Источник

Апрель 1878 года

2 апреля. Величайшую неприятность и посрамление перенес я сегодня за утреней и ранней обедней от безголосицы полной вследствие простуды, полученной от питья холодного лимонаду четвертого дня (четверг) вечером и третьего прошлого дня (пятницы) на поминках питья холодного меду и от холодного подрясника, в котором я долго находился в церкви при исповеди и в коем ходил в гимназию и шел обратно. Притом я много говорил в пятницу и в гимназии, и на исповеди. Это мне наказание за многоядение и рыбоядение. Но горе мне было во время утрени и обедни, срам и немощь безголосицы для меня были как нож острый, а диавол запустил свое убийственное жало в душу мою и терзал, мучил меня назойливейшим образом, раздражая, смущая, вревая в отчаяние, страх, боязнь. И если бы не Господь, спасающий меня, что было бы со мною? Благодарю Господа, спасшего меня многократно от жал его смертоносных, убийственных, ядовитых, огненных. Ну уж и терпения потреба была для меня! Благодарю Господа и за дарование терпения! С ним я перенес ужасные искушения всесветного подлеца. Молитвы Христе, Свете истинный, отпусты, имена царственных особ на великом входе, В первых помяни, Господи, заамвонную, отпуст – всё сказал.

Вчера вечером я разрешил по немощи (горловой хрипоте) на скоромный мясной суп и стакан молока, думая, что будет мне легче от того, а вышло поутру хуже: лишняя питательность мне повредила, и голос мой стал еще хуже, еще труднее; раздражительность была у меня страшная, подозрительность к диакону и сторожу алтарному бесконечная, боязнь, страх демонские нестерпимые. И выходит, что нужен пост.

3 апреля. Еще и еще убедился я вчера, что без литургии (шесть дней не служил) я мертв и подвержен бесчисленным козням диавольским, содевающим мне муку и смерть, а литургия после долгих борений со врагом возвращает мне жизнь и отраду, мир и свободу. Слава Святейшей Евхаристии! Слава Телу и Крови Господа моего Иисуса Христа!

Вчера, пришедши домой после ранней обедни, я чувствовал в душе сильный наход, натиск гнева и злобы и едва удержался от ссоры с женою из-за пустых вещей. Сколько зла в нас, и собственно во мне! Любовь долготерпит, милосердствует, не раздражается, не мыслит зла (1Кор.13:4–5].

4 апреля. Вчера я сделал величайшую ошибку и грех пред Господом и пред собою, что съел два яйца сырых и чрез то дал телу много питательности и избыток силы, оттого ночью было сильное блудное разжжение, которое я смирил благодатию креста; затем сильный кашель от стеснения легких пищею. Теперь мне не нужно есть по целым суткам, а в Страстную неделю, очередную по собору, я должен совсем не есть. Укрепи, Господи, произволение благое.

Бесплотные злодеи, наводя на меня во время богослужения, особенно при многочисленном стечении народа, малодушие, уныние, тоску и отчаяние, тем самым усиливаются похулить чрез меня, недостойного служителя Божия, величие Божие, запиная и низлагая меня в словах молитвы, славословия, благодарения, прошения. Я должен помнить, что во время богослужения я весь принадлежу Богу, всем существом, всеми силами, и не упадать духом, а возвышаться и крепиться, повергая все грехи свои в бездну милосердия Божия, сколь бы они ни были велики. Враг, напоминая в это время какие-либо грехи, особенно нелепые грехи юности и неведения, старается смутить и низложить ими душу, чтобы тем помешать богослужению, но ты разумей его козни и противься ему твердым сердцем, разумом. Скажи ему: об этих грехах, коим ты научил меня, я и в юности и потом часто и много плакал и проклинал твою прелесть, и уже много, много лет прошло с тех пор, как я перестал их делать и не мечтаю об них, хотя по твоему коварству иногда и вспоминаю о них и хотя ты жалишь иногда меня ими. Отрицаюсь тебя, сатана, и всех твоих пакостей, и мерзостей, и всякого вида греха навеки, навсегда – сочетоваюсь же Христу, Богу моему. Аминь.

5 апреля. Благодарю Господа, отъявшего [от] меня срамоту и болезнь безголосицы, приключившейся мне в пятницу на Пятой неделе поста вечером и продолжавшейся до понедельника включительно. Доктора приглашал, пульверизировал горло. Была сильная простуда, но больше это было дело лукавого ([в гостинице] Конона Родионова помины). Да пою же с новою ревностию славу Божию и да поперу врагов (невидимых и видимых) имени Божия и славы Божия велелепной!

7 апреля. Согрешил я пред Господом и пред собою, полакомившись вчера у Бурачка рыбой соленой тешкой, чаем сладким и апельсинами вечером, на ночь, да и вином (две рюмки), да еще и дома двумя апельсинами, а раньше того у Юденича сладким чаем с вином. Но Господь от сновидений сладострастных избавил. Помилуй мя. Боже мой, помилуй мя и укроти плоть мою всестрастную. Даруй мне остающееся [время] поста провести в воздержании и богоугождении. Хощу. Аминь.

8. Лазорево воскресение. Благодарю Тебя, Господи, яко окружаеши меня радостями избавления от козней лукавых и ядовитых демонов, когда я только воззову к Тебе из глубины души. Вот и вчера, и третьего, и четвертого дня Ты много раз спас меня от жал змииных.

Вечер. Одиннадцать с половиной часов. Благодарю Господа, сподобившего меня торжественным, звучным голосом прочитать канон Лазареву воскресению и стихиры, совершить раннюю обедню, причаститься неосужденно животворящих Таин и причастить четыреста человек, сказав наперед свою проповедь выразительно, с теплым чувством. Во время обедни Господь многократно избавлял меня от тяжких козней врагов бесплотных, особенно в начале обедни и после чтения Евангелия, когда я, теснимый и ужаливаемый в сердце врагами, взывал ко Господу со слезами о помиловании и избавлении.

