Источник

Май 1878 года

1 мая. Даруй, Господи, лето Твое приятное. Аминь.

Благодарю всем сердцем Господа моего, совершившего во мне вчера два преславных чуда милосердия Своего и силы Своея неизреченной: два раза избавил Он меня, многогрешного, от адовых, тяжких, смертных уз, в коих я довольно долго содержался грехами моими: во-первых, на пароходе «Надежда» пред молебном, который благодатию Божиею совершил плавно, сердечно, непреткновенно; во-вторых, в церкви Технического училища пред совершением брака [Токмячева] (Михаила) и Двуглазовой (Пелагии) и во время совершения самого брака, когда враг препял меня при чтении Евангелия (в конце) и потом запинал до конца, и при отпусте запял, но на молебне я, призвав Господа, восстал и сказал отпуст. Часа три до брака я томился диавольскою боязнию и мнительностию, сомнением, что не повенчаю хорошо, что одолеет враг, но Господь не предал меня зубам его, на волю его, но державно избавил меня, когда я из глубины души воззвал о помощи. Венчал я громко, торжественно, раздельно. Слава Господу! Да не отчаиваюсь никогда, да никогда же посрамлюсь, уповая на Господа, хотя бы все силы ада устремились на меня.

Благодарю Господа, избавившего меня и сегодня во время утрени от злобы вражией, которую возбуждал в сердце враг на настоятеля за несочувствие его делу попечительства о бедных и мертвящее равнодушие к бедности при четырехтысячном его даровом содержании, достающемся легко, легко при малых трудах, при абсолютной бережливости себя (пальцем не двинет сверх прямой, неотложной обязанности своей), как некогда книжники и фарисеи и старейшины иудейские с первосвященниками.

За что меня помиловал сегодня Господь в церкви и отъял от сердца тесноту и скорбь? За чистосердечное сознание мое, что я сам виноват был вчера, слишком поспешив с своим словом по окончании молебна царского, поспешив, не известив даже в свое время настоятеля. Слово надо было по случаю общего собрания прихожан для прочтения годового отчета попечительства о бедных. Даруй, Господи, мне искренно всегда обвинять и осуждать себя и извинять настоятеля и братию, и всех ближних. Даруй победити зло во мне во всяком виде. Даруй любить врагов, благословлять клянущих, добро творити ненавидящим меня, молиться искренно за врагов [Мф.5:44]. Даруй мне решить верно великую задачу жизни – победить зло добром.

2 мая. Благодарю Господа, благопременившего Своею благодатию по молитве моей и меня и отца настоятеля, с которым я имел маленькое столкновение и значительное неудовольствие (нечаянно толкнув из-за поспешности крест в руках). Он опять стал благ и незлобив ко мне, хотя я, окаянный, и подозревал в нем злобу на меня, будучи подстрекаем врагом бесплотным. Сколько раз мне вчера (во время службы) враг клеветал на настоятеля, внушал видеть в нем злобу на меня и во мне возбуждая острую злобу, но я уразумевал его козни, осуждал себя за то, что допускаю ему сеять плевелы зла в своем сердце; каялся Господу, и Он, многомилостивый и скоропослушливый, избавлял меня, даруя мне всякий раз мир. При счете церковных денег, когда не было отца Петра Клепачевского, враг производил во мне тоже острую злобу на него за уклонение от счета и за пренебрежение вообще делами службы; но опять я познал тут действие духа злобы и меня мучившего из-за неудовольствия на брата, – покаялся Господу, припадал многократно к престолу Владыки и наконец опять помилован и умиротворен. Слава Господу, спасающему всегда!

Был на кладбище у отца Николая и недобрые вести слышал от матушки об отце Петре Клепачевском, дурившем на могилках при служении литий в радуницы. Недобрые поступки священника кладут пятно на всех нас. Господи! Вразуми и исправи его! Но я грешнее его, и меня исправи и спаси, Господи!

Когда во мне будет действовать одно доброе начало и перестанет совершенно действовать злое ко вреду моему душевному и телесному и ко вреду других? Когда буду относиться к согрешающим с кротостию, снисхождением, терпением, спокойствием?

[...] часов пополуночи. Благодарю Господа за спасение меня от сердечной слабости на молебне у Марьи Арсеньевны Лебедевой, постигшей меня за увлечение сердца блеском золотого креста. Я немедленно опомнился, истрезвился от увлечения, покаялся, просил прощения у Господа и Божией Матери и получил спасение и мир, а затем с великим дерзновением служил молебен. Слава Богу! Правду и святыню совершати даруй мне, Господи, всегда, во веки веков и ненавидити от всей души всенелепейший, всепагубнейший, вселестный грех во всех его видах. Аминь. Буди! Буди!

4 мая. Проклинаю свое невоздержание, свою чревную оргию на ночь, когда ем и пью вино или пиво на ночь и отягощаю себя, делая себе труд совершать большую прогулку и таким образом оставлять чтение слова Божия и писаний святых отец или составление собственных проповедей и сочинений науки о богослужении. Помилуй мя, Боже мой, Господи! Маринованных селедок не есть – вредно золотушному, каков я. Вчера ел у Клепачевского – сегодня оказался вред: глаза мутные, нечисты.

Вообще, отец Петр Клепачевский – добрый человек, рассудительный, добросовестный. Вчера ничего почти не пил (вина то есть).

Отец Павел Васильевич Трачевский, настоятель, изменился к лучшему, стал благочестивее, слава Богу! Отец Александр Таратин, смиренный раб Божий, хотя и старец.

5. Да будет проклято сластолюбие и чревоугодие с объядением! О, сколько я чрез него страдаю! Прочь оно! Да работаю Господу единому! Брашна чреву, и чрево брашном: Бог же и сие и сия упразднит [1.6:13]. Что убедительнее? Чрево и брашна – на время, не навсегда, зачем же мы обращаемся с ними так, как будто они всегда будут с нами, вечно?

6. Вчера впал в искушение довольно острое по случаю неявки Николая Ал. Мацыгина на крестины в служит. флигель шестой к отставному; около часу ожидали мы его, наконец явился с женой Феоктистой Михайловной, с детьми. Я вообразил (я, недобрый), что он по чванству долго не приходит, – вот как наше сердце злохудожно, придумывая ложные причины поступков, а не настоящие, осуждающие, а не оправдывающие ближнего (это по действию духа злобы), и потому вознегодовал и разгневался на него, был неспокоен, смущен, в тесноте и молитвы говорил неспокойно, в тесноте, с напряжением сильным в голосе. Но после, узнав настоящую причину замедления, я раскаялся в своем нетерпении, в гневе и в ложных мыслях на его счет; он просил прощение после моего замечания, и я у него, и помирились, и успокоились. Вперед надо в мыслях извинять и оправдывать человека, замедляющего или в чем-либо не исправившегося, а не осуждать, и во всяком случае хранить в сердце любовь, смирение, терпение, незлобие, спокойствие и невозмутимость души. Враг всегда клевещет нам на ближних, чтобы лишить нас любви и спокойствия, бросает в наше сердце лукавство и злую подозрительность – от них нужно всегда огребаться.

