Источник

Август 1877 года

1 августа. Утро. Пять часов. Вот тебе селедка с черным мягким хлебом на ночь, вот тебе чай сладкий со сливками в изобилии! И проворочался всю ночь с боку на бок от тяготы и тесноты! И выходит опять, что не надобно на ночь есть и сладко пить!

Утро. Восемь с половиной часов. Благодарю Господа, удивившего на мне великую Свою милость и силу во время утрени, когда невидимые враги насиловали и смущали, теснили и срамили меня, делали меня немым. Я припал к престолу величия Его, повергая себя в бездну Его милосердия, и Он спас меня от врагов моих, даровав мне мир, свободу, дерзновение, росу Духа, и я совершил всю утреню с шестопсалмия до конца непреткновенно, с дерзновением. Еще явил на мне Господь превеликую Свою милость в избавлении меня от новых скорбей и теснот, постигших меня праведно за гнев мой и за слова непристойные Парасковье Ивановне Ковригиной за то, что она расславила меня в Петергофе у двора. Я покаялся от всей души во грехе моем, повергся в бездну тихости Господней, в бездну Его милосердия и щедрот, в бездну заслуг Его Богочеловеческих пред бесконечною, неумытною21 правдою Божиею и опять получил великую милость, избавившись вдруг от всех бед душевных и телесных, вкусил мир, получил простор, свободу. Это было пред молебном у купца Н. А. Туркина в лавке Гостиного двора. Забыт был крест на престоле, я сам сходил за крестом в алтарь, наверх, на хоры, и там-то припал к престолу милосердия с молитвою веры, упования, покаяния – и спасен был. Слава Господу!

После обедни и крестного хода. Благодарю Господа, похитившего меня из челюстей чуждаго по молитве моей во время обедни пред чтением молитвы о даровании победы (на сугубой ектении) и по совершении водосвятия и прибытия в собор крестного хода и народа (при водоосвящении я воззрел лукаво на отца настоятеля и отца Александра, презрев их за носы и ноздри, нехорошо-де устроены, – о, безумство! О, разврат сердца!). За это благодать отступила от меня, и мне стало тесно и срамно себя самого: глядеть прямо не мог в глаза людям. Помолившись в алтаре и приложившись к святому престолу с верою в Господа, в уповании на милость, щедроты, заслуги, тихость и кротость, и незлобие Его, я исцелился и стал мирен. Слава Богу!

Благодарю Господа, избавившего меня от потока беззакония во время литургии, когда сердце мое ужалил враг жалом сластей и расслабил его крайне: я воззвал крепко ко Господу, и Он спас меня.

Благодарю Господа, спасшего меня по тайной молитве от жала прелюбодейного в квартире товарища моего и жены его вечером 1 августа. Сидя, возвел я сердечные очи ко Господу в покаянии и молитве – и тотчас был избавлен от плена греховного.

Благодарю Господа, создавшего меня по образу Своему и по подобию и даровавшего мне дар святыни и правды и благодать беседовать с Ним, благодарить Его и славить Его, приносить мольбы, жертвы, благодарения, славословия о всех и за вся. Велико и неизреченно сие дарование.

2 августа. Благодарю Господа, явившего меня победителем над невидимыми и борительными врагами при совершении утреннего богослужения и литургии; по благодати Божией я служил искренно, величественно, торжественно, громогласно, непреткновенно, победоносно. Даруй впредь так, Господи! (А вчера у товарища, чиновника Таратина был в гостях, пиво и вино херес отличные пил и чай. Согрешил неумеренностию. Она парализовала внутренности мои. Слава Господу, принявшему покаяние мое и даровавшему ревность к покаянию, слезы умиления. Господь воистину жизнь моя в смерти моей, я часто получаю жизнь из мертвых, умираю своими грехами, а Им оживаю.)

Что ты мучишь меня, Велиар22 желанием чести, награды земной, ордена святой Анны третьй степени? – Меня Господь давно безмерно почтил, сотворив по образу и подобию Своему и, падшего, отродив23 в бане пакибытия, то есть в Крещении, после которого я усыновлен Ему и стал наследником Его; потом в святом Миропомазании, даровав мне залог бесценный Духа Святого, обручение будущего наследия; затем в Причащении, обожив меня общением с Собою в Плоти и Крови Своей; затем в тайне Священства, даровав мне власть совершать пренебесные Тайны, часто их приобщаться и ими обновляться и освящаться и делаться горним, даровав совершать и прочие Таинства. Меня Господь удостоил сана ангельского, то есть священства, даровав мне благодать предстоять престолу Его, славить и воспевать Его, возвещать волю Его святую людям Его, руководить их к вечному животу. Что ты, Велиар, мучишь меня желанием суетной славы, исчезающей как дым, ложной славы и чести, которая дается часто не по заслугам, а по искательству? Что ты внушаешь мне чрез пожелание суетной славы презирать истинную, непреходящую, вечную славу, для которой я искуплен, отрожден, запечатлен24 и прежде вечного блаженства обожен и облаженствован бываю здесь? Что ты отражаешь сердце мое от Бога и от любви Божественной, от жизни Его, мира Его, святыни и правды Его, от любви к ближнему, от попечения о своей душе и о душах ближних, созданных по образу и по подобию Божию и искупленных Божественною Кровию? Что ты, Велиар, извращаешь ежедневно и ежечасно жизнь мою, усиливаясь поставить во мне всё вверх дном, внушая искать суеты, а не истины? Сынове человечестии, доколе тяжкосердии? вскую любите суету и ищете лжи? [Пс.4:3]. Вот ты теперь отошел от меня, Истина посрамила тебя. Уйди, уйди, уйди далеко от меня.

Благодарю Господа, избавившего меня от непотребного движения сердца и мысли в квартире хозяйки, держащей у себя старушку Екатерину Степановну [Спелухину].

3 августа. Благодарю Господа, явившего мне великую помощь во время утрени и литургии, когда враг ужалил меня жалом похотения награды и всего расслабил меня. Призвав крепко Господа в покаянии, я помилован был, получил мир и свободу, силу и дерзновение. Причастился Святых Таин животворно.

Четыре часа вечера. Благодарю Господа, избавившего меня от жала прелюбодейного при виде и слушании нежного голоса девицы. О, жало смерти! О, жало, разлучающее с Богом! Дай мне, Господи, верным Тебе быть всегда!

Иные скажут: к чему частые посты? Разве нельзя без постов жить по-христиански? На это отвечу: а к чему крепости, к чему пушки и ружья на войне с внешними врагами? Вы скажете: а как же можно войне обойтись без этих орудий и твердынь? Тогда без этих орудий и твердынь враг легко вошел бы в город и овладел бы им и всем царством. Точно то же, братия мои, и в войне духовной. Без оружия нельзя быть победителем. А пост есть сильное оружие в духовной брани, особенно если соединен с молитвою. Иного, лучшего оружия Сам Бог не находит для нас для борьбы со страстями и с миродержителями тьмы века сего. Сам Подвигоположник Иисус Христос постился сорок дней и сорок ночей [Мф.4:1–11 и др.]. Я сам на себе испытал тысячу тысяч раз, что без воздержания я бываю слаб духом, меня удобно одолевают невидимые враги, берут меня в плен постыдный и мучат меня. А при воздержании с молитвою и покаянием я бываю силен на страсти и всех бесов. Не говори же, что пост не нужен. Он есть оружие против диавола и страстей, он есть сила человека-христианина, Сам Иисус Христос после поста возвратился в силе духовной в Галилею [Лк.4:1–14]! Пост, значит, необходим.