Благодарю Господа, помиловавшего меня величайшею милостию в самом начале всенощной, когда враги нещадно уязвили и смутили меня при виде крошечных хлебцев для благословения на литии, предложенных от просфирницы. У меня родилась сильная к ней неприязнь и гнев (из-за хлебов-то, коих я не ем, как сытый, – о, алчность!). Потопил было меня враг чрез мое пристрастие к количеству и форме, и я утопал, но не отчаялся в помощи Божией и не постыдился, хотя, впрочем, на литии и благословении хлебов я был смущен и утеснен всё из-за того же! Утренние молитвы читал довольно покойно и сосредоточенно; во время кафизм – усиленно молился, взывая ко Господу о спасении, и на величание вышел покойно, кадил с добрым чувством; Евангелие читал разговорным языком, хорошо, непреткновенно. Христе, Свете истинный и отпусты скрал, уязвился, смутился крепко; по дороге молился о спасении и избавлении. На панихиде у офицера Николая Афанасьева все возгласы и отпуст благодатию Христа Бога сказал очень хорошо, непреткновенно.

Во время причащения мирян согрешал изменчивостию чувств от лицеприятия: к некрасивым и безобразным лицам чувствовал отвращение, а к благообразным и молодым, нежным – особенное расположение. О, лицезрение богопротивное! Не все ли люди по образу Божию? Не все ли искуплены одною Кровию Христовою? Не все ли равно члены Христа? Никто не засматривайся ни на свое лицо, как тлен и ничтожество, и на лица красивые других людей, иначе будешь презирать некрасивых, неблагообразных, старых, больных, убогих, калек. Не на лица зряще имейте веру Господа нашего Иисуса Христа [Иак.2:1]. Не гордись, не тщеславься, не думай, не мечтай, что ты лучше и красивее других. Может быть ты и красив лицом, но безобразен душой. Обременен грехами и страстями и смердишь ими, как мертвец тридневный.

Замечательно, что благодать даровала мне сегодня чудный голос во время всенощной, да и во время обедни. Благодать возрождает, обновляет, укрепляет душу и тело, хотя при тяжелой борьбе; а благодать – от причащения Святых Таин Тела и Крови Господней. Горе мне без причащения, если я четыре или пять дней не причащаюсь: я тогда против воли облекаюсь во врага, в его смерть и всякое зло. А причащаясь, облекаюсь во Христа, в Его жизнь, силу, свет, лепоту, святыню, правду, дерзновение. Всегда чудодейственны Божии Тайны!

На Страстной неделе мне не надо совсем есть, кроме причащения Святых Таин; я полон жизненных сил.

9. Вербное воскресение. Ночью болела сильно голова, вероятно, от красной икры и рыбы, которые ел вечером, а может быть, и от церковного вина – но не от Пречистой Крови, а быть может, от простуды.

В дни великих торжеств христианских священникам особенно надобно проникаться всецело духом и предметом этих торжеств и возвышаться от земли на небо: таково и свойство их, чтобы возвышать дух наш, который большею частию бывает прикован к земным вещам, заботам и загрубел от житейских страстей. Но назло нам враг наш бесплотный особенно в эти-то дни и старается запнуть нас и наругаться над нами чрез наши страсти, связать, омрачить наши души, как вчера сделал со мною из-за непорядка просфирницы, представившей как бы детские игрушки – крайне маленькие хлебцы для освящения, как орехи. Большого труда, слез стоило мне подавить смущение от этих хлебцев. Не знаю, кому только они назначены были и для чего. Я их и не вкушаю, как сытый, а вот из-за них смутился сильно. Тут, конечно, была и зависть, и алчность, и человекоугодие (дать благодетелям порядочные хлебцы). Я знал, что просфирница выручает большие деньги от продажи просфир (по 700 в день выходит просфир), а между тем крайне скупится и жадничает – жалеет доставлять для церкви порядочные хлебы.

Благодарю Господа: головная боль от прогулки на свежем воздухе прошла (в четыре с половиной часа утра встал и гулял до пяти с половиной часов). Думаю, что от луку зеленого голова болела сильно ночью.

Возмущаться от остроты и силы искушений не должно, ибо искушениями Господь наказует, умудряет, очищает и укрепляет нашу душу, пленяемую и оскверняемую страстями. Я это вижу всегда на себе самом. Слава Господу. Тяжка борьба, болезненны поражения и падения, но сладка и победа, даруемая по нескольких падениях, коими душа приводится в ревность, умудряется побеждать врагов невидимых и укрепляется в борьбе.

После обедни поздней. Борьба с невидимыми злодеями до обедни и во время обедни была у меня долгая и упорная; сражался оружием веры и молитвы, в покаянии глубоком и самоуничижении. Пред Херувимской песнью враги из укреплений были выбиты именем Господа.

Поздно вечером в Вербное воскресение объелся я рыбой – сигом вареным, и ночью в два часа сделалась у меня сильная головная боль, как бы стреляние в темя, что хоть, по пословице, на стену лезь. Я встал, оделся и вышел на улицу гулять; гуляю – еще хуже голова болит, еще пуще стреляет. Прихожу домой – то же, наконец делаю сильные движения тела всякого рода, чтобы отвлечь кровь от головы, – слава Богу! Помогло это: кровь отвлечена от головы, а во рту изжога рыбой: очевидно, что боль головы была от излишества в желудке рыбной пищи, не знающей себе исхода; если бы вырвало, было бы хорошо, лучше ничего нельзя желать. Но и на рвоту не позывает. Подожду милости Божией.

