Источник

Ноябрь 1877 года

4 ноября. Пятница. Время молитвы, например время литургии, есть время Божие, которое всецело принадлежит Богу и душе, и сокращать это время ради человекоугодия или из-за мирских выгод есть тяжкий грех. Священнику во время богослужения надо сознавать свое высокое небесное достоинство как служителя Божия и совершителя пренебесных Таин и не раболепствовать людям ради суетной славы или житейских выгод, не страшиться лица человеческого, этой травы, сегодня зеленеющей, а завтра увядающей.

Что нам нужнее, необходимее всего в жизни по благодати и по естеству, того мы просим у Господа чаще и настоятельнее, например просим в ектениях мира свыше и спасения душ наших, мира всему миру, соединения церквам, благочестия и святыни Святейшему Синоду, епископству, пресвитерству, диаконству, причту и всем людям; благопоспешество императору и всему дому его, христолюбивому воинству; благорастворения воздуха и изобилия плодов земных или дня всего совершенна, мирна и безгрешна, Ангела мирна, хранителя душ и телес, прощения и оставления грехов, доброго и полезного душам, в мире и покаянии скончати прочее время живота нашего, христианской кончины живота нашего – всё это крайне необходимо для всех нас. Благодарение Господу, умудрившему тако святых апостолов и святых отец Духом Святым составить такие прекрасные молитвы и моления для всей Церкви, для всего общества верных!

Благодарю Тебя, Господи, за бесчисленные очищения грехов моих, вольных и невольных, и за бесчисленные обновления мои благодатию Твоею, и за бесчисленные Божественные силы Твои во мне, коими я избавлялся от великих бед, теснот, скорбей, болезней.

Как Дух благодати и святыни по свойственной Ему любви и ревности стремится закалить, утвердить человека верного во святыни и добродетели, так и дух злобы, по свойственной ему злобе и ревности адской, стремится закалить и утвердить человека, неверного Богу, не радящего об исполнении заповедей Божиих, во всяком грехе, в злобе, зависти, гордости, невоздержании, в мерзости, в унынии, малодушии, страхе, ропоте, непослушании, лукавстве и в прочих грехах.

5 ноября. Благодарю и славлю Господа, даровавшего мне благодать совершить единолично, без диакона раннюю литургию (от Мурашова Александра заказанную). Вначале на проскомидии одолевала алчность и зависть, когда заметил, что просфиры малы, была сильная борьба, я каялся и молился усердно, да заступит Господь Своею благодатию, и по милосердию Своему Господь помиловал, наказав меня, да научусь надеяться на Него, а не на хлеб: не о хлебе единем жив будет человек, но о всяцем глаголе исходящем изо уст Божиих [Мф.4:4]. Обедню служил вообще добре, ясным голосом, но в главнейшей части литургии смутили меня крайне препятствия от поручей, мотавшаяся петля постоянно цеплялась за епитрахиль и ризу, раздражая меня, нетерпеливого. На ектении Вся святыя помянувше совсем было сбился, но потом начал снова и говорил всю непреткновенно. Один помысл лукавый, запав в сердце, всё состояние душевное возмущает, выбивая душу из своего положения или мирного строения; презришь помысл – и всё хорошо, испугаешься его или примешь его хоть на мгновение – и зло одолеет тебя, сомнет тебя.

Обедню и панихиду кончил хорошо. Слава Господу. В эту ночь случилось блудное осквернение от нечистого сновидения и растлило и осквернило меня, лишило благодати Божией. Встав, переменил белье, помолился, прочитал с чувством очистительные молитвы. Вследствие растления – искушения тяжкие.

6 ноября. Во сне представляешь закуски, вина, обжорство – вот чем питается алчная душа во время сна, но нет Божественных видений и священного наслаждения. Увы мне! И наяву тем же искушаюсь часто: гости и в гости!

Богослужение Православной Церкви – это живое, олицетворенное христианство со своим всемогущим Главою – Господом Иисусом Христом, или вся история христианства, или мессианства, начиная с сотворения мира доныне. Смотрите годичный круг богослужения. Тут вы видите, так сказать, выход на среду с своими повествованиями, пророчествами, прообразованиями, священными песнями Моисея и других пророков, пророчицу Анну и Самую Пречистую Деву Марию Богородицу, на Которой сбылись пророчества и образы Ветхого Завета; за литургией вы видите в лицах и действиях всю жизнь Главы христианства Христа Спасителя и Его чудную, превосходящую разум любовь в преподании верным Своего Тела и Крови животворящей. Тут вы беседуете ежедневно с Господом, с Пречистою Материю, со святыми мучениками, святителями, преподобными и всеми святыми, прославляете их подвиги, их веру, надежду, любовь, удивляетесь им, молите их о ходатайстве за вас; тут вы прославляете и Небесные Силы, просите их ходатайства. Это живое, действующее, животворящее христианство со всеми его спасительными силами, со всем его Божественным богатством милосердия, премудрости, спасения; это истинно благодатное Царство Христово (благодарю Господа, открывающего мне, недостойному, божественную премудрость и благость Свою), это небо земное. А с другой стороны, это врачебница душ, тут вы видите ежедневно образцы покаяния и вообще в составе богослужения, в чтениях и пении (стихиры), и в лицах мужей и жен преподобных и прочих святых. Тут совершаются величайшие Таинства христианской веры: Крещение, Миропомазание, Покаяние, Причащение, Священства, Брака, Елеосвящения. Тут воздается достойная хвала Господу единому в Троице, Божией Матери, святым Ангелам, святым угодникам (акафисты) не только вообще, но и ежедневно или еженедельно (в богослужении).

Буду ласкаться к Пречистой Матери Божией я, нечистый, да очищусь: Она умолит о мне Сына Своего и Бога нашего, как и умоляла и умоляет, ибо Ее милостию я доселе живу и благоуспеваю во многом. Мы Владычицу и ежедневно славим и умоляем о помощи и милости к нам грешным и удивляемся Ее величию, Ее святыне безмерной, Ее милосердию, Ее силе, премудрости, бодрости, заступлению.

6 ноября. Воскресение. После ранней обедни с утреней. Служил без диакона, вообще порядочно, но аннинская лента, к стыду моему, крайне возмутила меня. Красной ленте в Евангелии позавидовал, сам захотел иметь ее – большое смущение, теснота большая, борьба большая. Украшения суетного пожелал, а от Бога, от любви Божией отпал, о душах человеческих пещись забыл, о душе своей тоже! О, гибельная, нелепая суета!

