Источник

Февраль 1878 года

1 февраля. С сегодня и навсегда даруй мне, Господи, покончить с мясом, ибо аще не о хлебе единем, то кольми паче не о мясе едином жив будет человек [Мф.4:4 и др.]; и крайняя тяжесть мне от мяса, даже от супу мясного, ибо и он очень питателен. А как мало мне нужно пищи! И это я доселе забываю и Господа прогневляю.

Пять часов вечера. Благодарю Господа, скоро избавившего от пасти бесовской во флигеле Богданова по прочтении молитв жене родильнице и наречении имени младенцу, когда я, вспомнив о данном бабушке рубле, пожалел его, особенно из-за дьячка Полиглотова, и оттого сделался бессловесен и уязвился, умертвился от бесплотного врага. Скоро услышал меня Господь и скоро спас меня, умерщвленного. Как легко диаволу, моему непримиримому врагу, уязвить меня! Одно мгновение – и он убил меня на время! Господи! Избави мя от козней его!

2 февраля. Рассылать просфиры и освященные хлебы во время богослужения не должно: это отзывается крайним человекоугодием и раболепством священника тем лицам, которым высылается просфира или освященный хлеб. А это в храме пред лицом Божиим и пред лицом многочисленного собрания народа крайне нехорошо. И что, и каковы эти лица, коим я высылаю просфиры пред очами Божиими? Не грешники ли? Тогда как я почитаю их особенно, может быть, пред Господом они уничижены – за гордыню, за сребролюбие, лукавство, лихоимство и пр. Прости мне, Господи, бывшее человекоугодие пред очами Твоими.

Вчера за всенощной была ужасная борьба с злыми силами, жестоко на меня нападавшими и уязвлявшими, наводившими смущение, посрамление, немоту, бессилие, омрачение сердечное; одолеть я не мог по причине чревоугодия и пресыщения, особенно чаепития. Только милость Господня, прияв меня за покаяние мое, одолела во мне врагов бесплотных. Благодарю Господа. (На Приидите, поклонимся не смог выговорить Приидите, поклонимся и припадем Самому Христу, Цареви и Богу нашему, на литии возгласа Услыши ны, Боже, Спасителю наш; молитву Владыко Многомилостиве – всю, исключая святого Иосифа Песнописца и Александра Невского; на благословении хлебов не выговорил славословия, в конце всенощной Христе, Свете истинный и ранее – отпуста праздничного; отпуста первого часа тоже – бесы яростно напали на меня и ели во все лопатки.)

По немощи телесной, по слабому организму я должен употреблять непременно молоко и скоромный суп в посты: от постной пищи я только расстраиваюсь и при богослужении, и дома и делаюсь более немощен (маринованная корюха у Лукина мне вредна показалась); сегодня очень постная домашняя пища за обедом – щи с рыбой и корюха жареная, да масло прованское с хлебом очень нехорошо отозвались для меня на веснощной в Успенской церкви на 2-е февраля – Сретение Господне.

Вечер 2 февраля. Господи! Помилуй меня, яко не в простоте, незлобии и смирении и чистоте ходил я пред Тобою всякий день, но часто в лукавстве, злобе и гордости и студомыслии, в невоздержании, чревоугодии, лености и нерадении.

Тяжело, невыразимо тяжело было мне сегодня во время поздней обедни по причине вчерашнего до поздней ночи (до половины первого часа ночи) пирования у земляка купца Онуфрия Ек. Лукина (мадера, чай, маринованная корюха, треска); сердце мое было холодно, бессильно, боязливо, мертво, связано, не было чистой, свободной, мирной, искренней молитвы; диавол низлагал меня непрестанно – молитву о победе читал с трудом, насильно, боязливо, неискренне, недокончил как должно, пропустил много слов; на великом входе – довольно дурно; В первых помяни, Господи скрал, только конец сказал. Но по причащении Святых Таин Господь чудесно оживил меня, мертвого грехом, умирил, утешил, укрепил. Проповедь произнес хорошо. Славлю Господа за предивное спасение Его. Вечером у Горбунова крестил торжествующим духом, оживился; беседовал красно и сладостно о благодеяниях Божиих.

Благодарю Господа за двукратное чудо помилования и спасения моего вечером по молитве покаяния моего в суровости и строптивости к нищим, в гордом, высокомерном, злом, завистливом, сребролюбивом и скупом навыке при обращении с ними. От всего сердца осудил я себя, просил милости и благоутробно помилован.

Вчера во время всенощной при каждении святых икон, возбуждая в себе богомысленное настроение при виде их, я пришел к чувству величия благодеяний Божиих, оказанных человеческой природе, к сознанию ее обожения чрез воплощение Сына Божия и чрез Таинства нашей веры, величия и благородства человеческой природы вследствие таинства вочеловечения Божия (в особенности святости и величия святых Божиих, преимущественно Матери Божией и всех святых апостолов, пророков, мучеников, иерархов и преподобных и всех святых), возвеличения икон, составляющих одно со святыми Божиими по единой Главе Церкви, – и умилился было, но скоро волна Велиара разрушила чистоту моего чувства, затмила, осквернила сердечное око. О, зависть Велиара! О, волны Велиара, ненавистника всякого добра!

3 февраля. Мы часто и ежедневно забываем, что здешняя жизнь коротка, здешние блага – сон, преходят быстро, что есть жизнь вечная и блага непреходящие. Оттого в нашей жизни тьма несообразностей и всё поставлено вверх дном: тело и телесные блага вверху, а душа и ее потребности внизу, а иногда и снизу прогнаны – нет их!

Вечер, 3 февраля. Благодарю Господа, даровавшего мне радость спасения Своего на панихиде в доме Анисимова по Екатерининской улице, когда я, отягченный в значительной степени виноградным вином, был бессилен в сердце бороться с врагом бесплотным, боровшим боязнию, страхом, и сомнением, и бессилием в выговаривании знакомых возгласов, коих несколько я пропустил с намерением. Помолился я на коленях усердно Господу о помиловании меня и помощи – и прииде помощь от Господа. Я одолел врага и сказал ектению и отпуст непреткновенно, и отошел хмель, и исчезло опьянение, явилось дерзновение. Сия измена десницы Вышняго106 [Пс.76:11].

Любовь к миру, к плоти, к земным благам, так называемым, охлаждает человека к Богу, к ближнему, ко спасению души и душ человеческих, ослепляет, расслабляет душу, двоит ее, и это раздвоение убийственно для ней, растлевает ее. Напротив, всецелая любовь к Богу, к ближним, к душевному спасению оживотворяет душу, окрыляет, просвещает, укрепляет ее, радует ее радостию неизглаголанною. А между тем мы все почти страдаем грешною любовию к миру и его удовольствиям, раздвоением души, созданной просто, не двойственно (не можете Богу работати и мамоне [Мф.6:24]), тяготеем более к миру, чем воспаряем к Богу. Оттого при совершении самой литургии, Божественной, пренебесной, животворящей, страшной, всепросветительной, всеискупительной, вселюбительной, мы стоим часто холодные, обремененные цепями разных мирских пристрастий, сердце имея окамененное, нечистое, влекущее к земле, к любви вещей, недостойных бессмертного духа, обоженного Искупителем.

