Источник

Март 1878 года

1 марта. Сегодня во время утрени я безмерно возмущен был от врагов бесплотных из-за моего нетерпения, во-первых, табачным запахом в церкви от дьячка Зрелова, во-вторых, неблаговременным ставлением свеч у местных икон при выходах моих из алтаря для молитв: враг уязвил меня сильно, надолго, на всю утреню до первого часа. Малодушный я дурак: не терплю в церкви смрада табачного (а в гимназии ничего), который есть все-таки запах растения жженого, а смрад злобы, неприязни, нетерпения, малодушия, уныния допускаю в свою душу; который же смрад противнее Богу: растительный или смрад душевный, смрад злобы и нетерпеливости, сластолюбия? Конечно последний! Итак, да гнушаюсь и не терплю в себе нимало смрада страстей своих, а к смраду табачному да буду снисходительнее и терпеливее, да не называю его демонским смрадом, осуждая таким образом всё курящее человечество, ибо между курящими есть и весьма хорошие, благочестивые люди. Да бегаю же зловония страстей. Не сказал отпуста на полунощнице из-за диавольского смущения: со свечкой старуха стояла на середине солеи, и паникадило было опущено у царских дверей (сейчас враг сделал сильный щелк в шкапу книжном, ектению не мог сказать, спутавшись от смущения, другую ектению (малую сугубую) и все ектении на утрени – всего меня разбил враг; молился я, припадал часто к престолу, воздыхал, стенал, бился как рыба об лед. Думаю, что, между прочим, из-за вчерашнего чревоугодия вечером (полторы мягких просфирки с чаем сладким, потом сладкий кисель) сегодня со мною случились тяжкие искушения. И из-за отца Тимофея, стоявшего в церкви, ночевавшего у меня (он из раскольников обратившийся). Страшная болезненность была во мне душевная, не телесная или, пожалуй, нервная. Враг уничижил, посрамил меня до конца. Впрочем, то хорошо, что я в конце непреткновенно произнес молитвы Ефрема Сирина, Христе, Свете истинный и отпуст весь, смело глядя на народ.

Вечером. Благодарю Господа, отъявшего от сердца моего лютую и продолжительную скорбь в начале дневной службы (часов с вечернею и обеднею) по молитве моей настойчивой. Ради Пречистой Крови Своей, излиянной за мир и за меня, помиловал меня Господь и исцелил меня, душу мою. Ради ее и просил я Сладчайшего Господа помиловать меня. За повечерием было то же. Сколько было муки, томления прежде помилования! Это видел сторож и певчие!

Английское варенье полезно: разрешает и легкость телу дает. Баварский квас тоже. Употреблять их во славу Божию [эта фраза зачеркнута, а над ней надписаноРед.]: Из-за него пострадал сильно во время утрени следующего дня от бесов.

2 марта. Четверг. Благодарю Тебя, Господи, яко вчера и третьего дня и далее назад был [еси] со мною и державно избавлял еси мя от супостат злых, – и во предняя114 не остави мя, Господи, милостию Твоею, сопребывая и спасая и укрепляя немощь мою в борьбе со врагами.

После утрени. Во время ее сегодня были со мною тяжкие искушения и насилия врагов бесплотных за лакомство и невоздержание мое вчерашним вечером: враг смущал, устрашал, посрамлял, теснил меня, не давая выговаривать ектении; усилие употреблять я боялся, думая, что не выдержу, отороплю и не выговорю всего. Но молитву Христе, Свете истинный сказал всю; говоря отпуст, смело глядел на народ, хотя и не всех святых сказал (именно: преподобного Иосифа Песнописца и святого благоверного князя Александра Невского). Удивительная дерзость диавола: принуждает молчать и не возвещать славы Божией, Богоматери, не молиться за высокие власти духовные и мирские, не просить нужных нам духовных благ от Господа. О злодей многокозненный! Познал я и познаю [тебя] от дел твоих, от пакостей твоих во мне и в людях. О всесветный злодей! Иди о имени Господни во свой тартар и претерпевай там сам в себе заслуженные тобою муки! Аминь.

Благодарю Господа, помиловавшего меня великою милостию после утрени, когда я, уязвленный и смущенный врагом после панихиды Матроны Федоровны Петровой, припал к престолу Его смиренно, в покаянии, с верою и надеждою на милость и заслуги Его пред Отцем, прося избавления, которое и получил совершенно. А как жег и теснил меня и мучил меня супостат! Места не мог я себе найти! И всю утреню смущал и теснил меня. Благодарю Господа, яко доселе еще не изнемог я от козней вражиих, укрепляемый благодатию Божиею. Дерзати даруй мне, Господи, всегда, наипаче в служении Тебе пред народом многочисленным, ибо наипаче в это время и при многолюдии враг возмущает меня, немощного и греховного.

Сколько в Кресте благодати, любви Божией ко мне грешному, силы, избавления и спасения! Пострадавший пострадал и за все мои грехи и мерзости, принял бесчестие за все мои страсти бесчестные и скверные, пролил кровь и воду, чтобы меня омыть и очистить от них и освятить ими! Сколько в Кресте милости и благоволения мне, грешному и недостойному и непотребному!

Благодарю Господа, сподобившего меня вознести непреткновенно великую ектению на часах и просительную и все молитвы святого Ефрема и отпуст, равно на повечерии прочитать с чувством канон Великий, хотя и не везде, ибо враг, глубоко внедрив во мне чрез долговременный навык корни греха, побеждал меня в некоторых стихах, вырывая слова и чувства из сердца и влагая суетный страх, мертвящий душу. Благодарю Якова Аполлоновича Гильдебрандта115, внушившего мне точнее, яснее, вполне выговаривать все слова канона. И дьячок хорошо читает по моему́ и его, Гильдебрандта, внушению. Да будет слава Господу о всем. Сегодня я не обедал до шести часов вечера.

Какие глубокие и многочисленные язвы сделал внутри меня грех! Ужасаюсь при виде их, и, если бы не был Господь Врачом моим, погиб бы я навеки от них. Но ныне Господь ежедневно врачует их, милуя меня, кающегося!

Кто входит в глубину сердечную сознанием своим, чтобы видеть всё безобразие грешной души своей, ее нищету, наготу, слепоту, окаянство? Мало кто, ибо все почти живут внешностию, заботясь о сутном, а не о едином на потребу. Всяк человек ложь [Пс.115:2], ложь во глубине души своей, в помыслах своих, в стремлениях своих, наклонностях, привычках, страстях, предприятиях, словах, делах! Вси уклонишася, вкупе неключими быша: несть творяй благостыню [Пс.13:3].

3 марта. Сладкий кофе вечером причинил мне ночью большое беспокойство чрез блудное разжжение. В тот же день забыл я то, что пел и читал в церкви, то есть что неизбежно нужно поститься для избежания страстей и очищения души и благоугождения Господу, оставив сладострастие плоти. Увы мне, невнимательному, нерадивому о своем спасении, ленивому, сластолюбивому, упрямому, жестокосердому, сребролюбивому, алчному!

Я заметил, что чувство, или сердце мое, от сластолюбия и чревоугодия зачерствело, ожесточело, стало нечувствительным к своим бесчисленным грехам, которые стали, таким образом, как бы природными и законными, например угождение чреву: оно стало для меня идолом, богом, которому я обычно приносил ежедневно жертвы объядения, пиянства, сластей, а к бедным был жестокосерд, хотя и подавал ежедневно небольшую милостыню многим, иногда, правда, очень неохотно.

После утрени 3 марта, в пяток. Благодарю Господа, показавшему меня победителем на невидимыя враги во время совершения утрени, ибо усиливались они низринуть и онемствовать меня при произнесении ектений, молитвы святого Ефрема и отпустов и не возмогли, ибо меня укрепил Господь по молитвам Пречистой Матери Своей. Аминь. Я торжественным гласом служил, особенно читал канон и пел сладкие стихиры. Вчера же Великий канон святого Андрея Критского, милостию Божиею и Богородицы и своим понуждением, читал сердечно и на Слава, и ныне мало претыкался.

Благодарю Господа, даровавшего мне благодать почти только однажды в день покушать, в шесть часов вечера (утром, в четверг, только два укуса белого хлебца скушал с чаем). Дай, Господи, преуспеть в воздержании, сердце очистить и тебе благоугодить и люди Твоя благоупасти к Тебе. Буди!

На отпустах священник, или Святая Церковь, обращается к народу с словом и благовестием милости и спасения, столь нужным и столь утешительным для всякого кающегося грешника. Об этой милости и спасении Святая Церковь более всего и молит Господа от лица народа. Господи, помилуй или Спаси, Боже, люди Твоя...

4 марта. Благодарю Господа, удивившего на мне и нынешний день бесконечную Свою благость и силу и избавившего меня от лютых искушений борца и врага диавола во время утрени и ранней обедни с причастниками. О, как он смущал, теснил ломал разрывал на части, и всё из-за помыслов и пожеланий (хотя на мгновение) корыстных. Яков Аполлонович Гильдебрант, исповедавшись, не дал за исповедь, и лишь я подумал о том и усумнился в отдаче, как и умертвился в душе от врага. Наука. Иерей должен в Господе иметь всё свое сокровище: Он всё для него – жизнь, сокровище, сила, красота, мир, дерзновение, свобода, премудрость, слава, благопоспешество, небесная на земле жизнь.