За обедней торопился от смущения, раболепствуя, окаянный, сильным во граде Филиппу Степанову и Николаю Сидорову, не выговаривал многих слов и выражений. По окончании литургии было много молебнов в домах; у Мячина служил, там прекрасная молодая жена, весьма симпатичная, она имела на меня сильное впечатление во время молебна, я не глядел на нее. По окончании молебна и при прощании по сердечному влечению она хотела поцеловать меня, я отклонил. Куды такой соблазн? Но этим она уязвила меня или, лучше, демон блуда, и ядом загорелось мое сердце. Я был в тесноте, смущении, смерти греховной. Молился, каялся – и пред дверьми Бурачка получил прощение и свободу. Слава Богу! Молился у Бурачка горячо, свободно! Слава Богу Избавителю!

7 ноября. Не бо без ума меч духовный носит начальник духовный, но уповаю, что благодать Божия вразумит его распоряжаться к славе Божией и к пользе нашей. Да повинуемся ему ради Бога, повелевающего повиноваться установленным над нами властям, ибо в повиновении спасение [Рим.13:1 и далее]. О Господи! Вразуми убо и настави нашего ближайшего начальника, благочинного, распоряжаться к славе имени Твоего, к благу и спасению людей Твоих и нас, служителей Твоих. Умили сердце его радети о служении в дому Твоем, даруй ему память смертную и память Страшного Суда Твоего, глаголи непрестанно в совести его суды Твои, даждь ему познать, коль страшно проклятие на творящих дело Божие с небрежением [Иер.48:10] и на учащих творить дела Божии с небрежением и крайнею поспешностью; Сам, Господи, обличай его, ибо некому, кроме Тебя, обличать его и не приемлет он от нас обличения. Всё общество негодует на его нерадение в служении и исходит из дому молитвы алчущими и гладными. Да будет. Даруй и всем нам с великим радением служить Тебе во вся дни живота нашего и не увлекаться духом диавольского поспешения. (По поводу перемены в распоряжении касательно служения в Успенской церкви в день Архистратига Михаила.) Даруй нам добрый мир и взаимную любовь.

Завтра отслужи благодарственный молебен по случаю увенчания победою правого оружия русского православного христолюбивого воинства (взятия Карса). Слава Тебе, Господи!

Святейшая, всемогущая, всеблагая Глава Церкви Своея, Господи Иисусе, Альфа и Омега, начало и конец, даждь мне благодать всегда от начала до конца благополучно, свято, мирно, твердо, пламенно совершать всякое богослужение при всяких обстоятельствах, при многом и малом народе, в праздники и в будни, во храме и вне храма! Даждь мне, даждь благодать сию и очисти сердце от всякой страсти, скверны плоти и духа, избави от всякого навета вражия, воспламеняй небесным огнем во время моего служения и сердца всех предстоящих и молящихся, смиряй сердца богатых и знаменитых, ученых или мудрых века сего, обуяя75 их мудрость и покоряя умы и сердца их слову Твоему; смягчай сердца закореневших в страстях, воссоздай, обновляй люди Твоя. Аминь, буди! Буди! Я немощен, но да совершается сила Твоя в немощех моих [2.12:9]. Я грешен и прегрешен, но где умножился грех, там преизбыточествова благодать [Рим.5:20]. Тако и во мне да будет.

Священник при служении должен быть независим ни от какого лица, стоящего в церкви, будь то царь сам, министр, генерал-губернатор, богатый, своенравный человек, или знатная женщина, или ученый мира сего, ибо священник есть слуга Божий и должен делать свое дело по-Божьему – свято, свободно, величественно, мирно.

Яновскому написать письмо. А наперед справиться касательно отсылки представления обо мне и содержании его. 15 ноября 1877.

Форма общественного богослужения есть форма разговорная, выражающая общительность и единодушие клира и мирян. У первых христиан, пастырей и паствы, были сердца и души едины [Деян.4:32]. Это единодушие выражалось как в жизни во взаимной любви, в общении имений, в страдании за веру, в общем утешении, так и в богослужении. Хорошо, если бы и ныне богослужение выражало единодушие клира и мирян.

В молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом [Флп.4:6]. Слова апостола Павла исполняются доныне в общественном богослужении и частном.

8 ноября. Благодарю Господа, удивившего на мне великую Свою милость в помощи мне служить одному утреню и обедню в Успенской церкви, да и благодарственный за победу молебен (Карс взят). Бойко, с чувством, свободно, независимо отслужил все службы, соловьем заливался, птичкой летал.

Первые христиане бяху выну76 в церкви, хваляще и благословяще Бога [Лк.24:53]. И мы выну в церкви должны быть, хваляще и благословяще Бога. И у нас тоже хвала и славословие.

9 ноября. Благодарю Господа за превеликую милость в явлении спасения моего от грехов гнева и ярости неправедной на женщину, пригласившую меня служить молебен: что все меня зовут, а других священников нет? – сказал я с гневом, стоя на клиросе. Потом раскаялся и милости просил у Господа, стоя у престола, и приял милость и мир! Потом в другой раз согрешил отриновением с гневом нищего, просившего денег на дорогу; я ему не поверил и обратил от себя, идучи служить молебен, – опять за это скорбь и теснота. Помолился, припав ко Господу в комнате женщины в доме Байкова, и отошла скорбь и теснота, и с миром и пространством служил молебен и с дерзновением. Слава Господу многомилостивому!

Как унижают меня чревоугодие и пресыщение! Они производят во мне упадок духа, скорбь, тесноту, боязнь, малодушие, смятение, жестокосердие, блуд, зависть, разлучают с Богом и благодатью Его, низводят до скота бессмысленного! Напротив, как возвышает воздержание! Оно очищает и возвышает дух, укрепляет его, распространяет сердце, дает ему покой, умягчает, смиряет, просвещает! Сегодня, в среду, я поел утром черного хлеба с маслом, запивая сладким чаем, потом от тягости заснул днем, и когда проснулся, мне было довольно тяжело. Увидев племянницу, кушавшую яичницу, я позавидовал ей по алчности моей и сильно уязвился! Долго я стенал от своей алчности! Каялся, потом, молился и только чрез два [часа] получил прощение.

Благодарю Господа, давшего мне покаяние и милость Свою по обручении жениха и невесты за городом у [Дементия] Семеновича Исаева. А во время молебна и обручения мне было очень тяжело, тесно, постыдно от греха жестокосердия и скупости относительно нищих; я был связан, не мог говорить многих слов. Так, окаянный, я часто огорчаю Господа своими грехами: скупостью – прещедрого, злобою – всеблагого, пречистого – скверными помыслами, простого – лукавством, премудрого – безумством греха, кроткого – гневом своим неправедным.

Благодарю Господа, даровавшего мне благодать совершить непреткновенно панихиду по умершем в доме Савельева.

Святой царь и пророк Давид в псалмах своих научает, просвещает, утешает, обличает, пророчествует, благодарит, славословит Господа, кается, умоляет.