Благодарю Господа за путь тесный, прискорбный, наказательный, вразумительный, чистительный, ибо, шествуя этим путем, я делаюсь внимательнее к заповедям Божиим, осторожнее в жизни, в мыслях, желаниях, словах, намерениях, поступках, острозрительнее, предусмотрительнее, чище духом и телом, всегда, на всякий час ближе к Богу и к вечному животу и блаженству.

Сердце, подверженное страстям душетленным, крайне глупо, нелепо, дико, грубо, слепо, смутно, тесно, а сердце, преданное Богу, любящее Бога всецело, – мудро, светло, мягко, любезно, мирно, твердо, радостно, просторно.

4. Благодарю Господа, подавшего мне спасение Свое во время утрени дважды и трижды, потом в гимназии, затем пред молебном в квартире Верховского, капитана второго ранга, в доме Назаровой.

Грешник я окаянный – грешу каждый день по навыку греховному и не чувствую своих согрешений, не сокрушаюсь, не плачу об них, считая их обыкновенным делом каким-то, думая, что так и должно быть, или и сознавая, что не так должно быть, но не принимая твердой решимости исправиться, например, от чревоугодия, пресыщения, пития вина без строгой меры, между тем как эти грехи весьма тяжки и влекут за собою блудное расположение сердца. Не упивайтеся вином, в немже есть блуд [Еф.5:18].

Христианская вера дала огромный толчок мысли человека, осветила дивным светом всю область мысли и повела его к всесторонним различным открытиям в области наук. Истинно слово Божие, что людие седящии во тме видеша свет велий, и седящым в стране и сени [рус.: тени] смертней, свет возсия им [Ис.9:2; Мф.4:16]. Поэтому вера Христова более всего да почитается.

5 февраля. Воскресение. Неделя мытаря и фарисея. Я недостойно вел себя целый год после прошлогодней исповеди, не исправил сердца и окаянного жития своего: приносил ежедневно тучные жертвы идолу – чреву своему, пекся о многострастной плоти, угождал ей, лелеял ее. Только и согрешая всегда я старался каяться и петь Господу в церкви Его, славить и благодарить Господа и святых Его, наипаче Пречистую Матерь Его. Хотя сего ради и наипаче ради неизреченных Твоих щедрот помилуй и спаси меня, Господи, всего исправи, просвети, укрепи, обнови, освяти.

Не только умом, но наипаче сердцем познаем всё величие и всеспасительность христианской веры, ибо сердце, исхо́дище107 жизни, ради греха поражаемо смертию, мраком, теснотою, тоскою и прочими наказательными мерами, терпит и величайшую беду и ради покаяния и за веру свою испытывает ежедневно величайшее спасение Божие чрез оживотворение благодатию, прощение грехов, мир, свободу и пространство, радость и блаженство. В сердце гнездятся все страсти и поражают его смертию, как исчадия родителя своего или мать свою; сердце имеет нужду преимущественно в избавлении и спасении. Это и бывает. Слава вере Христовой, слава Христу Богу, спасающему души наши. Потому сердце надобно всеми мерами хранить, ибо оно наше чувствилище: им мы чувствовать должны всё величие благодеяний Божиих; оно святилище Божие, в нем почивает Господь Бог, оно же бывает и исходищем всякого зла и всякой мерзости: от сердца бо исходят помышления злая... прелюбодеяния, любодеяния... лжесвидетельства, хулы... око лукаво [Мф.15:19; Мк.7:22] и пр. Всяцем хранением блюди твое сердце: от сих бо исходища живота [Притч.4:23]. Сердце есть способность созерцательная (оно есть око души), чувствительная – им мы чувствуем и великость грехов своих, и великость спасительных благодеяний Божиих; от него умиление и слезы о грехах, от него происходит радость или печаль, от него мужество или малодушие и боязнь, в нем центр жизни по духу – в нем же центр жизни плотской, ибо сердце бывает вертепом всех страстей, оно может быть и храмом Божиим, и храминою свиней мысленных – демонов. От сердца происходит всякая диавольская блазнь, всякая прелесть, всякий грех, всякая страсть. Сколь великое спасение, неизреченное принес на землю Спаситель наш Иисус Христос, это опять познает опытно только сердце наше, как центр жизни и смерти, правды и греха. Слава Тебе, Спасителю нашему Богу во веки веков. Аминь.

После обедни ранней в воскресение 5 февраля. Чего ожидал я по логике начал и последствий за свое чревоугодие и пресыщение, то сегодня со мною, окаянным, и случилось, по делом моим: в конце всенощной и во время всей обедни я был в страшной агонии искушений от злых демонов: взолнован, связан, омрачен, посрамлен – в первый раз за недовольство просфирницей и просфирами (что были не по форме сделаны, малы), второй раз за огорчение на дьячка за неровное пение, за крутой переход от верхнего тона к нижнему, когда нужно было петь Милость мира и Достойно и праведно есть... Диавол лишил меня всякого доброго чувства, всякой жизни, всякого спокойствия, парализовал совершенно мое сердце, погубил мою бедную душу, посрамил ее до крайности. И это всё по делом моим, ибо вчера несколько раз, бессовестный, предавался излишеству в пище и питье дома и у отца Петра Клепачевского, любезно пригласившего меня к вечернему чаю. Какое страшное последствие пресыщения! Я отпал было от Бога, от жизни Божией и от всякой любви ближнего, лишился мира, свободы, жизни духа, света, силы, дерзновения.

Истое идолослужение чреву умертвило меня, совсем отторгнув от Бога и любви ближнего. А между тем что обыкновеннее у меня чревоугодия? О я, идолопоклонник окаянный! Каюсь горько в том, что покорил плоти то, что во мне есть по образу Божию, – душу, лучшее худшему и, удалясь от Бога, впал в смерть. Доселе ли я не научился быть довольным Господом Богом моим, Который есть полнота всех благ? Доселе ли я не научился воздержанию? А еще вкушаю столь часто Тело и Кровь Господа моего! Земля, пившая многократно сходящий на нее дождь и произращающая злак, полезный тем, для которых и возделывается, получает благословение от Бога, а производящая терния и волчцы (я, грешный) негодна и близка к проклятию, которого конец – сожжение... Для совершенной уверенности в надежде я должен оказывать ревность к добрым делам до конца (Евр.6:7–11).

Едва не погиб я сегодня во время литургии, то есть нравственно: всю обедню был в смущении и тесноте и Святого Духа призывал в смущении и тесноте во время, исполненное благоговения для неба и земли. Вот к чему ведут избытки в пище и питье и в телесных силах – к погибели души! Необходимейшая [добродетель] для священника есть смирение и незлобие с терпением. А у меня доселе еще нет незлобия и смирения! Да стяжу их Богом! Иначе погибну. А потом нестяжание, милостыню, воздержание, чистоту и целомудрие!

Благодарю Господа, спасшего меня по молитве покаяния моего после обедни, когда я пришел домой, от мучительнейших диавольских козней. Слава Тебе, Господи, яко милость Твоя превысила все грехи мои и все вражия козни, – и диавол отыде посрамленный. А он ел меня во все лопатки, как паук муху, опутал меня своими сетями, схватил своими адскими когтями и пожирал меня! О, сколь убийственно пленение вражие, сколь люта смерть его! Сколь смертельны когти его! Сколько от них погибает неосторожных людей! Господи! Спаси люди Твоя и благослови достояние Твое!