Не о том я должен скорбеть и сокрушаться, что голова сильно болит у меня, а о том, что оскорбил Духа Святого, Коего был я храм по совершении литургии и причащении Святых Таин, и Христа Спасителя моего, Коего приял в себя, – оскорбил пресыщением, объядением, чревобесием. Увы мне, грешнику! Я недостоин милости Божией после стольких грехов, а муки и муки достоин! Мое чрево сделалось зловоннейшим, нечистым местом: вот по ветрам, из него выходящим, ощущаю, какая в нем нечистота, какое зловоние нестерпимое. И как обитать в моем сердце Духу Святому, Иже есть святыня и благоухание бесконечное, пресладостное! Увы мне, что я рыбы много поел поздно вечером на Страстной Понедельник! Помилуй мя, Боже, помилуй мя и еще, и еще, и еще!

Великий Понедельник. После утрени. Благодарю и превозношу Господа, исцелившего лютейшую и мучительнейшую болезнь мою головную, бывшую вследствие пресыщения моего рыбною пищею с вечера и неварения желудка. Сильное движение на свежем воздухе и дома в кабинете и спальне спасло меня, а в сем вразумил Господь и помог Господь. Благодарю Господа за победу, великую победу над врагами невидимыми, во время утрени жестоко и упорно боровшими меня. Благодарю Господа за обильные слезы великого умиления.

Премало, мало мне нужно пищи при соблюдении мною в течение многих лет внешнего целомудрия, а я по алчности иногда употребляю много и оттого сильно страдаю от демонов по душе и по телу. О, если бы мне не есть по дням! О, если бы не есть рыбы!

11 апреля. Я неотменно должен преследовать в себе всякое неприязненное чувство против кого бы то ни было, хотя бы злейшего врага (кроме диавола), или какое-либо презрение, или зависть и недоброжелательство. Ибо это диавольские семена, коих плод – смерть, тотчас же поражающая душу. Нам заповедана любовь ко всем, которая одна есть исполнение закона; нам заповедано от Господа вся творити любовию, и самые прещения, или наказания. Без любви немыслим истинный христианин.

Благодарю Господа за великое дерзновение в служении моем Ему вчера и сегодня, за избавление от всех многочисленных козней вражиих, внутрь и вне действуемых надо мною, за непреткновенность в служении, за ясный и звучный голос в пении, чтении, говорении.

Благодарю Владычицу Богородицу Скоропослушницу, быстро услышавшую меня, когда я воззвал к Ней в тесноте и скорби, причиненных врагами невидимыми чрез грехи, внутрь действуемые, и избавившую от грехов и скорбей. Только воззвал в простоте сердечной веры, без всякого сомнения, и приял дар от Владычицы. Как нам свойственно дышать, солнцу светить, так Владычице Богородице слушать и миловать нас, ибо Она есть Солнце, испускающее животворные лучи милости всей вселенной. Аминь.

11 апреля. После обедни. Благодарю Господа, даровавшего мне благодать совершить с силою многою, непреткновенно Преждеосвященную литургию с частями ее и причаститься неосужденно Божественных и животворящих Таин, и совершить две панихиды в церкви с побеждением противных сил, жестоко боровших и смущавших меня в начале первой панихиды по Павле Ал. Коргуеве, бывшем голове городском. Благодарю Господа, простившего мне грех озлобления на жену мою по приходе моем домой: сильно теснил, жег, смущал меня грех. Я покаялся, искренно осудил себя, просил милости и исцеления у Господа и скоро получил просимое. Слава Господу, Спасителю моему!

Всемерзкий, пренечистый и вселукавый враг запнул меня сегодня, как грешного и мерзкого грешника, скверными и хульными помыслами на Пречистую Богородицу в то время, когда я по окончании часов и при совершении входных молитв подошел к пречистому Ее образу лобызать пречистые стопы Ее, коими Она освятила всю землю, воды и воздух, и сильно уязвил и смутил меня; я горько жалел, что допустил даже на мгновение приразиться к сердцу этой клевете и хуле, и в покаянии взывал ко Господу о милости, и Господь скоро помиловал и какую благодать мира даровал мне, какое избавление, явное и славное! Благодарю Тя, Господи, яко посрамляеши запинающего меня! Благодарю Тебя, яко великое дерзновение даруеши мне в служении пред богатыми, учеными и знатными!

В церковном богослужении весьма часто употребляется краткое славословие Святой Троице, всё создавшей и всем управляющей, всё оживотворяющей: Слава Отцу и Сыну и Святому Духу ныне и присно и во веки веков. Другая половина этого славословия прилагается к тропарю в честь Божией Матери, ибо чрез Нее мы сподобились вечно славословить Святую Троицу, чрез Нее оживотворены и спасены Триипостасным Божеством.

12. Согрешил пред Господом и пред Святою Церковью, покушав вчера вечером красной икры и потом сардинок на прованском масле, ибо рыбная пища произвела блудное разжжение, хотя грез нечистых и не было.

Защитник Александров, краснобай, убаюкал до того публику и присяжных заседателей, что эти последние оправдали виновную в покушении на убийство градоначальника Трепова и действительно выстрелившую в него, сказав, что она не виновата. Основа защиты была та, что Трепов градоначальник высек розгами Боголюбова-арестанта за грубость и дерзость пред ним. Розга-де унижает достоинство человека, а разве грубость и дерзость пред начальником не унижают достоинства человеческого? Разве возмущения в самом храме и на улице пред храмом не унижают, не оскверняют святости самого храма, святости богослужения (буйство было сделано во время богослужения), не говорю уже о поругании государственного учреждения и государственного порядка? Разве столь частые самоубийства, сделавшиеся как бы естественным последствием отмены телесных наказаний, обуздывавших греховные нравы людские, не унижают человека более всего? Оправдывайте, оправдывайте, господа, негодяев, и вы увидите, что будет, какое самоуправство, какие убийства и самоубийства. Эти убийства и самоубийства суть страшный суд Божий за отмену телесных наказаний негодяям; из-за отмены их зло достигло крайних пределов, ибо не стало узды, внешней узды для преступления. Как не оправдали Каракозова126 и подобных ему? – Но тогда не было защитника Александрова, не было суда, скорого и правого.

