Источник

Январь 1878 года

1 января 1878-го года. Благодарю Господа за новолетие и за бесчисленные милости и щедроты Его, удивленные на мне в мимошедший год. Милости Божией прошу и на лето наступившее.

Вчера много горя я перенес от употребления в избытке палтусины у рыбачихи Верзиной: завалило совсем грудь, хрипит мой голос, да и только. Всенощную в Успенской Думской церкви служил я с горем. Отпуста первого не мог сказать и по немощи, и по действию вражескому; последний на первом часе сказал, сломив врага Божиею помощию. Я сплелся, схватился с ним в твердой решимости и смелости. У Бурачка служил добре, с чувством благодарственный молебен на Новый год. У Лебедева с трудом, хрипло. У Блиновой до всенощной Успенской всенощную с трудом.

Учение имать: программу богослужения нашей Церкви дал святой апостол Павел, начертав в своих посланиях главное содержание его, состоящего в поучении, псалмах, пениях и песнех духовных [Еф.5:19] (псалмопения, стихиры и каноны) и в молитвах, молениях, прошениях и благодарениях за вся человеки: за царя и за всех, иже во власти суть [1.2:1–2]. К этому присоединяются и славословия, слова и обряды различные, особенно при совершении Бескровной Жертвы, которую установил и узаконил Сам Начальник и Совершитель веры, Господь Иисус Христос. Это слова: приимите, ядите... и пийте... (С левого края абзаца приписка отца Иоанна: учение имать. – Ред.)

Любовь к плоти и миру чрезмерная, пристрастная есть главная причина нашей холодности к Богу и к ближним, причина бесчисленных зол в мире, причина всех страстей, всех беспорядков, безобразий, жестокостей, войн и междоусобий. А мы все любим плоть, окаянные, и день ото дня более и более усиливаем эту любовь, угождая плоти во всем, питая ее всем, угодным ей, украшая ее всевозможными украшениями, утешая все ее чувства: зрение, слух, вкус, обоняние и осязание. Оттого-то любовь к Богу и ближним иссякла во всех, оттого столь много пороков и бедствий в мире.

После обедни в Новый год. Претяжкую борьбу вынес я во время обедни из-за вчерашнего пирования у купца Лебедева по совершении у него в доме всенощной: скорбь, теснота, бессилие и сухость сердца, обладание над ним диавола. И что, если бы не милосердие Божие бесконечное, милующее нас туне? Я погиб, погиб бы при страшном дыхании на меня ада, мертвящем душу и тело мое. И враг наводил на меня отчаяние, внушая мне, что я истощил Божие милосердие, особенно своим невоздержанием после толикократного причащения Святых Таин. Но благодарю Господа, не дающего мне отчаяться и оживляющего меня верою, упованием и покаянием. Под конец литургии Господь даровал мне слезы покаяния и умиления при чтении Василиевских молитв пред освящением и по освящении Святых Даров. Господь даровал мне благодать сломить врага и при произнесении возгласа В первых помяни, Господи и пр.; отпуст сказал весь, молебен совершил непреткновенно. Накануне вечером служил у Бурачка молебен непреткновенно и с чувством, то есть молебен на Новый год. Это после всенощной, зачерпнув сердцем благодати Божией. После обедни в Новый год служил молебен у Великанова Сергея Павловича на Новый год дерзновенно, великолепно, вполне, не пропустив ничего. Это помощию Господа и Владычицы Богородицы. Да и еще убеждаюсь, что воздержание и пост для священника и для всякого благочестивого христианина есть непреложный закон, неисполнение которого не проходит безнаказанно. А у меня между тем нет радения о посте!

Надо всемерно стараться священнику и всякому христианину образовать в себе духовное, небесное расположение, небесную любовь, любовь к Богу и ближним, твердую и нелицемерную, и убить в себе плотское, греховное, страстное, мирское расположение, или страстность, землеретность96. Как и чем это сделать? Богомыслием, постом, бдением, молитвою, чтением слова Божия и писаний богомудрых отец и делами благими. Вот я не готов был в день Рождества Христова: сердце склонно было к сластолюбию, алчности, сребролюбию, честолюбию, и оттого оно [стало] малодушно, боязливо, немощно, легко увлекаясь потоками диавольских искушений (на литии). При благословении хлебов одолел врага, смущавшего меня. Евангелие благодатию Божиею прочитал с одушевлением и силою, только в конце враг смял – отпуст скрал. При молитве Христе, Свете истинный в конце спутался, всю читал боязливо, смутно. Молитву о победе не всю читал хорошо, в конце скрал. Великий вход совершил с трудом, Святейший Синод – всё, заамвонную всю бойко, отпуст весь.

В мире мы умираем грехами, в Церкви оживаем благодатию; в мире подвергаемся скорбям, печалям, напастям, болезням – в Церкви освобождаемся от них, врачуемся, утешаемся, облегчаемся; в мире ходим во мраке страстей, не знаем что делаем и куда стремимся, ибо тьма греховная ослепляет очи, – в Церкви просвещаемся сердечными очами и ясно видим свет; в мире оскверняемся – в Церкви очищаемся и освящаемся; в мире впадаем в бессилие душевное и телесное – в Церкви получаем крепость души и тела. От Церкви исходит жизнь, сила, святыня, правда, свет, дерзновение духа, утешение и радость. Слава и благодарение Богу, заключившему столько благ небесных в Церкви Своей на земле!

От объядения палтусиною (в охоту большую кушал, давно не евши) совсем обессилела и охладела у меня душа к Богу и ближнему, омертвела, омрачилась, подверглась крайней тесноте; враг связал, голосу не стало.

Сласти сильно растлевают душу и тело.

Изучение общественных нравов, навыков, обычаев, привычек, страстей, слабостей, опущений возложить на братию (и самому иметь наблюдение неопустительное) для воздействия на общество. Для обмена мыслей, наблюдений, замечаний делать сходки у настоятеля и у других членов причта.

Сходить в Нижнюю Широкую улицу заступиться за бедную женщину в доме, где жила Засядко.

Боже мой! Сколь велики блага, обетованные нам Богом, и мы нерадим о них! Одна вечность их как бесконечно много значит! А их сладость бесконечная, их красота, чистота, величие! Блаженны вы, святые угодники, отрекшиеся от наслаждения греховного здешними тлеющими, преходящими благами и возжелавшие всем сердцем благ нетленных!

4 января. Среда. После поездки в Питер и после чревоугодия и пресыщения в разных поездках, после тамошнего воздуха пришлось мне служить раннюю обедню – и о! как тяжело мне было служить ее! Какая теснота, скорбь, какая страстность была во мне (с негодованием на просфирницу). Едва я отслужил обедню!

Вечером в квартире [Л...] пред обручением и во время его Господь совершил со мною чудо милосердия и силы, избавив меня по молитве моей от бесовского страха, от тесноты, немоты и даровал непреткновенно, торжественно совершить молебен с обручением жениха и невесты.

О, безумная алчность моя! Сыт, а пялю глаза на пищу, сыт, а кусок в руке своей кажется малым, или просфир почти не ем от сытости, а просфоры чтобы были немалые и правильные, того крайне желаю, и когда не таковы, ярюсь на просфирницу.

6 января. Утро. От алчности и многоядения я положительно страдаю: слаб и боязлив сердцем, раздражителен из-за безделиц, на время оставляюсь от Господа в случаях торжественных: от боязни неразумной не выговариваю слов при богослужении. Вчера, в сочельник вечером, ел семги и икры черной вдоволь. Чувствую излишество соков в боках и отягощение от них. Господи! Помоги мне презреть и оставить алчность с чревоугодием и объядением. Аминь.

Благодарю Господа, удивившего на мне вчера пред водоосвящением великим чудеса милости и силы Своей, когда враг бесплотный так припер меня, так стеснил боязнию дух мой, что я плакал пред Господом, прося мира и силы душевной прочитать водоосвятительную молитву. Искушение было из-за Леонтия Неустроева, вертевшегося около лампады долго и несколько мешавшего духовенству делать свое дело; я возмутился духом по действию Велиара и крепко молился не пасть в искушение. Умилосердился Господь и даровал мне благодать прочитать всю молитву непреткновенно. Слава Господу, услышавшему меня в час печали, страха и исчезновения от козней диавольских. Голос во время обедни был слабый от простуды и чревоугодия.

Благодарю Господа, явившего мне помощь по слезной молитве моей на литии и благословении хлебов сказать все молитвы и возгласы непреткновенно, кроме отпуста и молитвы Христе, Свете истинный, за которые пострадал крепко от пленившего меня врага, мучившего меня нещадно. Но крепкою молитвою покаяния и припаданием к престолу Божию исхитил у Господа помилование и мир. У купца Герасимова служил всенощную добре. Слава Господу, не оставляющему меня милостию и силою Своею.

Когда я был и много ходил в Петербурге, у меня от тамошнего воздуха усилилась гнилость в соках, или золотуха, и текла из правого глаза золотушная слеза (из правого уха золотушная материя прежде текла). Прибыв в Кронштадт, я ощутил сиплый голос, стеснение в груди, трудно было петь.