Чтобы не тешить диавола во время обедни, будь доволен всякой просфорой, маленькой или большой, ведь сила вся в части или частице Агничной просфоры, претворяемой в Тело Христово, – была бы она, а просфоры какие-нибудь, все равно, предоставь их другим, да и другим-то они нужны вовсе не большие, а если кто желает больше, пусть заказывает сам; и голосом дьячка или певцов будь доволен всяким: высоким или низким, потому что и это внешнее, а ты обращай всё внимание на свое внутреннее, чтобы там были мир да любовь, ибо только на сердце кроткое и смиренное Господь призирает и в таковое сердце нисходит. А у тебя, по грехам твоим, всё наоборот: на внешнее обращаешь всё внимание, а на внутреннее нет, оттого у тебя внутреннего блага – мира и незлобия, и чистоты нет.

Чтобы не соблазняться и не смущаться от всякой ничтожной случайности, суди о всяком случае и о всякой вещи, о всяком человеке искушающем, по существу, а не по видимости или поколику, что кажется тебе, и прелесть пагубная исчезнет. Искушения поражают и убивают нашу душу именно оттого, что мы принимаем призраки за существо и потому сильно смущаемся и терзаемся ими. (Так, суди о просфоре по существу, что в ней существенное, именно вынимаемая из ней часть, Агнец, или другие части из других просфор, а всё прочее маловажно в сравнении с ними, – и прелесть исчезнет.) Что мне в просфоре? Я сыт и пресыт хлебом.

Больного человека все тревожит, раздражает, всякая безделица; так и больное, страстное сердце всякая безделица тревожит, раздражает, убивает: взглянул кто неласково или обошелся с тобою – беда; не поклонился кто – беда; просфора маленькая – беда; рубашка торчит из-за галстука – беда; подошел нехорошо – беда; лишнее кому дали против меня – беда; дела у кого идут лучше меня – беда; хвалят кого, а не меня – беда. А презирающему всё земное это нипочем, он ко всему равнодушен и оттого всегда спокоен. Итак, вот где червь неумирающий у мирских людей – это их неумирающие, живучие страсти, их страстное, окаянное сердце.

Не вечно оскорблять народу сему Духа Моего: истреблю его, сказал Господь о людях, пред потопом живших [Быт.6:3]. Ты ежедневно и ежечасно оскорбляешь, о иерей недостойный, Духа Божия: смотри, чтобы о тебе не сказал Господь то же.

Благословен Бог наш... Это заглавие богослужения показывает, что богослужение будет состоять преимущественно в славословии Бога. То же Слава Святей...

7. Благодарю Господа, призвавшего меня, недостойного, к служению литургии нынешний день и оживотворившего причащением Божественных Таин Своих. Во время обедни крайне усиливался враг погрузить меня в уныние, отчаяние, малодушие, боязнь, и всё из-за чревоугодия моего: в сердце силы нет противиться победоносно врагу, от сластолюбия оно стало дрябло, слабо, гнило.

Вечер. Благодарю Господа, умилосердившегося надо мною грешным за покаяние мое и избавившего меня от скорби и тесноты за суровое и грубое обращение с нищими, стоявшими у забора. Я укорял и бранил их за то, в чем сам грешен каждый день. Сладко было ощущать радость избавления, мира и свободы. Велик Ты, Господи, во всем: велик в правде, велик и в милости, – за всё слава Тебе. Слава Тебе, всеблагий, бодрый, благопослушливый, скоропослушливый, благоуветливый и благопременительный Господи Иисусе Христе, Боже наш, со Отцем и Святым Твоим Духом ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Был у Кромида и Хазириновых, кушал сыр с маслом и кисло-сладким хлебом; ночь спал из-за того плохо – сосало внутренности.

Будь верен Господу Богу и никаких врагов не убоишься, всех сломишь силою Господа. На Него уповай, грехи свои все в бездну Его милосердия повергай – от всех избавит, очистит, оправдает. Он есть правда108 и избавление и освящение. Не унывай ни от каких прежде бывших грехов или настоящих, ибо у Господа милость и многое у Него избавление, и Той избавит тебя от всех беззаконий твоих [Пс.129:6].

Двенадцать часов вечера 8-го февраля. Сегодня я напился очень пьян у Александра Ивановича Попова по нерадению и неосторожности и алчности своей. Сидел в гостях четыре часа. Боже! Милостив буди мне, грешнику!

Эта рукопись вопиет против меня, что я вчера был очень пьян, увлекшись с детским легкомыслием хорошими винами и яствами в гостях у Александра Ивановича Попова. И сегодня у меня сильно болела голова и был позыв на рвоту. Яблоки и щи с борщом, а паче благодать Божия поправили меня, также сон вечером.

9 февраля. Благодарю Господа, давшего мне вразумление чрез простого, неученого человека Федора Васильевича, что для человека нетрудящегося довольно одной просфоры в день и не нужны ему ни вина, ни сытые обеды. Это ко мне относится. Даруй мне, Господи, начать пост и всегда поститься во всю жизнь остальное время живота, благоугождая Тебе, Господу и Владыке живота моего.

И жена моя справедливо бранила меня за поздние приходы мои домой ночью, хотя я и обижался за это на нее по самолюбию и гордости.

Вот, я озлобился на жену за ее грубое обращение со мною, за ее ругательства и укоризны. Даруй мне, Господи, незлобие, смирение и терпение, отыми от меня всякий вид самолюбия, даруй мне николиже отпадающую любовь любить и врагов, и причиняющих мне вред, непослушных и резвых детей, не унимающихся от моих слов и от потачки жены моей, ибо они по глупости, а не по злобе это делают, да если бы и по злобе, и тогда даруй мне любить их и любовию побеждать злобу. Вот пред Тобою, Господи, каюсь в неприязни моей к жене, огорчившей меня потворством шаловливым и непослушным детям и своим ругательством и бранию. Оставляю, по благодати Твоей, неприязнь мою как нелепую, безумную, как дело диавола; не хочу ни на мгновение быть слугою диавола, делать угодное ему. Люблю неизменно, нелицемерно, неотпадно. Отпусти жене моей грехи ее вольные и невольные, все грехи, коими она оскорбила меня и наипаче Тебя, Господи! Вот мы оскорбляем Тебя ежедневно несчетное число раз, оскорбляем дерзко, тяжко, и Ты долготерпишь нам – меня оскорбляют весьма мало, и я не терплю, обижаюсь, гневаюсь. Окаянен я! Безумен я!

10. Благодарю Господа, восстановившего по великой Своей милости здравие мое, поколебленное невоздержанием моим. (Борщ с мясными щами, яблоки; неядение мяса – умеренность.)

После классов гимназических служил я сегодня молебен у Семена Андреевича кожевника, там были pulchrue foemine juniores109. Пред молебном и в начале молебна демон блудный жалил, теснил, смущал меня, и едва я одолел его насилие молитвою покаяния. Чтение священной повести после молитвы окончательно прогнало его. Слава Господу. На крестинах в квартире инженер-полковника Соколова тоже бес пакостил – вконец победил его. Причина: сладкий чай и очень приятные московские булки. У Козлянинова новое стеснение и ужаление блудное, – молитвою очистил себя и успокоил.

11. От вчерашнего шоколаду у Козлянинова ночью у меня сердце сосало и теперь сосет; спать к утру не давало. Не пить шоколаду.