4 августа. Сон с 3-го на 4-е. Где-то я был в гостинице и ел какую-то густую похлебку, кашу или что-то; вдруг вижу головку земляного червя, головка увеличивается и самый размер червя, наконец он делается громадным, [покоющимся] в какой-то огромной [кишке] и переливающимся из одной [кишки] в другую; он было пополз вон из сосуда на землю – думаешь, что вот выйдет, а он оказался только в другой кишке. Этот червь есть диавол, гнездящийся в нашем чреве, когда мы чревообъядаемся и упиваемся. Вот почему необходим пост. Господи, помилуй нас имени Твоего ради! Я большой чревоугодник. Вчера вечером был у Лукина на даче, пил вино, портер, чай. Закусывал после большой загородной прогулки. Время чудно благодатное: тепло, ясно, благорастворенно, тихо. Ночью хоть без одеяла спи.

Какой суеты, какого легкомыслия полна обыденная человеческая жизнь на дачах, и в городе, и деревне, особенно на дачах у достаточных людей! О душе никакой заботы, она голодает, а тело во всяких удовольствиях утопает.

Благодарю Господа, помиловавшего и исцелившего мя от душевной страсти на пути моем по [кладбищенскому] проспекту, когда ехала госпожа [Л...] и не пригласила меня, не поздоровалась и когда дети ее, сидящие на скамейке у своей дачи, не пригласили, и я обиделся, а потом глубоко сознал свое безумие, свой грех и покаялся, обходя дороги. 3 августа.

Благодарю Господа, очистившего мя от движения плотской страсти при воззрении на слугу доброзрачную, когда покаялся в душе. Хранителю нетления, Господи, слава Тебе.

Искренно ли, с сердечным ли вниманием всегда молишься? Ставь себе этот вопрос чаще и отвечай на него по совести. С всегдашним ли упованием и верою, что есть или будет то, о чем молишься?

5 августа. Пятница. Двенадцать часов. Вследствие ядения вечером на ночь соленой рыбки – килек с черным хлебом и киселя сладкого с миндальным молоком в то время, когда у меня не было потребности к пище и питью, я сегодня много пострадал во время утрени от насилия лукавых демонов, смущавших и теснивших меня и крайне препятствовавших мне говорить ектении и возгласы, доколе крепкою покаянною молитвою я не победил их. Совершенную победу над ними и мир душевный с пространством даровал мне Господь в Думской Успенской церкви пред обедней (от Ивана Ивановича Сидорова), когда с великою верою и упованием я припал к престолу Божию. Всю обедню благодатию Божиею совершил непреткновенно, с дерзновением и миром. Призри милостиво, Господи, на раба Твоего Иоанна Ивановича Сидорова и здравие души и тела даждь ему к славе имени Твоего, прости ему согрешения и настави его на путь Твой.

Пожелание земной награды двоит сердце мое, парализует его, разлучает его от Бога, от любви к Нему. Потому для любви Божией надо всё презреть: земную честь, имение или богатство, сласти и всякое наслаждение мирское. Душа наша про́стое25 существо и не может служить двум господам – Богу и миру, Богу и богатству.

Смотря на молодого купца Ивана Ивановича Сидорова, спятившего почти с ума вследствие привлечения его к повинности военной, потерявшего сон и позыв на пищу, убеждаюсь, что человек, живущий без Бога, не посещающий богослужения, есть прежалкий, мертвый человек: в счастии он зазнается, предается с избытком всякому удовольствию, а в несчастии предается унынию страшному; сила, благодать Божия совсем его оставляет, и он предоставляется лишь самому себе. Достойно и праведно. Но помилуй его, Господи Боже мой, и исцели его, да прославит Тя и да познает, яко всё земное тлен и жизни в себе не имеет, силы, благодати Твоей.

6 августа. Благодарю Господа, покрывшего наготу мою и отъявшего от души моей срамоту мою пред литургией, когда я шел после выноса покойницы Хионии Блиновой служить обедню в соборе, чувствуя себя совершенно чуждым искренней любви к ближним, исполненным самолюбия, неискренности, недоброжелательства, нечувствия, несострадательности к бедствиям ближних (вчерашние погорельцы по Владимирской улице), и – увы! какого-то злорадства, зложелательства. Я оплакал свою нищету, наготу, мертвость сердечную и повергся в бездну милости Божией, в богатство Его щедрот, и – о, радость! я тотчас ощутил в себе благодать Божию; Господь покрыл мою наготу ризою правды Своей, заслуг Своих, отъял безобразие, нелепоту26 смрадность, мертвость мою, даровал мне мир вместо смятения, пространство вместо тесноты, дерзновение вместо уныния, чувство достоинства вместо срамоты. А во время литургии сколь многократно Господь восставлял меня, падающего, когда я взывал к Нему сердечно о помощи, и сколь многократно вместо смерти сердца дарствовал жизнь, вместо малодушия дерзновение, и я совершил литургию милостию Его торжествующим духом и гласом и причастился Святых Таин животворно. Благодарю Господа. Молебны служил и крестины совершил с энергией, с верою, непреткновенно.

Благодарю Господа за благодатную помощь при совершении всенощного бдения в Успенской церкви и за великое просвещение и умиление сердца, особенно при каждении на полиелее и при стоянии у Евангелия во время канона. Кадя святые иконы Спасителя, Божией Матери с Предвечным Младенцем, праздников двунадесятых и святых и ранее [изображение] на царских вратах Благовещения – главизны нашего спасения, я озарился следующими мыслями и чувствами: чрез благовещение Архангела небо соединилось с землею, Бог соединился с человеками, человеческая природа безмерно почтена, украшена, облагоухана (мощи святых), обожена; мы должны пламенно благодарить за сие Бога, нас возлюбившего, любить Его, должны жить достойно такого звания, такого попечения Божия о нас, такой любви Его к нам, должны жить свято, должны возноситься горе́, к небесному отечеству, вечному, непоколебимому, а мы, священники, должны сознавать свое высокое призвание и достоинство и служить с достоинством, благоговейно, сердечно, возвышенным умом и сердцем, в мире и любви. Каждая икона в церкви говорит уму и сердцу весьма много, поучительно, назидательно, умилительно. Благодарю Господа, укрепившего меня сказать с твердостью весь отпуст со всеми святыми.

Христиане православные – сочленение Божие, стадо Христово, члены тела Его, от плоти Его и от костей Его [Еф.5:30], храмы, церкви Его одушевленные, чада Его, сыны и дщери Его, овцы пажити Его, рождие27 Его, тело Его, а Он – Глава, сосуды Его одушевленные, образ и подобие Его, достояние Его. Как высоко звание христианина! Как близки истинные христиане к Богу! Как особенно близки к Богу святые угодники Его, друзи Его! Как сильно ходатайство их за нас пред Богом!

