианской любви к ближним и к Самому Господу, и вообще к властям охлаждает сердце – то, в частности, к отдельным представителям власти, к митрополиту, благочинному, градоначальнику и подчиненным ему некоторым генералам, то к власти предержащей, то к живым вообще, то к умершим, вообще и в частности, то к домашним, то к посторонним, к неблагообразным, к нищим, просящим часто у меня милостыни. Необходимо хранить, питать и возращать христианскую любовь ко всем. Возлюби ближнего твоего, как самого себя [Мф.22:39].

Благодарю Господа за помощь при служении утрени и за победу над демонами. Во время покровской всенощной при чтении акафиста, враг бесплотный мешал, не давал мне выговаривать: Радуйся, Радосте наша, покрый нас от всякаго зла честным Твоим омофором, и этим концом все чтение мое портил и меня в смятение и стыд приводил, в краску. А это от поминального обеда у Константинова кондитера, от скоромного супа в постный день, да от пива. Одолел он меня, лукавый, за невоздержание. Прости меня, Господи, прости, Владычица.

* * *

38

Наука (церк.-слав.) – научение; воспитание.

39

Безсловесный (церк.-слав.) – безумный, бессмысленный, недуховный.

40

Коликий (церк.-слав.) – сколь великий, сколь многий.

41

Обаче (церк.-слав.) – впрочем, однако.

42

Молитва преподобного Макария Великого «К Тебе, Владыко человеколюбче...» из последования утренних молитв.

43

Григорий (Постников; 1784–1860), митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский. В 1814 году окончил Санкт-Петербургскую Духовную Академию, в которой одним из его наставников был святитель Филарет (Дроздов), оказавший на него большое влияние. С 1819 года – ректор и ординарный профессор Санкт-Петербургской Академии; поддерживал в Академии строгий порядок, усовершенствовал учебные программы, улучшил материальное положение студентов; преподавал богословские науки, Священное Писание, участвовал в переводе Священного Писания на русский язык. Лекции его расходились в печатном и рукописном виде по многим духовным учебным заведениям. Трудами митрополита Григория было положено начало официальной духовной журналистике в России: в 1821 году он основал один из первых в стране духовных журналов – «Христианское чтение», в 1855 году в Казани начал выходить журнал «Православный собеседник», в 1857 году был основан журнал «Духовная беседа», предназначенный для мирян. В 1822 году Григорий был хиротонисан во епископа Ревельского, викария Санкт-Петербургской епархии. В 1825 году был назначен на Калужскую кафедру, где начал активно заниматься миссионерской деятельностью среди старообрядцев. В 1832 году возглавлял торжество обретения мощей святителя Митрофана Воронежского. В 1848 году назначен архиепископом Казанским и Свияжским. Особое внимание уделял миссионерской деятельности, заботился об укреплении единоверчества, возглавил комитет для перевода богослужебных книг на татарский язык. По его настоянию были открыты миссионерские отделения при Духовных Академиях и семинариях в Санкт-Петербурге, Москве, Казани, Киеве. Владыка Григорий был крупным специалистом по истории старообрядчества. Его книга «Истинно древняя и истинно православная Христова Церковь» (1854) при жизни святителя была издана четыре раза. В 1856 году возведен в сан митрополита и переведен на Санкт-Петербургскую кафедру и с этого времени состоял первоприсутствующим членом Синода. Митрополит Григорий был неутомимым проповедником, он проповедал за каждым богослужением, обращаясь к слушателям с простым, кратким, но емким наставлением. Митрополит Григорий состоял членом Санкт-Петербургской академии наук (с 1821 года), почетным членом по отделению русского языка и словесности (с 1841 года) и общего собрания академии наук (с 1856 года). Вел строгий аскетический образ жизни, отличался щедрой благотворительностью. Погребен в Свято-Духовской церкви Александро-Невской Лавры.

44

Евгений (Болховитинов; 1767–1837), с 1816 года архиепископ Псковский, с 1822 года на Киевской кафедре. Скончался в Киеве в сане митрополита.

45

Молитва литургии «Иже Херувимы...».

46

Молитва на соборовании.

47

См. сноску 17.

48

Уды (церк.-слав.) – члены тела.

49

Вершок – русская мера длины, равная 4,4 см, применялась до введения метрической системы.

50

Толстой Дмитрий Андреевич (1823–1889), граф, государственный деятель. В 1865 году назначен обер-прокурором Святейшего Синода, а в 1866 году – министром народного просвещения и занимал оба эти поста до апреля 1880 года, когда был назначен членом Государственного совета. В мае 1882 года Толстой занял пост министра внутренних дел и шефа жандармов и оставался на этом посту до самой смерти. В качестве министра народного просвещения, Толстой провел реформу среднего образования (1871), заключавшуюся в значительном усилении преподавания латинского и греческого языков в гимназиях, причем только воспитанникам классических гимназий было предоставлено право поступать в университет; бывшие реальные гимназии были преобразованы в реальные училища (1872). В духовном ведомстве при графе Толстом произведено преобразование духовно-учебных заведений (1867–1869).

51

Толикий (церк.-слав.) – столь многий.

52

Смятение (церк.-слав.) – возмущение, потрясение, замешательство (от смятатися – возмущаться, пошатнуться).

53

Объявит советы (церк.-слав.) – откроет намерения, соизволения, замыслы.

54

Словесный (церк.-слав.) – духовный; понимаемый в переносном, в духовном смысле.

55

См. сноску 31.

56

Зиждитися (церк.-слав.) – строиться, созидаться.

57

Пакибытие (церк.-слав.) – возрождение, обновленная жизнь.

58

Песнь «Тебе Бога хвалим», творение святителя Амвросия Медиоланского.

59

Молитва преподобного Ефрема Сирина.


Источник: Дневник / Святой праведный Иоанн Кронштадтский. - Москва : Булат, 2005-. (Духовное наследие Русской православной церкви). / Т. 21: 1877-1879. - 2017. - 559, [1] с.

Комментарии для сайта Cackle