Мы должны пасти овцы Господни ко спасению, а мы – увы! пасем сами себя, свиней своих – страсти свои да житейские пристрастия, гоняемся за сластями и за деньгами, за почестями, наградами, отличиями и чрез то лишаемся истинного, пребывающего, нетленного наслаждения, богатства [благославия], чужды стали всякой истинной добродетели, осуетились, унизились, оземленились, вместо того чтобы быть небесными.

10 ноября. Пожелание земных благ, красот, отличий, богатства, славы и чести, удовольствий различных смущает, теснит и огнем палит души человеческие. Не то делает желание небесных благ, духовных красот, сладостей, венцов и наград и богатства небесного: оно веселит, расширяет и орошает сердце небесною, живительною прохладою. Следовательно, земные блага суетны, а небесные истинны, те временны, а эти вечны. Господи! Просвети сердца наши желать и искать вечных, истинных благ и презирать временные. Аминь. Ничего я не теряю, не получая земных наград, а если теряю похвалу и награду у Господа – бесконечно много теряю. Если Господа не имею в сердце греха ради, я уже много теряю, всё теряю, ибо я мертв тогда, бесчестен, смущен, утеснен, помрачен смыслом.

Благодарю Господа за великую Его милость, явленную мне в гимназии за избавление от малодушия, уныния и тесноты по поводу обмана директора в представлении меня к награде. Он сказал мне, Господь Бог мой: Я – твоя награда! Благодарю Господа за избавление меня от тесноты по молитве моей в квартире Захара Ивановича и Ольги Михайловны по поводу и в наказание меня за жестокосердие к бедному, гнавшемуся за мной и просившему много денег. Сколь приятно, вожделенно было избавиться от тесноты и ощутить пространство и мир! Слава Тебе, утешителю благий, Господи! Слава Тебе, скоропослушниче, благоуветливе, благопременительне Господи! Услышь меня, Господи, всегда, когда я буду молиться Тебе о людях Твоих и отдельных лицах, и так же скоро, как слышишь меня, молящегося о себе! Буди, буди тако, Господи! Аминь, аминь, аминь. 10 ноября 1877 года.

Господи! Плевна взята! Шесть часов вечера. Esto77!

Я испытал многократно и тьмократно, сколь благо прилепляться к единому Богу, быть Им одним довольну и не желать ничего, кроме Его, ибо Он – желаний край, и если человек имеет Его в себе, то он всем доволен, ибо он имеет в себе вседовлеющее благо. Всё в мире суета преходящая, суета, отвлекающая от Бога и отчуждающая от любви к ближнему. Что ми есть на небеси? и от Тебе что восхотех на земли?.. Боже сердца моего, и часть моя, Боже, во век [Пс.72:25–26]. Что ны разлучит от любве Божия; скорбь ли, или теснота и прочее... [Рим.8:35].

Иного из нас мучит, как удав, страсть честолюбия, орденоболия, сребролюбия, сластолюбия, чревоугодия, словом, многие из нас, сластьми житейскими ходяще, подавляются и не совершают плода добрых дел Владыке [Лк.8:14]. Где горячая, неотпадающая любовь к Богу и ближнему? – Иссякла от житейских страстей. Увы нам! Помышляем, не яже суть Божия, но человеческая. Вот и меня этот удав мучил и мучит иногда!

Благодарю Господа, сейчас спасшего меня от тесноты страстей моих. Воззвал я в покаянии ко Господу внутренно – и получил прощение, и мир, и свободу. Слава Богу!

По поводу известия от Анны Константиновны о непредставлении меня директором гимназии к очередной награде овладело мною сегодня уныние, теснота, смятение, так [что] не мог говорить спокойно. Отпало сердце мое от жизни [божественной] из-за суеты мирской, от любви к ближнему. Я лишился свободы, жизни духа. Как двоится сердце мое между любовью к Богу и любовью к миру!

Миром Господу помолимся, то есть в мирном настроении духа. Этот первый возглас священнослужителя, как и возглас Мир всем, внушает предстоящим в храме, что Церковь Христова есть Царство мира и что мы должны быть в мире со всеми по возможности. Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми [Рим.12:18]. Старайтесь иметь мир со всеми и святость, без которой никто не увидит Господа [Евр.12,14]. Частое Господи, помилуй есть сердечный вопль кающихся грешников, просящих милости у Господа; оно научает, кроме того, что все блага, коих мы просим у Господа, суть дары милости Божией, коих мы не заслужили и за которые мы обязаны Ему всегдашнею благодарностью. Итак, Господи, помилуй научает непрестанному покаянию, так как мы и грешим постоянно.

Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу, – приглашаются члены духовного Царства Христова, христиане, к должному поклонению Царю Христу, обещавшему быть там, где двое или трое собраны во имя Его [Мф.18:20].

О названиях святых, коим служба совершается, и о подвигах и добродетелях, коими они угодили Богу и ради чего им службы совершаются. Они 1) обожены, 2) служат нам примером добродетелей, 3) молятся о нас Богу.

Благодарю Скоропослушницу Владычицу, воистину скоро услышавшую молитву мою о том, да превысша мя мирскаго слития сотворит78 в которое я уклонился и увяз, и Она избавила меня вскоре. Горе человеку, который предан чревоугодию, сребролюбию и честолюбию, ибо он обладаем бывает диаволом.

12. Благодарю Господа за дарование мне мира вчера пред сном заступлением Владычицы и за успокоение во время ночи.

Слаба вера наша в вечное воздаяние, в Страшный и праведный Суд, и потому-то мы стремимся восхитить здесь награды свои (иногда – увы! за неисправности свои) и восприять утешение свое не вовремя, в превратном порядке. О, если бы мы представляли себе чаще Суд Страшный, нелицеприятный! У нас бы остыла тогда любовь к земным наградам! О, если бы мы помнили постоянно недремлющее и незабывчивое око Судии праведного! Мы не стали бы так усердно награждать себя здесь за всё, как будто бы для того, чтобы в будущей жизни не осталось, за что наградить нас! Какое лукавство князя века сего и какая близорукость с нашей стороны, слепота вольная! Я ощущаю в себе действия его, подстрекательства его к исканию земного и к нерадению о небесном всякий день, с утра до вечера.

Господи! Благодарю Тебя, яко победителя мя твориши в борьбе с кознями вражиими и Тобою Самим венчаешь и утешаешь мя. С Тобою да не преборет мя никакая сила вражия, ибо Ты моя крепость и сила, Ты моя награда, моя слава, моя радость, моя лепота, мое избавление, мое бесконечное наслаждение. Облеки в студ и поношение врагов моих, мыслящих мне злая.

Зачем я не спешу к Отцу, Иже на небесех? Зачем прельщаюсь маловажным, мимотекущим, суетным? Зачем время погубляю напрасно?