Слава Тебе, Господи, возводящему меня от смерти к животу, от смятения к миру, от тесноты к пространству, от тьмы ко свету, от печали к радости, от немощи к силе, от малодушия и боязни к дерзновению, от срамоты и бесчестия греховного к чести и величию оправдания Твоего, от сладости суетной, тленной, греховной к сладости Твоей истинной, нетленной, небесной, святой, от красоты тленной к красоте вечной, святейшей.

Такой я чревоугодник и винопийца и причащаюсь столь часто пренебесных, бессмертных и животворящих Таин. Я, емуже бог чрево [Флп.3:19]! О, долготерпение Божие! О, безмерная милость Божия!

Как я чувствую себя во время совершения литургии грешным, немощным, низким, срамным, землеретным, между тем сколь свято, небесно, досточестно, высоко совершаемое мною Таинство! Кто способен к достойному его совершению? Кто имеет чистое сердце, не связанное житейскими похотьми и сластьми, пламенно любящее Господа и горячо любимое Им человечество, стенящее под бременем греха и бесчисленных бедствий на земле, погибающее бесчисленными родами погибелей (разными видами самоубийства, от голода, холода, от пьянства, блуда, неверия, гордости, сумасбродства и проч.)

6 января. Знаю, что слова молитв, славословий и благодарений ко Господу, вообще все слова богослужения суть источник живой воды для меня и для людей, молящихся и славословящих Господа, а между тем от дьявольской боязни усумняюсь нередко выговаривать их, боюсь и как бы стыжусь и невольно убиваю душу свою, повергаю себя в скорбь и страдание, во мрак и тесноту. Боже мой! Какое мое горе! Диавол становится мне на пути и не дает мне говорить, запинает меня за пристрастия мои сердечные, за грехи мои, хотя я слезами покаяния часто и побеждаю его. Борец мой злейший, исконный не дремлет, особенно во дни великих праздников христианских, которые для него – убийственный меч.

Кто, какая мать, яко Мати Божия, может любить нас так горячо, так чисто, так сильно, действенно? Какая мать столь благопослушлива, благомощна? Итак, да прибегаем к Ней всегда благонадежно в покаянии, чистым сердцем.

7 января. Непрестанно, о Господи, Ты чудотвориши и благотвориши мне: каждый день Ты дивно восстановляешь и обновляешь мои силы душевные и телесные – те чрез веру и покаяние и причащение пречистых, пречудных, пренебесных, Божественных, животворящих Таин, а эти чрез сладкий, полный странных грез и творчества душевного сон. Каждое утро я встаю по телу новым человеком. Слава Тебе, превеликий, преблагий, премудрый, пречудный Боже в Троице – Отче, Сыне и Душе Святый! Даждь мне благодать всегда и вечно быть с Тобою! Предочисти мя от всякой скверны плоти и духа и освяти мя освящением неотъемлемым, вечным, ибо святыня есть существо наших душ и телес и свойство всех разумных тварей Твоих, по образу и подобию Твоему созданных. Святи будите, рекл еси, яко Аз свят есмь... Господь Бог ваш [1.1:16; Лев.11:44].

Православные христиане при изображении крестного знамения слагают три первые перста руки и два малые пригибают к ладони для того, чтобы всякий ученый и неученый, малый и взрослый, простой и знатный как бы видели и осязали ежедневно Пресвятую Троицу и Единого из Лиц Святой Троицы Сына Божия, воплотившегося и вочеловечившегося ради нашего спасения, единого Богочеловека в двух естествах, и впечатывали эти два великие Таинства в ум и в сердце и любили Господа всем сердцем, всем помышлением и всею силою своею. Столь осязательно благодеющего нам на всякий день Господа чем представлять осязательнее, как не главным органом осязания и действия нашего – правою рукою?

После обедни 7 января. Благодарю Господа за превеликие милости Его: во-первых, в Гвардейском экипаже пред молебном (команда с «Державы») за явное отъятие скорби и тесноты и за дарование мира, свободы, дерзновения; во-вторых, в Успенской церкви пред самой литургией и во время самой литургии неоднократно. Литургию совершил всю непреткновенно и на великом входе, и на заамвонной молитве, и на отпусте – всё дочиста сказал. Только по совершении Таинства не помянул по немощи Святейший Синод и митрополита Исидора, именно слов: Святым Твоим Церквам в мире, целых, честных, здравых, долгоденствующих... Славлю и благодарю Господа за превеликое избавление.

Десять часов вечера. Благодарю и еще Господа за два превеликие и скорые избавления и спасения. Пред входом в дом Блинова для дачи молитвы родильнице княгине, когда об отце Александре думал подозрительно, что он утаил славленные деньги, и сильно уязвился и смутился, и после укоризны нищего в пьянстве, не зная точно, что он пьянствует, я опять почувствовал себя худо, – Господь спас меня за покаяние скоро.

Вошло ли христианство в плоть и кровь твою? Изменило ли оно тебя существенно в добрую сторону? Стал ли ты новым человеком? В противном случае горе тебе!

8 января. Опять недостойное, низкое поползновение накануне ранней обедни: ядение вечером мясного супу с избытком и отягчение желудка; увидел, что дети едят суп – давай и мне. Но что свойственно детям, то не идет мне, взрослому и священнику, долженствующему непрестанно поститься.

Претворения Божиею благодатию. Пошел к утрени точно связанный по ребрам и в груди. При начале службы и в продолжение ее грудь несвободна, пелось тяжело. Потом оказалось, что вследствие пресыщения во внутренностях моих гнездился духовный змий, который крайне теснил, путал, смущал меня, пугал меня. Это оказалось особенно в конце всенощной и пред отпустом, который я весь скрал по причине бесовской боязни и людебоязни. Христе, Свете истинный с крайним трудом говорил и по боязни недокончил или пропустил слова: к деланию заповедей Твоих. На обедне при совершении проскомидии враг уязвил и смутил меня при виде маленьких и черствых просфор – на что не следовало бы обращать внимания. Алчность и жадность усилились во мне до крайности. Враг сжал, припер меня до крайности, хоть брось служить обедню. Я сильно молился, обвинял, осуждал себя, отвергался себя, ветхого человека, столь живучего во мне, презирал плоть с ее страстями, признавал ее лживой, душегубкой. Это покаяние горячее и убеждение спасло меня, преклонив Господа на милость. О, Боже мой! Я стоял у престола Божия, служа Божественную литургию, Таинство искупления, обожения, Таинство небесное, и весь был предан, хотя невольно, земле, плотским страстям. Как гибельно чревоугодие, а оно вошло в привычку... Потом стало легче, голос чище, громче и громче, благодатнее, в груди свободнее; сила врага наконец всесильною благодатию Божиею сломлена. Литургия совершена, окончена победоносно. Черная армия рассеяна Ангелами Божиими. Слава Господу, сильному в брани! Но мне стыдение лица за злоупотребление долготерпением Божиим!

Враг ежедневно подвергает любовь нашу испытанию: то искушает ее завистию, то жестокосердием и скупостию и сребролюбием, то гордостию и честолюбием, то блудным сладострастием, то гневом и яростию, то алчностию, чревоугодием и пресыщением или пьянством, то суетностию в одежде, жилище, убранстве, то играми – картежною, сценическою, или театральною, и разными другими способами. Изволь бороться всякий день против разжженных стрел лукавого.

9 января. Жалкий, блудный грешник, я подвергся сегодня ночью, или вернее утром, блудному осквернению по своей неосторожности и любви к неге: пробудившись в четыре часа и узнав, что еще рано, я опять лег и чрез двадцать минут заснул, но тут-то и приснилась мне мечта и сделалось излияние существа. Вперед наука: пробудился – встал и больше уж не ложись, а молись и читай слово Божие, умудряясь во спасение свое и других, вверенных моему духовному руководству.

Имея веру по милости Божией, яко и горы сердечные переставляти, как вчера во время обедни, имею ли я любовь христианскую? Нет, окаянный, не имею. Итак, я ничто и при вере моей – я жалок, беден, слеп, наг. Помилуй мя, Господи!

9 января. Вечер. Благодарю Господа, удостоившего меня, недостойного, скверного, совершить непреткновенно Божественную литургию раннюю в Думской церкви (от Бурачка) и причаститься ко оживлению моему пречистых, пренебесных, бессмертных, животворящих и страшных Таин. Убийственная брань диавола со мною была из-за дьячка Зрелова (зачем-де, он поет не причастен, а какие-то стихиры); давил, жег, раздирал меня на части супостат – не знать из-за чего. Но благодать Божия превозмогла, сломила силу вражию великую и воцарствовала во мне. Но я скоро, окаянный, утратил благодать Божию великую чрез излишество в пище и питии вскоре после ранней обедни и сонливость. За то удобно поддался жестокосердию и гневу относительно нищих и наказанию от Бога – тесноте и давлению диавола. Долго я каялся, молился, идучи по улице, около часа, и наконец Господь избавил меня от адской тесноты и даровал мне жизнь, мир, пространство, свободу. Как было отрадно и радостно ощутить снова Царствие Божие в груди своей! Благодарю Господа, окружающего меня радостями избавления! Но доколе я буду во зло употреблять долготерпение Божие?