Для чего мы непрестанно достодолжно восхваляем по гласу и побуждению Церкви Пренепорочную Владычицу Богородицу тьмами песен и молитв? Для того, чтобы хотя отчасти воздать славу Ее величию, святыне, правде, изумительной чистоте, смирению, любви к Богу и к нам, недостойным, Ее непрестанному ходатайству о нас; для того, чтобы знать и помнить те бесконечно великие благодеяния, которые излил чрез Нее Господь [на] род человеческий, и наконец для того, чтобы всегда противопоставлять духу хульному, клевещущему на всё святое и любезное Богу, справедливую хвалу и всесердечное благодарение Богу и Богоматери, нашей всегдашней и усердной Заступнице пред Богом. Горе не восхваляющим по достоянию Бога и Богоматерь от всего сердца: в них гнездится дух хулы, дух злобы, дух клеветы на всё святое. Итак, хвалите всегда имя Господне, хвалите имя Божией Матери, ибо это достойно и праведно. Прославляющих Бог прославит [1.2:30].

Не пощадит ли Господь тех, которые непрестанно стараются благоугождать Ему, прославлять Его, благодарить Его, призывать святое имя Его? Оставляет ли добрый отец верных детей своих в опасности и беде? Никогда. Оставит ли нас Господь, если мы будем верны Ему, будем надеяться на Него и любить Его? Верно не оставит. Еда забудет жена отроча свое, еже не помиловати изчадия чрева своего? аще и забудет сих жена, но Аз не забуду тебе, глаголет Господь [Ис.49:15].

Ты тогда будешь достоин своей новой награды, когда будешь к ней равнодушен, беспристрастен, когда не будешь нимало тщеславиться ею. Всяка слава человеча яко цвет травный [Ис.40:6], увядает, преходит. Ищи славы вечной, на небе, в Боге, чрез благоделание на земле.

6 мая. Благодарю Господа от всего сердца, трижды совершившего надо мною чудо спасения: во-первых, во время вечерни субботней (сегодня), когда я был объят бурею неприязненною на неправо, неприязненно поступающего со мною настоятеля и, покаявшись, получил от Господа великую милость и мир душевный; во-вторых, во время всенощной, когда плененный невидимыми врагами в молитве за мое пресыщение (при произнесении Христе, Свете истинный), я припал с великою верою и упованием после всенощной к престолу и получил избавление, милость, мир, свободу и простор в душе, и, в-третьих, дома в десять часов вечера, когда я, вспомнив об удалении настоятеля от духа любви к братии, и опять сам возымел к нему [неприязнь] и сильно смутился и впал в тесноту, а покаявшись, осудив себя в недостатке любви и в неприязни, получил милость и мир. Славлю и превозношу Господа, милующего меня и избавляющего от страстей моих и теснот моих. Благодарю Господа, даровавшего мне, хладному и бесчувственному, умиление во время всенощной и дома, при чтении канона и акафиста Господу.

7 мая. Утро. Много я пострадал ночью из-за съеденной поздно вечером просфиры; когда я, не прогулявшись после съедения, вскоре лег спать, мне стало тяжело, и от тяготы я проснулся и не в состоянии был спать. Встал, оделся и долго, долго ходил, бегал, делая разные эволюции по комнате; когда лег после этого, то спал хорошо. К утру видел змей, выползающих из каких-то собранных мною и положенных в бумагу растений, а одна – так и облизывается языком, другая же уползла. Это образ моего несытого чрева, в коем гнездятся змеи невидимые, наслаждающиеся чревными жертвами – сластями и напитками.

Вы, чревоугодники, перестаньте играть удовольствиями чрева: невидимый враг отчуждает вас чрез них от Бога, вы это сами должны замечать по духу отчуждения от Бога, от Церкви, от молитвы, от богомыслия.

Всё в здешнем мире есть тень преходящая и отчасти образ будущих благ: например свет – образ, тень будущего невечернего света, здешние сладости – образ будущего вечного наслаждения (или будущих сладостей). Стремись к первообразному, вечному, презирая временное, исчезающее.

7 мая. Девять часов утра. Благодарю Тебя, Господи, избавившего меня державно благодатию Своею от мертвящего духа неприязни к настоятелю при воспоминании о его неприязни, презорстве, неправде ко мне и к братии (гордости). Я проклял неприязнь как исчадие диавольское, искренно молил Господа дать благодать мне стоять всегда на высоте христианского смирения и незлобия, ко всем питать любовь, и ко врагам. Господь даровал мне тотчас жизнь и мир. Слава Господу! Теперь нет во мне неприязни к настоятелю, и да не будет вовек! Аминь. Благодарю Господа за помощь при служении молебна у Анны Ивановны Сидоровой на бирже.

Помяну и прославлю величайшую милость Божию, явленную ко мне в квартире Степана Игнатьевича Валикова за городом; я сильно рассердился перед поездкою к нему на извозчика его за его езду по городу в поисках меня и за задержку меня с дьячком; от этого гнева я умер духом, огнь и теснота вместе с смятением духа удручили меня; горько мне было, всю дорогу томился, каялся, плакал; в квартире Валикова пред молебном покаялся искренно и глубоко, прося у Господа прощения. И пришло мне прощение, мир, свобода, дерзновение, добре отслужил молебен. Только во время молебна лукавый опять смертельно и внезапно, как молния, ударил в сердце чрез зависть тем прекрасным людям, которые распространяют в народе русском краткие жизнеописания святых (зачем-де не я, а они) и что они наживаются (о, самолюбие, сребролюбие, недоброжелательство). Этой пакостью я мучился, болел долго и едучи, и в церкви бывши, во время входного, проскомидии и литургии оглашенных; уходил в придел, припадал к престолу, прося в покаянии о милости, – и слава Богу! Господь приял покаяние и даровал мир. Причастился животворно, хотя при искушениях сильных; проповедь святого Иоанна Златоуста сказал бойко; отпуст не весь. На великом входе царскую фамилию всю; после претворения Святейший Синод и митрополита помянул не совершенно, не выговорив обычных слов.

Или меня на молебен, или никого из наших отцов. Так весьма часто бывает со многими просителями нашей молитвы. Явно, что я доставляю братии собора много экстраординарных доходов и не беру их себе. Но нищим имею право дать из них некоторую часть. Даром получили, даром давайте [Мф.10:8]. Было бы крайне несправедливо всё валить в мошну настоятеля, крайне мало делающего, а много кичащегося, и другого священника, также мало практикующегося и больше спящего.