В праздник Преображения за обедней я возмущен был тем, что дьячок Зрелов пропустил по рассеянности антифоны праздника; возмущение происходило от гнева и неприязненного к нему чувства, но я внутренно немедленно покаялся пред Господом, прося милостиво пременить во мне чувство гнева на кротость и снисходительность, на мягкость и благость, и помиловал Господь, и я успокоился и служил с дерзновением.

Сегодня, 7 августа в воскресение, при служении литургии в Успенской церкви враг бесплотный и дух нечистый возмутил меня чрез видение мальчика Николая Гречухина, бывшего в алтаре. Раздражительность чувственности происходила от вчерашнего очень сытного обеда похоронного у Блиновой на рынке. О, окаянный я человек! Зная страстность своей плоти, я не умерщвляю ее постоянно и не пощусь. Вот Успенский пост проходит, а я всё лакомлюсь и пью виноградное вино. Горе мне!

8 августа. В красоте тварей да вижу всегда красоту Божию и да прилепляюсь всем сердцем к Творцу, могущему сотворить из праха такую красоту, видимую во всем мире и в отдельных тварях, особенно в человеках. Слава Тебе, прекраснейший, всемогущий, всеблагий и премудрый, безначальный и непостижимый, неизреченный Творче и Владыко и Отче наш в Трех Лицах – Отче, Сыне и Душе Святый.

Благодарю Господа, даровавшего мне благодать совершить непреткновенно панихиду по душе Александра [В...] Евфимова в гимназии при многих посетителях. Молился с сердечным убеждением, проникнувшим всё существо мое.

Благодарю Господа, давшего мне благодать отринуть от сердца сластный блудный помысл, коим нечистый мечтал28 растлить сердце мое и лишить благодати Святого Духа. Как мне было покойно и пространно по отражении греха и тления, подступившего в виде сладкого жала! Слава Отцу и Сыну и Святому Духу! Но даждь мне, Господи, одолеть жало страхов демонских.

Игроки! Вашими душами играет сатана. А игрушка ли душа наша? Образом ли и подобием Божиим играть? Не к важным ли обязанностям, не к исполнению ли заповедей Божиих мы все призваны? Картежники! Театроманы! Чревоугодники! Клубопосетители!

Сильно пострадал я сегодня на панихиде Евфимова от искушений плоти своей грешной и от врага при говорении отпуста. Вчерашнее лакомство – яблоки, варенье клубничное, вино у Феодора Васильева сбило сердце мое с толку, облекло его в сласть и блудное расположение. Долго томился я в плену врага, лишенный присутствия Божия в сердце, долго каялся, осуждал, обличал себя, прося у Господа милости, ходя в Летнем саду, наконец Господь послал мне благодать милости, очищения, умирения, освящения, свободы, здравия. Возмездие, еже подобаша прелести29 моей от красивого женского сочувственного лица, в себе восприях [Рим.1:27]. А человек трава, прах, гной. Горе мне без службы Божией, особенно без литургии, – прелесть одолевает, в плен нагло берет. (Желудок был расстроен, нервы расстроены, поутру пил чай без позыва к нему и еще с частию просфоры также без позыва, без нужды – всё погрешности! О, грехи! Грехи тяжкие!)

Неверен я оказался в сердце и в слове моем пред Господом на панихиде по Александре Влас. Евфимове, одолен быв пристрастием личным, или лицеприятием. О, окаянный! Зачем не имею любви духовной, нелицемерной ко всякому человеку, равно красивому и некрасивому (особенно женскому), юному и старому, достаточному и бедному? А эта любовь, которую я чувствую исключительно к некоторым, есть только [изгарь], отребье любви, яд подслащенный, растление ума и сердца, да и плоти. Ну как мне с такою любовью явиться лицу Божию? Вот из-за такой пристрастной любви я убоялся страха там, идеже не бе страх [Пс.13:5], и сильно уязвился, омрачился. Слава праведному суду Божию!

9. Окаянный, не забочусь я об исправлении сердца и жития своего: предаюсь лакомству и чревоугодию, нарушая пост Пресвятой Богородицы. Достойно оставляет меня благодать и повергает меня во внутренний блуд и срамоту. Но хотя отныне постись, бессовестный. И грешу после толикократного30 причащения Святых Таин Тела и Крови Господа моего Иисуса Христа!

Когда чувствуешь в себе наглое насилие страстей злобы, зависти, честолюбия, блуда, чревоугодия, сребролюбия, неприязни к ближнему, уныния, то не вини в своих грехах людей, которых душа твоя почитает виновниками твоего мучения страстного, но признавай за несомненное, что ты сам крайне развратился, крайне растлил себя грехами, а ближних считай неповинными в том или, если они действительно виновны в причинении тебе какой-либо обиды или вообще неправды, нимало не сердись на них, но молись за них Богу, да обратит их на путь евангельский, на путь мира, любви, святости и правды, и будь к ним благодарен за то, что они, хоть иногда против воли своей, дают тебе спасительное познание о себе самом, именно, что ты очень, очень грешен и порабощен различным страстям, от которых надобно немедленно исправляться, да не возмогут и да не окрепнут в тебе до невозможности побороть и искоренить их. Ибо навык к ним постоянный делает их второю природою. Таковы блуд, гордость, ненависть, лицеприятие, зависть, чревоугодие, лакомство, пиянство, непокорность, смущение, боязнь, уныние и проч. (По поводу неприветливости отца диакона Софронова в церкви 9 августа у утрени. Эта неприветливость повторяется часто. Не постави ему, Господи, греха сего. Отпусти ему, Господи, не весть бо, что творит. Претвори его, Господи, во благого. Благодарю Тебя, Господи, яко ради его познах множество грехов моих. Благодарю и тебя, Петр Александрович, честны́й сослужителю, что ты дал мне познание истинное о себе, что я негодяй и мерзавец, кроме моего священства.)

Благодарю Господа, избавившего меня по усердной и настоятельной молитве моей внутренней в Летнем саду в двенадцатом часу дня и по дороге на кладбище в шесть часов вечера от великой тесноты, скорби и огорчения на товарища по гимназии Александра Ал. Удальцова, пренебрегшего мною и не приветствовавшего меня при встрече, вопреки принятым приличиям (тогда как я его всегда приветствовал), тогда как он всех прочих приветствовал. Я счел все приличия мира сего за тень и дым и, как человеков (да и себя тут), за суету. Я облекся верою в Господа, вседовлеющее мое благо, и тотчас успокоился, просветился, оживотворился, укрепился. Буду я независим от всех этих житейских сует и от самых людей, кто бы они ни были, не буду рабом человекам, будучи сам по образу и подобию Божию и притом иереем и протоиереем (хотя и грешен я), слугою Бога Всевышнего, пред Которым весь мир ничто, и все князи яко ничтоже, и все народы как капли в кади [Ис.40:15].

Отчего страхи смущают меня пред сильными мира во время богослужения? Оттого, что во мне нет искренней к ним любви. Любовь вон изгоняет страх, ибо страх имеет мучение [1.4:18]. Я вообще скуден, нищ любовию. Господи! Даруй мне истинную и нелицемерную любовь.