Благодарю Господа, призвавшего меня нынешний день к служению ранней литургии (от Осетровой, Румянцевой). О, как я оказался немощным по душе и по телу от бывшего чревоугодия и пиянства – выразить невозможно: терние покрывало всю душу мою, уязвляло, умерщвляло, смущало, посрамляло, обессиливало; я не мог говорить иных слов и имен. Но слава Господу! Причастившись Святых Таин, я опять оживотворился. Пред началом обедни и во время проскомидии и литургии оглашенных меня смущало лукавство просфирницы, предоставившей маленькие, черствые просфоры. Но я презрел, благодатию Божиею, плоть и что для плоти, ибо видел, что это брань от плоти и от диавола.

Единое сердце и едины устне должны мы быть между собою и со всеми святыми, и с Самою Владычицею Богородицею. Как же это может быть без очищения сердец наших? Сердца очистим, неотложно очистим благодатию Божиею, слезами покаяния, молитвою и постом.

О теле ли радишь, которое будут пожирать черви? О душе ли бессмертной, истинно прекрасной, от которой всякая красота телесная, ты не радишь и губишь ее? О, безумство! (Из-за скудных и черствых просфир во время ранней обедни. Просфирница чуяла мое неудовольствие: когда я был у ней, она извинилась. Бог да простит ее и мне да не вменит.)

После всенощной на воскресение, 12 февраля. Благодарю многомилостивого Господа, даровавшего мне во время службы слезы умиления, высокие чувства созерцания и молитву о людях Его, искупленных Кровию Его. Но и враг коварствовал надо мною, внутри меня гнездясь и наводя смущение и боязнь в известных местах службы, в коих он обык меня запинать; так я по боязни диавольской не прославил милости, щедрот и человеколюбия Господа Иисуса Христа после молитвы Спаси, Боже, люди Твоя; не произнес отпуста всего ясно, раздельно, в слух всех, а только последние слова: помилует и спасет нас, яко Благ и Человеколюбец; молитву Христе, Свете истинный не всю сказал, а слова: исправи стопы наша к деланию заповедей Твоих пропустил и последний отпуст не весь сказал. И до, и во время, и после этих недомолвок по боязни враг теснил меня, как пленивший меня; но вот я с великою верою и с великим упованием на милосердие и силу Бога моего припал с молитвою покаяния к страшному престолу Его, и враг как стрела отскочил от внутренностей моих, и я почувствовал себя легко и покойно. Слава Господу!

Ветхозаветные пророчества о Христе, исполнившиеся на Нем с пришествием Его на землю, служат неопровержимым доказательством истины и спасительности нашей христианской веры и вместе вернейшим ручательством в том, что и все пророчества пророков, Самого Христа и апостолов о будущей судьбе Церкви Христовой, равно как о втором пришествии Христовом, воскресении мертвых, Страшном Суде, вечной муке грешников и вечного блаженства праведных, – исполнятся непременно. Остается благоговеть пред верою христианскою, тщательно исполнять возложенные на нас ею обязанности, освящаться ею и Таинствами ее и богослужением и с усердием готовиться к будущему воскресению всех мертвых и жизни будущего века, не имеющей конца; чтить также служителей веры, почитать их преимущественно с любовью за дело их [1.5:13], ибо им вручены ключи Царства Небесного и они руководители наши ко благочестию и вечному спасению, они освящают нас, просвещают, утверждают, утешают, подкрепляют.

Благодарю Господа, даровавшего мне благодать прочитать с великим умилением и слезами каноны и акафисты Спасителю, Божией Матери (акафист) и святому Ангелу Хранителю. Сначала было тяжело, ко сну клонило, но я преодолел влечение, и стало хорошо, легко, тепло. Слава Господу!

13 февраля. После всех тяжких искушений от невидимых злейших врагов, после всех тяжких борений во время литургии, на молебнах у Великанова и в доме у Краюшкина и особенно в церкви Технического училища при венчании Спиридона Павлова (пред этой свадьбой я долго молился, будучи во грехах, скорбях и напастях, со слезами), наконец Господь даровал мне пресладкий мир и пресладкий, здоровый сон, какой редко бывает, – и никакой тяготы, никого беспокойства. Слава Господу!

А во время обедни я чувствовал себя очень тяжело: за грехи и пристрастия мои враг страшно напал на меня, запнул, поразил, убил меня; сердце было тупо, холодно, мертво, переполнено тернием греховным, которое давило, смущало, обессиливало, терзало, посрамляло меня. И так всю обедню. Голос был слабый, тяжелый, нечистый, дерзновения не было, теплой любви к Богу и к людям тоже, ибо враг налег на меня и задавил всякое чувство, впрочем, слезы умиления на некоторое время даны были от Господа. Сказал свою проповедь довольно хорошо, да даст ей Господь силу – сила Божия в немощи совершается [2.12:9].

Много тяжких искушений и борений было от моей алчности и неосторожности в пище и питье: после обедни у Великанова я выпил (после молебна) крепкого заграничного вина три рюмки и опьянел; дома за обедом много кушал борщу, мяса, особенно индейки, манной каши; этим внес в желудок и в сердце много сору, терния. Мне пищи крайне мало надо. Следствием неосторожности и беспорядка было то, что за вечерней я должен был оставить говорить ектении и затем, что говорил, говорил сбивчиво, робко, пропуская – до того опьяневши я был. Впрочем, и от одной пищи это бывало, без вина.

14. Благодарю Господа за чудное оживотворение моей души и тела пречистыми и животворящими Тайнами после тяжкого борения с злыми, противными силами и умерщвления от них (на великом входе сбился от коварства их).

Благодарю Господа, быстро явившего мне помощь и избавление от тесноты, скорби, омрачения и срамоты (по случаю позднего приезда Юлии Ивановны Лапшинниковой к нам) в квартире, то есть я вознегодовал на нее, малодушный и нетерпеливый, и отпал от любви по самолюбию, но покаялся, и Господь простил, даровав мир, так что я спокойно и с любовию и смирением беседовал с нею.

Николаю Сидорову. Аще принесеши... смирися с братом твоим [Мф.5:23–24].

Филиппу Степанову. Фарисей без смирения погубил свои добрые дела, а мытарь оправдан. Без любви, если и всё имение раздашь, никая польза тебе есть [1.13:3]. Самолюбие и гордость с тщеславием – моль всякой добродетели.

Сидорова благословить переменить меня, духовника, на другого, ибо мне придется отвечать за него пред Богом, но я бесполезен для него, потому что он не имеет ко мне сердечного расположения, а напротив, презрение, ибо не принимает в дом со крестом Господним.

Вечер, десять часов. Благодарю Господа, благопослушливого и скоропослушливого, скоро услышавшего меня во время литургии, когда я вопиял в покаянии о помощи и спасении от злодейства врагов невидимых, уязвлявших и мертвивших душу и тело мое сначала пред Евангелием, во время чтения Апостола, а потом на великом входе, когда опять, уязвленный, я возопил к Богу о помощи и получил мир и славный, благодатный голос; потом по причащении Святых Таин. Во время совершения Евхаристии, я сильно уязвился и смутился от слишком громкого пения матроса и запретил ему так громко петь, уязвился этим, смутился. Согрешил, что заградил источник благодати; раскаялся, помилован.

15 февраля. Во время утрени сильная борьба: на полунощнице враг не дал говорить отпуста и ектении: Помолимся... На утрени в начале, до шестопсалмия тоже... После шестопсалмия благодатию Божиею сломил козни вражии. За вчерашнее наслаждение пищею и питием это искушение мне было – наслаждение парализовало мое сердце. Благодарю Господа за помощь и милость, за силу Его, за оживотворение благодатное.

