Источник

Декабрь 1877 года

1 декабря. Девять часов вечера. Благодарю Господа и Пречистую Богородицу за исцеление меня от сильной головной боли путем естественным – сном вечерним, от четырех до восьми часов вечера. Голова болела от вина, неумеренно питого вчера при разъездах со крестом по домам (хотя пьяным я не был) и от недоспания: я встал в четыре с половиной часа, легши в двенадцать. Благодарю Господа за чудесное оживотворение меня вчера приобщением Святых Таин Пречистого Тела и Крови Его.

Против течения греховного плыву в богослужении и в жизни, потому иногда мне бывает трудно, я запинаюсь, уязвляюсь, страдаю. Но Господь помощник мой – окормитель и помощник, и врач мой, и спаситель мой.

При виде иконы Божией Матери с Предвечным Младенцем помышляй и говори в себе: слава воплощению Твоему, Христе Боже, слава воплотившей Тебя бессеменно Матери Твоей!

О, сколь благо прилепляться к Богу [Пс.72:28] и молиться Ему усердно! Какой покой! Какая сладость! Какая легкость! Какое пространство сердца! Слава Тебе, Источниче жизни нашея, Христе Боже!

2 декабря. Убил по плоти диавол Сына Божия на кресте чрез злых людей, потому достойно и праведно бьет его Господь Иисус Христос и будет бить крестом, и поражать крестом, и сокрушит крестом всю силу его и Сам непосредственно, и чрез верных Своих рабов. Достойно и праведно крест соделался оружием на диавола и полчища его. Слава, Господи, Кресту Твоему честному.

Согрешил вчера: подавая милостыню бедным, прогнал одного из них, когда он стал крепко требовать на одежду и крикнул я городового.

Урок во сне от русского солдата, будто бы во Франции, стране католической, куда и я приехал: солдат дал мне пачку кредитных билетов, потом, сходив куда-то, еще дал пачку, но, взяв от меня, бросал их с пренебрежением на землю несколько раз, научая тем и меня относиться к ним с презрением, тем более что они (деньги) ставят мне ужасную препону в жизни, в молитве и благочестии, возмущают душу, погубляют ее, унижают и посрамляют пред людьми и Ангелами.

Еще видел плетеные или вязаные кружева на церковных одеждах католических священников, вязанные ими самими. Мне показано было это вожатым моим (русским, кажется) с насмешкою, а я посмотрел на эти труды почему-то с уважением и цветные кружева счел цветами добродетелей. Пусть будет так: и они не без добрых дел, упещряющих87 их души. Это было тоже во французских магазинах во Франции; тут же в магазинах и рестораны, где угощаются французы, и мне предложено было любезно выпить рюмку вина. Не умея говорить по-французски, я на прощанье сказал только [...].

Диавол пред молебном и во время молебна в доме Синебрюхова у господина Ландвагена заел меня чрез высказанное мною подозрение отца Клепачевского в утайке славленных (в западной части города) денег, будучи сам причастен утайке их в пользу бедных. Впрочем, я считал и считаю праведным, если только праведно от своих избыточных трудов в пользу братии от лица братии же подать бедным милостыню из туне принятого нами от прихожан. Ведь и нищие – наши братия, и сказано: только бы мы помнили нищих, что и старался я исполнять в точности [Гал.2:10]. Не всё, думаю, свои лично подавать, но иногда и от лица всей братии добытые мною копейки. Итак, во время молебна меня ущемил, смутил и посрамил диавол, так что я не мог выговаривать многих возгласов в ектениях и читать Евангелие на запад и молитвы во время молебна. Не мог избавиться от злодея. Вот и нужно мне презирать деньги как прах и грязь улиц: они отлучают душу от Бога и в погибель ввергают.

4 декабря. Утро. Благодарю Господа, даровавшего мне вчера в два с половиной часа благодать дерзновения и искренности в сердце мое при служении молебна в артиллерийской мастерской; предварительно молебна Господь очистил мою душу от окалявших ее скверных помыслов и ощущений. Славлю многомилостивого и благопослушливого Владыку живота моего. Благодарю и за всенощную у Неустроева, но тут я был несовершен в служении, нападала робость и боязнь, и я пропускал против воли многие слова, – впрочем, слава Богу за то, что говорил и пел. Лукавый пакостил.

4 декабря. Благодарю Господа за чудеса милосердия, за чудеса избавления моего от ужасных теснот и скорбей во время всенощной и особенно литургии ранней; как человек многострастный, я подвергался по своему злому навыку и действию лукавого злопамятству, чувству мщения за обиды, действительные или мнимые, от Н. Сидорова (не принявшего с крестом в Андреев день), подозрительности и гневу на дьячка Зрелова, считая его по клевете диавола мошенником в эксплуатации братских доходов. Эти чувства меня убивали, парализовали меня. Но покаянием и молитвою Господь избавил меня от козней вражиих и даровал мне мир многократно. Искушения были особенно тяжки от пресыщения накануне. Я это чувствовал.

Петра помянуть в Николин день за обедней – Евлампии Петровны отца.

Благодарю Господа за избавление от лукавой похоти в квартире Козлянинова в день именин жены его Варвары. Велико быть по образу Божию! Храни в себе еже по образу! Восходи к подобию непрестанно!

Как позыв на пищу и питье дан Богом животным, в том числе и человеку, для того чтобы они чрез принятие пищи и питья поддерживали жизнь свою, укреплялись и ободрялись, так и пожелание жены законной дано человеку для того, чтобы детотворить, а не для того, чтобы удовлетворять похоти или чувственности. В женщине по намерению Божию нет ничего соблазнительного, и высокое назначение женщины должно обезоруживать всякую похоть как нелепость.

Любить Бога всем сердцем – значит не давать в сердце своем ни на минуту места греху вольному и любить правду во всякое время искренно, твердо, глубоко, неизменно. Даруй и мне, Боже, так любить Тебя во все дни живота моего и отражать вселестный, всепагубный грех, представляющийся нам под видом приятным, под видом правды, под видом требования природы, правил общежития, невинных привычек, обычаев.

5 декабря. Утро. Шедши от утрени, разгневался на нищих, следивших за мною, за то, что бродят за мною, везде, а в церкви в паперти не стояли вместе с прочими, и за то постиг меня палящий огонь в костях моих, и я расслабел отвсюду. Но после краткого, усердного покаяния дома Господь помиловал меня и даровал мне мир и отраду. Слава Господу, еще долготерпящему мне и милующему меня.

Ко греху прельщает нас сладость, до который мы все охотники, также красота, которая подобно магниту привлекает наши сердца. Но эта сладость, эта красота тленны, и наслаждение ими соединено с душевным и телесным растлением. А сладость духовная и красота духовная нетленны, и наслаждение ими вечно, если кто навык в этой жизни прилепляться к сладости и красоте духовной посредством богомыслия, молитвы, бдения, чтения, славословия, доброделания, воздержания. Сердце мое к Тебе, Слове, страхом да возвысится, и да ничтоже усладит мя от мирских красот на слабость88.

Согрешил я пред Господом многократным жестокосердием, скупостию, ропотом, осуждением, строптивостью относительно нищих – меньшей братии Христовой и моей. Видимым ми́лованием их я часто, часто прикрывал свою зависть, скупость, алчность, свое сребролюбие и жестокосердие. Если бы бедные видели, в каком расположении сердца я подаю им милостыню, многие, может быть, не приняли бы ее от меня – так она горька! Так ли нужно раздавать дары Твоей благости, Господи? Помилуй мя, Господи, я оскорблял часто благость Твою и щедроты Твои злобою, скупостию и жестокостию моею, маловерием и неверием моим, я забыл обетования Твои!

Святая Церковь своим богослужением просветляет, исправляет наш взгляд на нас самих, на цель нашей жизни, научает, назидает, утешает, врачует, возвышает горе. Известно, как мир омрачает наши сердечные очи, извращает взгляд на жизнь и на цель ее и каким делам научает поклонников его, таким делам, коих конец – смерть позорная.