Благодарю Господа, даровавшего мне благодать и силу совершить вчера исповедь 220 человек с двух часов до десяти вечера. Божиею милостию не устал; лег спать в двенадцать часов, встал в четыре с половиной часа утра легко и бодро. Обедал в десять с половиной часов вечера, да можно и следовало не обедать.

Я вижу в себе тень, маску, личину, призрак человека, а не самого человека. Так во мне много греха, лжи, беззакония, извращения Божественного порядка. То же вижу и во многих, многих других, поистине говоря: так много в людях извращения порядка вещей. Боже! Настави нас на путь Твой, еже ходити во истине Твоей; даждь всем нам боятися имени Твоего святого и творити во всем волю Твою.

Одиннадцать часов вечера. Благодарю Господа, в сию минуту спасшего меня от тоски и тесноты греховной (по поводу утекания от нищего за воротами, как думалось мне), когда я в покаянии воззвал к Нему, веруя, что Он есть бездна милосердия и помилует меня. Действительно, Он сейчас помиловал и исцелил душу мою.

Церковь есть воистину небо, особенно алтарь, и священник должен в алтаре оставить всякое земное пожелание, которое убивает в нем жизнь духа и отревает от Христа, от благодати Его, от дела Его спасения, от всего домостроительства Его, от любви к Нему и к спасаемому Им человечеству.

От тленных красот, сладостей, богатств мира возносись всегда к нетленной, вечной красоте, сладости Божией и ею одной услаждайся и [красуйся], как святой, нетленной, прелюбимой, прежизненной, вседовлеющей, всеудовлетворяющей.

Обращаясь в сладостях мирских, я стяжал греховный навык к ним, и во время служения Богу крайне искусительно и болезненно они сказываются во мне; они составляют как бы члены мои, жизнь мою, сокровище мое. Идол мой делает меня врагом Богу, чуждым Ему. То же и о деньгах сказать надо, как служащих к удовлетворению всех похотей плоти, и о славе земной. Но кто друг миру, тот враг Божий.

Господи Иисусе! Да познают Тебя, толикую благостыню, сладость, жизнь, спасение, славу вечную, силу, лепоту, премудрость, все народы мира! Призови их к познанию Твоему и познан буди, Господи, умами и сердцами всех христиан, ибо многие и именующиеся православными не знают Тебя, жалкие, потому что не искали Тебя и не ощутили Тебя в себе.

Если вы хотите подлинно узнать, каким человек сделался по падении в грех, как он обнищал, обесчестился, омрачился, умертвился в душе и чем сделался для человечества погибающего Сын Божий, каким совершеннейшим, величайшим благодеянием, Спасителем, сокровищем, богатством избавления, очищения, освящения, спасения, силы, каким украшением, благородством Его, какою святынею, правдою, жизнию – читайте чаще со вниманием канон и акафист Сладчайшему и канон и акафист Божией Матери. Чудо как мудро, прекрасно и вместе просто изображено в них всё богатство, всё величие благодеяний Божиих и в особенности Богочеловека Иисуса Христа к роду человеческому. О, если бы познали все народы, что сделал для них Иисус Христос! Буди! Буди! Аминь. Марта 4. 1878.

Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся [Гал.3:27]. Какое богатство, какая сила в этих словах, какое утешение! Крестившиеся во Христа, облеклись в Него, в Его святость, правду, лепоту, силу, любовь, мудрость, в Его кротость, сострадательность и милость, в Его терпение, долготерпение, снисхождение, в Его вечную жизнь. По несравненному преимуществу облеклась во Христа Пречистая Его Матерь, Которой святыня, правда, лепота, любовь, кротость, милость, сила, долготерпение, снисхождение несравненны. Так да мудрствуем о Ней и с такими мыслями, с такою верою да прибегаем к Ней непрестанно, чистыми сердцами.

Пять часов утра. 5 марта. От рыбы, которую я вчера ел, и от сладкого чаю на ночь, я чувствовал сильное блудное искушение. Не есть рыбы и не пить сладкий чай ради целомудрия и чистоты.

6 марта. Воскресение. Неделя Православия. После вчерашней пламенной молитвы, раздражившей врага, сегодня за утреней и обедней ранней подвергся я тягчайшим искушениям: в Евангелии пропустил много при чтении его от насилия вражия; при говорении отпуста тоже, Христе, Свете истинный – несколько слов (исправи стопы...), но особенно зло и насильственно искусил меня враг на великом входе, запутав меня предварительно блудными помыслами и чувствами невольными, наподобие быстрой реки потопившими меня: я не мог выговорить имен императрицы и наследника.

Благодарю Господа, спасшего меня за покаяние мое от греха строптивости и жестокосердия к нищему.

6 марта. По утрени. Благодарю Господа, помиловавшего и уврачевавшего меня во время утрени от неприязненного чувства к настоятелю, когда я воззвал из глубины сердца ко Господу о помиловании моего недостоинства. Се, и нынешний день Господь обновил милость Свою ко мне. Слава! Письма мои и что в них благослови и препроводи, и преподай, Господи, в благословение и благодарение Тебя, всещедрого и многомилостивого!

Из-за сладкого чаю я подвергся блудному мысленному одолению от врага бесплотного во время святейшей, пренебесной, всеспасительной, страшной литургии (5 марта в воскресение) во время Херувимской песни и великого входа; крайне смутился, не мог одолеть запинателя и по молитве покаяния ко Господу и не мог говорить на великом входе имен царской фамилии, и между тем вчера же и сегодня опять пил сладкий чай. Что за необузданность плоти! Что за неудержимое сладострастие! Да не пью сладкого чаю в пост, да наложу на себя узду, да обольщу врага воздержанием, по выражению церковной стихиры (понедельник 2-й недели поста. Триоди стихира116).

Хотите слышать, как Дух Святой ходатайствует о нас воздыханиями неизглаголанными [Рим.8:26], да исправимся все и спасемся, – ходите ежедневно в церковь и слушайте чтение и пение церковное, особенно стихиры и каноны (со стихирами) целый год, и вы увидите это дивное, любвеобильное, мощное ходатайство Утешителя, исполнитесь величайшей надежды на милость Господа и утешения неизреченного. Какая мудрость, теплота, горячность, сила, чистота, правда Божия во всех чтениях и песнопениях! Какое каменное сердце не смягчится от них, какой величайший грешник не придет в умиление, покаяние?! Какая нечистота греховная не очистится от таких покаянных, мудрых, пламенных молений?! Грешники! Притекайте чаще в храм как во врачебницу, и уврачуетесь, и спасетесь.

Благодарю Господа, спасшего меня от прелести вредной греха в квартире Павла Степановича Бурачка в десять часов вечера и даровавшего мне потом благодать помолитися Ему и Владычице впятером (пять человек). Да даруй, Господи, просимое, еже разрушити в нас прелесть вражию, во всем мире, в мире христианском, иудействующем и язычествующем. Одиннадцать часов вечера по приходе от Павла Степановича.

7 марта. Не бойся и не стыдись по действию вражию исповедовать громогласно пред всеми людьми, сколько и какие бы они ни были, в храме или в другом каком публичном месте, исповедовать достопоклоняемое имя и велелепную славу Бога нашего, в Троице славимого, и Пречистой Богоматери и всех святых друзей Божиих, особенно когда, обращаясь на запад и лицом к народу, говоришь отпусты. О грехах же своих, которые тебе приводит сатана на память, не поминай – их Господь простил и простит, особенно если не делаешь их давно.

Вот отпуст, а диавол говорит: а я тебя свяжу и не отпущу.

7 марта. Я сделал сегодня к вечеру величайшую глупость, ту, что, в одном месте накушавшись апельсинов, грибов, пирога постного с рисом и луком и чаю, по приходе домой насыто поел еще гороху с черными сухарями и две-три корюшки. От этого сделалась большая тяжесть: желудок закрепило. Я сделал большое движение по воздуху, тогда только стало легче. Согрешил пред Господом и против себя! И это в Великий-то пост, когда ежедневно читаю и пою на клиросе церковном о нужде и спасительности поста! Сколько во мне противоречий! Сколько раз на всякий день я прогневляю Господа!

8 марта. Благодарю Господа, воздвигшего меня здравым от сна (после бани) и [препославшего] к утреннему славословию, хотя я и опоздал, пришедши к девятой песне канона. Благодарю Господа за спасение, неоднократно на мне явленное.

За 1 марта. Благодарю Господа, удивившего на мне величие спасения Своего от скорбей лютых верою в Кровь Его, излиянную за мир и за меня (за часами в среду на первой неделе Поста). Скорбь продолжалась с начала утрени до шестого часа.

Премного я согрешил и согрешаю пред Господом и в самом богослужении, ибо пречасто многие молитвы, славословия, благодарения и прошения я совершал неискренно, неблагоговейно, боязливо, маловерно, преткновенно, так же, как и действия обрядовые. Помилуй, Господи, прости, Господи, не помяни, Господи!