Славлю Господа, многократно избавившего меня сегодня от скорбей, теснот и срамоты греховных, страстных движений сердца, когда я взывал к Нему в покаянии, с верою и упованием, и даровавшего мне победу над страстями и мир с свободою духа и дерзновением.

Всё, что есть верного, праведного, твердого, постоянного, истинно сладостного, животворного – всё это в Боге и только в Нем одном. В мире же нет ничего верного, постоянного – всё преходит, как сон и тень, люди неверны, суетны, лукавы, несправедливы: Ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего [1.2:16].

Слава Живоначальному Духу, каждый день благотворящему мне благоволением Отца Присносущного, благодатию и щедротами Сына Его Соприсносущного, милующего, избавляющего меня от бед и скорбей, очищающего все беззакония мои, избавляющего от истления живот мой, венчающего меня милостию и щедротами [Пс.102:3–4], отъемлющего от меня тяжкое бремя грехов и страстей и лютых скорбей и возлагающего на меня благое иго Христово и легкое бремя Его, утешающего меня верою и упованием, окружающего меня радостями избавления, помогающего мне во всех делах благих, отгоняющего от меня державно злых невидимых супостатов, ищущих на всяк день погубить меня.

Благодарю Господа, спасшего меня вчера в квартире отца Петра Преображенского от тайного некого недоброжелательства ему и корыстно-лукавого расположения сердца моего. Я втайне покаялся в этом тайном действии греха и злобы во мне лукавого как разоритель евангельской заповеди о любви, и Господь снял с меня вину мою, очистил грех мой, успокоил меня. Как много во мне разных грехов! Как я окаянен! Но научи, умудри меня, Господи, свидетелю и ведче сердца моего, любить ближнего, яко себе, искренно ему доброжелательствовать, искренно его любить, сорадоваться ему в радости, сострадать в скорби, сочувствовать успехам его. Убей во мне, Господи, плотское самолюбие, которое все блага хочет привлекать к себе, отъемля у других, хотя Твоею только благодатию я и не отнимал – разве, впрочем, у нищих часто отнимал то, что им назначено было от данного мне Тобою имения, не подавая некоторым из них милостыни. Прости, Господи, и умудри любить Твое создание и достояние, как себя. Видел я вчера труды великие, в Академии бывшие, подъятые отцом Петром П. Преображенским по составлению курсового сочинения, не моим трудам чета, и удивился его стойкости и терпению. Если бы мне иметь такую стойкость и такое терпение! Уважай его глубоко как достойного пастыря и законоучителя.

Прискорбно было слышать о шурине его, иерее Павле Петровиче (в Нарвском уезде), одержимом запоем и беснованием, и страхами демонскими (напоминают демоны разные грехи). Последнее бывает и со мною. Помяни его, Господи, ради имени Твоего во Царствии Твоем и избави его от врагов его, как меня недостойного. Буди!

11 августа. Слава Господу, разоблачившему клевету диавола на брата моего Александра Ал. Удальцова, будто он презирает и ненавидит меня за что-то; но мне стыдение лица, что я принимал за правду его клевету и беспокоился, мучился из-за мнимой неприязни товарища. Вперед наука.

Господи! Благодарю Тебя, яко Ты ввел меня в семейную среду, обуздывающую мои страсти и прилепляющую против воли ее или помимо воли ее к Тебе, Всетворцу и Благодетелю. Но обуздай, Владыко Господи, страсти и домашних моих, яко укрепишася в них зело, зело.

Благодарю Тебя, Господи, яко презрел еси вчера вечером на покаяние мое в борьбе моей с противными силами и смятение и бурю в мир претворил еси. Велико спасение Твое, Господи! Но даждь, Господи, созданию Твоему Анне единомыслие с Церковью Твоею, с заповедями Твоими, чтобы и я был единомыслен с нею. Благодарю Тебя, яко и нынешний день Ты презрел на молитву покаяния и смятение мое преложил на мир. Но когда слуга моя Анна, избалованная и затупленная умственно и нравственно домашними моими, будет делать с толком и вниманием малое дело свое? Двадцать с лишком лет я терплю ее пакости непрестанные, разве и Ты, о Многомилостиве и Долготерпеливе, потерпиши еще и еще безумию моему по слову Твоему: какою мерою мерите, такою и вам будут мерить [Мф.7:2]. Потерплю Господа, да потерпит на мне Господь.

Благодарю Господа за чудное посещение моего недостоинства милостию Своею в присутствии Тимофея Александровича Моисеева, почтенного старца, майора восьмидесяти семи лет. Меня насиловала страсть озлобления на сестру Анну К. Ц., смущала, теснила, омрачала, посрамляла меня. Но я призвал в покаянии имя Господне и вскоре ощутил преславное спасение Божие в душе своей: душа стала кротка, незлобива, мирна, свободна, светла, сильна Духом Святым. Я утешился, воскреснув от духовной смерти. Слава чудесам милости Господа, на всяком месте спасающего меня, на всякий час, во всяких положениях и обстоятельствах. Получил милость Божию, сидя в гостиной с Тимофеем Александровичем Моисеевым. Дал два рубля на поминовение усопшего раба Божия, отца его, Александра Никифоровича. Да помянет его Господь Бог во Царствии Своем, простив всякое согрешение, вольное и невольное.

12 августа. Три с половиной часа пополудни. Слава Тебе, в милости непобедимый Господи! Несть, воистину, грех, побеждающ человеколюбие Твое. Ты услышал меня, везде сый и вся исполняй31 когда я в великой тесноте и скорби ходил, каясь во грехе своем, что слово неприязненно сказал свояченице своей Анне, крайне раздражительной и пререкательной; ходил я по Александровской улице и отчасти около западной деревянной стенки и за городом по поперечной дорожке между огородами. За городом Ты излиял на меня великую Свою милость, милость прощения, врачевания, мира, пространства и свободы. Развязал Ты меня, Владыко, от уз смертных; разреши от грехов и сестру Анну, даровав ей глубокое, слезное покаяние. Ей, аминь! Буди, буди, буди! Смири ю, Господи, да не погибнет в вознесенной гордыне своей, в противлении своем, в непокорении своем, в лукавстве своем, в ропоте своем, во лжи своей, в сребролюбии своем, в вещенадеянии своем.

С 13-го на 14-е (день воскресный) ночь спал очень плохо: сделалось какое-то колотье в пояснице и в боках, не дававшее спать, думаю – от большой пыли в соборе (дома племянник Иван Васильевич Фиделин разбирал книги и поднял пыль) и от грибной пищи. В три часа утра встал, оделся и отправился гулять на свежий воздух, гулял целый час, пришел – заснул порядочно. Обедню служил порядочно, голос ничего, впрочем, и не твердый, больше слабый. Укорял себя за частое растление чревоугодием, лакомством, винопитием, несоблюдением поста. Припомнил слова Апостола: Земля, пившая многократно сходящий на нее дождь и произращающая злак, полезный тем, для которых и возделывается, получает благословение от Бога; а производящая терния и волчцы32 негодна и близка к проклятию, которого конецсожжение [Евр.6:7–8]. Умолял Господа еще потерпеть мне, грешному паче всех. После причастия голос сделался могучим; заамвонную прочитал бойко, сильно; отпуст не весь, сконфузился Бритнева, коему в то время давал сторож просфоры; слова: ихже даруй Святым Твоим Церквам и далее не мог сказать, сробел Бог весть чего. Благодарю за милость Божию. Благодарю Господа, сподобившего меня приготовить и иссушить Святые Дары для болящих. Господи! Даруй мне взять верх над невидимыми супостатами и видимыми. Чего я боюсь Филиппа Степанова, Ник. Сидорова, Бритнева и подобных большаков города? Эта боязнь от диавола: раб Божий не должен никого бояться.