12. Вечер. Звонят ко всенощной. Благодарю Господа, сотворившего по молитве Владычицы Богородицы (Которую я молил защитить меня) чудо перемены в директоре гимназии Петре Николаевиче Янише, который после всех ухищрений наконец представил меня попечителю к награде орденом святой Анны третьей степени за пятнадцать лет. Еще вчера он говорил, будто государь император запретил представлять за мирные заслуги, а только за военные, и я не думал, что он представит меня, даже что возвратит формулярный список мне. Слава благопременителю Господу, благому строителю житейских вещей! Слава Владычице Богородице!

12 ноября. Десять часов вечера. Благодарю Господа, явившего мне помощь Свою в служении всенощного бдения у Броунов и давшего пение сладкогласное. Благодарю Господа, спасшего меня призыванием и воображением в себе имени Его чудного по окончании всенощной, когда я уклонился говорить отпуст, обратясь на запад, к лицам, а говорил его обратясь к иконам, ибо этот ложный стыд был от врага. Слава Спасителю Богу, слава чудному имени Его! Радуюсь о имени Его!

13. Воскресение. Горе мне великое было сегодня за ранней обедней от вчерашнего многоястия и пития у Броун после всенощной (миндальное молоко [на] булке, чай сладкий, [ситник] с маслом); топил меня сегодня диавол чрез чрево, ел меня во все лопатки. Увидев малые просфиры на проскомидии, я огорчился, жадный, на просфирню, что малые просфоры печет, явилась зависть, досада, злость на нее. Я совсем было упал духом, но молитвою покаяния я приобрел мир, тишину. Два и три раза Господь державно избавил меня от бед малодушия, смущения и боязни, и только Его благодатию и милостию я совершил литургию торжественным гласом.

В вере в Троицу и в Единого от Троицы Господа Иисуса Христа и в крестные Его заслуги заключается всё наше спасение, поэтому Церковь и установила, чтобы все чада ее знаменовались крестным знамением таким образом, чтобы в нем было знамение Троицы и воплощения и страдания и смерти Христовой. Слава мудрости Церкви!

Дьячок Зрелов за обедом у Никитиной (сороковой день от кончины сына Феодора) провинился предо мной в грубости и пререкании, за что я его побранил сильно после обеда на лестнице. Но да простит ему Господь. Ибо и я не без греха.

Филиппийцам 4:6. Не заботьтесь ни о чем, но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом.

Риза или фелонь означают броню праведности. Ефесянам 6:14.

Ефес.5:18 и 19. Исполняйтесь духом, назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу.

Стоя в храме, мы должны помнить, что Бог есть око всевидящее, которое в тысячу тысяч раз светлее солнца и видит всё тайное и сокровенное в сердцах человеческих.

Поклоны смиряют дух человеческий, в котором глубоко гнездится прародительская гордость, всеянная змием.

Я согрешил против нищих, ожидавших меня на улице, крича на них с гневом и говоря: где взять на вас денег? – тогда как я не без денег. Согрешил и тем, что не от души, не с охотою, а с досадою и жалением не бедных, а денег своих дал им на хлеб.

Когда закваска благодати заквасит три саты муки [Мф.13:33; Лк.13:21], то есть все силы души моей – разум, сердце и волю и все чувства плотские? О, да постится в наступающий пост душа и тело мое постом, благоприятным Господу!

15. Благодарю Господа, милостиво и скоро избавившего меня от диавольского уныния и тоскливости по поводу потери тетради моих бесед о литургии и потом вторично избавившего меня от скорби и тесноты по случаю сурового отказа нищему, просившему на пароход денег, когда я шел в гимназию.

Но где же тетрадь с моими беседами? Что за горе мое, что вот я теряю вторую тетрадь бесед? Кто похититель? Приди и отдай, именем Господним повелеваю тебе!

15. Вечер, двенадцать часов. Благодарю Господа за скорое и дивное спасение, явленное во мне за веру и покаяние мое, когда я с ясновидящею сердечною верою воззвал ко Господу об избавлении меня от уныния и печали по поводу неблагоприятного отношения ко мне Яновского и Яниша и намерения моего написать первому письмо. Слава Тебе, Господи, разрушившему во мне державно коварство врага диавола, мучившего меня мыслию, что слава моя в поругании у этих двух лиц. Не забуди славящего Тя непрестанно, Господи, да и еще прославлю Тя.

Благодарю Господа за избавление от блудных сонных грез и за молитву умиления по восстании от ночного сна.

Богослужение есть райское жительство, на земле небесная жизнь, пребывание с Богом и со святыми, чистое, любовное, ничем не развлекаемое собеседование с Ним, посильное благодарение и славословие бренными устами Господа и предначатие вечного славословия вместе с Ангелами устами духовными в преображенном теле славном, прославление подвигов святых угодников Божиих, училище благочестия и всякой добродетели из слова Божия и из жизни святых, приятие вышней благодати в молитве и Таинствах и самое срастворение с Богом и обожение.

Мысль о даче просфоры женщине, служ. молебен, сбила меня с толку действием диавола во время молебна. Поэтому не думать о просфорах и о человекоугодии во время богослужения и не двоиться сердцем! – это тяжкий грех. Исправляйте сердца ваши, двоедушнии. Никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия [Лк.9:62]. Не можете Богу работати и мамоне... Аще будет око твое просто... аще ли око твое лукаво будет [Мф.6:24, 22–23]... Не лукавь.

Ноября 16. Благодарю Господа, дивно меня спасавшего нынешний день во время утрени и ранней обедни то от чувства неприязни к протоиерею, то от уныния по случаю странного отношения ко мне директора гимназии, то от неприязни на свояченицу и детей за шум и гам. Благодарю Господа за любовь горячую, которую являют ко мне простые люди (у мастерового на вышке, дом Павла П. Попова).

Искренняя молитва за народ (ектении, молитвы), и, в частности, за своих прихожан, крепко, искренно сближает нас – и пастырей и пасомых, всех. Опыт. Итак, хорошо молиться искренно за всех, всегда надо горячо за всех молиться.

За знамение благоволения Божия ко мне недостойному приемлю то, что простой народ любит меня, как это слышу и вижу. О, даруй мне, Господи, право правити слово истины и усердно пасти души, искупленные Твоею Кровию. 17 ноября.

Курение фимиаму означает то, что Иисус Христос наполнил всю землю благоуханием благодати Духа Святого, что эту благодать в изобилии восприяла Матерь Божия и все святые угодники Божии, что удостоиваемся ее и мы, алчущие и ищущие ее, что благодать прогоняет от душ смрад греховный.