Согрешил – не стерпел, чтобы не выразить своего неудовольствия на жену за непомогание ее мне в починке одежды, что самому мне приходится часто починивать ее. Из-за выражения неудовольствия вышла новая неприятность: она обиделась и стала укорять меня, что я услуживаю всем, а ей не хочу сходить за паспортом в Управу мещанскую. Прости ей, Боже, и мне прости мое нетерпение, мою неприязнь, мой ропот.

8 мая. Три с половиной часа пополудни. Благодарю Господа, совершившего надо мною безмерную милость в избавлении меня от смертельной скорби и тесноты, начавшейся дома, от неосторожного, горького слова моего жене моей, которым она обиделась и укоризненно говорила мне, и продолжавшейся целый час, во время прогулки моей к стенке Купеческой и в церкви в начале обедни. Господь помиловал меня совершенно после литургии оглашенных. Обедню служил добре, непреткновенно. Да, Господь услышал глубокую молитву мою о мне и жене моей и даровал мир. Благодарю Господа за животворное причащение Святых Таин. Но я скоро оскорбил Господа чревоугодием у именинника, учителя гимназии Ивана Никифоровича Румова.

Скорби смягчают, очищают сердце, укрепляют его в вере и добродетели и к Богу приближают; страсти же и пристрастия житейские ожесточают, оскверняют, удаляя от Бога.

Возлюби Бога, Духа Святого со Отцем и Сыном Его как дыхание души своей, как жизнь святыни, правду свою, свет и премудрость, силу свою, как сокровище всякого блага.

После всенощной. Благодарю Господа за многкратное избавление от диавольских смущений и теснот, удручавших меня за злую мою мнительность, за дарование мира, свободы, дерзновения, силы духовной и за непреткновенное, громогласное, радостное служение всенощной в соборе на день святителя Николая Чудотворца. Велико имя Твое, Господи, и милосердие Твое. Приписываю такую благодать причащению Святых Таин, умеренному обеду (один кусок пирога у именинника, а дома – борщ и шесть ложек простокваши со сметаной, а потом чай со сливками).

[Иисус] есть Тот... Кто меня исцелил [Ин.5:11]. Большую проповедь на этот текст написать.

9 мая. Вчера после всенощной у Николая Михайловича Семенова покушал я сардинок, немножко семги, икры паясной и сыру, и стало мне несколько тяжело; надо было долго гулять; ночь провел не совсем хорошо. Есть на ночь не следует, не следует. От сардин, семги и икры во рту будто смола и желудок крепит, а сердце загрубело и с трудом молится, нечистота в нем всякая. А как было благодатно вчера после благодатной всенощной! Сколь зло невоздержание! Сколь благо воздержание! Господи! Воссозижди во мне сердце чистое и дух правый обнови во утробе моей [Пс.50:2].

Вечером в одиннадцать часов. Благодарю Господа, избавившего меня от тяжкой, премучительной скорби и тесноты, постигшей меня за озлобление на нищую Анну-солдатку за неблаговременное, по-моему, прошение милостыни, когда я после многих трудов пришел поспешно в храм на служение литургии. Поймал меня враг бесплотный на этом чувстве неприязненном, вошел в меня и вдоволь натерзался меня, потешился моими скорбями и страданиями, моим ежением и подергиванием, ибо так было долго со мною во время обедни до сугубой ектении, а потом опять смутил и утеснил меня из-за белого моего подризника, сделанного на смешанные (мои, да и прихожан) деньги, так что я в тесноте и смятении вышел на великий вход, но и потом, при умножении тесноты и срамоты Божиею благодатию одолел врага и громко и внятно выговаривал все возгласы. Победа была полная, до конца всех служб. Дивны дела во мне были Господа, воочию, ощутительно. Слава победителю во мне ада Господу! Борьба со врагами была преупорная, но тем явнее была во мне сила Божия, сила Христова. (В первых помяни, Господи... победил супостата и на отпусте.)

10 мая. Согрешил пред Господом, осудив вчера пред дьячком Никитиным Адрианом настоятеля своего отца Павла Трачевского в корыстолюбии, скопидомстве и скряжничестве и тем унизив честь его (уничижив его), а себя как бы похвалив за бескорыстие (хотя я далеко, далеко не бескорыстен) и за сострадательность и милосердие (хотя я далеко не милосерд и часто жестокосерд и скуп). Согрешил я в сем, нарушив заповедь Господню о любви, повелевающую покрывать грехи ближнего, а не раскрывать и обнаруживать их. Помилуй мя, Господи! О, как вошел в самые кости, в плоть и кровь мою всякий грех и многообразно действует во мне и убивает незаметно и с каким-то удовольствием заставляя меня делать противное заповедям. Окаянен я человек! Но даруй мне искренно любить ближнего и доброжелательствовать ему, кто бы он ни был, особенно если начальствующий надо мною.

В ночь на 10 мая (Преполовение) случилось во сне действом диавольским прелюбодеяние: диавол превратился в больную женщину (голова болела сильно у ней), возбудил к себе сострадание; я наклонился к ней, потом гладил по голове и так далее. О, изобретатель всякого диавольского лукавства, коварства, всякой нечистоты, всякого растления! Прочь о имени Господа моего Иисуса Христа! Ему единому я согрешил, Ему и каюсь. Этот грех случился по моей вине из-за вчерашнего чревоугодия и пресыщения моего (сначала у Екатерины Степановны старушки, а потом у Николая Михайловича Семенова именинника) и потом еще у Кромидо Елены Никитишны, и у Архипа Кононова после всенощной. Согрешил в сем много пред Господом, Егоже храм одушевлен бых по совершении литургии и причащении Божественных Таин. О, во сколько видов претворяется сатана со своими клевретами! Как он вчера мучил меня во время обедни разными ложными представлениями!

10. Пред обедней в девять часов. Благодарю Господа за новую и преславную победу благодати Его во мне над возникшим во мне и томившим меня злом относительно отцов Павла и Петра во время утрени, мною совершавшейся сегодня. Была злая подозрительность относительно их, язвившая меня и смущавшая, которая и сокрушена благодатию, уврачевана, прогнана... Слава Господу!

После обедни, три часа. Благодарю Бога спасения моего, избавившего меня от лютых козней вражиих, во всю обедню томивших и мучивших меня. Я имел злые мысли и чувства (нехотя) против настоятеля, особенно по приходе его в церковь во время обедни; боролся с ними всеми силами и благодатию Божиею и причащением Святых Таин одолел врага лютого! Протоиерей оказался благим, кротким, ласковым; отец Петр Клепачевский, против коего тоже вооружал враг, оказался тоже весьма любезным.

Всенощную благодатию Божиею совершил мирно, в ревности Божией, непреткновенно.