15. Любомудрия христианского я и пальцем не касался, живя в угождении плоти доселе и не постясь, не умерщвляя своей плоти со страстями и похотями, оттого нет у меня искренней и неотпадающей любви к Богу и ближнему. Горе мне, грешному!

Благодарю Господа, оживотворившего меня причащением Святых Своих Таин. Во время обедни большая борьба с насилиями бесовскими и с своим слабым, малодушным, нечистым сердцем. На великом входе победил было врага, выговорив имена высочайших особ, но побежден был демонами в другом: диакон от моего успеха показался мне дряхлым духовно, я возмалодушествовал, улыбнулся и расслабел. Потом я каялся. Господь помиловал. Враг не мытьем, так катаньем донимает. Мое сердце слабо от чревоугодия, надо укрепить его постом, молитвою, чтением частым слова Божия.

Письмо Анне Герасимовой послать, бедной.

Доселе я болю и сумасшествую любовию к тлению и пренебрегаю вечным сокровищем добродетели и вечною жизнию, мало помышляя о ней и мало готовясь или вовсе не готовясь к ней. Увы мне! Доселе я мало занимаюсь созерцанием вечных красот рая, вечной сладости, вечного благоухания, вечного света его, вечного блаженства и занимаюсь временными, грубыми, тленными сластями, красотами, благовониями, блестками! Увы мне! Всё для тела – мало, мало для души.

О Божественная литургия, небесное на земле служение, исполнение бесконечной любви Господа ко всему миру (наипаче к верным), святости, правды, премудрости Божией, всемогущества, обновления, жизни вечной, великолепия Божественного! Как я недостойно всегда совершал тебя и совершаю доселе, неготовый внутренно, холодный, страстный, нерадивый, ленивый, увлекающийся земными попечениями и пристрастиями, парализованный прилогами вражиими! Когда я буду совершать ее горним сердцем, пламенным, благодарным, мирным, дерзновенным, непоколебимым, горячо любящим Бога и всех людей, искренно доброжелательным! Приклонися к моему желанию и прошению, Господи, и даруй просимое. Доколе враг будет наездником моим?

Связь между грехами. Сделаешь один грех по воле, например чревоугодие, а другой, от него происходящий, сделаешь и поневоле (помыслы и движения сердца блудные, гневные, злые, завистливые или сомнения, боязни, малодушия), потому что душа и тело чревоугодием расслабляются и подготовляются ко всяким грехам. Оттого-то и нужен пост.

Мы плывем на великом, богоустроенном корабле [или] уже в тихой пристани при содействии Божией Матери, святых апостолов, мучеников, иерархов, преподобных и всех святых. Кормчий – Сам Дух Святой и Господь Иисус Христос со Отцем Безначальным. А лютеране и англичане что?! У них лодочка утлая, без кормчего, церковь-то их.

16 февраля. Благодарю Господа, победившего во мне козни вражии (с вечера ничего не ел, оттого брань сегодня была не очень упорна и победоносна; великая вещь – воздержание), и даровавшего мне благодать совершить непреткновенно всю утреню со всеми ектениями; только в конце, на отпусте я по малодушию своему не выговорил имени святого благоверного великого князя Александра Невского, великого ходатая нашего пред Богом, и враг, подстрекнувший на [то], сильно уязвил меня; впрочем, по молитве покаяния Господь исцелил меня от палящей язвы, помиловав меня.

Умерщвляй страсти твои, а не то они тебя умертвят вечно. О теле ли радишь, которое будут пожирать черви? О душе ли бессмертной, прекрасной, созданной по образу и подобию Божию, не радишь и губишь ее?

Вечер. Десять с половиной часов. Удивил на мне ныне милости Свои Господь Бог мой во время литургии, многократно избавив меня от терния греховного и даровав мне жизнь, свободу и мир с дерзновением, особенно же чудно оживотворив меня причащением пречистого Тела и Крови Своей; после причащения возникшая теснота вследствие козней вражиих теми же животворящими Тайнами прогнана, и водворился в душе чудный мир, при котором я бодро говорил заамвонную молитву и отпуст. На молебне Божией Матери враг украл слова из читанного Евангелия, не дав выговорить и на панихиде слова в отпусте: в недрех Авраама упокоит, с праведными причтет... (Упрямый бес.) Потом Господь покрыл грех мой за покаяние и опять даровал сладостный мир. После обедни сделал большую ошибку, зашедши на поминки и покушав портвейну (две рюмки), холодного из рыбы с кисло-сладким хлебом, леща и пирога и ватрушки: хотя немного пищи, но она оказалась для меня отяготительным мертвым сором, тяготившим меня в продолжение трех часов до домашнего [жидкого] обеда: обед домашний и чай со сливками разрешили всю тяжесть.

Пища крайне невыгодна для меня в вечернее и утреннее время оттого, что отягощает меня и требует большого движения, от дела оттягивает, читать не дозволяет, душу и тело отягощает, от любви Божией отвращает, да и от любви ближнего. Суета и безумство!

17 февраля. Благодарю Господа, явившего мне сегодня помощь против бесов, смущавших меня во время утрени и сильно уязвлявших и умерщвлявших меня, особенно во время ектений просительной и сугубой и при произнесении молитвы Христе, Свете истинный, и отпуста, которого не выговорил по малодушию и страху – кого же?.. Отца Петра Клепачевского, боясь задержать его произнесением всего отпуста. О, раболепие, нетерпимое в священнике! О, боязнь нелепейшая! Боимся человека, а не боимся Господа, Коему служим! (Вчерашнее чревоугодие и пресыщение с вечера было причиною, что я не мог противостоять боровшим меня врагам бесплотным.)

Вечер. Благодарю Господа за избавление от великих искушений во время литургии и за причащение святых, пречистых и животворящих Таин в живот. Борьба во всю обедню тяжкая по причине вчерашнего пресыщения и бывшего тайно ночью или утром во сне блудного осквернения; жало сатанинское одолевало меня, погружало, убивало, посрамляло, но Господь избавил по великой Своей милости.

Пред вечерней и во время вечерни из-за пустяков озлобился на настоятеля и за то был в сильной агонии искушения, в смятении, тесноте, срамоте преткновений на ектениях. Долго страдал, и уже после вечерни и свадьбы (служил настоятель) избавился от врагов благодатию покаяния. Сколько во мне живучих козней страстей! Когда перерожусь? Когда свергну ветхого человека? Нужно мне незлобие, послушание, равнодушие ко всякой внешности, терпение.

Римская Церковь при своих недостатках имеет то важное преимущество, что она в лице своей иерархии остается доселе свободною от преобладания и поглощения мирскою властию, стоя на высоте своего Божественного достоинства. В нашей Церкви иерархия поглощена мирскою властию и раболепствует ей под предлогом смирения и невмешательства в мирские дела, остается безгласною при всех пороках знатных, ученых, богатых, сильных мира сего; ее низшее духовенство бедно и в загоне и тоже безгласно.