Девять часов вечера. Благодарю Господа, паки избавившего меня от великой тесноты и скорби, за суровое обращение с нищими постигших меня; долго я молился, каясь во глубине души в своем самолюбии, сластолюбии, сребролюбии, скупости, жестокосердии, суровости, строптивости, и Господь чрез полчаса покаяния великою милостию помиловал меня, даровав мне мир, свободу, простор, величие. Слава Господу!

10 января. Десятый час утра. Благодарю Господа, удостоившего меня великой Своей милости во время утрени, оживившего меня, умерщвленного своими грехами (нищего подрал за волосы в паперти за частое попрошайство и, как казалось мне, пьянство). Читал канон на утрени торжественным гласом, обедню служил благодатно, непреткновенно. Славлю Господа. Причастился – оживотворился Божественным огнем. Боролся со страстию сластолюбия и лицеприятия, вспомнив о семействе отца Николая [Азиатского] за городом. Чего ищет льстец диавол чрез сладострастие одного к другому (vivi ergo virginem97)? – Растлить душу и тело того и другого, осквернить, обезобразить, отлучить от Бога, как и на себе это может видеть всякий искусившийся. После этого как пагубно посягать хотя в мыслях и в сердце на чистоту и целомудрие кого-либо: и сам растлеваешь свою душу и тело еще прежде самого беззакония или дела беззаконного, не говоря уже о всепагубном растлении после самого греховного дела. Вот какое пагубное намерение диавол имеет, подстрекая кого-либо к блудному делу! Чрез минутную сласть он хочет на веки бесконечные растлить в нас образ Божий, осквернить храмы Божии – ду́ши и тела́ христианские, обезобразить, удалить от Бога, повергнуть в вечную скорбь, тесноту, муку, во мрак, в смерть! После этого мечтай кто хочет о сладострастии, которого конец – геенна огненная! Презирати убо подобает плоть, преходит бо, прилежати же о души, вещи бессмертней98. Сласть дана природе нашей для продолжения рода, а не для удовольствия и растления себя, как и свободная воля дана на дела благие, а не на злые. Господи! Спаси нас имени ради Твоего святого.

Вот истинный хлеб – Тело Христово, а ты к какому хлебу пристрастился? Стыдно и грешно. О, как усилилась во мне страсть чревоугодия! Стала всесильным божеством для меня во время Божественной службы, демоном смерти и насилия! Прочь!

Шесть с половиной часов вечера. Благодарю Господа за преславное спасение Его, явленное мне на пути к господину Крюкову и в квартире его пред молебном, потом на пути в гимназию и в самой гимназии при нападении врага на меня с его мерзостями.

Благодарю Господа за преславное Его спасение, во мне совершенное после того, как я искренно раскаялся в моей суровости к часто подходящим после подачи снова за подачею нищим и в моем заушении одного из них. После молитвы покаяния погас огонь адский, прошла теснота, миновало смятение, воцарились во всем существе мир и тишина. Так благ и скоропослушлив Господь! Итак, никогда не отчаивайся, душа моя, в милости Господней и в спасении Его! Яко благ: яко в век милость Его [Пс.135:1].

11 января. Дивно, преславно оживотворил меня сегодня Господь причащением Святых Таин Своих, оживив, оздравив, возвеселив душу мою, чудную новую жизнь дал мне Господь чрез причащение. Служил непреткновенно благодатию Божиею. Из мертвого живым соделал меня Господь. Слава милосердию Его, слава силе Его, слава державе Его, слава власти Его беспредельной! Одиннадцать с половиной часов дня. (Спасибо Владимиру Дмитриевичу Никитину, просившему совершить литургию по брате его Александре – 40 дней.)

Доселе я не научился смотреть на душу свою и ближнего как на превосходнейшую часть существа человеческого, как на образ Божий, как на бессмертную по природе, и потому жизнь моя исполнена каждый день беззаконий, нелепостей, несообразностей, противоречий, безобразий внутренних и иногда внешних: так я бываю без меры самолюбив, сластолюбив, алчен, скуп, сребролюбив, завистлив, горд, своенравен, нетерпелив, жестокосерд, ропотлив или лицеприятен, человекоугодлив, малодушен, боязлив или ленив, недеятелен, небрежен, нерадив. Отчего я обращаюсь с ближними часто не с кротостию, смирением и любовию? От непознания себя и других. Во многом, во многом я погрешаю ежедневно против души своей и ближних своих и против Бога по пристрастию к плоти.

12. Мы, священнослужители Церкви Православной, вожаки духовного, вечного Царства Христова и должны держать себя всегда с достоинством и важностию (но не гордостию), спокойствием и дело свое делать усердно (богослужение, проповедь, духовное руководство верующих).

Благодарю Господа, чудно оживотворившего меня причащением Святых Таин и всю литургию даровавшего мне совершить непреткновенно. И пред каноном утренним премного помиловал меня Господь внутренно.

Но я подвергся тяжкому искушению по приходе в гимназию, когда увидел там просителя милостыни чрез письменное прошение и сильно разгневался на него, сказав: и здесь-то вы мне покою не даете! С большою досадою разорвал я пакет и так же дал просителю с горечью в сердце шестьдесят копеек. За это я два часа целых был в крайней тесноте и скорби, хотя и молился долго с покаянием Господу. Поделом мне это мучение. Сильно я умолял Господа, идучи из гимназии к Екатерининскому бульвару. Я говорил между прочим: Господи! Я недостоин милости Твоей по злобе моей, неблагонадежности моей за Твою безмерную ко мне любовь, явленную мне в искуплении и в литургии, совершаемой мною столь часто, в причащении Святых Таин; но ради страданий Твоих, ради язв Твоих, за меня претерпенных за все мои грехи, помилуй меня и не предай меня вечному аду. И – о, бездна милосердия! Господь опять помиловал меня, умиротворил меня! Слава Его долготерпению, слава Его милосердию!

Малому нищему жиду (мещанину) дано вчера на куртку и сапоги. Пойдет на работу, говорил.

И то величайшая милость Божия мне всегда была, что, когда я согрешал, Господь возбуждал меня к покаянию, просвещал сердечные очи мои, научая, как каяться, смягчал сердце, давал умиление, сокрушение, слезы и с ними милость Свою изливал на меня, многогрешного. Слава отеческому Его милосердию и богатому промыслу о мне. Чувствую над собою великие и неизреченные Его милости! Но все-таки я – величайший грешник! Сколько во мне еще и еще зла: самолюбия, сластолюбия, гордости, злобы, раздражительности, скупости, сребролюбия, честолюбия, лукавства, жестокосердия, лжи, лицеприятия, лицезрения, презорства, недоброжелательства, иногда зложелательства, суетности в одежде и во многом другом.

13 января. После ранней обедни. Благодарю Господа, даровавшего мне благодать совершить непреткновенно Божественную литургию и причаститься животворно пречистых и животворящих Таин.

Иисус Христос – живот вечный. Будем достигать живота вечного исполнением Его заповедей. Литургия – жизнь. Как святые апостолы, мученики, преподобные достигали жизни? – Умерщвлением себя для мира и похотей.

Шесть часов вечера. Сейчас в язвах Господа Иисуса Христа нашел я верою и покаянием величайшее помилование и исцеление сердечных язв моих, паче же и воскресение от смерти духовной. Прогневался и воскричал я на нищего, настойчиво просившего меня написать заметку о нем к Постельникову (в порт на работу), и лишился мира, свободы, дерзновения, здравия души, впал в смятение, скорбь, тесноту, в огнь адский, расслабивший меня. Но лишь прибег от всего сердца ко Господу с верою в язвы Его, за меня претерпенные, ради коих мы все исцелехом, и мгновенно последовало чудное исцеление или, лучше, воскресение души от смерти греховной! Слава Господу! Нетерпелив я, самолюбив, плотолюбив, суетен, сребролюбив. Но да не себе к тому живу, но Господу, Благодетелю и Спасителю моему, положившему за меня душу Свою.

Я обладаем диаволом похотию, тщеславием, сребролюбием, боязнию диавольскою, бессилием в борьбе с Велиаром, прелестию различною из-за невоздержания своего (как вчера при венчании Тимофея Смирнова с Еленою Дементьевой (Исаевой)). Надо немедленно оставить чревоугодие и поститься, иначе сатана поругается и больше надо мною и стаду Христову, мне с другими порученному.

Дьячку Зрелову за лукавство при свадьбах (во взимании особо от причта денег) выговор.

Благодарю Господа за великое спасение вчера вечером, когда я был в большом волнении, тесноте и огне от досады и гнева на дьячка Зрелова за его лукавство и в покаянии помолился Господу о спасении и мире своем и его, осудив себя самого, имеющего во оце бревно грехов и нужду в собственном врачевании и наказании.

Благодарю Господа и за другое превеликое спасение от тесноты и скорби, постигших меня за суровое обращение с нищими и за скупость и жестокосердие к ним. Сколько раз спасает меня Господь каждый день, меня, злонравного, неисправного, непокаянного, беспутного! О, долготерпеливе Господи! Когда я исправлюсь? Когда начну деятельное любомудрие проходить, как преподобные отцы, как святые, подвизавшиеся в этом мире? Я считаю за маловажное чревоугодие и лакомство, а это немаловажные привычки и грехи: из-за них тьма бед в жизни.

Семга с уксусом очень вредна: тошнота сегодня и развивает золотуху. Чувствую. Остановить ее. Молоко хорошее пить – это отличный эликсир.