Бесплотный враг чего не употребляет, каких адских козней для того, чтобы ниспровергнуть, уничтожить в сердцах наших любовь к Богу и ближнему! Но главное – избирает орудием к тому самолюбие наше, житейские пристрастия, страсти наши: гордость, высокомерие, зависть, скупость и сребролюбие, сластолюбие, роскошь, честолюбие или славолюбие! И достигает легко, окаянный, исполнения своего намерения! Как мало людей, горячо любящих Бога и ближних! Грешники отчуждишася от Бога от ложесн, от утробы матерней, эти дикие ягоды в диком поле! И еще есть некоторые светские люди, которые проповедуют, что детей не надо учить молитвам и занимать рассказами из священной истории до шестнадцатилетнего возраста! Тогда и совсем все будут диким полем, поросшим тернием и волчцами! О, люди! Люди! Поэтому долг священников и в себе непрестанно возгревать любовь к Богу и ближним, как к членам единого тела – Христовой Церкви (и даже не к членам Церкви, так как все братия по Адаму первому и особенно по Адаму последнему), и в других, ибо не имея в себе любви, нельзя возгревать ее и в других; для этого возбуждения употреблять всякие благовидные поводы и выдающиеся из ряда обыкновенных случаи в общественной или семейной жизни, например браки, похороны, победы над врагами Церкви и отечества, постройка благотворительных заведений и проч.

Вечер. Одиннадцать с половиной часов. Благодарю Господа за непреткновенное, в благодати служение литургии (в начале в слабости и болезненности), и за препобеждение всех козней вражиих, и за пламенную, с упованием молитву пред Святым Агнцем о победе России над турками и англичанами; молитва моя была исполнена дерзновения и упования, яко вся возможна Господу. Чай у Марии Ивановны (жены Трофима Ивановича) сильно жег внутренности и сверлил, как яд. За вечерней чувствовал себя не очень хорошо от поминок у Николая М. Семенова (Ивана Иван.). Господь принял покаяние мое и дал великую благодать дерзновенно служить вечерню и молебны.

12 мая. Горе мне от званых роскошных обедов: одолевают меня сласти. Удаляться званых обедов. А вчера как я спешил на обед из гимназии! И забыл урок дать третьему классу!

Пусть злые языки шепчут обо мне, что хотят, – что они мне сделают этим, когда я возлагаю всё упование на Бога и нахожусь под Его защитой? Небрегу о говорящих о мне лукавое: они сами грех на душу принимают.

13 мая. Пять с половиной часов утра. Спал не покойно, нервно-болезненно, боль в пояснице, вероятно, от постной рыбной пищи, от ухи, от постного масла в пирогах, от апельсинов, от вина (хересу), ибо всё это я вчера употреблял, а может быть, и от некоторой простуды. Вернее всего боль нервическая от уксуса в салате – уксус для меня яд (я золотушен).

Благодарю Господа, даровавшего мне вчера, в пятницу, слезы умиления во время литургии в самом начале и потом, при воспоминании о непрестанных спасительных силах, являемых во мне Господом, о Его бесконечной благости, благопослушливости, благоуветливости и благопременительности. Благодарю Господа за избавление от великой тесноты и скорби, постигших меня за самолюбивое оскорбление на директора гимназии за то, что он прошел мимо меня, когда я читал газету в сборной паркетной, не поздоровавшись со мной, как бы не видя меня. С лишком час я томился в душе от внутренней тесноты и скорби и только слезною молитвою веры на пути к шестому матросскому флигелю (у Летнего сада) освободился от них и получил покой и свободу.

Благодарю Господа за благопоспешество, умиление, непреткновенность в служении нынешний день во время литургии и за оживотворение Божественными Тайнами. Пред переменою погоды и южным дождем ночью утром и днем чувствовал себя не в своей тарелке, нервы были точно битые, болезненные, ноющие; после скоромного обеда это прошло, но на место того сильная жара одолевала, пот, слабость в теле; когда пошел дождь, я узнал, отчего со мною были такие перемены. А на больную Шауман эта перемена погоды особенно сильной действовала: я ее причащал, она была совсем слаба, как бы умирала. Облегчи и исцели ее, Господи!

Написать письма: отцу Платону Травлинскому, Ратч и Августе Калинниковой, племянникам, племянницам, отцу Донату.

14 мая. Благодарю Господа, благопоспешившего мне в служении литургии ранней в Думской церкви и даровавшего мне краткое слово с приглашением на пожертвование добровольных приношений на сооружение добровольного флота русского. Благодарю Господа, оживотворившего меня причащением пречистых Таин. Благодарю Господа, многократно избавлявшего меня от диавольской злобы пред торжественным молебном при закладке Реального училища.

Губернатор Козакевич и все генералы и военные чины оказались милейшими людьми, вопреки клевете диавольской, которая представляла их людьми гордыми, высокомерными, капризными эгоистами. Я вынес прекрасное о них убеждение, сообразное с их словом и делом. Аминь.

Не знаю почему, сегодня за обедом после молебна при закладке Реального училища редактор «Кронштадтского вестника» Николай Александрович Рыкачев сказал мне, что новый образ Спасителя, сделанный на жертвы учеников Реального училища, похож очень на меня: слишком непомерная честь – походить на Спасителя, хотя Он, всемилостивый, и благоволит воображаться130 в нас грешных. Слава Тебе, бесценный, неподражаемый Первообразе мой, Господи Иисусе Христе! Поморский Леонид Андреевич поддакнул Рыкачеву, что многие считают меня похожим на лик Спасителя! Боже мой! Не вражия ли это лесть? Кто я, Господи! Первый из грешников.

Мы желаем нашим усопшим вечной памяти, которой достойны святые угодники Божии, воспоминаемые и прославляемые Церковью изо дня в день ежегодно. Души человеческие не умирают, но живут и по смерти тоже – они вечны.

Вчера дух немощи и уныния, тесноты, малодушия томил меня пред молебном и во время молебна при закладке Реального училища и даже во время роскошной закуски, приготовленной в приюте цесаревича. Но когда я, оставив апатию и робость, начал говорить с генералами в лентах, к коим (генералам) я не привык, то вскоре апатия и малодушие исчезли, и вся эта гадость и пакость, то есть апатия и малодушие, от врага диавола: всеми мерами он старается убить дух мой. Счастлив, кто поборает его и никогда и нигде не унывает, а сохраняет присутствие духа, бодрость, ясность душевную, веселость, свободную и здравую, светлую мысль.

Петр Антипович Иванов сказал: чего пожелаешь другому, то и получишь сам. Я, говорит, всегда и желал добра ближнему и старался делать добро, за то и сам вижу всякое добро от Бога. Библейская истина!