18. При сознании грехов во время богослужения диавол ввергает меня иногда в отчаяние, смятение, стыд и немоту. Напрасно так беспокоиться. Нередко диавол бесстыдно клевещет на меня, или вменяя мне грехи, в коих я покаялся и с тех пор не делаю, или дела безразличные и даже добрые вменяя в грех. Во всяком случае Богу я согрешаю и Ему каюсь, у Него милости прошу и испрошу, а смущаться и отчаиваться есть новый, тяжкий грех.

Все дела Господни на небе и на земле свидетельствуют о бесконечной любви Господа к разумным тварям Своим, о бесконечных образах этой Божией любви (в разнообразии и сладости плодов, например, в причащении пречистого Тела и Крови Его наипаче), о бесконечной Его силе, премудрости, красоте, сладости, простоте, неизменяемости, Его вседовольстве и всеблаженстве. От творений как мы не восходим к Творцу, к любви Его и останавливаемся на преходящих тварях, прилепляясь сердцем и умом к ним, а не к Творцу?

19. Благодарю Господа за всесильную Его помощь при служении вчера утрени заупокойной (искушение из-за удержанных в пользу бедных нескольких копеек) и обедни ранней (тоже заупокойной общей) при тяжком искушении и смущении от бесплотных врагов: на двух последних заупокойных ектениях враг благодатию Божиею сломлен, и я выговорил ектению сполна, затем всю утреню и всю обедню до конца служил непреткновенно; было сильное искушение пред совершением Таинства (и во время совершения) от одного молодого женского лица, очень приятного по наружности, стоявшего в церкви, но и эту прелесть вражию благодатию Божиею победил. Святыми Тайнами весьма, весьма оживился. Теперь, Господи мой, даруй мне сломить прелесть неприязни и вражды относительно Филиппа Степанова и Николая Степанова, сотвори победу благодатию над нашими сердцами и над сердцем Феодора Ивановича Бурова, поругавшегося моей ревности о святом жертвеннике Твоем. Даруй [побеждать] любовию и молитвою.

Господи! Порази нелепого, всемерзкого Велиара, научившего нас непотребству и нелепостям и льстящего нас доселе всякими непотребствами, всякими грехами: злобою, гордостию, завистию, блудом, сребролюбием, лицеприятием и лицезрением, сластолюбием, неподобством, унынием, дерзостию, жестокосердием, непокорением, леностию, чревообъядением и пиянством и прочими грехами: унынием, боязнию, малодушием, человекоугодием, раболепством, неверием, сомнением, хулою.

19 февраля. Воскресение. После ранней обедни. Горе мне было сегодня во время утрени и ранней обедни из-за пустого, по-видимому, случая: я забыл кошелек с деньгами и ключом от моего ящика с деньгами; это меня возмутило, охладило совсем к службе, парализовало, и сбылось на мне слово Евангельское: Идеже бо сокровище ваше, ту и сердце ваше будет [Лк.12:34]. Я думал: кошелек мой найдет жена и сходит находящимся в нем ключом в ящик и возьмет мои деньги (а я из благотворительных целей скрывал от нее большую часть денег), и долго враг волновал меня из-за денег, я был сам не свой, впрочем, непрестанно каялся и молился, познавал, что это вражия прелесть и, познав, благодатию Божиею успокоился, хотя не совсем. Ибо причиною смятения, тесноты и холодности было еще и то, что я вчера пресытился (особенно киселем картофельным на молоке) и пил довольно вина. Это чревоугодие есть истое идолопоклонство! Это чистое антихристианство! Чревоугодник есть презритель Таинств Церкви Православной, хотя и думает, что он усердный их ценитель и прииматель, ибо чревоугодием постоянно изгоняет из сердца своего благодать Духа Святого, которую приемлет в Таинствах, после покаяния во грехах своих, часто слезного, и снова делается вертепом мысленных разбойников; его сердце любит земные вещи и удовольствия, а не Бога и ближних; он служит не к спасению ближних, которое столь дорого, а своей плоти и страстям своим. Его сердце – мерзость запустения, стоящая на месте святе [Мф.24:15].

После вечерни. Благодарю Господа, скоро и многократно избавлявшего меня от огня и тесноты, наведенных на меня духом злобы во время царского молебна из-за старых, заношенных риз, в которые одел нас настоятель; согрешил – я ощутил к нему неприязнь и вражду за его скряжничество и желание выставляться только самому, оставляя братию в принижении. Но я раскаялся в этом низком чувстве вражды и в том, что отпал от любви к Богу и ближнему из-за тлена и праха, что во время молебна сердце мое было не с Богом, а с кумирами страстей моих, не горело пламенем молитвы чистой, а было холодно как лед и мертво, как преисподняя. Господь внял покаянию, простил и дал мир душе моей, но сердце опять поползнулось, и не раз, к негодованию на протоиерея и к презорству его, как презрителя нашего. (Бабушка Марья Петровна жертвовала пелену, и она убрана; храмовый ковер.) Искушения мои имеют крайне острый характер, мучат меня, терзают, покою не дают. Вот путь узкий! Проповедь отчего сегодня не была?

20. Вчера на царском молебне диавол вонзил в меня зубы злобы своей и направил их (внутренно) на настоятеля отца Павла и ужасно жег и подстрекал меня к злобе на него за поношенные, грязные ризы, хотя золотого глазета110; да и после еще молебна долго поджигал меня, подстрекая против него разными неудовольствиями, например почему проповеди не было в царский день и пр.? Вечером было у него собрание; я хотел было завести с ним состязание или вроде того, но, увидев его, старца, в домашней простоте и сошедшись с добрыми людьми, и сам сделался добрым и всякое совопросничество отложил. Вся же злоба оказалась диавольской химерой, как и смущение в Думской церкви во время утрени и ранней обедни из-за оставленного дома кошелька.

Дивен Господь в благости Своей, в простоте Своей, в скоропослушестве, благоуветливости и благопременительности Своей к искренно сознающим грехи своих и кающимся в них – тотчас Он, в минуту, в мгновение милует и исцеляет их сердечные язвы, изливая елей благодати на них. Дивна благость Его, животворящая сила Его. Но и диавол не дремлет: крайне он быстр, остр, палящ в искушениях ко греху, в злобах своих против нас, равно в озлоблениях нас друг против друга: сколько призраков, как он пустой предлог обращает в предлог как бы огромной важности, все в злую сторону, и как сильно убивает душу! А все из-за недостатка взаимной любви, из-за пристрастий к житейским вещам, ибо любовь все прощает и покрывает и из-за вещественности никогда не враждует на ближнего, ибо любовь – единое на потребу, а вещи – тлен и пепел.

Постись.

В церковных стихирах на нынешний день утренних говорится, что диавол не смеет приступить к постящимся и молящимся и что Ангелы особенно хранят постящихся и сподвизаются с ними. Достойно замечания.