Доколе я буду, окаянный, пристрастен к миру, дотоле не миновать смущения от врага и разных житейских треволнений. От тли мя, Господи, возведи!

Волнуюсь и не имею мира из-за погрешности и лукавства, корыстолюбия и вымогательства Зрелова почему? Потому, что чистой любви к Богу и ближнему не имею: любовь не раздражается, не смущается. Плюну на деньги и на Велиара и возлюблю Господа и ближнего. Спокойно, кротко выговорю ему. Благодарю Господа за новое избавление в час сей благодатию Своею: вот умирил Господь сердце [мое] от смятения и бури ради покаяния моего. Слава преславному спасению Его, поспешающему к нам на всякий день.

14. Благодарю Господа за превеликую Его милость, явленную на мне во время утрени и наипаче обедни в избавлении от грехов, скорбей и теснот, и за превеликое, чудное оживотворение меня по причащении Божественных Таин, за непреткновенное совершение Божественной литургии во умилении и слезах и за превеликую победу, дарованную мне о имени Его, Кровию Его после скрадения на отпусте панихиды слов: в селениих праведных учинит, в недрех Авраама упокоит. В Господе, в Крови Его я делом обрел избавление, исцеление, мир, оживление, свободу, силу, дерзновение.

После всенощной. Благодарю Господа за превеликую благодать Божию, царствовавшую во мне в продолжение всей всенощной, за покаяние и веру мою и по великому милосердию благопослушливого Господа Иисуса Христа. Великое, слезное умиление во всю всенощную и такой мир, такое пространство во всем существе, такое обновление всецелое, что выразить словом нельзя. Слава Господу, сокрушившему много раз врагов моих невидимых, нападавших во время службы и когда от службы домой шел и домой вошел (по дороге сурово обращался с нищими, особенно с одним из них: за то был в скорби и тесноте). Дома умолил Господа, и Господь простил, даровав мир.

Величайшей благодати Божией лишил я сам себя после всенощной чрез невоздержание, выпив полтора стакана молока и полстакана чаю, – отягчил себя этим и не мог заниматься проповедью (писать) и чтением акафистов. На сердце стало тяжело. О, невоздержание! Скольких благ оно лишает!

15 января. Воскресение. После поздней обедни. Тяжкому искушению от врага со стороны чрева моего подвергся я в самом начале обедни во время проскомидии и литургии оглашенных: просфоры были малы и неприличны для воскресной поздней обедни, не как прежде. Кажется, это неважно – дело не в величине просфиры или ее красоте, а была бы только она пропечена, и не кисла, и не черства. Эти качества и были. Но враг раздул искру в пламя, пожирающее и убивающее душу, в страсть, произвел в душе бурю негодования, злобу; алчность сказалась во всей силе, чрево зарычало, потребовало просфиры красивой и большой, мягкой, хотя я их и не ем почти совсем, а отдаю другим. В тесноте и смерти я познал свое безумство, свою алчность, плотяность и воззвал сильно к Богу о спасении. Благодарю Господа, не попустившего диавола поглотить меня до конца и даровавшего мне избавление от смерти греховной – от тесноты, уныния, боязни, беды и водворившего во мне мир. О, как я низок со своими страстями! Как они меня позорят во время богослужения! Тогда как я должен быть весь небесен, взят горе́ всем сердцем и быть свободен, как птица, парящая в воздухе, я бываю весь землей, пресмыкаюсь по земле, привязан как бы узами железными к предметам своих страстей, связан, как пойманный зверь. О, срамота! О, безумие! И всё из-за сластолюбия и невоздержания!

Благодарю Господа, отъявшего от души моей лютую брань, которая могла лишить меня слова служебного (богослужебного). Я совершил обедню добре; на великом входе сказал довольно хорошо всех. Но, говоря В первых помяни, Господи, Святейший Правительствующий Синод и далее, сбился, смутившись от скорого пения певчих; на заамвонной конец пропустил или пред концом некоторые слова. Проповедь сказал сильно Златоустовскую. Причастился животворно. Молоко на ночь никогда не пить: без меры сласть дает мне, которая мне не нужна. Я должен быть сыт истинно благодатию и Святыми животворящими Тайнами.

Из-за непослушания и противоречия жены дома, когда противоречить никак было не должно по ничтожности моего требования, я очень огорчился, и враг опять взял повод мучить меня, жечь, теснить, смущать. Опять каялся и молился – и помилован. Уповаю, что и жена вразумлена и наказана от Господа в совести ее. Достойно и праведно. Жены, повинуйтеся своим мужем во всем, якоже подобает о Господе [Кол.3:18], жена да боится своего мужа [Еф.5:33]. Сие да будет благодатию Христовою. Подобает так, ибо я глава и вместе слуга всем им: мною они покойны, сыты, одеты, согреты, достаточны. Сие да всходит чаще на разум жены моей. Да умягчится, да умилится сердце ее, любящее только себя и только немногих из своих (сестру с двумя детьми), а прочих всех свойственников ненавидящее до безумия, до отвращения.

Благодарю Господа, разрушившего сеть вражию в размолвке некоторой с женою моею и за покаяние мое скорое и искреннее погасившего в сердце адский, мучительный и разрушительный огонь, и даровавшего мир и пространство душе моей и великое дерзновение. Благодарю Господа за помощь во время вечерни, за разрушение новой вражией тесноты, особенно благодарю Господа за великое дерзновение при венчании двух браков, крещении двух младенцев (Ал. Моисеевича Федорова и содержателя гостиницы в доме Спасского). Это плод литургии и причащения (плод сильной борьбы со врагом).

Господь даровал нам в искуплении и усыновлении нас Себе столь многие и высокие блага, а мы прилепляемся к столь ничтожным, унижаем себя столь постыдными, низкими и пагубными пристрастиями, что не знаешь, чему удивляться более: или бесконечному снисхождению Божию к нам, или невниманию, невежеству и неблагодарности человека к Богу, столько облагодетельствовавшему его! Возьмите сребролюбца, возьмите пьяницу или сластолюбца, блудника, честолюбца – как унижают они себя своими пристрастиями!

Какая легкость на сердце была вчера после обедни и после совершения Таинств Брака и Крещения непреткновенно! Какая благодать и жизнь! Слава Господу, награждающему меня недостойного за труды служения Ему миром, свободою, пространством, дерзновением, избытком жизни и обновления! А после пищи и питья почти всегда бывает на сердце не легко, а тяжело, особенно после избытка, даже малого!

После крестин у Федорова, узнав, что кума, сестра Бурановой, дала платок простой вместо ожиданного шелкового (а куда мне?), я, окаянный, из-за этого охладел в чувствах из-за неудовлетворения моей корысти! О, корысть, о, корыстолюбие гибельное! Человека по образу Божию не возлюбить из-за такой безделицы, как вчера из-за неудачных просфор просфирницу, почувствовав к ней убийственную неприязнь! Вот какие козни вражии! Какая ложь! Чем он влечет нас в погибель? Чем удаляет от Бога и от любви ближнего? – пристрастиями житейскими, чревом, любостяжанием, деньгами, тряпками, тленом. Прочь любовь к плоти, к миру, к тлену! Давайте мне Бога и ближнего!

Или вчера пришел навестить больного майора Петрова, а у него книги хорошие. Я на книги обратил особенное внимание, а сердце от больного отвернулось; опять корысть, а не любовь к ближнему, не сочувствие ему, опять грех. Боже мой! Как я много грешу! Как глубоко проникли в меня корни греха и житейские пристрастия! Как я беден истинною любовию к Богу и к ближнему, к душам бессмертным, цены не имеющим, ибо они выше цены, дороже всего мира! Боже! Насади во мне любовь нелицемерную и утверди ее!

Сердцем непрестанно согрешаю чрез зрение: взираю на кого или на что, и соблазняюсь, и от Бога отступаю тайно; все и всё мне блазнит, все или всё или привлекает, или отталкивает враждебно, то есть я отталкиваю неприязненно, из всего окаянная плоть хочет извлечь для себя выгоду, удовольствие, всё хотела бы обратить в своих идолов. О мерзкая плоть! О богоотступница и учащая меня боготступлению! О гнездо Велиара! Умерщвлять и порабощать тебя надо всегда, чтобы не сделаться совсем неключимым99, как вчера при начале литургии! Только слезами и горячею, всесердечною молитвою я спасся благодатию Божиею от смерти духа: плотоугодие совсем было посрамило, убило душу мою.

Или, опять, при воззрении на иных богатых или мишурных людей, людей с лентами и звездами, враг смущает и поражает меня мечтательным страхом и не дает говорить слов истины и жизни, молитвы, славословия и благодарения Богу! Боже мой! Сколько коварств змиячеловекоубийцы! А как он других убивает! Да жалею я людей и себя по Боге!

16. Благодарю Господа за непреткновенное служение литургии и за чудесное оживотворение Божественными Тайнами по причащении их, хотя и недостойного. Во время панихиды страшно искусился из-за человекоугодия и из-за отсутствия сторожа, без которого не знал я, кому просфиры послать. Теснота величайшая, огонь адский долго были во мне. Только в гимназии Бог оставил мне грех мой. Вечерню служил добре [...] всю. После вечерни пред молебном Елисавете Михайловне Бритневой сильно искусился я из-за Зрелова, испортившего вонью своей квартиры ризы мои. Но Господь возбудил во мне покаяние и помиловал меня пред свадьбой. Потом из-за огорчения на бедных, когда я шел к А.А. [М...], я много раз спасался от бед, взывая ко Господу немолчно о спасении.