При служении молебна у капитана Междева, я не совсем мог владеть собою – говорить ектении и молитвы по причине выпитого мною после крестин у Батыгина (Евгения Никаноровича) вина за обедом и пива. С сердцем своим не мог совладеть – оно подверглось суетной бесовской боязни вследствие некоторого пристрастия к красивой девице, стоявшей во время молебна (дочь Междева). Потому необходимо для меня воздержание, постоянное воздержание: оно оружие против страстей и диавола. Воздержание очищает, просвещает, укрепляет душу, невоздержание расслабляет, омрачает, оскверняет.

В воскресение за ранней обедней в Думской церкви я заметил в себе очерствение и загрубение сердца, маловерие и нечто вроде того, что сказано у Премудрого: Душа в сытости сущи сотам ругается131 [Притч.27:7].

Благодарю Господа, явившего мне помощь Свою при служении сегодня утром (16 мая) молебна в магазине Калашникова.

Согрешил пред Богом сейчас тяжко – разгневался на то, что не мог найти скоро белых бумажных билетиков, предназначенных для написания вопросов экзаменских ученикам шестого класса, роясь в книгах на столе; я швырнул в гневе одну: изъяснение литургии Маливетова. Билеты нашел в столе у себя.

На днях застрелился капитан-лейтенант Крылов из-за того, что жизнь надоела, не для чего жить стало, пустота была в душе. О, нигилизм! Материализм! О, неверие! О, развращение! Сохраните для народа его религию, сказал германский император. Это верно. Без веры человек – пропащее существо! Кто себе лепит пули в лоб? Неверующие и пьянствующие, влюбленные. Пастыри! Придите на помощь к погибающим людям! Говорите и не умолкайте, но говорите от души, от слова Божия и от опыта собственного или чужого.

17 мая. Из-за вчерашнего сластолюбия и пресыщения (и винопития) нынешнею ночью едва не случилось блудное осквернение; по действию святого Ангела Хранителя я скоро воспрянул от сна, и диавол не успел довести до конца своей пакости надо мною. Прочитал со слезами молитвы от осквернения, ибо в душе я осквернился уже. Надо поститься, поститься.

Тебе дорога, как сыну по благодати, честь Отца Небесного, Бога в Троице? Берегись же всякого греха, ибо грех наносит на Него хулу, на Него, Всесвятого: Вас ради... имя Мое хулится во языцех [Ис.52:5], и твори всякую правду, ибо ею святится имя Его.

17 мая. Сегодня у меня сильно болела голова с позывом на рвоту, хотя желудок не был засорен; я не знал, отчего это. Оказалось вечером, что она болела пред дождем; часов в пять и ранее боль кончилась. Слава Богу!

При крещении ребенка в Петровской улице в доме Неустроева у Шахуновой в конце я смутился от пристрастия к красному тлену (шелковому платку) и не выговорил как должно последней ектении и отпуста: враг бесплотный парализовал сердце, расслабил, низринул чрез пристрастие. О, да возлюблю единого Бога всем сердцем и да не дам в сердце места любви земной, тленной, греховной. Сердце мое к Тебе, Слове, страхом да возвысится, и да ничтоже мя усладит от мирских красот на сладость. Воскресный антифон 4-го гласа.

18. Благодарю многомилостивого, благоуветливого и благопременительного Господа, принявшего мое покаяние в жестокосердии к бедным на пути в гимназию и помиловавшего меня. Но долго я томился в наказание за свое сластолюбие, чревоугодие, пресыщение и сребролюбие. Это было в одиннадцатом часу дня.

Еще Господь явил ко мне богатую, великую милость пред вечерней, когда я, павши во внутреннее прелюбодеяние чрез взор, каялся долго внутренно же и уже в храме, по многократном припадании к престолу получил прощение. Внутреннему прельщению способствовало много чревоугодие (сладкий чай с мягкой московской булкой) и пресыщение. Ранее ел ботвины с рыбой. Но какую жгучесть причиняла мне долго эта булка с сладким чаем! Я был сам не свой в попечительстве. Мягкая булка сильно крепит! Она очень тяжела!

Единая у меня истинная, верная, нетленная, мирная, вечная сладость и радость – Господь Иисус Христос со Отцем и Духом Святым; единая святая, нетленная, вечная красота – Господь; единая вечная, нетленная и непреходящая честь и слава – Господь. Земная же сладость, красота, слава и честь, земная радость – эфемерны, мимолетны, часто и весьма часто нечисты по своему предмету, по цели и побуждению, именно по целям и побуждениям плотским, корыстным, неразумным, земным, низким, сладострастным.

В прошлую ночь я видел во сне, будто преосвященный Макарий, архиепископ Литовский, бывший мой ректор в Академии, посетил благосклонно мое жилище, беседовал, дал мне поцеловать руку и уехал в архиепископской своей карете. Что это значит? Или просто фантасмагория?

19. От квасу да от пива в особенности беда во мне – ночью блудные поползновения одолевают, вообще, всему тяжело. На ночь есть не надо, особенно пить пиво. Пиво очень отягощает и опьяняет, не дозволяя заниматься чтением, богомыслием, молитвою; это враг души.

Столько прекрасных примеров житий святых читал я и не подражаю им, забывая всё читанное; например, вчера читал прекрасное житие преподобного отца Александра Свирского, его постничество, молитву, богомыслие, а преподобного Сергия великого Радонежского? О я, скот несмысленный! О, свинья нечистая!

21 мая. Благодарю Господа совершившего вчера во мне чудо спасения Своего в квартире купца Молчанова пред крестинами, избавившего меня от мучительства диавольского, которым я страдал всю дорогу от церкви до дома Чикуровой в Песочной улице и в нем до молитвы пред иконой; всю дорогу молился и каялся. Из-за чего искушение? Дьячок Зрелов показался больно щеголеватым – завистию злодей уязвил, убил. А правая десница внушает: да пусть себе щеголяет, лучше благоприличие, чем неблагоприличие и некоторое кое в чем убожество, бросающееся в глаза. А разве я обижен от Бога? Нет ли у меня всякого добра? Но из-за тлену ли отпадать от нетленной любви, разорять весь закон Божий? Ибо весь закон в любви? – Помиловал меня Господь и разрешил скорбь и тесноту мою, узы греха растерзал в покаянии моем. Благодарю Господа за помощь во время всенощной в Успенской церкви, за одоление вражиих наветов.

21 мая. Какое безмерное богатство даров Божиих, какую небесную жизнь, святыню, правду совокупность всяких добродетелей Божественных заключает в себе Церковь Божия! В ней всё – чудное домостроительство нашего спасения, в ней Божественное откровение, в ней все Таинства Божии, совершаемые для нашего освящения, обновления, спасения, в ней дивное собрание всех святых, удививших своею жизнию, своими добродетелями, своим терпением, в особенности как мученики и ангельский мир, в ней непрестанная, чудная проповедь спасения!