Употребление виноградного вина на меня действует скверно: делает на другой день кружение головы, так что иногда, причащая младенцев, едва стою на ногах.

Утро. Сегодня я видел во сне двукратно вождей двух воинств, кажется, русского и английского, выезжающих бодро и грозно на брань для сражения решительного. Но странно, что и Осман-паша среди наших славных военачальников. Бред ли это один? Или пророческий сон?

13. Люта была борьба с противными силами во время и после обедни (при исповеди гимназистов), но всесильно и щедро избавление Господа Иисуса Христа. Слава Господу, Его бесконечному милосердию, покрывающему все грехи мои, избавляющему от всяких зол, обстояний, искушений.

Благодарю Господа, даровавшего мне славную победу над врагами невидимыми, язвившими мое сердце, смущавшими и обессиливавшими его. Благодатию Господа я совершил всю службу утреннюю благополучно, непреткновенно и молитву Христе, Свете истинный прочитал до конца без пропусков (к деланию Твоих заповедей, вырывавшихся [обыкновенно] врагами бесплотными из этой молитвы при многочисленном собрании народа).

14. Великий Пяток. Едва не лишился целомудрия от ночных грез вследствие ядения вечером очень сладкого кушанья: булки с вареньем малиновым и с миндальным молоком, а пред ними – ухи ершовой. Вставал ночью и молился Богу о помиловании меня, окаянного.

Сегодня не есть ничего. Осуждаю себя за сластолюбие, чревоугодие в дни сии.

Вчера многую духовную корысть получил я, прикасаясь с верою и упованием к животворящему престолу Господа: избавился от врагов невидимых и их тяжкого гнета и оживотворился, успокоился, укрепился душею много раз, особенно пред поздней обедней и пред всенощной, да и во время самой обедни многократно. Слава Господу!

Час с половиною пополудни. Благодарю Господа, явившего мне помощь Свою и спасение во время отправления утрени и часов в соборе: я прочитал и выговорил все Евангелия, молитвы и возгласы почти непреткновенно, кроме пророчества, приведенного евангелистом о продании Господа за тридцать сребреников (пророка Иеремии): и прияша тридесять сребреник, цену Цененного, Егоже цениша от сынов Израилев, и даша я на село скудельничо, якоже сказа мне Господь [Мф.27:9–10]. Прости, Господи, и помоги мне выговаривать всё без преткновения. Силу и свободу даруй сердцу моему. Еще не выговорил в Евангелии слов: Во время оно Иисус, изыде со ученики Своими на он пол потока Кедрска, идеже бе вертоград, в оньже вниде Сам и ученицы Его [Ин.18:1], – супостат упрямый помешал по грехам моим, по чревоугодию и алчности моей, обессилив и поразив сердце мое.

Благодарю Господа, давшего мне легкость внутреннюю, физическую и духовную, после скушания яблоков и апельсина и питья чаю по трудах моих в сей день (Великий Пяток) – совершении утрени и часов одним священником (мною).

Благодарю Господа, избавившего меня от жестокой, убийственной брани диавола, дохнувшего в меня злобою на злобящегося будто бы на меня Филиппа Степанова, и даровавшего мне мир пред самым выносом плащаницы. Я сказал слово добре, благодаря Господа. Благодарю Господа, укротившего блудную брань, напавшую на меня после того, как знакомая девица призналась мне, что любит одного юношу и целовалась с ним. Подобную же брань разорил Господь и вечером после вечерней молитвы при чтении канона субботы, и ночью не было брани блудной.

Я очень мнителен и злоподозрителен относительно людей, оттого мучусь часто по действу вражию. Даруй мне, Господи, простоту и незлобие. Аминь.

15 апреля. Великая Суббота. Сегодня я подвергся величайшему и продолжительному и самому тяжкому насилию, и тесноте от злых духов во всё продолжение до обедни и во время обедни (до обедни после сна с десяти с половиной часов и во всё время обедни). Боролся, мялся, хотел выгнать благодатию Божиею бесов, теснивших меня и томивших нещадно, и не мог. Причащал народ вместе с настоятелем неспокойно, с теснотою (теснота от черного хлеба, накануне употребленного в пищу вечером, – два ломтика в излишестве, не надо было есть в Великий Пяток). После обедни крестил ребенка, девочку Александру, у матроса за городом за скотобойнями.

Во время причащения мною православных в приделе напали на меня все беды, все страсти: злоба, раздражительность, зависть (Зрелова жена разряженная), алчность и скупость (увы! я причащал понемногу и опасался, как бы ничего не осталось мне для потребления, хотя я причащаюсь часто, а они – раз в год!) Помилуй мя, помилуй мя, Боже!

Сегодня на обедне читал Апостол к Римлянам [Рим.6:3–11] о том, чтобы мы не работали греху, – а я, увы! работаю; чтобы мы были мертвы греху, а живы Богу о Христе Иисусе, Господе нашем, – а я не мертв греху, не умер для греха, а жив для него: еще живет во мне всякий грех – гордость, злоба, зависть, алчность, чревоугодие, скупость, корыстолюбие, жестокосердие, блуд, невоздержание! Увы, увы мне, грешнику!

От употребления каши гречневой с избытком и от переполнения желудка у меня сделался кашель, а давича, когда я ходил гулять на стенку, сделалась отрыжка кашей и стала в горле и чуть [прошли крохи] каши.

Едва отчаяние не напустил на меня сегодня сатана во время обедни, столь люты были искушения, скорби, тесноты, – всё это, я думаю, мне приключилось кроме своих и за чужие грехи, грехи множества разрешенных мною, коих разрешать бы не надлежало, может быть, но и я согрешил своим чревоугодием и пресыщением. Помилуй мя, Боже!