О, сколь высока, чиста, небесна и на небеса возводительна христианская вера! Как она возвышает, освящает, одуховляет, обоготворяет человека! Но кто достойно своей веры живет? Кто презирает дольнее, земное и всем существом стремится к небесному? Кто презирает плоть как преходящую? Кто распинает ее со страстьми и похотьми? Кто постится, обуздывая все страсти? Посты необходимы, чтобы просветлять чаще сердечный взор христианина на жизнь, взор, омраченный житейскими сластями, так же как бдение молитвенное необходимо. Чудная вера Христова! Кто достойно ее живет? Кто обновляется ею со дня на день? Восходит от силы в силу? От добродетели к добродетели? О угодники Божии! Апостолы, мученики, иерархи, преподобные и праведные! Вы достойно этой пренебесной веры жили, молились, подвизались, страдали, умирали! За то вы и по смерти благоухаете и прославляемы по всей земле.

6 декабря. Утреня и особенно ранняя обедня были для меня временем тяжкого испытания: первоначалом для искушения были тяжелые ризы; я велел сторожу приготовить другие и легкие, он вынул, но не все принадлежности к ним, иные уронил за шкап и копался долго в поисках, а время было крайне дорого – надо было облачаться немедленно; я рассердился и в нетерпении и озлоблении на сторожа Алексея бросил ему в лицо набедренником; он оскорбился и сказал мне: что вы деретесь? Эти слова уязвили меня и вместе испугали, я устрашился своего поступка, а диавол начал еще более смущать и теснить и повергать в отчаяние. Я прибег к глубокому покаянию, счел себя одного виновным в этом беспорядке, признав себя страстным, безрассудным, и гнев на сторожа отложил, попросив у него не однажды прощения, особенно пред самым причащением. Все время службы диавол борол непрестанно, люто (для меня был день лютый, по Апостолу [Еф.6:13]). Святейший Синод и митрополита не помянул как должно, не сказав от диавольского коварства слов: ихже даруй Святым Твоим Церквам в мире, целых, честных, здравых, долгоденствующих... Заамвонную прочитал всю, отпуст сказал на литургии весь, кроме святого Александра Невского (на утрене скрал весь, потому что был в диавольской агонии). На молебнах и вне молебнов в этот день искушался много раз от диавола убийственною завистью дьячку Зрелову в том, что ему дают везде особенно, а из кружки он получит опять свою долю. Но молитвою покаяния прогонял демона зависти и служил покойно, непреткновенно. Благодарю Господа сил, благопослушливого, благоуветливого, благопременительного, избавителя, спасителя, врача, утешителя, помощника. Все беды искушений происходят от необуздания чрева. Чрево – идол. Когда я буду истинным любомудром? Когда буду жить подобно святым? Когда обуздаю чрево и смирю плоть? Вся завязка греха во плоти, все узлы страстей находятся во плоти, поэтому неотложно нужно распинать ее, удручать постом, бдением, молитвою, богомыслием, трудами.

Во время богослужения мы часто воспоминаем и прославляем Того, Кто создал веки, или время, и Кто от вечности имел о нас память и будет вечно помнить, то есть Господа, Творца веков и Спасителя нашего, сотворившего и содержащего всё глаголом силы Своея.

Раскольникам: сироточки вы несчастные и бедные, ибо нет у вас истинной матери, порождающей и породившей чад своих во истине. Господи! Обрати их к истине Твоей, к Церкви Твоей.

Благость и премудрость Божия устроила для новорожденных младенцев два сосца матерних, как два сладких плода, источающих сладкую, питательную, младенческую пищу. Этими сосцами питался и я, недостойный раб Бога моего. А теперь Господь мой питает меня и Своею Плотию и Кровию! О, чудо! О, страшное Таинство! Благодарю тебя, Творче, Спасителю мой!

9-го декабря. Из переполненного пищею и питьем сосуда плоти сделалось ночью блудное осквернение. Согрешил я, что вечером после бани поел рыбы с булкой сдобной и сам же способствовал ночному осквернению. Встав тотчас (один час ночи), я переменил исподницы, умыл руки и молился всемилостивому Спасителю со слезами, которые Он даровал мне, непотребному. Потом лег и скоро заснул снова.

Чувствую, что не живет во мне, то есть в плоти моей, доброе [Рим.7:18], чувствую в себе самолюбие и все происходящие от него злые отрасли: честолюбие, славолюбие, тщеславие, сребролюбие, жестокосердие, сластолюбие, зависть, недоброжелательство, иногда зложелательство, блудное расположение, лицеприятие, нерадение, леность к богоугождению или ко спасению своему и других, вверенных моему духовному руководству. Господи! Я обременен тьмою зол – избавь от них и спаси меня, ибо Твое есть, еже миловати и спасати. Научи меня презирать плоть многострастную, отлучающую меня от святыни Твоей и от любви Твоей, и прилежать о души и о душах бессмертных. Повинуйтесь, сказано, наставникам вашим и будьте покорны, ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчет [Евр.13:17].

Десять с половиной часов дня. Опять сегодня с алчностию съел целую булку с чаем и тем отяготил себя, став бессмысленным рабом чрева и диавола. Согрешил ко Господу! Поутру не надо есть ничего, даже и пить.

10 декабря. Тонкость, нежность, чистота нравственного чувства необходимы всякому христианину для того, чтобы постигать и чувствовать величие, множество и непрерывность благодеяний Божиих, чтобы иметь горячую любовь к Богу и к заповедям Его, чтобы горячо любить святыню, правду и всей душой и всем сердцем гнушаться порока, во всех его видах и степенях.

Баня третьего дня вечером (8-го декабря) на меня подействовала неблагоприятно своим жаром (в морозное время я мылся в отделении, где каменка и полок): ночью сделалось сильное блудное разжжение, а от него ослабление сил, нездоровье, боль в пояснице, в глубине желудка тягость особенная. Жара надо мне крайне бегать при моей привычке к холоду и свежему воздуху – жар действует разрушительно.

Разве ты о правде ревнуешь, злой и вселукавый демон, напоминая мне о грехах юности или о грехах, ныне содеянных, и смущаешь и препинаешь тем меня по моему малодушию и маловерию? Нет, ты не можешь ревновать о правде или учить правде, а поучаешь только больше согрешать чрез малодушие и отчаяние по содеянии греха, а потому прочь, далече бежи от меня, враже Бога моего и мой, – я согрешил и согрешал единому Богу моему, Ему и каюсь, от Него и милость получу со оставлением грехов моих, а тебе служить не хочу ни по единому образу. За меня Господь мой вполне удовлетворил правде Божией, за меня пострадал на кресте, излиял всю кровь Свою. Цена за меня заплачена вся с избытком. Прочь, враже мой! Крестом поражу тебя. Аминь.

Семь с половиной часа утра. Благодарю Господа, даровавшего мне благодать сладостно прочитать каноны: всем святым канон, заупокойный канон и святым мученикам Мине, Ермогену и Евграфу, канон и стихиры на стиховне заупокойные пропеть и всё последование утрени с Бог Господь и явися нам до конца. Слава Тебе, Господи, сладосте наша и радосте наша, иго благое и бремя легкое [Мф.11:30]!

Виноград и яблоки подействовали вчера вечером хорошо на мой слабый и болезненный организм. Слава Богу! И молочное питье хорошо – благодарю Бога.

Сегодня поел я утром булки с чаем и сухарей, не чувствуя голода и позыва на пищу и питье, и вышло скверно – на желудке тяжесть и занывание, значит, природа наказывает меня за излишество, за алчность и говорит: никогда поутру не ешь и не пей – не время, грех тяжкий работать чреву, а не Богу и дары Божии употреблять на прихоть и обращать в предмет пристрастия.