В мире видимом, или в природе, мы видим проявление премудрости, благости, красоты, сладости, бесконечной силы Божией; в Церкви же, кроме того, мы видим проявление бесконечной правды и милости Божией относительно нас, грешных, в обетовании Сына Божия и ниспослании Его Богом Отцом на землю, в Его воплощении, житии, учении, чудесах, пророчествах, в Его страданиях, смерти и воскресении из мертвых, вознесении на небо и втором страшном Его пришествии на землю. Вся Его жизнь, Его учение, чудеса, страдания, смерть, воскресение и вознесение доселе непрестанно воспоминаются, проповедуются и прославляются в Церкви в научение, назидание и спасение верующих; и Тайны Его спасительные совершаются непрестанно: всякий, кто хочет, может пользоваться ими и спасаться, ибо без них нет спасения. И к этой-то Церкви Божией христиане стали так равнодушны, холодны, как будто бы они и не члены ее. Что за явление странное, дикое? Пастыри! Пастыри! Совершители Таин и строители человеческого спасения! Что вы обуяли132? Что не горите огнем ревности Божественной, как Илия? Как Павел и Петр и прочие святые апостолы? Что не проповедуете день от дне [чудные] дела спасения Бога нашего [Пс.95:2]?

Ни одной обедни я не совершил чистым сердцем во всё время моего священствования, но всегда был связан житейскими пристрастиями! Увы мне, грешному! Какого я наказания за это достоин? Правда, Господь миловал меня всякую литургию, просвещал, избавлял, очищал, умиротворял, освящал, умилял мою душу, но это Его милость бесконечная, а я всё-таки бесконечно виновен в моем неисправлении жития, в моих житейских пристрастиях: в самолюбии, алчности, чревоугодии, пиянстве, зависти, гордости, честолюбии, в блудных помыслах, в лицеприятии, человекоугодии и подобных страстях, в лености, нерадении.

Часто я молился неискренно о ближних, живых и умерших, во время вечерни, утрени и литургии или при требах и Таинствах; молитва была на устах, а сердце было хладно; неискренно призывал святых на молитве, Пречистую Богородицу и Самого Господа и неблагоговейно; нередко корысть входила в мысли и сердце во время молитвы; нередко сердце связывалось сластями и алчностию во время самой службы (по причине малых просфир и хлебов); нередко совершал службы без всякой любви к Богу, Богоматери и святым, к живущим на земле и к умершим. Горе мне грешному! Тебе, Господи, согреших! Настави мя, Господи, на путь Твой, дабы всё творити право, верно, точно. Даруй мне благодать стоять на высоте своего призвания. Даруй мне любить Тебя всем сердцем и тех, коих Ты возлюбил и ради коих Кровь Свою излиял.

Благодарю Господа, избавившего меня за покаяние мое от томления и мучительства вражия во время литургии (из-за малых просфир) пред самой Херувимской песнею.

Благодарю Господа, ныне, в час сей (одиннадцать часов вечера) избавившего меня от мучительства врага, уязвившего меня завистию – кому? дьячку Зрелову, что-де раздобрел и растолстел от хороших доходов. Пусть! Слава Богу, что не голодает, не нуждается, ведь и я не голодаю, а пресыщаюсь, ведь и я не нуждаюсь ни в чем. Отчего же и другому брату так же не быть во всем довольным? Разве мы имеем не одинаковые права на жизнь и ее блага? Разве мы не одинаково человеки? Разве неодинаково Бог сотворил для нас блага земли и неба? Прочь узкий эгоизм, слепой, безумный, алчный, низкий! Итак, Господь избавил меня от скорби, тесноты и срамоты страстей моих и даровал мне мир, свободу, свет, силу, здравие души, дерзновение.

О, сколько немощей, страстей в душе нашей! Каждую минуту она в опасности, в беде погибнуть от своих собственных грехов. В душе человека как бы свирепеет адский огонь, готовый сжечь его.

Излишество пищи крайне усиливает страсти и дает диаволу силу над нами. Мы решительно продаемся врагу за лишние лакомства и напитки, и он овладевает нами после всякой неумеренности. Увы нам, грешным! Поминай, чревоугодник, прародителя Адама: из-за чего он лишился рая? Поминай Исава, за что он лишился права первородства, – за ядь едину!

23. О заслугах святых пред Богом. Вы знаете, как заражено, сколь ужасно заражено грехом естество человеческое, сколь нечист человек в самом зародыше своем, ибо во грехах все зачинаемся и рождаемся, но святые Божии человеки, благодатию Божиею и своими подвигами – постом, бдением, молитвою, непрестанным вниманием себе, богомыслием, поучением в слове Божием, самоумерщвлением или подвигами мученическими – превозмогли силу греха, очистились от всякой скверны плоти и духа и стали чистою пшеницею Божиею, или чистым золотом Божиим, и так как это очищение достигается величайшими и долговременными подвигами самоотвержения из любви к Богу и к ближним, на каковые подвиги люди вообще (преданные миру и чрезмерной любви к самим себе) редко дерзают, то святых вообще немного и они достойно прославлены Богом на небе и на земле, ибо Бог даровал им нетление и райское блаженство и благодать ходатайства за людей, живущих на земле и прибегающих к ним, и самые тела многих из них прославил нетлением и целебною силою. Как же нам не чтить глубоко святых Божиих человеков, друзей Божиих, в коих Бог почивает, как в чистых, одушевленных, нерукотворенных храмах Своих? Как не чтут их некоторые даже православные христиане и все последователи Лютера и Кальвина? Сам Бог говорит: Я прославлю прославляющих Меня [1.2:30], и прославил их. Будем же ради своего собственного спасения, ради подражания вере, упованию и любви святых к Богу славить усердно святых Божиих, ибо честь, воздаваемая им, восходит к Самому Богу, их прославившему и в них почивающему, особенно же будем немолчно воспевать и прославлять Пресвятую Деву Богородицу Марию как одушевленный Кивот Божества, как послужившую страшной и спасительной тайне воплощения Бога Слова и нашему общему человеческому спасению, освящению, обожению, как ходатаице вечного нам живота, руководительнице к нему.

23. Благодарю Господа, удивившего на мне ныне во время утрени и особенно ранней обедни в Думской церкви (от Лосского, почтмейстера) великую и богатую милость Свою, когда я был разбит, малодушен, уныл от вчерашнего большого угощения на кладбище и у отца Николая, кладбищенского священника. Господь даровал мне великое, слезное умиление, дерзновение и сладостное и животворное причащение Святых Таин при совершенно непреткновенном служении.

Не приняли освобождения, дабы получить лучшее воскресение [Евр.11:35], избиваемые турками болгарские мученики. Вечная им память!

Неблагодарная, крайне неблагодарная почва для произращения плодов благих, для действенности молитвы, для богомыслия сердце, отягощенное чревоугодием, сластями, земными удовольствиями. А для христианина, коего цель святыня, и правда, и угождение Богу, плоды благие: молитва пламенная, богомыслие – необходимы. Без них он не христианин. Итак, брось человек нелепое чревоугодие, пресыщение, пиянство и служи Богу духом, поправ все похоти плотские.