Поторопился я и отчаялся в успехе выговаривания имен царской фамилии на великом входе и умолчал, онемел малодушно, выговорив только: да помянет Господь Бог... А протоиерей между тем крайне плавно, спокойно, медленно говорил и действовал – мне у него надо учиться действовать, особенно при говорении отпустов и молитв пред лицем народа (Се, чадо, Христос невидимо стоит)...

16 апреля. Пасха Господня. Благодарю Господа, избавившего меня милостиво после припадания к престолу от тесноты и скорби и малодушия моего и даровавшего мне мир и умиление при пении полунощницы и всей утрени.

Я болю гордостию, ибо не чту сердечно высокие власти духовные, гражданские и военные, внутренно осуждаю за слышанные в них недостатки, хотя знаю, что нет человека без греха, и, хотя не мое дело, а Божие – судить. Помилуй мя, Господи, просвети тьму мою, избави от тайной гордыни, даруй глубокое смирение. В мерзком сердце моем сатана насадил всякую страсть и питает и возращает все страсти, как питомник свой. И зависть с недоброжелательством и зложелательством и мщением и вреждением другому во мне есть, и алчность, и блуд, и злоба, и лицеприятие, и чревоугодие. Дражайший Спасителю мой и Врачу душ! Уврачуй мои страсти, мои язвы имени ради Твоего.

17 апреля. Славно прославился во мне Христос Бог пред литургией поздней и во время самой литургии в многократных избавлениях от злых и лукавых демонов, от их многократных, пагубных налетов, наскакиваний на бедную мою душу в даровании мне победы, мира, свободы, дерзновения в служении. Первоначально налетел и убил мою душу враг из-за огорчения на нищую старуху, что не умеет христосоваться; долго я ходил с убитой душой и каялся, наконец Господь избавил – умиротворил, освободив от злого демона; потом при совершении проскомидии опять наскочил враг, озлобив меня на девиц отца диакона Софронова, что непочтительны ко мне; я вспомнил примеры незлобия святых Авраама, Иакова, Иосифа, Давида и в Новом Завете бесчисленных святых и в особенности Самого Агнца Незлобивого, Господа Иисуса Христа, вземлющего грехи мира, и сказал я себе: меня еще [не ругали], не били, а если бы и били, и тогда надо с кротостию терпеть и молиться с любовию за врагов, да отпустит им, да вразумит их, да смягчит их сердца. После этого Господь помиловал меня – бес отбежал; потом во время чтения Евангелия бес наскочил, озлобив на Параскеву Ивановну Ковригину – не понравилась мне ее умиленная мина лица. Тут я сказал демону: это самая благожелательная мне женщина, добрая, богобоязненная, – за что же ты, злой демон, озлобляешь меня против нее? Нелепо злобиться на нее, отыди от меня, окаянный. Таким образом, благодатию Божиею я многократно побеждал злых демонов, наскакивавших на меня и убивавших душу мою, и тою же благодатию совершил прекрасно всю обедню непреткновенно, ясным, светлым, громким голосом и оба отпуста, и Бог молитвами такого-то евангелиста да даст тебе глагол, и имена царских особ на великом входе, и В первых помяни, Господи, и всё, всё выговорил превосходно. Слава Господу, Победителю во мне демонов, злоб моих, и Просветителю моему, просветившему душу мою к познанию козней демонских и несоизволению на их злобу! (Ревность к Зреловой жене – красота увядающая, надо домогаться красоты неувядающей, вечной.)

Общий голос о неверии, кощунстве и богохульстве так называемых образованных людей (особенно я слышал это от госпожи Опаровской в Нижней Широкой улице). Как это прискорбно, больно! Чего ожидать нам за это от Бога?

Сегодня я легкомысленно, злорадно и глупо смеялся, когда дьячок Зрелов упал с дрожек и ушибся, а надо было бы соболезновать.

19. Среда. Благодарю Господа за чудо благопослушества, милосердия и силы Его, ибо вскоре спас Он меня всесильною державою Своею в квартире приказчика Русанова Романа Федорова, когда я прежде крещения младенца сердечно воззвал к Нему втайне о избавлении меня от давившей меня скорби и тесноты, постигшей за грубость и суровость мою в обращении с нищей девушкой, и даровал мне мир и свободу и дерзновенное, спокойное совершение Таинства Крещения.

Искусительная мысль о награде земной и возможность неполучения ее. Ответ: ищи награды вечной в Боге и не прельщайся земною, преходящею, суетною, ложною. Из-за наград земных мы небрежем об истинной добродетели, не стремимся к почести горнего звания, как стремились все святые (преподобные Антоний и Феодосий Печерские, Сергий Радонежский, Зосима и Савватий Соловецкие и прочие).

У Могилева купца умерла свояченица, старая вдова Феодосия, полная, высокая, умерла внезапно. От чего? От того, думаю, что после поста она неосторожно отяготила себя скоромною пищею, очень питательною, между тем всё дома сидела, не имела движения. Вспомнил я слова Господа: Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объядением и пьянством и заботами житейскими [Лк.21:34]. Покушал и я сегодня излишнее вскоре после домашнего обеда (о, алчность!) у купца Коршунова после молебна и обручения дочери его и, когда лег спать, не мог уснуть от отягощения себя пищею. Встал и давай делать сильные движения по комнате. О, ненасытность! О, алчность! Согрешил и еще пред Господом после тьмократного покаяния, неглубокого, неискреннего, ложного!

Благодарю Господа за смелое, бойкое, непреткновенное служение молебнов и совершение крестин в нынешний день.