11 декабря. Что ты бережешь и лелеешь дьявольское гнездо, в котором витает89 и бессмертная, по образу и подобию Божию душа твоя, которую вместе с плотию он наполнил всяким смрадом греховным и всяким тлением? Зачем ты много ешь и пьешь, и сладко ешь-пьешь? Иногда, без сомнения, нужно и для плоти дать пищу и питье ободряющие и укрепляющие, но не всегда, не всякий день, а часто надо и поститься. Помилуй мя, Господи, и научи мя всячески заповедям Твоим, да благоугожду Тебе совершенно и чисту душу и плоть стяжу благодатию Твоею.

Еще не проникла вера Христова во все существо мое, не заквасила три саты муки [Мф.13:33], то есть три силы души моей: разум, сердце и свободную волю мою, еще и мыслю я лукавое, и чувствую лукаво и нечисто, и делаю дела лукавые. Горе мне, окаянному! Умилосердися, Господи, и претвори меня всего из грешного в праведного, из лукавого в святого, из злого в благого, из гордого в смиренного, из завистливого в доброжелательного, из блудного в целомудренного, из малодушного в мужественного, из слабого в крепкого, из ленивого в трудолюбивого, из жестокосердого в милосердого. Аминь. Буди!

Благодарю Господа, пославшего мне сегодня утром благодать Свою, милующую и умиляющую и даровавшего мне обильные слезы умиления при чтении канона и акафистов Спасителю и Божией Матери и канона Ангелу Хранителю.

Не можем мы работать Богу и мамоне [Мф.6:24]. Вчера при соборовании умирающего подумал я, что-де даром тружусь, соборую, читаю, не стоит-де много читать (или пожелаешь иногда денег), и как бы ножом отрезало от сердца благодать мира и душевной целости – смутился, уязвился, обессилел, говорить занемог. Покаялся – и опять пошло всё своим порядком. Ищите, сказано, прежде Царствия Божия и правды, и блага земная приложатся вам [Мф.6:33]. И действительно, сверх чаяния, дано три рубля братии. И всегда так.

11 декабря. После обедни ранней. Благодарю Господа, избавившего меня от ужасного растления, бывшего от пресыщения, от блудного сонного мечтания и от бани. Страшны и пагубны были волны диавольские во время утрени и обедни. Когда я увидел малые, не соответственные моему желанию и норме просфиры, то, желая больших, ощутил вместе неприязнь к просфирнице Елисавете Ярославцевой, зависть при мысли, что она хочет обогатиться, делая маленькие просфиры, и весь смутился, уязвился, утеснен был сердцем, потерялся, утопал, исчезал, а Господь предал меня искушению для наказания и вразумления моего, ибо столько лет прошло в священстве, и я продолжаю служить идолу – чреву своему, отвратившись, отчуждившись от Бога, ибо чревоугодие удаляет душу от Бога, лишает Его благодати.

Сегодня читано Евангелие о званых на вечерю и об отрицаниях их от вечери под разными житейскими предлогами [Лк.19:41–44]. С ужасом узнал я, что и я в числе этих отрицающихся, ибо, как и они, и я село купих, исполненное бесчисленного терния страстей: сластолюбия, сребролюбия, честолюбия, лености, зависти, гордости, блуда, и сего ради не иду на вечерю, погибая в житейских сластях. Купил пять пар волов, то есть работаю усердно всем пяти плотским чувствам, живу плотскою, а не духовною, небесною жизнию; жену поях, то есть угождаю жене, исполняя желания ее, противные воле Божией, например ем нередко скоромное в пост, хотя и сам по себе делаю то же. А ведь думал я прежде, и другие думали обо мне, что я твердо и невозвратно иду на вечерю Божию, подавая милостыню, часто служа службы Божии и говоря поучения к народу. И выходит, что я обманываю сам себя и других. Господи! Я должен быть ангелом во плоти, как священник Твой, и не иметь ни к чему земному пристрастия; я должен быть весь горним, небесным, пламенным, как Серафим, стоя у престола Божия, а я бываю нередко весь земным, страстным, связанным неразрешимыми узами страстей; совершая пренебесное Таинство Тела и Крови Христовой, я должен быть весь небесен, проникнут горячею любовию к Богу, Божией Матери, к Ангелам, к святым, к человечеству, искупленному Кровию Господнею, а между тем бываю весь земным, низким, омраченным, посрамленным, смятенным ради множества грехов.

Празднуя еженедельно воскресение Христово и имея в том побуждение сам воскресать духовно, обновляться, я, окаянный, нерадею о своем воскресении и обновлении и остаюсь тем же ветхим, многострастным, каким и был двадцать лет назад или еще и хуже. Умертви во мне, Господи, плотское мудрование! О стужающая, надоедающая мне до смерти мудрость плоти, страстная, погибельная, темная, смятенная, беспутная, нелепая! Доколе ты будешь пребывать во мне? Доколе не умерщвлю тебя?

Благодарю Тебя, Господи, яко спас еси мя от лезвия греховного благодатию Твоею милующею.

Алчный червь самолюбия мучит меня часто, омрачая и от Бога разлучая и от любви к ближнему; то он как честолюбие мучит меня, то как гнев суетный, сокрушительный, презорливый, то как тщеславие, то как корыстолюбие, то как сластолюбие и алчность, то как блуд, то как леность и расслабление, нерадение о делах звания, то как зависть, то как неприязнь к недоброжелателям и обидчикам, то как боязливое человекоугодие и человеконадеяние, раболепство и подобострастие.

Благословенно Царство Отца и Сына и Святого Духа, Царство правды, святыни, премудрости, щедрот, человеколюбия, Царство вечное, непреходящее, нетленное. Да царствует же в нас, членах сего Царства, Бог и да свободны будем от всяких страстей и от насилия диавола!

Разобрать тщательно бывшую сегодня алчность во время проскомидии при виде маленьких просфир, отчего она сильно одолела меня. Я просфор почти не ем – даю другим, но большею частию сытым людям, – на что им большие просфоры давать? На что угождать им? А главное, зачем смущаться, малодушествовать? Не надо было обращать внимания. До этого довело меня чревоугодие частое, пресыщение, нарушение поста. Не о хлебе единем жив будет человек, но о всяком глаголе, исходящем из уст Божиих [Мф.4:4]. Я идолопоклонник: на чрево, на яства полагаюсь, плотскую жизнь, временную, исчезающую полюбил и удовольствия временные, грубые, плотские, как язычник, как эпикуреец, как циник90.

Да буду я исполнение (полнота) Исполняющаго всяческая во всех [Еф.1:23].

Надо молиться и служить Богу так, чтобы молитва была всякий раз питательна для ума и сердца.

Крестное знамение на челе, чреве и плечах для того, чтобы Господь в Троице был и в мыслях, и в чувствах, и во всех делах наших альфой и омегой.

Богослужение отрезвляет упоенные житейскою суетою души, врачует, утешает, очищает, просвещает, освящает, укрепляет, обновляет, оживотворяет.

Бездну имея грехов, как буду смотреть на чужие грехи и сердиться на согрешающих? Нелепо. На себя буду сердиться за неисправление.

12 декабря. Столетие со дня рождения императора Александра Первого. Предстоит служба в церкви учебного экипажа вместо болящего отца Павла Николаевича Ламанова.

Господи! Даждь ми сердце чистое, мирное, свободное, благонадежное, мужественное, неблазненное, непоколебимое, горячее к Тебе, Богу моему, при совершении литургии и потом навсегда. Избавь меня от наветов и козней сопротивника и от лести и мучительства его. Да будет для меня и для всех литургия благотишным пристанищем.