Мы молимся нередко дремлющими от житейских страстей сердцами и говорим дремание сердца своего, а не истинную, живую, горячую молитву. Свечи и лампады напоминают нам о том, что мы молимся горячей душой, пламенной. Духом горяще, Господеви работающе [Рим.12:11].

18. Доколе работать тлению и налагать на себя новые и новые узы греха и пристрастий житейских чрез лакомство, чревоугодие и пресыщение, любостяжание и тщеславие? Доколе лишати бедную душу истинной ее сферы, истинного света, истинной пищи, истинного одеяния, истинной славы, истинной силы, истинного украшения, исправления, нетления? О, сколь мы леностны и нерадивы для дел духовных, дел спасения, и сколь ревностны на дела плотские, греховные!

Обновляющая верующего на всякий день и час чудесная сила благодати Божией – и растлевающая человечество ужасная сила греха.

Интересуются тем, что есть новость дня и с днем нередко проходит бесследно или оставляет вредные следы, но не интересуются тем, что для человека есть вечная новость: божественною благодатию, явившеюся всем человекам, правдою и святынею духа, которые нам должно приобресть в вечную, неотъемлемую собственность, истиною воскресения мертвых, Страшного Суда, разлучения праведных от грешных, вечной жизни и вечного мучения.

Обновление человека совершается умерщвлением страстей, возвышением добродетелей и к Богу приближением или присвоением, сердечною простотою, отвержением всякого мирского пристрастия, изменением сердечным. Дабы вам исполниться всею полнотою Божиею (вот обновление!) [Еф.3:19]. Обновляется человек в покаянии искреннем, нелицемерном, в причащении, елеосвящении, в непрестанном самоосуждении. Кто во Христе, тот новая тварь [2.5:17]. Се, творю все новое [Откр.21:5]. Благодарю Господа, обновившего меня сейчас благодатию Своею милующею, очищающею, умиротворяющею, освящающею, когда я покаялся в желании тленной награды (временного преимущества), уязвившем меня насмерть. Да, благодать очищает, освящает, преобразует, обновляет, украшает, укрепляет, просвещает человека верующего, ревнующего о духовном обновлении.

Привязанность к земным вещам и удовольствиям повергает всего человека, душу и тело, в тление, рабство, смятение, во мрак, боязнь, малодушие, в узы. Напротив, любовь к небесному – к Богу и Его святому закону, к молитве, богомыслию, воздержанию, чистоте и целомудрию, милосердию, кротости, незлобию, смирению, терпению – обновляет, просвещает, укрепляет, украшает человека.

Слово о скорченной женщине [Лк.13:10–17]. Тема: грех тлит, унижает, повергая в рабство [страстям], уродует человека, а добродетель сообщает ему прямоту душевную и вид бодрый, делает его свободным, возвышенным, достопочтенным.

19. Благодарю Господа за великую и богатую милость, явленную мне по молитве покаяния в церкви во время утрени и во время ранней обедни; благодарю Господа за оживотворение Божественными Тайнами и за победу над духами злобы, подстрекавшими меня с великою силою озлобляться на нищую и глухую старуху, взявшуюся подносить ребенка чужого к причастию, за ее неповоротливость. Благодать сломила врага и силу его во мне. Благодарю за помилование и дарование мира, пространства, дерзновения в Совете попечительства по молитве покаяния моего в озлоблении и презрении нищих, гнавшихся за мною.

Благоухание фимиама означает Христа Спасителя, облагоухавшего род человеческий, смердевший грехами, и всю землю наполнившего благоуханием Своим чрез Евангельскую проповедь.

Истинный хлеб, укрепляющий сердце и душу человека, есть благодать Христова, Пречистое Тело и Кровь Господня, святое слово Его, усердная, пламенная молитва. А обыкновенная пища и питие, принимаемые без нужды, по прихоти и привычке, расслабляют сердце, парализуют его. Слава благодати Господа Иисуса Христа, всегда оживотворяющей и укрепляющей сердца верующих и молящихся. Она – величайшее в мире утешение наше. Заступи убо, Господи, спаси, помилуй и сохрани нас Твоею благодатию. И от полноты Его все мы приняли и благодать на благодать, ибо закон дан чрез Моисея; благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа [Ин.1:16–17].

Многочисленными и различными прелестями смущает и увлекает ко греху души наши диавол: прелестию здравия и жизни, прелестию радости и спокойствия, принимаемою в смысле мирском, плотском, прелестию прекрасных лиц, прелестию удовольствия, прелестию пищи и питья, прелестию денег, довольства, роскоши, прелестию наград и отличий, тщеславия и честолюбия, прелестию страха и боязни, прелестию зависти или благополучия ближнего, прелестию гордости, злобы, мщения – словом, бесчисленными мечтами или миражами преклоняет бедные души наши ко греху; и страхом боязни и смерти человек чрез всё житие повинен бывает работе79 вражией, волей и неволей работает греху многоразличному. Но истина и благодать Господа Иисуса Христа сильнее прелести вражией и побеждает ее; верующий может все стрелы лукавого разжженные угасити.

20. Воскресение. Благодарю Господа, пославшего мне избавление от скорби и тесноты и срамоты, постигших меня после чтения Евангелия, коего я недочитал по бесовскому страху (сливки меня испортили в посту). Чрез [запрещение победил].

Господь пришел на землю для того, чтобы возвести нас от тления к нетлению, от греха во святыню. И вот для этого, между прочим, дана нам заповедь о посте, чтобы мы обуздывали чрево, от которого так много бед произошло, возводя мало-помалу от тления к нетлению, или от любви к чувственным удовольствиям к любви духовной к Богу и ближнему. Итак, помяни, что пища для чрева, и чрево для пищи; но Бог уничтожит и то и другое. Тело же не для блуда, но для Господа, и Господь для тела. Бог воскресил Господа, воскресит и нас силою Своею [1.6:13–14].

Усыпляет нас враг невидимый или усиливается усыпить чрез пристрастие к чувственным удовольствиям и отъемлет от сердец наших силу христианства, колеблет веру, надежду и любовь или совсем искореняет в некоторых; отъемлет желание покаяния, кротость, смирение, незлобие, терпение, чистоту и целомудрие, коими благоугождается Бог и приближается к человеку.

И что за безумство, что я работаю тлению и убегаю от нетления, гоняясь за чувственными удовольствиями, и [удаляюсь] от Бога, источника нетления? Ибо вот я вижу, как иссякает во мне благодать Божия от чревоугодия и лакомства, как враг усиливается надо мною, делая во мне пакости во время общественного богослужения и вне его; он, как злой клин, внедряется в сердце мое, наводя холодность, бессилие к добру, уныние, озлобление, нетерпение, боязнь, блудные похоти, леность, смущение. Вземлет, вземлет враг слово от сердца, да не вероваше спасемся [Лк.8:12]. Но победит твое лукавство, враже мой, победит Господь и Спаситель мой, и я не буду тебе, врагу моему, стяжание и брашно. Он, Господь, ущедрит мя.