На отпустах церковных служб, всех Таинств, молитвословий священник обращается лицом к людям с словом милости и спасения от Господа, спасения столь нужного и утешительного для нас, достойных по грехам нашим всякого наказания. Это слово и этот обряд внушает нам благую надежду.

Даже доселе я, окаянный, люблю то, что до́лжно презирать, то есть плоть, убивающую то, что должно́ жить вечно, – душу по образу и подобию Божию.

Безумцы мы: к тлению тление прилагаем. Дать жалко своего, а чужое принять жадны мы, свой кусок в чужих руках кажется большим, и жаль его, а чужой кусок в наших руках кажется малым, и досадуем, что мало захватили: ах, мал! – говорим.

Имей независимый характер, никого не боясь в правом деле молитвы и учения. Если враг бесплотный смущает тебя напоминанием о грехах твоих, скажи ему: Богу я согрешил, Ему и дам ответ, а не тебе, и я знаю, что Он милостив и прощает попремногу грехи и беззакония, простит и меня и избавит меня от всех беззаконий моих.

Мы осуждаем братию, начальников, иногда неприязненно относимся к ним, но разве этим можем сделать их лучше? Не хуже ли? Бог один может исправить нас, наши недостатки, сделать нас лучшими, – Ему и будем молиться с любовию о братии и о себе.

Сколько сил благости и спасения явлено Господом Богом моим во внутреннем мире моем! Сколько раз и сколь многое множество грехов вольных и невольных прощено на всякий день! Сколько наветов и злых козней диавольских разрушено именем, силою и даром Господа моего Иисуса Христа во Святом Духе! Если подвести итоги благодеяниям Божиим всякий день, им нет числа. Слава Богу! Ведомым благодеяниям и явным нет числа, а сколько неведомых и сокровенных! – они также превосходят число! Слава Богу бесконечному!

9 марта. По случаю подарка материи шелковой на рясу. Господи! Благодарю Тебя за дар щедрот Твоих, но да не прилепится сердце мое к чему-либо кроме Тебя, да радею более всего о спасении души своей и душ человеческих, столь Тебе вожделенных и столь дорогою ценою – пречистою кровию Твоею искупленных.

Делая доброе, например совершая службу Божию, кого или чего бояться или стыдиться тебе? – Никого и ничего кроме Бога. Между тем диавол устрашает и посрамляет меня нередко во время службы призраками своими, тогда как при содеянии греха вселукавый сей враг отъемлет страх и стыд Бога, Богородицы, святых Ангелов и святых угодников Божиих. Да дерзаю же всегда благодатию Божиею при совершении дела Божия, да делаю его всегда с чистою совестию, да отреваю ложный стыд и страх. Хотя я и грешен, но един Бог без греха, – кающегося грешника Бог не отметает, а приемлет любезно, как блудного сына. (Отпусты лицом на запад и молитвы.)

Сердце наше глупо: если исполнять его прихоти, оно может прилепиться к дорогим и блестящим безделушкам и оставить Бога своего и попечение о едином на потребу – о душе своей, о ее спасении от греха и мучений. Потому надо презирать плоть и мир и всё прекрасное, сладостное, драгоценное в мире, да к Богу единому, нетленному сокровищу, прилепится всецело душа наша.

10. Чего я ищу в ядении и питии чаю сладкого утром? Настоящей потребности в это время не бывает, силы свежие, между тем по питии и ядении я всегда ощущаю жар неумеренный и неуместный и тяготу в желудке и во всем теле. Чего же я раболепствую глупому обычаю и навыку ко вреду душевному и телесному? Есть ли тут толк? Нет. Да восприиму крепкую волю не есть ничего поутру, а пить только один стакан чаю.

Мы дозволяем себе есть рыбу в Великий пост и думаем или говорим: это ничего. Как ничего? Разве Святая Церковь так, без всякой причины не разрешила рыбу в Великий пост? Нет, по весьма важной причине, именно по причине воздействия рыбной пищи на страсти плоти. Я сам испытал много раз вредное действие ее в этом отношении. Поел я в пятницу на второй неделе поста рыбы вечером, а ночью – блудные сны. Итак, запрещение рыбы в пост основано на строгом законе последствий: от ядения рыбы непременно происходит в известном случае дурные последствия для христианина, оживление, усиление страстей плотских. Да не ем более рыбы. Дай, Господи!

Зачем я попускаю диаволу плевать в мое сердце или окалять его дьявольским всесмрадным, всерастлевающим калом? Зачем я попускаю ему изблевывать в мое сердце яд свой? Есть ли во мне смысл и толк? Господи! Избави меня от его пакостей.

11. Благодарю Господа, сподобившего меня совершить Божественную литургию раннюю и причастить двести с лишком человек. Служить мне было нравственно трудно по причине долгого неслужения (дней пять) и искушений врага: сердце было холодно, черство, мертво. По причащении оживился. На великом входе смешался от коварства вражия. Это меня сильно уязвило. По молитве покаяния оживился. Благодарю Господа, явившего мне помощь при совершении молебнов в [новой] торпедной артиллерийской мастерской. Благодарю Господа за чудеса благости и силы Божией во мне при совершении всенощной в соборе, за слезы умиления и умягчение сердца, за отнятие черствости, за избавление от скорбей и напастей, в особенности за избавление от лютой скорби и тесноты, приключившейся при чтении Евангелия и после чтения от насилия (смущения) вражия и боязни его, также по окончании всенощной (за невыговор отпуста и молитвы Христе, Свете истинный).

12 марта. Воскресение. Извари меня огнем Духа Святого, да очищуся от всякого греха, как изварил святых апостолов, мучеников, иерархов, преподобных и всех святых. Господи! К Тебе взываю: услыши и помилуй мя, избавив меня совершенно от всегубительного греха.

Отчего происходит мое смущение и замешательство во время богослужения, особенно при большом стечении народа с светским лоском и нарядом? Это бывает от ложного, низкого понятия о себе, от недоверия к себе (а нужно доверие глубокое, непоколебимое), от сознания своих грехов (но кто же без греха? Христос пришел грешников спасать, смиренных, верующих, кающихся), от какого-то суемудренного недоверия к вере, к служению и от тщеславия, человекоугодия, от ложного стыда. Надо иметь безусловную смелость, веру и упование при всяком богослужении.

Даруй мне, Господи, мирное, глубокое, искреннее чувство любви, неизменное, твердое, ничем не колеблемое. Ибо доселе я не имел такового чувства, изменялся, как калейдоскоп.

Благодарю Господа, услышавшего мольбу покаяния моего и избавившего меня сейчас от тесноты и скорби греха, отъявшего от сердца неприязнь на домашних за погрешности их и излившего в сердце кротость и незлобие с умилением и миром. Слава Тебе, благопослушливе и скоропослушливе Господи, благоуветливе и благопременительне! Ты всегда был таков ко мне, и я всегда славлю Тебя, Бога спасения моего.

12 марта. Воскресение. После обедни. Удивил на мне ныне Господь милость и силу Свою пред литургией, во время литургии, особенно после великого входа, на коем я несколько смутился, преткнулся, уязвился, когда Господь умиротворил мое сердце, исцелил душу мою, уязвленную змием, и наконец после самого причащения, которое меня оживило, утешило, укрепило, и наконец по причащении детей, из коих некоторых, грязных и плакавших, я внутренно презрел и не возлюбил. Покаявшись в этом глупом, неприязненном, самолюбном и самодовольном чувстве, я получил от Господа разрешение и избавление от тесноты, скорби, срамоты. Какой я самолюб! А всё больше из-за частого чревоугодия! Чревоугодник не может быть богоугодником. Это аксиома, это верно так же, как дважды два четыре.

Замечательно, что как вчера во время всенощной, так и сегодня во время обедни, когда благодать Божия очистила и обновила меня, голос мой сделался особенно ясен, сердечен, симпатичен, громогласен. Слава благодати Божией, на всё полезной.

Благодарю Господа, даровавшего мне благодать совершить вечерню воскресную торжественным, громким, чистым голосом, непреткновенно и со дерзновением великим. Это плод причащения Святых Таин и дерзновенной проповеди слова Божия за литургией. Благодарю Господа, даровавшего мне благодать совершить торжественно, смело, мирно, сладостно двои крестины: в церкви и в квартире доктора Швонка, у зятя его, Матфея Константиновича Герарда, при офицерской и дамской публике. Это плод причащения животворящих Таин. Слава Тайнам Твоим, обновляющим и подъемлющим дух мой, поражающим врагов моих бесплотных и обращающих их в бегство. Десять с половиной часов вечера, 12-го марта. Слава Тебе, Господи Боже наш! Пред крестинами я молился Господу, да даст мне совершить их во славу Его торжественным гласом. И бысть тако.

Пристрастие к прекрасным, хотя тленным вещам этого мира действует на сердце убийственно, лишая благодати Божией, оживляющей сердца наши, мира Божия, свободы духа, леденя сердце, смущая и утесняя. Так было вчера со мною на мгновение за обедней, когда я помыслил о подаренной мне шелковой материи на рясу (фай117), но я тотчас познал козни вражии и всем сердцем устремился ко Господу, врачу души моей, моему нетленному одеянию, моей нетленной лепоте, моему единственному сокровищу, моему единственному стяжанию, к моей истинной вечной жизни, – и тотчас исцелел от болезни тления.