Пресвятая Владычице Богородице, носившая на пречистых руках Своих Недремлющее Око и благопреклонительный ко всем призывающим Его Всепослушающий Слух! Яви на мне, о Всеблагомощная, Всевидящая и Всеслышащая в Сыне Твоем, благопромышление и милость Твою и силу Твою: избави меня от наветов и искушения супостата, от лукавства, блазнения, неподобных мыслей и чувств, от смятения, связания вражия, ложного стыда, и даждь чистоту и простоту сердечную, дерзновение, мир, свободу и всяческую благодать, о Благодатная! Буди! Я видел во сне худую, издыхающую, битую, с большим клювом птицу, значит, хищную, – да будет это добрым знамением, да будет подобен этой птице диавол силою Твоею и милостию Твоею ко мне, недостойному. По сердоболию я жалел эту птицу и желал, чтобы она поправилась. Но птицы пусть поправляются, а диавол со своими кознями и мерзостями да не исправится91 во век, да погибнет во век. Буди! А мы да распинаем плоть свою, в которой он, как в гнезде, живет.

Ты, Владычице, попрала змия адского пречистыми стопами Твоими, – попери его и мною, смиренным и непотребным рабом Твоим, навсегда, навек. Умоли Сына Твоего и Бога нашего, да даст мне власть наступати на змию и на скорпию и на всю силу вражию, да ничесоже мне повредит и людям Твоим [Лк.10:19].

Сласти, деньги, почести, отличия, красота суть терние наших сердец, которое надобно презирать и отбрасывать, а не прельщаться им.

12 декабря. После обедни, совершенной мною в церкви святителя Николая Чудотворца в учебном экипаже. Видел, Господи мой, видел я многократно спасение Твое в душе моей, когда умерщвляли ее, бедную, козни врагов невидимых – при начале самом обедни во время проскомидии на сердце моем была тоскливость и занывание, смятение и теснота, но когда я в покаянии помолился Господу, то вскоре освободился от них, получив от Господа мир и свободу. Впрочем, потом враг опять уловил меня, особенно пред молитвою о даровании помощи отечеству, государю и воинам в борьбе с турками; тут во время молитвы я довольно пропустил в конце слов от боязни бесовской. На великом входе от той же боязни бесовской не выговорил по имени наследника и наследницу и сына их. Заамвонную молитву прочитал всю. Отпуст скрал. Благодарю Господа за оживотворение небесным огнем Святых Таин души и тела моего; Евангелие на благодарственном молебне прочитал без слов како не обретошася возвращшеся дати славу Богу, токмо иноплеменник сей [Лк.17:18] ... При чтении молитвы благодарственной слов: всегда благодарственная приносити и преблагая глаголати не сказал, но молитву читал громко и выразительно... Девочек, близко стоящих, устыдился, этих чистых, прекрасных, нежных созданий. Вот какая болезненность характера! Боже, избави, очисти и помилуй мя.

О иерее! Стой непрестанно на высоте евангельской идеи священства, на высоте своего призвания, помни, что ты поставлен пасти души человеческие, искупленные кровию Владыки неба и земли, а не себе угождать [ср. Рим.15:1], то есть не чреву угождать, не деньги собирать да не отличия собирать. Проповедуй слово, настой во время и не во время, обличай, запрещай, увещевай [2.4:2].

Доселе я испытал несчетно раз, что наслаждение пищею и питьем ни к чему доброму не приводит, напротив, к худшему: к расслаблению души, к усилению надо мною козней вражиих, к нравственной бедности и пустоте, к лишению благодати Божией, которую приходится снова стяжавать многими слезами и воздыханиями из глубины души. Святой Апостол говорит: хорошо благодатью укреплять сердца, а не яствами, от которых не получили пользы занимающиеся ими [Евр.13:9]. Итак, что же следует? То, что надо непрестанно поститься, распинать плоть со страстями и похотями. Ни к чему хорошему не приводит и алчность к деньгам, напротив, к худшему: к отпадению от Бога, от любви к ближним; и алчба почестей тоже к отпадению от Бога.

Что изображается в церковных канонах, совершаемых на всенощных или утренях? В канонах воскресных Октоиха изображается чудо славного воскресения Христова и спасительные плоды его для верующих; также прославляется Божия Матерь и испрашивается Ее ходатайство, а в будничных, смотря по дням недели, стихи покаянные, похвала Ангелам или Предтече, Божией Матери, Кресту, святым апостолам, святителю Николаю, всем святым и краткие моления к ним; в канонах святым минейным – их нравственные облики, их подвиги, борения, страдания, добродетели.

13 декабря. Благодарю Господа, избавившего меня сегодня во время утрени от коварства бесовского и мучительства страстей и даровавшего мне духовное наслаждение в чтении канонов святым мученикам Евстратию, Авксентию, Евгению, Мардарию и Оресту и в пении стихир на хвалитех.

Даруй мне, Господи, благодать и силу и благоискусство оградить сердце мое со всех сторон, как несокрушимую твердыню, чтобы оно было недоступно врагам бесплотным и плотским ни с которой стороны. Буди Ты мне, Господи, столп и крепость от лица вражия.

12-го декабря служил с отцом диаконом Петром Софроновым в церкви учебного экипажа при собрании воспитанников и воспитанниц мужской и женской гимназий; много томления, скорбей, срамоты наносил мне враг, муча меня, плакал я от сознания своей греховности и своего окаянства и своей немощи, и Господь помогал мне многократно. Служил со смирением и искренностию посильною. Благодарю Господа. Диакон служил очень хорошо. Дьячок тоже.

Ты искал доселе более временного и заблуждался, так делая, – ищи отселе более вечного и будешь на истинном пути. Даруй, Господи!

Грех прикрывает себя прелестью, не давая себя видеть в омерзительном и пагубном виде. Внимай, наблюдай, обнажай его.

Благодарю Господа за безмерную Его ко мне милость, что услышал меня в скорби и тесноте и в боязни диавольской и избавил меня от всякой беды и напасти и вывел на пространство не однажды, а многократно, пред панихидой и во время панихиды в квартире Неелова, и притом пред каждой ектенией и отпустом и особенно на пути к английскому пастору, когда я, явившись опять жестокосердым и строптивым к нищим, был наказан опять скорбию и теснотою, от которых опять Господь, услышав, спас меня по моей усердной, неотступной покаянной молитве. Милость Божия совершилась надо мною воочию: я видел внутренно, я ощутил явно пришествие Господне и избавление живоначальною десницею от напастей моих. И явился к пастору утешенный милостию Царя царствующих.

Диавол до крайности теснит меня везде, везде ставит препинания мне, везде насилия, везде жала, везде лезвия, везде теснины, везде скорби, везде нелепицы, мерзости свои внушает мне.

В годичном круге богослужения изображена вся история, вся судьба прошедшая, вся жизнь нашей Церкви Святой Православной, всё ее учение и нравоучение, все догматы, все подвиги, борения, страдания как Самого Подвигоположника Господа Иисуса Христа и Божией Матери, так и всех святых: апостолов, пророков, мучеников, иерархов, преподобных, бессребреников и праведных; своим богослужением она научает всех христиан молитве, славословию и благодарению Бога, сама молится за всех, утешает, располагает к покаянию во грехах, ко умилению, исправлению, к добродетельной жизни, требует плодов покаяния, напоминает о смерти, о Страшном Суде, изображает грозное судилище Господа над всем миром, представляет наше страшное греховное растление, от которого невозможно избавиться без Спасителя, без врачевства веры, без Таинств Покаяния, Причащения, без поста, без слез, без подвигов умерщвления плоти, без милостыни. Богослужение и научает, и утешает, и питает, и врачует, и укрепляет души христиан. Оно возвышает и радует без числа дух христианина. Это небесное сокровище на земле, данное нам милосердым Господом и Искупителем нашим. Это сокровищница всех благ, всех даров Святого Духа, сокровищница всех сил к животу и благочестию [2.1:3], всех добродетелей в лицах, в примерах, достойных подражания.

Чрез твое малодушие, маловерие, смятение, колебание при богослужении общественном в храме или в домах враг рода человеческого ищет нанести поругание не тебе только, но всем, поругание вере Христовой, ее спасительным и утешительным для человечества истинам, поколебать веру и упование в людях, иссушить любовь в сердцах, которая насаждается, укрепляется, разгорается от богослужения. Далеко смотрит злохитрый враг – но да не успеет он ни в каких кознях своих над нами по благодати Христа Бога, да разрушатся все коварства его и да исчезнут как дым.