Господи! Даруй мне любить всех искренно и молиться за всех горячо. Этого у меня нет во время богослужения и вне его. Различные страсти и пристрастия житейские иссушили любовь, охладили сердце мое.

16 августа. Благодарю Господа, что голова моя, болевшая двое суток, хотя с промежутками, сегодня в ночи поправилась вследствие очищения желудка и начавшегося сильного дождя, обложившего всё небо (пред дождем болело и вследствие засорения желчи). Благодарю Господа за дар умиления во время литургии праздничной в Успенской церкви при соборном служении и за оживотворение души моей, умерщвленной грехами и пристрастиями житейскими.

Даруй мне сегодня, Господи, благодать с чувством, с нежностию сердца, спокойно, свободным духом, непреткновенно совершить раннюю литургию и благодарственный молебен пред актом гимназии. Ей, даруй, Господи! Подкрепи меня, помоги мне в немощи моей, юже сам, Господи, вем. Даруй мне и языком и пишущею рукою благодарить и славить Тебя, Бога моего, во вся дни, до последнего моего издыхания. Аминь.

17 августа. Среда. Благодарю Господа, сподобившего меня хотя и с большим смущением по причине грехов моих, но с пользою для души совершить частную литургию за упокой родных моих в Успенской церкви и укрепившего душу мою для совершения торжественного молебна пред актом гимназии и для произнесения речи, мною составленной.

Господи! Помилуй мя, ходящего не по духу, а по плоти, ибо я чревоугодник, винопийца и иные тьмочисленные страсти не оскудеша от мене33. Исправи мя, Господи! Научи мя оправданием Твоим; я бедствую внутренно тяжко. Служение без диакона вчерашней литургии показало мне особенно ясно, что я крайне страстен, немощен духом без числа, и всё по причине чревоугодия.

18. Благодарю Господа, неоднократно возведшего меня от смерти греховной к жизни благодатной, мирной, по молитве покаяния моего. Благодарю благопослушливого Господа, надежду непостыдную. Благодарю Господа, давшего мне одолеть врага и все смущения его и непреткновенно, с дерзновением сказать возгласы и отпуст на панихиде по рабе Божием Иакове (хлебнике на канаве, в доме Осетровой). Слава Тебе, Господи, победа моя, сила моя.

Будете яко бози [Быт.3:5], сказал змий первозданной чете. Приняв это внушение, они в самом деле возмечтали быть яко бози, впали в гордыню и свою гордыню передали своим потомкам. С тех пор многие, многие из людей в прежние века и ныне мечтают быть яко бози: их мучила и мучит гордость, честолюбие и славолюбие мира сего; наперерыв они стараются быть выше один другого, терзаются завистию, если брат стал выше или равным по чести, богатству и прочим житейским благам; стараются быть равными или превзойти ближнего по наградам, нахватать их, так сказать, всеми средствами или путями сколь можно больше, забывая, что Бог дал нам величайшее богатство и величайшую честь в образе и подобии Божием, по которому они сотворены, в обожении их Господом, в том, что Он Себя Самого дал в достояние боящимся Его [Пс.60:6], давая им в пищу и питье Самого Себя, соделывая их храмами Духа Святого, домом Святой Троицы. О, как многие из нас хотят быть богами в веке сем! Как они забывают, что они окаянны, бедны, нищи, слепы, наги по делам своим, что непрестанно прогневляют Господа и достойны не награды, а бесчестия, не радости, а муки. Где нищета духа вследствие глубины падения, растления, греховности? Где плач о грехах? Где смирение? Где алчба и жажда правды? Где милостыня? Где чистота сердца? Где миротворство? Где ревность по правде и обличение неправды?

18. Быть в пыли известковой, кирпичной, [наседной], как вчера в церкви, для меня крайне вредно: кровь становится острою, жгучею и не дает спать ночью, как сегодня. Блох от пыли множество – тоже жалят меня жальцами своими. Чаю много пил я вчера, и это на нервы дурно действует. И треска с картофелем мне повредила. Молоко надо пить всякий день. Господи! Благодарю Тебя, радость моя, святыня моя, за новый день милости Твоей, за воссиявшее вновь солнце.

Слова: да святится имя... предполагают в говорящем сильное желание святости, ревность о святой жизни; да приидет Царствие Твое предполагает сильную ненависть к царствующему в нас греху и сильное желание Царствия в нас Христова; да будет воля Твоя предполагают в нас отвращение с ненавистию от воли диавола и своеволия греховного и благоговение с любвию к воле Божией как премудрой, всеблагой, всесовершенной и спасительной и презрение совершенное к воле диавола как нелепой, безумной, злой и всегубительной. Хлеб наш... предполагает в нас любовь к умеренности и воздержанию в пище, питии и прочих насущных потребностях и презрение к роскоши, пресыщению, пьянству, сластолюбию. Остави нам долги наша предполагает ненависть ко грехам, искреннее, глубокое, нелицемерное покаяние и искреннее желание исправления; якоже и мы... готовность всегда прощать погрешности против нас других и не быть злопамятными, ибо мы все болим грехами, склонны болезненно ко греху; не введи нас во искушение предполагает в нас удаление от соблазнов и искушений, на которые мы сплошь и рядом идем сами (в случае чревоугодия, пьянства, блуда); избави нас от лукавого предполагает в нас всегдашнее бодрствование на страже своего спасения, ненависть к диаволу, начальнику всякого зла.

Благодарю Тебя, Господи, хранитель нетления, яко вчера избавил мя еси от движения сердца, противного святыне Твоей в доме Осетровой, от нечистоты сердца.

18. Благодарю Господа за дар великого умиления со слезами во время литургии в Думской Успенской церкви и за чудное оживотворение меня, немощного и умерщвленного своими прегрешениями человека, Своею благодатию прежде причащения Святых Таин и особенно по причащении их. Благодарю Господа за многократное, явное спасение от злых козней врага. Никогда искренняя покаянная молитва не посрамляла меня, всегда выслушивана была Богом и приносила мне разрешение, спокойствие, свободу, мир, радость, правду, святыню. Велико и спасительно имя Господне. Да будет оно для всех спасительно.

Грех ужасно растлил, осквернил, омрачил, обезобразил, обессилил всё существо мое – душу и тело, но Христос Господь Своим крестом, то есть Своими [страданиями] и смертию на Кресте, а прежде сего Своим Божественным учением всего меня спас, избавил от проклятия и смерти вечной, обесчещенного облагородил и прославил, оскверненного очистил, омраченного просветил, обезображенного украсил, немощного укрепил, растленного оживотворил и обновил, и для того, чтобы эти блага доставлять всегда, до скончания века всем человекам, желающим спасения, Он основал Церковь и в ней оставил все силы Свои к животу и благочестию [2.1:3], учредил богослужение, проповедь слова Божия, Таинства, духовную иерархию, пастырей и учителей Церкви. Слава, Господи, Кресту Твоему честному и воскресению. Буду я славить Тебя всегда.