Имея такого Царя и такого Началовождя спасения вечного, Господа Иисуса Христа, буду ли я привязываться сердцем к чему-либо земному, когда привязанность сия столь гибельна для души и противна Господу! Познав небесного и вечного Царя, да ищу небесных и вечных благ, а не земных. Желая земных благ или земных успехов во всем и не получая удовлетворения из-за людей, из-за их неправды, несостоятельности или неисправности, я всегда гневаюсь на них, раздражаюсь, таким образом служа врагу спасения то есть, и прилепляясь к земному, и гневаясь из-за потери земных благ или неполучения (при множестве бедных и обильном раздаянии). Человек, презирающий земные блага, равнодушен при потере или расточении их или неполучении, а пристрастный к ним волнуется, беспокоится, из себя выходит, когда теряет их или не получает. Так, вчера я крайне взволновался и мучился огнем, теснотою и срамотою из-за того, что алтарный сторож Прокопий ушел не вовремя и просфир не подал предстоящим; о хлебах ли тленных внимати священнику и об угождении ли людям? Потом из-за риз взволновался и рассердился на дьячка, что дома держит и душит их; или на просфирницу прежде огорчался, что просфиры малы и нехороши, – всё из-за земного утрачивал мир и любовь и впадал во гнев, служа врагу. Будь я равнодушен к земному – не было бы и гнева, не отпал бы от Бога, от любви, не сочетался бы с врагом; также, если бы я не разбирал лица и равно бы смотрел на богатого и бедного, знатного и простого, красивого и некрасивого (что мне в тленной красоте и некрасоте?), старого и молодого, – я не волновался, не смущался бы при виде богатых и знатных или ученых (и сам ученый я) или красивых и некрасивых, стоящих в храме при священнослужении. Да даст мне Господь не зреть на лица и не оскорблять Его, Господа моего, взирающего на сердца, а не на лица.

Я познал и над собою жестокую власть богатства, постоянно ярясь, впадая в мрак, в огонь, в тесноту вражию при большом количестве требований со стороны нищих и пренебрегая и браня во гневе нищих, меньшую братию Христову, искупленную Его кровию, равночестных мне и, может быть, лучших меня! О, сколько я пострадал из-за пристрастия к деньгам и из-за гнева на нищих за прошение милостыни! Многие, многие из нас отходят от Спасителя со скорбию, когда слышат от Него о раздаче имения нищим [Мф.19:21] (или кажется странным и несовместным с образом нашей жизни такое учение), и охотно остаются во власти, житейской власти скоропреходящего богатства.

17. Страшно и долго мучился я сегодня по действию диавольскому от умолчания по причине боязни человека (товарища Клепачевского, очередного на ранних обеднях) слов отпуста: Христос, истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матери, преподобных и богоносных отец наших. Имя ли Христова я боюсь часто произносить? Но Его так же необходимо часто произносить и [обносить100] в уме и в сердце, как дышать, даже более. О молитвах ли Пречистой Богородицы и святых отец я умолчал? Но они нужнее, чем все блага жизни сей, они утешение, помощь и надежда наша. Вперед да не утаиваю словес Божиих, да произношу со дерзновением и громогласием, не боясь никого ни из людей, ни демонов. Всю утреню служил благопоспешно, со сладостию и пространством сердечным; в самом конце ее враг страшно уязвил меня и наругался мне. О, злодей! Это за вчерашнее чревоугодие или за разговор у Захара Иван, о его кознях надо мною при богослужении. Впредь да умалчиваю о своих борениях со врагом.

Благодарю Господа за милости избавления от страстей и бесовских козней во время литургии, особенно в конце, во время причащения и после (причем дьячок не причастен поет во время причащения, а стихиры – точно беда какая: поют же иногда и концерты, и прочие священные песни). Едва одолел я упорство врага благодатию Божиею – едва, потому что я маловерен и малодушен.

Благодарю Господа за многократное избавление от лукавствия врагов в нынешний день и от грехов моих. Благодарю Господа, спасающего меня от упадка духа при лютых кознях вражиих и [помогающего] брать верх и победу над врагами благодатию Божиею.

18 января. Слава чудному, животворящему имени Твоему, Господи! Слава чудесам милосердия Твоего, силы Твоея во мне грешном! Сколько раз Ты, о радость моя, Господи, избавлял меня сегодня от грехов и смертей во время литургии, во время панихид в церкви, когда враг многократно и нагло нападал на меня, сильно подстрекая к озлоблению. В имени Твоем я всякий раз обретал победу над злобою и смертию, только в имени Твоем! Слава Тебе, надежда моя! Во время вечерни и после вечерни пред двумя крестинами Ты по молитве моей, также милостиво послушав меня, спасал меня от яда греховного и, когда я домой пришел уязвленный змием за жестокосердие к нищему и покаялся Тебе, Ты спас меня. Какая бездна благости Ты, Господи! Какое богатство неистощимое милости и спасения! Какое богатство оправдания! Ты на мне явил бездну милости Твоея, силы Твоея, благопослушливости Твоей. Слава Тебе! Не престану превозносить Тебя! Ибо чем другим я могу возблагодарить Тебя?

19. Враг отчуждает от Бога человека и убивает душу чрез пристрастие к земным предметам: к деньгам, удовольствиям, сластям, отличиям, к нарядам, к тленной красоте, так Иуду-апостола сделал чуждым Господа Иисуса Христа и убил навеки душу его, предав ее геенне огненной. О, какое зло пристрастие к земным временным вещам!

После утрени. Тяжкая-претяжкая борьба с невидимыми врагами была у меня во время утрени. Согрешил вчера, поевши с вечера у Гречухиных и дома рыбы корюхи и красной капусты с уксусом; уксус особенно портит мою золотушную кровь – сегодня это чувствую; лимонный листок с чаем у Гречухина тоже для золотухи вредно. С курящими табак лобызался... Но благодарю Господа, избавившего меня от всех душевных бед и диавольских козней.

Мне надо всегда есть скоромные щи без мяса.

Идеже... тля тлит [Мф.6:19]. Как знаменательны и какое обширное приложение имеют эти слова Господа! Каждый день меня тлит тля греха, страшно тлит, мертвит, бичует, повергает в тесноту, болезнь, и я непрестанно работаю тли по укоренившейся привычке. Горе мне! Нетленный Господи! Научи меня работать всякий день нетлению, святыне, правде! Исправлять всякую добродетель.

Благодарю Господа за чудеса милосердия Его пред самою обеднею, во время проскомидии, когда я, уязвленный язвою греховною, воззвал к Богу о милости, преклонив колена пред святым престолом, и получил милость, мир, свободу, исцеление язвы; потом после проказы на великом входе тоже помолился о помиловании и помилован. Причастился животворно, кончил обедню победоносно, торжественно. У Волковой уязвился плотскою страстию и, покаявшись, помилован.

Четыре часа вечера. Благодарю Господа, помиловавшего меня за неотвязность мою, за устное умоление Его: от великой тесноты и язвы, палящей душу и тело, спас меня Господь, когда мне надо было обедать. Слава милосердию Его!

И еще нового, великого избавления от Бога сподобился вечером. Благодарю Господа.

Не в том добром духе воспитано нынешнее молодое поколение, в каком воспитаны были мы. Мы научены были чтить старших, упреждать их в приветствиях и поклонах, а нынешние молодые люди, даже священники молодые, не знают этой науки, и старшие должны ради согласия и любви предупреждать их в приветствии, иначе они и «здравствуй» не скажут. И иметь на них за это что-нибудь не следует и не стоит: они – жертва духа времени, плоды современного воспитания, их не переделаешь, пусть они себе идут своею дорогою и научатся опытом, если захотят, доброму обращению с своими сослуживцами. Но за них надо молиться искренно, ибо они крайне склонны к крупным проказам: к раздражительности, злобе, зависти, недоброжелательству, пьянству и пр., ибо нет в сердце у них доброй основы – веры, покаяния и молитвы всегдашней.

Мы молимся за живых и своею молитвою искреннею привлекаем на них невидимо, незаметно, а иногда и заметно, великие милости Божии и привлекаем их сердца к себе и к Богу и благочестию; молимся за умерших, и они, если имеют дерзновение у Господа, молятся за нас, не оставаясь у нас в долгу, так что Господь возмеривает всегда за любовь и за всё добро, которое мы по искренней любви делаем в пользу ближних; Испытующий сердца и утробы наградит за каждый искренний вздох, за каждую слезу о ближнем. Сказавший чрез Апостола: молитеся друг за друга, яко да изцелеете [Иак.5:16], не оставит без плода нашей горячей молитвы. Итак, будем дышать молитвою горячею за всех, как и делает Церковь всегда, на всякой службе. Особенно священник каждый должен быть исполнен горячей любви и молитвы за всех, как посредник между Богом и людьми, как сам обложенный немощами и знающий по опыту немощь человеческой природы.