14 декабря. Среда. Много горьких скорбей и напастей перенес я сегодня от своих грехов и невидимых врагов. Сначала утром рано за то, что уклонился, своротил в сторону от нищего, гнавшегося за мною в темноте, потом во время утрени за гнев на дьячка Зрелова, происходивший оттого, что он не исполнил будто бы приказания моего сказать сторожам о ранней обедне, в-третьих, во время литургии многократно подвергался насилию и козням невидимых врагов за свое пресыщение и пиянство. (У английского пастора выпил две рюмки марсалы и почти стакан рейнвейну.) Я так был немощен и уязвлен, так окаянен, что много обливался слезами, и вот милосердие Божие одолело мои прегрешения, Божественная благодать победила грех, и Божественная жизнь одолела смерть, которая во мне. Причастившись Святых Таин, я весьма оживился. Слава Богу! Благодарю Господа, сподобившего меня выговорить все возгласы и отпуст на панихиде вечерней у Неелова (тесть его Иоанн Львович умер); я проникся весь молитвою и умилением со слезами и важностию произносимых слов, и Господь помиловал меня: я не убоялся и не устыдился людей благородных, тут стоящих, как прежде. Ибо прежде найдет страх вражий, расслабит сердце, омрачит меня, и скраду слова.

Сегодня до обеда ничего не ем (15 декабря), ибо вчера вечером ел довольно.

Верую во едину Святую Церковь92. Ты член этой единой Божественной святой семьи (Ангелов и всех святых). Помни это всегда и веди себя достойно.

15. Буду и еще превозносить Господа за преславное спасение Его моего недостоинства от козней вражиих во время утрени и литургии и за оживотворение Божественными Тайнами. Благодарю Господа за избавление от адской тесноты и скорби после того, как я скрал по боязни слова возгласа и отпуста на литиях по Иоанне Львовиче Игнатьеве, тесте Неелова.

16. После ранней обедни от Никитина старосты. Благодарю, славлю и превозношу Господа, сотворившего со мною дивное чудо оживотворения Святыми Тайнами, умирившему, распространившему, возвеселившему. Слава Тебе, Господи, жизнь моя из мертвых, слава Тебе, милосердие бесконечное! От великой тесноты вражией избавил меня Господь, а долго теснил меня враг, упорно; премог Господь крепость его мечтательную. Да посрамится навеки враг силою и мудростию и благостию Господней. Аминь.

Шесть часов вечера. Благодарю Господа, милостиво услышавшего меня в покаянии и избавившего от великой скорби и тесноты грешную душу мою, когда я шел в гимназию и прогневался на нищих, гнавшихся за мною и просивших милостыни; я крикнул на них с гневом и сказал: смелы вы больно, что везде меня беспокоите. После этих слов скорбь и теснота охватили меня.

Благодарю Господа, помиловавшего меня во время вечерни, когда по научению клеветника диавола я чувствовал неприязнь и презрение в сердце к служащему картаво и важно протоиерею Павлу Трачевскому (я думал: лицемерно он всегда служит или, скорее, небрежно). Но я опомнился, представив, что это клевета и злоба вражия, и стал каяться в таком мнении о настоятеле и молился: Господи, святыми его молитвами помилуй мя, – и стал я покоен после этого. И в самом деле, Дух Святой вещает устами священника.

17 декабря. Вчера вечером я недостойно вел себя, окаянный: зашедши к собрату отцу Петру Клепачевскому, я пил у него вино более надлежащего (портвейн в один рубль пятьдесят копеек, очень спиртуозный) и потому чувствовал себя довольно хмельным. Ранее сего у господина Герарда (зять доктора Швонка) по случаю рождения сына выпил три бокала шампанского. Согрешил на небо и пред собою, и пред людьми: чудную Божественную благодать, во мне живущую, оскорбил пиянством страстей. Благодарю Господа за великую милость Его, полученную мною при чтении молитвы родильнице Герарда и пением благодарственного молебна, равно и за самое чтение и пение и говорение ектений и отпуста. Я был в силе духовной, в силе Божией. Теснота была из-за того, что, во-первых, нищим я не дал требуемого, дав меньше, и, во-вторых, давши на елку рубль в попечительстве, пожалел, и эта жалость сильно уязвила душу. Это изобличает мое надеяние на бездушный металл, мое пристрастие к деньгам и неупование на Бога живого, не всецелое упование на Него, недостаток любви к ближнему. Сознал я это, покаялся и получил милость и мир от Господа, силу, дерзновение, пространство. Молитву и молебен, особенно благодарственный молебен, совершил с достоинством при немцах – слава Господу! (Вин Ивана Сидорова опасайся.)

Владычице Богородице! В Тебе и с Тобою вечно пребывает Всевидящее Око, никогда не дремлющее. Ты всех нас и всё в нас видишь – все помышления, намерения, чувства, слова слышишь, все деяния видишь, все беды, скорби, напасти, искушения, болезни. Ты нам во всем помоги, от всякого зла отврати, на всякий благой путь настави. Аминь. Ты Царица и Владычица наша, Ты Начальница мысленного наздания93, Ты и Мати наша по благодати. Посещай нас милостию Твоею, яко обычно Тебе есть сие, спасай и покрывай нас от бед и страстей и лукавых бесов. Аминь. 17 декабря 1877 года. Суббота.

Как я встречу Господа во втором Его страшном пришествии, как встречу Пречистую Матерь Его, Силы Небесные, лики праотец, пророков, апостолов, иерархов, мучеников, преподобных, праведных и всех святых, живши и живя здесь в пристрастиях и страстях мирских, осквернив душу и тело, ум и сердце? Господи, даждь мне искренно покаяться пред Тобою и благоугодить Тебе, прежде нежели возмеши меня отсюду. Даруй, Господи, не во зло употребить Твое ко мне долготерпение.

В богослужении нашей Православной Церкви пение и чтение антифонное, попеременно из Ветхого и Нового Завета: древние пророки, пророчествовавшие о Боге Спасителе, как бы становятся в храмах наших вместе и соотвечают друг другу, одни пророчествуя, другие указуя на исполнение пророчеств или вообще попеременно воспевая. Так и при Спасителе было на Тайной вечери: воспевше, сказано, то есть в ответ на ветхозаветные пророчества и псалмы, изыдоша в гору Елеонскую [Мк.14:26]. Воспевающе и поюще в сердцах ваших Господеви, говорит Апостол, наставляя христиан служить Богу [Еф.5:19].

После всенощной в субботу 17 декабря. Благодарю Господа за избавление меня от смятения пред самой всенощной по поводу новых порядков, или беспорядков, вводимых протоиереем в очередь священнослужителей – одних священников в соборе и в Думе. Предлог пустой – сорокоусты (они очень редко бывают). У протоиерея есть другой умысел – обременить меня. Благодарю Господа, оживотворившего меня по молитве покаяния и даровавшего мне слезы умиления и искреннее служение мирное.

Зачем я волнуюсь и умираю для Господа, отпадая от Него из-за временных благ? Да не отлучит меня ничто от Господа, да буду с Ним всегда, да не разлучает меня ничто с Ним, и буду я всегда доволен и покоен и блажен. Аминь.

(А то вот из-за перемены ничтожной протоиереем в очереди я возмутился, вознегодовал на него, из-за нехотения покориться ему и из-за прибыли.)

Выпитое вчера молоко на ночь поревает меня доселе к блудному осквернению, и ночью то же было. Согрешил пред Господом и пред людьми и пред собою. О, ведь храм Господень есть тело мое, храм Господень, храм Господень – свято должно быть.

Сознаю и чувствую, что самые скорби, тесноты и различные искушения, козни вражии ведут меня к обновлению, очищению, умиротворению. Слава Богу за всё: за утешения и за скорби, за оставление и за помощь; если оставляет на время без помощи по-видимому, то оставляет на пользу, да научит осторожности, смирению, воздержанию, целомудрию, святыни, а люди пусть говорят, что хотят.