20 апреля. Четверг Светлой недели. Благодарю многомилостивого Господа, внявшего молитве покаяния и избавившего меня от тяжкой скорби и тесноты, постигших меня в храме в начале утрени за минутное чувство неприязни и злой подозрительности относительно служившего иерея отца Петра Ал. Клепачевского. Я покаялся тогда же и получил облегчение (при пении на клиросе), но потом опять грех уязвил, и затем уже после утрени я ходил на воздух и каялся; пришедши домой и утвердившись верою и упованием на Господа, я помолился пред святыми иконами, и в мгновение от Господа воссияло спасение и исцеление с миром и свободою в сердце. Слава Господу! Отселе да не согрешаю.

21 апреля. Светлая Пятница. Благодарю Господа, милостиво избавившего меня от диавольской злобы на собрата отца Петра Клепачевского в конце утрени и во время поздней обедни. Я покаялся от души, осудил себя искренно, беспощадно в сердечном безумстве и в страсти нелепой, прося прощения, уврачевания, избавления, мира, дерзновения, свободы, – и приял всё от Господа. Слава Господу! Я припадал неоднократно в покаянии к животворящему престолу благодати, истинно животворящему!

Благодарю Господа, избавившего меня от блудного, скверного жала во время молебна у Павла Ивановича Смирнова, купца, пред самой обедней.

Благодарю Господа, утолившего во мне великую бурю смущения, боязни, негодования, тесноты пред крестным ходом около Гостиного Двора по получении от протоиерея неожиданного известия, что он не будет участвовать в крестном ходу и останется дома. Господь даровал мне благодать совершить молебствие смело, громко, спокойно, с дерзновением при двух священниках, двух диаконах и двух дьячках и при множестве стечения народа. Кто яко Бог? Несть ин разве 127 Мене спасаяй, глаголет Бог [Ис.43:11]. И на будущее время да даст мне дерзновение добре, громко славити имя Господне святое.

Благодарю Господа за чистый, звучный голос, коим я возвещал и возвещаю славу Его и коим да буду возвещать еще долго-долго, да прославлю Его бесчисленные милости и чудеса Его во мне и во всех людях, и благодарить Его, и умолять Его о грехах моих и всех людей Его. Аминь.

Благодарю Господа за избавление от нелепой злобы.

По правде говоря, настоятель собора отец Павел Трачевский и второй по мне священник отец Петр Клепачевский очень мало работают в приходе, а получают за труды несоразмерно много; избытки, мною добываемые и по праву мне принадлежащие, хотя некоторые, надо непременно отдать на пополнение требных принадлежностей: риз, мирниц, кропил, кадил, переплет или покупку необходимых книг: Служебников, Требников и прочих. (Два рубля на золотообрезанный переплет.)

Протоиерей отец Павел запросто, бесцеремонно ленится и неглижирует128 на требах: со крестом не хочет ходить по многим домам – очень богат и сыт.

Из уст образованного и компетентного человека (инспектора гимназии Цветкова) слышал я сегодня лестный отзыв о пении мною обедни, что я обладаю прекрасным, звучным голосом и отлично им владею. Слава Богу! Да славится имя Господне и чрез меня, непотребного!

Погрешил жестоко сегодня против себя самого, дважды пообедавши в гостях и дома (в гостях: апельсины, пирог с морковью, кашу морковную и отчасти ватрушку да чай, а дома: щи с мясом и жаркое с салатом без хлеба) – и этим обременил себя, особенно свое сердце, коим, как мертвым и чужим членом, я не мог достаточно владеть и пропустил несколько слов при чтении Евангелия елика заповедах вам... (Мф.28:19].

Я должен весь претвориться и сделаться святым при всемогущих средствах освящения, данных нам Господом в Церкви Своей. Как же я до сих пор пребываю грешником? Как не переродился, не исцелился, не обновился?

Я весь должен облечься в правду и святыню Христову, в Его кротость, смирение, незлобие, милосердие, бесстрастие, мужество и дерзновение, терпение и долготерпение, послушание, воздержание, снисхождение.

23 апреля. Благодарю Господа, услышавшего сильную молитву мою во время литургии об избавлении от противных сил, и избавшившего меня от сердечной сухости и бессилия, от скорби и тесноты, и даровавшего мне сердечный жар умиления, силу, мир и пространство с дерзновением. Я совершил благодатию Божиею всю обедню непреткновенно.

Согрешил пред Господом и Богоматерию, пред всеми святыми Ангелами и святыми и всеми людьми и пред собою и пред теми, кого обидел, ибо я разъярился и разгневался на нищих за их попрошайство и назойливость, когда я возвращался домой с молебна после обедни; говорил им: ах, как вы мне надоели, черти, и пр., а одного из них во гневе сильно выдрал за волосы. Прости мне, кающемуся, Господи, мою суровость, мою строптивость, [заносчивость], драчунство, жестокосердие, скупость, корыстолюбие, сластолюбие, славолюбие, неискренность, лукавство.

Всех нищих наделил милостыней, хотя и с огорчением и неохотно (согрешил пред Господом).

Вечер, десять с половиной часов. Благодарю Господа, спасшего меня от нецеломудренного движения сердца в квартире старосты Владимира Дмитриевича Никитина и поставившего ногу мою на путь правды и чистоты по молитве покаяния моего. Слава имени Твоему святому, всеспасительному, которое я призвал с верою и коим спасся; слава присутствию Твоему с нами во все дни и на всяком месте, слава благопослушеству Твоему! Слава бодрости и неусыпности Твоей! Слава безмерному милосердию Твоему!

Согрешил я пред Господом, прогневавшись на нищих и отослав одного из них во гневе к черту. Каюсь в сем, беру слово свое назад, прошу прощения в моем безумстве, в моей дерзости, гордыне, злобе, скупости, корыстолюбии, сластолюбии, суровости и жестокосердии.

24 апреля. В понедельник на Фоминой неделе я получил от курьера известие о награждении меня орденом святой Анны третьей степени (орденом пререкания, ибо директор гимназии, ожидая взятки, не хотел представлять к нему, говоря, что государь не велел представлять никого из исполняющих мирные обязанности, а только отличившихся на поле военном; однако же представил потом, когда я решился взять у него свой формуляр).