Благодарю Господа за помощь против врагов невидимых во время вчерашних служений, ибо я просил о том Господа пред обедней и купно Пресвятую Владычицу и не остался в стыде: весь день служил благополучно, торжественно, победоносно. Слава Господу, сильному во брани!

Се, я едва не каждый день ем [крестованное], многострадальное, пречистое, нетленное Тело Господа моего Иисуса Христа и пью страдальческую Кровь Его. Господи! Избави мя от тления, от страстей мира сего Кровию Твоею, в нейже вся жизнь моя, вся красота моя, питие мое, сокровище мое, любовь моя.

13 марта. Понедельник. Благодарю Господа, попустившего мне много пострадать за утреней от злых демонов за пристрастие к тленной вещи (шелковый фай, отрезанный от рясочной материи) и потом державно и милостиво избавившего меня за веру, за надежду на милость и силу Его и за покаяние мое при частом и усердном припадании к престолу благодати. До канона службу правил я дурно, в смущении, расстройстве, огне, тесноте, срамоте бесовской. На каноне же благодатию Божиею восторжествовал. Слава Богу избавителю.

От священника требуется ангельское бесстрастие, горнее мудрование, серафимская к Богу любовь, полное отвращение от всякого беззакония, совершенная правота, ибо он носит ангельский сан, предстоит Божию престолу и совершает пренебесные Тайны Христовы.

Думаю, что вчерашнее чревоугодие мое и питие вина (шампанского на крестинах и потом у Параскевы Ивановны в доме Герасимова) было причиною столь тяжелого, но праведно постигшего меня искушения во время утрени сегодня (13 марта). К тому же я пил с неправославными, чокаясь с ними бокалами. Остерегайся.

Ночь на 14-е число. Горе мне от сластолюбия и пресыщения: от сладкого чаю, от ядения рыбы (сардинок), меду, хотя малого количества, я подвергся ночью скверному сновидению. Я встал – и немедленно на молитву покаяния. Благодарю Господа, даровавшего слезы умиления.

Окаянные, суемудренные, непослушные, мы пренебрегаем уставами Церкви и заповедями Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Теперь Великий пост, а у нас нет поста – большинство едят мясо, а от ядения мяса, конечно, у всех кишат страсти плотские. Мы говорим: отчего затянулась война и затягивается долго? Отчего враги англичане не дают нам воспользоваться плодами побед? Отчего? – Оттого, что в нас нет плодов веры, плодов добродетели, чистоты, целомудрия, воздержания, послушания Церкви. Мы живем разнузданно, развратно. Англичане ли задерживают в пользовании плодами побед, добытых кровью русских воинов? Нет, – наши страсти, наши беззакония препятствуют нам воспользоваться справедливыми плодами побед. Обратимся все к Богу с покаянием нелицемерным, обуздаем многострастную плоть, возьмемся за дела благотворения усердно – и тогда увидим, как исчезнут как дым все враги наши. Пастыри! У вас должна быть соль словесная людям! Врачуйте растление людей словом проповедания, призывайте людей к примирению с разгневанным Божеством, к сокрушению, к слезам и сами будьте в том примером. Аминь.

14 марта. Не унывай, подавая милостыню целый день почти: за нее великое мздовоздаяние от Господа.

Превосходно выражена польза поста для души в канонах и стихирах Великого поста, в Постной Триоди, особенно во вторник Третьей недели. Какое покаяние, или образец покаяния в них для нас грешных! Хоть кого способны подвигнуть к покаянию!

15. Благодарю Господа, не допустившего меня есть вчера рыбу, как особую перемену в столе, а довольствоваться щами с грибами и гречневой кашей, которая, хотя оказалась первоначально тяжелой, но после чаю тотчас потеряла свою тяжесть. Ночью не было блудного беспокойства, благодаря неядению рыбы. Дай, Господи, не есть ее.

Люби ближнего, как себя [Мф.22:39]. Это значит: желай ему добра столько, сколько себе желаешь, молись за живых и умерших, как молишься о себе, столь же усердно и горячо, чтобы Господь простил им грехи и одним даровал исправление жития, преспеяние в вере и жизни христианской, а другим прощение грехов и упокоение со святыми; радуйся с радующимися, плачь с плачущими [Рим.12:15], искренно плачь.

Зачем ты добровольно отдаешься в снедь врагу бесплотному, боясь его лаяния118, его страха при [востании] молящихся в цекрви мирян с земли по окончании великопостного повечерия, и не выговариваешь прощения, столь важного для кающихся и постящихся? Воспряни благодатию Божиею, не бойся и говори всё. Дай, Господи!

Благодарю Господа за бездну милости и силы, явленной во мне при служении вчера утрени, часов и повечерия; от каких ужасных мысленных львов избавил меня Господь милостию Своею! С какою лютостию они терзали душу мою, смущали, палили, теснили, пожирали во весь рот! Но пришел Господь и исторг меня из пасти их, прогнав их далече! Слава о сем Господу!

15 марта. Среда. Благодарю Господа за силы спасения десницы Его, силы, явленные и действованные во мне во время утрени многократно и после утрени и молебна у Ал. Федоровича Григорьева, когда я скрал отпуст по действу диавольскому и своему боязливому навыку и уязвился от врага за то. Я помолился Господу о исцелении – и исцелел силою Его. Слава Богу!

Благодарю Господа, удивившего на мне многократно во время богослужебных часов 3-го, 6-го и 9-го, вечерни и литургии Преждеосвященной величайшие милости Свои в избавлении от лютых скорбей: первый раз за суровость и хульные слова к нищим (не разорвалась ли у вас кишка – по поводу ободранности нижней и верхней их одежды), второй раз – за невыговор последнего отделения из молитвы святого Ефрема Сирина, в третий раз за невыговор на отпусте святого благоверного князя Александра Невского и в четвертый раз – за невыговор отпуста после молебна у офицерской жены Мамякиной. Крайняя была скорбь и теснота во все разы, и избавил от ней Господь по молитве веры и покаяния, ради Крови Своей, излиянной за мир и за меня и могущей очистить всякий грех.

Жена моя удивительно слепа и потворлива относительно сестры своей, [предерзой] вдовы Анны К., всякие пакости и злые школярства против меня извиняет и не останавливает дерзких выходок против меня ни ее, ни детей ее. Сегодня по приходе моем домой дети ее, по научению ее, подняли намеренно ради раздражения меня кошачий концерт, и хоть бы слово сказала.

А скажи я, тотчас пошла бы ссора с их стороны. [На то] они и вызывали меня. Я ушел прочь и Господу поведал обиду мою и скорбь мою. Он да рассудит их. О, неблагодарнейшие животные! Им конец по делом их. Но возврати, Господи, сердце жены моей ко мне! Она во единомыслии лукавства и злобы с сестрой своей.

Благодарю Господа за великое дерзновение, с которым я служил часы, вечерню и обедню Преждеосвященную, за славный, чистый голос.

Господи! Научи меня побеждать всегда благим злое и, видя злобу в домашних или сторонних, горько, с любовию жалеть о зараженных ею и с любовию молиться за них Тебе, Сердцеведцу, Пастырю и Посетителю душ наших, и, видя безмерную резвость, непослушание и насмешливость избалованных материю и теткой детей, со слезами молить Тебя об этом неискусозлобном или только начинающем делать зло возрасте, да возмеши их отсюду прежде, нежели они совершенно развратились, как дети Илия, Офни и Финеес, или да возмеши одну из двух, да не будет более вины безмерного баловства. Ибо, если в такие юные лета (семи и шести лет) они исполнены всякого зла: непослушания и ругательства самой матери и тетки, непослушания мне и насмешки надо мною, не говоря о прислуге и сторонних людях, над коими они часто смеются, а прислугу даже бьют (Анютку), то чего ожидать от них в более зрелые лета? Господи! Да не воспитаю я зла хлебами моими и всякою преизобильною пищею и питием в доме моем, но выведи их от меня, да не на мне будет за них вина, или возьми, возьми их в детском возрасте на пречистые длани Твои, пока не возросло в них зло. Аминь. 15 марта 1878.

Благослови жену мою Елисавету, Господи! Она имеет долю некую благости, она доверчива к сестре своей, которая крайне хитра и полна зла, живет совершенно вне духа благочестия по неведению и по направлению, данному вначале родителями и обществом, в коем жила, которая вооружила против себя всех родных и между тем считает их виновными против себя, а не себя против них.

Мы по самолюбию озлобляемся на ближних, обижающих нас чем-либо или противящихся в чем-либо; христиански здравая душа бывает непоколебима в любви и к таким людям, ибо любит не себя, а других в себе и жалеет подпадших злу, как бедствующих тяжким, смертельным недугом. Мы думаем отмстить своею злобою обижающим нас или виновными против нас, а вместо того сами себе мстим, сами себя наказываем, а обижающих нас еще более восставляем против себя нашею злобою на них. Мсти злым любовию, доброжелательством и услугами. И себе и им истинное добро сделаешь чрез это.

Благодарю Господа, умягчившего зело, зело сердце жены моей после слезной молитвы моей дома и в церкви и опять дома по поводу обиды от сестры Анны Цветковой и детей ее. Уповаю, что и ее сердце смирилось и умилилось. О, глаголи в сердце ее, Господи! Ты всегда с нами, испытуя сердца и утробы.