Посредством чревоугодия сильно влечет меня диавол в погибель, отвращая от Бога и от любви к ближнему, поселяет смертельную боязнь, бессилие, делает немоту, совсем одолевает меня. О, сколь бедственно чревоугодие! Оно совершенно противно христианству, влекущему нас на небо и одуховляющему нас; чревоугодие же влечет сердце к земле, повергает в смерть, тесноту, скорбь, беду, от Бога разлучает душу. Пост и пост нужен христианину истинному. Презирай плоть и ее похоти. Иначе они убьют душу навеки.

Дремлем мы и спим, окаянные, от самолюбия, плотоугодия, сластолюбия, сребролюбия, чревоугодия, роскоши, удовольствий, зрелищ, пьянства, гнева, злобы, гордости, зависти, человекоугодия (грех рассылать просфиры по церкви из-за человекоугодия: сегодня я рассердился после причащения – увы! из-за того и Бог наказал достойно чрез диавола теснотою и огнем, немотою).

Если не имеешь искренней любви и доброжелательности ко всем и завидуешь людям в чем-либо плотском, то напрасно ты священствуешь, ибо священство есть ангельское служение, небесное, оно всё исполнено святыни, любви Христовой, горних помыслов и чувств. Священник должен быть выше всяких вспышек гнева, зависти, гордости, нетерпения, сластолюбия, сребролюбия, человекоугодия, сластолюбия, тщеславия, суетности.

20 января. Тщета и вред чревоугодия и пресыщения с вечера сегодня сказались опять сильно во время утрени: паралич некоторый в сердце и в языке, бессилие выговорить знакомые выражения в молитвах и славословиях, особенно в конце молитвы Христе, Свете истинный.

Благодарю Господа за многократное избавление и миродаяние во время утрени и по приходе домой, где я в покаянии повергся пред Всемилостивым, прося прощения в моем гневе и раздражительности и вопле на нищих, безвременно и безместно101 просящих милостыни, как я думал. Как бездна многа, милость Божия не оскудевает на всякий день и нас грешных милует, очищает, избавляет, врачует, умиротворяет, просвещает, радует.

Шесть часов вечера. Славлю Тебя, Господи, за превеликие, предивные чудеса спасения моего о имени Твоем. Сегодня, расстроившись дома, в тесноте и огне я шел к вечерне, но в крепком уповании на Тебя, в покаянии сердечном воззвал к Тебе, и оковы с души спали, смерть убежала и жизнь воссияла в душе моей. А во время вечерни после победы над пакостями врага, кто изречет дерзновение мое о Господе, и радость мою, и торжество души моей? Слава Господу о всех. Я пленен Тобою и Тебя, Бога моего, как бы взял в плен верою моею! Прости мне сию простоту веры, ибо подлинно Ты даешься в плен верующим в Тебя, спасая их Твоим всеспасительным пленом.

Чудо милосердия и силы Своей сотворил Господь со мною пред самой литургией, когда я, умерший душею, в тесноте, мраке и скорби, шел в собор после большого гнева и раздражения дома из-за собаки-пакостницы; покаялся от всей души в своем гневе и в своем безумстве и получил от Господа милость и совершенное спасение от смерти духовной, жизнь, мир, силу, дерзновение. Обедню совершал благодатию Божиею добре, особенно после причащения. Я был некий победительный царь, покоен, величествен. Причастился Святых Таин животворно.

Вотще и напрасно я рассердился на жену сегодня из-за стола постного, что прост и дешев (салака вареная и жареная свежая и кисель клюквенный). Я опять показал, что я чревоугодник и что демон чрева владеет мною. Сегодня была пятница.

21. Утро. По пробуждении на сердце взошла следующая мысль: в церкви во время богослужения царствует над всеми именами приснославное имя Отца и Сына и Святого Духа, создавшего и сохраняющего всех и всё и спасающего всех нас, милующего, очищающего, просвещающего.

На сердце была тоска из-за вчерашнего на ночь чревоугодия (пирожки, холодное пиво в гостинице). Чревоугодие умерщвляет душу, делает ее дебелою, грубою, непокойною.

20 января. Ученику первого класса дана книга «Жития святых» с января по май.

Какую новую хулу измыслил лукавый бес на Святую Троицу! Не дает (когда я не готов к молитве) выговаривать трижды изречения, молитвы, благословения во славу Святой Троицы: на втором разе запинает. Но востани, Господи, в помощь мою и да рассыплются врази Твои и наши!

21. Благодарю Господа, даровавшего мне по молитве моей великую помощь во время утрени, когда не было дьячка и я волновался, смущался от того и когда пришел он и я еще более смущался от досады на него. Господь спас меня от смятения и даровал мне силу непреткновенно совершить всю службу кроме того, что на отпусте я усумнился и убоялся по действию вражескому произнести имя святого благоверного князя Александра Невского. За это я долго мучился от врага по окончании утрени, каялся, молился, припадал со слезами к святому престолу Божию – и был помилован. Диавол чрез боязливое умолчание мною святых хулит их, отчуждает от них, охлаждает сердца к ним. Голос был сильный, громкий.

После обедни и после вечерни. Благодарю Господа за чудное оживотворение меня Божественным огнем пречистых и животворящих Таин и за непреткновенное служение литургии, впрочем, не без сильных искушений со стороны диавола, особенно пред совершением Таинства, когда дьячок с помощником скоро пели Достойно и праведно... Свят... да и прежде того Верую во единого Бога... Отпуст не весь сказал, устыдившись благородной девицы... (вот вздор!) Имейте веру... не взирая на лица [Иак.2:1]. Никого не стыдись, не бойся... Враг унижает меня, дух мой роняет, но это грех – не надо упадать духом ни в каком случае, грехи бывшие повергать в бездну милосердия Божия и очищения от него. Да и милостыня очищает всяк грех; несть грех, побеждающь человеколюбие Божие102...

Благодарю Господа, посетившего меня великою милостию Своею и великим избавлением Своим в квартире А. Егоровича Иванова в доме Неустроева пред молебном при покаянной молитве моей. Всю дорогу я мучился грехом (нищую девочку за волосы подрал). Слава Господу!

Благодарю Господа, услышавшего молитву мою в час боязни и тоскливости сердца, диаволом наведенных пред крещением младенца у Белинского, и избавившего от них и даровавшего мне благодать совершить крещение с великим дерзновением и одушевлением при восприемниках Николае Матвеевиче Мизурове, инженере-полковнике, и Дорофее Ивановне Адамович, жене инженера-полковника Дмитрия Ефремовича. 21 января. Суббота.

Око Твое, Владычице, – око Христово, сердце Твое – сердце Христово, святыня Твоя – святыня Христова, сила Твоя – сила Христова, держава Твоя – держава Христова, мудрость Твоя – мудрость Христова, премудрость Твоя – премудрость Христова, ведение Твое – ведение Христово, любовь Твоя – любовь Христова, ибо Христос Бог и Ты – одно.

22. Кто ищет чести или любви от людей мира, тот сильно скорбит и смущается, когда почему-либо лишается этой чести и любви или когда поносят его. Не ищи у мира чести и любви, а у Бога и у праведных и не будешь возмущаться и скорбеть, ибо любовь Божия бесконечно превосходит любовь человеческую.

Вечер. Воскресение. Превозношу чудеса милосердия Божия, во мне явленные сегодня во время утрени и обедни. В начале утрени холодность и сердечное бессилие, голос нечистый по причине нечистого сердца. При чтении Евангелия и канона согрелось сердце благодатию Божиею, при пении стихир на хвалитех тоже. Но к концу утрени, к отпусту, бесплотный враг ужасно уязвил и всего возмутил меня чрез потерю маленького, как тряпка, правда хорошенького, с разноцветным шитьем платка.

Как, думал я, над моим сердцем может чрез пристрастие иметь власть такая ничтожная тряпка, такой тлен! И враг меня так ужасно дурачит и мертвит мою душу! Боже мой! Правда судьбы Твои и праведно Твое наказание меня за пристрастие к ничтожным мирским вещам! Смущение было так велико, что я побоялся говорить отпуст и скрал его, сказав только последние слова: яко благ и человеколюбец. Но потом я воспрянул после нового сильного уязвления, сильно помолился Господу и изо всей силы говорил молитву Христе, Свете... и всю сказал нараспев до конца, и отпуст сказал весь. Этим я врага победил, благодатию Божиею, и служил довольно спокойно всю литургию, хотя с крайнею борьбою. Причастился животворно; заамвонную прочитал очень хорошо. Отпуст весь сказал. Слава Господу!

23. Обижаемся мы нередко, что нас не любят, но не спросим себя беспристрастно, достойны ли мы любви, не навлекли ли мы сами на себя своею гордостию, своенравием, заносчивостию, упрямством, злостию, злоязычием, завистию и другими грехами гнев на себя и отвращение других? По беспристрастном рассуждении оказывается, что мы виноваты сами в том, что люди не хотят иметь с нами дела и удаляются от нас, чтобы дальше быть от греха.

Благодарю Господа, даровавшего мне благодать пропеть и прочитать утреню и обедню с дьячком Никитиным Адрианом.