24 апреля. Понедельник Фоминой недели. При уме безумно и дерзко относительно Господа, Коего Тайны животворящие я принял, только что поступил я, оставшись ужинать у старосты и поевши мяс и всякой благостыни. Чрез это я себя обременил пищею и дразню демона блудного, чешу блудную страсть, донимающую меня, но еще не одолевшую меня, благодаря благодати Божией. Ночью сильное блудное искушение! Помилуй мя, Боже, помилуй мя!

Благодарю Господа, отъявшего от сердца моего вчера вечером зломыслие, зависть и неприязнь к гордой деве Трачевской Екатерине и давшего мне христианское расположение к ней, как к члену Христову и моему, ибо мы все одно тело во Христе. Да не коснется меня неприязнь ни к единому человеку.

После ранней обедни, выноса и молебнов. Благодарю Господа за чудеса милосердия Его ко мне нынешний день: во-первых, во время утрени за избавление от злобы на протоиерея, во-вторых, в самом начале и в продолжении ранней обедни в Думе от тесноты, малодушия и страха человеческого (обедня от Н.Г. Сидорова и Ф. Степанова), особенно после Евангелия, во время коего я молил о том Господа (и болша сих сотворит [Ин.14:12] – это наибольше молил Господа соделать ныне же во мне – и соделал, слава Ему!); по окончании обедни за избавление от скорби и тесноты после намеренного столкновения грудью с чухонцем (пред молебном у Евлампии, бывшей рыбачки); после выноса покойницы крестьянки за избавление от насилия злобы на дьячка Зрелова, который пришел на вынос, когда я его не ожидал (со мною был дьячок Адриан), и который показался мне гордым, и коему я гордо и с озлоблением отдал приказание, в чем раскаялся глубоко. Столько раз в продолжение двух часов Господь восставлял меня, обновлял, оживлял, воскресшал. Слава имени Его святому, животворящему, спасающему!

25. Вчерашние сласти у именинниц принесли мне большие напасти ночью. Избегать строго всяких сластей и всякого излишества; днем было на минуту сильное блудное разжжение при разговоре с девицей.

Вчера многомилостивый Господь опять по молитве моей возвел меня от виновности к оправданию, от духовной смерти к жизни, от смятения к покою, от срамоты к дерзновению. Я дерзнул рукою по лицу пьяного нищего, выпросившего деньги (пятнадцать копеек) и пропившего.

Чем я грешнее, тем бываю злее, подозрительнее, раздражительнее, недоверчивее, а чем лучше нравственное мое состояние, тем я бываю кротче, снисходительнее, миролюбивее. К злу зло сильно пристает. Сегодня я за утреней был крайне зол, подозрителен, горд относительно настоятеля; зло меня палило, теснило, посрамляло, мертвило; я каялся и припадал к престолу Господа – и слава Его милосердию! Когда я искренно признал бездну своих грехов и стал снисходителен к немощам и недостаткам, грехам других и самого настоятеля, Господь помиловал меня, даровав мне мир. Странно! В себе самом, то есть во мне, бездна зла, а между тем других ненавижу за зло, действительное или кажущееся. О, страшная зараза, страшная слепота греха!

Добрые обычаи поддерживают взаимные добрые отношения соседей, товарищей, сослужителей, начальников и подчиненных. По-видимому, неважное дело – придти поздравить с праздником или с днем Ангела соседа, товарища, сослуживца, начальника, а этот обычай, сердечно исполняемый, обновляет, оживляет и поддерживает взаимную любовь и уважение. Малое ведет к великому, к поддержанию любви, а любовь – исполнение закона. Неисполнение же этих и подобных житейских обычаев (например, приветственных поклонов при встрече) ведет к охлаждению сердец, иногда к прекращению добрых отношений и ко вражде. Ничтожные вещи ведут нередко к важным последствиям, иногда к весьма вредным. Мы все ходим среди сетей вражиих: враги ловят нас нередко на безделицах. Господи! Насади в наших сердцах искреннюю, нелицемерную любовь, вся терпящую и николиже отпадающую.

Вечер 25 апреля. Вторник. Благоговею пред величием чудес милосердия Божия ко мне, многогрешному. Сегодня поутру я был мертв духовно и крайне немощен телесно от вчерашнего лакомства и пресыщения; точно червь сосал мое сердце, точно сверлом сверлило бока мои; духовный змей сосал мое сердце; во время обедни я томился, но затем, по причащении Святых Таин и после победы всех козней вражиих, духа отчаяния и тоскливости, я совершенно ожил, воскрес, обновился, укрепился, исцелился; стало мне так легко, бодро, пространно! Христос во мне воскрес из мертвых, смертию Своею смерть мою поправ и мне, сущему во гробе [плоти], живот даровав.

Затем Господь помиловал меня по молитве покаяния усердного дивною милостию Своею, даровав мне прощение, мир, дерзновение и свободу, избавив от скорби, тесноты, срамоты, сердечной болезни, постигших меня за грубое и сурово-строптивое обращение с нищими, особенно с одним из них – толстым и неповоротливым (я толкнул его с презорством и гневом несколько раз довольно сильно).

26. Благодарю Господа, даровавшего мне благодать славословия Ему и святым Его в церкви Его во время утрени и избавившего меня от озлобления, смятения и тесноты (ковер порядочный в алтаре не был постлан, а оставлена негодная суконная тряпица, я думал, по капризу настоятеля). Алтарному сторожу приказал непременно постлать ковер хороший – мой.

Прошлою ночью видел настоятеля собора отца Павла на поминках в странном виде (пьяном), в каком никогда не видал наяву, и мечтавшем о игре денежной в ландскнехт (слышно, что он любит играть в карты, но это не мое дело – его я не сужу, себя сужу).