20. После обедни. Благодарю Господа, совершившего со мною чудо исцеления и спасения во время чтения Евангелия о сляченной80 женщине [Лк.13:10–17]: меня, крайне сляченного многими грехами и кознями бесовскими, Господь во мгновение исцелил, как и сляченную женщину, жало диавола исторг, огонь адский погасил, росу благодатную ниспослал в сердце; обедню всю дал мне совершить непреткновенно, хотя при крайнем внутреннем борении. Слово краткое сказал, прославил Господа, Его благодать и милость к нам грешным.

После всенощной. Благодарю Господа, удивившего на мне спасение Свое в начале всенощной и пред литией, и по благословении хлебов, когда диавол лишил меня последних слов молитвы; благодарю Господа за помощь при чтении Евангелия. Люто борол меня всех боритель. Но Господь близ, еже избавляти мя, и чуток, еже слышати мя, вопиюща к Нему воплем сердечным. Слава Господу!

21. Благодарю Господа за покойный и здравый сон и за совершенное восстановление сил моих! (Вечером кушал виноград, яблоки, стакан молока с черным хлебом по немощи моей.)

Всякая земная красота – тление или как цвет на траве, земля и пепел. Нелепо разумному существу, одаренному бессмертною душею, работать тлению и прельщаться им, алкать красоты для своего грубого, плотского наслаждения. Надо прилепляться сердечною любовию к Богу, источнику жизни, святыни и красоты – эта любовь свята, нетленна, вечна, а плотская любовь нечиста, тленна, недостойна человека.

Злой, мерзкий и лукавый демон ежеминутно усиливается по свойственной ему злобе, мерзости и лукавству чистые дела Божии сквернить в помышлениях наших, прекрасные безобразить, нетленные растлевать, простоту превращать в лукавство. Бодрствуй и твердо стой, человек, против его лукавства и не смущайся его пакостями, не соизволяй на его всескверные помыслы, всеваемые в твою душу.

21. После обедни. Пред самой обедней понес я сегодня сильное поражение от диавола чрез зависть дьячку своему в том, что ему везде дают, особенно за молебны, а я пишу всё в кружку, из которой он в свое время опять получит доход. Уязвив и пленив меня завистью, враг засел в моем сердце, и я не мог выгнать его в продолжение всей обедни: всю обедню я возился мучительнейшим образом с ним, был смущен, утеснен, посрамлен, подавлен до того, что не мог говорить как должно молитв и возгласов. А это попустил на меня Бог за нарушение поста и пресыщение с вечера молоком, я чувствовал крайнюю грубость сердца от молока. Итак, нарушение поста привело меня к зависти, алчности (как малые просфиры недавно), охлаждению к Богу, неприязни к сотоварищу (дьячку) из-за денег. Вот тебе и горнее небесное служение! Вот тебе вместо мира смятение, посрамление, поражение! Пост нужен, пост непременно!

А ведь и мне и дьячку туне Господь посылает щедрые дары Свои! Господи! Мы Твои волы молотящие: соедини нас любовию неотпадающею. Даждь мне в уметы81 вменяти деньги и любити Тебя и ближнего. Сие бо есть единое на потребу. Буди!

Он сам, дьячок мой, признается, что я ему лишнее даю. И Господь с ним, – чего же я позавидовал ему в доле его? Разве моя доля мала? Довольна и предовольна, не по заслугам. Благодарю Господа! Прочь Велиар злейший! О, нелепость греха! Чем пресыщеннее плоть, тем более алчет, завидует, беднится, нищенствует! Тем более вооружается против ближнего и против Самого Бога! Досадует, ропщет, хулит, безбожничает, блудствует, кощунствует.

Благо есть надеяться на Господа, а не на деньги. Не можете Богу работати и мамоне [Мф.6:24]. Как может работать Богу сребролюбец? Не может, ибо он завидует, скупится, жестокосердствует к ближнему, питает неприязнь к совместнику. Ближний делается ему врагом потому только, что он столько же, сколько он, получает прибыли.

Чревоугодник не может любить Бога и ближнего, ибо из-за сладкого куска он нередко ненавидит ближнего, за то [то есть], что он должен с ближним разделить этот кусок.

Итак, надо презирать и распинать плоть с ее страстями и похотями. О, как ужасно страдает душа из-за плоти многострастной! Как грешит много и премного, часто и пречасто! Блаженны преподобные, мученики, иерархи, апостолы и все святые, умертвившие плоть и умершие миру и суете его! Они истинные мудрецы! Истинные рабы Христовы! Образы Божии! О, как уничижается душа из-за плоти и страстей плотских!

Как оскверняется чрез нее образ Божий! Как по природе владычественное рабствует своему слуге – плоти.

Благодарю Господа за благопоспешение в богослужении и за оживотворение чудное Божественными Тайнами и за успех в гимназии.

В человеке есть гордость естественная, прародительская, и ее надо усмирять чаще – поклонами пред Господом, пред святыми Его Ангелами и человеками и пред старшими и начальствующими на земле. Вот для чего и что значат поклоны, коленопреклонения, падения в землю. Непоклонный человек – гордый человек.

Я позавидовал вчера дьячку в его доле, слепой, алчный, сластолюбивый, корыстолюбивый, блудный, ленивый, нерадивый. Но за что я-то более должен его получать? И сколько же получаю больше его я? Впятеро. Одного жалования из гимназии я получаю семьдесят рублей с лишком, а из собору? До ста. А дьячок? Всего рублей пятьдесят. Но он зато семейный, хотя и я не без больших семей. Я согрешил – и каюсь. Да смиряюсь и доброжелательствую всем. Воистину смирил мя еси, яко да научуся оправданием Твоим [Пс.118:71].

Плоть наша и без того в воспаленном состоянии греха и страстей бесчисленных, а мы, безумные и нерадивые, невнимательные к себе, еще более воспламеняем ее ежедневно разными прихотями, лакомствами, пресыщением, пиянством, курением табаку, лицезрением, роскошью и щегольством в одеянии, картежною игрою, зрелищами, танцами. Бездною грехов вызываем новую бездну.

В церкви нет ни одного образа, ни одной вещи без глубины смысла и значения, без назидания – всё учит и назидает в ней: и свечи горящие, и лампады, и каждение, каждое слово и движение!

Сегодня очень прогневался я на нищего, архангельского крестьянина, который сказался обкраденным и коему не с чем ехать домой. Я не поверил ему и презрел его, дав только гривенник, ибо много нищих обступает меня всякий день. За грех мой я уязвился в сердце, грех мучил меня, я каялся, молился и получил прощение от Господа. Славлю Его благопослушество и милость.