19 августа. Владычице Богородице! Ты – проявление и олицетворение всяческих совершенств Творца и Сына Твоего, Господа Иисуса Христа, Его добродетелями всяческими Ты светло украшена; Он всегда в Тебе почивает, чрез Тебя и в Тебе благотворит, спасает, милует, помогает, чудодействует непрестанно.

Согрешил я сегодня пред Господом: на нищего прогневался и воскричал за то, что не на то употребил данные ему мною деньги, не на одежду, а хозяйке за квартиру. Господа я огорчил, заповедавшего нам кротость, незлобие, смирение, терпение, и себя расстроил, лишил себя мира, благодати, огорчил Духа Святого, Который есть дыхание мое и святыня моя, мир мой, свет очию моею, пространство сердца моего, радость моя. Но каюсь от всей души: помилуй мя, Господи, и мир Твой даруй мне имени Твоего ради. Аминь. Приях, еже просих у Господа, и благодарю. Слава Тебе, благопослушливе и скоропослушливе Господи Спасителю мой!

Благодарю Господа, даровавшего мне благодать и силу совершить единолично без диакона молебен пред началом учения и водосвятие в училище попечительства; совершил с дерзновением, сердечно, твердо.

20-го и 21 августа был в столице и, смотря на богатство и великолепие зданий, на богатство, разнообразие, многополезность произведений природы и искусства в магазинах, лавках, на судках, в разносе, дивом дивился я благости, творчеству, премудрости, красоте, величию, всемогуществу, промыслительности Бога нашего, всё создавшего и умудрившего человека делать всякие полезные, прекрасные, разнообразные и бесчисленные вещи, а наипаче тому, что человек сам сотворен по образу и подобию Божию и, падший, чудно восстановляется и обновляется и возводится к совершенству.

Варенья не есть: вредно для нервов. В пищу черный хлеб употреблять, белый только изредка и крайне мало, особенно булку.

Глупо и безрассудно я сделал, поев сегодня просфирки Анны Константиновны утром без нужды, по одной прихоти: вот доселе страдаю тяготою и болью в желудке, расслаблением. Согрешил пред Богом, Божиею Материю, пред Ангелами святыми, пред всеми святыми и пред собою.

23 августа. Господи, благослови! Служил сегодня в Думской Успенской церкви обедню соборне с отцом протоиереем Павлом и священником М. Петр. Клепачевским по покойнице Марии Ивановне Калмыковой. После неслужения целой недели и разного невоздержания в пище и питье (и после прогулки в Питер), я чувствовал крайнее душевное бессилие, растление всего существа, злое, страшное жало диавола внутри и такое же насилие вражие к неприязни относительно настоятеля, насилие, с которым я до поту боролся во всю обедню и даже после обедни. Горе без благодати Божией, горе без литургии мне, растленному грешнику. Причастился ко оживлению, но потом опять во время отпевания враг премог меня, уязвил, смутил. Протоиерей во время служения, казалось мне, важничал, держал себя гордо и надменно. Но не гордо и надменно, а с приличною сану важностию; я погрешил в мнении, помыслив о нем злое, и наказан был за зло. Я познал потом, по дороге к воротам, что протоиерей вовсе не зол, а муж благий, кроткий, ровный, степенный. Он разговаривал со мною по-братски. Вследствие такого убеждения у меня отпало от души всякое зло. В гимназии в первом и четвертом классах чувствовал себя подавленным и не совсем свободным, особенно в четвертом классе. Господи, помилуй мя.

Вчера я был на трех угощениях. Пространно питающаяся душа заживо умирает [1.5:6]. Такова моя.

24 августа. Благодарю Господа за нынешнюю раннюю литургию, во время которой Господь сподобил меня умиления, дерзновения, мира и величайшего спасения. Слава неистощимому Его милосердию и Его неисчетным щедротам. Благодарю Господа, не отвергшего меня от Своей благости ради множества грехов моих.

25 августа. Благодарю всеблагого, скоропослушливого, благоуветливого и благопременительного Бога и Господа моего Иисуса Христа, услышавшего скоро покаянный вопль сердца моего и помиловавшего меня, и даровавшего мне жизнь из мертвых, мир, пространство, свободу, дерзновение на молитве (два молебна). Славлю и превозношу Господа, купно же с Ним и Преблагую Матерь Его, Пречистую и Преблагословенную Богородицу Марию, Предстательницу и Помощницу мою воистину.

26. Скверно я сделал вчера, что покушал мяса (языка) на закуске у лавочника в Неустроевом доме (каменном) после икры с хлебом черным, [селедки] после пирога: сердце мое огрубело и отяжелел живот; скверно и то, что вечером дома покушал жирных щей (ложек пять-шесть) и жаркого мяса. О, алчность! Согрешил пред Богом и пред самим собою и пред людьми.

27. Суббота. Благодарю Господа, чудодействующего во мне на всякий день, милующего меня, когда я искренно каюсь в прегрешениях моих: вчера многократно Господь помиловал меня: раз в Кудрявцевском флигеле у Петербургских ворот (на Песочной улице), когда я уязвился от змия за лицеприятие свое (женщина показалась некрасивою, и я почувствовал легкое, невольное отвращение) и потом покаялся в своем лицеприятии (образ Божий один во всех), а потом, когда я посмотрел на картину молодой женщины полунагой в магазине Куликова и соблазнился, уязвясь похотью. Опять покаялся и получил прощение. У господина [П...] крестил Божиею милостию великолепно.

После всенощной 27 августа (на воскресение). Благодарю Господа, многократно попалившего терние грехов моих во время всенощной благодатию Святого Духа и даровавшего мне просвещение, дерзновение, умиление со слезами. С великим дерзновением я кадил на полиелее и читал молитву Помилуй мя, Боже, псалом Давида. Благодарю Господа, избавившего меня от терния лукавого по окончании всенощной (Христе, Свете не всё выговорил, отпуст несколько не высказал окончательный на первом часе).

Благодарю Господа, спасшего меня по безмерной Своей милости в церкви полковой (в Головаревском доме), в которую я прибыл для спасения по поводу болящей рабы Божией Надежды Васильевны Корольковой, жены священника Василия Дмитриевича Королькова. Сильно враг бесплотный теснил и жег меня: я припал с верою к престолу и умирился, оживился и прекрасно прочитал молитвы пред исповедию и после исповеди. Слава силе Твоей, Господи!

В дух богослужения, столь небесный, любвеобильный, святой, всеобъемлющий, надо вникать всем христианам и детям христианских родителей. Этот дух всегда нов, нестареющ и по широте и высокости, святости, выспренности34 своей не для многих верующих доступен, как связавшихся житейскими похотями и сластями и страстями. До него нужно достигать всем. О сем слава Господу и Церкви Его святейшей, освящающей нас, руководящей нас к любви, к Небесному Царствию.