16. Супостат посевает во мне злобу на сестру Анну и чад ее, возбуждая их к пакостям против меня, к дерзким выходкам и смехотворству над своими глупостями, но я вытерпел их благодатию Божиею вчерашний день, хотя в сердце накипело негодование на них. Но даруй мне, Господи, дух смиренномудрия, терпения и любве и эти орудия диавольских козней терпеть, прощать и любить. Не до конца они будут пакостить. Бог свидетель. Да не будет во мне ни тени зла против них, да посрамится супостат с кознями своими. Буду молиться за них, да не погибнут и да сам не пострадаю ради их.

Да внимаю себе: не таится ли во глубине души моей злоба на сестру с детьми ее, – тогда они не будут совсем слушаться меня и окончательно развратятся, и я буду постоянно во грехе, и от меня отыдет благодать Божия; ни на маковое зернышко да не будет во мне зла на обидчиков моих.

Отчего сердце мое смущается при воспоминании об них или при виде их в эти два дня? Оттого, что любовь к ним в сердце иссякла. Снова стяжи ее от Бога, проси ее со слезами, говори: даждь мне, Господи, любити уклоняющихся в беззаконие греха, наипаче малых сих. Любовь – сила исправительная, живительная, совершительная. Святой Иоанн Богослов и юноша-разбойник119.

Благодарю Господа, отъявшего от сердца моего по малой молитве теснящую и мертвящую вражду на обеспокоивших меня мать и чад ее (домашних) и даровавшего любовь к ним. О бесценное чувство любви! Никогда не покидай меня. В тебе сила животворящая, сила исправительная, совершительная, соединительная, тогда как во вражде сила растлевающая, развращающая, разъединяющая. Прочь самолюбие низкое – источник вражды, неприязни, злобы. Каких зол не бывает от оскорбленного самолюбия!

16 марта. С помощию Божиею всю утреню служил с дерзновением, непреткновенно, громогласно, всем сердцем, но под конец, на первом часе, при произношении молитвы Христе, Свете истинный и отпуста враг бесплотный уловил меня на свою уду, смутил, уязвил, сбил с ног (духовно) помыслом, что Казанцев, приказчик у англичан консулов, сообщит им мою молитву против англичан вообще о наказании их за их гордость, лукавство, возмущение, избиение христиан православных чрез турок безбожных. Это было при чтении канона, в коем в одном месте я вставил имя англичан. Помучил меня сильно потом враг, но, когда я в покаянии припадал многократно к престолу, Господь помиловал меня и избавил от яда змиина убийственного. Благодарю Господа. Убоялся я своей выходки против англичан, потому что английские консулы в Кронштадте, Мейнард и Фишвик, давали мне пред праздником Пасхи и Рождества деньги на бедных. Но теперь я пострадал за свою выходку, и козни вражии разрушены. Молитва моя была, впрочем, праведная, и не будь Казанцева, я бы не смутился, а торжествовал бы.

Вечер, одиннадцать часов. День сей был днем великой победы благодатию Божиею над врагами спасения нашего и лично над врагами моими бесплотными: я совершил торжественно, непреткновенно, громогласно утреню, часы и повечерие; были сильные искушения от демонов, но благодать Божия преодолела во мне все козни их, даже на повечерии сказал одушевленно последнюю молитву при падении в землю и сказал прощение, чего долго не мог прежде сказать. После повечерия был молебен пред образом Божией Матери «Заступница от бед страждущих»120; на нем я преткнулся в конце Евангелия, и чрез то смутил, уязвил сильно враг, но и эту язву Господь исцелил верою в Кровь Его, излиянную за мир и за меня. Слава о всем Господу.

17. Согрешил ко Господу, поевши вчера сардинок два раза: в двенадцать часов дня и вечером в девять часов у Броуна. От рыбы, хотя и легкой, в ночи опять было сильное блудное побуждение (вот что значит рыбная пища и вообще животная!), и жар в животе, и во рту сухость и неприятное ощущение. Не есть рыбы отнюдь в посту! Вчера я был благопоспешен благодатию Божиею именно от воздержания и от постной, только растительной пищи. Сколь важен и полезен пост в жизни по Богу!

Вчера во время часов (на шестом часе) я не выговорил последнего отделения молитвы святого Ефрема оттого, что остановился мыслию на личности купца Федора Степановича Герасимова, значит, от лицеприятия – согрешил ко Господу! А Бог не взирает на лице человека [Гал.2:6] и нам не велит: пред Ним все равны, как все грешники. А мы, окаянные, дерем глаза на лица!

С какою материнскою, нежною и святою любовию Святая Церковь хранит наши души и тела, назначив для них частые посты, а многим кажется это по неведению стеснением их свободы! Между тем чрез воздержание и пост она желает дать нам самую широкую духовную свободу, ибо невоздержание порабощает дух наш телу, его страстям и похотям, да и самое тело отягощает и подвергает болезням.

Какою великою духовною свободою пользовались, какую ясность духа, и мысли, и тела [имели] все святые отцы, постившиеся во всю жизнь свою! Это была жизнь ангельская, на земле небесная. Многие из нас, если не все, не имеют и понятия, сколько сладостна в духовном смысле такая жизнь! Плоть они всячески утесняли, удручали, за то вознаграждали себя свободою и чистотою духа. Какие созерцания духовные они имели всегда! Какие добродетели! Какую веру, надежду и любовь к Богу и ближним! В преданных миру и плоти сердцах нет этого. Итак, ради стяжания духовных сокровищ поститесь, братия, ради здравия души и тела поститесь.

Избыток сил физических, животных вреден для души: враг наш пользуется ими к подавлению духовных сил! Как часто я, подавленный обилием пищи и питья, не мог служить Господу сердечно и выговаривать всех возгласов, ектений, молитв, быв подавляем внутри от коварства врагов, которое было бы разрушено, если бы я был всегда воздержен!

Хочешь знать от святых отцов, сколь важен, полезен и необходим пост для человека, – читай Постную Триодь и Октоих, увидишь; также писания святых отцов.

Какая нежнейшая, величайшая, крепкая как смерть любовь к нам Господа выразилась на крестном Жертвеннике [Песн.8:6], на коем принес Себя за нас в жертву Сын Божий! Будем плакать у Креста Его, вспоминая Его любовь, и ныне так же к нам питаемую, и свои грехи, свою неблагодарность, свои житейские пристрастия, свою вражду, нелюбовь, свои блуды и прочие бесчисленные беззакония. Станем любить друг друга и свято жить.

17. Горе мне было сегодня от рыбной пищи (сардин), еденной вечером у Броуна. Не есть более рыбного ничего.

Три с половиной часа вечера. Благодарю Господа, избавившего меня во время Преждеосвященной литургии и после нее второй, третий и четвертый раз от многоразличной змииной злобы, люто подстрекавшей меня и жалившей нещадно и постоянно, пока Господь простер живоначальную и спасающую Десницу Свою и избавил меня. Слава Господу!

18 марта. Суббота. Благодарю Господа моего и Избавителя моего, радость избавления моего, за то, что и нынешний день Он обычно избавил меня во время утрени от козней вражиих (по поводу рубля, данного мне на поминовение о здравии и спасении живых, Порфирия и сродников, и обращенного в пользу бедных), и особенно пред литургией, во время чтения канона ко причащению, когда враг смертельно уязвил меня и я не находил себе покоя. Воззвал я ко Господу, и Господь услышал и спас меня, даровав мир, свободу, дерзновение, простор душе, так что я всю обедню служил непреткновенно и причастился сам и причастил триста человек добре, по благодати Божией.

Господи сил! Отыми войну англичан от пределов наших и смири их державою Твоею праведною и всесильною, вся от века ведущею, или, если попустишь их воевать против нас, предай их в руки наши, как предал турок. Сие сотвори к славе имени Твоего святого. Господи! Они восстают против Церкви Твоей Святой, ее же Ты еси Глава всеправедная, всемогущая, вседержавная, всесильная. Господи! Ты веси бесчисленные злобы их и неправды! Время сотворити Тебе над ними праведные суды Твои! Аминь! Буди! Буди! После ранней литургии, в субботу третьей недели Великого поста.

Благодарю Господа за полноту дерзновения и силы в служении Ему, добытую мною Его благодатию и силою и продолжившуюся во всю неделю Третью Великого поста. Продолжи во мне, Господи, сию благодать до скончания моей жизни на земле. Аминь. 18 марта 1878. Суббота Третьей недели.

Благодаря святым, животворящим, бессмертным Тайнам Христовым и вообще служению моему в прошедшую седмицу в соборе с неоднократным причащением при посильном говении я чувствую себя весьма хорошо по душе и по телу, здрав есмь Господом Богом моим. Когда я кончил классы в гимназии, меня щемил было супостат в сердце, но воззрел я сердечными очами в покаянии ко Господу, и вскоре сделалась во всем существе удивительная свобода и легкость. Слава Тебе, Господи!

