Источник

Октябрь 1877 года

1 октября. Весело, торжественно празднует Святая Церковь Покров Божией Матери, видя в Ней свой щит и ограждение свое от всех бед. Весело и верным чадам ее воспоминать и прославлять чудный Богоматери покров как свидетельство Ее матерней к нам любви и милости и попечения о мире погибающем. Всесильна Ее держава Божию благодатию, но и всесвята и всеправедна. Но как сделаться нам достойными Ее покрова? – Покаянием, исправлением жития, исполнением заповедей Сына Ее и Бога, чистотою сердечною, смирением, незлобием, милосердием.

Но нечисты сердца наши, исполнены лукавства, злобы, зависти, блуда, пиянства и невоздержания, хулы, лицеприятия, подобострастия человеческого, неправды, жестокосердия, корыстолюбия, лености, нерадения; от них и других тьмочисленных страстей избави нас, Господи, молитвами Пречистой и Преблагословенной Матери Твоея. Буди! Аминь.

2 октября. Господи, благодарю Тебя за чудо Твоея благости, благопослушливости, силы, милости и щедрот, содеянное Тобою во мне на молитве моей в квартире почетного гражданина М. О. Бритнева пред домашнею у него всенощною, когда я после славления и [...] был разбит душей, нечист, мерзок, когда пламя нечистое палило меня и страх бесовский смущал меня. По молитве вся диавольская прелесть исчезла, как чешуя, спала мерзость его во мне, дано мне спокойствие и великое дерзновение, и я служил добре всю службу.

Прости, Господи, согрешение мое, что я открыл грех брата моего диакона Петра у Бритнева, а не покрыл его немощи (сказал, что падучая болезнь от пьянства). Согрешил. Каюсь. Прости, многомилостиве Господи, и диакона Петра прости и избави и от падучей болезни, и от пиянства, как о себе прошу о нем, Господи! Аминь.

Несмотря на тьму чудес, сотворенных Пресвятой Богородицею, нечистый сердцем человек не верует в Ее милосердие и ходатайство, в Ее близость и благопослушливость к нам грешным, как должно бы верить, то есть несомненно, искренно, твердо, неколеблемо. Вот изволь ты с нечистым и лукавым грешником ведаться: он и солнцу не верит, что оно светит и греет, и живит всю природу. О, грех! О, нечистота! О, неверие! О, лукавство! О, диавол!

Вечер. Девять часов. Благодарю Господа, научающего руце мои на ополчение, персты́ моя на брань [Пс.143:1]; благодарю Господа, что сегодня исполнилась в служении не воля моя, грешная, маловерная, малодушная, непокорная, непослушная, грубая, гордая, сластолюбивая, блудная, ленивая, но воля Твоя – святая, совершенная, всеведущая, всеправедная, всеспасительная, всемогущая. Боясь возмущения и робости, боязни бесовской при одиночном служении воскресной утрени и ранней обедни в Думской церкви, то есть без диакона больного, я просил отца Александра Таратина служить всенощную и позднюю обедню в воскресенье в одиночку, без диакона, а сам хотел служить в соборе с диаконом утреню и раннюю обедню; слышал это и отец протоиерей. Но что же? Я прихожу сегодня в собор служить раннюю обедню или прежде утреню, и вижу – протоиерей начинает утреню. Я в недоумении обращаюсь к нему и говорю: как же вы служите утреню, когда я хотел служить ее? А он сказал, что я будто бы сам так говорил отцу Александру, что буду в Думе служить утреню и раннюю обедню, и стал посылать меня скорее в Думу и руками отводить меня, когда я стоял в недоумении и упорствовал назло ему не идти. Однако же нечего было делать – пошел в огорчении и смущении. По дороге невидимые враги крайне возмущали меня досадою и озлоблением на протоиерея. Я старался оправдать, извинить его старостию и немощию картавости, слабостию груди, желанием служить с диаконом, обвинял себя в малодушии, своенравии и упрямстве, непокорности, в злобе, непочтительности, молил Господа даровать мне паче всего незлобие и ко врагам коварным, ищущим меня огорчить, унизить (как я думал об нём), и, уже пришедши в церковь, всё еще волновался, наконец уже во время богослужения несколько успокоился, и Господь даровал мне силу и крепость веры и упования совершить утреню и литургию непреткновенно почти (только на малых ектениях несколько путался раз-два) до конца и победить врага-запинателя во всех тех местах, где он прежде меня запинал. Благодарю и славлю Господа за милость и помощь Его: Он не посрамил меня от чаяния милости Своея. (А о протоиерее Павле Васильевиче Трачевском не знаю, что подумать: не расслушал ли он вчерашнего моего договора с отцом Александром и думал, что я хотел служить в Думской церкви, а не в соборе, или и знал мое настоящее намерение, но хотел сделать наперекор мне и вовсе не по-братски слукавил. Бог знает, но во всяком случае благодарю Господа, что не исполнилась моя малодушная воля, а воля Божия, ибо Господь показал мне, что я могу изрядно при помощи благодати Его служить и один, без диакона, так как и грудь у меня здорова и сильна, да и Господь силен и всесилен, чтобы даровать мне избыток силы, веры и упования в служении Ему, чудному Богу нашему.) Господи! Прослави во мне и впредь имя Твое святое, да и аз прославлю Тя всячески.

Может быть, протоиерей противится мне потому, что я иногда иду против него, впрочем, тогда только, когда он явно несправедлив.

Во всяком случае, надо молиться за него горячо: у него ослеплены сердечные очи неверием, сребролюбием, гордостию, завистию, лукавством, жестокосердием крайним: никого из бедных и несчастных он не пожалеет даром, а у кого деньги и имя есть, то есть знатность, чин, кто близок к нему по карману, того пожалеет. Правда, и все мы похожи друг на друга. Надо более свои скверны сердечные омывать слезами покаяния.

Министр народного просвещения граф Дмитрий Андреевич Толстой приехал сегодня в Кронштадт для ревизии гимназии и остановился у господина директора Петра Николаевича Яниша. Завтра в восемь с половиной часов утра надо всем наставникам представиться ему и мне тоже. Возглаголи, Господи, Господи, Господи, в сердце его благо о мне и о всех нас. Даруй нам, Господи, ответ благий, и отрокам Твоим. Буди!

Господи! Благодарю Тебя за дар здравия души и тела и за довольство земных благ. Благодарю Тебя за ежедневную, непрестанную благодать Твою, очищающую, освящающую, просвещающую, оживотворяющую меня, наипаче за пребожественные, пренебесные, животворящие Твои Тайны, за Божественное Твое Тело и Божественную Кровь.

Кургановой снести три рубля в бараки.

В каждом из нас есть еже по образу Божию, и мы должны друг за друга молиться, да спасется, а не погибнет сущее по образу, да освободится от тли страстей, от лукавства и всякого греха. Дорого, дорого в человеке Божественное начало – душа разумная, свободная, бессмертная; [все] души – Божие дыхание, одним Святым Духом всяка душа живится. Да помним взаимное сродство и да уважаем и любим друг друга, да прощаем друг другу и тем да разрушаем дело дьявола, да молимся друг о друге и таким образом да спасаем друг друга. Буди! Помоги, Господи! Благопоспеши, Господи! Помяни, Господи, во Царствии Твоем раба Твоего графа Димитрия, умудри его, утверди его, спаси его! Аминь. Буди!

Облекусь во Христа и никого не убоюсь, и совершен во всем явлюсь и удивителен60 для многих, многих. Яви, Господи, испытующим меня высокопоставленным Тобою рабам Твоим, яко Твой есмь аз раб, Ты же – мой Бог, моя слава, мое спасение, моя защита, мой свет, моя премудрость, мое дерзновение.

Во время богослужения и вне его пренебрегай ради Бога мнением о тебе света и светских людей, часто лукаво мудрствующих о тебе. Диавол пугает тебя мнением света, людей мира. Презирай мечтательный страх.