Урок. При всяких противных, скорбных обстоятельствах, при людских неправдах, например начальников, товарищей, или при неисправностях кого по службе не должно смущаться и теряться и к беде прибавлять беду. Но оставаться спокойным, безмятежным, мирным. Ибо врагу обычно наиболее возмущать нас и лишать, так сказать, корабль кормчего, то есть разума. (Смотри на протоиерея Павла Трачевского.)

Сегодня я тяжко согрешил, прогневавшись неоднократно на нищих, и драл их за волосы, и все из-за пристрастия к миру, к плоти, к сластям, к деньгам. Тяжко и долго испытывал мучение! Покаянием, верою испросил прощение и крестил в Кислощейном добре.

Призванный к нетлению, не гоняйся за тлением и не тли духа бессмертного и телу не ускоряй наносить растлевающие удары страстей. Присвояйся Богу и святым Его, посещай чаще церковь и богослужение и навыкай служить Богу добродетелями.

24. Благодарю Господа, утешившего меня величайшим, чудным избавлением во время ранней литургии (от Неустроевых о девице Александре усопшей) от озлобления на протоиерея Павла В. Трачевского, якобы за коварство его по поводу вызова в консисторию. Я долго мучился и у утрени в соборе, и по дороге в Успенскую церковь, и в самой церкви; страшная скорбь, давка, теснота была на душе. Но когда сознал искренно свою вину, оправдывая протоиерея и отложив гнев на него, тотчас Господь помиловал меня и дал мне мир и пространство, и я служил обедню мирно, торжественно, непреткновенно; причастился на жизнь и радость. Слава бездне щедрот Божиих! Я наказан был достойно за вчерашнее чревоугодие, пресыщение, винопитие (у Неустроева). О, сколь тяжелоносны сластей волны!

Нет еще во мне христианства: еще злоба, рвение, раздражение, гордость, своенравие, непокорность, сластолюбие и алчность с блудными похотями живут во мне, еще не царствует во мне неотъемлемо мир.

Я был у настоятеля, и он, по обычаю, принял меня кротко, ласково. Не таким вовсе он показался мне, каким ложно представлял его общий наш клеветник диавол. И как же я верил клеветнику, давно зная его пакости? О, как он усиливается насеять в наших сердцах неприязнь, злобу, гордость, непослушание, своенравие, противление, рвение, чтобы сеять нас, как пшеницу [Лк.22:31], мучить нас, отторгать нас от Господа и от жизни в Боге!

25. Вечер. Благодарю Господа за великое, двукратное избавление от смертельной тесноты греха: раз в гимназии после покаяния внутреннего во всю дорогу от церкви до гимназии (что из братской кружки нищим подал), и другой – во дворе церковного дома после пренебрежения одним нищим, неудовлетворения его просьбы; покаялся во глубине души и получил прощение, разрешение, мир, простор, силу, дерзновение, жизнь.

Благодарю Господа, услышавшего общую молитву нашу о спасении от погибельного пьянства раба Божия Алексея (официанта в командирском клубе), за привлечение его к молитве усердной. Тако даруй нам молиться благопопечительно, благодатно и благоплодно и о всех, требующих Твоея помощи и милости.

В богослужении в главных чертах изображены судьбы мира и человечества, всё домостроительство нашего спасения, главные черты жизни Иисуса Христа, спасительные плоды Его жития, Его учения, чудес, страданий, смерти и воскресения, черты жизни Божией Матери, Ее рождества, введения во храм, благовещения, черты жизни и подвигов святых, совершения Таин Тела и Крови Христовой.

26 января. Едва не сделался я посмешищем для бесов в прошлую ночь при следующем сновидении бесовском: тащат мужики огромного росту огромный чан с водкой, смеются и сквернословят; дотянув до места, где я стоял, они вдруг вылили ее, опрокинув чан: я даже пожалел траты. Потом два из них начали ругаться; затем откуда ни возьмись две большие деревенские пьяные девки (куда-то они шли), мужики стали очень нескромно и грязно шутить с ними, хватая их за детородные члены. Слава Богу, что не осквернился больше и не растлился телом на сей раз. А у нас вечером были две девицы; ранее видел я крайне пьяного в заборе дома Курмашева, очень пьян был этот мужик или мещанин – стоять не мог и упал, бормоча что-то и сквернословя.

На что я должен обратить внимание по поводу этой нечистой грезы лукавого? На свое блудное расположение сердечное и плотское, которое надо искоренить постом, слезами, молитвою, отнятием сластей.

Страшно и неустанно лукавствует во мне дух злой, нечистый: то распаляет во мне злую подозрительность на братию по какому-либо поводу, им же данному, неприязнь, то блудную подозрительность, показывая как бы сочувствие лица другого пола на мое нечистое чувство, то возбуждая алчность к хлебу, когда наипаче она должна быть попираема (во время литургии из-за просфир, хотя я и не ем просфир), то зависть к благосостоянию и богатству ближнего, не внимая, что оно тленно и удаляет многих от Бога (ужасно, как действует во мне лукавый, орудуя моим сердцем и мыслями), то производит леность к чтению слова Божия, подстрекая только к чтению газет эфемерных, не оставляющих в душе ничего.

Душа, как конечное начало, должна непременно служить существу Высочайшему, от Которого она всё получила: жизнь, дыхание, ум, свободную волю, сердце; в этом ее жизнь, ее совершенство, ее сила, наслаждение, блаженство. В противном случае она будет служить злому началу, или своим похотям и страстям, ибо она не может оставаться в бездействии как существо духовное, деятельное и будет служить на погибель себе, на уродование себя, на вечное мучение себе. Или Богу служи, или, если не хочешь сего, будешь неизбежно служить греху – диавол не дремлет.

По духовному, а не плотскому началу дай Бог всякий день и час жить, мыслить, чувствовать, говорить и действовать.

Дел благих нет у меня, а веру Господь дал. Вот к чему ведет меня Господь: к сознанию своей бедности, наготы, слепоты, немощи, мерзости и безобразия. Тебе единому слава да будет, Господи, всегда, ныне и во веки. А нам – стыд лица ради грехов наших.

Господь славы, всеправедный Господь восхотел принять бесчестие и страдание поносное и претяжкое и смерть крестную в мире сем от неправедных людей для спасения твоего, а ты грешный, нечестивый, смердящий пес, ищешь чести и славы в этом мире? Для того ли, чтобы с миром осужденным быть? Где сораспятие Христу? Где распятие плоти со страстьми и похотьми?.. Нетленной славы ищи, нетленного богатства, нетленной пищи, нетленной красоты, светлости.

Говоришь: будут дурно думать о мне. Пусть так. Потерпи это бесчестие туне103, для Христа. Пример тебе Господь Иисус Христос, пророки, апостолы, святители, мученики, преподобные, праведные и все святые.

Святые отказывались от крестов золотых, а мы ищем их, не понимая высоты смиренномудрия и богатства нищеты.

27. Говорят: ныне нет чудес, – но мы живем в мире чудес; особенно в благодатном Царстве Христовом – в Церкви бесчисленное множество чудес и было, и теперь совершается и воочию, и во внутреннем мире, в душах человеческих. Верующие и боящиеся Бога души знают это и славят Господа чудес.

Благодарю Господа, избавившего меня в квартире священника П.П. Преображенского от нападения духа злобы, вдохнувшего холодность и отвращение от детей его некоторых за неблагообразие лица. Боже мой! Невинных-то малюток, чад Божиих по благодати, сосуды Божии, храмы Его одушевленные, святые я не возлюбил. В покаянии возвел я сердечные очи ко Господу, и отошла злоба диавольская. Какое нечистое сердце у меня! Какое лицеприятие, лицезрение! Какое заблуждение сердца! На красивых засматривается, восхищается, любуется самолюбиво, делает их предметом наслаждения своего (плотоугодие)! А святых Божиих иногда хулит разным образом, хотя новый в нас человек удивляется им, любит их, восхищается ими.

После утрени. Благодарю Господа, скоро и чудно помиловавшего меня и избавившего от скорби и тесноты, постигших меня за огорчение и гнев на женщину, вновь прибывшую из Петербурга просить у меня милостыни (тогда как и без ней в Кронштадте нищих счету нет – очень много), которой я с досадой подал гривенник, и за огорчение по случаю большой подписки на [Исидорскую] богадельню в Петербурге на бедных духовного звания и на Духовное училище (всего двенадцать рублей разом). Я покаялся, призвав имя Господне, возложив себя в уповании на множество щедрот Его, и не обманулся: оживотворил Господь мою душу, умерщвленную грехами, умирил, исцелил, распространил. Слава Его человеколюбию! Он мое сокровище неистощимое, Он богатство мое, Он сладость моя, свет мой, сила моя, лепота моя, отгоняющая нелепые страсти. Животные, душетленные страсти мои разори, Господи, истни104 их, очисти и потреби их вконец. Аминь.

Благодарю Господа, спасшего меня за покаяние в час сей от прелюбодейного поползновения мысли и сердца при воспоминании и воображении женского лица.

27. Сегодня утром сделал я большую ошибку – съел с чаем большую французскую булку, не имея позыва на пищу и питье, ибо вчера с вечера кушал и пил довольно. Оттого целый день было мне тяжело, и я был удобно уловляем во грех сладострастия врагом бесплотным. Каюсь пред Господом.