24. Благодарю Господа, даровавшего мне отрезвляющую и согревающую хладное сердце мое благодать, когда я служил всенощную на праздник Вознесения. Пред всенощною я был у супругов, праздновавших 25-летие свадьбы, и лакомо покушал и выпил рюмки две-три вина, оттого я сделался несколько нетрезв. Благодарю Господа, даровавшего мне жар молитвенный и дерзновение с непреткновенным служением (на литии, благословении хлебов, при чтении Евангелия). Ах! Как от пищи хладеет и грубеет сердце мое, особенно от пищи на ночь, особенно от рыбы с хреном и уксусом! Уксус мне вреден: он яд для моей крови.

Благодарю Господа, даровавшего мне благодать пропеть великолепно обедню в соборе в отдание Пасхи; по благодати Божией мы добре проводили Владычний праздник; дай Бог следующий дождаться в радости сердца о Господе и распаляться более и более любовию ко Господу! Дай Бог все дни во славу Божию проводить, в ревности Божией.

Сами себе и друг друга и весь живот наш Христу Богу предадим, ибо нам, грешным, естественнее всего и необходимее предавать себя Господу со всеми своими немощами и всякими нуждами; яко благ и человеколюбец Бог, ибо Бог по благости и человеколюбию и хочет и силен удовлетворить все наши нужды и очистить всякие грехи при ходатайстве пролия[нной] за нас крови Сына Божия на кресте страдания Его, при ходатайстве Божией Матери и всех святых.

25 мая. Вознесение. Благодарю Господа всем сердцем и всем спасенным существом моим за чудные, спасительные претворения, совершенные во мне сегодня милостию и животворящею силою Его: во мне была сегодня с утра давящая, режущая теснота, болезнь, расслабляющая всё существо; я приписывал ее, как и [действительно], вчерашнему чревоугодию и лакомству, соединенному с нарушением поста и ядению с вечера рыбы с хреном. Но вот, будучи в крайней тесноте и болезни, я припал в молитве с верою к престолу, что в приделе Иосифа Песнописца в Успенской церкви: чую, что боль и резь прекратились и потом стало легче и легче, и так во всю обедню было легко; только пред Евангелием при произнесении слов: Бог молитвами враг смутил, уязвил, запял, и потом Господь помиловал по молитве покаяния, и всю обедню служил непреткновенно, бодро; после причащения чудно оживотворялся; проповедь сказал с одушевлением; заамвонную молитву прочитал живо, бойко и отпуст весь непреткновенно. Слава Богу!

26. Благодарю Господа, избавившего меня сегодня по молитве веры и покаяния от великой тесноты и скорби на пути в гимназию. Сказал я: повергаюсь в бездну Твоего милосердия, Господи, туне, ради имени Твоего спаси меня, ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись [Деян.4:12], и тотчас ощутил я душой, что я спасен, разрешен, ущедрен; весело прославил я Господа за спасение, соделанное во мне столь благостно. Всякий день Господь дает мне пакибытие спасения, и многократно. Что воздам чудодействующему во мне Господу?

Здесь, в мире суеты, в мире прелюбодейном и грешном, непрестанно и часто незаметно ду́ши и тела наши червь и тля тлит и татие мысленнии подкапывают и крадут сокровища души, правду и мир и радость в Дусе Святе; какое же верное средство от этого постоянного растления греховного, от этих мысленных татей? – Молитва покаяния и веры. Она оживляет, воскрешает истлевшую в обольстительных похотях душу нашу, прогоняет мысленных татей, она бич их, а для нас – источник силы, жизни и спасения. Слава о сем Господу! Молитва и предохраняет, и избавляет нас от греха. С молитвою веры хорошо живется, ибо при молитве живем с Господом, Который просящим обещал всякие блага: Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам; ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят [Мф.7:7–8]. Слава, Господи, словесем Твоим всеистинным. Господи! Даждь всем просящим у Тебя чрез мое недостоинство благ различных, прошения сердец их. Аминь. Буди!

27. Благодарю Господа, убившего во мне духа хулы на святого отца нашего Нила Столбенского, когда я читал канон ему и после канона. Воззвал ко Господу в покаянии и самоосуждении и ощутил сердцем, что исчез во мне дух хульный и мирно стало на душе. Вечером стоял всенощную в соборе с умилением при чтении канонов и акафистов Иисусу Сладчайшему, Пресвятой Богородице и святому Ангелу Хранителю. После всенощной зашел к Ковригину Козьме Ивановичу по приглашению Параскевы Ивановны, сестры его, пил вино, чай, ел апельсины, булку мягкую московскую с деревенским хорошим маслом и сыром.

28. Утро, пять с половиной часов. О, как дух лукавый, дух чувственности и наслаждений раздражал во мне ночью в сновидениях чувственность мою. Будто масленица, у Штурманского или Технического училища большие столы, накрытые белыми скатертями, множество гостей у Зеленого, Невертова, все штурманские представители с семействами, роскошные яства, питья; едят, шутят, смеются; я с кем-то ехал, у стола товарищи вывалились, я вперед поехал, – далее у Итальянского пруда и мостика другие столы – тоже пирушка, тут, кроме лакомства, у меня тщеславие: белая рубашка, рукава белые, коими я любовался. О, дребедень! О, чувственность! Всё тлен, всё глупость! Где же сны небесные, духовные, святые? Нет их: мною овладела чувственность, тлен. Горе мне! Вот так и во время обедни враг надоедает мне, убивает мой дух малыми просфирами; страшная ревность во мне делается – зачем маленькие просфиры, а сам их не ем, потому что всегда сыт и пресыщен.

Ох я, чувственный, идол у меня чрево! Рад, когда у меня хорошая доля, когда лучше и больше другого собрата или сестры, а у других хуже и меньше! Сколько тут лукавства, самолюбия подлого, ехидства, алчности, землеретности! Боже мой! Ты зриши глубины наши! Как мы нечисты, мерзки пред Тобою, недостойны Тебя, всесвятейшего! А блуды наши внутренние, всегдашние, поползновения нечистые в сердце!

В молитве у людей холодность, рассеянность, суетность, неразумие.

После обедни 28 мая, в воскресение. Сильно орудовал ныне моим сердцем дух злобы, дух алчности и чревоугодия, когда я увидел очень малые просфиры для мирян, сделанные нашею просфирницею Ярославцевой; отвратил сердце мое от любви Божией и от любви ближнего, вдохнув неприязнь и гнев на просфирницу, отвратил сердце мое от высокого предмета проскомидии и литургии вообще, стеснил, омрачил, убил дух мой, и я, окаянный, долго-долго боролся с ним. Только Святые Тайны избавили меня от невидимых злодеев, засевших во мне и мучивших меня. И вправду, я подвергся мучению злых демонов за мое всегдашнее чревоугодие и алчность, особенно за вчерашнее бражничанье у Козьмы Ивановича Ковригина, человека почти всегда пьяного, хотя вчера он был совершенно трезв. Пред ранней обедней надо было особенно с вечера воздерживаться от пищи и питья. К своим грехам я прибавил еще его грехи, ибо недаром же у него ел и пил – диавол усилил мое мучение.