Сколь великими и бесчисленными чудесами Божией Матери Церковь обогатилась к утешению, радости, славе и силе своей и чад своих. Достойно и праведно и она прославляет их и Виновницу их, хотя и превосходят чудеса милости Ее все похвалы наши. Внушая, внушай громче, Святая Церковь Божия, чадам твоим чудеса Владычицы, да по долгу благодарят, славят Ее и да укрепляются в вере и надежде на Нее и в любви к Ней и в славе Ее.

Поскольку Владычица есть многоплачевный струп бесов61 то бесы ужасно хулят Ее, Преблагословенную, в рабах Ее и в противных Ей по делам своим. В первых против воли их, внутренно, в мыслях, а в других – с воли их, иногда и явно в речи. Крайне возмущает эта бесовская клевета премерзких духов злобы на Божию Матерь. Это пресмрадный струп на душе, обуреваемой бесовской хулой. Я, недостойный, скверный, и взирать недостоин на лик Пречистой Девы. Но испроси мне, Владычице, чистое сердце у Сына Твоего и Бога нашего, ибо всё может Твоя матерняя молитва, невозможно же Тебе ничесоже.

Господи! Помяни страдающих беснованием, у коих был я, и исцели их. Слово молитвы моей да будут для них вместо посещения и тамошней у них и над ними молитвы. Аминь.

Темже убо ктому не́сте странни и пришелцы, но сожителе святым и приснии Богу, назда́ни [рус.: утверждены] бывше на основании апостол и пророк, сущу краеуголну Самому Иисусу Христу [Еф.2:19–20]. Сколько величия, упования, отрады, утешения внушают эти слова Апостола! Вы не чужие и не пришельцы, но сожители святых угодников Божиих и свои Богу, составляя часть одушевленного, нерукотворенного храма Божия, основанного на пророках и апостолах, и имея краеугольным камнем Самого Иисуса Христа.

3 октября. Господи, ведый пристрастие, нелепоту, нечистоту, лицеприятие сердца моего! Очисти ныне всю внутренность мою от всякого лукавства, от всякой неправды, от всякого лицезрения, лицеприятия и [даруй] ценить человека по внутреннему его достоинству, по образу и подобию Божию. Аминь.

Десять часов вечера. Осуждаю себя за алчность, с которою я после сытой закуски в гостях (два сорта пирога с рыбой соленой вместе с капустою и с морковью), еще съел обед дома: щи и часть значительную тетерки, отчего пресытился и обременил себя. Мне ли, священнику, причастнику Святых Таин, так и столько раз есть и пресыщаться? Мне ли подражать Исаву древнему, продавшему брату первородство свое за чечевичную похлебку [Быт.25:31–34]? О, как многие, многие из нас и ныне продают первородство свое небесное за наслаждения земные! И я – увы! первый. И Ты долготерпиши еще ко мне, Господи! Не осуди мене, Господи, за нераскаянность и неисправление мое преждевременно умрети и не посли мене во огнь вечный, но пожди еще благоутробно обращения и исправления моего!

4 октября. Одиннадцать часов ночи. Благодарю Господа, даровавшего мне слезы умиления при чтении канона Божией Матери Одигитрии. Благодарю Господа, дающего мне, грешнику, чувствовать Его благость, милосердие, премудрость, всемогущество, вездесущие, величие бесконечное, святость и правду, простоту и чистоту существа, необъятность и непостижимость, присносущие (вторник). Также благодарю Его за то, что дает мне чувствовать мою худость, греховность, немощь, ничтожество и во всем прибегать к Его милосердию.

5 октября. Благодарю Господа, здрава мя воздвигша и бодра от сна после молитвы (канон Богородице Одигитрии) слезной.

В человеке внутри, в сердце его идут два противоположные течения: святое Божие и греховное диавольское (и более последнее по испорченности людей в Адаме), течение лукавых помыслов мира сего и течение помыслов небесных, Божиих, святых. Блажен, кто очищает непрестанно душу от помыслов земных, лукавых и всевает в нее помыслы небесные, помыслы и дела святыни, правды, любви, милосердия, преданности воле Божией, терпения, долготерпения.

Ты, диаволе, убил неправедно Праведника крестом; достойно убо и праведно сам буди убит тем же крестом и силою Праведника Господа Иисуса Христа, искупившего нас крестом от твоей величайшей и всепагубной державы. Аминь.

Не буду есть и пить, доколе всё скверное и всепагубное терние греха не вырву в себе с корнем, – говорили и делали святые угодники, – отдам тело на муки и тысячи смертей, только бы избавиться от греха и вечной муки. А мы что думаем и делаем в этой краткой земной, исполненной сует жизни? Едим, пьем, веселимся, собираем не зная кому, завидуем, льстим, враждуем.

Восемь с половиной часов утра. Благодарю Господа, благопременившего сердце мое от неприязни в приязнь к протоиерею Павлу Трачевскому, от непокорения в покорение, от смятения в мир, от тесноты в пространство по молитве сердечной. Принесено было распоряжение его о служении в будни в приделах, а в праздники и воскресенья в главном храме. И досадно, и противно мне это стало, как распоряжение его о ризнице, хранимой на съедение моли и не употребляемой для благолепия богослужений. Я сознал, что нет для меня достаточной и справедливой причины противиться неприязненно и презрительно, нелюбовно настоятелю и молил Господа исправить сердце мое, и исправил Господь, послав Духа Своего Святого обновить лице души моея.

6 октября. Много знаю, а азбуки не знаю – христианской азбуки смирения и незлобия, а не имея сих добродетелей, ничего не имеешь. Аще... любве не имам, ни кая польза ми есть, говорит святой апостол Павел [1.13:3]. Итак, поучайся ежедневно смирению, послушанию, кротости и незлобию, а также воздержанию и внутреннему целомудрию. Да поможет Господь.

Всякий грех есть нечто безумное, уродливое, ядовитое, убийственное, хотя часто под видом сладкого и приятного, нечто нелепое, скверное, нечистое, призрачное, химерическое, отвратительное, безобразное.

Чистые сердцем, сказано, Бога узрят [Мф.5:8], и зрят Бога святые Его, а в Боге видят и нас, земных, наши помышления, желания, нужды, слышат наши молитвы. Они един дух с Господом [1.6:17], значит, единое око, един слух, един разум, единая любовь с Господом, едина сила, едина лепота, едина святыня, едино благоухание, едина жизнь, едино блаженство, едино благопослушество. Мне же прилеплятися Богови благо есть, полагати на Господа упование спасения моего [Пс.72:28].

Согрешил пред Господом – не исполнил следующей Его заповеди: когда исполните все повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать [Лк.17:10]. Исполняя должное, например преподавание Закона Божия в гимназии и получая денежное вознаграждение за то, я считаю себя вправе получить орден за то, и желаю, и домогаюсь его. А это ложь, нелепость, тщеславие. Вместо того чтобы считать себя рабом непотребным, как часто исполняющий дело нерадиво, я думаю о себе как об отличном дельце, заслуживающем награды. Вот за это-то я стою большого наказания, а не награды. Всё внимание обрати на улучшение, на оживление дела преподавания, на твердую постановку его.

7 октября. Пятница. Благодарю Господа, разрушившего во мне движение неприязни к отцу Павлу, отъявшего тесноту и даровавшего мне мир вследствие внутреннего покаяния моего на панихиде у вдовы, купчихи Ксении Львовны Никитиной, по Феодоре, сыне ее. О, да не будет во мне, Господи, ни тени неприязни к кому-либо из людей, тем менее к настоятелю-старцу. Вся мне любовию да бывают [1.16:14].