Грех юности крайне унизил, посрамил меня и доселе стужает мне крепко, хотя я уже двадцать шесть лет не делал его. Но да не унываю, ибо Спаситель мой и всего рода человеческого спас и спасает меня, ибо у Него очищение есть [Пс.129:3].

Светильня лампадки или свечи скоро разжигается, если она только что погасла пред тем, а если оставалась довольно долгое время незажженною и особенно в холодном месте, то не вдруг зажигается, а требует времени, пока светильник разгорится, примет теплоту и жар. Так и самовар не вдруг закипает, так и котел и горшок, так и металлы в тиглях требуют большого жару и времени, чтобы расплавиться. Так бывает нередко с душами человеческими: не вдруг оставляют они греховную холодность, ледяность, а постепенно, иногда с продолжительною борьбою с естественным хладом греховным. Иные же души скоро загораются благодатным огнем.

Чтобы понять и ощутить благодеяния Божии людям, явленные чрез спасительные события – Рождество Христово, Крещение, Преображение, Воскресение Христово, сошествие Святого Духа на апостолов и всех верующих и чрез прочие события, празднуемые в Церкви Православной, для этого надо иметь тонкость, чистоту и глубину чувства, ясность и чистоту ума, дабы небесная, святая благодать могла приидти и вселиться в душу и возвеселить ее, ибо несть радоватися нечестивым, рече Господь [Ис.48:22]. Для этого Церковь учредила посты, очищения, покаяние, причащение Святых Таин. Великое дело – молитва с постом, с покаянием и милостынею.

Разрушь в себе, во плоти своей, в сердце своем царство греха и страстей, царство диавола, чтобы пришло и водворилось у тебя царство благодати, царство святыни и правды, царство жизни вечной, царство радости в Духе Святом. Святые трудились над этим всю жизнь и не постыдились, достигли цели трудов своих и вечно радуются.

Враг мучит меня противлением протоиерею, сделавшему распоряжение новое о очереди священнослужения в Успенской церкви, что в Думе; противление это соединено, как обычно, с озлоблением на настоятеля, но это напрасное озлобление и противление, ибо перемена эта служит к облегчению всех. Да если бы она была и несколько тяжела, и тогда озлобляться грешно. С кротостию и любовию надо всё делать и не противиться, если бы нас бранили, били, удручали, отягчали.

Не слушаю тебя, диаволе, научающего насильно и мучительски противиться настоятелю в его распоряжении. Мне же самому лучше от этого распоряжения. А ты, враже диаволе, хочешь только нелепую и всепагубную волю свою исполнить во мне и убить меня. Прочь, окаянный! Слава Тебе, Господи, вразумившему мя! Даруй мне любить нелицемерно настоятеля и слушаться его. Ты же во всем умудри и настави его, да не соделается нечто нелепое в нас. Слава Тебе, Господи, умиротворившему душу мою. Слава Тебе, пристанище тихое души моей.

19 декабря. Утро. Четыре часа. Превозношу паки имя Бога моего Господа Иисуса Христа за предивное спасение Его от постигшей меня пред самой обедней бури, которую нагнал на меня товарищ и сослужитель (сопрестольник) мой, отец Петр Клепачевский, остервеневшийся на меня (иначе не умею выразить его отчаянно гневного на меня рыкания) за то, что я послал за ним, как за свободным, окрестить опасного младенца, ибо я был занят молитвами родильнице. Я хотя и дал ему внушительный отпор, но и сам был возмущен и утеснен, а надо было совершить литургию в мире, тишине, кротости, любви, во святыни и правде. Я прибег с верою ко Господу в покаянии, с молитвою за себя и за брата, и хотя враг-кознодей, подвигший на меня брата, крепился во мне, но Божие милосердие и Божия сила превозмогли мои грехи и злобу вражию, и я хотя в страхе некотором от врага служил, но вообще мирно, без гнева, горячим духом. Проповедь свою говорил. На великом входе не мог выговорить имен царской фамилии, В первых помяни, Господи тоже не всё от страха вражия.

Прочь сласть плотская: нет никого для меня слаще, кроме Бога моего; прочь прелестная женская красота – нет никого для [меня] краше Господа Бога моего, красоты нетленной, несказанной, святейшей. (По поводу искушения во сне. К утру я прилег уснуть в подряснике под теплым одеялом, что крайне опасно для целомудрия.) Он один меня истинно любит святою, вечною любовию.

Вчера вечерню служил с пропуском всех ектений по причине нетрезвости и боязни, как бы не споткнуться на них и молчанку не сыграть. Для избежания соблазна пропустил – согрешил. Как необходимо иерею воздержание, трезвение, бодрствование! Ибо враг не дремлет и не пьет вина и не ест ничего, всегда бодр, злохитер! Помилуй мя, Господи!

Помни, что ты, человек, по образу Божию, что ты церковь Бога живого, храм Его, член Его, сын или дщерь Его, овца пажити Его, Его плоть и кость, Его рождие – Его, Лозы истиной, Иисуса Христа, Его образ и подобие.

19 декабря. Благодарю Господа, чудно оживившего меня по причащении Святых Таин вчера, в воскресение и сегодня. Я выдержал наперед сильную бурю вражиих искушений. Сегодня в начале обедни при совершении проскомидии и потом я подвергся сильному искушению, именно: жалению и крайнему расслаблению сердца по поводу маленьких просфир просфирни Елисаветы Ал. Ярославцевой. Но Господь (только Он) спас меня от потопа смертоносного греха. Служил обедню благодатию Божиею бодро, сильно, громко. Причастился животворно. Славлю Господа. Благодарю Господа за величайшую милость Его, явленную мне вечером в прощении грехов тяжких, когда я, идучи в квартиру Ольги [...], встретил нищего, назойливо просившего милостыню, и, рассердившись на него, вырвал его за волосы и уязвился сам, умерши душой. Но за глубокое покаяние и веру с надеждою Господь помиловал меня и дал мне мир. Я каялся, идучи дорогою, сильно, со слезами каялся.

20 декабря. Величайшее чудо милосердия, чудо силы Божией сотворил Господь вчера со мною во время литургии, воскресив душу мою от смерти греховной и самое тело мое от поражения смертного за покаяние искреннее; это воскресение я особенно ощутил после причащения пречистых, небесных и животворящих Таин. О, сколь благо мне было после причащения вчера и третьего дня! О сладчайший Иисусе, Боже мой, слава Тебе! Слава Тебе, оправдание мое, избавление, очищение, освящение, оживотворение мое, сила моя, крепость моя и пение мое!

Благодарю Господа за спасение меня от греховной тесноты в квартире Януарского пред панихидой за благопоспешное служение панихиды (теснота по поводу встречи с отцом Петром Клепачевским, враждующим против меня неправедно). Смири и примири его мне, Господи! Да не будем порадованием врагам бесплотным.

21. Благодарю Господа за дерзновение в служении дневных служб и панихид у Януарской. Чувствительнее и без пропусков надо петь панихиды, тогда благодать возьмет свою силу над сердцами нашими и враги убежат от нас. Слава Господу, всё мудро и праведно строящему в нас, подверженных игу греховному. Слава Избавителю нашему!

У Александра Васильевича Мурашова вчера был в гостях. Это кронштадтский патриарх с двадцатью пятью внуками и внучками. Слова его: направления нет у нас в обществе, и некому направить на истинный путь – все заняты житейскими делами, каждый своим и по-своему. Нужно дать направление религиозное. Да!

Помни близость Матери Божией ко всем истинным христианам, Ее чистейшее, глубокое, матернее сочувствие нам, Ее благость безмерную, Ее силу. Она всё может, всякое зло в нас препобедить, от всякой беды избавить. Она Владычица наша, а мы члены Тела Христова, потому должны жить во святыни, правде и истине.