27. Каждый день берегись, чтобы плоть твоя не взяла перевеса над духом и не увлекла тебя ко греху, к страсти.

Не уклони сердце мое в словеса лукавствия, непщевати вины о гресех129 [Пс.140:4]. Я виновен каждый день пред Богом в том, что непщую вины о гресех, не считаю грехом ежедневные греховные привычки: чревоугодие, сластолюбие, пресыщение, винопитие, и оттого не исправляюсь от них, а коснею в них и прилагаю грехи ко грехам.

Господи! Помилуй мя, яко не прав бых при елеосвящении рабы Твоея Елисаветы П. Калмыковой: чувства плотские, страстные увлекали меня при священном помазании. Сколь лепотно, Господи, устроил Ты человека, но и сколь чисто, свято, неблазенно, премудро и всё благопотребно, полезно! А я, нечистый, блазнюсь, ибо приучил тело свое к сладострастию ежедневным лакомством, сластолюбием! Согрешили пред Тобою, Господи, непотребен стал весь пред Тобою давно!

Мил, добр, простосердечен был отец Павел, настоятель наш, после того как я сказал свое слово по выносе плащаницы в Великий Пяток. О, если бы он всегда был таков! О, если бы мне всегда быть к нему таким, каким я был в тот час! И надо заметить, что он незлобивый старец, хотя очень хитрый и ловкий, хладнокровный и хладнокровием много выигрывающий во всяких обстоятельствах.

28. Пяток. Благодарю Господа, милостиво услышавшего молитву покаяния моего на пути в гимназию и избавившего меня от скорби и тесноты за суровое обращение с некоторыми нищими (маленькими и взрослыми). Согрешил: я подавал милостыню неохотно, не со смирением, не с радостию, не усердно, не щедро, а скупо, надменно, с печалию в сердце, небрежно, лениво. Так ли надо воздавать Самому Господу?

29. Согрешил тяжко пред Господом, пред Богоматерию, пред святыми Ангелами и святыми угодниками и пред всеми людьми, обидев сегодня нищего, выдрав его за нос и за волосы за попрошайство и неверность в употреблении поданных мною ему денег. Согрешил неистовым гневом, яростию, рвением, дерзостию, скупостию, сребролюбием, неправдою, гордостию, ненавистию, презорством, завистию, алчностию, чревоугодием, сластолюбием. И ближнего, по образу и подобию Божию созданного, уязвил и опечалил, и себя вместе крепко уязвил, внесши в себя адский, разрушительный огонь, как следствие отпадения от Бога и гнева Божия.

Безумно гневливый! Ты прежде себя самого жестоко обижаешь! Пожалей себя и ближних! Не лучше ли в тысячу раз обращаться кротко, с терпением и любовию с подобными тебе грешниками, а не гневливо и с яростию зверскою? Где толк и разум?

Долго мучили меня сегодня огонь и теснота за гнев мой и дерзость мою, долго я ходил в покаянии по улицам; пришел домой и еще каялся. Записал это в книгу памяти. Но и еще не совсем освободился от следствий гнева по причине закоснения в чревоугодии, ибо сильно умирает сердце чревоугодника и нелегко восстановляется жизнь его духовная чрез покаяние.

Как мне стало легко после покаяния продолжительного и после движения на свежем воздухе после утрени! Благодарю за сие Господа! Но вот я напился чаю со сливками и с булкою, и уже не стало так легко! Какое благо воздержание! Какую легкость и свободу оно доставляет душе! Но я пристрастен к пище и питью и не воздерживаюсь по утрам от питья чаю и ядения, хотя и не бывает позыва на пищу и питье! Ко идолом безгласным яко ведоми ведостеся, писал Апостол к коринфянам [1.12:2]. Я тоже, как ведомый греховным навыком, иду к безгласному идолу – чреву и к сластям! Окаянен я человек!

Масло коровы, сливки сырые тяжелы для желудка и для сердца. Крайне осторожно надо их употреблять в дозволенные дни. И скоромные булки тоже тяжеловаты, постные легче для желудка и для сердца.

30. Воскресение. Бульону на ночь отнюдь не есть – от него блудное разжжение.

После ранней обедни. Благодарю Господа, удивившего на мне великую и богатую Свою милость во время ранней обедни за единую молитву веры несомненной, внегда отъяти Ему живоначальною десницею Своею великую скорбь и тесноту мою, коим праведно подвергся я за свое чревоугодие и многоядение и по коварству вражию. Царскую фамилию на великом входе я сказал бойко всю, но потом завистник и ратоборец враг воздвиг на меня бурю из-за подризника белого, который был устроен на половину моих денег и на половину собранных мною избыточных от прихожан и неприхожан, от тех, к коим наши братия или никогда не ездят, или всегда опускают по небрежению или незнанию, и потому никогда не принадлежавших братии. Это достояние мирян, которое Господь крестом Своим даровал мне и трудами моими и [усердием]. Его-то я употребил частию на подризник, а другою, большею частию, на бедных. За это-то на меня враг восстал и смутил, и стеснил и лишил дерзновения. Уже после обедни избавился от тесноты. В первых помяни ошибся, отпуст не весь произнес (святых не сказал).

* * *

126

4 апреля 1866 года Каракозов совершил покушение на императора Александра II. По приговору суда был казнен.

127

Разве (церк.-слав.) – кроме, за исключением.

128

Неглижировать (фр.) – пренебрегать своими обязанностями, быть невнимательным, небрежным.

129

В переводе П. Юнгерова: Не уклони сердце мое к словам лукавым, для измышления извинения во грехах (Пс.140:4).


Источник: Дневник / Святой праведный Иоанн Кронштадтский. - Москва : Булат, 2005-. (Духовное наследие Русской православной церкви). / Т. 21: 1877-1879. - 2017. - 559, [1] с.

Комментарии для сайта Cackle