Всё человеческое греховно, а что греховно, то глупо, нелепо, суетно, пошло, мелочно, безобразно при видимом иногда благообразии, так что не стоит обращать внимания на то, чтобы не возмущаться нимало, особенно когда глупые проявления греха касаются нас. Надо всё внимание обращать на божественное, праведное, святое, вечное, непреходящее, премирное, премудрое, истинно прекрасное, величественное. Всё это содержится в нашей Святой Православной Церкви, в ее писаниях, в богослужении, в Таинствах, обрядах, уставах.

При поспешном, невнимательном и нерадивом пении и чтении вера в Бога, чувство религиозное, умиление, покаяние, любовь к Богу и ближнему мало-помалу иссушаются в поющих и читающих, и они – величайшие враги и для себя, и для слушающих их; они бывают причиной оскудения веры и благочестия в народе, их надо строго вразумлять и внушать им читать и петь неспешно, разумно, с чувством, с усердием. О, я вижу и видел, как у меня нередко исчезало и исчезает религиозное чувство, сердечность, искренность, умиление при служении с отцом благочинным и протоиереем нашего собора, любившим и любящим поспешность и пропуски целых псалмов, стихов! Надо быть слепым, чтобы не видеть этого. Да вразумит нас Господь. У этого протоиерея, не получившего высшего образования, вовсе неразвиты религиозная мысль и религиозное чувство, у него отправление богослужения чисто формальное, без души, сколько я заметил в нем в продолжение двадцати лет, да и сам он сознавался, что если хотя две минуты во время обедни он вознесет мысль к Богу, то этого и довольно. Боже мой! Ужели только из целого часа, посвященного Тебе, мы можем уделить только две минуты? Боже праведный! Даруй нам всецело принадлежать Тебе, не только во время богослужения, но и всю жизнь. О, как в нас мало искреннего благочестия, огня Духа Святого, горения духа (духом горяще, Господеви работающе [Рим.12:11]).

Вспомнил я вчера, в десять часов вечера (во время гуляния и молитвы) о крестном знамении на молитве, о значении и силе его и восплакал животворными слезами, чистительными для сердца. Чего ради? Яко крестные страдания и смерть Сына Божия покрывают наше недостоинство, наши немощи, грехи, что ради Его достоинства Отец Небесный покрывает наше недостоинство и недостойные молитвы наши делаются достойными верою в Него, в Его ходатайственную, совершенную первосвященническую молитву о всем мире и о Своих последователях в особенности.

8 октября. Благодарю Господа, даровавшего мне благодать совершить раннюю литургию непреткновенно, ясным и живым голосом и причаститься животворно пречудных, пренебесных, животворящих Его Таин.

Согрешил пред Господом и пред ближними, одной знакомой намеренно не сделав приветствия ей при встрече при той злой мысли, что она, по наговору своего зятя, имеет на меня зло: зло мое убило меня тотчас, скорбь и теснота ущемили мое сердце. Я не мог избавиться от них, доколе не вошел в церковь, не припал к престолу Божию и не вымолил прощения у Бога и исцеления сердца в покаянии глубоком. О, как ловит нас диавол, стараясь ежеминутно о том, чтобы иссякла в сердцах наших любовь. Но, о Ду́ше Святы́й, излей обильно любовь Твою в сердца наши имени ради Твоего Святого и даруй нам тщиться62 всемерно о сохранении и умножении любви к Богу и ближним, и побеждати [благим] злое [Рим.12:21], и не мыслити зла о ближних, и терпеть благодушно обиды, гонения. Буди! Десять часов вечера. Любовь есть исполнение закона [Рим.13:10]. Видим, Господи, как исконный враг Твой и наш крадет из сердец наших любовь чрез самолюбие, сластолюбие, корыстолюбие, честолюбие, гордость, зависть, неверие, отчаяние, уныние, суетный страх и чрез прочие страсти. Разруши в нас, Господи, все его пакости, во всех людях Твоих.

9-го октября. Утро, три с тремя четвертями часа. Никогда на ночь не должно есть мяса. Вчера вечером я поел его с аппетитом (алчностию), и как лег спать после чтения канонов и акафистов и заснул, то вскоре же приснился гадкий сон. Я воспрянул, оделся – и сейчас на молитву покаяния пред Господом. Всю ночь был страшный зуд сладострастия. Вот что значит есть мясо, особенно на ночь! Вовсе не надо есть мяса для сохранения целомудрия и чистоты, как монаху.

11 октября. Благодарю Господа, удивившего на мне в восемь с половиной часов вечера чудо милосердия Своего и силы Своей, приявшего мое сердечное покаяние и избавившего меня от тесноты и скорби, постигших меня за неприязнь к жене по причине ее неисправностей и неряшества вместе с прислугой и пренебрежения всякою законною мне помощию, требующеюся от ней как от жены. Я сознал, что рассердился на жену по капризу, из-за чрева, не имея справедливого и основательного повода гневаться на жену. Теснота и скорбь оставили меня, стало свободно, легко, мирно, радостно на душе, и я служил после того панихиду непреткновенно, мирно, со дерзновением.

12 октября. Замечательно, что сегодня с утра, особенно после чаю, мне было очень тяжело, особенно в животе, так и ныл живот, так и жгло внутренности, точно крапивой, была слабость сил, тягость, теснота, ноги с трудом передвигал, тогда как прежде был легок. Что за причина, думал я, такой немощи телесной и упадка духа, тоски? Полагал, что от вчерашнего чаю, от финляндского вина (у Александровых), от табачного дыму комнатного, наконец от арбуза, которого я довольно поел. Наконец объяснилось: болезненное настроение духа и тела происходило от предчувствия дурной погоды в час пополудни, особенно в два часа: пошел сильный дождь, а вечером сделался сильный туман с проливным дождем, при этом тепло и тихо. Вот почему мне было особенно тяжело. Благодарю Господа, отъявшего немощь мою: как только пошел дождь, мне стало легче, и вечером я уже бегал легко, как елень.

Благодарю Господа, укрепившего меня совершить брак победоносно на сопротивныя и панихиду также при злом борении противных сил. Слава Тебе, Утешителю благий, Душе Святый!

Святая Церковь ежедневно и многократно во время молитвы воззывает нас к молитве: Миром Господу помолимся... Паки и паки миром Господу помолимся, часто просит Господа о заступлении нас Своею благодатию, учит преданности Господу во всей жизни (весь живот наш) примером преданности Божией Матери и всех святых, ибо мы члены тела Церкви, которой Глава Христос с членами совершенными, святыми.

13. Благодарю Господа, даровавшего мне благодать совершить соборную литургию на кладбище по Дмитрии Максимове, шкипере парохода «Заря». На Бог молитвами... пред Евангелием сконфузился и преткнулся... Прочее всё добре. Причастился к оживотворению.

Желание наград и крестов питает честолюбие, любостяжание, суетность; крест Христов один – чего мы желаем многих? А дела доблести где? Как велики были святые, да и герои нашего отечества древние, без крестов! А теперь как многие недостойные украшаются крестами!

14. Благодарю Господа, избавившего меня от скорби и тесноты, постигших меня за огорчение мое на настоятеля за крайнюю торопливость в богослужении. Я молил Господа даровать мне силу любви и к нему, врагу Божию, а ему даровать страх Божий и разум духовный, который своим нерадением к делу Божию он совсем утратил и кощунствует над богослужением, именно кощунствует, не желая замечать этого и посмеивается над служащими благочестно. Господи! Открой сердечные очи наши.

Благодарю Господа за дар литургии и за непреткновенное служение и причащение Святых Таин; с большою борьбою служил обедню и с трудом при тесноте внутренней от вчерашнего чревоугодия у Козьмы Михайловича Назарова (сыр, белая булка с сливочным маслом, херес наилучший).

Благодарю Господа, избавившего меня от малодушия, скорби и тесноты при входе в гимназию, когда я помышлял о вероломстве директора гимназии Петра Николаевича Яниша относительно меня, о пренебрежении мною и лишении должного по службе моей. Господь был чудом спасения моего. Я скоро успокоился, призвав имя Его с верою и усердием, в покаянии, самоукорении, признав, что Он моя высочайшая честь, слава нетленная, вечная красота, вечная сила, вечная жизнь.