21. После утрени. Благодарю Господа, исторгнувшего меня всесильною державою Своею от пасти адского дракона, хотевшего поглотить меня в начале утрени, напустившего на меня страх свой и отчаяние, так что я глаз не смел поднять на народ и говорить ектении и возгласы с отпустом на полунощнице. Это произошло от вчерашнего пирования у Александра Васильевича Мурашова (выпил три стакана пива, два меду и три рюмочки водки с закускою, приготовленной во вкусе его, старца, – икрою с луком, прованским маслом и уксусом). Когда я в покаянии прибег ко Господу в [безо́чстве94] души своей, поглощенной китом мысленным, Господь вскоре явил державу Свою, и, начиная с канона, я уже со дерзновением и силою, непреткновенно совершил всю службу благодатию и милостию Владыки.

После обедни. Благодарю Господа за многократные, дивно великие силы спасения, явленные во мне сегодня во время совершения литургии и по причащении животворящих Таин, чудно меня оживотворивших и разоривших во мне козни бесовские, действовавшие по самом причащении. Господь явился во мне верою моею великим победителем. Благодарю Господа, уязвившего и поразившего духов злобы в рабе Божией Ульянии чрез возложение руки моей и молитвенное желание ей здравия. Сколько побед, сколько сил Господь сотворил и творит во мне ежедневно! Славлю благость и силу Божию! Благодарю Господа, отъявшего смятение и чувство неприязни от души моей при встрече гневающегося на меня неправедно иерея Петра, товарища молодого, недружелюбного, завистливого, горделивого без меры. Да смирит его Господь вскоре. Благодарю Господа, многократно отъявшего от души моей тоску дома, при виде Анны Константиновны. Пою силы Твои спасительные, Господи! Радуюсь Твоей близости ко мне, Твоему благопослушеству и скоропослушеству.

Господи сил! Сотвори великую славу имени Твоему в православном воинстве, борющемся с врагами веры Твоея, агарянами, и даруй христианскому воинству победу над ними полную, совершенную.

Девять часов вечера. Благодарю Господа за чудо милосердия Его во мне, совершенное в квартире лейтенанта Алексея Ал. Бирилева, куда я приглашен был для дачи молитвы родильнице и младенцу и когда я был в тесноте, смятении и смерти духовной от неприветствия встретившегося мне иерея Петра. Когда я в искреннем покаянии возвел очи сердечные ко Господу спасающему, то скоро получил совершенное избавление, простор и легкость. Я дал слово никогда не сердиться на отца Клепачевского, хотя бы он злобился на меня.

Во время вечерни я с негодованием и неприязнию, нетерпеливо отвел рукою солдата-матроса певца и чтеца на нашем клиросе, и за это язва постигла меня сердечная, теснота и скорбь. Покаявшись в своей злобе и нетерпении, я получил от Господа прощение, мир и свободу. Благодарю Господа. Наука мне вперед.

22. Добрый знак: видел во сне, что мы сблизились, примирившись взаимно, я и отец Клепачевский. Благодарю Господа, исполнившего желание моего сердца и молитву о мире.

Алексей Ал. Бирилев, лейтенант, говорил, что половина молодого поколения священников – нигилисты. Он говорит с опыта многое. Горе, если это правда. Но думаю, что он преувеличил, – дай Бог, чтобы это была неправда.

После утрени. Достойно наказал меня Господь оставлением на малое время при служении утрени, при произношении просительной ектении; я не мог выговаривать прошений, потому что в сердце был грех: мысль недодать дьячку тридцать копеек (из шестидесяти копеек), как не бывшему при требе у лейтенанта Бирилева и как получающему от меня избыток при малых доходах от родильниц (всё или половину отдавал я ему). Оставил Господь и за пресыщение с вечера: у Злобина офицера закусил анчоусов с черным хлебом, а потом чрез два часа закусил красной икры с кисло-сладким хлебом, и вот рожон стал в моих боках, теснота. Дьячку отдал все шестьдесят копеек.

23 декабря. В какой прелести я нахожусь: лакомлюсь, пресыщаюсь у добрых людей, [радых меня], и только похваливаю предложенное! Благодарю Тебя, щедрый и великодаровитый Господи! Но я виноват, грешен и весьма грешен пред Тобою, угождая чреву в такие дни, в кои надо строго поститься! Помилуй меня, Едине многомилостиве, и не введи меня в напасть ради чревоугодия моего. Даруй мне благодать сегодня не есть и завтра – только хлеб с водою в малой мере.

От вчерашней икры и селедки у меня ночью было сильное блудное расположение! Окаянен я пред Господом и пред совестию и пред людьми за невоздержание! А вчерашний судак с соусом! Как я много поел его с алчностию! Грешен и безответен!

В какой песне ежедневно прославляется Божия Матерь и бывшее чрез Нее таинство воплощения? В песни Достойно есть и Честнейшую Херувим. А воплощение Сына Божия, это величайшее, поражающее и ангельские умы таинство? – В песни Единородный Сыне.

Благодарю Господа, удостоившего меня и вчера причаститься пречистых Своих Таин. Но пространно питаемая плоть топила, погружала ум мой, и чувства, и слова мои!

Любовь плотская – любовь страстная, узкая, корыстная, нечистая, лицемерная, исключительная (исключающая всех прочих людей), непостоянная, дьявольская, не приносящая плода добрых дел. Любовь же духовная всеобъемлюща, чиста, постоянна, сильна, многоплодна.

Священник как Моисей на Синае стоит, а народ – как у подножия горы у солеи. Священник как Моисей лицем к лицу с Богом беседует, умоляет Его, славит и благодарит Его (главопреклоненные молитвы).

Отпусты с Богородицею и святыми употребляются на основании понятия о Церкви как о теле (со множеством взаимно помогающих членов). Против лютеран.

Лукавое посягательство мыслию и взором на чистоту и целомудрие девиц и жен; внутреннее недоброжелательство и зложелательство некоторым людям; зависть, алчность, скупость, уныние, малодушие, сребролюбие, честолюбие, чревоугодие, пресыщение. Проникнут я грехами всякого рода.

После утрени предпразднственной Рождеству Христову. Благодарю Господа, сподобившего меня величайшего духовного наслаждения при чтении и пении канонов и стихир на хвалитех и на стиховне, наслаждения, какого я давно не ощущал. Душа моя изыде вся в слово [Песн.5:6], в богослужение Церкви.

Сходить к Валтеру Романовичу, поблагодарить за милость к бедным (двадцать пять рублей).

24. Во время молитвы и вообще богослужения убеждение: Бог, Божия Матерь, Ангелы и святые видят, слышат нас, они благопослушны и скоропослушны, благоуветливы и благопременительны паче всякого живущего человека. Потому молиться всегда усердно, без лености, с живой верой, с живым упованием, с сердечною любовию, чистым сердцем.

К Марье Арсеньевне сходи, отдай деньги!

Реестр особых мест на праздник Рождества Христова.

24. Благодарю Господа за примирение наше: отца Петра Клепачевского, моего сослуживца, и мое; о чем я молился, то Бог дал мне, что я видел во сне о примирении, то исполнилось сегодня за вечерней.

Благодарю Господа за помощь при совершении утрени и обедни. Тяжело было мне до крайности служить утреню и обедню по причине завала желудка: говорить трудно было очень, нервы крайне были напряжены. Причастился добре, животворно и причастил человек двадцать.

Благодарю Господа за преславное Его спасение, явленное мне, грешнику кающемуся, когда я шел с панихиды от Андрея Кирилловича (умерла жена его Анна) и разгневался на нищих, стороживших меня. Рассердившись, я умер сам грехом! Скорбь, теснота, смерть воцарились во мне. Я искренно, вседушно, в самоосуждении обратился к Богу сердец – и оживотворил меня Животворящий мертвых, примирился мне, Всеблагий. Я огорчил Всеблагого злобою, Всещедрого скупостию. Сколь благо, легко, свободно, отрадно стало мне, когда Господь явил мне спасение Свое! Вечно буду славить милость Его ко мне недостойному!