Благодатию Божиею сегодня во время обедни победил лукавое движение взора и сердца в лицеприятии и перестал обращать внимание на лицо человеческое, к единому бесконечному, сущему Лицу Божию вперив сердечный взор. Слава Господу! Дай Бог не знать лица в службе Божией и на всех взирать бесстрастно, просто, смело, как на человеков грешных и смертных, хотя бы и на градоначальника, и на самого царя. Священник служащий выше всех.

Десять с половиной часов вечера. Благодарю Господа за чудо милосердия, совершенное со мною на пути к отцу Порфирию Строкину, моему духовнику, ради исповеди. Я огорчился на нищего, просившего у меня милостыни (просит нередко со многими другими), хотя и подал ему десять копеек. Это огорчение отозвалось во мне тяжкою скорбию: я по крайней мере три четверти часа молился в покаянии о прощении греха, об удалении скорби и тесноты, и вдруг Господь снял с меня тяжкую скорбь, даровав мир и дерзновение с пространством сердца. Слава Божию благопослушеству, скоропослушеству, Божией благоуветливости и благопременительности! С Тобою я жив, Господи, опять. А что было бы без Тебя, дыхание мое, свете очию моею? Горе, горе, горе! Но как же живут многие без Тебя, не призывая Тебя, не молясь Тебе? Господи! Просвети сердца всех познанием о Тебе! Даруй всем боятися Тебе, повиноватися Тебе, желать Тебя, искать Тебя, иметь Тебя сокровищем бесценным!

Все, желающие жить во святыни, спешите усердно, в покаянии, с молитвою к Матери Пречистой Бога нашего, да научит вас побеждать грехи и жить во святыни и добродетели, да разженет как дым хулу вашу невольную, навеваемую от диавола. Она сильна это сделать как Матерь Бога нашего. Только бы искренно и твердо было с нашей стороны желание исправления и святой жизни, чего часто недостает. Мы еще любим грех, особенно сласти плотские.

19 марта. Воскресение. Каюсь я, что вчера поел рыбы: сердце мое и плоть моя были уже не таковы, какими были при употреблении мною растительной пищи; терны страстей умножились, усилились, взыграния сладострастия тоже. (Вчера исповедовался отцу Порфирию.)

Одиннадцать с половиной часов дня, после ранней обедни спустя два с половиною часа. Благодарю Господа, даровавшего мне благодать одолеть по долгой молитве покаяния и прошения упорнейшую диавольскую злобу, или неприязнь и вражду, к дьячку своему Владимиру Матвеевичу Зрелову за непослушание его в Успенской церкви по окончании ранней обедни служить панихиду (для моей добрейшей знакомой и доброжелательнейшей Ольги Михайловны), хотя после обедни не было никаких треб и он не может жаловаться на утомление. Я отослал его за непослушание и велел послать другого дьячка, но, зная, что он или не придет, или долго не придет, я взял сторожа Николая, и с ним отслужил четыре молебна. Тяжело было мне переносить непослушание дьячка, разжиревшего и отолстевшего от обильного питания вследствие хороших доходов и потому зазнавшегося. Внутреннее зло и досада побуждали мне отмстить ему за это или, по крайней мере, дать ему сильнее почувствовать важность и зловредность греха каким-либо наказанием, но в конце концов счел более полезным и целесообразным уврачевать самого себя покаянием, удалить из своего сердца всякое зло, всякую неприязнь, всякое смятение, скорбь и тесноту и тогда уже при случае в кротости и тихости души моей вразумить его, ибо слово кротости и любви скорее дойдет до сердца. Благодарю Господа, спасшего меня, кающегося, крестом Своим, ибо я взирал на крест и молил Господа дать мне благодать и силу. Также молиться в благости и незлобии сердца за врагов своих, как молился Господь на кресте за врагов Своих. Господь дал мне сей дар, вопреки злейшему упорству врагов моих во мне, упорно подстрекавших к злобе и мщению. Сила благости и любви одолела силу злобы и мщения. Слава Богу, Победителю нашему!

А чтец сей Владимир да примет урок от Божественного правосудия, да не противится впредь, ибо какой порядок будет в службе, если чтец будет противиться?

Как тяжело переломить свое сердце и обратить его от зла к добру, от неприязни к любви, я испытал это сегодня при оказательстве непослушания мне дьячка и потом, когда я без него служил со сторожем молебны. Но для желающего обращения нет ничего невозможного по благодати Божией: я просил у Господа благодати, да пременит сердце мое и обратит от неприязни к любви – и пременил. И какая благодать! Как спокойно, свободно на душе стало вместо того, что прежде было – тесно, смутно, дурно; весь я был как на иглах или как на огне, в крайнем насилии от лукавого, так и тянул он меня в геенну.

Научи меня, Господи, мудрости Твоей обращаться с противящимися, непослушными, упорными, вроде дьячка сего; даруй мне не гневаться нимало на них, не бранить их, не мстить им, но терпеть, переносить, хотя не без замечания строгого о нелепости их поступка, да вразумятся и не будут мудри о себе. Когда же пройдет у них безумие упрямства или у меня пыл гнева, тогда спокойно, бесстрастно да обличаю их. Да будет.

Благодарю Господа, даровавшего мне благодать непреткновенно, победоносно над невидимыми врагами совершить утреню и раннюю обедню в Успенской церкви и причаститься животворно Божественных Таин после вчерашней исповеди пред духовником моим. Даруй мне исправления жития всего, Господи мой!

Семь с половиной часов вечера. Благодарю Тебя, Господи, яко Ты смягчил сердце чтеца Владимира по молитве моей, как воск на огне, и мое сердце смягчил и даровал нам обоим мир Твой, который дороже всякого сокровища мира сего. Слава Господу!

Благодарю Господа, даровавшего мне молитву в квартире Ивана Ивановича Ковригина о благопоспешестве им от Господа в делах трудовых, ибо дел не имеют и чрез то и средств к жизни также. Да призрит на них Господь по единодушной молитве нашей, моей и всего их семейства. Господь внемлет и птенцам врановым, призывающим Его [Пс.146:9].

Большую ошибку сделал я вчера и сегодня, пресытившись постною пищею, евши несколько раз вскоре один за другим (вчера), а сегодня напитавшись сытно чаю с булочками сахарными постными (два с половиной стакана). Согрешил на небо, пред Богом и сам пред собою. Прости, Господи!

24. Люди пленяются красотою женскою или своею, вообще человеческою. Сказать в проповеди, что все люди в душах своих [имеют] природную Божественную красоту, ибо все сотворены по образу и подобию Божию, что эту красоту мы обезобразили и безобразим грехами своими, что нетленное повергаем жалостнейшим образом в тление, что мы должны стараться возвратить себе чрез покаяние и добродетель утраченную красоту образа Божия, как возвратили святые, что от тления должны стремиться к стяжанию нетления, что мы должны стремиться к бесконечной красоте Божией, к созерцанию ее посредством чистоты сердца: Блажени чистии сердцем: яко тии Бога узрят [Мф.5:8]. Вот, вот, жадные до красоты, какое слово о красоте! Ду́ши – вы все красавицы! О вы, желающие и жадно ищущие красоты! Я скажу вам, где эта красота, – в Боге, в святости, в правде, в добродетели. Будьте святы, праведны, добродетельны, кротки, смиренны, незлобивы, воздержны, целомудренны, милосерды, послушны, трудолюбивы, мужественны, благодушны, терпеливы – и вы будете прекрасны еще здесь, а по окончании земных подвигов воссияете, как светила, в Боге, на небе.

Вы ищите сладости, хотя тленной, – ищите сладости нетленной, вечной, в Боге. Он есть Сладость бесконечная, Он создал для нашего утешения на странническом пути жизни временной, тленной бесконечное множество и разнообразие сладостей тленных, минутных, преходящих для показания, что есть сладости бесконечные, нетленные, свойственные будущему нетленному веку.

24. Благодарю Господа, скоро услышавшего меня, когда я прибег к Нему в покаянии и молитве в четвертом экипаже ([...]) пред молебном благодарственным. Господь скоро избавил меня от обложения диавольской мерзости неподобной, очистил, исцелил, умиротворил, укрепил душу мою и даровал мне благодать со дерзновением совершить молебствие, громогласно, животворно для всех. Слава Богу, благодетелю моему, Спасителю моему!

Сия есть победа, победившая мир, вера наша православная [1.5:4]. Разумейте, языцы, и покаряйтеся, яко с нами Бог [Ис.8:8–9]! Англы и австрийцы, вы побеждени будете. Аминь. Боже отмщений! Востани в помощь нашу! Кровь невинных жертв, излиянная реками, да возопиет к Тебе, Боже праведный, Господи, сильный во брани! Да посрамятся Биконсфильды121 и Андраши122 и все, им сочувствующие! Господи! Они все восстают не на нас, но на Церковь Твою Святую, на Тебя, на достояние Твое! Защити Сам Церковь Твою! Господи! Да подвигнутся на молитву о нас все святые Твои. Господи! Прости беззакония наша, нечестия наша и не предай нас врагам нашим за нечестия наши! Аминь.