15 октября. Поспешность в службе у протоиерея дошла до кощунства и до боязни прочитать и пропеть лишнюю стихиру и пробыть в церкви несколько минут более, чем у него положено, так что служба сокращена до жалкого вида: ни одной разумной мысли, ни одного чувства благочестивого не вынесешь из храма. Это общий голос, не мой; сам служит нерадиво, едва слышно в алтаре, и дьячков и дьяконов погоняет, точно погонщик лошадей, скорее служить; вчера, 14 октября, утреня и обедня вместе продолжались только один час: в семь часов утра кончилась ранняя первая обедня. А куда торопится? Не знаю, знаю только, что нет на то никакой достаточной причины, что это делается по небрежению к делу Божию, по черствости сердца, по духу гордыни и презрительности к братии, которую всю считает за шахматы. Юнейшего священника протоиерей научил небрежно относиться к литургии и причащению Святых Таин: он почти не готовится к ней, не слушает утрени, прямо приходя к обедне. В репортах в консисторию по статистике раскола в Кронштадте намеренно лжет, утаивая настоящее число раскольников, которых есть семейств десять, а он показывает точно одно, и нас учит лгать, в противном случае преследует. Господи! Вразуми его и нас; научи меня противостать ему в кротости и духе любви и ревности по благочестию. Если я неправильно смотрю на него – вразуми меня скоро, да не вотще противлюсь, если же правильно, то да воспротивлюсь разумно и кротко, да будет у нас незлобие и любовь.

С постных дней я чувствую себя легче гораздо поутру и сплю покойнее ночью. Надо в точности исполнять пост, по силам.

Во время утрени при чтении и пени голос был слаб от вчерашней трески, пустого чаю у Гречухиных с вареньем и от чтения в комнате, в которой воздух пыльный, табачный, сырой; внутренние нервы были в упадке.

Поел сегодня мяса, мозгов, жирного жаркого и обременил себя, окаянный, а мяса есть мне не нужно, вообще ничего очень питательного. Когда я перестану творить угодие в похоти [Рим.13:14]? Когда я буду умерщвлять плоть, столь сильно восстающую на дух? Когда я поперу плотские похоти и духовное житие буду проходить, вся ко благоугождению Господу и мудрствуя и делая? Доколе буду искушать благость и долготерпение Господа!

Был я у всенощной на пять минут, чтобы послушать, как читается служба, – служил отец благочинный: ничего не разберешь ни у него, ни у отца диакона Владимира или дьячка, ни даже у певчих – они поют едва-едва слышно, по наказу отца благочинного. Что же дается народу предстоящему? – Ничего, он принужден скучать у богослужения, никакой словесной, духовной пищи – всё скрытно, спрятано. А кому сказано: возвысь голос твой, подобно трубе... Не убавь ни слова [Ис.58:1; Иер.26:2]?

Во всем строе нашего богослужения до мельчайших подробностей, в чтениях, песнопениях, обрядах есть глубокий смысл, который искажается при опущении этих подробностей, – чего, к прискорбию, совершители богослужения не замечают и заметить не хотят и чрез то они позволяют себе кощунствовать над богоучрежденным чином богослужения. Надо исправиться. Святые апостолы и святые отцы, учредившие богослужение, крайне на нас негодуют за самоуправство и бесчиние в отправлении его.

Нужно провести ясно идею, мысль богослужения Православной Церкви, ибо идея – душа богослужения, дающая ему единство, стройность, жизненность, величие, силу, красоту, спасительность, сладость, святыню, правду. Этой идеи не имеют весьма многие, огромное большинство посещающих и не посещающих его. В богослужении вся догматика, вся церковная история, всё домостроительство нашего спасения, всякое врачевание духовное, всё значение, всё величие человека как образа и подобия Божия; в нем изображено яркими красками всё его падение, растление, вся греховность, вся немощь человека, необходимость искупления и Искупителя, цельность домостроительства человеческого спасения, верность Господа Творца, Промыслителя и Спасителя Самому Себе и человеку во всех Своих делах, последовательность чудная во всем домостроительстве (сотворение мира и человека, блаженное состояние, падение, обличение, обетование о Спасителе, приготовление, явление Спасителя, сотворение дела спасения, чудное учение, чудеса, пророчества, страдания, смерть, воскресение, вознесение, ниспослание Святого Духа, насаждение Церкви, распространение, прославление, обновление человечества).

Наичаще повторяющиеся славословия и молитвы в богослужении суть славословия и молитвы Святой Троице: Благословен Бог... Благословенно Царство Отца и Сына и Святаго Духа... Слава Святей и Единосущней и Животворящей и Нераздельней Троице... Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков, потому что держава Царства Святой Троицы праведно и достойно должна быть благославлена и препрославлена от разумных тварей, созданных по образу и подобию Ея и искупленных Кровию Единого от Троицы, соединенных снова (по разрушении средостения греха и проклятия) с Богом и имеющих получить вечную жизнь как величайший дар, которого выразить языком невозможно. Слава убо буди во веки Святой Троице от всех нас, человеков, столько облагодетельствованных Господом! Аминь.

16 октября. Воскресение. После ранней обедни. Горе мне было сегодня за обедней – враг топил, давил меня, смущал, устрашал за пресыщение мое, за мясоядение, за нюхание, курение, и больше всего за курение63 ибо, столько времени не курив сигары, я вчера вечером покурил и тем засорил себе легкие и горло и едва-едва мог выговаривать слова, а иных совсем не мог по страху бесовскому. О, как враг жестоко наругался мне сегодня! Как было мне тесно, несносно! В каком я был постыдном плену у диавола. Как путами и цепями железными сковал он меня, чревоугодника! Еще вчера мне было очень тяжело, тяжело после обеда, который употребил после яблок, чаю и вина, которые доставлены мне были у больной Екатерины Степановой Солоухиной! Курить есть просто смерть духа! Это я сегодня испытал.

Благодарю Господа, сподобившего меня причаститься Святых Таин и ими оживившего меня, умерщвленного грехами и страстями житейскими. Быв в ужасной немощи, я поверил немощи отца Павла (настоятеля), служащего крайне тихо и вяло, и простил ему немощи по благодати Божией. Пожалел, что строго судил его, упрекал не в лицо. Помирился и с взбалмошной девой Ольгой.

17. Благодарю Господа, приявшего меня совершить Божественную раннюю литургию и причаститься пречудных, животворящих, бессмертных Его Таин. Благодарю Господа, приявшего покаяние мое в злобе моей на нищего за частое попрашайство и, как мне казалось, обман и даровавшего мне вместо смятения мир, вместо тесноты пространство, вместо огня адского росу благодати Своей.

Благодарю Господа и паки наказавшего меня за гнев и огорчение на свояченицу Анну и на жену, утаивших от меня что-то в комоде с помиганием и помаванием рукою, и опять помиловавшего после покаяния моего. Ибо я сам то же делаю, а на себя не сержусь за некоторое лукавство.

17. Господи славы! Благодарю Тебя, что Ты рассеял мои недоумения и смущения касательно земного отличия некоторых заслуг моих по преподаванию закона Твоего детям Твоим малым. Господи! Сотвори и сие к славе имени Твоего, ибо не мне, не мне, а имени Твоему слава сия [Пс.113:9], ибо я Твой, Твой сан ношу. Тебе единому приношу за всё славу и благодарение. Мои только немощи и грехи, Господи мой, Господи! (Директор Яниш Петр Николаевич объявил мне, что представил меня за пятнадцатилетнюю службу к ордену святой Анны третьей степени.)

Люблю я Господа, непрестанно избавляющего, очищающего, освящающего, умиротворяющего, распространяющего, обновляющего мою душу, вспомоществующему мне, прославляющего меня туне64 ради имени Своего. О бесценное, несравненное, жизненное сокровище сердца моего – Господь!