Грех есть величайший, преднамеренный глупец и в то же время величайший лукавец и хитрец, величайший злодей, прелюбодей, алчный и жадный, корыстный, завистливый и пр. Ах, как он меня глупит, бьет, убивает, например, в злобе, чревоугодии, пьянстве, в зависти, в лености, объядении.

Домашний у каждого человека суд совести напоминает нам о будущем всеобщем нелицеприятном суде Божием и вместе есть доказательство будущего суда. Надо внимать этому домашнему судии и слушаться его.

К молитве надо всегда принуждать себя: сначала неохотно и тяжело человеку осуетившемуся и огрубевшему сердцем от житейских пристрастий, а потом, по мере понуждения, веры и усердия, будет легче и легче молиться.

Сердца наши – храмы Христовы: в чистоте и благоухании добродетелей надо всегда содержать их.

Спешите, спешите ко храму Божию.

28 августа. Воскресение. Благодарю Господа, чудодействовавшего во мне и ныне во время литургии: пред литургией и в начале ее была у меня крайняя скорбь, теснота, немощь душевная и телесная от действия вражия (из-за мяса: много показалось [расхода денег]), но когда я с верою, в покаянии сердечном припал к престолу Владыки, известно35 ведая, что Он невидимо сидит на престоле святом Своем, во всем существе моем сделалось свободно, легко, мирно, животворно. Потом, когда опять враги возмогли во мне от воззрения моего на человека, лазящего по лесам, и я смутился и от бессилия скрал, не выговорив слов молитвы о победе над врагами, я опять прибег к Богу спасения моего и снова ощутил в сердце наместо тесноты простор, наместо смятения мир, наместо смерти – жизнь! Чудно имя Господне! Всю обедню совершил потом победоносно; на великом входе выговорил все имена царской фамилии; В первых помяни всё, заамвонную молитву всю, отпуст весь. Благодарю Господа за дерзновение. Во время всенощной на 29-е августа Господь чудодействовал во мне снова: мертвого по грехам чревоугодия, пресыщения и пиянства оживил (у Константинова кондитера ел и пил прежде времени, не имея аппетита, потом дома ел щи и мяса немного), сподобил величайшего умиления и источника слез; Евангелие прочитал весьма покойно, без препоны канон Предтече читал, отпуст весь сказал, Христе, Свете истинный всё.

29 августа. Утро сегодня было для меня крайне тягостно от тяжких искушений насильника, истязателя диавола. Причина вот, между прочим, какая: разделил я с дьячком Зреловым три рубля, полученные за напутствие больной с молебном жены кондитера Татьяны Константиновой; дьячку дано девяносто копеек; я подумал: ему и без того дано у Константинова, да я еще дал девяносто копеек – он больше меня получит, и позавидовал ему – это меня уязвило, смяло, убило; враг того и ждал и налег на меня всей адской тяжестью. До молебна на плавучих доках, во время молебна, во время обедни – ах, как тяжело было мне, ужасно! Это мне наказание и за вчерашнее пресыщение у Константинова после литургии и причастия Святых Таин. Доколе я буду работать чреву и оскорблять Духа благодати? Теперь, после литургии и причастия Святых Таин, слава Богу, легко! Господь помиловал после тяжкого испытания. Отец диакон Софронов сегодня упал в церкви Успения Божией Матери во время литургии. Бедный! Когда он поправится? И поправится ли? А диакон крайне нужен нам другой по причине частой службы!

Многократно Господь услышал молитву мою и помиловал меня, от теснот моих на пространство извел меня.

Десять часов вечера. Слава, Господи, благопослушеству Твоему, дивному, неистощимому милосердию Твоему: уязвил меня грех скверный, прелюбодейный – внутри я был в тесноте, скорби, но призвал Тебя, невидимого, яко видя, в покаянии и самоосуждении, и Ты простил мне грех мой, очистил и освятил меня и миром оградил душу мою. Даждь мне возненавидеть всякий грех как плод диавольского непослушания и растления и возлюбить правду во всяком образе; даждь возненавидеть тление и возлюбить нетление. Изсецы36 Господи, из сердца моего терние злобы, зависти, блуда, алчности, честолюбия, нерадения, лености, страха.

На всякий день Ты, Господи, обновляешь меня чрез покаяние благодатию. Благодарю Тебя, Господи! Всех облагодатствуй, Господи!

Священник, да и вообще человек, привыкший к неумеренности в пище и питии, делается легким игралищем врагов невидимых и должен претерпевать от них по правде жестокие, смертельные мучения для вразумления и наказания, как раб своего чрева, как оскорбитель Божиего величества и Божией святыни, отображенных в душе его, созданной по образу и подобию Божию. (Так было вчера со мною при служении литургии: я вытерпел жестокие мучения от злых демонов за чревоугодие, бывшее накануне.)

Господи! Благодарю Тебя от всей души, что Ты премудрым и благостным Своим провидением и промышлением о мне недостойном избавил и избавляешь от многих грехов, не допускаешь проявиться и произойти в дело многим нелепым страстям моим, которые при иных обстоятельствах могли бы легко проявиться и произойти в дело и причинить мне бесчисленное множество зол. Теперь же, при моих обстоятельствах, я волей-неволей должен подавлять и подавляю их и нахожу, что благо, величайшее благо подавлять все порывы страстей многоразличных, как-то: самолюбия, гордости, тщеславия, честолюбия, зависти, неприязни, злобы, блуда, нетерпения, гнева, чревоугодия, пиянства, сребролюбия, лености, праздности, уныния, боязни, смущения, страха, человекоугодия. Так во всем Ты благотворишь мне, Владыко Господи! Благотворишь и тогда и так, когда и как я сам не знаю. О сем буди слава Тебе!

Даруй мне, Господи, добродушно, полусмеясь-полушутя делать замечания детям или взрослым провинившимся, а не сердясь и выходя из себя и тем только себя и других расстраивая и смущая и делая горший37 грех.

Согрешил я пред Господом, не мирно и не от доброго сердца, с раздражением и злобою велев одной несколько нахальной девице отойти с дороги от иконостаса. Обвиняю себя и милости прошу у Господа моего, ведущего тайны сердец наших.

30 августа. Благодарю Господа, даровавшего мне великие и многие победы в нынешний день над невидимыми врагами, нещадно боровшими и озлоблявшими меня. Благодарю Господа, даровавшего мне милость, благодать и силу с великим умилением и слезами совершить позднюю литургию в Успенской церкви и причаститься животворно Божественных Таин, благодатию коих я весь день пребыл неуязвим от невидимых врагов, хотя и пил вино и вкушал сладкие брашна у городского главы, именинника Павла Ивановича Неустроева. Умиление произошло наиболее от живого воспоминания и сознания ежедневных, бесчисленных избавлений Божиих от грехов и невидимых врагов, от тли и тесноты, от сознания непрестанного оживотворения и обновления благодатию. Обедню совершил всю непреткновенно, с дерзновением. Вечерню тоже, несмотря на питие вина. Оно придало мне сил. Мед хороший питейный тоже произвел доброе следствие.

Время – капитал, но как непроизводительно, неразумно употребляют многие это время! Например, сидящие целые вечера и ночи за картами. Что может быть глупее и недостойнее разумного существа – человека, предназначенного к вечности?