23. Благодарю Господа, возвеличившего милость Свою на мне во время совершения литургии избавлением от страстей моих и от теснот моих и дарованием мне прощения, мира, свободы, пространства, дерзновения при служении литургии. Благодарю Господа, оживотворившего меня чудным, животворящим огнем благодати Духа Святого по причащении пречистых и животворящих Таин. Благодарю Господа, избавившего меня от сильной, ужасной бури Велиара, нашедшей на меня во время вечерни, начало которой (бури) было прежде вечерни в зависти дьячковой жене (Зреловой), что она и хороша собой, и одевается богато и изящно, и ему самому, что одевается богато и всем доволен с избытком из-за меня. Но это с моей стороны было безумно. Между тем адская зависть и злоба диавола так одолели меня, что я терзался счастьем брата, и только в силу мучения и покаяния моего, сознания неправды своей и молитвою к Богу, что Он, Господь, расторгнет как паутину сети вражии, я освободился от мучения сего. И Господь сломил крепость врагов моих. Я успокоился и служил спокойно вечерню, кроме великой и просительной ектений, на которых идет [...]! Благодарю Господа за дарование дерзновения при совершении панихиды у Забоевой в Нижней Широкой улице. Буди имя Господне благословено отныне и до века [Пс.112:2].

24. Боже чудес! Благодарю Тебя за чудеса милосердия Твоего ко мне многогрешному при служении утрени (после пьянства и пресыщения накануне у Ксении Львовны Никитиной) и литургии, особенно во время литургии, по причащении Святых Таин, чудно меня ожививших; при служении панихиды у Забоева и особенно после нее, когда я гневался на дьячка Зрелова за обман и вероломство (не пришел на панихиду из-за пьянства, хотя трезвый дал слово быть) и после покаяния получил прощение, когда вошел к больной Васильевой в квартиру и помолился Господу о прощении и мире; но особенное чудо милосердия показал на мне Господь, помиловав и оживив меня, умершего грехом жестокосердия и биения нищего (за волосы обеими руками, в восьмом часу вечера): пришедши домой, я сердечно покаялся в грехе и убедительно молил Господа помиловать меня, как Сам Господь научил меня, и – о, торжество! узы смерти расторглись и я ожил! Слава Господу, помиловавшему меня! Бесконечно много простил мне Господь по бездне милости Своей и любви Своей ко мне, и я должен презельною82 любовию возлюбить Его. Буди!

Кто гневается на ближнего за какой-нибудь проступок, тот, по словам святого Максима Исповедника, не имеет любви83. А я гневаюсь, окаянный, и доселе еще не научился кротости, незлобию, любви, терпению.

Молись не поверхностно, но всем сердцем, из глубины души, доходи сам, своим размышлением до основания каждой мысли, каждого выражения словесного в молитвах, почему именно так сказано и так именно должно делать. Тогда молитва твоя будет разумная, сердечная, животворная, исполнена светом и благодатию; она доставит тебе глубокое наслаждение духовное, мир и радость. Тогда ты возлюбишь ее более всего на свете. А поверхностная молитва, как неплодящая, наводит скуку, зевоту и неохоту.

26. Благодарю Господа за великую помощь и избавление от бесплотных врагов во время богослужения в храме и вне богослужения по отказе нищим двум за пьянство.

27. Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть и был и грядет, Вседержитель [Откр.1:8]. Начало и конец богослужения есть Господь, Которого мы и славим во всё продолжение богослужения недостойными нашими устами. Но враг бесплотный в сердцах наших старается быть началом и концом, то есть и в начале, и в продолжении, и в конце службы старается нас каким-нибудь грехом смутить и запнуть и возгнездиться в нашем сердце, чтобы мучить нас, например, чрез рассеянность, страх бесовский, чрез пристрастие к чему-нибудь житейскому. Да будет же альфой и омегой всех наших помышлений, желаний, стремлений Господь – мир наш, свет, сила, радость, лепота, богатство духовное. Вчера под самый конец всенощной ворвался в мое сердце лукавый чрез маловерное смущение мое при говорении отпуста всенощной: хотел выговорить имена всех святых дня и храмовых и убоялся страха вражия. Чрез меня, маловерного, страстного, супостат хулит святых Божиих, не давая выговаривать столь честны́е84 имена скверными устами моими. Жестоко уязвил меня этот всесветный мерзавец и сделал во мне злое воспаление; вышед из церкви, я, в уединении гуляя, каялся и молился о грехе своем, прося прощения и исцеления у Господа, и получил скоро. Он же, окаянный, и на великом входе всегда запинает меня, не попуская выговаривать имена высочайших особ, – такая злоба, такое коварство, такая мерзость! Людей ли стыжусь в Божием деле?! Имейте веру в Иисуса Христа нашего Господа славы, не взирая на лица [Иак.2:1]! Ныне человеком ищу угодить или Богу?

При каждении престола, царских врат, икон и народа мне послал вчера Господь возвышенные чувства. О, как почтил, возвысил род человеческий Господь наш, став человеком и обожив нашу природу, вознесши ее превыше всех небесных чинов, посадив и спосадив на престоле Божества! Какого благоухания исполнил землю Своим воплощением, землю, которая так воссмердела от человеческих беззаконий, скверн, греха! А мы, недостойные, как бы не хотим разуметь своего достоинства, своего блаженства и живем недостойно своего звания, в пристрастиях различных, в лености и нерадении.

Благодарю Господа, сподобившего меня приобщиться животворно и причастить Святых Таин человек двенадцать женщин и одного мужчину в субботу, 26 ноября.

Владычице моя, Пресвятая Богородице, научи мя жительствовати по Твоему образу смирения и чистоты и преданности в волю Божию. Когда я буду взирать на Твой пречистый образ, Владычице, даждь мне благодать это и мыслить и чувствовать.

Святая Церковь есть начало жизни нашей просветительное, освятительное, очистительное, укрепительное, утешительное. Нас окружает и проникает ежедневно тьма страстей и суеты житейской, ослепляющая нас до того, что мы теряем из виду цель нашей жизни, цель столь важную, что пред нею не стоит ничего весь мир. Кроме того, мы оскверняемся каждый день и час множеством грехов, умерщвляющих наши души, а стихия, жизненное начало нашей души, созданной по образу и подобию Божию, есть святость. Где взять ее? Кто даст ее человеку? – Одна Церковь, обладающая всеми сокровищами освящения и спасения. Мы немощны естественно и от различных грехов, скорбей, болезней, – кто уврачует, утешит нас? – Святая Церковь, в которой заключается бесчисленное утешение как во всем строе богослужебном, так и в особенности в Священном Писании, в Святых Таинствах, в житиях святых. В Церкви все силы к животу и благочестию [2.1:3].