18. Святого апостола и евангелиста Луки. Благодарю Господа, избавившего меня от великой напасти – от смущения и расстройства душевного после размолвки с настоятелем, одевающим нас в рваные, негодные ризы для совершения литургии, тогда как множество риз хранятся и лежат без употребления в ризнице. После бани нервы мои и без того были особенно нежны и чувствительны, а тут еще более потряслись от столкновения немирного, ибо обидно было слышать клеветы, которые отец настоятель щедро обращал ко мне. Литургию служил непреткновенно, причастился с великим дерзновением. Панихиду также служил непреткновенно, кроме первого возгласа, когда засмотрелся на хороший епитрахиль свой.

Когда пришел домой, то сильно разболелась у меня голова: стрельба сделалась, ломота, потом и в ноги бросилась; в классах порядочно я помучился головой и ногой левой; из класса идучи домой, тоже. Дома поел много винограду, пообедал щей, мяса, потом почитал газету, лег спать, выспался и встал совершенно здоров. Благодарю Господа, исцеляющего меня. Болезнь была нервная, происходя от малого сна и изнурения сил, а также от крепости желудка. Виноград и сон всё исправили. Слава Богу!

Завтра день моего рождения и день моего Ангела. Слава Богу! Сорок восемь лет благости, щедрот, долготерпения ко мне Божия! Слава Тебе, долготерпеливе, многоблагоутробне, многомилостиве, благопослушливе, благоуветливе, благопременне Господи! Даждь мне вечно славити Тя чистым сердцем, от любви горячайшей! Славлю бездну щедрот Твоих, яже удивил еси на мне от дня зачатия моего во утробе матери даже доселе! Аще равночисленные песка песни принесу Тебе хвалебные и благодарные, ничтоже и тогда достойно совершу, яже дал еси мне, Тебе вопиющему поистине: Аллилуия!

19 октября. Господи! Благодарю Тебя за день сей, в который я произошел на свет сей зреть чудеса Твоей благости, премудрости, всемогущества, красоты, щедрот всяческих, в который я и отрожден водою и Духом Святым и сопричислен к Церкви спасаемых и получил обетование вечного живота. Благодарю Тебя за чудеса милости Твоей, за благодать священства, в которой я служу уже двадцать второе лето. Даждь мне богоугодно пожити остальное время жизни моей, во святыне, в вере, надежде и любви и в мире с домашними, с братиею, со всеми людьми. Даруй мне во все дни остальной жизни моей поучаться правде Твоей. Наипаче даруй, да настоятель храма Твоего, в котором служу, будет единомыслен с нами в вере, благочестии, славословии, в любви, в правде, да воздаст он всем должное. А мне даруй благопокорливость, кротость, незлобие, мир, терпение, если он будет ко мне несправедлив и будет обижать меня, клеветать на меня по обычаю общего всех клеветника.

20. Пороки переходят от родителей к детям. Рассказ артиллерийского офицера Феодора Николаевича о его племяннике, ученике реального училища, который имел сильную привычку воровать оттого, что когда мать носила его во утробе, то имела в это время сама привычку воровать и таким образом свой порок передала сыну. Бедные дети! Жалкие родители! А огневые, багровые пятна на лице бывают от испуга матери во время пожара, мышиные пятна от испуга мышью. Дивные вещи! Какое сцепление причин и обстоятельств. Вот и мой отец и моя мать передали мне свои недостатки: боязливость, малодушие и проч. Но да помянет их Господь во Царствии Своем и да простит им всякое согрешение вольное и невольное; меня же пакирождением, миропомазанием и причащением Святых Таин Твоих совершенна покажи во всем, обнови, освяти, умудри, украси, утверди и спаси имени ради Твоего святого. Аминь. 20 октября. Утро, шесть часов.

Благодарю Господа, избавившего меня по молитве покаяния от скорби и тесноты в храме во время утрени и даровавшего мне благодать со дерзновением прочитать канон дневной на утрени и совершить непреткновенно всю литургию и причаститься со дерзновением пречистых и животворящих Таин. Слава Богу, Спасителю моему!

Как должен быть возвышен духом священник, совершающий такие службы, как всенощное бдение, особенно литургию, Таинства Крещения, Миропомазания, Покаяния, Брака, Елеосвящения. На всенощной и литургии он молит, ходатайствует пред Богом за весь мир, за всех людей, за все состояния и чиноначалия людские, за людей всех званий, возрастов, обоих полов, мужского и женского, знатных и незнатных, богатых и бедных. Он должен быть чист сердцем, удален от всех житейских пристрастий, от всякого лицеприятия, должен быть исполнен пламенной любви к благодателю всех Богу, живейшей благодарности, должен быть весь горе́, весь небесен, божественен, должен искренно любить правду и святыню и от всей души ненавидеть всякое беззаконие, должен быть всецело предан Богу. А таковы ли мы? О, мы нередко живем в суете так же, как и миряне, и нерадим о даровании, живущем в нас.

23 октября. Благодарю Господа от всей души за великую и богатую милость Его во вчерашний день, ибо помощию Его я совершил непреткновенно, торжествующим гласом всю заупокойную утреню один, без диакона, и раннюю литургию с диаконом и причастился животворно Божественных Таин, затем после обеда служил довольно молебнов и не утомился. Благодарю Господа и за щедроты Его вещественные, ибо вчерашние литургии три дали нам больше ста рублей: от ранней было 38 рублей, а от поздней 56, да от ранней в Думской церкви рублей 15.

Стихиры связуются, как бы золотою нитью, славословием Святой Троице и исповеданием Ее вечности, ибо Троица есть Альфа и Омега всего.

Пресвятая Богородица – светоприемная свеча находящимся во тьме, ибо, вжигая невещественный огнь в сердцах, всех наставляет к познанию Божию, зарею ум просвещая65. Святые угодники Божии: Предтеча, апостолы, мученики, святители, преподобные и все святые – тоже светильники, горящие и светящие людям, ходящим во тьме жития и страстей. Справедливо пред иконами их горят свечи и лампады. Горящие свечи напоминают нашествие Духа Святого во огни, как дым кадила – во облаке.

Разрешение вопроса о множестве избитых и убитых турками христианах смотри в Послании к Евреям святого апостола Павла в главе о вере: Вера же есть осуществление ожидаемого и проч. Конец тот: дабы получить лучшее воскресение [Евр.11:1, 35].

Священник, изображая собою Иисуса Христа, хотя и недостойно, должен сознавать свое достоинство и поддерживать его всегда и везде, чтобы не уронить в глазах мирян своего высокого сана, хотя в то же время должен быть прост, смирен, кроток, незлобив, нестяжателен, всем доступен, чужд тщеславия, гордости и честолюбия; также должен быть спокоен, всегда ровен, мужествен, нелицеприятен, считая всех знатных и богатых и незнатных, простых и бедных, ученых и неученых своими чадами о Господе и овцами словесного Христова стада.

23 октября. Благодарю благодеющего мне Господа, во-первых, за подготовление меня к литургии молебнами в домах, во-вторых, за совершение непреткновенное (кроме отпуста) литургии поздней и за причащение пренебесных Таин, в-третьих, за скорое избавление от великой тесноты, постигшей меня за неприязнь к протоиерею и противление (приказ служить в приделе). Я помолился сердечною молитвою внутренно пред иконою Господа в квартире Иванова [цейхвартера66] за городом, на даче первого флотского экипажа, и Господь чудно, скоро спас меня; в-четвертых, опять за скорое избавление в квартире Федотьева в доме Федорова в Екатерининской улице пред крестинами: я был в дьявольской тесноте за неприязнь к дьячку и зависть, что ему дали рубль, а мне надо было дать из трех рублей один извозчику [...] (по его молчанию не заплачено); в-пятых, в квартире священника Преображенского Господь спас меня от тесноты тяжкой по внутренней молитве моей. Сколько во мне недостатков и страстей! Гордость, честолюбие, тщеславие, суетность, преслушание, неповиновение, любостяжание, зависть, неприязнь, недоброжелательство, а иногда тайное зложелательство, блудное расположение, чревоугодие, сластолюбие, лицеприятие, подобострастие, человекобоязнь, малодушие, человекоугодие, жестокосердие к бедным и несчастным, скупость, леность, нерадение о должностях своих, молчание и неговорение правды в потребное время, лукавство, злоба, любопрительность67, ссорливость! Исполнен я всяких грехов!