Слыша ектении, возгласы, молитвы, песнопения, чтения церковные, человек верующий непременно должен проникнуться чувством собственного достоинства и стараться быть достойным великого своего звания. А как это редко бывает и как наиболее часто забывают это достоинство!

Ласков ли ты к Отцу (Небесному)? Ласков ли к Матери Божией? Свойствен ли? Не чужд ли сердцем? Отчего не ласков, не свойствен, чужд?

Встав от сна, человек начинает уже грешить внутренно: либо он восхваляет себя и унижает других, либо недоволен другими и неприязнен к ним, либо он думает о чревоугодии и пирах, либо о картах, либо ищет удовлетворения честолюбия своего или любостяжания, либо думает о делах нечистых, – Боже мой! Весь человек проникнут грехом! Где же стремление к Тебе, Богу живому, Богу благодеющему? Где стремление к святости, к правде, к вечной жизни на небе? Где помышление и стремление к подражанию святым? К сожитию с ними, друзьями Божиими, ревнителями правды, борцами и мучениками правды?

Господи! Благодарю Тебя, яко здрава мя и ныне воздвиг от сна, аще и грешен есмь.

31 августа. Благодарю Господа, даровавшего мне непотребному благодать совершить литургию в соборе при немощи духа и тела с умилением и непреткновением. Но под самый конец литургии во время причащения и потом была ужасная борьба с миродержителями тьмы века сего из-за пустых, по-видимому, вещей: мне, или демону, который дан мне искушать меня, или моему своенравию и упрямству, не понравилось, что дьячок Зрелов во время причащения моего поет один причастен часто: Под Твою милость прибегаем, Богородице! Это просто спесь демонская! Отчего не повторять часто эту песнь, отчего не прибегать часто под милость Владычицы, необходимой мне и всем православным христианам? Мне желательно, чтобы дьячок разнообразил причастны по дням, как и Святая Церковь положила не одни и те же причастны. Но замечательно смущение и недовольство, досада внутренняя на то, что дьячок пел эту умилительную, прекрасную песнь, замечательно зло на эту песнь – явно от диавола происходившее, и он, окаянный, этим почти сломил меня, смутил, уязвил, убил, хотя потом был опять побежден благодатию Божиею. Никогда не должен я огорчаться на повторение одних и тех же песней, исполненных благодати Святого Духа, иначе это явно было бы противлением Святому Духу, дышащему в священных песнях, это была бы злоба злого духа во мне, как и бывает, к несчастию, по моему скудоумию и своенравию. Желать всякий день разнообразия причастнов и неповторения одних и тех же по временам было бы равносильно желанию, чтобы не повторяли и прочих священных песней, ектений и возгласов, всегда одних и тех же. А это нелепо. О, злоба злого духа против Владычицы Богородицы! Вижу тебя, демоне всескверне, всезлобне, вселукаве, и презираю тебя. Да победит и да проженет тебя благодать Духа Святого, как и прогоняет и всегда прогоняла со всеми твоими пакостями и нелепостями. О, как я умиротворился после победы Господней во мне! Славлю Господа! Но скоро потом диавол опять со злобою напал на меня, когда я сидел в Петровском парке против дома губернатора с иеромонахом из Деревяницкого монастыря. Опять не понравилась его физиономия грубоватая (он сильно нюхал табак), по грешному сластолюбию и суетности моей я презрел его, окаянный, хотя он, может быть, в тысячу раз лучше меня в сердце своем: монах был кроткий и добрый. О, как дух злобы напал на меня и мучил меня долго, долго, часа два с половиной! И поделом! Не ищи красоты лица в человеке, нелицеприятию поучайся, иначе презришь многих великих, достойнейших лиц, но некрасивых, если будешь взирать на лица; взирай на человека как на образ и подобие Божие и [преходи] плоть, лицо – это оболочка человека, не сам человек. Долго я молился, каясь в своем грехе, и Господь помиловал. Вчерашнее чревоугодие и пиянство весьма много способствовало этим заблуждениям сердечным, этому усилению во мне сластолюбия и суетности, этой силе во мне врагов невидимых. Надо воздержание и молитва непрестанная.

Деньги послать Жевержееву купцу в Питер.

Царю Небесный... Отче наш, Иже еси на небесех... Христос нас соделал из земных, грешных – небесными, святыми... Эти слова: Царю Небесный, Отче... на небесех должны быть для нас врачевством против земных, житейских пристрастий, которые вводят нас в бесчисленные грехи. В словах молитвы Царю Небесный и молитвы Отче наш заключается руководящая нить для жизни христианина, обновляющая сила. Христианин должен быть свят, небесно жить на земле, всем сердцем желать и домогаться Царствия Божия чрез исполнение всесвятой, премудрой, всеблаженной и всесовершенной воли Его, воздержно всегда жить и не искать роскоши в столе; воздержание – мать здравия и спутник благодати; каяться искренно всяк день во грехах и прощать обиды другим, столь обычные между людьми в общежитии; удаляться соблазнов и не поддаваться лукавому, смущающему на грех, памятуя, что мы дети Божии, и что Богу удобно всё это даровать нам, и что за всё это мы получим Царство Небесное, облечемся силою Божиею и прославимся в бесконечные веки. Аминь. Истинно, непреложно. Чудная молитва!

* * *

21

Неумытный (церк.-слав.) – неподкупный.

22

Велиар (евр.) – букв.: ничтожный, негодный. В Библии это слово прилагается ко всем развратным, нечестивым и злым людям, но в особенности к сатане, как главному виновнику всякого нечестия и зла.

23

Отродити (церк.-слав.) – возродить, дать новое рождение в святом Крещении.

24

Запечатление – Таинство Миропомазания. Христианин приемлет благодать и действие Святого Духа через Святое Крещение и Миропомазание; священник, совершая помазание святым миром, произносит: «Печать дара Духа Святаго». Как пишет преподобный Ефрем Сирин: «Печатью Святого Духа запечатлены все входы в душе твоей, печатью помазания запечатлены все твои члены».

25

Про́стый (церк.-слав.) – в значении: цельный, неделимый на части.

26

Лепота (церк.-слав.) – красота.

27

Рождие (церк.-слав.) – ветвь, отрасль.

28

Мечта, мечтание (церк.-слав.) – призрак, пустой вид, обольщение.

29

См. сноску 7.

30

Толикократно (церк.-слав.) –многократно.

31

Молитва Святому Духу «Царю Небесный».

32

Волчец (церк.-слав.) – колючее растение, чертополох.

33

Молитва Симеона Метафраста «Яко на Страшнем Твоем и нелицеприемнем предстояй Судилище» из последования молитв ко Святому Причащению.

34

Выспренний (церк.-слав.) – высокий (от «выспрь» – вверх).

35

Известный (церк.-слав.) – верный, несомненный; твердо уверенный.

36

Изсецати (церк.-слав.) – высечь, поразить ударом, убить.

37

Горший (церк.-слав.) – худший.


Источник: Дневник / Святой праведный Иоанн Кронштадтский. - Москва : Булат, 2005-. (Духовное наследие Русской православной церкви). / Т. 21: 1877-1879. - 2017. - 559, [1] с.

Комментарии для сайта Cackle