Благодарю Господа, избавившего меня от мучительного бесовского страха, поразившего сердце мое после того, как пришел ко мне воспитатель из гимназии Остряков и сказал мне, что меня зовет директор в гимназию служить молебен по случаю заключения мира с Оттоманскою Портою. Вот что сделал опять враг своею прелестию, своими призраками! Вместо того чтобы порадоваться о таком известии о мире и благодарении за оный Господа, я испугался по действию сатанинскому вести о молебствии из-за того, что враг бесплотный поражает сердце мое малодушием, боязнию и страхом и крадет слова от сердца и уст моих. Но вот, когда я находился в такой прелести и боязни бесовской, я пошел в храм, припал к престолу Божию в молитве покаяния и смирения и просил помощи в искушении, да отымет Господь суетный бесовский страх и да дарует благодать Свою, мир, дерзновение, свободу. И даровал Господь скоро. Славлю Его. Благодарю и за то Господа, что послал мне сослужителя – отца диакона Владимира Васильевича Полетаева. С ним я довольно бодро служил молебен пред учеными, то есть начальствующими и наставниками гимназии (а воспитанники – мои дети). Но все-таки диавол уловил меня и вырвал слова из Евангелия: не десять ли очистишася [Лк.17:17] и прочее, и из возгласа пред молитвою благодарственной, и из самой молитвы некоторые слова в конце, и из отпуста. Прости, Владыко Господи! И даруй благодать со дерзновением все слова выговаривать, не пропуская ни одного.

Благодарю Господа, спасшего меня по молитве покаяния моего от внутреннего поползновения к прелюбодеянию, отъявшего нечистое поползновение и даровавшего мне благодать святыни и целомудрия.

22. Утро. Благодарю Господа, утолившего гнев мой по молитве покаяния на домашних и гостей за отворенные двери и за прошедший в мой кабинет табачный дым. Благодарю Господа, быстро внявшего сердечной молитве моей и умиротворившего душу мою. Близ Господь призывающих Его во истине.

Сон офицера штурманского Владимира Михайловича, в котором он видел святого Предтечу и Крестителя Господня Иоанна, назвавшего меня, пренедостойного, именем друга. Какой я, окаянный, друг столь великого Предтечи и Пророка, когда я еще друг греха?

Ставлю вопрос так против супостата моего диавола: положено ли покаяние грешникам с отпущением грехов? Ясно как день, что положено и что множество покаявшихся грешников помиловано, очищено, освящено благодатию Божиею и вошло в райские селения. Итак, если есть помилование, очищение и спасение кающимся, а я кающийся грешник и не творю дел неправедных, в коих покаялся уже, то для чего же враг смущает меня грехами юности и неведения, для чего пугает, для чего наводит уныние и малодушие с отчаянием, как бы не было покаяния и помилования? О, да дерзаю и смотрю смело всем в глаза во время богослужения и вне его, ибо у Господа милость, и многое у Него избавление: и Той избавит меня от всех беззаконий моих и избавил [Пс.129:6]. А если я соделал грех и не судился за него, тогда и следует ли смущаться во время богослужения? Нет, нет, ибо смущение есть дело диавола, наводящего отчаяние и хулу на милосердие Божие, и есть новый грех, и должно в сердце покаяться и уповать на милосердие Божие и быть покаянным. Этого требует вера, упование и благоразумие; они требуют никогда не малодушествовать и не упадать духом. Такого ли милосердого Владыку имея, мы будем унывать и малодушествовать? Нет – все грехи можем загладить покаянием, несть грех, побеждающий человеколюбие Божие111; не дадим диаволу радоваться о нас. Он всячески старается повергнуть грешника в отчаяние, представляя великость и тяжесть и чрезъестественность грехов, коим сам же научил и научает грешников.

23 февраля. Диавол повредил в моих устах и в сердце целость всякой почти молитвы, усиливаясь запинать меня в известных наипаче местах и не давать произносить всех слов ее. Но да победит его Господь и чрез меня, немощного.

24 февраля. Благодарю Господа, призвавшего меня к совершению ранней литургии и чрез нее излившего мне богатство неизреченных даров Своих, смертные узы во мне сокрушившего и Божественную жизнь Свою мне подавшего со оставлением грехов моих по причащении Божественных и животворящих Его Таин. Пред обедней было искушение, умертвившее меня, но, когда я припал ко Господу в покаянии, Он помиловал меня и оживотворил. Во время обедни чувствовал немощь и нечистоту сердечную, терние греховное, вражии наветы и козни, особенно во время великого входа враг облиял сердце моё мерзостями своими, но я в уповании на Господа не смутился от его скверного потока и продолжал говорить имена царствующих особ. Много козней и скорбей было, но от всех их избавил меня Господь. Благословен Господь... научаяй руце мои на ополчение, персты моя на брань [Пс.143:1] противу невидимых врагов.

Враг бесплотный, мерзкий искушает меня часто воображением грехов неведения, соделанных в юности, грехов неподобных, и внушает отчаяние, якобы они не прощены мне и не простятся. Но нет греха, побеждающего человеколюбие Божие, и если бы [были] такие грехи, которые не могли бы быть прощены, то диавол и его всепагубный и мечтательный грех был бы сильнее Бога (что нелепо), но явно, что Бог всесилен и Он может очистить всякий грех, сколь бы он ни был тяжел, нелеп и противуестествен, ибо Тот, Кто чрезъестественно воплотился от Чистой Девы, может и избавить человека от грехов естественных и чрезъестественных и самым делом показал и показывает эту силу и власть Свою, спасши и спасая столько великих грешников.

24. Господь Бог – начало жизни, святыни, благости, правды, премудрости, силы, красоты, сладости, богатства, велелепия112, вечности, то есть в Нем Самом имеет престол вечность и от Него проистекает вечность разумных тварей. К Нему прилепимся всем сердцем, презрев земную, временную жизнь, мудрость, красоту, сладость, богатство, лепоту.

Благодарю Господа, избавившего меня вчера вечером в квартире Алексея Антоновича от неподобной сердечной сласти плотской по молитве моей ко Господу вездесущему и [...] и даровавшего мне свободу от пакости вражией.

Вчера во время молебна в мелочной лавочке враг сильно запнул меня гневом и смятением по поводу холодного кадила, поданного дьячком: я не мог выговорить многих слов. Наука мне – никогда и ни из-за чего не возмущаться, ко всему равнодушно относиться. Дай Боже!

25. Суббота. Благодарю Господа, скоро внявшего молитве моей в квартире Александровых (в каменном домике Естафьевой) пред собеседованием с присоединяемым к нашей Церкви зятем их Николаем и спасшего меня от гнева на нищих, от скорби, тесноты, восстановившего во мне доброе расположение к нищим и с тем вместе мир, свободу и дерзновение.

Благодарю Господа, даровавшего мне мир, истину и правду в сердце пред делом присоединения лютеранина к Церкви после ранней обедни в соборе и помощь свыше при обряде присоединения. Благодарю Господа, даровавшего мне благодать одолеть блудного беса и влечение блудное в сердце при взгляде на разряженную в декольте молодую жену присоединяемого Надежду Николаевну и даровавшего мне святую свободу от греха и мир с пространством сердца при совершении молебна благодарственного и при закуске блинами с икрой, семгой, блинами.

После всенощной в субботу. Острому искушению подвергся я сегодня во время всенощной при чтении канона из-за ослушания управлявшего хором певчего; я хотел читать канон на шесть стихов: воскресных два, Богородичных два и Триоди два, и велел ему, регенту, не начинать ранее петь, а он не хотел послушаться и едва два-три стиха давал мне прочитывать, несмотря на неоднократное мое внушение не начинать рано. Это ослушание огорчило меня до глубины души: он преравнодушно, смеючись делал свое дело – торопился начинать петь прежде времени. Я сделал выговор весьма строго, и он извинился тоже равнодушно. Довольно, впрочем, и того, но я не мог говорить отпуста, молитвы Христе, Свете истинный и вышел из церкви крайне неспокойный, внутренно ужаленный, болезненный, опаленный адским пламенем, раздражительный, озлобленный. Мне надо было уединение, и я ходил по улицам уединенным и каялся, и молился Богу, обвиняя и осуждая себя за смущение, нетерпение и озлобление, когда надо было бы перенести непослушание равнодушно, извиняя певцов и не огорчаясь на управляющего. Я отпал от любви и вследствие сего от мира, огорчил Духа благодати и отпал от Него. Надо переносить всё великодушно, спокойно. Aequo animo113. Это искушение мне в наказание за чревоугодие и пиянство.