Благодарю Господа за скорое и преславное спасение, во-первых, по дороге к Константину Ивановичу Моргасову, капит. штурман., для служения всенощной на Рождество Христово, во-вторых, в самой квартире его пред началом всенощной, когда я, теснимый невидимыми врагами, помолился Господу в покаянии. Я ощутил в тот и другой случай силу животворящую, избавившую меня от бессилия сердечного, скорби и тесноты и даровавшую мне мир, избавление, силу, дерзновение.

У Моргасова один капитан-лейтенант высказал мне печальную истину о мне, что народ соблазняется, когда я на великом входе не выговариваю имен царской фамилии. Думают многие, говорит он, что я не уважаю царской фамилии. Боже, спаси нас! Впредь да стараюсь выговаривать все имена царской фамилии.

25 декабря. Благодарю Господа, совершившего во мне преславное чудо спасения в день сей во время утрени и литургии ранней (от Бурачка). В первый день праздника я, ходя с крестом Господним вместе с братиею, во многих местах ел и пил вино, особенно у купца Александра В. Мурашова, весьма радушного и гостеприимного, и был пьян. Утром я чувствовал в себе растление греховное, оскудение благодати, немощь духа и тела. Но когда у утрени искренно помолился и прочитал с умилением каноны празднику и святому, то почувствовал оживотворение. А во время литургии Господь даровал мне великую победу над грехом и смертию и над врагом бесплотным, сильно искушавшим меня, палившим; причащение же Святых Таин дивно оживило меня. Обедню служил великолепно, громогласно, с чувством, победоносно по благодати Божией. Я благодарю Бурачка за такое высокое удовольствие.

27. Благодарю Господа, исцелившего меня от всякой немощи (по случаю расстройства желудка и рвоты, происшедшей от жирной мясной пищи и от объядения). Я крайне ослабел. Молился утром, сидя в кресле. Но пошел к утрене, прочитал каноны, и Господь опять оживил, утешил, исцелил меня благодатию Своею. Весь день я ходил молодцом с крестом по приходу. Слава благодати Божией, милующей, врачующей, спасающей, утверждающей меня, обновляющей.

28. Да освятятся наши доходы милостынею из них бедным, ибо я день хожу с крестом, на нищих собирая, не сказывая, впрочем, об этом всей братии, ибо она не согласится на опущение якобы своих доходов, хотя я подбираю оставленные колосья [ср. Лев.19:9–10] или не в своем приходе собираю деньги, доставляя братии вполне их доход, – город велик и можно много собрать со крестом.

Господь столь благ и преблаг, что если найдет душу удобоприемлющую Его благодать на благодать или дары Духа Святого, то изливает на нее их преизобильно; возьми в пример Пресвятую Деву Марию, святых апостолов, мучеников, святителей и особенно святителя Николая Чудотворца и прочих святых.

Мы находимся непрестанно в прелести, не оставляя себе места для истины (ходити во истине): то собою прельщаемся, своими умственными или внешними достоинствами (иногда и недостоинствами), то прельщаемся чревоугодием и сластолюбием, то окружающими лицами и предметами, то возмущаемся страстями – злобою, гневом, завистию, скупостию, сребролюбием, страхом и боязнию, – или унываем, ропщем. Где же единое на потребу? Спасение души? Где мир в Боге? Где дела добродетели? Где поучение в слове Божием? – В погоне за деньгами, за отличиями, за спектаклями и разными увеселениями, за прекрасной половиной человечества, за наградами, за удовольствиями чрева, за дымом табачным, за современными событиями, поглощающими всё внимание многих?

Благодарю Господа, сотворившего во мне дивные силы спасения Своего 28 декабря при совершении панихид в квартире Владимира Дмитриевича Никитина и в соборе над усопшим братом его Александром, и в другое время дня.

Благодарю Господа, явившего мне великое спасение Свое во время литургии заупокойной, в избавлении меня от скорби и тесноты и в даровании мне умиления, мира. Благодарю Господа, избавившего меня по молитве моей от неприязни к отцу настоятелю и даровавшего мне по молитве моей любовь нелицемерную к нему и к прочим. Благодарю Господа, даровавшего мне благодать осудить себя искренно и избавившего от поползновения к осуждению других. Благодарю Господа, сподобившего меня животворно причаститься Святых Таин.

Идеал и цель христианства надо иметь всегда в виду священнику и стремиться достигнуть их. Иначе мы будем вечно в застое, будем грешниками нераскаянными, язычниками в христианстве. Сопоставляй жизнь свою и жизнь людей с идеалом и целью христианства и увидишь, как они далеки от своего идеала и своей цели. Обличай себя и общество. Веди всех настойчиво ко Христу и к Царствию Его.

30 декабря. Пятница. Благодарю Господа за двукратное явное спасение, явленное мне в церкви по молитве покаяния моего, во-первых, в некоем тайном недоброжелательстве брату моему, отцу Петру Клепачевскому, служившему в этот день, и, во-вторых, в легкомысленном смехе по поводу возглашения диаконом Полетаевым многолетия по случаю победы под Шипкой Балканской. Я думал, что он гаркнет во всё горло, и рассмеялся, конечно не вслух. Приял Господь покаяние мое и помиловал и вместо тесноты дал простор, вместо смятения мир, вместо смерти жизнь, вместо малодушия – дерзновение. Славлю благодать Господа, скоропослушество, благоуветливость, благопременительность.

Святые апостолы, пророки, иерархи, мученики, преподобные, праведные и все святые жители горнего Сиона, молятся о нас Господу непрестанно. Достойно и праведно и нам творить славную на земле память их, подражать им по силе и стремиться туда же – к горним обителям. 31 декабря.

31. Сегодня я подвергся сильной, мучительной и продолжительной агонии корыстолюбия, заподозревая товарища отца Александра Таратина в утайке славленных доходов с дьячком Зреловым. Я отпал от Бога чрез попечение о деньгах и сочетался с врагом бесплотным! Увы мне! Долго я молился, каялся, ходя по улице; познал над собою козни вражии и отложил попечение о суете, благодаря Господа за всегдашнее неоставление и довольство. Да царствует во мне непрестанно Христос, вседовлеющее и всесовершенное благо мое и всех тварей, или источник всех благ, да царствует правда Его, мир, любовь, радость во Святом Духе. Агония произошла наиболее от вчерашнего чревоугодия, пития вина и пива и от многоядения. Да обличит Сам Господь посягающих неправедно на братское добро – добро священников, диаконов и дьячков и нищих. Ибо сказано: точию95 нищих да помнима [Гал.2:10].

* * *

87

Упещрять – делать пестрым, придавать пестроту чему-либо; в переносном значении – делать ярче, разнообразнее по содержанию.

88

Антифон третий на воскресной утрене, глас 4-й.

89

Витати (церк.-слав.) –укрываться.

90

Эпикуреец – последователь, сторонник эпикуреизма – учения, согласно которому основой счастья человека является удовлетворение жизненных потребностей. Циники – древнегреческая философская школа (IV век до н.э.). Циники отрицательно относились к существовавшим законам, обычаям, религиозным верованиям и проповедовали пренебрежение к человеческой культуре, возврат к первобытному состоянию. Свое презрение к правилам культурной жизни некоторые из них доводили до открытых нарушений пристойности.

91

Исправитися (церк.-слав.) – утвердиться, устроиться.

92

Девятый член Символа Веры.

93

См. сноску 9.

94

Безо́чство (церк.-слав.) – неотступная просьба, без стыда (с закрытыми очами); нахальство, докучливость.

95

Точию (церк.-слав.) – только.


Источник: Дневник / Святой праведный Иоанн Кронштадтский. - Москва : Булат, 2005-. (Духовное наследие Русской православной церкви). / Т. 21: 1877-1879. - 2017. - 559, [1] с.

Комментарии для сайта Cackle