Благодарю Господа, укрепившего и умудрившего меня исповедать сегодня 262 человека (у отца Александра Таратина было 359 человек и у отца Петра 200, у отца Павла настоятеля 200). Согрешил – зазрел отца Александра и позавидовал, безумный, что у него больше духовных детей почти на целое сто, а что ответ нам придется давать пред Богом за духовных чад, о том не подумал. Да и разве мала моя доля? Нет, [полна] со всех сторон. Господь пасет мя, и ничтоже мя лишит [Пс.22:1] (и ничего я не лишен), и в полтора раза получаю против отца Александра, и сверх того гимназическое жалование, и классный оклад кандидатский, и жалование по собору и Думе, и проценты. Согрешил пред Господом, осквернив душу мою завистию, алчностию, корыстолюбием, недружелюбием, недоброжелательством. Не Ты ли мое сокровище, мое богатство неистощимое, Господи! Воистину. Ведь вот тлит сейчас мое сердце и мое тело пристрастие и алчность к деньгам, отвращая его от Бога и от любви ближнего, и не попираю как праха этого зла – денег, и не презираю их, окаянный. Господи! Умудри мя и укрепи меня презирати их, а Тебя и ближних возлюбить неизменно, горячо, свято. Аминь.

Какое глупое сердце наше, подверженное страстям! У человека, например, полон рот и кошелек, а ему всё мало, и с алчностию смотрит на большую, чем у него, долю ближнего, и болит, и страдает алчною душею; видит ли красивые лица у молодых людей – и на каждое смотрит с алчностию и завистию, впиваясь очами и сердцем, готовый всё сделать предметом своей похоти; видит ли роскошные домы и другие здания – и опять пожирает их глазами, готовый завладеть всеми. Словом, готов приобрести мир весь и отщетить123 (и отщетевая) душу свою. О, безумное сердце! Алчущее всегда суетного и презирающее единое на потребу!

25 марта. Таинство воплощения по своему беспредельному величию, благотворности, премудрости всегда ново, всегда поражает ум, радует, изумляет сердце человека верующего и способно подвигнуть волю его на всякое добро. О, даруй мне, Господи, всегда лить благодарные слезы пред Тобою, Господи, о таинстве Твоего воплощения, чрез которое Ты даровал и даруешь мне бесконечные блага. В сравнении с этим благом все блага мира сего как дым, пар, прах, как ничто – безмерно превосходят всё. Таковы они, эти блага духовные, и так на них смотрели все святые; для них они жертвовали всем и самою жизнию с радостию, претерпевали за оные мучения величайшие с торжествующим духом. Отчего же они нас не привлекают? Отчего земные блага нас привлекают?

Пред вечерней. Слава Богу, Спасителю моему, спасшему меня превеликим, предивным спасением во время литургии и особенно после причащения Святых Таин; после такого спасения как бы забываю о величайших озлоблениях, претерпенных мною от диавола во время утрени на литии, на благословении хлебов (славословий не давал выговаривать), при говорении отпуста великого, молитвы Христе, Свете истинный и последнего малого отпуста, во время обедни на великом входе. Крайне острые и тяжкие искушения. Враг смутил на великом входе при напоминании утайки денег от жены. Но жена не должна знать всё, иначе я должен бы отказаться от благотворения.

Перенес я во внутренностях моих [тяжкое искушение] за свое чревоугодие и пресыщение в продолжение прошедшей недели и по причине долгого неслужения и, следовательно, необновления животворящими Тайнами. Ах, как тяжело жить священнику без литургии, без причащения животворящих Таин! Как умерщвляет меня ужасно грех при непричащении Святых Таин! Какая я ветошь, какое бессилие, какая немощь, болезнь, срамота!

Великая задача и великий нравственный труд для священника совершать литургию, ибо нужно тщетельнейшее приготовление к служению, всегдашнее, а не единовременное, одним словом, нужно ему ангельское бесстрастие, пламенная к Богу и к людям любовь, горний ум, такое же сердце и совершенно сообразная с волею Божиею его собственная воля. А как далеко я отстою от этой меры!

Господи! Болю люто тлением, безумием сердечным, несмыслием, алчностию, завистию. Исцели меня имени ради Твоего.

Благодарю Господа за великое дерзновение при совершении молебна у судебного пристава Льва Александровича Александрова 25 марта в один час пополудни.

Благодарю Господа за изглаголание (вопреки подстрекательству диавола и принуждение не говорить в известной молитве Исидора с титулом и ихже даруй...) всего возгласа о Святейшем Синоде и митрополите, да дарует их Господь в мире, целых и прочее...

Благодарю Господа за избавление неоднократное от злодейства бесплотных врагов в начале всенощной и в конце ее (после отпуста). Ужасно подавляли и смущали меня невидимые враги, но от них избавил меня Господь по молитве моей. Благодарю Господа, даровавшего мне великое умиление во время предстояния Евангелию.

26 марта. Благодарю Господа, сподобившего меня вчера за всенощною победить лукавого благодатию Божиею при чтении Евангелия в известном мне месте (шедше убо научите вся языки, крестяще их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, учаще их блюсти вся, елика заповедах вам [Мф.28:19–20]). Я сделал сильнейшее напряжение духа и сразил, прогнал его. Даруй, Господи, так же одолевать его, супостата, и на великом входе, и при отпустах.

Даждь мне, Господи, благодать не возмущаться и не колебаться духом ни от каких козней вражиих, ни от какого лукавства человеческого надо мною, или злобы, неприязни, коварства, неисправности, опущения, лености и нерадения. Даждь мне целый дух иметь всегда.

Господи, вседержавный Царю, открый очи англичан, ослепленные корыстию, гордынею, злобою на нас, совершивших благодатию Твоею, силою Твоею великое дело освобождения членов Твоих от бесчеловечного, варварского ига поклонников вселукавого Магомета!

Сейчас помолился Господу об англичанах как об одном человеке, ибо у Господа все как один человек, как одно тело. Буду ждать от Господа скоропослушливого милости для нас, русских, как для одного человека, и для славян, и для нас как для одного человека. Знаю, что судьбы124 Господни по всей земли [Пс.104:7]: Он судит концем земли, праведен сый, и даст крепость царю нашему, и вознесет рог Христа Своего.

Враг бесплотный непрестанно застилает мысленный горизонт души нашей, если мы сколько-нибудь невнимательны к себе и позволяем увлекаться пристрастиями мира сего, омрачает его и подавляет дух наш, лишая его свободы, мира и тишины. Нужно непрестанно бодрствовать над собою.

Какое колючее, мертвящее душу терние составляют все вещи или лица в мире сем, коль скоро человек имеет к ним малейшее пристрастие и полагает в них плотское наслаждение. Поистине, всё надобно считать не более как за сор и ни к чему не прилагать сердца, сокрушая всяческие идолы его.

Какою бесконечно дорогою ценою искуплены мы от падения нашего – и не дорожим этим, небрежем о востании и исправлении, пренебрегаем даром покаяния, которого не дано по правде Божией падшим ангелам (демонам), и добровольно погибаем по нерадению, маловерию и пристрастию своему. Горе нам окаянным!

Дай себе, о иерей, отчет о нравственном состоянии твоей паствы, покаявшейся в Великом посту при свидетельстве твоем, и нравственно действуй на нее данною тебе от Бога властию слова: ты свет мира, ты соль земли, ты врач душ.

Православное отечество наше ради православной веры и Церкви должно восторжествовать над всеми врагами своими, ради святой правды своей, за которую оно объявило и вело войну и победило злейших врагов христианского православного народа, вселивших в прах святыню веры Христовой. Новые враги наши жестоко будут посрамлены, если объявят нам новую войну. С нами Бог! – разумейте, языцы, и покаряйтеся, яко с нами Бог [Ис.8:8–9]. Соединяйтесь против нас, но тем более будете посрамлены и тем более прославится в нас Бог наш. Судов Его праведных вы не терпите, дарованное Им нам за неимоверные трудности, самопожертвования, за бесчисленное кровопролитие останется у нас. Да памятуем, что мы не одни, мы Церковь Божия, мы не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу, быв утверждены на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем [Еф.5:19–20]. Возбранная Воевода, Божия Матерь, с нами и поборет по нас, если мы делами своими, молитвою веры, горячим усердием будем достойны Ее заступления, – вспомним чудеса Ее заступления. Только вот беда: плевел-то у нас много на Руси среди пшеницы, едва заметной. Очистим себя покаянием.

Зачем я боюсь супостата диавола, имея на совести какой-нибудь грех, вольный или невольный? Я должен бояться одного Бога и уповать на Него в надежде милости, ибо Он бесконечно милостив, многое у Него избавление и Той избавит Израиля нового от всех беззаконий его [Пс.129:6]. Итак, да не смущаюсь от греха, который намеренно, с злою целию смутить меня наводит на меня диавол, но да храню мир и мужество с дерзновением, что есть прощение у Бога. Смущение есть грех.

О, Таинство страшное и всеспасительное! О, снисхождение Божие безмерное! О, Таинство всегда новое и обновляющее всё существо верующего человека! Какое Таинство? – Бог явился во плоти [1.3:16] и ежедневно созидает нам из хлеба и вина плоть и кровь Свою и соединяется с нами в Тайне причащения!