24. Благодарю Господа, явившего мне величайшую помощь при служении утрени, когда невидимые враги злобно терзали и возмущали меня и действовали на самый голос мой, крайне ослабив его. Сегодня я чувствовал себя очень раздражительным.

Не налагай на нас, о протоиерей, бесчисленных запретов ненужных и не вяжи нашу свободу, памятуя, что мы не дети.

Где есть запрещение, там есть прегрешение. Я сказал: не налагай бесчисленных запретов. Это правда. Ты запрещал крестить младенцев в новых приделах под предлогом порчи пола деревянного, хотя полу ничего от того не делается, да и если бы он действительно пострадал от сырости, то не надо было бы пускать в сырую погоду в церковь, потому что идут в церковь с сырыми ногами; наконец, можно постлать клеенку на пол, где крестят; но сам отец протоиерей и прежде крестил и теперь крестит в приделах, всегда на деревянном полу. Далее, положил запрет на ризы, запер их и не выдает. О пустяках толкует много, а о важнейшем не прилагает никакого старания, например о проповедничестве в церкви, о благообразном, неспешном служении, о деле благотворительности. Больно видеть распоряжения пустые и никаких распоряжений дельных. Но и при всем том мы покорялись всегда власти настоятеля.

Чувствую себя лучше, свободнее в главном храме, да и зачем тесниться? Теперь храм просторный. Довольно мы послужили на хорах в тесноте, дайте послужить в широте. В главном храме воздуху больше. Предоставьте свободу в вещах безразличных: когда захочу служить в главном храме по обстоятельствам – буду в нем служить, а когда захочу в приделе – буду в нем служить. Не вяжите моей свободы, я хочу простора, не назло кому-либо, а просто потому, что мне нужен простор, я привык к нему дома, на улице, в гимназии, в домах прихожан. Мы прежде всегда служили в главном храме.

24. Благодарю Господа, преудивившего на мне сегодня милости Свои. Во-первых, во время обедни многократно избавил меня от великой тесноты, происшедшей сколько от грехов моих, столько и от ядения вчера у священника Преображенского много сардинок с черным хлебом. Служил добре, громогласно, довольно смело, кроме великого входа; причастился на жизнь, радость, победу. Во-вторых, во время вечерни Господь даровал мне великое дерзновение и ясный, чистый, громкий голос совершить службу и спасал от смущения и тесноты. Как дитя с отцом, беседовал я с Господом – с верою и дерзновением, и о победе также молил Его.

В-третьих, особенно удивил на мне Господь великую и богатую Свою милость и скорую после покаяния моего в дерзости относительно нищих; эта дерзость, это ругательство нищих особенно уязвили, убили мою душу; я, разбитый душой, вошел после того в алтарь для покаяния, упал на колена пред престолом и [стал] крепко умолять Господа о помиловании и не посрамился. Господь утешил меня вскоре неизреченною милостию. Я встал помилованный, уврачеванный, утешенный, умиренный, с пространным сердцем. Слава Тебе, бесценное жизненное сокровище мое, Господи Иисусе Христе Сыне Божий! Приими, Господи, всякого человека, кающегося пред Тобою, так же как меня приемлешь, и вдохни в каждого человека такую же веру, такое же упование, дерзновение, такое же покаяние, как в меня влагаешь, и такожде скоро и богато помилуй, как меня помиловал и милуешь всегда. Аминь.

Божественная служба при всех борениях с грехами и противными злобными силами удивительно обновляет, укрепляет, очищает, ободряет, и она есть для меня величайшее благо в жизни. Благодарю за сие Господа. Бесценное благо дано мне от Господа в богослужении. В богослужении вся жизнь нашей души, всё сокровище, тут ее родина, ее жизнь, ее святыня, ее воспитание, врачевание, пища и питье, ее сила, ее слава.

Наша речь в домашней беседе у священника Преображенского с ним и с отцом протоиереем Алекс. Алексеевичем Лебедевым о богослужении, о небрежном его совершении, о недостатке хороших нарочитых дьячков, о недостаточных учебниках, о сухости и вялости их, схоластике.

25. Крайне горько было мне сегодня за утреней из-за вчерашнего чревоугодия у Броуна, дурно было мне за чужую хлеб-соль. Я точно должен был нести всю тяготу их грехов за малое угощение; сатана связал меня и ездил на мне, связанном, колол меня своими остнами68, теснил, лишал меня голоса, низлагал меня, не допуская выговаривать некоторых возгласов и слов. Причиною затруднения в горле и в голосе был ситный хлеб, который я ел с маслом, чай перепрелый с сахаром, табаком пропитанный воздух в комнате, в которой я немного сидел, да и целование в табачные уста купца Броуна Ивана Егоровича, протестанта, и наконец, весьма дождливая погода. О, какая тяжкая была борьба за утреней и после утрени с бесплотными врагами, наездниками жестокими! Поделом! Да не чешу сластолюбием струпы души моей, по выражению Церкви!69 О, как унижает меня сластолюбие, как подавляет бедную душу! Вчера после закуски у Броуна, выпив дома рюмку вина, тотчас отяжелел и захотел спать и не прогулялся на воздухе, а оттого, между прочим, и горло мое охрипло. Я вместо свежего воздуха вдыхал усиленно комнатный воздух, делая эволюции70. (К Броуну не ходить.)

Но то была великая милость Божия ко мне, что Господь даровал мне победить в сердце моем неприязнь к протоиерею и всадил любовь, расположение и мир, прогнав смятение из души. За сие благодарю Господа весьма.

Благодарю Господа, милостивно услышавшего меня пред вечерней, об избавлении от великой скорби и тесноты, постигших меня праведно за грубое обращение с нищими, стоявшими в паперти. Я покаялся искренно, поверг себя в пучину человеколюбия Божия и получил великую и богатую милость – мир и пространство с дерзновением сердечным.

Во время частной всенощной в Гостином дворе разгневался внутренно на дьячка за опрометчивость, – и опять скорбь и теснота стали на душе, диавол сильно жал и путал меня, но внутренне прибег я ко Господу с покаянием, и Господь услышал меня и от грехов моих избавил меня, даровав мир. Затем, идучи Гостиным двором, я натолкнулся на нищего, просившего милостыни, и рассердился на него, сказав: черт вас возьми, как вас много! – и опять в беду попал: диавол вошел в мое сердце и стал мучить, жечь меня и теснить; я в церковь пошел, припал в покаянии всецелом к престолу, и Господь паки помиловал. Но да не во зло употребляю долготерпение Божие!

Замечательно: поевши мяса за обедом, я потом чувствовал себя раздражительнее; сердце грубеет от мяса, приобретает более животных инстинктов: на дьячка сердился, на нищих сердился, на всех. Во время молитвы сердце крайне склонялось к сластолюбию, к приятным яствам и напиткам, даже во время обедни сегодня. О, Владыко Господи! Ты обновляешь меня чудно животворящими Тайнами, меня, умерщвляемого житейскими страстями. Но да умерщвляю тело мое и порабощаю [1.9:27]!

[...] воспитан в Паж. корп.