28. Доколе жизнь моя будет полна безобразия и нелепости чревоугодия и объядения? Этого постыдного рабства чреву? Из-за съеденной вчера утром французской булки мне было тяжело весь день. Сохраняя силы в себе столько лет чрез удаление от соития, как не пойму или не помню, что мне крайне мало нужно пищи на всякий день и даже день-два я не должен часто есть? Господи, вразуми и помоги презреть чрево, источник величайших безобразий в жизни.

Чревоугодие убивает молитву, отнимает энергию у души, пораждает в сердце чревоугодника злобу, зависть, алчность, жестокосердие, сребролюбие, блуд, неверие, леность, уныние, лукавые, хульные и скверные помышления. Вот сколько зол производит эта гадкая страсть!

Слава Богу, что об отце Петре Клепачевском слышу добрые отзывы, о его служении, проповеди. Да просветится свет наш пред человеки [Мф.5:16]! Аминь. Славлю долготерпение Владыки Господа моего, Иисуса Христа, яко доселе потерпел на мне, окаянном и блудном, и не погубил меня со беззаконьми моими, человеколюбно милуя всякий день и спасая от бесчисленных прегрешений.

Согрешил скупостию, сребролюбием, жестокосердием, озлоблением, гордостию, роптанием, когда, идучи от утрени, увидел и услышал просящих милостыни нищих, всю зиму не работавших и приходивших ко мне за подаянием. Какой мне плод от милостыни, думал я в горечи сердца? Тунеядству и лени я пищу даю, нищие злоупотребляют милостынею моею, хотя и не мое дело разбирать, куда они ее употребляют; мое дело – дать, исполняя заповедь Господа. За грех мой постигла меня ложная скорбь и теснота, места я не находил. Но покаялся из глубины души со умилением и слезами, и Господь снял с меня вину мою, даровав мир, простор сердечный, дерзновение. Слава Господу! Впредь да не малодушествую, подавая милостыню, ибо воздаяние несомненно и велико за милостыню, только охотно, усердно и со смирением да подаю ее. Буди. 28 января 1878 г.

После всенощной в Думской Успенской церкви. Без воздержания не одолеть козней вражиих, а враг одолеет тебя. Сегодня по глупой, несчастной привычке я утром напился кофе со свежими сливками и чаю стакан тоже со сливками; пошел в гимназию – почувствовал пот, расслабляющий организм; на панихиде в гимназии по учителе Николае Аникиевиче Иванове оказался крайне немощен, бессилен для молитвы и для борьбы со врагом бесплотным; пропускал по боязни речения и слова – тут меня бросило в пот. Затем после первого урока, в двенадцать часов, позвал меня к себе закусить учитель Иван Никифорович Руслов; я имел слабость не отказаться и опять закусил и стакан кофе выпил; слабость еще более припустил себе; после одного класса служил молебен у Сизова комиссара. Молебен служил скверно от пресыщения (от водки и всего) и питья, потом опять закусил; домой пришел – щей поел и тетерева. Я опять еще более расслабел, хотя было некуда. Всенощную служил под конец неисправно, отпуста не мог выговорить, Христе, Свете, Евангелия недочитал пред концем.

Предотврати горе, обещанное пресыщенным ныне [Лк.6:25]; ты пресыщаешься всякий день – да не взалчешь во веки, лишенный причастия Господа.

Священник во время богослужения должен быть самостоятельным и независимым как слуга Божий, как Ангел Господа Вседержителя и не взирать ни на чье лицо из присутствующих во храме, будь оно царь, или синклитик105, или архиерей, или градоначальник, богатый или ученый и пр., ибо рабским состоянием духа относительно людей роняешь высочайшее дело богослужения или совершения Таинства, потому что священник, служащий и обращающий внимание на лица сильных мира, двоится в мыслях и в сердце и недостоин предстояния престолу Высочайшего и Превознесенного.

Я призван к высочайшему, небесному, ангельскому служению, чтобы очищать, освящать, осынотворять, обожать человеков посредством священнодействуемых мною Таинств и проповеди слова Божия. Но я доселе недостойно совершал это служение и жил недостойно, в страстях, в мирском пристрастии, чревоугодии, корыстолюбии, сластолюбии, славолюбии, в злобе, гордости, зависти, роскоши, жестокосердии к бедным. Доколе же буду рабом чреву и сластям и терпеть посмеяние от бесов и поругание? Пост, пост, пост!

Азбуки христианской доселе не знаю: не научился истинной, нелицемерной, неотпадающей любви, кротости, смирению, воздержанию, простосердечию, чистоте и целомудрию, послушанию, мужеству, твердости, терпению, нестяжанию.

29. Утром, встав от сна, чувствовал себя тяжело, как бы связанным от чревоугодия прошедших дней, особенно накануне. Во время обедни поздней в Думской церкви чувствовал себя тоже связанным, бессильным в душе и потому каялся и молился Господу о помиловании и помощи; получил большое облегчение от молитвы и дерзал о Господе; во время чтения Евангелия о Закхее, умилился и прослезился, поставляя себя на место Закхея пред лицем Господа и прося взыскать и спасти и меня, погибшего. Стало легко, легко, ибо Господь посетил и мой душевный дом, как Закхея. Пред великим входом смутился из-за диакона, не поцеловавшего руки у меня, когда я брал у него кадило, поэтому на входе неотчетливо произнес имена высочайших особ и все слова. Потом в продолжение обедни было сильное искушение от врага из-за диакона, подозрительность злая касательно его; едва мог стоять и огребаться от ней: смущала, жгла, теснила; В первых помяни, Господи не выговорил всего – задавил диавол; потом остальное хорошо; заамвонную твердо; отпуст сказал далеко не весь: смутился из-за просфир, самовольно посланных диаконом (о, алчность моя!). На царском молебне из-за того же сильное искушение, с трудом преодоленное молитвою покаяния. Ужас какие козни врага с адской стороны и какое пристрастие к миру, к чреву, плоти страстной с другой, моей стороны! Молитву заамвонную и благодарственную на молебне читал очень громко, побеждая и попирая врага, запинающего и понуждающего молчать. Под конец вышел победителем в державе крепости Христовой. Без Христа и на миг одна беда!

На крестинах в двух маленьких мезонинах тяжкие искушения: в одном от милого личика восприемницы, в другом – от стесненного воздуха. Человек зрит на лице, Бог же... на сердце [1.16:7]; человек часто подобного себе любит только из самолюбия для своей же сласти! О, безумство! Где же любовь по Богу, по духу, а не по плоти! На другой вышке крестил, произносил молитвы с огорчением и неудовольствием на хозяина и хозяйку помещения. У Блиновой крестил торжественно, громогласно, но платок шелковый смущал, сводил с ума несколько. Только у Комарова совершил крестины бесстрастно, торжественно. Сколько слабостей, призраков, томления из-за пристрастия к миру! А всецелое благо, неизменное, жизненное – Христос и благодать Его. Что мне и кто мне кроме Тебя, Господи? Ты всё для меня, в мире всё суета, ничтожество, всё прекрасное – тлен, всё сладостное – тлен, сладко только на минуту, на мгновение. И из-за сладостей, красот земных мы отлучаемся от Бога, враждуем друг на друга или прельщаемся другими! Безумцы!

30. Вечер. Благодарю Господа за великую помощь мне, немощному, всегда нападствуемому от бесов; вчера в пять с половиной часов вечера я служил панихиду по умершей Ирине в доме Кикина и, быв под влиянием вина, смущался и сомневался, что в состоянии буду выговорить ектении, – так и случилось: враг запнул и оборвал на первой ектении, на окончательной же ектении по благодати Божией я взял силу над противными силами и отчетливо, смело, спокойно выговорил все слова, как и на отпусте. Слава Богу, избавившему меня от верха бесовского и яда сатанинского и возвеселившему меня благодатию Своею.

31. Сегодня по приезде Святые Дары иссушить в Успенской церкви. Господи! Сохрани их целы и нимало нерастленны пременами воздушными. Сохрани меня в пути моем вперед и обратно и благопоспеши во всем; всё намеренное даруй благополучно исполнить; святой дискос покажи во славе, яко трапеза Твоя всесвятая есть и сей дискос, и будущий, переменный.

Разговор со мною кронштадтского приказчика из Кронштадского коммерческого банка о важности и пользе проповеди во время богослужения. Надо непременно всегда говорить. Буду говорить с помощию Божиею.

Письмо отдать [...].

* * *

96

Землеретность – привязанность к земным вещам.

97

Живой, следовательно, девственный (лат.).

98

Тропарь преподобным общий, глас 8-й.

99

Неключимый (устар.) – бесполезный, негодный.

100

Обносити (церк.-слав.) – носить по всему кругу, распространять.

101

Безместный (церк.-слав.) – нелепый, недолжный, непристойный.

102

См. сноску 33.

103

Туне (церк.-слав.) – в значении: без вины, без причины, напрасно.

104

Истнити (церк.-слав.) – сокрушить в прах, истоптать, изломать.

105

Синклитик – член Государственного совета (синклит – собрание, верховное гражданское правительство).


Источник: Дневник / Святой праведный Иоанн Кронштадтский. - Москва : Булат, 2005-. (Духовное наследие Русской православной церкви). / Т. 21: 1877-1879. - 2017. - 559, [1] с.

Комментарии для сайта Cackle