Я и всякий из нас прежде всего враг сам себе тем, что пристрастны к плоти своей многострастной, которую следует распинать, с которой всякую дружбу надо оставить, объявив настоящую войну. Не живет в плоти моей доброе [Рим.7:18]. Живет же в ней всякий грех: гордость, злоба, зависть, алчность, блуд, невоздержание, леность, лукавство, нерадение, ропот, уныние и малодушие, жестокосердие, сребролюбие, скупость.

Не коснулось тлетворное дыхание греха Пресвятой Владычицы нашей Богородицы, ибо с младенчества воспитывалась при храме, во Святая святых; поучаемая Духом Святым, руководствуемая Ангелами, Она вся предочищена и предосвящена Духом Святым, хотя зачата и рождена не без первородного греха. Пресвятая Богородица, спаси нас!

28. Благодарю Господа, помиловавшего меня вчера во время утрени, избавившего от греха и умиротворившего душу мою по молитве моей.

Быв вчера на выносе тела Варвары (Быковой) сначала без диакона, я смущался по действу диавольскому и убоялся служить один, опасаясь не выговорить прошений ектении заупокойной и скрасть слова ее, что и случилось, но отпуст почти весь выговорил, напрягши все силы и дерзнув против страха диавольского нелепого, – ведь назло подымает при служении всякую страстишку в душе, которая (страсть) в другое время и на ум не придет. О, насильник злодей! Господи! Даруй мне присно побеждать его и отыми от меня поношение сие – боязнь говорить возгласы при многом стечении народа; огради нас святыми Твоими Ангелы, да ополчением их наставляеми и сохраняеми, достигнем в соединение веры и в разум неприступныя Твоея славы!125

Вчера, во вторник Пятой недели поста подвергся я тяжкому искушению во время совершения мною одним, без диакона, Преждеосвященной литургии по рану (в восемь с половиной часов). Послал я звать диакона, и мне принесли ответ от него: пусть служит один. Я взволновался от этого и скверно, в смятении и тесноте служил обедню: враг овладел мною, хотя, милостию Божиею, не совершенно, ибо в известных местах в ектениях я пропускал слова, торопясь не знаю куда и боясь не знаю кого (обедня была от Двоегинзовых). После обедни уже, мучимый демоном огорчения и смущения, я помирился с своим положением, сказав себе, что величайшая честь и достоинство служить литургию одному, за это надо радоваться и благодарить Бога; если диакон меня обидел, то и за это надо благодарить Бога, ибо без терпения нет венца и любовь и верность ко Господу познается в перенесении искушений, особенно коварства и вражды людской. После причащения я успокоился, но благодарственную ектению скрал и потому опять взволновался. О, боязнь бесовская нелепая! Доколе она будет прельщать меня? Господи! Спаси меня имени ради Твоего! По вечеру сделал я большую ошибку дома: подошла жена пред вечерним сном и предложила булочку (жаворонка) с миндальным молоком. Я съел две и вскоре лег спать не прогулявшись; ночью спать не мог, встал, оделся, прогулялся с час и тогда опять лег и спокойно спал. Пресытился, окаянный: пред этим я у Сорокина купца был в гостях и насытился чаю с сайкой и был сыт (в шесть с половиной часов вечера). Вот какой я алчный! Господи, помилуй и прости меня, окаянного.

Пред каноном 29-го марта в месячной Минеи стоит следующее краестрочие: вбоженная два угодника [...] (кажется, так). Первый раз я встретил слово вбоженный (обоженный) – оттуда в просторечии боженый или баженый.

Отчего Церковь не молится ныне особенно Господу, Царю мира, о мире России и царств европейских? Надо.

Один час ночи. Согрешил пред Богом и пред собою, по алчности моей поевши салаки на ночь, в одиннадцать часов вечера; этим я повредил себе и не мог спать. Принужден был встать, отворить дома форточку, трубу в печке и долго ходить по комнате для того, чтобы пища обратилась в соки и кровь и не беспокоила своим излишеством (рыбок восемь или девять я съел без хлеба). О, алчность! О, ненасытность! О, окаянство!

Горьким опытом дознал я крайний вред невоздержания в пище, особенно ядения рыбы в Великий пост и особенно на ночь. Как от ядения только растительной пищи, разумеется в умеренном количестве, чувствуешь себя хорошо, легко и на сердце благодать, так от ядения рыбы чувствуешь себя нехорошо и на сердце тяжесть, в устах смрад. О я, окаянный, горший скота бессловесного! Зачем я вчера вечером поздно пресытился и поел салаки?! Во-первых, я пост нарушил, преступив заповедь Божию и Церкви, а во-вторых, я отяготил себя, вред себе сделал душевный и телесный. Боже, милостив буди мне, грешнику!

Величайшая наша ошибка ежедневная состоит в том, что мы обращаем особое свое внимание на лице, а не на сердце, на внешность, а не на внутреннее, на телесное, а не духовное, на мирское, грешное, а не Божие, святое. Оттого у нас в жизни много безобразий, сердце всегда нечисто, страстно, неисправно, воля исполнена злых порывов и деяний, и мы мерзки пред Богом и пред людьми неправы.

31 марта. Пятница. Златые, бесценные слова влагает Церковь в уста служителей своих, утешительные, животворные слова. Надо дорожить ими всегда, выговаривать от сердца, свободным духом, не подавляясь страхами или призраками бесовскими или пристрастиями житейскими, с любовию пламенною к Богу и к человечеству. Между тем диавол часто нападает на меня злобно, коварно, наветнически под предлогом грехов моих, наводя на меня уныние и страх, смятение, сомнение, в самом же деле уничижая чрез меня славу Божию и лишая утешения и пользы духовной людей предстоящих, как и меня самого. Надо бороться с ним бодро, в крепости благодати Христовой.

* * *

114

Предний (церк.-слав.) – первый, находящийся впереди; предняя – будущее.

115

Гильдебрандт Иаков Аполлонович (1842–1915) –российский адмирал.

116

Точнее, на утрене песнь 8-я канона: Исавово невоздержание возненавиждь, душе моя, и иаковлим ревнуй добрым делом, обольсти велиара воздержанием, обогатися божественными, и воспой во веки.

117

Фай – род шелковой ткани.

118

Лаяние (церк.-слав.) – происки, лукавство.

119

В житии святого апостола Иоанна Богослова описан такой случай, о котором свидетельствует древний учитель Церкви Климент Александрийский. Когда в Азии апостол Иоанн обходил города, то в одном из них увидел юношу, расположенного душой к доброму делу; святой Апостол научил и крестил его. Намереваясь же уйти оттуда на проповедь Евангелия, он при всех поручил этого юношу епископу того города с тем, чтобы пастырь научил его всякому доброму делу. Епископ же, взяв юношу, научил его Писанию, но не настолько заботился о нем, как должно было, и не давал ему такого воспитания, какое подобает юношам, а, напротив, предоставил его своей воле. Вскоре отрок начал вести дурную жизнь, стал упиваться вином и красть. Наконец, он свел дружбу с разбойниками, которые, соблазнивши его, увели в пустыни и горы, поставили его начальником своим и учиняли разбой по дорогам. Вернувшись через некоторое время, Иоанн пришел в тот город и, услыхав про того отрока, что он развратился и стал разбойником, сказал епископу: «Возврати мне то сокровище, которое я передал тебе на сохранение, как в верные руки; возврати мне того юношу, которого я вручил тебе при всех для того, чтобы ты научил его страху Божьему». А епископ с плачем ответил: «Погиб тот юноша, душой – умер, а телом – разбойничает по дорогам». Иоанн же сказал епископу. «Так ли подобало тебе хранить душу брата твоего? Дай мне коня и проводника, чтобы пойти и поискать мне, кого ты погубил». Когда Иоанн пришел к разбойникам, то просил их отвести его к начальнику своему, что они и исполнили. Юноша же, увидев святого Иоанна, устыдился и, встав, побежал в пустыню. Забыв свою старость, Иоанн погнался за ним, вопя: «Сын мой! Обратись к отцу своему и не отчаивайся в падении своем; грехи твои я приму на себя; остановись же и подожди меня, так как Господь послал меня к тебе». Юноша, остановившись, припал к ногам святого с трепетом и стыдом великим, не смея взглянуть ему в лицо. Иоанн же, с отеческою любовью обнимая, лобызал его и привел в город, радуясь, что обрел погибшую овцу. И много учил он его, наставляя покаянию, в котором усердно подвизаясь юноша угодил Богу, получил прощение грехов и с миром преставился.

120

Точное название иконы «Избавление от бед страждущих».

121

Бенджамин Дизраэли (с 1876 года граф Биконсфильд; 1804–1881), английский государственный деятель, дважды был премьер-министром Великобритании, делал всё возможное, чтобы Россия ничего не приобрела в результате победы в русско-турецкой войне.

122

Андраши Юлий (1823–1890), граф, венгерский государственный деятель.

123

Отщетевати (церк.-слав.) – приносить вред, убыток (тщету), изъян своей душе.

124

Судьба (церк.-слав.) – закон, установление, определение.

125

Молитва часов «Иже на всякое время и на всякий час...».


Источник: Дневник / Святой праведный Иоанн Кронштадтский. - Москва : Булат, 2005-. (Духовное наследие Русской православной церкви). / Т. 21: 1877-1879. - 2017. - 559, [1] с.

Комментарии для сайта Cackle