26. Вот, в продолжение долгого периода жизни моей я познал, убедился, что плотоугодие, чревоугодие, сластолюбие, пресыщение, винопитие частое ведет не к добру, а ко злу: чувства грубеют, человек отягощается, подавляется этими действиями, при искушениях от врага бесплотного плотоугодник делается легкою добычею, игрушкою, посмешищем его; он делает с ним, что хочет: вмиг производит в нем и злобу, и зависть или блуд, или уныние и страх малодушия, или нетерпение, непослушание и противление начальству, и если бы не вера в том человеке, коего он искушает, то скоро погиб бы тот человек, – только вера с молитвою и покаянием спасает его, ибо когда в скорби и тесноте в покаянии он призовет Господа, прося милости и избавления, он вскоре получает просимое и радуется об избавлении от адских уз врага, благодаря великим сердечным гласом Избавителя всесильного за спасение. Итак, время взяться за воздержание. Даруй, Господи, твердую волю и помоги моему недостоинству – иго Твое благо и бремя Твое легко есть [Мф.11:30].

Пред обедней я сегодня ужасно согрешил, рассердившись и раскричавшись на нищего за его частое попрошайство, хотя я и узнал, что этот нищий – убогий человек, сухорукий; признаюсь, я слишком усердно, до глубины души предался злобе на этого нищего, и он мне крайне опротивел и, так сказать, омерзел, хотя он и не виноват ни в чем и вовсе не мерзок, а может быть и вероятно, весьма хороший человек, по слову Писания: не бедных ли мира избрал Бог быть богатыми верою и наследниками Царствия, которое Он обещал любящим Его? [Иак.2:5]. И как я сам первый потерпел ужасный вред от этой ярости! Как уязвился и одряхлел71 душою, смутился, впал в скорбь, тесноту, смерть, всестороннюю беду! Вошедши в храм, я припал в глубокой скорби к престолу и, каясь глубоко, с сокрушением, молил Господа о помиловании, исцелении, милости, жизни, мире, здравии, пространстве. Но злоба моя была велика, и соразмерно ей я должен был помучиться и долго не мог отмолить, очистить грех свой, ибо был крайне тяжел, и вот до Херувимской песни я чувствовал смятение, скорбь, тесноту, боязнь. Во время Херувимской или, лучше, пред великим входом, я возопил: Господи, молитвами святого великомученика Димитрия, помилуй мя! И вскоре я почувствовал облегчение, мир, свободу и царскую фамилию говорил довольно хорошо, а потом стало мне гораздо легче! Впрочем, борьба была всю обедню. Но из-за чего всё это? – Из-за пресыщения. Вчера я ел мясо досыта за обедом и много щей мясных, вечером я был у эконома Морского клуба и у него без нужды закусывал лакомо и изысканно, пил довольно вина, ел желе много с [...]. Умертвил я душу свою чревоугодием. Надо мною исполнилось слово Спасителя: заботами, богатством и наслаждениями житейскими подавляются и не приносят плода [Лк.8:14].

Дивное духовное богатство содержится в нашем богослужении, если судить о нем особенно по богослужебным книгам, по полному его составу, по коему должно совершаться и совершается в благоустроенных, строго держащихся церковного устава монастырях. Впрочем, и в том сокращенном виде, в каком оно совершается в городских и сельских церквах, оно весьма богато содержанием и назиданием: оно и возбуждает к молитве всех, и указывает предметы молитвы, оно воспевает и славословит Бога и святых Его и благодарит Его за благодеяния неизреченные. Оно, по Апостолу, возбуждает молиться за вся человеки, за царя и за всех, иже во власти суть [1.2:1–2]. Христиане в храме, по Апостолу, глаголют себе72 во псалмех и пениях и песнех духовных [Еф.5:19]. Дивно прекрасен и разнообразен состав богослужения в нашей Церкви. Тут вся душа человеческая, со всеми ее немощами, грехопадениями, со всеми чувствами любви, благодарения, удивления Создателю, Промыслителю и Спасителю своему, со всеми своими нуждами.

27. Крайне жестоко обманул и уязвил меня враг рода человеческого сегодня во время утрени в конце, внушив мне и вложив в сердце мое неприязнь к священнику отцу Петру Клепачевскому под предлогом позднего прихода его или вовсе неприхода к утрени, его неединомыслия в славословии Божием, а за неприязнию – боязнь и страх его, ради которого я недоговорил отпуста за утреней, смутившись сильно. Но да не отвратит меня от любви к собрату и сослужителю всезлобный враг, ибо любовь – единое на потребу и она есть единственно верный признак истинного христианства. По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою [Ин.13:35]. Долго я мучился уязвлением змииным после утрени, едва покаянною усердною молитвою избавился от мучения. Впредь да не боюсь малодушно страха человеческого, оставляя страх Божий, но единого Бога да боюсь и священная, яже подобает мне глаголати и творити, да глаголю и творю. Ибо что такое человек, коего я боюсь? Червяк, земля и пепел. А Бог безмерно велик, всесилен, всеблаг, прекрасен, неизменен, всеправеден и всесвят, премудр, вездесущ, присносущен, неизреченен, всеведущ, истинно страшен, и никтоже противостанет Ему. Господи! Даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего73 и любити его, и молиться за него усердно. Господи! Да будет брат мой и сослужитель Петр образ74 верным во благочестии, в слове, в духе, в вере, в любви [1.4:12].

О, сколь велико быть по образу Божию и по подобию Божию! Как это надо помнить и ценить в себе всякую минуту и благодарить за сие Бога и любить Его паче всего на свете! А на деле как люди часто забывают это, не ценят этого и не любят Создателя и Отца своего Небесного!

Сколь велико, что мы живем в новой благодати и прияли от Господа благодать на благодать [Ин.1:16], восприяли пакибытие, отрождены водою и Духом и получили сыновство и обещание нетленных, несказанных благ, коих и залог получили! Даруй, Господи, достойно жить такой благодати и такой надежды! Да очищаем себя от всякой скверны плоти и духа!

Частое Господи, помилуй напоминает нам о непрестанных наших грехопадениях, о непрестанной виновности и неотложно нужном покаянии на всякий час и о нужде в милости Божией, в благодати Его, в помощи Его. Удивительна благодать Таинства Крещения: она и совершающего Таинство обновляет и возрождает – такова сила благодати! Слава Господу!

Благодарю Господа за небесную помощь при служении мною литургии и за чудное оживотворение и обновление причащением Святых Таин.

28. Благодарю Господа за одоление чешуи сластолюбия, покрывавшей мое сердце, за одоление смятения, томления, страха бесовского, неприязни во время совершения утрени (я вчера был в гостях у Осетровой Матрены Федоровны и пил вино хорошее, чай сладкий с вином. Это было для меня крайне вредно). Благодарение за доброе совершение литургии и за причащение животворное Святых Таин.

29. Благодарю Господа, явившего мне великую помощь при служении утрени, наипаче благодарю за помощь свыше при служении литургии, за животворное причащение Святых Таин и за победу дьявольских козней (злобы на Ольгу Мурашову, подносившую дитя к причастию) силою животворящих Таин и за непреткновенное совершение литургии.

Благодарю Господа всем сердцем моим за великую помощь при одиночном, без диакона служении всенощной в Думской Успенской церкви и за услышание скорое молитвы моей о помощи. Голос был сильный, чистый, звучный благодатию Божиею.

30 октября. Благодарю Господа, паки услышавшего молитву мою и даровавшего мне благодать совершить одному, без диакона воскресную литургию и причаститься в мир душевный, и сказать поучение свое. Но служить было трудно в психическом, а не в физическом отношении. Чувственностью и алчностью демон едва не потопил меня, дело было так: взял я две просфоры в братский счет для раздачи после обедни, просфоры эти были малы и невзрачны; потом принесли просфоры от мирян, хорошие, красивые, мягкие; меня и взяла зависть, алчность – зачем они лучше моих? Хотел обменять – постыдился: нехорошо, недобросовестно, потом уже те вынуты. Демон так и мутит – возьми лучшие. А на что? Ведь я сам сыт-сытехонек всегда и без просфор. Поклонился Господу в покаянии до земли, сознавая безумство своей страсти, своей плоти, своего ветхого человека, коего я сам оживил, усилил своею алчностью и сластолюбием вчера и третьего дня и далее давно, давно. Едва одолел его благодатию Божиею, так свирепо восстал на меня. А тут надо молиться сердечно, действовать и говорить – беда, да и только! Тут-то я познал вполне вред для души и духа от сластолюбия и пресыщения! Гибель, да и только! Благодарю Господа, потребившего прелесть лютую, гибельную! Откликнулась вчерашняя алчность к щам, к мясу, к сладкому чаю, молоку! Потонула в них душа! Я это чувствовал. Благодарю Господа за сильную грудь и за сильный голос, за окончательную победу над бесплотными врагами!