26 февраля. Воскресение. Благодарю Господа, скоро помиловавшего меня и избавившего меня от тоски и тесноты сердца, щемившего меня по поводу воспоминания о непослушании певчего регента за всенощной в Успенской церкви. Я воззвал ко Господу с верою, сотворил несколько раз крестное знамение, приподнявшись в кровати, потом лег – и тоска исчезла, как бы и не было ее, сердце стало мирно, свободно.

Стяжи твердость в добродетели, так чтобы никакие приражения искушений не могли отвратить тебя от нее, например, чтобы мирного состояния души твоей не могли возмутить никакие козни врагов видимых и невидимых, никакие беспорядки, неисправности и поступки людские (например, непослушание), никакие кажущиеся или действительные оплошности, никакая злоба или зависть людская, никакие искушения со стороны чувственности (например, женская красота, вкусные яства и напитки) и пр. Будь тверд в спокойствии духа, в воздержании, кротости и незлобии, в терпении, в целомудрии, послушании, в уповании, в вере, в любви. Да дарует Господь – без Него не могу творити ничесоже [Ин.15:3].

После вечерни 26 числа. Благодарю Господа за чудеса милосердия и силы Его, явленные во мне во время совершения литургии, ибо всемилостивый Господь даровал мне, хладному и умерщвленному грехами, слезы умиления и ими очистил, оживотворил и обновил меня, и наипаче чрез причащение пречистых и животворящих Таин Его. Много искушений было от супостатов, и от всех их наконец избавил меня Господь во время обедни и молебна. Тяжка была борьба, но сладостно избавление Божие и отрада после него, укрепление духа, ибо дух крепнет в борьбе с искушениями, умиротворяется, очищается. Крепость духа сказалась и во время вечерни: я бодро, громко, с дерзновением служил вечерню, за что благодарю укрепляющего меня Господа сил. Дай Бог всю седмицу так служить.

Господи! Ты видел во мне чувство боязни, неприязни и тоски при встрече с катавшимся на лошади духовным своим сыном Филиппом Степановым; это чувство мучительное, поражающее, мертвящее, оно от диавола – разруши его, Господи, отныне и навсегда и даждь мне и сему сыну моему духовному отныне единомыслие в Тебе, Господи, ибо всё возможно Тебе, и отыми от меня, от удов моих всякую боязнь сильных и богатых, ибо они ничто пред Тобою, как паутина. Вот я исповедал пред Тобою, Господи, немощь мою и излил моление мое пред Тобою. Уврачуй меня, и духовного сына моего, и всех духовных чад моих: мы все немощны, все смиряемся пред Тобою, и все вообще, яко единым сердцем и едиными устами, молимся Тебе: помилуй, уврачуй, и утверди, и спаси нас. Аминь.

Благодарю Господа, сподобившего меня положить доброе начало поста в служении вечерни. Даруй всё время непреткновенно препроводить во благоугождении Тебе, во исправлении сердца, во исправлении людей. Буди!

Всякая красота человеческая и земная есть цвет или злак увядающий, одна духовная красота вечно пребывает, и о ней мы должны все ревновать и заботиться. Только такая приятна Самому Господу, только такую красоту любит Господь. Забуди люди твоя и дом отца твоего: и возжелает царь доброты твоея... Вся слава дщере царевы внутрь [Пс.44:11–14].

Священнику, литургисать намеревающемуся, нужно самое тщательное приготовление, чистота сердца, готовность сердечная, отрешение от всех житейских пристрастий, искренняя любовь к Богу и к человечеству погибающему, пламенная молитва о всех. Дай, Господи, дар такого служения всякому священнику.

Священник, долженствующий вести всех к совершенству христианскому, должен сам первее всего стремиться к совершенству непрестанным богомыслием, молитвою, чтением слова Божия, помышлениями, намерениями, словом и делом.

27. В Кронштадте скоропостижно умерли капитан первого ранга Иван Петрович Белавенец и какой-то командир Кун. Белавенец на масленице, с среды на четверг вечером был в хорошей компании с губернатором города Казакевичем, Рыкачевым и многими другими офицерами; ели, пили, играли в карты, вернулся домой Иван Петрович во втором часу ночи, а к двум его уже не стало: он отошел неготовый на суд Божий. Рыкачев говорил: я завидую такой кончине. Есть чему завидовать, – сказал я, – это не христианская кончина, ибо он похищен во грехах. Какие пустоголовые эти военные люди (иные), когда они судят о предметах религии! Они в вере ничего не смыслят. Человек, по их мнению, как бессловесный скот: жил, умер и исчез.

После утрени. Злобно, адски пощупал и помучил меня сегодня во время утрени (первой великопостной) диавол из-за табаку, коим вонял дьячок Зрелов; до самого канона я мучился, во время канона только благодать Божия одолела и прогнала злобу на дьячка, впрочем, из-за одного дьячка у меня явилось огорчение на всех: и на сторожей, и на предстоящий народ, ни в чем не повинный предо мною. Такова сила, острота и заразительность злобы демонской! Впрочем, я не сочувствовал ей, а был насильно увлечен ею от духа злобы. Боже мой! Даруй мне и к согрешающему иметь снисхождение, терпение и любовь. Ибо, гневаясь и ненавидя, я преступаю разом весь закон Твой и делаюсь сообщником диавола, от которого избави, Боже, во веки и меня, и всех людей.

За злоупотребление разумно-свободными существами величайшим, бесценным даром разума и свободы Господь, Творец наш и Праведный Судия, строжайше взыскивает со всех разумных тварей, презревших дары сии бесценные и Самого Господа, давшего их, и будет взыскивать во веки веков, потому что они попрали бесконечно великий дар Божий, который должны были бы возрастить и возвратить Господу с лихвой. Так взыщет Господь с диавола и аггелов его и со всех нечестивых человеков.

28. К вечерне вчера пошел, пообедавши довольно, и беда – не мог читать порядочно Великий покаянный канон святого Андрея Критского, а вечером, попив миндального сладкого молока и поевши каши гречневой и апельсинов, ночью не имел покоя от блудного разжжения.

* * *

106

В переводе П. Юнгерова: Это – изменение десницы Вышнего (Пс.76:11).

107

Исхо́дище (церк.-слав.) – источник.

108

Правда Божия (церк.-слав.) – праведность; оправдание; суд, справедливость, закон.

109

Красивые юные женщины (лат.).

110

Глазет – род парчи с цветной шелковой основой и вытканными на ней золотыми или серебряными узорами.

111

См. сноску 33.

112

Велелепный (церк.-слав.) – прекрасный, великолепный, величественный.

113

Бесстрастие души (лат.).


Источник: Дневник / Святой праведный Иоанн Кронштадтский. - Москва : Булат, 2005-. (Духовное наследие Русской православной церкви). / Т. 21: 1877-1879. - 2017. - 559, [1] с.

Комментарии для сайта Cackle