О, как непростительно мне, священнику, при служении духа, при служении пренебесном служить своим страстям, увлекаться и связывать себя ими и оскорблять сильно Духа благодати. Алтарь – не харчевня, не трактир, чтобы обращать особенное внимание на припасы съестные и измерять их величину – велики они или малы; не насыщаться или угождать своему чреву ходим мы в церковь, а молиться с горячностию Господу, Пречистой Его Матери и святым, поминать своих усопших и молиться за них при Бескровной Жертве, причащаться Святых Таин, поучаться в слове Божием и прочее. Нельзя работать Богу и мамоне [Мф.6:24]. О, как это верно! Я не мог сегодня служить литургию спокойно, свободно, с дерзновением из-за маленьких просфир: досадно было на просфирницу. Вот что значит пристрастие к тленному хлебу! Но вся уметы вменяти подобает [Флп.3:8], и самый хлеб, хотя не Тело Христово, которое есть святыня и жизнь вечная! Еще ночью из сновидений я заметил, что сердце мое развратилось от чревоугодия и оно одержимо силами лукавого. Так и было. Поутру за обедней я понял, как овладел мною враг! Поделом мне: да научусь воздержанию. Просфирнице я сделал резкий выговор за очень малые просфоры.

Центр и питомник плоти, равно как и всех плотских страстей, есть желудок, оттого враг человеков, диавол, погубивший нас в начале чрез чревоугодие, и теперь более всего влечет нас в бездну зла чрез чревоугодие же и невоздержание; он образует в нас по нашему сластолюбию, невнимательности и лености ко спасению навык к плотоугодию и невоздержанию; всякий день научает нас раздражать и питать усиленным образом чувственность и тем подавлять дух и вместе потребности духа; научает забывать тленность всего земного, а вместе с тем нашего тела и нашего чрева, имеющих быть пищею червей, забывать о смерти и о суде вечном, о покаянии и исправлении жития, о стяжании добродетелей. Диавол крайне ратует ежедневно за свою митрополию, разумею желудок, за его алчность, ненасытность и морочит ум, терзает сердце бедного человека, подстрекая его к вражде и ссоре с людьми из-за денег, из-за хлеба, из-за лакомств, из-за недостаточной меры хлеба или другого чего съедомого или питейного и отвращая от любви к Богу и ближнему. Поэтому святые угодники, как истинные мудрецы, научаемые внутренно и писанием Духом Святым, презирали чрево и плоть, умерщвляли ее неядением, сухоядением, бдением, молитвою, [землелеганием], столпостоянием, веригоношением, хождением в рубище и прочими средствами, прекратив к ней, как к коварной, всякую дружбу. Молитвами их, Господи, умудри и нас распять плоть со страстьми и похотьми. В этом истинная христианская мудрость, истинная философия. 28 мая. Воскресение.

29. Благодарю Господа, избавившего меня от страшной тесноты и бодения вражия, огня адского по молитве моей после обедни дома.

Благодарю Господа за исцеление малютки у купца, что торгует в доме Герасима Мурашева, по молитве моей смиренной.

29. Благодарю Господа, услышавшего меня в час нужды и искушения (пред панихидой по рабе Божием Тимофее Александровиче Моисееве 87 лет, старце благочестивом) и даровавшего мне непреткновенное служение панихиды при пении певчих, без диакона. Во предняя не остави, Господи, и даруй мне совершать непреткновенно, сердечно всякую службу.

По той мере, как я пью вино и ем невоздержно, мой слух делается туже, глуше, слабее в естественное наказание мне за грех чревоугодия и идолопоклонства этого рода.

30. Прощай долги ближним с избытком добродушия многократно, ибо по человеческой немощи люди очень часто согрешают друг против друга намеренно или совершенно без умысла, нечаянно или по слабости человеческой. Враг поучает и понуждает нас каждый раз взыскивать с виновного в избытке злобы, но этого отнюдь не должно быть, да не будем врагами Богу. Так было сегодня со мною (было нередко и прежде): я рассердился на дьячка Зрелова за то, что он вчера ненамеренно ушел из дому с Полиглотовым дьячком же, и на случившуюся панихиду я должен был идти со сторожем, и едва мог покаянием и молитвою унять свое озлобившееся сердце, и едва мог совершить панихиду по рабе Божием Тимофее Александровиче Моисееве. Две ектений спутал в смущении и только последнюю мог выговорить, успокоившись по благодати Божией. О, даруй мне, Господи, незлобие всегдашнее! На экзамене в реальном училище чувствовал себя крайне нехорошо от сердечной нечистоты и належания духов нечистых: они навели на меня мрачное уныние и тесноту.

31 мая. Благодарю Господа за великое спасение, явленное во мне по молитве покаяния в садике по Екатерининской улице после великого смущения и греховной смерти, нанесенных от диавола, и за помощь на панихиде по рабе Божием Тимофее Александровиче Моисееве; последнюю ектению бойко и смело и твердо сказал, благодатию Божиею.

Благодарю Господа за посещение великим умилением в Инженерном круглом садике (из пруда образованного) при чтении канона и молитв ко причащению (сегодня служу обедню милостию Божиею в Богоявленской церкви) и за умиление при чтении канона Одигитрии дома, за сон здравый, покойный, [безмятежный].

31 мая. Крайне тяжелый день был для меня сегодня; крайняя слабость и болезненность всего организма телесного, немощь, теснота, нечистота духа и сердца, боязливость, недоверие и неуважение к себе, склонность ко сну бичевали меня с утра до трех часов, до конца обеда на поминках Моисеева. Пришедши домой, выспался хорошо и ободрился, веселее стал и здоровее.

Благодарю Господа за литургию и за причащение Святых Таин, ожививших меня.

Дождливая погода дурно действует на тело и душу, подавляет, наводит уныние, сон, вялость.

* * *

130

Воображатися (церк.-слав.) – принимать образ; изображаться, отпечатываться.

131

В переводе П. Юнгерова: Сытая душа пренебрегает соты (Притч.27:7).

132

Обуяти (церк.-слав.) – лишиться смысла, обезуметь; глупеть, терять силу.


Источник: Дневник / Святой праведный Иоанн Кронштадтский. - Москва : Булат, 2005-. (Духовное наследие Русской православной церкви). / Т. 21: 1877-1879. - 2017. - 559, [1] с.

Комментарии для сайта Cackle