Фимиам пред иконами, фимиам пред людьми кадим в знамение благодати Святого Духа, которая совершила и облагоухала святых, которая прогоняет и от нас смрад греховный и вселяет благоухание добродетели, кротости, незлобия, терпения, воздержания, целомудрия, милосердия, веры, упования. Кадит священник иконы и народ, знаменуя единение всех в Духе Святом. Аминь.

Богослужение нашей Православной Церкви устроено так, что оно всем строем своим (особенно вечернее и утреннее богослужение) показывает живую связь Церкви земной с небесной; земная Церковь ежедневно прославляет и призывает в ходатаи за себя святых Церкви небесной, а святые своими молитвами за нас и чудесами своими, вообще многоразличною помощию в нуждах членов Церкви земной благодетельствуют им, укрепляя таким образом нашу веру в их ходатайство и в жизнь будущую, в бессмертие, надежду на Бога и их молитвы и любовь к великодаровитому Богу и вместе к ним, Его верным и преданным слугам. Приступисте к Сионстей горе и ко граду Бога живаго, Иерусалиму небесному и тмам ангелов, торжеству и церкви первородных на небесех написанных, и Судии всех Богу и духо́м праведник совершенных, и к Ходатаю Завета новаго Иисусу. Евр.12:22–24. Как это отрадно для верующей души!

* * *

60

Удивити (церк.-слав.) – сделать дивным, чудесным, прославить; явить нечто поразительное.

61

Акафист Пресвятой Богородице, икос 2-й: Радуйся, бесов многоплачевный струпе. В переводе священника Василия Адаменко: «Радуйся, орудие поражения бесов, причинившее им много слез».

62

Тщиться (устар.) – стараться, прилагать усилия.

63

Табакокурение – нравственная немощь и страсть, которую Церковь осуждает, ибо этот недуг, пленяя человека (как и алкоголь), вызывает зависимость от него, расстраивает здоровье и причиняет нравственный, физический и экономический вред своим приверженцам. Читатель, однако, должен понимать, что отрицательное отношение к табаку в русском обществе складывалось постепенно. Торговля табаком в России в больших масштабах началась со времен Петра I, который указом от 1 февраля 1697 года позволил русским торговцам «торговать табаком явно», что было серьезным шагом к тому, чтобы сделать его предметом купли-продажи и учитывать как статью казенного дохода. В Московской Руси табак был популярен лишь среди «стрельцов и гулящих всяких людей». При Петре потребление табака лишь начало входить в моду при дворе, в войсках и больших городах, и то лишь среди тех слоев населения, которых коснулись бытовые и культурные нововведения, затеянные царем, и которые желали и здесь приобщиться к европейской «культуре». Петр I, поняв выгоды, которые можно было извлечь из торговли табаком, стал развивать табачное производство. Табак получил право гражданства в России, ибо был поощряем к распространению и употреблению самим царем. Елизавета Петровна и Екатерина II продолжали в этом отношении политику Петра. Производство и потребеление табака росло год от года. Начиная с середины XVIII века, табак получил в Петербурге повсеместное распространение. К табаку пристрастились и состоятельные люди, и мастеровой люд, и военные, и флотские. В эпоху Александра I трубка и сигара начали мало-помалу вытеснять табакерку из обихода городских жителей. Очевидец писал: «Быстрым полетом влетела в нашу землю страсть курения, и в течение нескольких лет распространилась привычка курить табак и сигары не только в Петербурге, но и во всей России, во всех сословиях, во всех званиях, во всех возрастах. Эта страсть сделалась такою же необходимостью, как пища». Фельетонист «Северной пчелы» писал в 1843 году: «Не более как 35 лет пред сим курение табаку ставилось на одну линию с употреблением спиртных напитков. Курили табак моряки и старые солдаты... Когда курильщик ехал в общество, то переодевался, чтобы не было слышно табачного запаха. Сказать о человеке – от него пахнет табаком, почиталось оскорблением... Времена переменчивы. Теперь табак курят не только первейшие светские щеголи, львы, но и дамы! О, ужас! Дамы курят табак!» Мало-помалу укрепилось мнение, что курить не только модно, но и полезно. Фельетонист «Иллюстрации» в 1845 году писал: «Все курят, почти все нюхают... С табаком люди приятно и встречают, и провожают день. Весь свет в дыме – но табачном, и никто не жалуется на свойства заморского зелья, – напротив, каждый старается сделать себе табачную атмосферу, в ней жить и умереть». Петербуржцы относились к курению прежде всего как к лекарству от скуки: «Ни телесные упражнения, ни различные игры, ни пение, ни игра на музыкальных инструментах... не могут заменить курение уже потому, что они утомительны», – писал автор брошюры «Курите, сколько хотите». С начала царствования Николая I курение табака на улицах, в театрах и общественных местах запрещалось и преследовалось полицией во избежание пожаров. Но при Александре II, по царскому указу 1860 года, была повсеместно дозволена продажа трубочного табака, папирос и сигарет «в заведениях, где разрешена продажа питий», а также в овощных лавках и кондитерских. В 1865 году было официально легализировано курение на улицах Петербурга, что вызвало восторженную реакцию у современников. Отец Иоанн, как и большая часть современного ему духовенства, подпал влиянию «моды» и хотя нерегулярно, но употреблял табак. Однако со временем его отношение к табаку стало отрицательным, ему понадобилось немало духовных и телесных сил, чтобы с помощью Божией преодолеть этот недуг, являющийся, по существу, страстью, и победить его. На страницах дневника читатель не раз встретит упоминание о том, что отец Иоанн «сегодня покурил». Это не значит, что курение может быть оправдано с церковной точки зрения. Вынося себе строгий нравственный приговор за приверженность страсти табакокурения, отец Иоанн совершил действительно подвиг, потому что сделал это в обстоятельствах, когда не только светское, но именно церковное общество пристрастилось к этому недугу и не только не осуждало, а всячески пропагандировало пользу его, не обращая внимания на физический и моральный вред, который оно причиняет, а также на то, что эта привычка превращается в страсть, делающую человека рабом греха.

64

Туне (церк.-слав.)–даром.

65

Акафист Пресвятой Богородице, икос 11-й.

66

Цейхвартер – начальник арсенала.

67

Любопрительный (церк.-слав.) – склонный к словопрению, спорливый.

68

Остен (др.-рус.) – жало, острие, шип, острая палка.

69

Непрестанно чешу ступы души моея сластолюбием и пребываю неизцелен, в чувство сам приити не хотя, кто буду? И что сотворю? Христе Щедрый, изцелив, спаси мя. Требник. Молебное пение от наводнения. Канон, песнь 4-я.

70

Эволюции – проделываемые движения.

71

Дряхлый (церк.-слав.) – опечаленный, смущенный; угрюмый, мрачный.

72

То есть назидают самих себя.

73

См. сноску 59.

74

Образ (церк.-слав.) – в значении образец, пример.


Источник: Дневник / Святой праведный Иоанн Кронштадтский. - Москва : Булат, 2005-. (Духовное наследие Русской православной церкви). / Т. 21: 1877-1879. - 2017. - 559, [1] с.

Комментарии для сайта Cackle