27. Воскресение. Благодарю Господа, спасшего меня в квартире Спиридона Павлова и Спиридона Даниловича Анцова пред молебнами от сердечной тесноты, и особенно во время литургии, когда сказали, что протоиерей не записывал денег в кружку в два праздника. Я покаялся и получил от Господа прощение. Потом спас меня Господь в квартире Оглудина в доме Цепова и капитан-лейтенанта85 Бурачка пред крещением.

28. Благодарю Господа, воздвигшего меня совершенно здравым, бодрым, покойным от сна после вчерашних трудов и доброй беседы у Павла Степановича Бурачка и после здоровой, постной, отлично вкусной и свежей его трапезы. И воздух в комнате моей способствовал отчасти этому. Сладко после трудов спал я. (Милостыней удовлетворил нищих.)

Многократно помиловавшему меня нынешний день Господу слава, слава, слава! Пред молитвой родильнице [...] Александре Степановне (он Петр Павлович) на сердце были скорбь, теснота, срамота, боязнь от огорчения на протоиерея за похищение братских денег. Помолился сердечно Господу на коленях, и всё прошло. При чтении молитв родильнице несколько слов и имен пропустил от боязни бесовской, и опять скорбь и теснота. По выходе опять возвел сердечное око к всевидящему Оку в покаянии – и опять исцелел. Затем, возвращаясь с поисков протоиерея, нашел на нищего, который погнался за мною; я велел ему идти назад, не желая, чтоб он преследовал меня, а когда он не хотел этого исполнить, я крикнул во гневе городового, и нищий удалился. Мне опять стало худо. Беду свою увеличил я, неохотно подав гривенник другому нищему и сказав слова маловерия: вас тысяча ко мне ходит, где мне вас одевать, обувать, кормить? Но силен Бог и тысячи пропитать.

В молоке и сливках есть блуд: я поел немного сливок для легкости в груди, и вот сделался прилив блудный. Сласти – грех. Пост надо соблюдать неотложно. Иже Христовы суть, плоть распята со страстьми и похотьми [Гал.5:24]. Прости, Господи, похотение мое.

Благодарю Господа, послушавшего меня: когда я был на лестнице к протоиерею в тесноте и смятении и возвел сердечное око в покаянии к Всевидящему Оку, тотчас я получил прощение, свободу, мир и с протоиереем говорил по благодати Божией мирно и любовно. Слава Богу!

29. Утро. На сердце теснота, томление, скорбь от вчерашнего невоздержания на именинах у купца Сизова: сардинок, селедки, рыбы свежей ел больше надлежащего, и особенно оттого, что дома сливками разговелся прежде разговения: крайне тяжело стало, заниматься не мог; сверх того, тесно на сердце и оттого, что нищих не удовлетворил во всем. Помилуй мя во всем, о пренеисчетная Благостыня, и потерпи на мне.

Есть мне надо крайне мало и крайне легкую пищу, а я ем, безумный, много и тяжелую пищу во вред душе и телу, благодати Божией лишаю себя, окаянный; сегодня не есть ничего ради завтрашнего храмового праздника.

Отец настоятель весьма ласково принял меня вчера и мои замечания о [незаписи] им в кружку денег. Владыко Господь устроил всё во благо; я Ему, Господу, на лестнице протоиерейской помолился – вдруг всё устроил Преблагий, Благопослушливый.

Имея живую веру в Бога, я обладаю ключом к миру, довольству, радости, блаженству сердца, к избавлению от грехов, скорбей, тесноты, болезней, я блажен и преблажен своею верою в Бога. Нехорошо мне, тяжело, грустно, невесело – покаюсь, помолюсь усердно Господу, и станет легко, покойно, довольно и весело моему сердцу. Обладаете ли вы сокровищем веры? Если нет, постарайтесь приобресть его: без него тяжела жизнь на земле.

На будущее время мне урок от посещения обедов: чего я ищу в них? Угождения плоти во вред душе и телу к лишению благодати Божией? Безумно, дерзко против Бога, дарующего мне по неизреченной благости и милосердию благодать Свою милующую, очищающую, освящающую, просвещающую, умиротворяющую, врачующую, облегчающую, водерзновляющую. О, сколь благо воздержание! Как легко, покойно на душе, как светло, тепло, весело!

29. Благодарю Господа, Всевидящее Око, к Немуже восхищах86 сердечное око мое в скорби и тесноте душевной и в смущении и боязни, от диавола мне наводимых; я многократно и быстро, явно спасен был Господом моим. Так было в квартире у директора и пред молебном (который, впрочем, служил отец Павел Даманов), так ранее и после еще разительнее.

Завтра написать места, куда ходить со крестом. Павел Алек-ч звал.

* * *

75

Бу́есть, буйство (церк.-слав.) – глупость, безумие (от буий – неразумный, невежда).

76

Выну (церк.-слав.) – всегда.

77

Бу́ди (лат.).

78

Молитва ко Пресвятой Богородице «Воспеваю благодать Твою...» из последования утренних молитв.

79

Работа (церк.-слав.) – рабство.

80

Сляченный (церк.-слав.) – сгорбленный, скорченный.

81

Умет (церк.-слав.) – помет, навоз.

82

Презельный (церк.-слав.) – самый сильный, преизобильный.

83

«Любовь к Богу и истинная любовь к ближним неотделимы и требуют друг друга. И кто имеет ненависть в сердце к ближнему, тот чужд любви к Богу» (см. преп. Максима Исповедника. О любви. 1-я сотница, §§ 15, 28, 33, 55).

84

Честно́й (церк.-слав.) – достойный.

85

Капитан-лейтенант – высшее из званий младших офицеров военно-морского флота некоторых стран; в Германии и России соответствует капитану армии. В старину также армейское воинское звание, ниже звания капитана. Буквально– «заместитель капитана» (как командира корабля или роты). В русской армии и инженерных войсках – обер-офицерский чин X класса, IX класса в артиллерии, VIII класса в гвардии в Табеле о рангах до 1730 года. В 1730–1798 годы назывался капитан-поручик, затем – штабс-капитан; соответствует современному старшему лейтенанту. В русском флоте – младший штаб-офицерский чин VIII класса, соответствовавший чину майора армии. Введен в 1713 году и существовал до 1884 года. Был восстановлен 9 июня 1907 года и вновь упразднен 6 декабря 1911 года.

86

Восхищати (церк.-слав.) – в значении вознести, поднять на высоту.


Источник: Дневник / Святой праведный Иоанн Кронштадтский. - Москва : Булат, 2005-. (Духовное наследие Русской православной церкви). / Т. 21: 1877-1879. - 2017. - 559, [1] с.

Комментарии для сайта Cackle